Научная статья на тему 'Государственные целевые программы в бюджетном устройстве Российской Федерации'

Государственные целевые программы в бюджетном устройстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ / SECURITY OF ROAD TRAFFIC / FEDERAL TARGET PROGRAMS / PROGRAM SPECIAL PURPOSE METHOD / ON-BUDGET EXPENDITURES / TYPES OF ECONOMIC LOSSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмин Александр Григорьевич, Джеджелава Е. И., Вишняков Н. И., Мартынова Н. А.

В статье рассматриваются вопросы государственного финансирования федеральной целевой программы “Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах”, раскрываются базовые принципы бюджетного устройства. Приведены виды экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузьмин Александр Григорьевич, Джеджелава Е. И., Вишняков Н. И., Мартынова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The public target programs in the budget system of the Russian Federation

The Northern (arctic) federal university, Arkhangelsk The article deals with the issues of public financing of the federal target program "The development of security of road traffic in 2006-2012". The basic principles of budget system are explained. The types of economic losses because of traffic accidents are presented.

Текст научной работы на тему «Государственные целевые программы в бюджетном устройстве Российской Федерации»

ник трудов молодых ученых Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием "Охрана здоровья населения промышленных регионов: стратегия развития и перспективы", 28—30 октября 2009 г., Екатеринбург. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; 2009: 148—54.

10. Кукушкин М. Л. Рус. мед. журн. 2007; 15 (10): 827—832.

11. Трошин В. В., Морозова П. Н. Проблема оценки боли при вибрационной болезни. В кн.: Измеров Н. Ф., ред. Реализация глобального плана действий по здоровью работающих в Рос© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012

УДК 614.2:33

сийской Федерации. Проблемы и перспективы: Тезисы докл. науч.-практ. конф. М.: "Реинфор", 2009: 177—9.

12. Яхно Н. Н., Баринов А. Н., Подчуфарова Е. В. Клин. мед. 2008; 11: 10—5.

13. http://www.painrussia.ru/specialist_information/inquirer/lanss/ default.ivp

14. BennettM. Pain. 2001; 92: 147—57.

15. Bennett M. I., Attal N, Backonja M. M. et al. Pain. 2007; 127: 199—203.

Поступила 23.03.12

А. Г. КУЗЬМИН', Е. И. ДЖЕДЖЕЛАВА2, Н. И. ВИШНЯКОВ3, Н. А. МАРТЫНОВА4

Государственные целевые программы в бюджетном устройстве Российской Федерации

'Вологодская областная больница № 1; 2Северное морское пароходство, Архангельск; 3ГМУ им. акад. И. П. Павлова, Санкт-Петербург;

"Северный (арктический) Федеральный университет, Архангельск

В статье рассматриваются вопросы государственного финансирования федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах ", раскрываются базовые принципы бюджетного устройства. Приведены виды экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, федеральные целевые программы, программно-целевой метод, расходы бюджета, виды экономических потерь

THE PUBLIC TARGET PROGRAMS IN THE BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION A.G. Kuzmin, E.I. Dzhedzhelava, N.I. Vishnyakov, N.A. Martynova

The Vologda oblast hospital №1, Vologda; The Northern sea steamship line, Arkhangelsk; The academician I.P. Pavlov state medical university, St. Petersburg; The Northern (arctic) federal university, Arkhangelsk The article deals with the issues of public financing of the federal target program "The development of security of road traffic in 2006-2012". The basic principles of budget system are explained. The types of economic losses because of traffic accidents are presented.

Key words: security of road traffic, federal target programs, program special purpose method, on-budget expenditures, types of economic losses

К числу актуальных проблем Российской Федерации относятся вопросы реализации финансового обеспечения автодорожной безопасности. В настоящее время на различных уровнях управления осуществляется поиск прогрессивных решений для успешного претворения в жизнь Федерального закона "О безопасности дорожного движения", федеральных целевых программ (ФЦП) "Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах", "Модернизация транспортной системы России (2002—2010 гг.)", направленных на предотвращение финансовых и социально-демографических потерь от дорожно-транспортных происшествий (ДТП), снижение тяжести их последствий.

