Научная статья
УДК 342.5
Государственные органы обеспечения информационной безопасности в период становления современной российской государственности
Мухачев Сергей Валентинович1, Костюченко Константин Леонидович2,
Харламова Алена Алексеевна3
1' 2 Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия
1 msv62@yandex.ru
2 kkost2@yandex.ru
3 Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия, up-kafedra@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0002-4161-1575
Аннотация. Авторами статьи предпринята попытка проанализировать состояние системы информационной безопасности в момент распада СССР, проследить историю становления и развития государственных органов обеспечения информационной безопасности в новейшей России, исследовать причины и условия, повлиявшие на такое развитие.
Ключевые слова: государственные органы, информационная безопасность, защита информации, информационная угроза, информационная инфраструктура
Для цитирования: Мухачев С. В., Костюченко К. Л., Харламова А. А. Государственные органы обеспечения информационной безопасности в период становления современной российской государственности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 4. С. 129-135.
Original article
state authorities for ensuring information security during the formation of modern Russian statehood
Mukhachev Sergey V.1, Kostyuchenko Konstantin L.2, Kharlamova Alyona A.3
1 2 Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg, Russia
1 msv62@yandex.ru
2 kkost2@yandex.ru
3 Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Ekaterinburg, Russia, up-kafedra@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0002-4161-1575
Abstract. The authors of the article made an attempt to analyze the state of the information security system at the time of the collapse of the USSR, to trace the history of the formation and development of state bodies for ensuring information security in modern Russia, to investigate the causes and conditions that influenced such development.
Keywords: government agencies, information security, information protection, information threat, information infrastructure
For citation: Mukhachev S. V., Kostyuchenko K. L., Kharlamova A. A. State authorities for ensuring information security during the formation of modern Russian statehood // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 4. Рр. 129-135.
© Мухачев С. В., Костюченко К. Л., Харламова А. А., 2022
Актуальность обеспечения информационной безопасности в том или ином виде существовала всегда. На протяжении всей истории государства создавалась правовая база, регулирующая отношения, связанные с информационной безопасностью, и формировались соответствующие государственные органы, реализующие ее положения.
Сфера информационной безопасности во многом складывается под влиянием технических и технологических достижений. Новые информационные технологии, основанные на компьютерах, обусловили достижения в сфере связи, коммуникаций, средств массовой информации, обработки и хранения больших массивов информации. И они же сформировали многие аспекты защиты информации. Поэтому существует тесная связь между развитием и применением информационных технологий и структурой государственных органов обеспечения информационной безопасности. В рамках настоящей статьи попытаемся проследить становление и развитие системы государственных органов обеспечения информационной безопасности в России.
Как известно, 26 декабря 1991 года СССР прекратил существование, что официально было оформлено в виде «Декларации Совета Республик Верховного Совета СССР в связи с созданием Содружества Независимых Государств» № 142-Н [1]. Началась история новейшей России как независимого государства.
Вместе с политическими, экономическими преобразованиями, развитием техники и технологий необходимо было развивать и сферу информационной безопасности. В Советском Союзе основными структурами в этой сфере были: Комитет государственной безопасности (КГБ) СССР, Гостехкомиссия СССР, Министерство обороны (МО) СССР, Министерство связи (Минсвязи) СССР. Отдельные вопросы разрешали такие ведомства, как прокуратура, фельдъегерская служба, таможенный комитет и др. Главенствующая роль принадлежала мощнейшей спецслужбе - КГБ СССР. Однако на тот момент чаще приходилось говорить об отдельных системах, определяемых понятиями «защита государственной тайны», «противодействие иностранным техническим разведкам» и «защита информации».
К моменту кардинальных политических преобразований информационные технологии в России находились в начальной точке развития. Практически везде преобладали бумажные носители информации - в делопроизводстве, деятельности учреждений и государственных органов, связи, массовых коммуникациях и средствах массовой информации, производстве и т. д. Вычислительные устройства были сосредоточены в наиболее развитых и технологичных отраслях промышленности и в научных учреждениях, а также применялись либо для расчетов, либо для управления сложными техническими системами. Конструктивно они представляли собой громоздкие шкафы-стойки, которые эксплуатировались и обслуживались специальным персоналом - инженерами и программиста-
ми. Персональные компьютеры на тот момент были редкостью, а компьютерные сети - примитивными и неразвитыми. Российский интернет представлял собой небольшую сеть «Релком», которая связывала лишь крупные научные центры, причем основным используемым сервисом была электронная почта [2].
