Научная статья на тему 'Система управления государственным долгом в России'

Система управления государственным долгом в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2847
581
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственный долг / госдолг / управление государственным долгом / государственный кредит / бюджетная политика. / public debt / public debt / public debt management / government credit / budgetary policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакшеев Виталий Вячеславович, Нарышева Анастасия Владимировна, Бурлаков Илья Евгеньевич, Костюрин Владимир Викторович, Поляков Дмитрий Игоревич

Научная статья посвящена анализу современных тенденций развития системы управления государственным долгом в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена пандемией коронавируса, из-за чего исполнение федерального бюджета России за 2020 год под угрозой. Вследствие этого возможно формирование нового дефицита государственного бюджета, что приведет к росту объема государственного долга. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты понятия «государственный долг». Описана его роль и степень влияния на устойчивость социально-экономического развития государства. Проанализировано соотношение госдолга к объему ВВП России и ряда других стран. Рассмотрена структура формирования внутреннего государственного долга РФ. Перечислены основные инструменты, используемые при управление государственным долгом в России. Предложены мероприятия совершенствования системы государственного контроля и управления финансирования бюджетного дефицита и государственного долга России для стимулирования роста экономики, что возможно через решение наиболее актуальных проблем. В заключении научной статьи установлено, что управление государственным долгом в России на сегодняшний день актуальная проблема, ведь за период последних лет соотношение госдолга к ВВП выросло до 17%. С одной стороны, эти данные еще далеки от средних мировых значений. С другой стороны, формирование государственного долга за счет внутренних займов – это вытягивание финансовых ресурсов, которые могли бы пойти в реальном секторе экономики на производство и потребление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public debt management system in Russia

The scientific article is devoted to the analysis of modern trends in the development of the public debt management system in the Russian Federation. The relevance of the study is due to the coronavirus pandemic, which is why the execution of the Russian federal budget for 2020 is under threat. As a result, the formation of a new state budget deficit is possible, which will lead to an increase in the volume of public debt. The article deals with the theoretical aspects of the concept of "public debt". Its role and the degree of influence on the stability of the socioeconomic development of the state are described. The ratio of public debt to GDP in Russia and a number of other countries is analyzed. The structure of the formation of the internal state debt of the Russian Federation is considered. The main instruments used in the management of public debt in Russia are listed. Measures are proposed to improve the system of state control and management of financing the budget deficit and state debt in Russia to stimulate economic growth, which is possible through solving the most pressing problems. In the conclusion of the scientific article, it was established that the management of public debt in Russia is an urgent problem today, because over the past few years, the ratio of public debt to GDP has grown to 17%. On the one hand, these data are still far from the world average. On the other hand, the formation of public debt through domestic loans is the pulling out of financial resources that could go to the real sector of the economy for production and consumption.

Текст научной работы на тему «Система управления государственным долгом в России»

Система управления государственным долгом в России

о см о см

со

о ш т

X

<

т о х

X

Бакшеев Виталий Вячеславович,

студент, кафедра радиотехника ФГАОУ ВО «сибирский федеральный университет», vitaliy_2419@mail.ru

Нарышева Анастасия Владимировна,

студент, кафедра инноватика ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», studi2000@mail.ru

Бурлаков Илья Евгеньевич,

студент, кафедра техническая эксплуатация транспортного радиооборудования ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», burl.korn@mail.ru

Костюрин Владимир Викторович,

студент, кафедра базовая кафедра инфокоммуникаций ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет», kostyurin_vovochka@mail.ru

Поляков Дмитрий Игоревич,

студент, кафедра электроника и наноэлектроника ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Doktor76_Pol@inbox.ru

Научная статья посвящена анализу современных тенденций развития системы управления государственным долгом в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена пандемией коронавируса, из-за чего исполнение федерального бюджета России за 2020 год под угрозой. Вследствие этого возможно формирование нового дефицита государственного бюджета, что приведет к росту объема государственного долга. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты понятия «государственный долг». Описана его роль и степень влияния на устойчивость социально-экономического развития государства. Проанализировано соотношение госдолга к объему ВВП России и ряда других стран. Рассмотрена структура формирования внутреннего государственного долга РФ. Перечислены основные инструменты, используемые при управление государственным долгом в России. Предложены мероприятия совершенствования системы государственного контроля и управления финансирования бюджетного дефицита и государственного долга России для стимулирования роста экономики, что возможно через решение наиболее актуальных проблем. В заключении научной статьи установлено, что управление государственным долгом в России на сегодняшний день актуальная проблема, ведь за период последних лет соотношение госдолга к ВВП выросло до 17%. С одной стороны, эти данные еще далеки от средних мировых значений. С другой стороны, формирование государственного долга за счет внутренних займов - это вытягивание финансовых ресурсов, которые могли бы пойти в реальном секторе экономики на производство и потребление.

Ключевые слова: государственный долг; госдолг; управление государственным долгом; государственный кредит; бюджетная политика.