Это вызвано необходимостью предотвращения большого количества человеческих жертв, снижения уровня аварийности, значительным экономическим ущербом. Гибель и травматизация в ДТП приводят к снижению материального положения семей, в течение многих лет ложатся дополнительной нагрузкой на бюджеты всех уровней по выплатам различного вида социальных пособий.

Приоритеты государственной политики и основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения сформулированы в Федеральном законе "О безопасности дорожного движения". Среди них — приоритет

жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД).

Несмотря на то что при реализации государственных функций могут применяться различные бюджетные методы финансирования, решающими признаны программно-целевые. Они более действенно позволяют использовать государственные инвестиции на создание инфраструктуры, обеспечивающей БДД. В последние годы в федеральном бюджете на обеспечение БДД предусматриваются значительные ассигнования, в том числе на создание современной автодорожной инфраструктуры (см. таблицу).

Обращает на себя внимание достаточно неритмичное выделение средств в течение установленного срока реализации программы (см. рисунок). Около 70% объемов финансирования предусматривается на 2009—2012 гг., т. е. спустя 3 года после начального срока ее реализации. Такая ситуация повышает риск недостижения заявленных показателей результативности из-за сокраще-

Контактная информация: Кузьмин Александр Григорьевич, канд. мед. наук, доц., главврач, е-таП:уо1_оЪ1_Ъо11@таД.ги

Расходы федерального бюджета на развитие транспорта и транспортной инфраструктуры

Статьи расходов

2007 г., млрд руб.

2008 г.

млрд руб.

рост к 2007 г., %

2009 г., млрд руб.

ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002—2010 гг.)"

В том числе: субсидии субъектам на строительство и реконструкцию дорог

ФЦП "Глобальная навигационная система"

ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах"

Развитие транспортной инфраструктуры 141,7 199,6

39,4

0,2 0,1

47,2

0,2 0,4

40,9

19,8

150,0

Поддержка функционирования транспорта и дорожного хозяйства Дорожное хозяйство 2,4 2,4

Субсидии бюджетам субъектов РФ 35,0 35,0

219,4

40,0

0,2 0,4

2,4 35,0

ния возможностей маневрирования средствами в пользу наиболее эффективных мероприятий.

Отношения, регулируемые государством в области обеспечения БДД, достаточно сложны, они затрагивают деятельность органов управления всех уровней власти, интересы большого количества граждан Российской Федерации, организаций различных форм собственности. Участники дорожного движения и обеспечения его безопасности относятся к разным секторам экономики страны, что объясняет различную мотивацию и реализуемые подходы к использованию ресурсов.

Необходимость учета понесенных расходов отдельно по каждому из секторов экономики — частному, домашним хозяйствам, государственному — обусловлена прежде всего сформировавшимися за годы реформ новыми общественно-экономическими отношениями. Рассматривая виды экономических потерь, можно предположить, что наиболее значительные расходы от ДТП и мер по их ликвидации и предотвращению несет государственный бюджет (см. рисунок).

Программа предусматривает результативность мероприятий по обеспечению БДД с позиций оценки потерь от ДТП. Однако в ней имеются достаточно значительные расхождения в экспертных оценках российских и зарубежных специалистов в части объема потерь от ДТП по отношению к валовому внутреннему продукту страны. В основе таких расхождений лежат различные методические подходы к определению наносимого ущерба. Например, нормативная величина для одного

смертного случая от ДТП в России, применяемая при расчете ущерба, в 14 раз ниже принятой в Евросоюзе, в 23 раза ниже, чем в Канаде, и в 45 раз — в США [1]. В последние годы ввиду возрастания объемов наносимого ущерба значимость оценки потерь повышается, так как суммарные потери от тяжести последствий ДТП являются для общества дополнительным бременем, снижают возможности для использования публичных финансов в интересах повышения благосостояния граждан.

Для правильного понимания государственной политики, направленной на ресурсное обеспечение всех мероприятий, связанных с улучшением ситуации на дорогах России, целесообразно привести классическую схему бюджетной системы (см. схему).

