Научная статья на тему 'Воздействие дефицита бюджета и государственного долга на развитие экономики России'

Воздействие дефицита бюджета и государственного долга на развитие экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет / федеральный бюджет / дефицит бюджета / государственный долг / инфляция / профицит бюджета / доходы / расходы / деньги / облигации / инвесторы / budget / federal budget / budget deficit / public debt / inflation / budget surplus / income / expenses / money / bonds / investors

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николай Пиманович Купрещенко

Проблема дефицита бюджета и рост государственного долга представляет собой базовую проблему эффективного развития экономики России. Данная проблема требует от Правительства улучшения управления дефицитом бюджета и государственном долгом. Одной из главных опасностей дефицита бюджета является инфляция, девальвация, дальнейшее обнищание населения. Это относится к росту уровня цен на различные товары и услуги. Рост бюджетного дефицита и государственного долга — это угроза для устойчивого развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of budget deficits and public debt on the development of the Russian economy

The problem of budget deficit and the growth of public debt is a basic problem of effective development of the Russian economy. This problem requires the Government to improve the management of the budget deficit and public debt. One of the main dangers of budget deficits is inflation, devaluation, and further impoverishment of the population. This refers to an increase in the price level of various goods and services. The growth of the budget deficit and public debt is a threat to the sustainable development of the economy.

Текст научной работы на тему «Воздействие дефицита бюджета и государственного долга на развитие экономики России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 332.13

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-192-196 EDN: https://elibrary.ru/hddkrh NIION: 2003-0059-1/24-971 MOSURED: 77/27-003-2024-01-170

Воздействие дефицита бюджета и государственного долга на развитие экономики России

Николай Пиманович Купрещенко

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, kuper52@mail.ru

Аннотация. Проблема дефицита бюджета и рост государственного долга представляет собой базовую проблему эффективного развития экономики России. Данная проблема требует от Правительства улучшения управления дефицитом бюджета и государственном долгом. Одной из главных опасностей дефицита бюджета является инфляция, девальвация, дальнейшее обнищание населения. Это относится к росту уровня цен на различные товары и услуги. Рост бюджетного дефицита и государственного долга — это угроза для устойчивого развития экономики.

Ключевые слова: бюджет, федеральный бюджет, дефицит бюджета, государственный долг, инфляция, профицит бюджета, доходы, расходы, деньги, облигации, инвесторы

Для цитирования: Купрещенко Н. П. Воздействие дефицита бюджета и государственного долга на развитие экономики России // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 1. С. 192-196. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2024-1-192-196. EDN: HDDKRH.

Original article

The impact of budget deficits and public debt on the development

of the Russian economy

Nikolay P. Kupreschenko

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

kuper52@mail.ru

Abstract. The problem of budget deficit and the growth of public debt is a basic problem of effective development of the Russian economy. This problem requires the Government to improve the management of the budget deficit and public debt. One of the main dangers of budget deficits is inflation, devaluation, and further impoverishment of the population. This refers to an increase in the price level of various goods and services. The growth of the budget deficit and public debt is a threat to the sustainable development of the economy.

Keywords: budget, federal budget, budget deficit, public debt, inflation, budget surplus, income, expenses, money, bonds, investors

For citation: Kupreschenko N. P. The impact of budget deficits and public debt on the development of the Russian economy. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(1):192-196. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-192-196. EDN: HDDKRH.

В Федеральном законе от 27 ноября 2023 г. № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2024 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 179 956 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,5

© Купрещенко Н. П., 2024

процента (декабрь 2024 года к декабрю 2023 года); прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 35 065 283 588,1 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 1 821 070 963,9 тыс. рублей; общий объем расходов федерального бюджета в сумме 36 660 675 369,3 тыс.

ECONOMIC SCIENCE

рублей; верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2025 года в сумме 26 637 455 114,6 тыс. рублей; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2025 года в сумме 64,0 млрд. долларов США, или 57,6 млрд. евро, а также, дефицит федерального бюджета в сумме 1 595 391 781,2 тыс. рублей [1].

Дефицит бюджета возникает, когда расходы превышают доходы, а затем увеличиваются, оказывая влияние на финансовое состояние страны. Термин «дефицит бюджета» обычно используется, когда речь идет об общих экономических расходах, а не о бюджете предприятий или частных лиц. Государственный долг состоит из накопленных бюджетных дефицитов [2].

Когда дефицит бюджета задокументирован, это означает, что общие текущие расходы превышают сумму доходов, получаемых страной в результате регулярных операций. Стране, которая хочет сократить дефицит бюджета, придется сократить конкретные расходы, увеличить свою деятельность, приносящую доход, или даже прибегнуть к сочетанию того и другого. Противоположностью бюджетного дефицита является профицит бюджета. В этом случае доходы превышают общие текущие расходы, и это приводит к избытку средств, которые могут быть использованы страной по желанию.

