market needs. The industrial structure of Northeast China is akin to the Russia Far East. The development of high-tech industries can make up for the shortcomings of traditional industries, extending the industrial chain and realizing the effective division of labor in regional industries. In the theory of international trade, inter-industry trade is a type where trade diversion occurs frequently. Besides, with the low-tech and low basic intensity of products, intermediate trade and intra-industry trade have a multiplier effect of total trade. The Northeast region boasts superior conditions for cultivating scientific and technological talents and transforming their achievements. In the traditional industries, the equipment manufacturing industry in the Northeast region has comparative advantages. It is suggested to rely on traditional industries for upgrading and transformation. We shall take into account the reality of the Northeast, rather than unilaterally pursue "high-end" technological products while ignoring the original technological advantages. In addition, the need for the Russia Far East for scientific and technological cooperation should be considered. Through the analysis of the Sino-Russian industrial structure, we found that Russia has a high demand for Chinese electromechanical equipment and electronic products, which are the potential key fields in future cooperation. The cooperation in the high-tech field, on the one hand, put the transformation and upgrading of traditional industries in motion and phase out the backward industries; on the other hand, can effectively stretch the chain of Sino-Russian industrial cooperation, from interindustry cooperation to intra-product cooperation and industrial cooperation.
References and Sources
1. Chinadaily.com.cn. 2020.07.28
2. Li Xiao, Chen Yu. World Economy Under the Impact of Epidemic and the China's Countermeasure [J]. Northeast Asia Forum, 2020(3):46
3. Ou Dingyu, Tian Ye, Zhang Lei. Research on the Construction of Regional Value Chain in Northeast Asia Under the Epidemic Impact [J]. Northeast Asia Forum, 2020(6):66
4. Xv Yongji. Analysis on the Economic and Trade Cooperation between Northeast China and Far East of Russia under the "One Belt and One Road" Initiative [J]. Academic Communication, 2019, (8):97-98
5. Hao Dajiang, Wang Yanan. Research on Industrial Linkage Path of China and Russia under "One Belt One Road" Strategy [J]. Commercial Economy, 2017, (10):82
6. Wang Fujun. Research on the Evolution and Optimization of Industrial Structure in Northeast Economic Zone [M]. Shen Yang: Liaoning University Press, 2007:162
7. Lu Man, Jiao Fangyi. Evaluation and Research on the Synergistic Development Between the Revitalization of Northeast China and the Development of the Russian Far East [J]. Academic Communication, 2020, (8):107
8. Yang Li. The Integrated Path of "One Belt and One Road" Initiative and Russian Far East Development Strategy [J]. The international Trade, 2019, (12):77
9.Xi Jinping. Attends Celebrations Marking the 70th Anniversary of the Victory of the Great Patriotic War in Russia and Visits Russia, Kazakhstan and Belarus [EB/OL]. https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/topics_665678/xjpcxelsjnwgzzsl70znqdbfelshskstbels/ t1263258.shtml
10. China and Eurasian Economic Union Officially Sign Trade and Economic Cooperation Agreement [EB/OL]. http://english.mofcom.gov.cn/article/newsrelease/significantnews/201805/ 20180502746079.shtml
11. Sun Xuemeng. Study on China-Russia Production Capacity Cooperation under the Background of "One Belt And One Road" [D]. Harbin: Heilongjiang University, 2018: 41
12. Jiao Fangyi, Lu Man. The Path Selection of Coordinated Development Between Northeast China and Far East of Russia [J]. Academic Communication, 2019, (8): 89
ЧЖУ ДАПЭНЬ - научный сотрудник Института экономики Хэйлунцзянской академии социальных наук ([email protected]) ZHU, DAPENG - Research Assistant, Institute of Economics, Heilongjiang Academy of Social Sciences ([email protected]).
УДК 336.276 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-1-139-146
МАТЮНИНА М.В., ДЫРЧЕНКОВА Ю.А. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА 2017-2019 ГГ.
Ключевые слова: государственный долг, дефицит бюджета, государственная гарантия, заимствования, профицит бюджета, эффективность управления.