Бюджетная система современной России состоит из трех звеньев — федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Встречаемые понятия "местные бюджеты", "бюджеты муниципальных образований", "бюджеты местных органов самоуправления" рассматриваются как синонимы [2]. Такое разделение определено Бюджетным кодексом, принятым в 1998 г. и вступившим в силу с 1 января 2000 г.

Знание базовых принципов бюджетного устройства и межбюджетных отношений необходимо для построения эффективной модели организации медицинской помощи в регионе в вертикальном и горизонтальном направлениях, особенно при реализации ключевых задач, финансируемых Правительством Российской Федерации, в том числе посредством целевых программ.

Объемы финансирования ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах" (в млн руб.).

12000 10000 8000 6000 4000 2000

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Средства внебюджетных источников 0 69,8 104,4 89,0 89,0 90,0 90,1

Средства бюджетов субъектов РФ 585,0 3480,2 4894,1 5402,0 5402,0 5512,8 5290,9

Средства федерального бюджета 1080,0 3250,0 3704,3 3774,5 4642,2 3460,25 3266,35

Как следует из Бюджетного кодекса РФ, одним из определяющих принципов организации бюджетной системы является принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, который состоит в закреплении соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Законодатель жестко разграничил расходы по уровням бюджетной системы следующим образом:

• расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;

• расходы, совместно финансируемые из бюджетов всех уровней;

• расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ;

• расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.

Функционирование системы целевых программ (как федерального, так и регионального уровня) обязательно должно строиться на принципах, вытекающих из устройства и современного состояния бюджетной системы. К ним могут быть отнесены принципы [3]:

• разграничения полномочий и ответственности между органами власти;

• уникальности задач и программных мероприятий;

• единства нормативно-правовой базы;

• соблюдения экономических интересов всех участников;

• инновационно-инвестиционной ориентации;

• актуальности и своевременности бюджетных расходов.

Принцип разграничения полномочий и ответственности между органами власти подразумевает в первую очередь определение степени участия в программах каждого из заинтересованных ведомств. Полномочия должны определяться не только для государственного

заказчика целевой программы, но и для органов государственной власти всех уровней бюджетной системы, которые непосредственно осуществляют разработку и принятие проекта целевой программы, ее реализацию и финансовое обеспечение.

Принцип уникальности задач и программных мероприятий указывает на необходимость устранения дублирования мероприятий в рамках всей системы целевых программ. Соблюдение этого принципа не позволит создать новую программу, если ее провозглашенные цели совпадают с целями уже существующих программ.

Принцип единства нормативно-правовой базы предусматривает для всей системы целевых программ общую правовую основу, единые стандарты оценки задач и результатов программных мероприятий, типовые процедуры привлечения средств внебюджетных источников, а также единые механизмы преобразования программ (например, преобразование региональной в федеральную или федеральной в ведомственную).

Принцип соблюдения экономических интересов всех участников вытекает из особенностей осуществления государственных инвестиций в рыночной экономике. Все участники реализации целевых программ в лице федеральных и региональных органов власти, а также коммерческих организаций, объединяя свои финансовые и материальные ресурсы для достижения программных целей, рассчитывают на получение экономического, социального, бюджетного эффекта.

Принцип инновационно-инвестиционной ориентации означает, что в состав проблем, решаемых программным способом, включаются задачи преимущественно инвестиционной направленности развития наукоемких производств. Так, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006— 2012 годах" составляют 2704,5 млн руб., или 10,3% от запланированных затрат федерального бюджета на реализацию программы.

Виды экономических потерь от ДТП

Принцип актуальности и своевременности бюджетных расходов выражает взаимосвязь целевых программ с приоритетами государственной политики. В рамках целевых программ обеспечивается концентрация финансовых ресурсов именно на тех объектах, которые имеют существенное значение для достижения стратегических и тактических целей государства, регионов и частных инвесторов.

Перечисленные принципы характеризуют разные стороны организации системы целевых программ, поэтому одновременность и комплексность их соблюдения являются важным условием повышения эффективности управления государственными расходами.