Средства и методы защиты информации в тот период отвечали указанному уровню развития информационных технологий. Основное внимание уделялось информационной безопасности государства. Актуальность информационной безопасности общества и личности, в силу технической неразвитости средств коммуникации, была невысока. Защищать требовалось информацию, передаваемую по линиям телефонной и телеграфной связи, радиоканалу и на материальных носителях (бумага, фото и т. д.).
В системе государственных органов появилось несколько организаций, деятельность которых так или иначе была связана с обеспечением информационной безопасности.
Одной из таких организаций стало Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (далее - ФАПСИ). Оно образовалось после ликвидации КГБ СССР наряду с несколькими независимыми силовыми структурами: Министерством безопасности (МБ) России, Службой внешней разведки (СВР) России, Пограничными войсками (ПВ), Главным управлением охраны (ГУО) со Службой безопасности Президента России (СБП).
ФАПСИ было создано Указом Президента РСФСР [3]. Базой для создания агентства послужили: КГБ СССР, Комитет правительственной связи при Президенте РСФСР, Государственный информационно-вычислительный центр при Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям и Московский НИИ электротехники Научно-производственного объединения «Автоматика» [4, с. 100].
В 1993 году Законом РФ № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации» [5] были определены правовые и организационные основы деятельности ФАПСИ.
В 90-х годах ХХ века стремительно развивались криптография и технические средства шифрования информации. Криптографические средства находили широкое применение в различных каналах передачи информации. Возникла новая задача - на государственном уровне упорядочить разработку, распространение и эксплуатацию таких средств, что и было сделано Указом Президента РФ от 3 апреля 1995 г. № 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации» [6]. Новые информационные технологии обрели широчайшую базу для применения в экономической сфере, в связи с чем в это же время при ФАПСИ был создан Федеральный центр защиты экономической информации.
ФАПСИ получило статус центрального органа, занимающегося вопросами обеспечения прави-
тельственной и других видов специальной связи, их безопасности, информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации и центральных органов федеральной исполнительной власти. В том же 1995 году на ФАПСИ были возложены функции по лицензированию предприятий, осуществляющих деятельность в сфере защиты информации, связи и коммуникаций, а также тех предприятий, деятельность которых связана с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Агентство стало осуществлять сертификацию средств связи и защиты информации [7, 8].
Еще одной организацией, которая играла свою роль в обеспечении информационной безопасности, стала Государственная техническая комиссия по противодействию иностранным техническим разведкам (Гостехкомиссия СССР).
Основанием для создания Гостехкомиссии СССР послужило Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 декабря 1973 г. № 903-303 «О мерах противодействия иностранным техническим разведкам» [9, с. 112]. Организация фактически стала преемником Государственной комиссии СССР по противодействию иностранным техническим разведкам. Гостехкомиссия СССР обеспечивала информационную безопасность при создании образцов вооружения и военной техники, а также занималась технической защитой информации. Необходимость создания была обусловлена широким применением технических средств в разведывательной деятельности иностранных государств с начала 70-х годов ХХ века.
Гостехкомиссия СССР определялась как межведомственный коллегиальный орган и была подведомственна Министерству обороны СССР. В 80-е годы ХХ века видное место в деятельности Гостехкомиссии СССР заняли вопросы технической защиты информации, совершенствовались нормативная база, методы и средства контроля.