В статье проведен анализ внутреннего и внешнего государственного долга. Представлены основные проблемы, связанные с управлением внутренним и внешним государственным долгом. Рассмотрено влияние государственного долга на финансовую систему, денежное обращение, на уровень инвестиционного климата. Показано, что на сегодняшний день оно относится к числу важнейших вопросов российской экономики. Основное внимание уделено анализу динамики государственного долга РФ, получению информации о текущем состоянии долга, выяснению проблем структуры государственного долга, позволяющих дать оценку эффективности управления им.
MATYUNINA, M.V., DYRCHENKOVA, Y.A. ANALYSIS OF STATE DEBT OF THE RUSSIA FEDERATION FOR 2017-2019
Key words: state debt, budget deficit, state guarantee, borrowing, budget surplus, management efficiency.
The article contains analysis of domestic and external state debt. It presented the main problems related to management of internal and external state debt. It considered the impact of public debt on the financial system, money circulation, on the level of the investment climate. It is shown, that for today it is important issues of the Russian economy. The particular attention is paid to the analyze the dynamics of the public debt of the Russian Federation, get information on the current state of debt, identify problems in the structure of public debt in order to further assess the effectiveness of its management.
Современные рыночные условия диктуют наличие внешних и внутренних заимствований как необходимость для развития экономики. Однако нецелесообразная государственная политика по привлечению и использованию финансовых ресурсов ведет к увеличению государственного долга. Государственный долг - важная составляющая государственных финансов. Детальный анализ государственного долга - это ключевой элемент, который необходим для того, чтобы выявить проблемные аспекты долговой политики государства и определить направления ее совершенствования.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, государственный долг России - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными организациями; также в долг включены обязательства, связанные с государственными гарантиями РФ. Согласно Бюджетному Кодексу РФ, государственный долг подразделяется на внутренний и внешний долг в зависимости от признака валютных обязательств. В этом есть отличительная черта российской практики государственного долга. В других странах расчеты производятся с учетом заимствований перед резидентами и нерезидентами [2].
Е.В. Михненко считает, что в традиционном понимании государственным долгом является сумма заимствованных государством средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета [3].
Го суд арств енн ы й долг
Сумма д ефицитов госбюджета
Сумма профицитов госбюджета
Рисунок 1. Схема государственного долга в традиционном понимании
Итак, государственный долг - один из важнейших способов макроэкономического регулирования. Стоит отметить, что долг может оказывать как положительное (стимулирующее), так и негативное (дестабилизирующее) воздействие на государство. Он также помогает обеспечить сбалансированность бюджета путем покрытия его дефицита.
Динамику структуры общего долга Российской Федерации рассмотрим на рисунке 2.
150 100 50 0
27 .^шт 26 23
73 И 76 77
р
Внешний долг, % Внутренний долг, %
2017 год 2018 год 2019 год
Рисунок 2. Внешний и внутренний долг РФ (%)
За последние 3 года внутренний долг имел тенденцию к стабильному росту с 73% до 77% и преобладанию над внешней задолженностью, которая в общей задолженности снизилась с 27 до 23%, соответственно. Е.В. Михненко [3] отмечает, что проведение анализа динамики
государственного долга РФ и управления им необходимо начать с определения оптимальной оценки по этим же показателям включая и 2016 год (таблица 1). Это представляется важным, так как получить репрезентативную информацию можно только путем сравнения двух временных промежутков: 2017-2019 гг. и 2016 год.
Прежде всего, стоит заметить, что в 2016 году, по сравнению с предшествующими годами, наблюдались более благоприятные условия для привлечения государством дополнительных средств. Это проявлялось в стабилизации и укреплении российского рубля, уменьшении уровня инфляции, снижении уровня безработицы, росте реальных доходов населения. Данные факторы позволили ЦБ РФ снизить ключевую ставку до рекордного минимума. Кроме того, поддерживался спрос на облигации федерального займа не только со стороны резидентов страны, но и со стороны иностранных государств.
Начиная с 2020 года, правительство РФ пошло на резкое увеличение госзаимствований, соответственно расходы на его обслуживание существенно возросли. Динамика внутреннего государственного долга РФ представлена в таблице 1. Как считают эксперты, госдолг из-за пандемического кризиса возрастет до 16,3% ВВП уже к концу 2021 года.
