Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный долг / внешний и внутренний государственный долг / экономическая безопасность / экономическое развитие / public debt / external and internal public debt / economic security / economic development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.В. Кукушкин, Н.Ю. Чаусов

В статье рассмотрено понятие государственного долга, причины его возникновения в экономике России. Показаны некоторые положительные и отрицательные последствия государственного долга, влияющие на экономическую безопасность России. Выделены рискообразующие факторы и обосновано существование потенциальной угрозы экономической безопасности в результате увеличения государственного долга. Сделан вывод о необходимости увеличения доходной части бюджета прежде всего на основе развития российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В.В. Кукушкин, Н.Ю. Чаусов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC DEBT AND ECONOMIC SECURITY

The article examines the concept of public debt and the reasons for its occurrence in the Russian economy. Some positive and negative consequences of public debt affecting the economic security of Russia are shown. Risk factors are identified and the existence of a potential threat to economic security as a result of an increase in public debt is substantiated. A conclusion is made about the need to increase budget revenues, primarily based on the development of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В.В. Кукушкин, студент

Научный руководитель: Н.Ю. Чаусов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-1-248-251

Аннотация. В статье рассмотрено понятие государственного долга, причины его возникновения в экономике России. Показаны некоторые положительные и отрицательные последствия государственного долга, влияющие на экономическую безопасность России. Выделены рискообразующие факторы и обосновано существование потенциальной угрозы экономической безопасности в результате увеличения государственного долга. Сделан вывод о необходимости увеличения доходной части бюджета прежде всего на основе развития российской экономики.

Ключевые слова: государственный долг, внешний и внутренний государственный долг, экономическая безопасность, экономическое развитие.

Согласно Бюджетному кодексу РФ государственным долгом являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права [1]. Государственный долг возникает преимущественно из-за дефицита бюджета, который возникает, когда доходы государства недостаточны для покрытия всех расходов. Он включает следующие составляющие: задолженность по кредитам перед российскими и иностранными банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; задолженность по бюджетным ссудам и кредитам перед бюджетами других уровней; государственные займы в виде государственных ценных бумаг, выраженных в рублях и иностранной валюте; задолженность государства перед гражданами по заработной плате, компенсации сбережений, потерянных при переходе к рынку в 1991 г., товарным обязательствам и т.п.; сумму выданных государственных гарантий. В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний государственный долг - это одалживание денег у зарубежных стран, международных финансовых организаций и отдельных лиц. Внутренний государственный долг -

это займы государства у населения в форме продажи государственных ценных бумаг (облигаций), государственных казначейских векселей, кредитов Центробанка правительству и т. д. Покрытие государственного внутреннего долга осуществляется за счет госбюджета и путем выпуска государственных ценных бумаг [2].

Использование кредитных средств стало характерным явлением в мировом хозяйстве на всех его уровнях. Внешние заимствования оказывают положительное влияние на экономическое развитие до определённого уровня доходов хозяйствующих субъектов. При превышении этого уровня воздействие долга становится негативным. В определенных условиях оно приводит к нарушениям функционирования мировой хозяйственной системы [3]. Ключевой целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов [4]. В современных условиях мировой экономики государственный долг стал неотъемлемой частью финансовой системы любой страны, включая Россию.

При изучении государственного и муниципального долга возникает двоякое отношение. С одной стороны, совокупность кредитов и займов сознательно формируется органами исполнительной власти для финансирования экономики и социальной

сферы и достижения сбалансированности бюджета. С другой стороны, это долговая нагрузка не только на государственный, но и корпоративный сектор экономики, а также на домохозяйства [5].

Изменения величины государственного долга России за последние несколько лет показывают его устойчивость [6]. Внешний долг России в течение с 2018 по 2023 год можно признать относительно стабильным в основном благодаря увеличению объемов экспорта и развитию торговых отношений со странами БРИКС [7]. В то же время внутренний долг растет из-за увеличения расходных обязательств государства. Положительные последствия государственного долга включают возможность привлечения инвестиций, расширение кредитной способности страны и финансирование важных инфраструктурных проектов. Однако отрицательные последствия включают увеличение расходов на обслуживание долга, риск финансовых кризисов, снижение доверия к государству со стороны инвесторов. В этой связи можно констатировать, что уровень государственного долга напрямую влияет на экономическую безопасность страны. Высокий уровень долга может привести к увеличению расходов на его обслуживание, что, в свою очередь, может снизить инвестиционный потенциал страны, вызвать инфляцию и ухудшение кредитного рейтинга страны.