В дальнейшем Указом Президента РФ от 5 января 1992 г. № 9 «О создании Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации» [10] состоялось преобразование Гостехкомиссии СССР в Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия России). Гостехкомиссия России координировала межотраслевое взаимодействие и занималась регулированием деятельности по защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну, от ее утечки по техническим каналам и от несанкционированного доступа к ней; по противодействию техническим средствам разведки иностранных государств. Указом было установлено, что «Гостехкомиссия России является органом государственного управления Российской Федерации и в пределах своей компетенции осуществляет руководство органами защиты информации, составляющей государственную и служебную тайну в политической, экономической, научно-технической, военной и других сферах». Непосредственное подчинение
Президенту РФ обеспечивало независимость Гостехкомиссии России от региональных, ведомственных и корпоративных влияний, гарантировало соответствие ее деятельности интересам государства.
Следующей организацией, на которой хотелось бы остановиться, является Служба государственного надзора за связью при Министерстве связи России.
С начала 90-х годов прошлого века в области связи начались интенсивные изменения: активно стали внедряться новые технологии, значительно изменялись оказываемые услуги, увеличивалось количество операторов, в страну хлынуло разнообразное иностранное оборудование. Перечисленные факторы привели к распространению незаконного использования радиоэлектронных средств, возникли помехи для работы государственных систем связи. Сложившаяся ситуация потребовала совершенствования форм и методов государственного регулирования в данной отрасли.
Постановлением Совета Министров и Правительства РФ от 15 ноября 1993 г. № 1156 [11] была создана Служба государственного надзора за связью при Минсвязи России. Она контролировала состояние сетей и средств связи, соответствие предоставляемых услуг связи выданным лицензиям, а также занималась распределением радиочастот. Принятый в 1995 году Федеральный закон «О связи» [12] закрепил за Службой государственного надзора за связью функции организации и обеспечения государственного надзора и контроля. В последующие периоды Служба подчинялась Государственному комитету РФ по связи и информатизации (1997-1999 годы), Государственному комитету РФ по телекоммуникациям (1999 год), Министерству РФ по связи и информатизации (19992001 годы) [13].
В 2001 году постановлением Правительства № 380 «О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации» Служба государственного надзора за связью была реорганизована [14]. В результате появился Департамент по надзору за связью и информатизацией в Российской Федерации (управляющая структура) в составе Минсвязи России и региональные управления под общим названием Госсвязьнадзор (контрольный орган). Они обеспечивали контроль и надзор в сфере связи и информационных технологий. Контролировалось соблюдение лицензионных условий и обязательных требований в сфере телекоммуникаций.
Таким образом, перед распадом СССР и в период становления новейшей России существовала и эволюционировала система государственных органов информационной безопасности. Однако сложилась она в условиях, когда информационные технологии, в сегодняшнем их понимании, были развиты слабо. Поэтому угрозам информационной безопасности, связанным с развитием компьютерных технологий, сетей передачи информации, мобильной связи и баз
данных, фактически не было обеспечено должного противодействия.
Со временем количество угроз продолжало нарастать. Криминальные проявления с использованием компьютеров, сети Интернет, мобильной связи регистрировались все в новых и новых сферах. Информационные и телекоммуникационные технологии расширили возможности для новых способов хищений чужого имущества, для различного рода экстремистских проявлений; для пропаганды и распространения наркотических и психотропных средств; для противоправного использования персональных данных; для нарушения авторских и смежных прав [15, с. 416].
Чтобы противостоять вышеназванным и вновь возникающим угрозам, необходимо было развивать систему государственных органов обеспечения информационной безопасности. Одним из этапов этого процесса стало расформирование ФАПСИ [16], функции которого, связанные с информационной безопасностью, были распределены между Федеральной службой охраны (ФСО) России и Федеральной службой безопасности (ФСБ) России.
ФСБ России с момента разделения КГБ СССР прошла множество преобразований и сменила несколько названий. В свое время в ФСБ России вошла Федеральная пограничная служба (ФПС) России и стала Пограничной службой (ПС) ФСБ России.
Сейчас ФСБ России решает задачи, связанные с государственным управлением в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Для этого используются технические и криптографические средства. ФСБ России вырабатывает и реализует государственную и научно-техническую политику в области обеспечения информационной безопасности. Служба осуществляет выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, защиту сведений, составляющих государственную тайну.
В ФСБ создан Центр информационной безопасности - специализированное подразделение в области обеспечения информационной безопасности. Центр расследует преступления в области электронной коммерции и незаконного распространения персональных данных.