Рассмотрим, в какую сторону перераспределяются средства бюджетов различных уровней подчинения при проведении мероприятий ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах" в системе здравоохранения Вологодской области. Ранее основная тяжесть лечебных мероприятий приходилась на ЛПУ, которые расположены вдоль федеральной трассы М-8. К ним относятся следующие учреждения второго уровня оказания медицинской помощи: Грязовецкая ЦГБ, Сям-женская ЦРБ, Верховажская ЦРБ, Сокольская ЦРБ. Соотношение количества больных, пострадавших в ДТП и получивших помощь в учреждениях второго уровня и Вологодской областной клинической больнице, относящейся к ЛПУ первого уровня оказания медицинской помощи, за 2008—2009 гг. составляло 78 к 22%.

Инфраструктура и материально-техническая база центральных районных (городских) больниц явно недостаточны для оказания квалифицированной помощи больным с сочетанными, множественными травмами. Анализ парка диагностического оборудования показал, что на балансе этих ЛПУ числятся рентгенологические

установки, приобретенные до 2002 г. К настоящему времени ресурс этой техники выработан полностью. Только в Сокольской ЦРБ имеется соответствующее оборудование, приобретенное после 2005 г. Переоснащение этих лечебных учреждений силами местных и муниципальных бюджетов затруднено дефицитом финансирования.

Очевидно, при таком раскладе невозможно реализовать качественную медицинскую помощь при сложных ДТП.

В результате развертывания в рамках ФЦП крупного травмоцентра на базе многопрофильного учреждения областного подчинения финансовые потоки распределяются в пользу Вологодской областной больницы, где пациенты гарантированно обеспечены качественной медицинской помощью на всех этапах лечения.

Кроме того, органами Росфиннадзора, Минздрав-соцразвития и непосредственно департаментом здравоохранения Вологодской области будет на постоянной основе обеспечен контроль за целевым использованием денежных средств федерального бюджета, полученных из регионального фонда софинансирования социальных расходов (РФССР).

ЛИТЕРАТУРА

1. Крепышева Н. В. Программно-целевое финансирование в системе обеспечения безопасности дорожного движения. Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2008; 2: 48—54.

2. Романовский М. В., Врублевский О. В., ред. Финансы, денежное обращеие и кредит: Учебник. Романовский М. В. и др. М.: Юрайт-Издат, 2007.

3. Швецов Ю. Г., Миркина И. В. Целевые программы как инструмент управления государственными расходами. Финансы. 2009; 4.

Поступила 11.08.11

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 614.2:616.72-089.28-058

С. В. РОМАНОВ, А. Н. СЕМИЗОРОВ, М. Н. ДОРОНИНА

Медико-социальная характеристика пациентов с эндопротезированием

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФГУ Приволжский окружной медицинский центр ФМБА России, Нижний Новгород

Изучение медико-социальной характеристики пациентов в ФГУ ПОМЦ ФМБА России с эндопро-тезированием тазобедренного и коленного суставов показало, что большая часть пациентов — женщины пенсионного возраста, среди мужчин преобладали больные трудоспособного возраста. У значительной части пациентов имелись сопутствующие заболевания, которые требовали дополнительного обследования и коррекции. Две трети пациентов приезжают для консультации к ортопеду центра из области или других регионов как до, так и после оперативного лечения. Для сокращения койко-дня до операции, экономии средств и времени больных авторы считают целесообразным использовать телемедицинские технологии.

Ключевые слова: эндопротезирование, социальная характеристика, телемедицина

THE SOCIOMEDICAL CHARACTERISTICS OF PATIENTS WITH ENDOPROSTHETIC REPLACEMENT

S. V. Romanov, A. N. Semizorov, M. N. Doronina Volga Regional Medical Center, Federal Biomedical Agency of Russia, Nizhny Novgorod The study of the sociomedical characteristics of patients with endoprosthetic hip and knee joint replacement in the Volga Regional Medical Center, Federal Biomedical Agency of Russia, showed that most patients were female pensioners; there was a preponderance of able-bodied male patients. A high proportion of the patients had concomitant diseases that required additional examinations and correction. Two-thirds of the

Контактная информация: Семизоров Андрей Николаевич, д-р мед. наук, проф.; e-mail: pomc@bk.ru; тел. 8-831-421-69-70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.