Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ И СМИ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ И СМИ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
222
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / МЕДИАРЕСУРСЫ / КИБЕРАТАКИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ЦИФРОВАЯ СФЕРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кобец Петр Николаевич

Использование различных интернет-ресурсов, средств массовой информации (СМИ), информационных технологий террористическими организациями и террористами-одиночками, серьезность последствий данного явления, в значительной степени дестабилизирующего социально-политическую ситуацию не только в стране, но и в мире, требуют обстоятельного научного анализа. В статье исследованы проблемные вопросы противодействия использованию интернет-ресурсов и СМИ в террористических целях, сформулирован ряд предложений по совершенствованию такой деятельности, обращено внимание на меры профилактического характера. Сделан акцент на том, что перед специальными службами и правоохранительными органами встает проблема технического переоснащения и организационного реформирования, призванных обеспечить эффективность противодействия использованию интернет-ресурсов и СМИ в террористических целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING THE USE OF INTERNET RESOURCES AND MEDIA FOR TERRORIST PURPOSES: EXPERIENCE AND PROBLEMS

The use of various Internet resources, mass media (media), information technologies by terrorist organizations and lone terrorists, the severity of the consequences of this phenomenon, which largely destabilizes the socio-political situation not only in the country, but also in the world, require a scientific analysis. The article examines the problematic issues of countering the use of Internet resources and the media for terrorist purposes, formulates a number of proposals for improving such activities, draws attention to preventive measures. Emphasis is placed on the fact that special services and law enforcement agencies face the problem of technical re-equipment and organizational reform, designed to ensure the effectiveness of countering the use of Internet resources and the media for terrorist purposes.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ И СМИ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ»

Кобец Петр Николаевич

Противодействие использованию интернет-ресурсов и СМИ в террористических целях: опыт и проблемы

Использование различных интернет-ресурсов, средств массовой информации (СМИ), информационных технологий террористическими организациями и террористами-одиночками, серьезность последствий данного явления, в значительной степени дестабилизирующего социально-политическую ситуацию не только в стране, но и в мире, требуют обстоятельного научного анализа. В статье исследованы проблемные вопросы противодействия использованию интернет-ресурсов и СМИ в террористических целях, сформулирован ряд предложений по совершенствованию такой деятельности, обращено внимание на меры профилактического характера. Сделан акцент на том, что перед специальными службами и правоохранительными органами встает проблема технического переоснащения и организационного реформирования, призванных обеспечить эффективность противодействия использованию интернет-ресурсов и СМИ в террористических целях.

Ключевые слова: информационный терроризм, террористическая угроза, террористические организации, информационное противоборство, медиаресурсы, кибератаки, обеспечение безопасности, цифровая сфера, информационная безопасность.

Countering the use of Internet resources and media for terrorist purposes: experience and problems

The use of various Internet resources, mass media (media), information technologies by terrorist organizations and lone terrorists, the severity of the consequences of this phenomenon, which largely destabilizes the socio-political situation not only in the country, but also in the world, require a scientific analysis. The article examines the problematic issues of countering the use of Internet resources and the media for terrorist purposes, formulates a number of proposals for improving such activities, draws attention to preventive measures. Emphasis is placed on the fact that special services and law enforcement agencies face the problem of technical re-equipment and organizational reform, designed to ensure the effectiveness of countering the use of Internet resources and the media for terrorist purposes.

Keywords: information terrorism, terrorist threat, terrorist organizations, information confrontation, media resources, cyber attacks, security, digital sphere, information security.

Вначале 2020-х гг. во всем мире стала приобретать все большую актуальность проблема, связанная с контролем за деятельностью интернет-ресурсов и средств массой информации (далее - СМИ). Данные медиаресурсы обладают способностью многократного увеличения аудитории, это могут использовать террористические организации для обеспечения скрытого общения своих участников, а также для проведения пропагандистской и вербовочной работы среди населения.

В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, отмечается рост числа лиц, для которых основным источником информационных данных становится интернет-пространство, многие СМИ сегодня переходят в сеть Интернет. При этом в связи с возникновением новых информационных интернет-ресурсов осложняется контроль за их деятельностью со стороны государства.

