Научная статья на тему 'Административные барьеры в сфере предоставления органами внутренних дел государственных услуг населению'

Административные барьеры в сфере предоставления органами внутренних дел государственных услуг населению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
662
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРИЧИНЫ / УСЛОВИЯ / ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ / ЭТАПЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тырышкин Виктор Владимирович

В статье рассматриваются проблемные вопросы преодоления административных барьеров в процессе предоставления органами внутренних дел государственных услуг населению. Анализируются причины и условия возникновения административных барьеров, а так же их виды. Особое внимание в статье автор уделяет ключевым этапам и перспективным направлениям в процессе преодоления административных барьеров в сфере предоставления органами внутренних дел государственных услуг населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тырышкин Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative barriers in the sphere of the internal Affairs bodies of state services to the population

In article are considered the problems of overcoming of administrative barriers in the process of provision of the internal Affairs bodies of state services to the population. The author analyzes the causes and conditions of administrative barriers, as well as their types. Special attention in the article the author gives the key stages and perspective directions in the process of overcoming of administrative barriers in the sphere of the internal Affairs bodies of state services to the population.

Текст научной работы на тему «Административные барьеры в сфере предоставления органами внутренних дел государственных услуг населению»

9.11. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

Тырышкин Виктор Владимирович, адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел. Место учебы: Академия управления МВД России. Email: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы преодоления административных барьеров в процессе предоставления органами внутренних дел государственных услуг населению. Анализируются причины и условия возникновения административных барьеров, а так же их виды. Особое внимание в статье автор уделяет ключевым этапам и перспективным направлениям в процессе преодоления административных барьеров в сфере предоставления органами внутренних дел государственных услуг населению.

Ключевые слова: административные барьеры; предоставление государственных услуг; органы внутренних дел; причины, условия, виды административных барьеров; этапы преодоления административных барьеров.

ADMINISTRATIVE BARRIERS IN THE SPHERE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF STATE SERVICES TO THE POPULATION

Tyryshkin Viktor Vladimirovich, adjunct at Sociology and management bodies of internal affairs chair. place of study: Management Academy of MIA Russia. E-mail: [email protected]

Annotation: In article are considered the problems of overcoming of administrative barriers in the process of provision of the internal Affairs bodies of state services to the population. The author analyzes the causes and conditions of administrative barriers, as well as their types. Special attention in the article the author gives the key stages and perspective directions in the process of overcoming of administrative barriers in the sphere of the internal Affairs bodies of state services to the population. Keywords: administrative barriers, the provision of public services; the bodies of internal Affairs; the reasons, conditions, types of administrative barriers; steps to overcome administrative barriers.

Каждый гражданин Российской Федерации фактически с момента своего рождения начинает взаимодействовать с государственными органами по каким-либо вопросам, касающимся получения государственных услуг (далее по тексту - госуслуг). Так, после рождения ребенка его родители обязаны явиться в органы ЗАГС и зарегистрировать его, получив свидетельство о рождении, с этого момента начинаются взаимоотношения нового гражданина с органами государственной власти, не прекращающиеся до самой смерти, так как после смерти родственники опять же в органах ЗАГС обязаны получить свидетельство о смерти.

Поэтому, можно констатировать, что на протяжении всей свой жизни человек неоднократно обращается в государственные органы для получения различных госуслуг. При этом, органы внутренних дел в процессе предоставления госуслуг занимают достаточно замет-

ное место, так как предоставляемые ими услуги весьма разнообразны, а обращения по их поводу носят регулярный и достаточно частый характер. Проанализировав перечень госуслуг, предоставляемых МВД России в электронной форме, мы обнаружили 28 госуслуг, предоставляемых физическим лицам! Небольшая часть из этих услуг предоставляются как физическим, так и юридическим лицам.

При таком большом количестве предоставляемых госуслуг в ходе обращений граждан в органы внутренних дел конечно же возникают определенные негативные моменты, влекущие как материальные и временные затраты, так и моральное неудовлетворение и недовольство от посещения того или иного подразделения органов внутренних дел. Данные негативные явления законодателем определены как административные барьеры. Необходимо заметить, что хотя данное определение встречается во многих нормативных актах, а в 2011 году Правительством РФ даже была принята Концепция снижения административных барьеров1, но ни в Федеральном законе2, ни в упомянутой концепции, ни в каких-либо иных нормативных актах понятия административных барьеров не закреплено. Поэтому проанализировав нормативные акты, регламентирующие определенные аспекты, касающиеся административных барьеров, а также различные мнения граждан о имеющихся административных барьерах, выявленные в ходе анкетирования посетителей различных подразделений органов внутренних дел, мы предлагаем следующее определение: административные барьеры в сфере предоставления органами внутренних дел государственных услуг населению это негативные проявления, возникающие при предоставлении должностными лицами служб и подразделений МВД России государственных услуг физическим лицам, в виде излишних временных и материальных затрат, информационной недостаточности, а также иных препятствий, затрудняющих надлежащее предоставление государственных услуг получателям.