Таблица 1
Анализ внутреннего государственного долга на 01.01. с 2017 по 2019 гг.
Состояние на Объем государственного внутреннего долга РФ, млрд. руб. Удельный вес гос. гарантий в общей сумме долга, % Абсолютное отклонение (+;-) (цепное) Темп роста (цепной), % Прирост (снижение), % (цепной)
всего в т. ч. гос. гарантии РФ в валюте РФ
01.01.2017 8003,5 1903,1 23,7 - - -
01.01.2018 8689,6 1442,5 16,6 1686,1 109,5 +9,5
01.01.2019 9176,4 1426,9 15,5 486,8 105,6 +5,6
01.01.2020 10171,9 840,5 8,3 995,5 110,8 +10,8
Источник. Составлено и рассчитано по данным Минфина [4]
Рисунок 3. Динамика внутреннего государственного долга 2017-2019 [4]
Величина внутреннего государственного долга с каждым годом стремительно увеличивается. За три исследуемых года внутренний долг достиг суммы в 10171,9 млрд. руб., в 2017 году его величина составляла 8003,5 млрд. руб., что заметно ниже, чем в 2019 году. В 2017 году внутренний долг РФ увеличился к уровню 2016 года и составил 9,5%, в 2018 году увеличение произошло на 5,6%, в 2019 году долг РФ также увеличился, но уже на 10,8% по отношению к 2017 году. Причинами повышения стали: снижение объемов производства, необеспеченная эмиссия денег, рост расходов на финансирование военно-промышленного комплекса, увеличение объемов теневой экономики, возникновение чрезвычайных обстоятельств (больших стихийных бедствий) и т.д.
Значительная часть долга приходится на государственные гарантии РФ в валюте РФ, их величина в 2017 году составила 1442,5 млрд. руб., в 2018 году - 1426,9 млрд. руб. и в 2019 году -840,5 млрд. руб. Рост размеров государственного долга может отражать кризисное состояние экономики России. Соответственно, если государственные гарантии повышаются, то это влечет увеличение и государственного долга. Удельный вес государственных гарантий в общей сумме
долга, составил в 2017 году - 16,6%, в 2018 году - 15,5% и в 2019 году 8,3%. Но так как размер государственных гарантий снизился на 586,4 млрд. руб. соответственно, снизился и их удельный вес в теле госдолга.
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах РФ, рассмотрим на рисунке 4. Его величина в 2019 году составила 9331,4 млрд. рублей, т.е. произошло увеличение на 1581,93 млрд. рублей или на 20,4 % к 2018 году [4].
10000 8000 6000 4000 2000 0
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах РФ
01.01.2018 01.01.2019 01.01.2020
Рисунок 4. Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах РФ [4]
Согласно данным, которые опубликовало в докладе Министерство финансов РФ, такое увеличение обусловлено в основном ростом объема государственного долга по ОФЗ - ПД (государственная облигация федерального займа с постоянным купоном), а также объема государственного долга по ОФЗ-ИН (облигации федерального займа с номиналом, индексируемым в зависимости от уровня инфляции) [4].
Далее проведем анализ государственного внешнего долга страны. Внешний долг - это сумма долговых обязательств по внешним займам в иностранной валюте. К внешнему долгу можно отнести задолженность перед странами, международными организациями и прочими субъектами в международном праве.
В последнее время Россия жила в условиях санкционного давления и смогла адаптироваться к низким ценам на нефть. Поэтому внешние займы в настоящее время - это не столько необходимость в денежных средствах, сколько попытка поддержать связь с международным рынком капитала. Такая политика государства сможет частично помочь и частным компаниям из России, когда они пытаются получить финансирование за рубежом. К таким компаниям, как правило, повышается доверие со стороны международных инвесторов.
Государственный внешний долг РФ и его динамику по годам представим в таблице 2.
Таблица 2
Внешний долг РФ за 2017-2019 гг.
