Научная статья на тему 'К вопросу о предоставлении услуг автоперевозки пассажиров'

К вопросу о предоставлении услуг автоперевозки пассажиров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ВОДИТЕЛЬ / ГРУЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ИНСПЕКТОР / ГРАЖДАНИН / АВТОСТАНЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цындря Владимир Николаевич

В статье рассмотрены основные причины нарушений правил перевозки пассажиров автотранспортом. Автором предложены пути решения данной проблемы как в целом, так и в отдельных направлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о предоставлении услуг автоперевозки пассажиров»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

К вопросу о предоставлении услуг автоперевозки пассажиров

Цындря В. Н.

Цындря Владимир Николаевич / Tsyndrya Vladimir Nickolaevitch - кандидат юридических наук,

старший преподаватель, кафедра специальных дисциплин, факультет профессионального обучения сотрудников полиции, Краснодарский университет МВД Российской Федерации, Крымский филиал, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассмотрены основные причины нарушений правил перевозки пассажиров автотранспортом. Автором предложены пути решения данной проблемы как в целом, так и в отдельных направлениях.

Ключевые слова: водитель, груз ответственности, инспектор, гражданин, автостанция, предприниматель, нарушение правил перевозки.

По статистике пресс-центра ГИБДД МВД по Республике Крым число дорожно-транспортных происшествий на полуострове с участием пассажирских автобусов за 2015 год составляет 56 аварий. В результате аварий скончались 13 человек, еще 82 получили различные травмы. Проанализировав показатели статистики за истекшие три года, можно сделать вывод, что дорожно-транспортная обстановка в Республике Крым ухудшилась. В большинстве случаев дорожно-транспортные происшествия с участием пассажирских автобусов несут за собой серьезные последствия с неизбежным наступлением человеческих жертв [1].

В этой работе нами рассмотрен ряд немаловажных аспектов нарушения, которые приводят к аварийной ситуации на дорогах Крыма. Тема готовности транспортных средств к эксплуатации, технического состояния автобуса, укомплектованности, своевременность прохождения технического осмотра, наличие соответствующих разрешительных и регистрационных документов, в том числе путевых листов с отметками о прохождении медицинского осмотра и проверки технического состояния автобуса во все времена с момента появления автомобильного транспорта, являлась насущной, и показатели эти бесспорно влияют на обстановку на дороге и тщательно контролируются соответствующими службами. Однако хотелось бы обратить внимание и на другие актуальные проблемы.

01 мая 2016 года Президентом России был подписан Федеральный закон № 133-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» [2].

Федеральный закон № 133-Ф3 статья 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дополняется частями 4-6, устанавливающими административную ответственность за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом: с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях (штраф на водителей в размере 2,5 тыс. рублей, на должностных лиц - 20,0 тыс. рублей, на юридических лиц -100,0 тыс. рублей); с нарушением запрета допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами без прохождения ими соответствующих инструктажей (штраф на должностных лиц в размере 10 тыс. рублей, юридических -30 тыс. рублей); с нарушением требований Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным

электрическим транспортом, кроме предусмотренных частями 1-5 данной статьи КоАП РФ (штраф на водителей в размере 1,5 тыс. рублей; на должностных лиц -10,0 тысяч рублей; на юридических лиц - 25,0 тысяч рублей) [1].

Полномочиями по рассмотрению административных дел о правонарушениях по вышеуказанной статье КоАП РФ наделяются должностные лица Ространснадзора. Указанная проблема присутствует и окончательно не решена, так как водители междугородних рейсов полуострова продолжают часто пренебрегать Правилами дорожного движения, а именно в части, касаемой Пункта 22.8 «Запрещается перевозить людей: сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства» [3]. Несоблюдение указанных правил приводит к аварийным ситуациям на дорогах и приносит неудобства пассажирам, которые законным путем приобрели билет в кассе автостанции, рассчитывая на комфортабельную поездку.

Виновными в нарушении законов Российской Федерации и Правил дорожного движения зачастую являются сами водители, которые по различным причинам берут «безбилетников», для которых не предусмотрены сидячие места. В связи с этим Госавтоинспекция рекомендует транспортным организациям строже контролировать работу водителей и более тщательно следить за подбором кадров.

