Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / УСЛУГИ ОВД / РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУСЛУГ / ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУСЛУГ / ТЕНДЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУСЛУГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захарова Мария Геннадьевна

В Российской Федерации на законодательном уровне определена обязанность государственных служб, в том числе органов внутренних дел, оказывать гражданам, организациям всех форм собственности государственные услуги в своей сфере деятельности. Повышение качества такой работы является важной задачей. Как предписывает ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» для упрощения получения таких услуг предусмотрено межведомственное взаимодействие. В целях сокращения нормативных сроков получения государственных услуг, снижению бюрократических, коррупционных рисков, МВД РФ предлагает пользоваться Единым порталом госуслуг. В связи с вышеизложенным, в настоящей статье, автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления особенностей правового регулирования, проблем, а так же тенденций развития государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Захарова Мария Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC SERVICES PROVIDED BY THE INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA: FEATURES OF LEGAL REGULATION, PROBLEMS, DEVELOPMENT TRENDS

In the Russian Federation, at the legislative level, the obligation of public services, including internal affairs bodies, is defined to provide citizens, organizations of all forms of ownership with public services in their field of activity. Improving the quality of such work is an important task. As prescribed by the Federal Law "On the organization of the provision of state and municipal services", interdepartmental interaction is provided to simplify the receipt of such services. In order to reduce the regulatory time for obtaining public services, reduce bureaucratic, corruption risks, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation proposes to use the Unified Portal of Public Services. In connection with the foregoing, in this article, the author made an attempt to scientific analysis and critical understanding of the features of legal regulation, problems, as well as trends in the development of public services provided by the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

Столыпинский вестник №10/2022

Научная статья Original article УДК 34.096

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

PUBLIC SERVICES PROVIDED BY THE INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA: FEATURES OF LEGAL REGULATION, PROBLEMS, DEVELOPMENT

TRENDS

Захарова Мария Геннадьевна, СИУ-филиал РАНХиГС «российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» (630102 Россия, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6) тел. +7 (383) 373-13-45, mashazacharov@mail. ru

Zakharova Maria Gennadievna, SIU-branch of the RANEPA "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation" (630102 Russia, Novosibirsk, Nizhegorodskaya st., 6) tel. +7 (383) 37313-45, mashazacharov@mail.ru

Аннотация: В Российской Федерации на законодательном уровне определена обязанность государственных служб, в том числе органов внутренних дел, оказывать гражданам, организациям всех форм собственности государственные услуги в своей сфере деятельности.

Столыпинский вестник

6021

Повышение качества такой работы является важной задачей. Как предписывает ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» для упрощения получения таких услуг предусмотрено межведомственное взаимодействие. В целях сокращения нормативных сроков получения государственных услуг, снижению бюрократических, коррупционных рисков, МВД РФ предлагает пользоваться Единым порталом госуслуг. В связи с вышеизложенным, в настоящей статье, автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления особенностей правового регулирования, проблем, а так же тенденций развития государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел.

Abstract: In the Russian Federation, at the legislative level, the obligation of public services, including internal affairs bodies, is defined to provide citizens, organizations of all forms of ownership with public services in their field of activity. Improving the quality of such work is an important task. As prescribed by the Federal Law "On the organization of the provision of state and municipal services", interdepartmental interaction is provided to simplify the receipt of such services. In order to reduce the regulatory time for obtaining public services, reduce bureaucratic, corruption risks, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation proposes to use the Unified Portal of Public Services. In connection with the foregoing, in this article, the author made an attempt to scientific analysis and critical understanding of the features of legal regulation, problems, as well as trends in the development of public services provided by the internal affairs bodies.

Ключевые слова: государственные услуги, услуги ОВД, регулирование госуслуг, проблемы регулирования госуслуг, тенденции регулирования госуслуг.

Keywords: public services, police services, regulation of public services, problems of regulation of public services, trends in the regulation of public services.

6022

На сегодняшний момент МВД РФ утвердило административные регламенты получения гражданами и организациями государственных услуг. Работа в этом направлении осуществляется в соответствии с требованиями 39 приказов. Дополнительно исполнение государственных функций данного ведомства регламентируют 11 административных документов. Выходит, что в обязанности МВД входит исполнение 50 регламентов. Приказ МВД РФ «Об организации и проведении мониторинга качества и доступности предоставления государственных услуг в системе МВД России» №910 утверждённый 28.12. 2020 года описывает методы и форму оценки качества предоставления госуслуг. [6, с. 257]

В административном регламенте обязательно имеются разделы, в которых указаны условия, порядок предоставления госуслуг, обязанности, права сотрудников МВД, заявителя, срок получения услуги и др.