Детальное изучение данного явления в процессе предоставления госуслуг органами внутренних дел, позволяет нам выделить следующие виды административных барьеров:

1) излишние временные затраты;

2) излишние материальные затраты;

3) отсутствие необходимой информации о получаемой госуслуге;

4) отсутствие комфортных условий в местах предоставления госуслуг;

5) низкая культура обслуживания граждан в службах и подразделениях МВД России, осуществляющих предоставление госуслуг.

Кратко остановимся на видах административных барьеров. К первой группе мы отнесем следующие виды административных барьеров: долгое время ожидания очереди для подачи заявки на получение госуслуги; длительное время обработки заявления на предоставление госуслуги и проверки документов, прилагающихся к заявлению; длительное время ожидания результатов получения госуслуги, долгое время ожидания очереди получения результатов госуслуги. Согласно проведенным опросам, данные виды адми-

1 Распоряжение Правительства от 10 июня 2011 г. №1021-р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 20112013 годы»

2 Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

нистративных барьеров воспринимаются гражданами наиболее негативно. Больше всего граждане недовольны потерей времени в очередях, и считают, что существующая на сегодняшний день в органах внутренних дел система предоставления госуслуг не соответствует современным требованиям, что органы внутренних дел не справляются с большим количеством заявлений на предоставление госуслуг.

Ко второй группе мы отнесем материальные затраты граждан на снятие копий с необходимых документов, так как в большинстве служб и подразделений органов внутренних дел, осуществляющих предоставление госуслуг отсутствует возможность бесплатного копирования документов; слишком высокие государственные пошлины за предоставление госуслуг или большая комиссия при уплате государственной пошлины за предоставление госуслуги (к примеру, в некоторых регистрационных подразделениях ГИБДД установлены электронные терминалы по оплате госпошлины, комиссия в которых составляет 50 рублей независимо от суммы госпошлины и при уплате пошлины в 200 рублей гражданин вынужден заплатить комиссию 25 процентов от суммы госпошлины, что конечно же достаточно много); также к данной группе мы отнесем незаконные денежные вознаграждения, которые сотрудники органов внутренних дел в некоторых случаях требуют от граждан, либо граждане сами предлагают их сотрудникам органов внутренних дел, за возможность получить госуслугу в более короткие сроки.

К третьей группе административных барьеров мы отнесем отсутствие инфоматов и стендов с подробной информацией о порядке предоставления госуслуг в местах их получения; либо малоинформативность подобных стендов или отсутствие на стендах необходимой информации для получения госуслуги; также отсутствие консультантов, справочных бюро в случаях, когда они необходимы.

К четвертой группе административных барьеров мы отнесем отсутствие необходимых комфортных условий предоставления госуслуг - то есть отсутствие необходимого места для ожидания, отсутствие стульев, скамеек, столов с образцами заполнения бланков документов, отсутствие копировальных аппаратов для бесплатного копирования документов, отсутствие буфетов и туалетов (хотя в некоторых случаях гражданам приходится находиться достаточно длительное время в органе внутренних дел, осуществляющем предоставление госуслуги), отсутствие кондиционеров и иных систем вентилирования воздуха (при необходимости).

И наконец, к последней, пятой группе административных барьеров мы отнесем некомпетентность и грубость сотрудников ОВД, ответственных за предоставление госуслуг; игнорирование посетителей и т.д.

Для разработки и внедрения эффективного механизма преодоления административных барьеров в деятельности органов внутренних дел по предоставлению госуслуг населению изначально необходимо определить причины их возникновения и условия устойчивого сохранения. Без решения данных вопросов невозможно разработать действенные рекомендации по устранению соответствующих барьеров.