По состоянию на Объем государственного внешнего долга РФ, млн. долл. США Удельный вес гос. гарантий в общей сумме долга, % Абсолютное отклонение (+;-) (цепное) Темп роста (цепной ), % Прирост (снижени е), % (цепной)
всего в т.ч. гос.гарантии РФ в валюте РФ
01.01.2017 51211,8 11730,5 22,9 - - -
01.01.2018 49827,3 10357,2 20,8 -1384,5 97,3 -2,7
01.01.2019 49156,5 11567,4 23,5 -670,8 98,7 -1,3
01.01.2020 54848,3 13252,8 24,2 5691,8 111,6 +11,6
Источник. Составлено и рассчитано по данным Минфина [5]
Подробнее разбирая внешний долг страны можно определить, что его размер растет так же, как и величина наибольшей его составляющей, а именно внешних облигационных займов, в период с 2018 по 2019 год. Еще одним важным элементом внешнего долга РФ выступает уровень государственных гарантий РФ. Данный показатель имеет такую же возрастающую тенденцию, но он значительно меньше, чем величина задолженности по внешним облигационным займам России. Анализируя полученные данные, отметим, что причиной роста совокупного внешнего долга РФ в
2019 году стала покупка нерезидентами суверенных ценных бумаг. С 2016 года было отмечено сокращение внешнего долга страны в 2017 году на 2,7%, в 2018 году к уровню 2017 года на 1,3%
[5].
Можно предположить, что крупный размер государственного долга может порождать и реальные экономические проблемы, которые приведут к неблагоприятным последствиям в будущем. При увеличении долга затруднено применение фискальных мер, например, в период спада экономики. Хотя, в целом, золотовалютные резервы России так велики (на 01.01.2020 года составили 554,359 миллиарда долларов США), что благодаря резервам можно оплатить, в случае необходимости, даже весь внешний долг.
Состав и структура государственного внешнего долга РФ представлены в таблице 3.
Таблица 3
Состав и структура государственного внешнего долга РФ
Отклонение (+;-)
2017 год Структура, 2018 год Структур 2019 год Структура, 2019 год к
% а, % % 2017 год 2018 год
Государственный
внешний долг РФ, млн. долл. США 49827,3 100 49156,5 100 54848,3 100 5021 5691, 8
в т.ч.
- задолженность
перед о фициальными 559,4 1,12 489,4 1 419,5 0,76 -139,9 -69,9
двухсторонними
кредиторами
- задолженность
перед официал. многосторонними 677,6 1,36 508,7 1,03 492,1 0,90 -185,5 -16,6
кредиторами
- задолженность по гос. ценным 38212,7 76,7 36570,7 74,4 40663,4 74,14 2450,7 4092, 7
бумагам РФ
- просроченная задолженность 20,4 0,04 20,3 0,04 20,5 0,04 0,1 0,2
- гос. гарантии РФ в иностранной валюте 10357,2 20,8 11567,4 23,53 13252,8 24,16 2895,6 2895, 6
Источник. Составлено и рассчитано по данным Минфина [5]
По данным таблицы 3, на 1 января 2020 года внешний государственный долг РФ составил 54848,3 млн. долларов США. За два года, с 2017 по 2018 гг., долг сократился на 670 млн. долларов США, однако в 2019 году он вновь вырос на 5691,8 млн. долл. США по сравнению с 2018 годом. Данный показатель за довольно длительную историю никогда не был стабильным. Изменение внешнего долга страны в 2018 году на 670,08 млн. долларов США к 2017 году можно объяснить наложенными санкциями на РФ, а также снижением экспорта ввиду падения уровня мировых цен на энергоносители. Но, несмотря на большой объем долга (в сравнении с 2017 и 2018 годом), динамика роста внешнего долга России никогда не имела критичных значений, так, как если бы России необходимо было бы погасить все свои долги, это можно сделать за счет одних только депозитов госорганов в ЦБ и коммерческих банках.
В настоящее время Россия не имеет задолженностей перед членами Парижского клуба. К 2019 году задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба сократился ~ на 52,3%. Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами уменьшилась на 185,5 млн. долларов США в сравнении с 2017 годом. Задолженность перед странами СЭВ погашена в полном объеме. Сократилась задолженность по внешним облигационным займам. Однако при этом государственные гарантии РФ в иностранной валюте увеличились с 10357,2 до 13252,8 млн. долл. США. Основная же доля внешнего долга РФ за анализируемый период пришлась на задолженность по внешним облигационным займам, которая в общей сумме внешнего госдолга составила ~ 76% в 2017 году и ~ 74% в 2019. Следующим видом
по удельному весу в общей величине внешних заимствований являются государственные гарантии РФ, выраженные в иностранной валюте. Их доля составляет 20,8% в 2017 году, 23,53% в 2018 году и 24,16% в 2019 году. Наименьший удельный вес составляет просроченная задолженность, ее величина составила менее 1 %. Постепенное сокращение внешнего долга может значительно повысить устойчивость экономики РФ.
