Научная статья на тему 'Государственный бюджет РФ: дефицит или профицит?'

Государственный бюджет РФ: дефицит или профицит? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19868
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ДЕФИЦИТ / ПРОФИЦИТ / СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / BUDGET / BUDGET DEFICIT / BUDGET SURPLUS / BALANCED BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тиманкина Юлия Ильинична

В статье рассматриваются особенности формирования государственного бюджета Российской Федерации на разных этапах исторического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION DEFICIENCY OR SURPLUS?1

This article presents features of formation of the state budget of the Russian Federation at different stages of historical development.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджет РФ: дефицит или профицит?»

УДК 330.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РФ: ДЕФИЦИТ ИЛИ ПРОФИЦИТ?

Ю. И. Тиманкина

IS THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION DEFICIENCY OR SURPLUS?

J. I. Timankina

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования государственного бюджета Российской Федерации на разных этапах исторического развития.

Ключевые слова: бюджет, дефицит, профицит, сбалансированный бюджет.

Abstract. This article presents features of formation of the state budget of the Russian Federation at different stages of historical development.

Key words: budget, budget deficit, budget surplus, balanced budget.

В современных условиях центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое и законодательное начало -составляет смету доходов и расходов на определенный период. В России первая роспись доходов и расходов государства была зафиксирована в 1722 г., но только с 1802 г. такие росписи стали составляться на постоянной основе, ежегодно.

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дается следующее определение: бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1].

Бюджет оформляется в виде закона и является планом ведения государственного финансового хозяйства на предстоящий период, предложенный исполнительной властью и одобренный парламентом.

Бюджет составляется обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом (Италия, Франция, ФРГ, Россия), в других, как в США, он начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября.

При правильном построении бюджетного механизма он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов НТП, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.

Возможны три основных состояния бюджетного фонда: сбалансированное, дефицитное и профицитное, которые характеризуют соотношение расходов и доходов бюджета любого уровня.

Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышают 1 % от общего объема расходов. Экономическая и финансовая наука вплоть до Дж. Кейнса считала законом равновесие бюджета, его бездефицитность (принцип «здоровых финансов»). Однако на практике достичь бюджетного равновесия очень сложно, т.е. бюджет без сальдо возможен только теоретически. Обычно баланс нарушается.

Стратегической целью любого государства является достижение сбалансированного бюджета.

Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами (отрицательное сальдо бюджета). Это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкиваются все государства. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление, тем не менее его нельзя относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различными могут быть качество, природа дефицита.

Дефицит является проявлением следующего:

1. Он может быть вызван необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее, становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

2. Дефицит может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов. В таких случаях это, естественно, нежелательное, но неизбежное явление.

3. Дефицит может быть следствием экономического кризиса, развала экономики, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Это наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита.

Теоретические расчеты и мировая практика показывают, что максимально допустимым размером дефицита бюджета является 1,5-3 % ВВП, тогда финансовое положение страны считается нормальным. Невысокий уровень дефицита бюджета в динамично развивающейся экономике стимулирует ее рост.

Кроме этого, мировая практика экономического развития свидетельствует о том, что сам по себе бюджетный дефицит не страшен для экономики страны. Но при этом очень важно, чтобы он весь или, по крайней мере, большая его часть, приходились на бюджет развития. Если же большая часть дефицита приходится на бюджет текущих расходов - это означает рост необеспеченной государственной задолженности, что чревато серьезными социальными последствиями.

В России дефицит бюджета имеет хронические корни и двухвековую историю. За период 1801-1913 гг. было 82 дефицитных бюджета, причем обычно дефициты следовали один за другим в течение длительного ряда лет. С 1801 г. было подряд 23 дефицитных года, с 1845 г. дефицит установился

на 14 лет, с 1860 г. - на 12 лет и т.д. [2]. Причинами дефицита являлись либо войны и военные экспедиции, либо неурожаи, а также крупные мероприятия, требовавшие новых расходов, опережающих естественное возрастание доходов (реформы 1860-х гг., сооружение железных дорог и т.д.). При советском строе о дефиците бюджета вообще было запрещено говорить, считалось, что это явление - пережиток капиталистического общества. С 1923/24 финансового года советская статистика стала провозглашать существование бездефицитного бюджета, демонстрируя миру эффективность и превосходство социалистического строя, хотя в этом «бездефицитном» году дефицит бюджета составлял 16,7 % всех расходов бюджета. И только начиная с 1985 г., политика гласности и демократизации позволила снять табу с этой темы и открыто признать существование проблемы дефицита бюджета в СССР.

С 1990-го до 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. Только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд руб. до 1,7 трлн руб. В конце 1991 г. и начале 1992 г. ситуация продолжала ухудшаться. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги и резком повышении уровня неудовлетворенного платежного спроса. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применялась. С этой целью использовались различные государственные ценные бумаги.

В 1997 г. в РФ был осуществлен механизм секвестра расходов, суть которого заключалась в пропорциональном сокращении государственных расходов на 5, 10, 15 % и т.д. ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета в течение остававшегося до конца финансового года периода, если в процессе исполнения бюджета происходило значительное, более чем на 10 %, снижение доходов.

