Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11333
1577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
государственный долг / внешний долг / внутренний долг / government debt / external debt / domestic debt

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина Мария Михайловна

Актуальность данной работы заключается в том, что государственный долг является одной из острейших проблем в экономике России, он стал одним из важнейших источников поступления денег в бюджет РФ, поэтому необходимым являет постоянный контроль над структурой госдолга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF THE PUBLIC DEBT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of this work lies in the fact that public debt is one of the most acute problems in the Russian economy, it has become one of the most important sources of receipt of money in the budget of the Russian Federation, therefore, constant control over the structure of the public debt is necessary.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

<<шушетим~^©и©мак>>#б(1!ш,2©2© / economics

119

Кузьмина Мария Михайловна Новосибирский государственный университет экономики и управления

DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11477 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Kuzmina Maria Mikhailovna

Novosibirsk State University of Economics and Management

ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF THE PUBLIC DEBT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract

The relevance of this work lies in the fact that public debt is one of the most acute problems in the Russian economy, it has become one of the most important sources of receipt of money in the budget of the Russian Federation, therefore, constant control over the structure of the public debt is necessary.

Аннотация

Актуальность данной работы заключается в том, что государственный долг является одной из острейших проблем в экономике России, он стал одним из важнейших источников поступления денег в бюджет РФ, поэтому необходимым являет постоянный контроль над структурой госдолга.

Keywords: government debt, external debt, domestic debt

Ключевые слова: государственный долг, внешний долг, внутренний долг

В статье будут рассмотрены следующие задачи:

1. ознакомится с понятием и видами государственного долга;

2. проанализировать состояние внешнего и внутреннего долга РФ

3. рассмотреть планы погашения госдолга.

Объект исследования: структура государственного долга РФ

Предмет: сущность, динамика внешнего и внутреннего госдолга

В современном мире сложно назвать государство, которое не прибегало бы к государственным заимствованиям. С точки зрения обслуживания и сокращения государственного долга есть проблемы различного характера, помимо экономических проблем, возникают и политические, которые основаны на положении политической ситуации в мире.

Их использование обусловлено рядом факторов: ограниченность в собственных финансовых ресурсах, покрытие дефицита государственного бюджета, исполнение долговых обязательств, финансирование проектов, поддержание национальной валюты. Государственный долг не рассматривается как негативное явление, даже развитые страны не стремятся к его полному погашению. Госдолг возникает в условиях, когда государственная расходная часть бюджета превышает доходную, следовательно образуется бюджетный дефицит.

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

Государственный долг может быть внешним и внутренним. Под внешним долгом понимается задолженность перед иностранными государствами, компаниями, лицами. Он является обременительным для страны, так как приходится отдавать в счет уплаты долга и процентов ценное сырье, товары. Если платежи составляют 20-30% от внешнеэкономической деятельности, страна не только попадает в ряды должников, но и получить при необходимости новый займ будет весьма затруднительно.

Под внутренним долгом принято понимать задолженность перед своим населением, то есть у правительственных органов есть долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами.

Долговые обязательства государства представляют собой следующее:

- Кредиты, полученные правительством.

- Государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства или Центрального банка.

- Другие долговые обязательства, гарантированные Правительством

На 2019 год основными заёмщиками капитала являются США на долю которого приходится 20421273 млн.долл., второе место - Великобритания, чей долг составляет 8537203 млн.долл.

120

ЕСОШМТСБ / <<е®УУШУШ=^ШШа1>#6ШШ1,2®2®

25000000

20000000

15000000

10000000

5000000

20421273

Ж

454680

Я

■ Долг,млн.долл

Рисунок 1- Внешний долг по странам мира, млн. долл.

Россия занимает 26 место по внешнему долгу Внешний долг России по данным Централь-

среди всех стран, государственный долг к ВВП ра- ного Банка РФ представлен в таблице 1 вен 29,4 %, , внешний долг на душу населения равен 3376 долл.

Таблица 1

Внешний долг РФ

0

Год Внешний долг, млн. долл. В иностранной валюте, млн.долл В национальной ва-люте,млн.долл.