В настоящее время внешний долг России меняется не только в объеме, но и в структуре. Динамика и структура внешнего долга государственного сектора в расширенном определении рассмотрена в таблице 4.
Таблица 4
Динамика и структура внешнего долга государственного сектора РФ за 2017-2019 гг.
2017 год Структура, % 2018 год Структура, % 2019 год Структура, % Темп эоста, %
2019/ 2017 2019/20 18
Всего, млн. долл. США в т.ч. 253655 100 207754 100 225528 100 88,9 108,6
- Органы гос. управления 55628 21,9 43955 21,2 69978 31,03 126 159,2
- Центральный Банк 14480 5,71 12152 5,85 13914 6,17 96,1 114,5
- Банки 71368 28,1 55007 26,5 47801 21,2 67 86,9
- Прочие секторы 112178 44,2 96640 46,5 93835 41,61 83,6 97,1
Источник. Составлено и рассчитано по данным Минфина [5]
Госдолг в расширенном определении составляет почти половину всех внешних обязательств российской экономики. На Центральный банк приходится 5,71% заимствований в 2017 году и 6,17% в 2019 году внешней задолженности банковского сектора. Госкорпорации нефинансового сектора задолжали 93835 млн. долл. США, что составляет почти треть корпоративного долга. Но данный вид задолженности снизился на 6,4% к уровню 2017 года [6]. Долг госсектора в расширенном определении составляет 31,3% в 2019 году от общего размера, и величина его на протяжении исследуемого периода увеличилась с 55628 млн. долл. США до 69978 млн. долл. США.
Основные проблемы в области управления государственным долгом создают следующие факторы:
- достаточно сложная демографическая обстановка в стране, которая заключалась в снижении численности трудоспособного населения;
- неэффективное управление государственными расходами;
- недостаточный объем инвестиций, который на протяжении последних лет имеют тенденцию к сокращению, примерно на 10% [7, с. 19].
Эти внутренние факторы привели к ограничению развития российской экономики. Безусловно негативные последствия имели также некоторые внешние условия, например, практически отсутствие какого-либо внешнего спроса. Кроме того, по-прежнему существуют такие риски, как неопределенность в сфере геополитической напряженности, что негативно сказывается на взаимодействии России с другими странами на мировом рынке заемного капитала. Также российская экономика сильно зависима от уровня цен на нефть, то есть сохраняется ситуация, получившая название «сырьевая игла». Ожидалось, что в 2017-2019 гг. цены на нефть могут находиться в пределах 40-60 долларов США/баррель. Однако это означает, что нельзя говорить о какой-либо стабильности в данном вопросе. Например, в 2019 - 2020 году цена на нефть снизилась до 30 долларов США/баррель.
Определяя общую тенденцию изменения ситуации в сфере госдолга в 2017-2019 гг., отметим, что она проявлялась в снижении дефицита бюджета благодаря росту величины займов (средства из ФНС и Резервного фонда были исчерпаны). Так, динамика дефицита федерального бюджета изменялась в диапазоне 3,2% - 1,2% ВВП. Также нужно подчеркнуть, что дюрация облигаций федеральных займов увеличивается постепенно (в 2017 - 2019 гг. рост на 0,5%). Еще одним трендом можно считать расширение привлечения средств за счет государственных
облигаций. В основном владельцы облигаций федеральных займов - кредитные учреждения, использующие государственные ценные бумаги для обеспечения рефинансирования [8].
Система регулирования государственного долга требует постоянной модернизации. В связи с этим развитие данной деятельности может быть направлено на решение таких задач, как:
- стимулирование спроса на государственные облигации среди населения;
- постоянный контроль за уровнем долговой устойчивости страны и динамикой государственных займов;
- поиск и развитие новых сфер на финансовых рынках;
- дальнейшая интеграция в международный рынок капитала;
- составление ежегодного бюджетного прогноза.