Одной из главных опасностей дефицита бюджета является инфляция. Это относится к росту уровня цен на различные товары. Сохраняющийся дефицит бюджета также может привести к инфляционной денежно-кредитной проблеме из года в год.

В мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита: циклический дефицит госбюджета; структурный дефицит госбюджета; операционный дефицит госбюджета; первичный дефицит госбюджета; квазифискальный дефицит госбюджета.

Дефицит бюджета покрывается за счет кредитов или существующих средств и сбережений. Правительства могут иметь возможность использовать средства из ранее созданных излишков, или же им придется занимать деньги у населения. Если они хотят финансировать новую программу общественных работ, им придется либо увеличить налоги, либо сократить расходы в других местах. Несмотря ни на что, до тех пор, пока правительства тратят больше, чем получают, они работают в условиях бюджетного дефицита.

Когда расходы меньше, чем полученные доходы, это известно как профицит бюджета — то, что было редкостью среди правительств в последние десятилетия. Крайне важно не только для правительств, но и для домашних хозяйств поддерживать период бюджетного профицита. Это связано с тем, что будут времена, ког-

да возникнет дефицит бюджета, например, в периоды экономического спада, во время войны или разрушения государственной инфраструктуры. В таких случаях важно сэкономить за счет профицита бюджета, чтобы можно было обеспечить такое вмешательство.

В рамках состояния бюджетного дефицита в государстве наблюдаются следующие последующие процессы: эффект вытеснения; увеличение задолженности; более высокие процентные ставки; краткосрочный экономический рост.

Правительства занимают деньги, выпуская облигации частным инвесторам. Облигации федерального займа (ОФЗ) — долговые бумаги, эмитентом которых выступает государство в лице Министерства финансов. Инвестор, владеющий ОФЗ, может получать за счет купонов выплаты процентов за пользование государством заемными средствами, а также из-за разницы между ценой покупки облигации и ценой ее продажи или номинальной стоимостью в момент погашения. Уровень доходности гособлигаций, как правило, выше, чем по банковским депозитам и практически всегда перекрывает показатель инфляции [3].

Выпуская их, правительство заимствует деньги у частного сектора, страховых/пенсионных фондов, банков, домашних хозяйств и зарубежных инвесторов.

При дефиците бюджета правительство все больше задолжает банкам и пенсионным фондам. В свою очередь, они должны просить больше денег, чтобы продолжать финансировать дефицит. Однако, чем больше правительство заимствует, тем меньше остается предложения для частных учреждений. Другими словами, у банков и других учреждений меньше средств для кредитования правительства, поскольку они уже одолжили им миллиарды. В результате правительства должны предлагать более высокие процентные ставки, что может привести к дальнейшему увеличению долга.

Следствием этого является то, что чем больше правительство испытывает дефицит, тем больше оно должно занимать. Чем больше оно занимает, тем более высокие проценты ему придется платить. Чем выше проценты, которые оно должно выплачивать, тем выше становится сумма долга. В результате постоянный дефицит бюджета может, следовательно, в конечном итоге привести к увеличению уровня задолженности.

Когда правительство испытывает дефицит бюджета, оно должно занимать деньги. Оно также должно выплачивать проценты по этим долгам. Точно так же, как мы платим проценты по нашим ипотечным кредитам, правительство выплачивает проценты по своему долгу.

Это увеличивает существующую долговую нагрузку, так за 2022 г. сумма расходов на обслуживание

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

долга РФ составила 1 330,5 млрд руб. Из них на обслуживание внутреннего долга пришлось 90 %, а внешнего только 10 %.

Государство делает ставку на внутренние заимствования. Их размер начал существенно расти с начала 2020-х годов. Размер внутреннего госдолга РФ в ценных бумагах на начало 2023 года составил порядка 18,131,3 трлнрублей [4].

Правительства стремятся смягчить этот удар за счет увеличения расходов. Эти расходы идут в карманы домашних хозяйств, и правительства надеются, что они потратят и увеличат совокупный спрос, тем самым смягчая негативные последствия рецессии.

Когда правительство тратит больше, оно забирает деньги у частного сектора. Затем он использует это для найма людей и создания нового спроса. Наем людей дает им деньги, которые затем расходуются в экономике. В краткосрочной перспективе это может стимулировать экономическую активность. Однако в долгосрочной перспективе это может оказаться тормозом для роста. Это происходит потому, что сегодняшние расходы должны быть оплачены завтрашним налогоплательщиком.