2010 466,294 381,178 85,115

2011 488,537 393,168 95,369

2012 538,884 410,226 128,658

2013 636,421 458,694 177,726

2014 728,864 541,902 186,962

2015 599,901 492,777 107,124

2016 518,489 435,271 83,217

2017 511,752 401,221 110,531

2018 518,213 379,875 138,338

2019 454,680 342,347 112,333

По данный Центрального банка совокупный долг России в 2019 году составил 454,680 млн. долл., если сравнить показатели долга за 2018 и 2019 года, можно наблюдать сокращение внешнего долга на 63,533 млн., это на 12,26 % ниже показателя 2018 года.

По мнению Центробанка внешний долг России изменился по следующим факторам:

- сокращение задолженности банков перед международными и зарубежными контрагентами;

- увеличение долговых обязательств в связи с прямыми капиталовложениями в сектора экономики;

- приобретение большого количества федеральных облигаций нерезидентами, что спровоцировало собой увеличение обязательств.

На начало 2019 года госдолг превышал государственные активы на 1,5% ВВП. За первое полугодие наблюдается рост долга перед кредиторами других стран, данный рост составил 20,386 млрд. долл. и в конечном результате долг перед иностранными кредиторами равнялся 64,341 млрд.долл, что явилось рекордным показателем за предшествующие 13 лет.

Второй квартал 2019 года характерен увеличением суммы внешнего долга, если на 1 января его объем насчитывал 454,6, то уже на 1 апреля сумма госдолга насчитывала 468,8млрд.

На 1 августа 2019 года ситуация складывалась следующим образом: чистые активы «расширенного правительства» составили 1,25 прогнозируе-

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#6(1!Ш,2©2© / ECONOMICS

121

мого ВВП. Размер государственного долга составил 16,2 трлн.рублей, ликвидные активы страны 17,7 трлн. Рублей.

Чистый государственный долг России впервые с 2014 года, т.е. с момента введения санкций, стал

отрицательным. По данным Министерства финансов государственный долг полностью покрывался ликвидными активами страны.

Внутренний долг Российской Федерации за 10 лет представлен в таблице 2

Таблица 2

Внутренний долг РФ

Год Внутренний долг, млрд долл.

2010 2 094,73

2011 2 940,39

2012 4 190,55

2013 4 977,90

2014 5 722,24

2015 7 241,17

2016 7 307,61

2017 8 003,46

2018 8 689,63

2019 9 176,39

Государственный внутренний долг Российской Федерации на 2018 год по отношению к ВВП - 9,4%, составил 8 689,63 млрд. рублей. На 2019 год госдолг к ВВП - 8,8% или 9 176,39 млрд. руб. и не превышает установленный статьей 1 Федерального закона N° 362-ФЗ верхний предел государственного внутреннего долга в сумме 9 821 290,3 млн. рублей.

С 2010 года по 2019 год наблюдается непрерывный рост государственного внутреннего долга. Темп прироста долга 2018 относительно 2017 года составил 8,57%, 2019 года 5,60%. Таким образом,

несмотря на непрерывный рост внутреннего долга, наблюдается снижение темпов его роста

Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, на 1 января 2018 года составлял 7 247, 12 млрд. рублей, за отчетный год его объем увеличился на 502,35 млрд. рублей, или на 6,9 %, и на 1 января 2019 года составил 7 749, 47 млрд. рублей.

Для рассмотрения структуры государственного внутреннего долга РФ в разрезе ценных бумаг на 2019 год составим рисунок 2.

6000

5000

4000

3000

2000

1000

1731,78

1

4929,23

416,87 ■

253,45 230,30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

132,00

0,0001

55,64

ОФЗ-ПК ОФЗ-ПД ОФЗ-АД ОФЗ-ИН ГСО-ППС ГСО-ФПС ОГРВЗ ОФЗ-н

1991 года

Рисунок 2 - Структура государственного внутреннего долга в части государственных ценных бумаг на 2019 год, номинальная стоимость указана в валюте РФ, млрд.руб.

0

Наибольшую долю в объеме государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации, на 1 января 2019 года составляли облигации федерального займа с переменным купоном - 63,61 % или

4929,23 млрд. рублей, а наименьшую составляют облигации государственного республиканского внутреннего займа 1991 года - 0,0001 млрд.рублей.