В 2013 году был создан Национальный координационный Центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ) ФСБ России. НКЦКИ координирует деятельность субъектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, связанную с обнаружением, предупреждением и ликвидацией последствий компьютерных атак и реагированием на компьютерные инциденты, принимает непосредственное участие в такой деятельности. Помимо этого функционирует государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (ГосСОПКА) [17].
Если говорить о ФСО России, то в области информационной безопасности данная служба обеспечива-
ет безопасность средств специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам. В рамках этих задач ФСО России противодействует техническим разведкам и защищает сведения, составляющие государственную тайну [18].
Структурное подразделение ФСО России, обеспечивающее президентскую, правительственную и иные виды специальной связи, - Служба специальной связи и информации (Спецсвязь ФСО России).
Среди иных органов, обеспечивающих информационную безопасность и функционирующих на современном этапе, стоит упомянуть Федеральную службу по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК) России, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России), Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации (ГФС России).
ФСТЭК создана в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [19] путем преобразования Гостехкомиссии при Президенте Российской Федерации. Служба подведомственна Минобороны России; основное предназначение - противодействие иностранным техническим разведкам, а также организация межведомственного взаимодействия, выполнение функций в области обеспечения безопасности информации некриптографическими методами в системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, влияющих на безопасность государства в информационной сфере (например, работающих в составе критически важных объектов Российской Федерации).
Основные задачи Минцифры России связаны с формированием государственных информационных ресурсов и предоставлением доступа к ним. Министерство обеспечивает развитие информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также систем теле- и радиовещания и перспективных информационных технологий; организует деятельность по использованию электронной подписи и идентификации физических лиц на основе биометрических персональных данных [20]; осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере связи.
Минцифры России подведомственна Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роском-надзор) России [21].
На Роскомнадзор возложены следующие задачи: лицензионно-разрешительная деятельность, контроль и надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; защита прав субъектов персональных данных, организация деятельности радиочастотной службы.
В подчинении Минцифры России состоит Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» (ФГУП ГЦСС или «Спецсвязь России»). Спецсвязь России (не следует путать со Спецсвязью ФСО России) является ведом-
ственной фельдъегерской службой, занимающейся доставкой секретных и ценных отправлений.
Упомянутая выше Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России) вышла из подчинения Минсвязи России и стала отдельным федеральным органом в вопросах обеспечения фельдъегерской связи. Служба непосредственно участвует в защите государственной тайны - организует доставку корреспонденции и отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений.
Если говорить о Министерстве обороны России (Минобороны России) и Министерстве внутренних дел России (МВД России), то, безусловно, в составе этих ведомств всегда существовали подразделения, занимающиеся вопросами информационной безопасности.
В рамках Минобороны России функционируют служба защиты государственной тайны (ЗГТ), Главное разведывательное управление (ГРУ) - Главное управление Генерального штаба Вооруженных сил (ГУ ГШ ВС), а также недавно созданные Войска информационных операций (неофициальное название).
Для борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации, а также совершаемыми с использованием информационных технологий, в системе МВД России есть специальное подразделение - управление «К» (в регионах - отделы «К») [22]. Управление «К» МВД России решает широкий круг задач, связанных с выявлением и раскрытием преступлений, условно называемых «компьютерными» (отсюда название - «К»).
В силу своих компетенций различными направлениями информационной безопасности занимаются практически все государственные структуры, среди которых следует отметить Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Федеральную таможенную службу Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации, Межведомственную комиссию по защите государственной тайны и др.
Таким образом, за 30 лет, с момента возникновения новейшей России, государственные органы обеспечения информационной безопасности прошли эпоху становления и развития. России в наследство от СССР досталась система защиты информации, сложившаяся в условиях социалистического общественного устройства и приспособленная к существовавшим в то время технологиям. С изменением общественно-политического устройства, появлением частной собственности, стремительным развитием информационных технологий возникла необходимость преобразования и развития сферы информационной безопасности. Коренные преобразования происходили в несколько этапов, затрагивали многие министерства, ведомства и службы. Все элементы системы информационной безопасности вынуждены были своевременно реагировать на новые угрозы и вызовы. Однако можно уверенно утверждать, что для
адекватного и эффективного реагирования на угрозы в информационной сфере в России сложилась современная система государственных органов, призванных защищать интересы личности, общества и государства.
