Научная статья на тему 'Региональный бюджет и проблемы его дефицитности'

Региональный бюджет и проблемы его дефицитности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2039
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ДЕФИЦИТ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРИНЦИП / BUDGET DEFICIT / BALANCE / CONCEPT / PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Индутенко А.Н, Владыка М.В, Гасий С.К.

В данной статье рассмотрены проблемы дефицитности регионального бюджета. Проанализированы доходы и расходы ряда областей, для выявления характерных особенностей бюджета за три года. Показаны основные способы покрытия бюджетного дефицита, и рассмотрены основные подходы к достижению его сбалансированности. На основе проведенного исследования, автором установлены три концепции, приводящие к частичному покрытию дефицита бюджета и оказанию благоприятного воздействия на экономику в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL BUDGET AND ITS PROBLEMS SCARCE

This paper considers the problem of scarcity of the regional budget. Analyze income and expenses of a number of areas in order to identify the characteristic features of the budget in three years. The basic ways to cover the budget deficit, and the basic approaches to achieve its balance. Based on the research, the author established three concepts, leading to a partial coverage of the budget deficit and provide a favorable impact on the economy as a whole.

Текст научной работы на тему «Региональный бюджет и проблемы его дефицитности»

УДК 332.14(470.325)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ДЕФИЦИТНОСТИ

А.Н. Индутенко, М.В. Владыка, С.К. Гасий

В данной статье рассмотрены проблемы дефицитности регионального бюджета. Проанализированы доходы и расходы ряда областей, для выявления характерных особенностей бюджета за три года. Показаны основные способы покрытия бюджетного дефицита, и рассмотрены основные подходы к достижению его сбалансированности. На основе проведенного исследования, автором установлены три концепции, приводящие к частичному покрытию дефицита бюджета и оказанию благоприятного воздействия на экономику в целом.

Ключевые слова: бюджет, дефицит, сбалансированность, концепция, принцип.

В условиях современной российской экономики в зарубежных странах происходит децентрализация и переход на регионализацию финансовых, экономических и социальных процессов. В связи с чем, наблюдается возрастающая роль региональных финансов. Практика говорит о том, что развитие российских регионов осуществляется в условиях недостаточности имущественных и финансово-бюджетных прав, порождающих абсолютный или относительный дефицит региональных бюджетов.

Бюджеты субъектов зависят от нормативных отчислений установленных федеральным бюджетом. В данном случае, ограничивается принцип самостоятельности, который означает, что права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, также самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и т.п.

Бюджет субъектов ограничивается не только самостоятельностью, но и принципом сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Следует отметить, что для достижения идеальной бюджетной системы, необходимо, чтобы бюджет любого уровня бюджетной системы государства был сбалансирован. Однако, в силу действия различных факторов, таких как политических, экономических, природных и многих других., часто возникает ситуация, когда доходы бюджета не покрывают все необходимые расходы всех уровней бюджетной системы.

Принцип сбалансированности является одним из наиболее важных. Однако, существует такое понятие, как несбалансированность бюджета, которая может выражаться в виде превышения доходов над расходами и называться профицитом бюджета, и превышением расходов над доходами - дефицит.

Достижение сбалансированности бюджета в условиях его дефицитности является проблемным для государства. Если дефицит носит преимущественно краткосрочный характер, то правительство реализует некоторые меры по ограничению роста бюджетных расходов и сокращению налоговых поступлений. Если же дефицит имеет долгосрочный характер, то правительство обходится не только мерами, касающимися бюджетно-налоговой сферы, но и проводят реструктуризацию экономики в целом, внедрению новых технологий, а также принятие иных мер по устранению причин наличия дефицита в стране.

Для более полного обоснования наличия дефицита бюджета в государствах, рассмотрим таблицу доходов и расходов на примере ряда областей ЦФО.

Таблица 1

Превышение расходов над доходами (дефицит) в разрезе ряда областей _центрального федерального округа_

Названия областей ЦФО Дефицит/Профицит, тыс.руб.

2010 2011 2012

Белгородская область -1 348,2 -1 926,4 -4 461,3

Курская область 2 010,6 -1 933,1 -1 193,2

Брянская область -2 301,2 1 573,6 -1 199,7

Орловская область -3 278,9 3 377,6 2 803,5

Источник: расчеты по данным Минфина России и Госкомстата России за 2013 г. Более наглядно динамика дефицита и профицита за 2010-2012г.г представлена на рисунке 1.