Подводя итоги, отметим, что существующие успехи по рассматриваемому вопросу на сегодняшний день были достигнуты, несмотря на множество негативных факторов - таких как усложняющаяся геополитическая обстановка; ослабленный российский рубль; напряженная демографическая обстановка в стране, которая заключалась в снижении трудоспособного населения; рост инфляции; спад стоимости российских активов; довольно низкий уровень инвестиционного климата в стране; санкции со стороны других государств, что осложняло доступ России к международному рынку капитала. Тем не менее, в рассматриваемый период были преодолены многие трудности. Информация, полученная путем проведения подробного анализа структуры и динамики государственного долга страны, показывает [9; 10; 11], что наибольшая часть заемных средств приходится на внутреннюю составляющую. Кроме того, как общая величина долга, так и ее внутренняя и внешняя части имеют тенденцию к росту. Долговая политика в РФ постоянно совершенствуется и развивается для достижения наиболее эффективного управления государственных долгом. Безусловно, это приносит свои плоды: размер дефицита федерального бюджета имеет общее позитивное направление к уменьшению, т. е. заемные средства, по сути, расходуются по назначению; уровень долговой устойчивости страны сохраняется на достаточно высоком уровне, что еще раз подтверждает результативность управления государственным долгом. Основными направлениями регулирования государственного долга являются, в первую очередь, стремление к интеграции с международным рынком капитала; поиск новых направлений развития в сфере государственных займов; дальнейшее усовершенствование долговой политики РФ.
Литература и источники
1. Внешний госдолг России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://plusfmance.ru/pokazateli/vneshnij-gosdolg-rossii/ (дата обращения: 07.01.2021)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 07.01.2021)
3. Михненко Е.В. Управление государственным долгом: современное состояние и пути улучшения // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2018. - №12. - С. 271-274.
4. Министерство финансов РФ. Государственный внутренний долг РФ и (2011-2020 гг.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/total/ (дата обращения: 07.01.2021)
5. Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг РФ (2011-2020 гг.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfm.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/?id_38=69444-gosudarstvennyi_vneshnii_dolg_rossiiskoi_federatsii_2011 -2020_gg. (дата обращения: 07.01.2021)
6. Рябичева О.И. Анализ состава и структуры внешнего государственного долга РФ // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 57-6. - С. 37-40.
7. Соболев В.И. Управление государственным долгом в целях обеспечения сбалансированности государственного бюджета России // Актуальные проблемы науки XXI века. V Международная научно-практическая конференция. - М. : Международная исследовательская организация «Cognitio», 2019. - 126 с.
8. Солдина С.А. Процесс формирования и управление государственным долгом // Роль рынка в социально-экономическом развитии общества. Материалы II международной научно-практической конференции. 2018. - С. 66-82.
9. Бекмурзаев И.Д., Хажмурадов З. Д и др. Сущность, методы и проблемы управления внешним государственным долгом // Электронный научный журнал. - 2020 - №1. - С. 11-18.
10. Матюнина М.В., Андриянов О.И., Николенко Ю.Б. Динамика налоговых поступления в бюджет Республики Крым // Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ Отв. ред. А.В. Олифиров. 2020. - С. 229-232.
11. Матюнина М.В, Костылева Я.А. Результативное бюджетирование в Российской Федерации // Современная научная мысль. - 2020. № 4. - С. 176-180.
References and Sources
1. Vneshnij gosdolg Rossii [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://plusfinance.ru/pokazateli/vneshnij-gosdolg-rossii/ (data obrashcheniya: 07.01.2021)
2. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 N 145-FZ (red. ot 22.12.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2021) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (data obrashcheniya: 07.01.2021)
3. Mihnenko E.V. Upravlenie gosudarstvennym dolgom: sovremennoe sostoyanie i puti uluchsheniya // Nauka, obrazovanie, innovacii: aprobaciya rezul'tatov issledovanij Materialy Mezhdunarodnoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. - №12. - S. 271-274.
