Научная статья на тему 'Государственные органы по контролю и надзору в сфере использования недобросовестных практик на рынке ценных бумаг Германии'

Государственные органы по контролю и надзору в сфере использования недобросовестных практик на рынке ценных бумаг Германии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Костерина Оксана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные органы по контролю и надзору в сфере использования недобросовестных практик на рынке ценных бумаг Германии»

Государственные органы по контролю и надзору в сфере использования недобросовестных практик..,

цен (тарифов)» и Постановлению Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». МУП «Водоканал» г. Иваново была подана кассационная жалоба в федеральный Арбитражный суд Волго-Вятского округа, который постановил решение Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения.

Другим примером может служить решение суда Ленинского района г. Иваново от 25 марта 2005 года, которым было признано недействительным решение Ивановской городской Думы «Об индексации ставок земельного налога и об арендной плате за пользование землей на территории города Иваново» №9 285 от 26 декабря 2003 года [2], в части установления нулевого размера арендной платы за пользование земельными участками.

В целом можно заметить, что на практике возникает еще очень мало судебных дел, возникающих в связи с обжалованием актов и действий органов местного самоуправления и должностных лиц. Например, по данным Судебного департамента по Ивановской области в 2004 году в целом в суды общей юрисдикции Ивановской области поступило 38 дел о признании нормативных правовых актов незаконными, из них рассмотрено 34 дела, в том числе с удовлетворением требования - 22. В 2005 году количество таких дел сократилось до 22, из них рассмотрено 16 дел, в том числе с удовлетворением требования - 12.

Одна из причин - недостаточная осведомленность граждан и организаций - субъектов таких

правоотношений о возможности судебной защиты нарушенных прав. Данный вывод подтверждается и тем обстоятельством, что большинство дел этой категории возбуждается по заявлениям прокуроров. Как уже отмечалось выше в Ивановской области в 2005 году органами прокуратуры оспорено в судебном порядке 15 из 22 поступивших в суды общей юрисдикции незаконных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Существуют проблемы и в самом правовом регулировании механизмов юридической ответственности в системе публичной власти, что требует совершенствование законодательства в данной сфере общественных отношений.

Библиографический список

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. с изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822; 2004. № 25. Ст. 2484; № 33. Ст. 3368; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. ст. 9, 12, 17, 25, 37; № 17. Ст. 1480; № 27. Ст. 2708; № 30. (ч. 1) Ст. ст. 3104, 3108; № 42. Ст. 4216; 2006. № 1. Ст. ст. 9, 10; № 6. Ст. 636; № 8. Ст. 852.

2. Решение Ивановской городской Думы «Об индексации ставок земельного налога и об арендной плате за пользование землей на территории города Иваново» № 285 от 26 декабря 2003 года // Рабочий край. - 2003. - 31 декабря.

О.Е. Костерина

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПРАКТИК НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ ГЕРМАНИИ

Активная торговля ценными бумагами при помощи сети Интернет и ускоренная глобализация финансовых рынков обусловили появление новых возможностей для злоупотреблений на рынке, так называемых недобросовестных рыночных практик, связанных с использованием инсайдерской информации и манипулированием ценами при совершении сделок с ценными бумагами. Названные типы злоупотреблений - это две стороны одной глобальной проблемы, представляющей серьезную интернациональную угрозу.

Использование недобросовестных методов торговли на рынке ценных бумаг неизбежно влечет за собой деформацию механизмов ценообразования, нарушение стабильности рынка в целом, способствует получению незаконной прибыли за счет введения в заблуждение других субъектов рынка, и, как следствие, нарушает права и законные интересы его участников.

Существующие рыночные отношения требуют адекватного правового обеспечения. Об актуальности проблемы говорит тот факт, что законодательство многих стран мира, регулирующее

© О.Е. Костерина, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006

63

рынок ценных бумаг, в настоящее время содержит специальные положения, устанавливающие запрет на совершение сделок на основе инсайдерской информации и ценовое манипулирование.