Динамика дефицита и профицита бюджета Белгородской области за 2010-2012 г.г.

□ Ряд1; 2010;

-1 348,20 □ Ряд1 2011-

-1 926 40

□ гяд1; 2и 12;

Рис.1. Динамика изменения дефицита и профицита бюджета Бедгородской области

в 2010-2012г.г., в тыс.руб.

Проанализировав данную таблицу и представленную диаграмму, можно сделать вывод о том, что в большинстве областей преобладает дефицит бюджета. Так, в Орловской области происходит увеличение профицитного бюджета, в 2011 и 2012 году, он составил 3 377,6 тыс.руб. и 2 803,5 тыс.руб., однако в 2010 году наблюдался профицит - 3 278,9 тыс.руб.. В Брянской области в 2010 и 2012 годах наблюдается профицитный бюджет, который составляет 2 301,2 тыс.руб. и 1 199,7 тыс.руб. соответственно, но в 2011 году наблюдается обратная ситуация, что свидетельствует о профиците бюджета равном 1573,6 тыс.руб.. Что касается Курской области наоборот дефицит бюджета наблюдается в 2011 и 2012 году и составляет 1933,1 тыс.руб. тыс.руб. и 1193,2 тыс.руб. соответственно, в 2010 году - наблюдается профицит бюджета, склонный к постоянному уменьшению. В Белгородской области предположительно наблюдается дефицит бюджета, с значительным его увеличением в 2012 году. Анализ бюджетов ряда других областей говорит о недостаточности доходной базы местных бюджетов, пригодной для выполнения возложенных на них полномочий, так как практически все бюджеты многих областей формируются с дефицитом. [3].

Существуют некоторые основные способы привлечения денежных средств, предназначенных для покрытия разницы между расходами и доходами бюджета. Такими способами являются: 1)проведение государственных заимствований (неинфляционный способ); 2)продажа государственных запасов, имущества и земельных участков; 3)кредитно-денежная эмиссия ( проводится в качестве увеличения количества денег в обращении ). Данная практика финансирования дефицита применяется, как правило, в годы военных действий, в условиях глубокого кризиса и т.д.

Все представленные способы, используются для привлечения источников финансирования бюджетного дефицита и покрытия всех бюджетных расходов, тем самым достигнув сбалансированности бюджета.

Для более точного обоснования взаимосвязи доходных и расходных частей, и

достижения сбалансированности бюджета, рассмотрим таблицу 2, в которой проанализируем исполнение бюджета на примере Белгородской области за 2011-2013 года.

Таблица 2

Исполнение бюджета Белгородской области 2011-2012 года, в тыс.руб.

Показатели 2011 2012 2013

План Факт % исполнения План Факт % исполнения План

Доходы 65 898 67 448 102 65 974 63 059 96 62 805

Расходы 71 595 69 374 97 71 978 67 521 98 66 063

Дефицит (-), профицит (+) -5 697 -1 926 34 -6 003 -4 462 74 -3 257

Источник: расчеты по данным Минфина России и Госкомстата России 2013г.

По состоянию на 2011 год планировалось поступление денежных средств в бюджет Белгородской области - 65 898 тыс.руб., однако фактическое значение превышает плановое, что говорит о положительной тенденции развития экономического сектора белгородской области. Однако это не привело полному устранению дефицита бюджета Белгородской области, но способствовало снижению дефицита втрое., т.к. фактическое исполнение равняется 1 926 тыс.руб. из запланированных 5 697 тыс.руб, что позволяет предположить о возможном распределении избыточных денежных средств на поддержание малоразвитых отраслей экономики. Что касается 2012 года, здесь наблюдается бюджетный дефицит и , как в предшествующем году, фактическое значение дефицита ниже запланированного. В 2013 году планировалось общее поступление доходов на сумму 62 805 тыс.руб, а предположительный размер расходов составит 66 063 тыс.руб. [2].

В связи с проведенным анализом доходной и расходной частей бюджета белгородской области, можно сказать, что укрепление доходной базы бюджета происходит за счет сбалансированности бюджета, то есть соответствию объема предусмотренных бюджетом расходов, объему доходов.

На данный момент, в финансовой теории существует несколько подходов к проблеме сбалансированности бюджета.

• Первый подход - ежегодно балансируемый бюджет , как правило, он сводится с нулевым сальдо, т.е. доходы равны расходам. Такая бюджетно-финансовая политика целиком и полностью ориентирована только лишь на решение текущих экономических проблем экономики, но не направлена на решение каких-либо перспективных задач.

