Государственные закупки:
правовые и стратегические аспекты
Юлия Ильина,
завотделом материально-технического снабжения Институтатепло-и массообмена имени А.В. Лыкова, магистр
экономических наук
Резюме. Анализируются законодательство и механизм системы государственных закупок на примере стран Европейского союза, ЕАЭС, США. Подробно описана нормативная правовая база Беларуси в этой сфере. Акцентируется внимание на процедурах закупок инновационного, научного, научно-технического, опытного оборудования.
Ключевые слова: государственные закупки, государственный заказ, поставщик, заказчик, конкуренция, конкурс, законодательство, нормативная правовая база, оборудование для научных исследований.
В значительной степени повышает конкурентоспособность субъектов хозяйствования и тем самым позволяет достичь максимального экономического эффекта отлаженный механизм системы государственных закупок. Развитая нормативная правовая база в этой сфере способствует эффективному планированию расходования бюджетных средств и формированию заказов на краткосрочную перспективу. Предприятия, в свою очередь, могут зарезервировать производственные мощности под госзаказ.
Эволюция института государственных закупок -это процесс, предполагающий постоянное развитие законодательной базы в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями, особенно-
стями правовых систем и традиций в каждой стране. Очень важно наличие высококвалифицированных специалистов, так как от уровня их профессионализма и ответственности зависит эффективность расходования бюджетных средств.
Международный опыт
В США первый закон, регламентирующий государственные закупки, был принят в 1792 г. Все полномочия по регулированию вопросов в данной сфере были возложены на министерства финансов и обороны. Сейчас эта система не централизована и реализуется независимым агентством - Администрацией общих служб, которая организует приобретение крупных партий товара, используя конкурсные процедуры на основе заявок министерств и ведомств. Заказчики приобретают необходимый продукт по оптовой цене, отчисляя определенный процент на стабильное функционирование агентства.
Организация Объединенных Наций и Всемирная торговая организация рекомендуют для всех стран в качестве главного правила закупок конкурс. Требования зафиксированы в многостороннем соглашении о государственных закупках в рамках ВТО.
Опыт США был использован и при создании единой системы закупок Европейского союза, которая регламентируется соответствующими директивами ЕС [1, 2].
Во Франции политика предварительного уведомления заинтересованных поставщиков о предстоящих закупках для государственных нужд осуществляется наиболее последовательно. Госзаказчики дважды в год публикуют списки (номенклатуру) товаров, работ, услуг, на которые предполагается разместить заказ в предстоящем полугодии. Заинтересованные организации имеют доступ к этой информации и могут ею эффективно воспользоваться [2].
Законодательство Германии в сфере реализации государственных закупок в полной мере соответствует требованиям Евросоюза и отчетливо выражает запрет оказывать предпочтение отечественным участникам торгов. Создание честной конкуренции, недопустимость форми-
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА
рования привилегированных условий для тех или иных субъектов хозяйствования позволяют наиболее рационально расходовать государственные средства. Успешное новшество - возможность оспаривать в суде решения о размещении госзаказов. Для вынесения постановлений по жалобам на действия/бездействие заказчика установлены минимальные сроки, что позволяет избежать финансовых потерь. Судебные решения публикуются в открытом доступе, что дисциплинирует участников спора и способствует развитию законодательства.
В Германии давно и успешно действует общественная организация экспертов и ученых «Форум госзаказа», в рамках которой формируется отношение к новым явлениям в сфере госзакупок внутри страны и за ее пределами. Мнения специалистов регулярно доводятся до сведения правительства. Форум ежегодно присуждает премию за лучшую тематическую научную работу - Public Procurement Award [1]. В государственных учреждениях практикуется назначение ответственных за размещение госзаказов независимых лиц, с невозможностью их уволить. Работа этих чиновников контролируется вышестоящими органами надзора и Счетной палатой. Однако пока остается открытым вопрос, сможет ли эта система помочь в борьбе с коррупцией или все же придется переходить к составлению «черных списков» [1].
Закон Республики Казахстан от 04.12.2015 №434 V «О государственных закупках» [3] направлен на защиту национальных интересов. Так, отечественные товаропроизводители - потенциальные поставщики при определении выигравшей конкурсной заявки имеют приоритет; порядок и условия его предоставления определяются Правительством. Если предметом госзакупок являются работы (услуги), осуществляемые на территории Казахстана, заказчик вправе потребовать их выполнения с использованием отечественного сырья и материалов, местных трудовых и производственных ресурсов. Это требование должно быть предусмотрено в конкурсной документации. Один из основных аспектов закона - приобретение инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг.
В конкурсе может принять участие и зарубежная компания, только если она имеет официальное представительство в Казахстане. При формировании заявки специально созданная система проверяет информацию о компаниях-поставщиках в различных государственных ресурсах: зарегистрирован ли данный субъект хозяйствования, нет ли задолженностей по уплате долгов и сборов в бюджет, неисполненных обязательств по контрактам.
Закон Российской Федерации от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [4] определяет контрактную систему в области закупок, которая предполагает стимулирование инноваций и направлена на развитие рыночных отношений путем закупок научного, научно-технического, инновационного, высокотехнологического оборудования.