В большинстве развитых стран рынок ценных бумаг находится под воздействием жесткого государственного регулирования. Функции такого регулирования выполняют специальные государственные органы. Регулирующие возможности органов государственной власти и управления определяются большим числом нормативных правовых актов. Необходимо, чтобы государственное регулирование рынка ценных бумаг, контроль и надзор за соблюдением участниками рынка требований законодательства осуществлялись только на основании соответствующей правовой нормы. Именно право, как справедливо отмечает Р.О. Халфина, может сыграть существенную роль в обеспечении подхода к рыночным отношениям с наименьшими потерями, способствуя развитию положительных процессов и борьбе с отрицательными... Для решения этих задач полезным представляется опыт регулирования современного фондового рынка как внутри стран, так и все более развивающихся межгосударственных систем [2, с. 133].

Рассмотрим некоторые положения законодательства Германии, отражающего особенности системы распределения функций и полномочий по регулированию, надзору и контролю на рынке ценных бумаг.

Важнейшим в сфере государственного регулирования обращения ценных бумаг является Закон ФРГ о торговле ценными бумагами (Gesetz über den Wertpapierhandel) от 26 июля 1994 г. [6] (в редакции от 22 мая 2005 г., с учетом существенных изменений, внесенных Законом об усилении мер по защите прав инвесторов (Gesetz zur Verbesserung des Anlegerschutzes) от 28 октября 2004 г. [5]) (далее - Закон). Указанный документ образует нормативно-правовую базу для регулирования столь деликатного круга рыночных отношений как торговля ценными бумагами на основе инсайдерской информации и манипулирования ценами. В Законе определены базовые понятия инсайдерской информации, инсайдера, инсайдерской ценной бумаги и манипулирования ценами.

Регулирование, контроль и надзор в сфере рынка ценных бумаг Германии осуществляется федеральным органом исполнительной власти.

Таковым в соответствии с Законом в настоящее время является Федеральное учреждение по надзору в сфере оказания финансовых услуг (Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht) (далее - Федеральное учреждение), созданное в 2002 году в результате слияния трех федеральных ведомств: по контролю за торговлей ценными бумагами, по делам страхования и по делам кредитования. Наряду с Законом о торговле ценными бумагами особенности правового статуса основного регулятора установлены Законом о Федеральном учреждении по надзору в сфере оказания финансовых услуг от 22 апреля 2002 г. [4].

Следует отметить, что реформа германской системы государственного регулирования на финансовом рынке носила своевременный характер. Дело в том, что годом позднее, 28 января 2003 года, на смену ранее действовавшей для стран-участниц Европейского союза Директивы об инсайдерских сделках (1989 г.) была принята Директива об инсайдерских сделках и манипулировании рынком (о злоупотреблениях) [3; 7]. И в целях обеспечения единого подхода к государственно-правовому регулированию недобросовестных рыночных практик на территории Европейского союза, Директива 2003 года обязывала все страны-участницы ЕС реформировать национальные системы регулирования на финансовых рынках и наделить функциями контроля и надзора за соблюдением её рекомендаций внутри страны один государственный орган.

Обратимся к положениям Закона ФРГ о торговле ценными бумагами. Во втором разделе анализируемого Закона (§§ 4-10), содержатся нормы, определяющие основные задачи и компетенцию Федерального учреждения, вопросы взаимодействия с другими контролирующими организациями внутри страны и с компетентными органами иностранных государств.

Главной задачей Федерального учреждения является в силу §4 (абзац 1) надзор за соблюдением требований настоящего Закона. Наряду с этим Федеральное учреждение стремится в рамках своих полномочий воспрепятствовать действиям, которые могут нарушить установленный Законом порядок торговли финансовыми инструментами и в сфере оказания финансовых услуг или нанести значительный ущерб финансовому рынку. В целях устранения или предотвращения указанных действий Федеральное учреждение издает свои постановления.

64

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006

Государственные органы по контролю и надзору в сфере использования недобросовестных практик..