По данным Министерства финансов ожидается рост объема государственного долга в 2020-

122

EC0N0MICS / «ШУШШ1УЮ-^ВДГНа1»#6вШ1,2Ш

2022 годах, по итогам 2020 года он составит 17,1 трлн. рублей, 2021 года — 19 трлн. рублей, по итогам в 2022 году — 21,1 трлн. рублей. Также сообщается, что объем государственного долга останется на безопасном уровне, т.е менее 20% от ВВП. Министерство финансов добавляет, что в общем объеме госдолга будет прослеживаться преобладание государственного внутреннего долга, преимущественно это будет связано с выпуском государственных ценных бумаг РФ в рублях, как было в

Таблица 3

График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых

обязательств

прошлые периоды, так будет и в прогнозируемых годах. Доля внутреннего долга в 2020 году составит 75,3%, в 2021 году 76,4% и 78,2% в 2022 году. Профицит бюджета, по данным министерства, составит в 2020 году 0,8% ВВП, в 2021 году — 0,5% ВВП и в 2022 году — 0,2% ВВП. Рассмотрим данные по погашению внешнего долга РФ с 2020 по 2022 г.

Виды долговых обязательств 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте 5 045,98 529,43 2 529,43

Кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций и иностранных юридических лиц 187,43 151,89 126,12

ВСЕГО 5 233,41 681,32 2 655,55

С 2020 по 2022 год к погашению внешнего долга России будет принята сумма в размере 8 570,28 млн. долл. Наибольшая сумма к погашению задолженности по государственным ценным бумагам будет в 2020 году - 5045,98 млн.долл., по кредитам правительств иностранных государств также в 2020 году - 187,43.

Рассмотрим таблицу погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, по состоянию на 1 января 2020 г.

Таблица 4

Погашение государственного внутреннего долга_

Год погашения По видам долговых обязательств, млрд.руб.

ОФЗ-ПК ОФЗ-ПД ОФЗ-н ОФЗ-АД ГСО-ФПС ГСО-ППС ВСЕГО

2020 250,000 231,663 39,223 62,405 - 15,000 598,292

2021 - 790,000 17,502 73,373 - 120,900 1 001,775

2022 312,415 643,579 7,498 43,263 52,000 - 1 058,756

За 2020 наблюдается наименьшая сумма погашения внутреннего долга за период 2020-2022г. Наибольшую сумму к погашению будут составлять облигации федерального займа с переменным купоном, они составят 41,79% от общей суммы погашения, наименьшую доля составят ГСО-1II 1С -2,51%, платежей по ГСО-ФПС не планируется в текущем году, как и в последующем. В 2022 году будет внесена наибольшая сумма к погашению, которая составит 1 058,756 млрд.руб. Наибольшая сумма за все три года к погашению составляют ОФЗ-ПД -78,86% от всего платежа за 2021 год.

Подводя итоги, скажем, что долговая политика должна быть направлена на развитие инвестиционного рынка, как источника покрытия дефицита бюджета, сохранения госдолга на безопасном уровне для экономики, на обеспечение способности России осуществлять заимствования в объёмах необходимых для решения первоочередных экономико-политических задач и решения их с наибольшей эффективность, а также не препятствовать развитию, а наоборот повышать рейтинги страны. Для этого необходимо поддерживать уровень государственного долга и расходов по его обслуживанию,

а так же проводить постоянный мониторинг долговой ситуации России.

Библиографический список:

1.Кештова Д. Ж. Государственный внутренний долг Российской Федерации: анализ структуры и динамики // Молодой ученый. — 2019. — №45

2. Комков И. В., Трубицына Т. И. Текущее состояние внутреннего государственного долга России // Актуальные вопросы в науке и практике. Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции. 2018.

3.Ляскин Г.Г., Шабашев В.А. Подходы к оценке роли монопсонии на рынке труда: региональный аспект // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2016. № 2. С. 169-179.

4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: www.minfin.ru (дата обращения 24.02.2020).

5. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://www.cbr.ru (Дата обращения 24.02.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.