В условиях современного этапа трансформации российской экономики, важными инструментами является стимулирование социально-экономического развития государства, его ключевых показателей, макроэкономических индикаторов. Одним из наиболее эффективных инструментов формирования процесса развития национальной экономики является бюджетная политика и его регулирование, объектом чего выступает бюджетная система страны.

Анализируя бюджетную политику, стоит заметить, что бюджетные средства государства направляются на финансирование органов управления, на выполнение функций органами правопорядка, обеспечивается внутренняя и внешняя безопасность России. Важная роль принадлежит федеральному бюджету в обеспечении экономического регулирования воспроизводственных процессов, благодаря активной поддержке бюджета происходит развитие социальной сферы, экономики, бюджет выступает гарантом социальных прав граждан [4].

Однако, в виде активной государственной политики по стимулированию социально-экономического развития страны, совершается процесс увеличения бюджетных расходов, что формирует дефицит федерального бюджета. Как итог, государство применяет инструменты финансирования своего бюджетного дефицита, что возможно при помощи роста государственного долга.

Государственный долг - это результат финансовых заимствований государства и ее субъектов управления, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета, как инструмента функционирования страны. Государственный долг равен дефициту бюджета за прошлые года с учетом вычета бюджетного профицита.

Определение роли и значения государственного долга в экономической литературе и науке неоднозначно. Изначально, госдолг воспринимается как недостаток государственного управления социально-экономические развитием страны. Это тот дефицит бюджета, которые необходимо покрывать привлеченными заимствованными средствами.

С другой стороны, экономическая теория середины 20-го столетия продемонстрировала, что чрезмерный бюджетный профицит также не хорошо. Это, как минимум, подтверждает то, что государство не использует свои резервы с целью повышения уровня жизни населения страны. Иногда, государственный долг формируется по причине чрезмерных программ стимулирования развития экономики, реального сектора и рыночной инфраструктуры в стране. Также, возможными причинами формирования госдолга может быть активная социальная политика государства, поддержка слоев населения, которые социально незащищенные.

Чтобы понять неоднозначность формирования государственного долга проанализируем показатели соотношения госдолга к объему ВВП ведущих стран мира, среди которых и Россия (рисунок 1).

Рисунок 1 - Соотношение государственного долга к ВВП (%) ведущих стран мира [1].

Как видим из рисунка 1, размер государственного долга в России один из самых низких во всем мире. Однако, такие ведущие страны, как Япония, США и Великобритания имеют размер государственного долга больше, чем весь объем национальной экономики. С одной стороны - это сродни катастрофе. С другой стороны, эти страны одни из лидеров мира по уровню социально-экономического развития жизни населения. Таким образом, затруднительно говорить о том, что государственный долг - это порок экономики. Однако, момент его управления в России происходит иначе.

Государственный долг Российской Федерации может существовать в виде следующих обязательства [2]:

- международные и бюджетные кредиты;

- государственные ценные бумаги;

- государственные гарантии РФ;

- иные долговые обязательства.

В основном, общий размер государственного долга в России формирует внутренний долг, который состоит из облигаций федерального, муниципального займа и других долговых ценных бумаг, эмитентом которых выступает государство.

Их доля в структуре внутреннего долга России выглядит следующим образом (рисунок 2).

Рисунок 2 - Структура внутреннего долга России по видам долговых обязательства (%) [3].

Однако, на протяжении последних лет, основные показатели государственного долга в России демонстрируют рост:

- так, размер внутреннего государственного долга с 2012 по 2017 гг. вырос с 4,19 до 7,3 трлн рублей;

- размер внешнего государственного долга с 2012 по 2017 гг. вырос с 38,5 до 50 млрд долларов США;

- соотношение государственного долга к объему ВВП страны вырос с 2012 по 2017 гг. с 11,8 до 17 процентов;

- расходы на обслуживание государственного долга с 2012 по 2017 гг. выросли с 2,6 до 3,7 процентов.

В связи с наращиванием объема государственного долга РФ, актуальным является его активное управление, в рамках которого, на сегодняшний день, известны следующие методы финансирования:

- реструктуризация (оттягивается срок оплаты госдолга, однако, увеличивается долговая нагрузки и проценты к уплате)

- консолидация (слияния нескольких займов в один);

- конверсия (уменьшения процента займов);

- конверсия (передача акций и векселей для уплаты займов);

- новация (замена условий погашения займов, т.е. другим способом, возможно не денежным).

Важным моментом управления государственным долгом для современного этапа российской экономики и бюджетной системы является отрицательное влияние пандемии коронавируса. Это привело к тому, что на фоне пандемии у регионов резко сократились доходы. Рейтинговое агентство АКРА провело собственное исследование и выяснило, что по итогам года бюджеты регионов могут не досчитаться 9% доходов. В деньгах эта сумма составляет 1,3 миллиарда рублей [6].