В 2020 г. на расширенной коллегии ФСБ России В.В. Путин отметил, что в последние годы наблюдается рост угроз в сфере информационной безопасности, обратил внимание на участившиеся масштабные и скоординированные кибератаки террористов. Президент также подчеркнул, что с развитием цифровых технологий мощности информационного оружия будут наращиваться, поэтому необходимо работать с опережением в рассматриваемом направлении, уделяя особое внимание защите компьютерных систем органов государственной власти, крупных компаний, банковской сферы. Также в дальнейшем, по мнению В.В. Путина, важно совершенствовать государственную систему по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий кибератак, следить за обеспечением безопасности в процессе развития технологий связи пятого поколения [1].

В марте 2021 г. министр внутренних дел РФ генерал полиции Российской Федерации

27

В.А. Колокольцев принял участие в работе XIV Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (7-12 марта 2021 г., г. Киото, Япония). Глава МВД России подчеркнул, что наша страна не перестает призывать к формированию единого фронта борьбы с терроризмом, а для этого важно наращивать усилия и перекрывать каналы подпитки террористических группировок. В.А. Колокольцев также акцентировал внимание на росте ки-берпреступности и том, что наша страна, как и многие ведущие государства мира, полагает, что решению данной проблемы может существенно способствовать «разработка под эгидой ООН универсальной конвенции о противодействии информационной преступности» [2].

Сегодня информационная революция и геополитическое противоборство начинают приобретать системный характер. Международные террористы стремятся в первую очередь оказать не физическое воздействие на жертв террористических атак, а психологическое давление, причинить негативные психологические последствия, имеющие долгосрочный характер [3, с. 10]. Следует отметить, что противодействие современному терроризму во всех его нынешних проявлениях, в том числе информационному и кибертерроризму, осложняется тем, что у него очень сильные экономические корни [4, с. 53].

Отечественные специалисты указывают, что активно использовать интернет-ресурсы в террористических целях стали в самом начале нового тысячелетия, привлечению внимания к ним террористических организаций способствовали огромная аудитория пользователей и хорошие возможности по распространению информационных данных. При этом важно отметить, что если тактика совершения террористических атак через информационные и телекоммуникационные сети только начинает применяться террористами, то сеть Интернет как вспомогательное средство по совершению террористических преступлений используется широко и активно [5]. И на сегодняшний день все действующие террористические организации не только присутствуют в Сети, но и нацелены на то, чтобы обеспечить наибольший охват аудитории и доводить свою информацию каждому потребителю как можно быстрее [6, с. 15].

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что информационный террор - это далеко не ки-бертеррор в рамках Интернета. Сфера информационного террора не ограничена Всемирной паутиной, она охватывает всю современную жизнь социума. Информационный террор основывается на насильственном психологическом и техническом воздействии на объекты

информационно-психологического противоборства, среди которых традиции, убеждение, информационная инфраструктура государства и др. Поэтому необходимо согласиться с позицией ряда исследователей, утверждающих, что в сложившейся ситуации государственным управленческим структурам в силу ряда объективных причин, в первую очередь технического характера, очень сложно оперативно и в полной мере противодействовать влиянию, оказываемому на отечественную коммуникационную систему со стороны террористических организаций [7, с. 51].

Наравне с интернет-ресурсами серьезной информационной составляющей современных государств являются СМИ. С развитием информатизации государства роль СМИ возрастает. Они обладают разнообразными функциями: информационными, образовательными, социализации, контроля и критики, выражения общественных интересов [8, с. 11]. Важно отметить, что сегодня террористические организации активно используют все имеющиеся возможности, в том числе медиаресурсы, для распространения идеологии терроризма, рекрутинга новых адептов и получения финансовой поддержки. Эффективная деятельность современных террористических организаций в информационной сфере во многом подтверждает многочисленные утверждения о том, что интернет-ресурсы способствуют трансформированию террористической деятельности, которая уже сегодня предполагает использование всевозможных маркетинговых технологий.