Список источников
1. В связи с созданием Содружества Независимых Государств: Декларации Совета Республик Верховного Совета СССР от 26 декабря 1991 г. № 142-Н // Кон-сультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru.
2. История рунета: как развивался интернет в России. Досье. URL: https://tass.ru/info/2546068 (дата обращения 21.02.2022).
3. О создании Федерального агентства правительственной связи при Президенте РСФСР: указ Президента РСФСР от 24 декабря 1991 г. № 313 // Консуль-тантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru.
4. Лясович Т. Г. Из истории создания и функционирования органов ФАПСИ в России (1991-2003 гг.) // Диалоги о науке. 2009. № 2. С. 100-102.
5. О федеральных органах правительственной связи и информации: Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4524-1 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www. consultant.ru.
6. О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации: указ Президента РФ от 3 апреля 1995 г. № 334 // Консультант-Плюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru.
7. О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны: постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru.
8. О сертификации средств защиты информации: постановление Правительства РФ от 26 апреля 1995 г. № 608 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www. consultant.ru.
9. Шевякин А. П. Система безопасности СССР. М.: Алгоритм, 2013. 200 с.
10. О создании Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 января 1992 г. № 9 // Консультант-Плюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru.
11. Об утверждении Положения о службе государственного надзора за связью в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 15 ноября 1993 г. № 1156 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www.consultant.ru.
12. О связи: федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 215-ФЗ// КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www.consultant.ru.
13. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Историческая справка. URL: https://rkn.gov.ru/ about/p530/ (дата обращения: 21.02.2022).
14. О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 28 апреля 2000 г. № 380 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru.
15. Korobeev, A.I., Dremlyuga, R.I., Kuchina, Y.O. Cybercrimes in the Russian Federation: Criminological and criminal law analysis of the situation. (2019) // Russian journal of criminology, vol.13, rel. 3, p. 416-425. DOI 10.17150/2500-4255.2019.13(3).
16. О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www. consultant.ru.
17. О Национальном координационном центре по компьютерным инцидентам (вместе с «Положением о Национальном координационном центре по компьютерным инцидентам») (Зарегистрировано в Минюсте России 6 сентября 2018 г. № 52109): приказ ФСБ России от 24 июля 2018 г. № 366 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru.
18. Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации: указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www.consultant.ru.
19. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www.consultant.ru.
20. О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 418 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www. consultant.ru.
21. О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: указ Президента РФ от 3 декабря 2008 г. № 1715 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru.
22. Управление «К» МВД России. URL: https:// xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Upravlenija/ Upravlenie_K_MVD_Rossii (дата обращения: 21.02.2022).
References
1. In connection with the creation of the Commonwealth of Independent States: Declaration of the Council of the Republics of the Supreme Soviet of the USSR of December 26, 1991 No. 142-N // Consultant Plus: website. URL: https://www.consultant.ru.
2. History of Runet: how the Internet developed in Russia. Dossier. URL: https://tass.ru/info/2546068 (accessed 02/21/2022).
3. On the establishment of the Federal Agency for Government Communications under the President of the RSFSR: Decree of the President of the RSFSR of December 24, 1991 No. 313 // Consultant Plus: site. URL: https://www.consultant.ru.
4. Lyasovich T. G. From the history of the creation and functioning of the FAPSI bodies in Russia (1991-2003) // Dialogues on Science. 2009. No. 2. P. 100-102.
5. On federal bodies of government communications and information: Law of the Russian Federation of February 19, 1993 No. 4524-1 // Consultant Plus: website. URL: https://www.consultant.ru.
6. On measures to comply with the law in the field of development, production, sale and operation of encryption tools, as well as the provision of services in the field of information encryption: Decree of the President of the Russian Federation of April 3, 1995 No. 334 // ConsultantPlus: site. URL: https://www.consultant. ru.