Прежде всего следует отметить, что причины и условия распространения административных барьеров в системе предоставлении органами внутренних дел госуслуг населению тесно взаимосвязаны между собой. У каждого, из приведенных выше административных барьеров имеются специфичные причины его возник-

новения и условия устойчивого сохранения и работа по их выявлению и описанию довольно объемна и трудоемка, поэтому детальному разграничению причин и условий отдельно взятых административных барьеров мы посвятим одну из будущих статей, а в рамках данного исследования, мы только обозначим причины и условия общего характера, присущие большей части административных барьеров.

В основе изучения причин и условий возникновения и устойчивого сохранения административных барьеров в процессе предоставления органами внутренних дел госуслуг населению были использованы следующие источники информации:

- личное наблюдение;

- опрос граждан, обращающихся в ОВД за получением госуслуг;

- опрос сотрудников ОВД, отвечающих за предоставление госуслуг;

- анализ нормативных правовых актов, регламентирующих данный процесс.

В ходе исследования, нам удалось выявить следующие общие причины возникновения административных барьеров в ходе предоставления органами внутренних дел госуслуг населению:

1) нормы ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные госуслуги, не способствуют устранению барьеров, возникающих в процессе их предоставления;

2) низкий уровень профессионализма сотрудников ОВД, непосредственно осуществляющих предоставление госуслуг;

3) отсутствие исполнительных возможностей технического оснащения органов внутренних дел, не соответствующего современным требованиям;

4) несоответствие потока заявлений с физическими возможностями своевременной и квалифицированной их обработки.

А также условия их распространения:

- отношение общества к коррупционным схемам получения госуслуг как к нормальному явлению;

- ненадлежащий контроль руководства органов внутренних дел за процессом предоставления госуслуг;

- отсутствие действенной системы наказаний и поощрений сотрудников ОВД за исполнение обязанностей по предоставлению госуслуг;

- отсутствие эффективной системы отбора кадров в МВД России и планомерной кадровой политики;

- отсутствие стремления у сотрудников ОВД, осуществляющих предоставление госуслуг, к повышению квалификации и получению новых знаний, т.к. никаких преимуществ в карьерном росте или заработной плате это не дает.

Условий устойчивого сохранения административных барьеров в системе предоставления органами внутренних дел госуслуг населению можно обозначить гораздо больше, но мы постарались указать самые распространенные из них.

Характеризуя проблему административных барьеров в деятельности органов внутренних дел по предоставлению госуслуг населению, необходимо обозначить те меры, которые уже предприняты в рамках преодоления данного негативного явления, так как на сегодняшний день сделано уже не мало в данном направлении, и что по нашему мнению еще необходимо сделать для повышения качества предоставляемых органами внутренних дел госуслуг и полнейшего иско-

ренения административных барьеров, имеющих место в процессе их предоставления.

Итак, рассмотрим, что на сегодняшний день уже сделано по снижению административных барьеров и повышению доступности госуслуг для населения. Первым довольно существенным этапом в процессе преодоления административных барьеров в сфере предоставления органами внутренних дел госуслуг населению стало открытие 15 декабря 2009 года в информационно-телекоммуникационной сети Интернет «Портала государственных слуг Российской Федерации» на сайте www.gosuslugi.ru, где в электронной форме можно просмотреть информацию о госуслугах, предоставляемых МВД России и другими ведомствами, подать заявление в электронной форме на получение госуслуги и даже уже возможно получение некоторых госуслуг в электронной форме. Данный сервис значительно упростил процесс предоставления госуслуг и к 2015 году планируется все госуслуги, которые возможно, перевести в электронную форму и предоставлять посредством данного Портала.

Вторым значимым этапом стало принятие Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 1021-р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы». Данная концепция систематизировала усилия различных ведомств по повышению доступности госуслуг и снижению административных барьеров в процессе их предоставления.

Третьим, наиболее существенным по нашему мнению этапом стала работа по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительство». Данная работа начата относительно недавно, в феврале 2012 года и включает в себя 4 основных приоритетных направления:

1) развитие конкуренции;

2) борьба с коррупцией;

3) кадры и социальные лифты;

4) качество жизни.

Каждое из обозначенных приоритетов системы «Открытое правительство» в той или иной мере связаны с преодолением административных барьеров в сфере предоставления госуслуг МВД России и другими федеральными органами исполнительной власти. Даже можно сказать больше, в рамках формирования системы «Открытое правительство», разрозненная работа по преодолению административных барьеров в различных ведомствах и по различным направлениям была систематизирована, усилия большого количества экспертов в различных областях и широкое привлечение общественности уже сегодня приносят ощутимые результаты в преодолении административных барьеров. В формате «Открытого правительства» активно реализуются проекты «Открытый регион» и «Открытое министерство», результатом внедрения которых будет также являться существенное сокращение административных барьеров, в том числе и при обращении граждан в органы внутренних дел.