Сотрудники отделов внутренних дел указывают важность включения в административный регламент положений о качестве обслуживания клиентов, оборудованию помещений, предназначенных для приёма граждан. Многие вопросы снимает практика заполнения документов, необходимых для получения государственной услуги, непосредственно на портале «Госуслуги». Данное обстоятельство позволяет оперативно выполнять анализ заявления, проверять предоставленные пакеты документов, исправлять ошибки. Всё это даёт возможность сократить до минимума время прямого взаимодействия заказчика услуги с исполнителем. [5, с. 87]

С одной стороны, наличие стандартов предоставления услуг и их исполнения удобно для граждан, которые получают услугу в точно установленные сроки. С другой стороны, использование стандартов делает работу сотрудников внутренних дел спокойной и планомерной, без необоснованных претензий заявителей. В результате между сотрудниками МВД и гражданами возникает минимум конфликтных ситуаций, ведь претензий к исполнителю, который выполнил свою работу в установленные

6023

сроки, не может быть. Практически, претензии предъявляются только в отношении норм предоставления услуг, закреплённых в правовых документах. [2, с. 183]

Дополнительно, наличие стандартов и электронный документооборот исключает возможность решать какие-то вопросы в частном порядке, в сроки, несоответствующие нормам. В результате риск коррупционных действий в органах государственной власти значительно уменьшается. В последнее время отмечается ещё одна положительная тенденция. Перенос контактов органов МВД с заявителем из организации в МФЦ. Как пример можно рассмотреть ситуацию с Федеральными органами государственной регистрации, кадастра, картографии. На сегодняшний день они не занимаются приёмом, выдачей документов, отдав данную функцию многофункциональным центрам, в которые гражданин обращается, если ему нужно зарегистрировать недвижимость. Подобная организация работы не только исключает коррупционные риски, но и значительно снижает расход финансовых средств для организации приёма граждан, сокращает время, необходимое для получения итогового документа, справки.

Административные регламенты можно разделить на две категории. Первая содержит регламенты работы органов государственной власти, вторая представлена регламентами процедурного значения. Особенностью регламентов МВД РФ является то, что они имеют чаще всего процедурный характер. Например, предметом регулирования административного регламента по регистрации транспортных средств МВД России (приказ №950 от 21 декабря 2019 года МВД РФ) стали сроки, последовательность действия, порядок взаимодействия ГИБДД МВД РФ с органами федеральной исполнительной власти. [4, с. 163]

Чтобы исключить возможные конфликты между сторонами взаимодействия, в статье 13 п.п. 6 и 7 Федерального закона 210-ФЗ, утверждённого 27.07.2010 года, закреплено требование об обязательной

6024

экспертизе регламентов. При этом экспертиза должна быть организована в двух формах. Во-первых, назначается независимая экспертиза. Во-вторых, экспертную оценку даёт уполномоченный орган государственной власти (местного самоуправления).

В обязанности независимой экспертизы входит оценка эффективности административного регламента, определение возможных проблем с использование его положений.

Одним из актуальных вопросов использования административных регламентов является объём регулирования. Правила разработки и порядок утверждения отраслевых, региональных, федеральных административных регламентов указаны в постановлении Правительства РФ №373 принятого 16.05.2011 года. Но в данном документе нет ответа на вопрос, для каких случаев должны разрабатываться административные регламенты. [3, с. 306]

В современном законодательстве нет чётких указаний, какими должны быть административные регламенты. Ясный регламент позволяет организовать работу органов государственной власти на высоком уровне. Вместе с этим, нельзя допустить излишнюю регламентацию, чтобы вся система предоставления государственных услуг не потеряла свою гибкость под изменяющиеся со временем запросы.

Предполагается, что при изменении функций государственной власти или формы предоставления государственной услуги, передачи функций из одного ведомства в другое, должны приниматься соответствующие административные регламенты.

С учётом выше описанных обстоятельств можно сделать вывод о том, что использование органами государственной власти административных регламентов позволит существенно повысить качество взаимоотношений госуслужащих с гражданами, являющимися пользователями государственных услуг.

6025

Главной функцией административных регламентов является регулирование взаимоотношений между заявителем и специалистом органов внутренних дел. В МВД РФ приняты административные регламенты, имеющие процедурный характер. Это означает, что они не могут влиять на изменение обязанностей сотрудников внутренних дел и создавать новые правила. Так как МВД России имеет право заниматься нормотворческой деятельностью, следовательно, создаваемые этим ведомством административные регламенты утверждаются приказами МВД Российской Федерации. [7, с. 286]

Задачей административных регламентов является упорядочение действий работников государственного аппарата, граждан. Их применение даёт возможность исключить решение процедурных вопросов в частном порядке, в обход установленных законом норм и правил.