Особо Федеральным учреждением контролируется соблюдение установленных Законом запретов на инсайд и манипулирование ценами (§4 абзац 2). При необходимости контролирующий орган издает постановление о прекращении торговли одним или несколькими финансовыми инструментами или акт о приостановлении торговли на рынках, где обращается данный финансовый инструмент (финансовые инструменты).

Далее в Законе (§4 абзацы 3, 4) подробным образом регулируются вопросы, связанные с проведением проверок служащими Федерального учреждения. При обнаружении фактов совершения сделок на основе инсайдерской информации или с признаками манипулирования ценами сотрудники контролирующего органа сразу информируют об этом органы прокуратуры и передают все необходимые для расследования уголовного дела данные о личности подозреваемых или лиц, выступающих свидетелями. Важно отметить, что за несоблюдение запретов на инсайд и манипулятивные действия с ценами Законом предусматриваются жесткие меры ответственности. Так, в соответствии с параграфами 38-39 нарушитель запрета на использование инсайдерской информации может быть привлечен к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок до 5 лет или оштрафован на сумму до полутора миллионов евро, такому же наказанию подвергаются лица, совершившие манипулятив-ные действия с ценами на рынке ценных бумаг.

Во втором разделе Закона также урегулированы вопросы обеспечения конфиденциальности предоставленной Федеральному учреждению информации. В этой связи на всех сотрудников учреждения налагается обязанность хранить в тайне сведения, полученные в ходе осуществления ими служебной деятельности. Для выполнения задач, поставленных перед Федеральным учреждением, Законом созданы условия информационного характера: для участников рынка установлены обязанности по раскрытию общедоступной информации и, соответственно, для контролирующего учреждения -права на истребование таковой.

Так, Федеральное учреждение ФРГ осуществляет контроль за тем, как выполняет свои обязанности эмитент по опубликованию возникших в своей деятельности новых фактов, способных значительно повлиять на финансовое и имущественное положение эмитента или существенно изме-

нить курс ценных бумаг на рынке. Опубликование производится в межрегиональном биржевом бюллетене либо по специальной электронной системе банковских учреждений ФРГ. До опубликования такая информация обязательно доводится до сведения самого Федерального учреждения ФРГ и руководства бирж. В случае несоблюдения участником рынка обязанности по раскрытию информации (не выполнена обязанность, выполнена неверно или не полностью) Федеральное учреждение в силу §4 (абзац 6) вправе самостоятельно опубликовать необходимые сведения за счет обязанного лица.

Наряду с этим Закон (§10) обязывает всех субъектов рынка финансовых услуг, другие кредитные институты и участников, занятых на внебиржевых рынках торговлей финансовыми инструментами, уведомлять Федеральное учреждение об установлении фактов, дающих основание предполагать в действиях лиц, совершающих сделки с финансовыми инструментами, наличие признаков нарушения запрета на использование инсайдерской информации (§14 Закона) или наличие признаков манипулирования рынком (нарушение запрета, установленного §20а Закона).

В заключение хотелось бы отметить следующее. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2006 года №2 793-р утверждена Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации в 2006-2008 годах [1]. В этом программном документе означены основные направления государственной политики по развитию отечественного финансового рынка, в их числе - укрепление законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов и реформа системы регулирования на финансовом рынке. В целях реализации указанного направления помимо прочего планируется разрешить проблему недобросовестной торговли ценными бумагами. Первым важным шагом в решении этой задачи, по нашему мнению, должна явиться реформа правового регулирования в сфере использования недобросовестных практик на финансовом рынке. Представляется, что, прежде всего на законодательном уровне необходимо четко определить статус государственного органа, осуществляющего регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке как в целом, так и в указанной сфере. При этом нельзя не учитывать растущее стремление государств к единому законодательству и практике в сфере регулирования рыноч-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006

65

ных отношений и, в частности, опыт Германии в области регулирования инсайдерской торговли ценными бумагами и манипулирования рынком.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 г. N° 793-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации в 2006-2008 годах и плана мероприятий по реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы» / Опубликовано на официальном сайте Федеральной службы по финансовым рынкам России в Интернете по адресу: http:// www.fcsm.ru/strateg.asp?ob_no=36646.