По нашему мнению, несмотря на значительный объем работы по преодолению административных барьеров, который обозначен выше, останавливаться на достигнутом не нужно, необходимо продолжать начатую работу и следующим шагом по преодолению административных барьеров, должно стать совершенствование и автоматизация процесса предоставления органами внутренних дел госуслуг населению, влекущие за собой сокращение количества непосредствен-

ных контактов гражданина с сотрудниками ОВД при предоставлении госуслуг, что будет способствовать существенному снижению обозначенных выше административных барьеров и устранению многих причин и условий их возникновения. О конкретных предложениях по автоматизации процесса предоставления госуслуг подразделениями ГИБДД МВД России и снижению количества административных барьеров в ходе регистрации автомототранспортных средств мы уже вели речь в статье «Автоматизация процесса регистрации автомототранспортных средств - реальный путь преодоления административных барьеров в деятельности ГИБДД МВД России»3.

В заключении статьи хотелось бы отметить, что по нашему мнению, в основе механизма преодоления административных барьеров в деятельности органов внутренних дел по предоставлению госуслуг населению должны быть изменения в кадровой политике, причем изменения эти должны касаться всех, начиная с курсантов ведомственных образовательных учреждений МВД России, и заканчивая руководителями, ответственными за предоставление госуслуг в том или ином органе внутренних дел. Никакие только материальные ресурсы и технические нововведения не приведут к должному положительному результату, если к нему не будут стремиться сотрудники ОВД, ответственные за предоставление госуслуг населению.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

2. Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. №1021-р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы».

3. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 года № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей».

4. Тырышкин В.В. Автоматизация процесса регистрации автомототранспортных средств - реальный путь преодоления административных барьеров в деятельности ГИБДД МВД России // Закон и право. - 2013. -№ 1. - С. 97-100.

Literature list:

1. The Federal law from 27.07.2010 g. № 210-FZ «On provision of state and municipal services».

2. Order of the Government of the Russian Federation of 10 June 2011. №1021-p «On approval of the Concept of reduction of administrative barriers and improve the availability of public services for 2011-2013.»

3. The decree of the Government of the Russian Federation of December 12, 2012 № 1284 «On the assessment of the citizens of the effectiveness of the activities of the heads of territorial bodies of Federal enforcement authorities (their structural units) based on the quality of their

3 Тырышкин В.В. Автоматизация процесса регистрации автомототранспортных средств - реальный путь преодоления административных барьеров в деятельности ГИБДД МВД России // Закон и право. - 2013. - № 1. - С. 97-100.

public services, as well as on the application of the results of this assessment as a basis for decision-making on early termination of the relevant leaders of their official duties»

4. Tyryshkin, V.V. Automation of the process of registration of the motor transport is the real way of overcoming of administrative barriers in the activities of the traffic police of the MIA of Russia // the Law and the right. - 2013. - № 1. - P. 97-100.

Рецензия

на статью «Административные барьеры в сфере предоставления органами внутренних дел государственных услуг населению», подготовленную адъюнктом кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России Тырышкиным Виктором Владимировичем

Научная статья, подготовленная В.В. Тырышкиным посвящена проблемным вопросам распространения административных барьеров в процессе предоставления органами внутренних дел МВД России государственных услуг населению.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку на сегодняшний день органами внутренних дел МВД России предоставляются 28 государственных услуг физическим лицам и в процессе их предоставления возникает большое количество административных барьеров, которые необходимо своевременно выявлять и устранять, так как данные негативные проявления замедляют процесс предоставления государственных услуг и влекут за собой дополнительные затраты как для граждан, так и для органов внутренних дел.

Автором проведена серьезная работа по определению причин и условий появления административных барьеров в процессе предоставления органами внутренних дел госуслуг населению, по выявлению видов административных барьеров, а также по формулированию данного понятия.

Научная статья В.В. Тырышкина «Административные барьеры в сфере предоставления органами внутренних дел государственных услуг населению» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации в открытой печати.

Начальник кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России доктор социологических наук, профессор В.Б. Коробов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.