Государственные расходы невероятно сложны. Когда он увеличивается, его очень трудно снова уменьшить. Поэтому, когда правительства тратят больше, обычно так и остается. Это потому, что с политической точки зрения невероятно сложно сократить рабочие места или социальное обеспечение.

В результате происходит конфискация средств частного сектора. Таким образом, хотя государственные расходы в размере 10 миллиардов долларов могут создать рабочие места для 1000 человек, это происходит за счет сокращения инвестиций в частный сектор. Эти же средства могли бы быть использованы частным сектором для инвестирования в новое и более эффективное оборудование, одновременно увеличивая занятость в долгосрочной перспективе.

Следовательно, дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами. Противоположностью бюджетного дефицита является профицит бюджета. Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами. В этом случае доходы превышают общие текущие расходы, и это приводит к избытку средств, которые могут быть использованы страной по желанию [2].

В России бюджетный профицит формируется за счёт нефтегазовых доходов федерального бюджета. В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты: налога на добычу полезных ископаемых в

виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти [5].

В ситуациях, когда приток средств равен оттоку, бюджет сбалансирован.

Сбалансированный бюджет (особенно государственный) — это бюджет, в котором доходы равны расходам. Таким образом, ни дефицита бюджета, ни профицита бюджета не существует.

Государственный долг представляет собой общий непогашенный долг (облигации и другие ценные бумаги) центрального правительства страны. Он часто выражается как отношение Валового внутреннего продукта (ВВП). Государственный долг может быть привлечен как извне, так и внутри страны, где внешний долг представляет собой задолженность перед кредиторами за пределами страны, а внутренний долг представляет собой обязательства правительства перед внутренними кредиторами. Государственный долг является важным источником ресурсов для правительства для финансирования государственных расходов и заполнения дыр в бюджете. Государственный долг в процентах от ВВП обычно используется в качестве показателя способности правительства выполнять свои будущие обязательства.

По заявлению Центрального Банка РФ, на 01.12.2023 г. размер валютного долга РФ составил 453,5 млрд. долларов, сократившись с начала финансового года на 5,5 % (или на 26,5 млрд. долларов в денежном эквиваленте). На долю государства приходится около 59,7 млрд. долларов. Следует понимать, что в современном мире практически отсутствуют прямые задолженности между странами [6].

Определяющей чертой суверенного долга является ограниченность механизмов принудительного исполнения. Это отличает суверенный долг от частного долга, будь то внутреннего или международного. Частный агент или корпорация, по крайней мере технически, всегда подчиняются законным полномочиям. Суверенные нации таковыми не являются. Если суверенный должник не производит предусмотренный договором платеж, кредиторы имеют ограниченные средства правовой защиты, полагаясь только на зарубежные правовые инструменты и соображения репутации.

На практике стандартный контракт по суверенному долгу, как правило, не является условным. То есть в контракте указывается заранее определенная,

ECONOMIC SCIENCE

не зависящая от государства последовательность платежей в определенной валюте, подлежащих оплате в определенные моменты времени. Это условное отсутствие непредвиденных обстоятельств скрывает более богатое контрактное пространство, которое возникает благодаря структуре зрелости, пересмотру условий, перепланировке и «стрижкам». В дополнение к ограниченному правоприменению отсутствие непредвиденных обстоятельств может отражать асимметричную информацию. В той мере, в какой правительство может манипулировать фактическим или отчетным поведением макроэкономических агрегатов, контракты с выплатами, зависящими от государства, могут быть подвержены моральному риску. Даже если правительство не может повлиять на результаты экономики, истинное состояние экономики может быть недоступно проверке кредиторами.

Существует несколько концептуальных проблем, связанных с пересмотром условий. Пересмотр условий может предусматривать непредвиденные обстоятельства. Другим является нормативный вопрос о том, какой тип положений о коллективных действиях является наилучшим. В-третьих, на практике пересмотр условий является длительным и, по-видимому, дорогостоящим процессом. Это поднимает позитивный вопрос о том, почему это так. Наконец, тот факт, что задолженность может быть пересмотрена или перенесена, делает определение дефолта довольно субъективным. Одним из строгих определений дефолта является неспособность произвести указанный платеж в требуемую дату. Однако часто такие платежи пересматриваются под угрозой дефолта, когда кредиторы соглашаются на меньшую сумму вместо нулевой.