Таким образом, административные регламенты, регулирующие получение гражданами, организациями всех форм собственности государственных услуг, существенно снижают коррупционные сделки, так как с их использованием взаимодействие заявителя с сотрудниками государственных служб сводится к минимуму. При этом, если для получения услуги используется электронный документооборот, коррупционные риски полностью исключаются.

Однако стоит отметить, что Министерство Внутренних Дел РФ предоставляет услуги в электронной форме в том случае, если заявителю необходимо получить или подать определённую информацию. Например, к таким услугам относят выдача справки об отсутствии судимости, наличии административной задолженности, адресной информации и т.п.

В МВД РФ большая часть государственных услуг предоставляется в комбинированном виде. Подача документов осуществляется в электронном виде, а для получения готового документа требуется лично посетить отделение МВД. Необходимость в личном посещении обусловлена тем, что

6026

сотрудник ОВД должен убедиться в подлинности личности заявителя. Хотя в перспективе, часть госуслуг можно полностью предоставлять в электронном виде, если у заявителя имеется электронная подпись. [1, с. 204]

В будущем система, регулирующая получения гражданами, организациями государственных услуг будет ещё больше расширяться в направлении упрощения доступа к государственным документам. Стандартную электронную подпись должна заменить усиленная, которую гражданин может получить только один раз. Для идентификации гражданина кроме усиленной электронной подписи могут использоваться биометрические данные. Такая комбинация даст возможность точно определить физическое лицо и расширит перечень документов, которые может получить гражданин без прямого обращения в органы внутренних дел.

Литература

1. Авдеев, В. В. О повышении эффективности правоприменительной деятельности органов внутренних дел по предоставлению государственных услуг / В. В. Авдеев // Государственная служба и кадры. - 2021. - № 3. - С. 203-205.

2. Дубровин, А. К. Организация предоставления государственных услуг органами внутренних дел Российской Федерации / А. К. Дубровин // Право и государство: теория и практика. - 2020. - № 10(190). - С. 180184.

3. Жуков, В. Н. Общественный контроль за предоставлением государственных услуг органами внутренних дел Российской Федерации / В. Н. Жуков // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. - 2022. - № 40. - С. 305-308.

4. Михайленко, Н. В. Актуальные вопросы предоставления органами внутренних дел государственных услуг / Н. В. Михайленко //

6027

Административно-правовые отношения: Сборник научных статей, Москва, 14 февраля 2019 года. - Москва: РГ-Пресс, 2020. - С. 161-165.

5. Михайленко, Н. В. Актуальные проблемы реализации полномочий органов внутренних дел в сфере государственных услуг / Н. В. Михайленко // Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2019. - С. 8389.

6. Прокопенко, А. Н. Правовое регулирование организации предоставления государственных услуг органами внутренних дел административными регламентами / А. Н. Прокопенко, П. Н. Жукова, В. А. Насонова // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2021. - № 3(98). - С. 255-265.

7. Цынрдя, В. Н. Основные подходы к классификации государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел / В. Н. Цынрдя, Н. В. Стеценко // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 2(117). - С. 285-287.

Literature

1. Avdeev, V. V. On improving the efficiency of law enforcement activities of internal affairs bodies for the provision of public services / V. V. Avdeev // Public service and personnel. - 2021. - No. 3. - P. 203-205.

2. Dubrovin, A. K. Organization of the provision of public services by the internal affairs bodies of the Russian Federation / A. K. Dubrovin // Law and state: theory and practice. - 2020. - No. 10(190). - P. 180-184.

3. Zhukov, V. N. Public control over the provision of public services by the internal affairs bodies of the Russian Federation / V. N. Zhukov // Modern problems of linguistics and methods of teaching the Russian language at the university and school. - 2022. - No. 40. - P. 305-308.

4. Mikhailenko, N. V. Topical issues of provision of public services by internal affairs bodies / N. V. Mikhailenko // Administrative and legal relations:

6028

Collection of scientific articles, Moscow, February 14, 2019. - Moscow: RG-Press, 2020. - P. 161-165.

5. Mikhailenko, N. V. Actual problems of exercising the powers of internal affairs bodies in the field of public services / N. V. Mikhailenko // Moscow: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. V.Ya. Kikotya, 2019. - P. 83-89.

6. Prokopenko, A. N. Legal regulation of the organization of the provision of public services by internal affairs bodies by administrative regulations / A. N. Prokopenko, P. N. Zhukova, V. A. Nasonova // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - No. 3 (98). -P. 255-265.

7. Tsynrdya, V. N. Main approaches to the classification of public services provided by internal affairs bodies / V. N. Tsynrdya, N. V. Stetsenko // Eurasian legal journal. - 2018. - No. 2 (117). - P. 285-287.

© Захарова М.Г., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022.

Для цитирования: Захарова М.Г. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022

6029

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.