В качестве инструмента информационного терроризма выбираются в первую очередь социальные сети, поскольку благодаря различным приложениям они способны в течение нескольких секунд передать большие потоки информации на электронные устройства пользователей. Виртуальные организаторы террористических атак в социальных сетях создают группы пользователей и манипулируют их мнением, помогая создавать интернет-форумы, посты и комментарии [9, с. 51].

Сегодня при помощи социальных сетей возможно координировать реальные действия населения. Соцсети могут оказывать колоссальное влияние на любые стороны жизни социума. Осуществляя мониторинг новостных лент и комментариев, можно определять настроения граждан [10, с. 4]. В настоящее время от социальных сетей исходит угроза роста экстремистских и террористических настроений, поскольку молодежь оказывается уязвимой для коммуникативных воздействий террористов. Вне всякого сомнения, важная роль в данных процессах отводится неэффективной

28

среде, в которой происходит социализация мо-лодежи.Когда возникают сложные жизненные ситуации, молодые люди становятся подвержены экстремистским установкам, вынуждающим их встать на неправильный путь [11, с. 3]. В то же время быстрое развитие технологий, возможности их массового и повсеместного использования в значительной степени сужают возможности обнаружения террористов. Поэтому активизирующееся в социальных сетях в последние годы информационное психологическое воздействие террористов на молодежь необходимо рассматривать как проблему общегосударственного значения, затрагивающую интересы государственной безопасности Российской Федерации.

Проведенный автором ранее анализ российских официальных источников свидетельствует о том, что до настоящего времени не в полной мере определены сущность и содержание мер профилактического характера, направленных на противодействие использованию интернет-ресурсов и СМИ в террористических целях. В связи с этим представляется актуальным в дальнейших исследованиях рассмотрение не только комплекса основных мер противодействия использованию интернет-ресурсов и СМИ в террористических целях, но также и теоретической основы борьбы с данным феноменом [12, с. 3]. Особую актуальность озвученные вопросы приобретают в период пандемии COVID-19 [13, с. 175].

Сегодня в целях информационного воздействия на население могут использовать «два вида моделей манипулирования общественным сознанием - психологическую и рациональную. При использовании психологической модели вызывается обратная автоматическая реакция индивида. Рациональная модель применяется в таких формах, как: сокращается количество получаемой информации; осуществляется преднамеренное утаивание информации; осуществляется информационная перегрузка населения» [14, с. 19]. В связи с этим правоохранительными органами должны учитываться возможности информационного воздействия интернет-ресурсов и СМИ. Для решения вопросов информационного противоборства сотрудники правоохранительных органов должны иметь достаточное информационное обеспечение, а также необходимую информационную подготовку и обладать соответствующими знаниями.

В сложившейся ситуации перед специальными службами и правоохранительными органами встает проблема, связанная с их техническим переоснащением и организационным

реформированием в целях успешного противодействия использованию террористическими организациями интернет-ресурсов и СМИ. При этом важно подчеркнуть, что в настоящее время небольшое количество стран обладает опытом решения поставленных в данной работе проблемных вопросов.

Необходимо отметить, что риск террористических угроз следует сокращать, используя меры профилактического характера, что будет способствовать предотвращению дальнейшего развития событий, приводящих к реальным террористическим атакам. Важнейшим приоритетом должны стать вопросы информационной безопасности нашей страны, обозначенные Военной доктриной РФ [15].

Основная часть интернет-пользователей -это молодежь, выступающая в качестве активной социальной силы, использующая инновационные технологии, в том числе информационные, коммуникационные и др. В связи с этим не стоит недооценивать влияние социальных сетей, нужно усилить контроль за их деятельностью в целях своевременного предотвращения нежелательных последствий.

Информационному террористическому воздействию, осуществляемому посредством использования интернет-ресурсов и СМИ, «активно противодействуют правоохранительные органы, в том числе и органы внутренних дел, имеющие богатый опыт информационно-аналитической, оперативно-розыскной, кон-фидентной, методической и организационно-управленческой деятельности. Но при этом не стоит останавливаться на достигнутом, а [нужно] продолжать совершенствовать организацию и тактику противодействия использованию интернет-ресурсов и других СМИ в террористических целях» [16, с. 68]. В частности, для противодействия использованию интернет-ресурсов и СМИ в террористических целях важно «проводить мониторинг по необходимому развитию и совершенствованию нормативно-правовых основ борьбы с терроризмом в информационно-психологической сфере, обеспечении общественной и информационной безопасности» [17, с. 223]. Для этого в обязательном порядке необходимо учитывать положения Стратегии национальной безопасности РФ [17], Доктрины информационной безопасности РФ [18], Концепции по противодействию терроризму в РФ [19], Стратегии по противодействия экстремизму в РФ до 2025 г. [20], а также иных нормативных правовых актов, в том числе закрытого характера.