Но можно ли во всем винить только водителей, ведь сами граждане, зная, что рискуют своей безопасностью - не покупают билеты в кассах автостанций, то есть, не застрахованы перевозчиком? Если бы каждый человек заботился о своей жизни и соблюдал законодательство, то и дорожных происшествий, возможно, стало бы меньше. Необходимо оказание повсеместной помощи гражданам, которые не могут или не хотят самостоятельно заботиться о своей безопасности и безопасности других участников дорожного движения, в том числе и путем взимания Министерством транспорта штрафов с пассажиров за безбилетный проезд.

При усилении контроля сотрудниками ГИБДД в сфере перевозки пассажиров также можно было бы избежать таких нарушений. Думается было бы целесообразно внесение изменений в ПДД РФ о лишении водителей прав на управление ТС при неоднократном нарушении норм «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Определенную сложность при этом представляет процесс вывода из теневого сегмента рынка нелегальных доходов, что в разы превышают сумму взятки или оплату штрафа.

Безусловно, в данной ситуации можно найти много виновных сторон, ведь на каждом, кто имеет отношение к проезду на транспорте, лежит груз ответственности. Граждане должны осознавать, что их, казалось бы, незначительные нарушения могут привести к трагичным последствиям.

Так, в своих исследованиях Мартынюк С. Н. отмечает, что проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются сотрудники ГИБДД в ходе выполнения оперативно-служебных задач на дорогах страны, возникают внезапно в результате различных дорожных ситуаций. От того, насколько качественно сотрудники ГИБДД установят причины и последствия ДТП, проанализируют полученную информацию, зависит дальнейшее расследование и привлечение к административной, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности виновных участников ДТП [3].

Разумеется, за соблюдение правил перевозки пассажиров несут ответственность как водитель, так и перевозчик (предприниматель). Нарушение правил перевозки людей, естественно, инициатива водителя, но правомерно было бы в данном случае привлечение к административной ответственности предпринимателя, который на основании лицензии осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров данным автобусом [4].

Согласно статистике судебной практики об административных правонарушениях, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в области перевозки пассажиров, редко привлекается к административной ответственности. При

33

сравнении штрафов становится очевидным, что предприниматель, заплатив одни раз штраф в размере 25 тыс. рублей или 100 тыс. рублей (при особых условиях перевозки), впредь будет надлежащим образом контролировать соблюдение водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок [5].

Мы полагаем, для устранения нарушений правил перевозки автотранспортным средством пассажиров целесообразно планомерное проведение политики увеличения размеров штрафов для водителей автотранспортных средств (автобусов, маршрутных такси), в долгосрочной перспективе с лишением права управления ТС.

В связи с упразднением пунктов 1 и 2 Федеральным Законом № 81 от 6 апреля 2015 года ст. 11.18 гл. 11 КоАП РФ, где подробно были описаны виды штрафов за неоплаченный проезд в каждом из видов наземного, водного и воздушного транспорта, размеры штрафов в электропоездах, поездах дальнего следования и наземном городском транспорте насчитываются в соответствии с положениями, указанными в этом законе. По нашему мнению, следует возобновить действие указанных положений путем внесения изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с целью дополнительного нормативного обеспечения привлечения к административной ответственности граждан за безбилетный проезд.

Сотрудникам ГИБДД усилить контроль за безопасностью пассажирских перевозок путем регулярного проведения рейдов для предупреждения и выявления нарушений в сфере оказания услуг перевозки граждан, в ходе которых за нарушение правил перевозки пассажиров транспортным средством к ответственности не только водителей, но и предпринимателей с последующим приостановлением или лишением нарушителей лицензий. В свою очередь предпринимателям надлежащим образом контролировать соблюдение водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок, отстранять от работы злостных нарушителей, вплоть до расторжения трудовых соглашений.

При этом необходимо понимать, что с данной проблемой должны бороться не только государственные, муниципальные и надзорные органы, но и общество в целом, а предложенные мероприятия позволят повысить качество и безопасность перевозок пассажирским транспортом, а также помогут снизить аварийность и смертность на крымских дорогах.

Литература

1. Новости Крыма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimea-news.com/other/2015/10/16/137407.

2. Федеральный закон № 133-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

3. Мартынюк С. Н. Проблемы классификации и анализа дорожно-транспортных происшествий // Общество: политика, экономика, право. № 3 Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2016. С. 134-136.

4. Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации / Перевозка пассажиров и багажа на междугородных маршрутах / Условия проезда.

5. Журнал Транспортное право. № 2, 2015.

6. Указ Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте».

7. Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

8. Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 г. № 725 «Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения проверки в целях принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также для обработки персональных.

9. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.