• Второй подход, бюджет балансируется на циклической основе, т.е. в пределах экономического цикла, а не на каждый год, но данная концепция имеет, существенный недостаток, в ней не учтено, что спады и подъемы могут быть различны по глубине и продолжительности и очень тяжело провести прогноз на следующие годы.

• Третья концепция - сбалансированность бюджета, это второстепенная проблема. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом.

Также существуют некоторые мероприятия по снижению дефицита бюджета, как правило, это такие как: переход к кредитованию, постепенная ликвидация убыточных предприятий, снижение расходов на управление некоторыми отраслями экономики конкретного региона, изменение системы налогообложения, а именно повышение налоговых ставок основных налогов области и т.д. Следует отметить, что небольшой бюджетный дефицит, не несет особой опасности для экономики многих стран. Однако, преобладание постоянного дефицитного бюджета опасно скажется на экономическом потенциале страны в будущих периодах. Как правило, рост бюджетного дефицита предполагает наличие инфляции, экономической нестабильности, роста внешних и внутренних заимствований государства. В связи с чем, важно добиваться большей сбалансированности бюджета государства. Сбалансированность бюджета, означает объем предусмотренных расходов, соответствующий суммарному объему доходов, а также

поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Также сбалансированность бюджета зависит от надежности показателей социально-экономического развития, от реалистичности расчета доходов и расходов и т.д.

Важно отметить то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит, ведь как правило, бюджет расходуется на инвестиции в какие-либо наукоемкие отрасли, на подготовку и реализацию военных действий в случае военной угрозы.

Таким образом, сбалансированность бюджета - это один из основных принципов формирования бюджета, составленный на основе бюджетных расходов и источников их финансирования. Этот принцип позволяет достичь равенства между величиной бюджетных поступлений и объемом производимых расходов, даже при наличии дефицита бюджета.

В качестве вывода можно сказать, что в данной статье были изучены основные факторы сбалансированности бюджета, играющие немаловажную роль в формировании бюджета в целом, что оказывает огромное влияние на бюджетный дефицит, бюджетную политику, не допускает существенного превышения расходов над доходами, и тем самым повышают устойчивость экономики в целом, и способствует стабилизации общего объема расходов, обеспечивая условия для повышения эффективности бюджета страны. Однако данная тема является весьма актуальной на данном этапе экономического развития, и будоражит умы политиков и ученых достаточно долгое время, поэтому остаются некоторые не изученные участки данной сферы, которые рекомендуется рассмотреть и реализовать, так как для полного устранения и нормализации бюджетного дефицита, в первую очередь необходимо оздоровление самой экономики и финансовой структуры, установка полноценного и динамичного развития, без которой невозможно добиться устойчивой экономической политики страны, какие бы финансовые меры ни применялись.

This paper considers the problem of scarcity of the regional budget . Analyze income and expenses of a number of areas in order to identify the characteristic features of the budget in three years. The basic ways to cover the budget deficit , and the basic approaches to achieve its balance. Based on the research, the author established three concepts , leading to a partial coverage of the budget deficit and provide a favorable impact on the economy as a whole. Key words: budget deficit, balance , concept, principle.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (с изм. и доп.)// СПС Консультант Плюс.

2. Закон Белгородской области от 12 июля 2011 г. N 54 "Об исполнении областного бюджета за 2010 год", [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www/beldepfin.ru/otchet/php

3. Закон Белгородской области № 117 от 25.06.2012г. "Об исполнении областного бюджета за 2011 год» ( Принят областной Думой 14.06.2012 (Постановление № П/16-10-5), [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www/beldepfin.ru /otchet/php

4. Закон Белгородской области № 228 от 24.09.2013г. "Об исполнении областного бюджета за 2012 год», [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www/beldepfin.ru /otchet/php

5. Законопроект Белгородской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 год", [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www/consultant.ru/otchet/php

6. Агеева В.Н., Постников В.П. Об учете рисков при формировании региональных бюджетов// Финансы и кредит. №38(566). 2013.

7. Ермакова Е.А. Система качественных критериев для оценки эффективности долговой политики субъекта РФ// Финансы и кредит, №46(574). 2013.

Об авторах

Индутенко А.Н. - институт экономики НИУ «БелГУ»

Владыка М.В. - институт экономики НИУ «БелГУ»

Гасий С.К. - институт экономики НИУ «БелГУ», stella-gasij@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.