Вне всякого сомнения, «противодействие использованию интернет-ресурсов и других

29

СМИ в террористических целях в нашей стране должно осуществляться в соответствии с общегосударственными мерами, которые представлены субъектами борьбы с терроризмом и нормативно-правовыми актами, регулирующими их функционирование в процессе выявления, предупреждения, профилактики, пресечения, раскрытия и расследования деятельности террористов, минимизацию и ликвидацию последствий террористических проявлений» [22, с. 71].

Необходимо «не останавливаться на достигнутом и совершенствовать организационные и тактические направления деятельности, связанные с противодействием психологическому воздействию террористических организаций, на основе передовых отечественных и зарубежных теорий и практик оперативно-розыскной деятельности, технических и технологических новшеств, используемых в работе МВД России» [23, с. 29].

Также важно подчеркнуть, что уже сегодня ряд ведущих европейских государств выступили с поддержкой международной инициативы в деле противодействия террористической пропаганде в Интернете, подписав 15 мая 2019 г. в г. Париже документ, который называется «Крайстчерчский призыв», представляющий собой некий план действий, обязывающий подписавших его участников, среди которых были и крупные интернет-компании, и Еврокомиссия, приступить к принятию ряда мер, связанных с разработкой инструментария по предотвращению загрузок контента, носящего экстремистский и террористический характер, а также вести борьбу с факторами насильственного экстремизма, способствовать обнаружению и удалению соответсвующего контента, гарантировать, что разработанные и используемые компаниями алгоритмы не направят пользователя на террористический сайт. Подобная инициатива свидетельствует о желании ведущих государств мира внедрить в интернет-пространство ограничительные меры.

Вне всякого сомнения, следует согласиться с отечественными экспертами в том, что в настоящее время отечественное и зарубеж-

1. Владимир Путин: Мощность информационного оружия будет только возрастать [Электронный ресурс]. URL: https:// rg.ru/2020/02/20/vladimir-putin-moshchnost-informacionnogo-oruzhiia-budet-tolko-vozrastat. html (дата обращения: 01.12.2021).

2. Владимир Колокольцев выступил на XIV Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию [Электронный ресурс]. URL: httpsZ/мвд.

ное законодательство по борьбе с терроризмом строится на совершенствовании системы наказаний за рассматриваемые деяния, а не их предупреждении. Также не вызывает возражений утверждение о том, что борьба с информационным терроризмом, основанная только на репрессивных мерах воздействия, не должна рассматриваться в качестве единственного сдерживающего фактора рассматриваемого феномена. Противодействовать информационным проявлениям террористов, использующих интернет-ресурсы и СМИ в террористических целях, только ужесточая национальное законодательство, весьма непросто. Сегодня вопросами регулирования деятельности интернет-ресурсов и их технических возможностей заняты не только государственные структуры, но и ряд коммерческих организаций и даже отдельные граждане, которые занимаются размещением в сети Интернет информации и получают от этого прибыль, не погружаясь в проблемы террористической безопасности контента Всемирной паутины [24, с. 89].

Для достижения желаемого эффекта в рассматриваемой работе необходимы контрпропагандистские механизмы, которые обеспечат решение задачи эффективного сотрудничества правоохранительных органов с гражданским обществом в деле предупреждения распространения идеологии терроризма. В то же время отечественные специалисты частично правы, утверждая, что на сегодняшний день наиболее эффективным средством противодействия распространению терроризма является работа специальных служб, которая не видна простым гражданам. При этом именно гражданское население выступает в качестве объекта деятельности террористов, поэтому предоставление населению информации открытого характера о пропагандистских методах работы террористических организаций в какой-то мере могло бы выполнять профилактическую функцию, направленную на предотвращение использования интернет-ресурсов и СМИ в террористических целях.