7. On licensing the activities of enterprises, institutions and organizations for carrying out work related to the use of information constituting a state secret, the creation of information security tools, as well as the implementation of measures and (or) the provision of services to protect state secrets: Decree of the Government of the Russian Federation of April 15 1995 No. 333 // Consultant Plus: site. URL: https://www.consultant.ru.
8. On certification of information security tools: Decree of the Government of the Russian Federation of April 26, 1995 No. 608 // ConsultantPlus: site. URL: https:// www.consultant.ru.
9. Shevyakin A.P. Security system of the USSR. Moscow: Algorithm, 2013. 200 p.
10. On the establishment of the State Technical Commission under the President of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of January 5, 1992 No. 9 // Consultant Plus: site. URL: https://www.consultant.ru.
11. On the approval of the Regulations on the state supervision service for communications in the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation of November 15, 1993 No. 1156 // ConsultantPlus: website. URL: https://www.consultant. ru.
12. On communications: federal law of February 16, 1995 No. 215-FZ. Access from the reference-legal system "ConsultantPlus".
13. Federal Service for Supervision ofCommunications, Information Technology and Mass Communications. History reference. URL: https://rkn.gov.ru/about/p530/ (date of access: 21.02.2022).
14. On the reorganization of the system of state supervision of communications and informatization in the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation of April 28, 2000 No. 380 // Consultant Plus: website. URL: https://www.consultant.ru.
15. Korobeev, A.I., Dremlyuga, R.I., Kuchina, Y.O. Cybercrimes in the Russian Federation: Criminological
and criminal law analysis of the situation. (2019) // Russian journal of criminology, vol.13, rel. 3, p. 416-425. DOI 10.17150/2500-4255.2019.13(3).
16. On measures to improve public administration in the field of security of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of March 11, 2003 No. 308 // Consultant Plus: website. URL: https:// www.consultant.ru.
17. About the National Coordination Center for Computer Incidents (together with the "Regulations on the National Coordination Center for Computer Incidents") (Registered with the Ministry of Justice of Russia on September 6, 2018 No. 52109): order of the FSB of Russia dated July 24, 2018 No. 366 // ConsultantPlus: site. URL: https://www.consultant.ru.
18. Issues of the Federal Security Service of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of August 7, 2004 No. 1013 // Consultant Plus: website. URL: https://www.consultant.ru.
19. On the system and structure of federal executive bodies: Decree of the President of the Russian Federation of March 9, 2004 No. 314 // ConsultantPlus: site. URL: https://www.consultant.ru.
20. On the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation of June 2, 2008 No. 418 // ConsultantPlus: site. URL: https://www.consultant.ru.
21. On some issues of public administration in the field of communications, information technology and mass communications: Decree of the President of the Russian Federation of December 3, 2008 No. 1715 // Consultant Plus: website. URL: https://www.consultant. ru.
22. Department "K" of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/ structure1/Upravlenija/Upravlenie_K_MVD_Rossii (Date of access: 21.02.2022).
Информация об авторах
Мухачев Сергей Валентинович - кандидат физико-математических наук, доцент
Костюченко Константин Леонидович - кандидат технических наук, доцент
Харламова Алена Алексеевна - кандидат юридических наук, доцент
Information about the authors
Mukhachev Sergey V. - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor
Kostyuchenko Konstantin L. - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
Kharlamova Alyona A. - Candidate of Law, Associate Professor
Вклад авторов
Мухачев С.В. - сбор и обработка материала, написание научной статьи, научное редактирование.
Костюченко К.Л. - сбор и обработка материала, написание научной статьи, научное редактирование.
Харламова А.А. - написание научной статьи, научное редактирование текста.
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Contribution of the authors
Mukhachev S.V. - collection and processing of material, writing a scientific article, scientific editing.
Kostyuchenko K.L. - collection and processing of material, writing a scientific article, scientific editing.
Kharlamova A.A. - writing a scientific article, scientific editing of the text.
All authors made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 13.05.2022; одобрена после рецензирования 31.05.2022; принята к публикации 03.10.2022.
The article was submitted 13.05.2022; approved after reviewing 31.05.2022; accepted for publication 03.10.2022.