2. Халфина Р. О. Право и рынок // Теория права: новые идеи. Вып. 1. - М., 1991. - С. 116-133.

3. Insider-Richtlinie 89/592/EWG des Rates der Europäischen Gemeinschaften vom 13. November 1989 zur Koordinierung der Vorschriften betreffend Insider-Geschäfte (ABl. EG L 334/30 v. 18.11.1989) / Опубликовано на официальном сайте Федерального учреждения по надзору в сфере оказания финансовых услуг ФРГ в Интернете по адресу: http://www.bafin.de/internationales/eu_eg-recht/ insiderRL.htm.

4. Gesetz über die Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht (Finanzdienstleistungsaufsichtsgesetz - FinDAG)

in der Fassung der Bekanntmachung vom 22. April 2002 (BGBl. I S. 1310) / Опубликовано на официальном сайте Федеральной службы по финансовым рынкам России в Интернете по адресу: http:/ /www.bafin.de/gesetze/findag. htm.

5. Gesetz zur Verbesserung des Anlegerschutzes (Anlegerschutzverbesserungsgesetz - AnSVG) v. 28.10.2004 (BGBl. I № 56 S.2630) / Опубликовано на официальном сайте Федерального учреждения по надзору в сфере оказания финансовых услуг ФРГ в Интернете по адресу: http://www.bafin.de/ gesetze/Ansvg.htm.

6. Gesetz über den Wertpapierhandel (Wertpapierhandelsgesetz - WpHG) v. 26.7.1994 in der Fassung der Bekanntmachung vom 9.9.1998 (BGBl. I S. 2708) BGBl. III/FNA 4110-4, v. 22.05.2005 (BGBl. I S. 1373) / Опубликовано на официальном сайте Федерального учреждения по надзору в сфере оказания финансовых услуг ФРГ в Интернете по адресу: http://www.bafin.de/gesetze/wphg.htm.

7. Richtlinie 2003/6/EG des Europäischen Parlaments und des Rates vom 28. Januar 2003 über Insider-Geschäfte und Marktmanipulation (Marktmissbrauch). (ABl. L 96/16 v. 12.04.2003) / Опубликовано на официальном сайте Федерального учреждения по надзору в сфере оказания финансовых услуг ФРГ в Интернете по адресу: http://www.bafin.de/ internationales /eu_eg_recht/ marktmissbrauch RL. pdf.

Г.В. Андрианов

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ (1918-2006)

В середине 1980-х гг. православный священник из Сибири спросил у преподавателя Ленинградской Духовной Семинарии: «Как мы можем проповедовать в условиях гонения?!» На искреннее, сердечное восклицание пастыря ответил доктор канонического права Дмитрий Иванович Медведев: «Ваше Преподобие, совершайте свое служение так, чтобы в одной руке у Вас была Библия, а во второй - Конституция!»

Действительно, принципы отношения советского государства к религии, изложенные во всех конституциях СССР1, при настойчивой апелляции к ним со стороны верующих, в определенных ситуациях помогали религиозным организациям не только выживать, но и осуществлять свою миссию в условиях господства известной

идеологи. Поэтому до 1990-х годов в духовных семинариях в рамках различных учебных курсов изучалось советское законодательство о религиозных организациях

В настоящее время духовные школы уделяют серьезное внимание освоению новых правовых основ существования религиозных организаций. При этом подвергается сравнительному анализу накопленный опыт изучения положений и формулировок советских конституций и современные результаты исследований конституционного строительства новой России.

Принципы светскости государства, свободы совести и равенства религиозных организаций перед законом, гарантированные Конституцией Российской Федерации 1993 года, являются, на

66

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006

© Г.В. Андрианов, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.