Как правило, в вопросах суверенного долга не существует строгого старшинства (за некоторыми исключениями «де-факто», такими как кредит, предоставленный МВФ). Это открывает возможность того, что существующие кредиторы могут увидеть, что их долг «размывается» последующими выпусками новых облигаций. Это делает долгосрочный суверенный долг уязвимым для потерь капитала. Более того, этот стимул к размыванию имеет последствия для выплаты добровольных выкупов долгов, которые можно рассматривать как обратное размывание существующих держателей облигаций. Отсутствие строгого старшинства также поднимает вопрос о том, может ли правительство, допустившее дефолт, предпочтительно относиться к определенным кредиторам, например, к внутренним держателям суверенного долга. Степень, в которой облигации, выпущенные на международном уровне, принадлежат местным резидентам, может повлиять на чистую выплату в случае дефолта.

В целом, большинство стран мира, особенно развивающиеся страны, сталкиваются со значительными бюджетными ограничениями, в которых сбор налоговых и неналоговых доходов меньше, чем общие расходы правительства. Поэтому осуществляется заимствование либо из местного капитала, либо с международных рынков капитала. Заимствования увеличивают государственные долги. Дефицит бюджета и рост государственного долга являются основными факторами, определяющими состояние макроэкономики. Среди экономистов существует твердый консенсус, главным образом, в отношении влияния бюджетного дефицита на макроэкономику с точки зрения вытеснения частных инвестиций, повышения процентных ставок, расширения денежной массы и роста потребительских цен и в определенной степени влияния на обменный курс. Государственные облигации, выпущенные для финансирования бюджетного дефицита, также находятся под вопросом как часть чистого богатства частного сектора. С другой стороны, существует договоренность о том, что дефицит бюджета, финансируемый за счет выпуска облигаций, будет вытеснять частные инвестиции за счет повышения процентной ставки.

В целом, постоянный дефицит государственных бюджетов будет иметь первостепенное значение для макроэкономической стабильности в любых странах. Теория предполагает, что постоянный и большой дефицит бюджета приводит к пагубному воздействию на основные макроэкономические показатели. В частности, огромный дефицит бюджета приводит к высоким процентным ставкам, поскольку спрос правительства на средства и, следовательно, противоречит спросу частного сектора на инвестиционное финансирование, тем самым препятствуя расширению частных инвестиций. Последствия высоких процентных ставок серьезно повлияют на жилищное строительство, инвестиции бизнеса в основные средства и оборудование и потребительские расходы на товары длительного пользования в результате такой фискальной политики и наряду с неадекватной денежно-кредитной политикой. Более того, дефицит бюджета может повлиять на процентные ставки через канал сокращения сбережений или депозитов в банковской системе.

Таким образом, долг федерального правительства относится к тому, сколько страна задолжала и задолжала центральному правительству, которое выступает в качестве ответственности нации. Другими словами, дефицит бюджета возникает, когда государственные расходы превышают его доходы. В то же время долг федерального правительства яв-

ляется накоплением дефицита. Дефицит бюджета и долг федерального правительства взаимосвязаны, поскольку они влияют друг на друга, например, дефицит влияет на долг путем продажи облигаций. Когда облигации продаются, это увеличивает денежные средства; эта сделка определяется как государственный долг, потому что эти облигации продаются общественности. Другим примером является то, как долг влияет на дефицит; в долгосрочной перспективе задолженность федерального правительства снижает налоговые поступления и еще больше увеличивает дефицит.

Список источников

1. Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024).

3. https://www.finam.ru/publications/item/ kak-kupit-obligacii-federalnogo-zaiyma-АгюЬе8коти-Нси-20200817-15470/

4. https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/ infografika-gosdolg-rossii-v-tsifrakh.

5. https://studbooks.net/1649571/finansy/mehanizm_ raspredeleniyaprofitsita.

6. https://emigrating.ru/28-01-2024-gosdolg-rossii-v-realnom-vremeni/

References

1. Federal Law № 540-FZ of November 27,2023 «On the Federal Budget for 2024 and for the Planning Period of2025 and 2026».

2. Budget Code of the Russian Federation № 145-FZ of July 31, 1998 (as amended on 25.12.2023, with amendments, dated 25.01.2024).

3. https://www.finam.ru/publications/item/ kak-kupit-obligacii-federalnogo-zaiyma-fizicheskomu-licu-20200817-15470/

4. https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/ infografika-gosdolg-rossii-v-tsifrakh.

5. https://studbooks.net/1649571/finansy/mehanizm_ raspredeleniyaprofitsita.

6. https://emigrating.ru/28-01-2024-gosdolg-rossii-v-realnom-vremeni/

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

H. П. Куирещенко — профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор.

Information about the author N. P. Kupreschenko — Professor of the Department of Economics and Accounting of the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Doctor ofEconomic Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 09.02.2024.

The article was submitted 09.01.2024; approved afterreviewing 26.01.2024; accepted forpublication 09.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.