Перечень защищенных статей, не подлежащих секвестированию, как правило, стабилен и утверждается в составе бюджета, где приводится отдельной статьей, - это заработная плата, стипендии, пособия и другие социальные компенсационные выплаты населению.

В 1997 г. секвестированию подлежала и часть защищенных статей, например зарплата, расходы бюджета развития. Однако это не привело к сбалансированию бюджета РФ.

Состояние бюджета, когда доходы превышают расходы, называется профицитом (положительным сальдо бюджета).

Причины возникновения профицита [3, с. 27-29]:

1. Если бюджет составлялся сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактически полученные в процессе исполнения бюджета, превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита.

2. Если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, притом что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.

3. Если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам.

4. Если в целях получения профицита запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, притом что расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.

Первый и третий случаи либо возникают эпизодически в результате проведения каких-либо разовых мероприятий, явлений, не носящих систематического характера, либо могут наблюдаться в течение ряда лет по причине некачественного планирования бюджетных показателей.

Второй случай может иметь место в ситуации с неоправданно высоким налоговым бременем. Четвертый случай - это в большинстве случаев искусственно созданный профицит.

В случае возникновения профицита необходимо ли предпринимать какие-либо меры, направленные на его ликвидацию?

Если излишек доходов временный и получается от случайных обстоятельств, то он может использоваться на удовлетворение чрезвычайных потребностей, на образование резервного фонда для незначительных непредвиденных случаев. Если же излишек предвидится постоянным, то лучше всего понизить налоги и облегчить налоговое бремя, так как получение регулярных избытков противоречит сущности и целям государственного финансового хозяйства.

До 2000 г. в Бюджетном кодексе РФ существовала глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования», включающая ст. 88, запрещающую формировать и утверждать бюджеты с профицитом [1].

Ее содержание: если при составлении бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, то до утверждения бюджета профицит бюджета сокращается в определенной последовательности, а именно, уменьшаются доходы от продажи государственной и муниципальной собственности, сокращаются доходы от реализации государственных запасов и резервов, направляются бюджетные средства на дополнительное погашение долговых обязательств, передается часть доходов бюджетам других уровней. Если эти меры осуществлять нецелесообразно, то следует сократить налоговые доходы бюджета. Данная статья была исключена из Бюджетного кодекса Федеральным законом от 5.08.2000 г., видимо, с конкретным прицелом - работать впредь с профицитом ради придания этому процессу законного характера.

С 2000-го по 2008 г. все федеральные бюджеты в России составлялись и исполнялись с профицитом (с 2002 г. с планируемым, причем реальный профицит стабильно складывается выше ожидаемого) [2, с. 6].

Практика планирования в России профицита - отражение ряда взаимосвязанных процессов:

- невысокого качества прогнозирования объемов ВВП и поступающих доходов;

- занижения объема экономически и социально значимых расходов, связанных с функционированием бюджетной сферы;

- предусмотрительного создания значительных резервов финансовых ресурсов в распоряжении правительства, использование которых не отражено в законе о бюджете.

Правительство перешло к профицитной бюджетной политике, считая этот путь единственно возможным в сложившихся экономических условиях.

В пользу существования профицитного бюджета традиционно приводятся следующие доводы.

Во-первых, профицит, частично преобразуемый в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов (в частно-

сти, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор. В менее успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более успешные годы. С точки зрения сторонников этой идеи, профицит может быть полезен для экономики, сильно зависящей от внешней конъюнктуры.

Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.

В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.

В то же время необходимо отметить, что в международной практике на стадии разработки проектов бюджетов профицит не предусматривается. Кроме того, такая политика противоречит основным принципам функционирования бюджетной системы: принципу полноты отражения доходов и расходов бюджета, сбалансированности, достоверности, эффективного использования бюджетных средств и др.

Если говорить о настоящем времени, то по данным Центрального банка РФ положительное сальдо торгового баланса РФ в январе-августе 2012 г. увеличилось на 4 % и составило 132,9 млрд долл. [4].

Таким образом, можно подвести итог: Россия и в складывании бюджетного фонда имеет своеобразную историю и, несмотря на то, что стратегической целью любого государства является достижение сбалансированного бюджета, видит свою цель в формировании профицитного бюджета.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17 июля 1998 г. (с учетом последующих изменений и дополнений).

2. Дробышевский, С. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е годы: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы / С. Дробышевский, С. Синельников-Мурылев, И. Соколов // Вопросы экономики. - 2011. - № 1.

3. Коровкина, Е. Б. О доходах и расходах федерального бюджета / Е. Б. Коровкина // Финансы. - 2004. - № 8. - С. 27-29.

4. Информационный интернет-ресурс «Бизнес-газета РБК». - URL: http://www.rbc.ru

Тиманкина Юлия Ильинична

студентка,

факультет экономики и сервиса, Саратовский государственный социально-экономический университет E-mail: Timankina@inbox.ru

Timankina Yuliya Il'inichna student,

Faculty of Economics and Service, Saratov State Socio-Economic University

УДК 330.1 Тиманкина, Ю. И.

Государственный бюджет РФ: дефицит или профицит? / Ю. И. Тиманкина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 2 (6). -С. 106-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.