Изучение научной литературы показывает, что государственный долг является макроэкономическим показателем, ситуацию с которым отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. В практике государственного управления различных стран органы власти устанавливают определенные ограничения на его размер. В частности, в ЕС размер госдолга не может превышать 60% годового ВВП [8]. Но органы власти имеют возможность и повышать этот предел. Так, например, это регулярно происходит в США, чей госдолг в абсолютных величинах самый большой в мире, и в начале 2024 года превысил 34 трлн. долл., а соотношение к ВВП ($26,2 трлн. по итогам 2023 года) составило 97% [9].

Отношение внешнего долга к ВВП России имеет тенденцию к снижению на протяжении нескольких лет. Так, если в 2020 году этот показатель составлял 31%, то в 2021 году уже 26,2%, а в 2022 году -16,6%. Это самое низкое значение с 1993 года. По итогам второго квартала 2023 года он снизился до 14,96%. При этом внешний долг (и государственный, и корпоративный) в это время составил 343,4 млрд. долл. Эксперты отмечают, что это достаточно низкий и безопасный показатель. Уровень госдолга в размере до 20% ВВП позволяет экономике страны не только нормально функционировать, но и даже расти [10].

Показателем безопасного уровня государственного долга является не только его общий объем, но и стоимость обслуживания. Она не должна снижать доступность кредита для частных инвестиций, не вытеснять другие расходы бюджета, а также обеспечивать выплаты долга без пиков платежей. В России обслуживание государственного долга обходится значительно дороже, чем в США. Это обусловлено различиями в ставках, под которые занимает деньги американское и российское правительство. Госдолг России составляет около 19% от ВВП. Однако, по данным экспертов, базирующихся на заключении Счетной палаты по проекту бюджета России на 2024-2026 годы следует, что в 2026 году расходы на обслуживание госдолга превысят совокупные расходы на медицину и образование [11]. И хотя уровень государственного долга России далек от опасных значений, вышеизложенное ставит задачу его сокращения и увеличения доходной части бюджета.

Одной из действенных мер увеличения доходов является доработка бюджетных правил в соответствии с существующими реалиями. В соответствии с бюджетным правилом финансовый регулятор страны определяет базовую цену (цену отсечения) на сырье, исходя из которой планируется государственный бюджет. Далее проводится анализ и принимается одно из двух решений: если фактическая цена оказывается выше базовой, полученный сверхдоход идет в фонд национального благосостояния на финансирование социальных и

экономических проектов; если фактическая цена оказалась ниже базовой, средства из фонда национального благосостояния вынимаются для покрытия расходов бюджета. Недопущение занижения цены отсечения будет способствовать повышению качества научно обоснованных методов проведения стабильной бюджетной политики.

Увеличение доходной части бюджета прежде всего связывается с эффективным развитием российской экономики [12]. Как указывают А.А. Мигел, А.С. Питиримов развитие экономики связано, прежде всего, со стимулированием привлечения инвестиций и созданию максимально благоприятных условий ведения бизнеса [13]. Л.А. Чаусова, Н.Ю. Чаусов,

Ю.А. Чуйкина, Е.С. Назарова указывают на наличие таких условий в российских регионах, прежде всего на основе технологии размещения крупных и средних производств в индустриальных парках [14], а также государственной поддержки малого бизнеса [15]. При этом, государственные расходы должны преимущественно

и решать проблему импортозамещения. В сочетании с использованием кластерного принципа это позволит осуществить построение инновационной экономики в целях повышения ее эффективности и улучшения качества жизни населения [16].