С целью решения данной проблемы, 23 июня, во время обращения к россиянам, президент Владимир Путин заявил, что регионам будет оказана дополнительная финансовая поддержка в размере 100 миллиардов рублей. Также, 30 апреля 2020 года принято Постановление Правительства №619, согласно которому в 2020 году регионы полностью освобождаются от погашения долга. В 2021-2024 годах будут выплачивать по 5% задолженности ежегодно, в 2025-2029 годах - остаток равными долями с возможностью досрочного погашения [7].

С целью совершенствования системы государственного контроля и управления финансирования бюджетного дефицита и государственного долга России для стимулирования роста экономики необходимо решение проблем следующими путями [5]:

- создание эффективной системы управления и регулирования государственных финансов;

- повышение эффективности бюджетной политики в сфере доходов;

- реализация качественной системы бюджетных расходов;

- эффективное управление активами и пассивами государства;

- обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, обязательная публикация бюджетной отчетности в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы.

Таким образом, государственные кредиты и государственный долг в России на сегодняшний день актуальная проблема, ведь за период последних лет соотношение госдолга к ВВП выросло до 17%.

С одной стороны, эти данные еще далеки от средних мировых значений. Также, стоит осознавать, что иногда,

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

формирование дефицита бюджетной политики - это сигнал, что государство проводит активную стимулирующую политику. С другой стороны, формирование государственного долга за счет внутренних займов - это вытягивание финансовых ресурсов, которые могли бы пойти в реальном секторе экономики на производство и потребление. Также, стоит не забывать об обслуживании государственного долга, размер которого, на сегодняшний день, составляет 3,7 процентов.

Литература

1. Report for Selected Countries and Subjects. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2017/0l/weodata/w eorept.aspx?sy=2016 (дата обращения: 31.07.2020).

2. Государственный долг и управление им. URL: https://psyera.ru/gosudarstvennyy-dolg-i-upravlenie-im_9948.htm (дата обращения: 31.07.2020).

3. Питенко К.С., Блохина И.М. Современное состояние государственного долга РФ и методы его регулирования // Аллея науки. - 2017. - №9. - С.126-132.

4. Старовойтов А.С. Бюджетный дисбаланс: причины возникновения и способы преодоления // Молодой ученый. 2015. №24. С. 585-587.

5. Ильясов М.М. Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. №18. С. 250-253.

6. Свердловская область оказалась среди регионов-должников после пандемии. URL: https://tagNcity.ru/news/econoiTiy/29-06-2020/novye-izvestiya-regiony-dolzhniki-posle-pandemii-koronavirusa (дата обращения: 31.07.2020).

7. Постановление Правительства РФ №619. URL: http://government.ru/docs/39628/ (дата обращения: 31.07.2020).

о

CS

о

CS

со

Public debt management system in Russia

Baksheev V.V., Narysheva A.V., Burlakov I.E., Kostyurin V.V., Polyakov D.I.

Siberian federal university

The scientific article is devoted to the analysis of modern trends in the development of the public debt management system in the Russian Federation. The relevance of the study is due to the coronavirus pandemic, which is why the execution of the Russian federal budget for 2020 is under threat. As a result, the formation of a new state budget deficit is possible, which will lead to an increase in the volume of public debt. The article deals with the theoretical aspects of the concept of "public debt". Its role and the degree of influence on the stability of the socioeconomic development of the state are described. The ratio of public debt to GDP in Russia and a number of other countries is analyzed. The structure of the formation of the internal state debt of the Russian Federation is considered. The main instruments used in the management of public debt in Russia are listed. Measures are proposed to improve the system of state control and management of financing the budget deficit and state debt in Russia to stimulate economic growth, which is possible through solving the most pressing problems. In the conclusion of the scientific article, it was established that the management of public debt in Russia is an urgent problem today, because over the past few years, the ratio of public debt to gDp has grown to 17%. On the one hand, these data are still far from the world average. On the other hand, the formation of public debt through domestic loans is the pulling out of financial resources that could go to the real sector of the economy for production and consumption.

Key words: public debt; public debt; public debt management; government credit; budgetary policy.

References

1. Report for Selected Countries and Subjects. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2017/01/weodata/weor ept.aspx?sy=2016 (date accessed: 07/31/2020).

2. Public debt and its management. URL: https://psyera.ru/gosudarstvennyy-dolg-i-upravlenie-im_9948.htm (date accessed: 07/31/2020).

3. Pitenko K.S., Blokhina I.M. The current state of the state debt of

the Russian Federation and methods of its regulation // Alley of science. - 2017. - No. 9. - S. 126-132.

4. Starovoitov A.S. Budget imbalance: causes and ways of overcoming // Young scientist. 2015. No. 24. S. 585-587.

5. Ilyasov M.M. Problems and directions of improving the budgetary

system of the Russian Federation // Young scientist. 2016. No. 18. S. 250-253.

6. The Sverdlovsk Region was among the debtor regions after the

pandemic. URL: https://tagilcity.ru/news/economy/29-06-2020/novye-izvestiya-regiony-dolzhniki-posle-pandemii-koronavirusa (date accessed: 07/31/2020).

7. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 619.

URL: http://government.ru/docs/39628/ (date of access: 07/31/2020).

О Ш

m x

<

m о x

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.