4. Ministerstvo finansov RF. Gosudarstvennyj vnutrennij dolg RF i (2011-2020 gg.). [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/total/ (data obrashcheniya: 07.01.2021)
5. Ministerstvo finansov RF. Gosudarstvennyj vneshnij dolg RF (2011-2020 gg.). [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/?id_38=69444-gosudarstvennyi_vneshnii_dolg_rossiiskoi_federatsii_2011-2020_gg. (data obrashcheniya: 07.01.2021)
6. Ryabicheva O.I. Analiz sostava i struktury vneshnego gosudarstvennogo dolga RF // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. - 2019. - N° 57-6.
7. Sobolev V.I. Upravlenie gosudarstvennym dolgom v celyah obespecheniya sbalansirovannosti gosudarstvennogo byudzheta Rossii // Aktual'nye problemy nauki XXI veka. V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. - M.: Mezhdunarodnaya issledovatel'skaya organizaciya «Cognitio», 2019. - 126 s.
8. Soldina S.A. Process formirovaniya i upravlenie gosudarstvennym dolgom // Rol' rynka v social'no-ekonomicheskom razvitii obshchestva. Materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. - S. 66-82.
9. Bekmurzaev I.D., Hazhmuradov Z. D i dr. Sushchnost', metody i problemy upravleniya vneshnim gosudarstvennym dolgom // Elektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2020 - №1. - S. 11-18.
10. Matyunina M.V., Andriyanov O.I., Nikolenko YU.B. Dinamika nalogovyh postupleniya v byudzhet Respubliki Krym // Finansovo-ekonomicheskoe i informacionnoe obespechenie innovacionnogo razvitiya regiona. Materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem/ Otv. red. A.V. Olifirov. 2020. - S. 229-232.
11. Matyunina M.V., Kostyleva YA.A. Rezul'tativnoe byudzhetirovanie v Rossijskoj Federacii // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2020. № 4.
МАТЮНИНА МАРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, доцент Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в г. Ялте ([email protected]).
ДЫРЧЕКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - студентка Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в г. Ялте ([email protected]).
MATYUNINA, MARINA V. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Humanitarian and Pedagogical Academy of the Crimean Federal University named after Vernadsky in Yalta ([email protected]).
DYRCHEKOVA, YULIA A. - student of the Humanitarian and Pedagogical Academy of the Crimean Federal University named after IN AND. Vernadsky in Yalta ([email protected]).
УДК 332.02 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-1-146-152
ТИМИРГАЛЕЕВА Р.Р., ИЛЬЯСОВА А.Н. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Ключевые слова: математическое моделирование, стратегия развития, планирование; прогнозирование; социально-экономическое развитие.
Планирование развития муниципальных образований в современных условиях хозяйствования рассматривается как один из наиболее перспективных и эффективных механизмов реализации их долгосрочной политики. Обоснована необходимость использования эффективных моделей социально-экономического развития муниципальных образований на основе применения математического аппарата в планировании и прогнозировании, описаны основные методы разработки прогнозов. Предложена методология оценки последствий реализации программ стратегического развития, и методика построения прогнозов на примере муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым.
TIMIRGALEEVA, R.R., ILYASOVA, A N. MATHEMATICAL MODELING AS AN EFFECTIVE TOOL FOR PLANNING AND FORECASTING IN THE IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES
Key words: mathematical modeling, development strategy, planning; forecasting; socio-economic development.
Planning the development of municipalities in modern economic conditions is considered as one of the most promising and effective mechanisms for the implementation of their long-term policy. It substantiated the necessity of using effective models of socio-economic development of municipalities based on the usage of mathematical apparatus in planning and forecasting, it described the main methods of developing forecasts. It proposed a methodology for assessing the consequences of the implementation of strategic development programs, and a method for constructing forecasts on the example of the municipality - city district Armyansk of the Republic of Crimea.
Социально-экономическое развитие муниципального образования, его внутренняя стабильность и конкурентоспособность, внешнее позиционирование тесно связаны с правильно прогнозируемой тенденцией развития, конкретностью поставленных целей и выбором методов их достижения. Планирование и прогнозирование территориального развития является эффективным способом государственного регулирования и регламентирования использования территории в целях достижения целей сбалансированного пространственного развития и должно быть направлено на обеспечение качественной среды жизнедеятельности населения территории.