Таким образом, государственный долг является одним из ключевых показателей финансовой устойчивости государства и его способности выполнять обязательства перед кредиторами. Государственные заимствования являются эффективным инструментом управления сбалансированностью бюджетной системы при условии контроля объема и сроков займов и с учетом фазы экономического цикла региональной и мировой экономики. Государственный долг играет важную роль в экономике России, однако его уровень и структура могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на экономическую безопасность страны. Важно соблюдать баланс между государственным долгом и экономическим развитием, чтобы обеспечить устойчивость и процветание национальной экономики.

направляться на инновационные проекты

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/6a1a3f928f298295262a2ffa447c52 3e4f6b2c33/?ysclid=lvsbga0cgz906193523 (Дата обращения: 10.04.2024).

2. Глазкова, Е.В. Государственный долг Российской Федерации и его влияние на экономику страны / Е.В. Глазкова // Вектор экономики. - 2021. - № 11(65). -DOI 10.51691/2500-3666_2021_11_9. - EDN IEIMAF.

3. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник.- 3-е издание. - Москва: Издательство Юнити - Дана, 2007. - 671 с.

4. Брагинская, Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности: Монография. - Москва: Логос, 2007. - 126 с. - ISBN 978-5-98699-037-8. -EDN QXUWLT.

5. Ракитина И.С., Березина Н.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 267 с.

6. Соловьева, Е. А. Государственный долг в условиях современных вызовов / Е.А. Соловьева // Актуальные вопросы современной экономики. - 2023. - № 4. - С. 319326. - EDN HNGCVT.

7. Развитие торговых отношений между странами БРИКС: достижения, проблемы и перспективы / А.А. Мигел, А.Д. Воронина, Н.А. Хохлова, Т.В. Черникова // Modern Economy Success. - 2023. - № 2. - С. 115-120. - EDN EIQKIN.

8. Буценко, И.Н. Долговая безопасность страны: понятие, критерии и показатели оценки / И.Н. Буценко, Ю.В. Илясова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. - 2018. - Т. 4 (70), № 3. - С. 14-25. -EDN VNIHOQ.

9. Госдолг США 2024: что это и как он угрожает мировой экономике // Инвестиции. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://quote.rbc.ru/news/article/645e58c89a7947668c1aadf6?ysclid=lvshl83hdd3834519&from =copy (Дата обращения: 10.04.2024).

10. Соловьева, Е. А. Государственный долг в условиях современных вызовов / Е.А. Соловьева // Актуальные вопросы современной экономики. - 2023. - № 4. - С. 319326. - EDN HNGCVT.

11. Свинова Е. Расходы на обслуживание госдолга России к 2026 году превысят расходы на медицину и образование. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZS6WoP208TuRscAk (Дата обращения: 10.04.2024).

12. Концептуальные аспекты развития экономики России: вызовы и приоритеты / В.Е. Дементьев, Е.В. Устюжанина, О.Д. Кузнецова [и др.]. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2021. - 234 с. - EDN KQUPWR.

13. Мигел, А.А. Анализ инвестиционной деятельности в России / А.А. Мигел, А.С. Питиримов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 10-2 (68). - С. 5962. - DOI 10.24411/2411-0450-2020-10812. - EDN UZTPGC.

14. Факторы инвестиционной привлекательности Калужской области / Л.А. Чаусова, Н.Ю. Чаусов, Ю.А. Чуйкина, Е.С. Назарова // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2019. - № 4 (60). - С. 3. - EDN OTRMOC.

15. Россихин, А.П. Государственная поддержка как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности малого бизнеса // Российский экономический интернет-журнал. -2021. - № 3. - EDN AEEZCS.

16. Чаусов, Н.Ю. Состояние и проблемы инновационного развития Калужской области / Н.Ю. Чаусов, А.И. Рябцева, М.В. Галченкова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2019. - № 12 (130). - С. 84. - EDN QLDWPT.

PUBLIC DEBT AND ECONOMIC SECURITY V.V. Kukushkin, Student

Supervisor: N.Yu. Chausov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article examines the concept of public debt and the reasons for its occurrence in the Russian economy. Some positive and negative consequences of public debt affecting the economic security of Russia are shown. Risk factors are identified and the existence of a potential threat to economic security as a result of an increase in public debt is substantiated. A conclusion is made about the need to increase budget revenues, primarily based on the development of the Russian economy.

Keywords: public debt, external and internal public debt, economic security, economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.