Процедура заключения контрактов государственной закупки проводится по общей методике, при этом предоставляется возможность использовать при оценке предложений такие критерии, как качественные и экологические характеристики предлагаемого товара.
Беларусь
Основным документом, регламентирующим все государственные закупки, в том числе уникального дорогостоящего научного оборудования, является Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 №419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» [5]. Он отвечает основным принципам осуществления государственных закупок, сформулированным международными организациями и форумами и подтвержденным практикой, таким как:
■ эффективное расходование бюджетных и иных средств при проведении закупок (обеспечение наилучшего соотношения «цена - качество» в конкретных условиях);
■ гласность и прозрачность процесса государственных закупок;
■ развитие добросовестной конкуренции;
■ обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), ко всем участникам рынков при размещении госзаказов;
■ пресечение злоупотреблений служебным положением;
■ оказание поддержки отечественным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в той мере, в которой это не противоречит международным договорам Республики Беларусь;
■ предотвращение коррупции в области государственных закупок;
■ достижение целей и реализация задач, ради которых проводится закупка;
■ ответственность органов государственной власти за принятые решения.
36 НАУКА И ИННОВАЦИИ | №6 (184) | Июнь 2018 |
http://innosfera.by
Это основной закон страны о госзакупках, и он не в полной мере охватывает интересы в сфере науки, поэтому в дополнение к нему был издан Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 №590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)», который на период с января по декабрь 2014 г. расширил перечень случаев осуществления госзакупок из одного источника товаров, работ и услуг для научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе для проведения конференций.
Наряду с Законом №419-З инновационную и научно-техническую политику государства, организационные вопросы и отчетность, управление интеллектуальной собственностью регламентируют иные нормативные правовые акты. Но и они требуют постоянного обновления, а их реестр - расширения, поскольку меняются обстоятельства, появляется необходимость учитывать законодательство других стран.
Согласно подп. 1.44 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь получателями бюджетных средств являются бюджетные или иные организации, индивидуальные предприниматели, которые имеют право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечают за целевое и эффективное использование полученных средств [6]. В то же время, в соответствии с письмом Министерства торговли Республики Беларусь (ныне Министерство антимонопольного регулирования и торговли) от 15.12.2015 №14-07/1492к «О закупках в сфере НИОКТР», законодательство о государственных закупках не распространяется на отношения, возникающие в связи с выбором исследователя и исследований при осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ [7].
Для осуществления некоторых видов деятельности ученым, конструкторам требуется оборудование, аналога которому подчас не существует. Тем не менее, как и в общем случае, для его приобретения приходится применять электронный аукцион. Данная процедура госзакупки прописана законодательно и зарекомендовала себя положительно, так как является самой непредвзятой и прозрачной. Но в случае приобретения дорогостоящей высокотехнологичной продукции и здесь имеются белые пятна. Для формирования полноценного, развернутого пакета документов необходимо в полной мере, четко и грамотно описать технические характеристики необходимой покупки. При этом Законом №419-З запрещено указывать мар-
ку оборудования. Возникает ситуация, при которой заказчику надо либо предоставить его описание, либо учесть все возможные нюансы при изложении требований, предъявляемых к технической составляющей. Однако заказчика могут обвинить в том, что он нарушает основной принцип Закона №419-З - честной конкуренции, так как техническое описание соответствует только одному известному оборудованию/ производителю, что может стать поводом для жалобы в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, или заказчик получит только одного участника возможной сделки и обязан будет признать процедуру закупки несостоявшейся.
Государством делается многое для совершенствования законодательной базы в сфере приобретения научного, научно-технического, инновационного, высокотехнологичного оборудования и, таким образом, создания условий для развития потенциала. И здесь есть смысл воспользоваться лучшим, что наработано в мировой практике, в том числе опытом наших партнеров по ЕАЭС.
Например, в белорусском законодательстве, в отличие от российского, не предусмотрена обязательная методика выбора поставщика, и заказчик вправе разработать свою собственную, приемлемую для его организации в данном конкретном случае. Нет и автоматизированной системы контроля товаропроизводителей - потенциальных поставщиков, подобной действующей в Казахстане, поэтому возникает вопрос доверия к участникам сделки. Проверка информации о компании-поставщике входит в обязанность секретаря конкурсной комиссии, что еще больше увеличивает ответственность заказчика перед законодателем и риск неэффективных финансовых вложений. СЗ
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева А. Мировой опыт госзакупок // Бюджет. 2006. №10.
2. Паньшин Б. Н., Телешук Г. Я., Кирсанова И. А. Государственные закупки: теория и практика (курс лекций и практикум).- Минск, 2011.
3. Закон Республики Казахстан от 04.12.2015 г. №434-V «О государственных закупках» // portal.goszakup.gov.kz.
4. Закон Российской Федерации от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // http:// www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.
5. Закон Республики Беларусь от 13.07.2 Государственные закупки: правовые и стратегические аспекты 012 г. №419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» // http:// www.pravo.by/documen t/?guid=3871&p0=H11200419.
6. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 г. №412-З http:// kodeksy.by/byudzhetnyy-kodeks/statya-2.
7. Письмо Министерства торговли Республики Беларусь от 15.12.2015 г. №14-07/1492к «О закупках в сфере НИОКТР» // http:// www.lawbelarus.com/002917.
http://innosfera.by/2018/06/State_procurements