1. Vladimir Putin: the Power of information weapons will only grow [Electronic resource]. URL: https://rg.ru/2020/02/20/vladimir-putin-moshchnost-informacionnogo-oruzhiia-budet-tolko-vozrastat. html (date of access: 01.12.2021).

2. Vladimir Kolokoltsev made for the fourteenth United Nations Congress on crime prevention and criminal justice [Electronic resource]. URL: https:// Med.p$/news/item/23344408/ (date of access: 01.12.2021).

30

рф/news/item/23344408/ (дата обращения: 01.12.2021).

3. Мкртычян А.А. Влияние средств массовой информации на психологические последствия терроризма: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012.

4. Кобец П.Н. Основные направления сосредоточения усилий по противодействию финансированию терроризма // Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий: сб. науч. ст. по итогам IX Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 15-16 сент. 2021 г. М., 2021. С. 52-53.

5. Сундиев И., Смирнов А. Сетевые возможности и сетевые угрозы // Свободная мысль.

2013. № 5(1641). С. 191-204.

6. Горбатова В.В. Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций (на примере ХАМАС, «Хиз-баллы» и «Аль-Каиды»): автореф. дис.... канд. полит. наук. М., 2013.

7. Глотов Е.Н., Шарифуллина Л.Р., Козырева A.A. Химический терроризм в социально-политических конфликтах // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты.

2014. № 2. С. 47-52.

8. Пугачев В. П. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 1995. № 5. С. 3-16.

9. Кобец П.Н. О важности снижения угрозы терактов в отношении уязвимых объектов транспортной инфраструктуры // Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий: сб. науч. ст. по итогам VII Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 15-16 июля 2021 г. М., 2021. С. 51-52.

10. Лябах А.Ю., Козырева А.А. Социальные сети как инструмент влияния на политические конфликты // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений.

2015. № 1(11). С. 4.

11. Козырева А.А. Социальные сети в России: развивается ли новый политический институт? // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2014. № 1. С. 3.

12. Бочарников И. В. Информационное противодействие терроризму в современных условиях // Проблемы безопасности. 2013. № 3. С. 2-3.

13. Кобец П.Н. Особенности киберпреступ-ности в период пандемии COVID-19: состояние и дальнейший прогноз // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6, № 2(12). С. 173-178.

14. Пую А.С. Философия манипулирования и технология «паблик рилейшнз» // Рациональный выбор в политике и управлении. СПб., 1998.

3. Mkrtychan, A.A. Influence of the media on the psychological consequences of terrorism: auth. abstr. ... Candidate of Sciences in Psychology. Moscow, 2012.

4. Kobets, P.N. The main directions of concentration of efforts to counter the financing of terrorism // The world in the era of globalization of the economy and the legal sphere: the role of biotechnologies and digital technologies: proc. of the IX Intern. sci. and practical conf., Moscow, Sept. 15-16, 2021. Moscow, 2021. P. 52-53.

5. Sundiev, I., Smirnov, A. Network opportunities and network threats // Free thought. 2013. No. 5(1641). P. 191-204.

6. Gorbatova, V. V. Information and propaganda policy of radical Islamic organizations (using the example of Hamas, Hezbollah and Al-Qaeda): auth. abstr. ... Candidate of Political Sciences. Moscow, 2013.

7. Glotov, E.N., Sharifullina, L.R., Kozyreva, A.A. Chemical terrorism in socio-political conflicts // Scientific and educational problems of civil protection. 2014. No. 2. P. 47-52.

8. Pugachev, V.P. Mass communication media in the modern political process // Bulletin of the Moscow University. Ser. 12: Political Sciences. 1995. No. 5. P. 3-16.

9. Kobets, P.N. On the importance of reducing the threat of terrorist attacks against vulnerable transport infrastructure facilities // The world in the era of globalization of the economy and the legal sphere: the role of biotechnologies and digital technologies: proc. of the VII Intern. sci. and practical conf., Moscow, July 15-16, 2021. Moscow, 2021. P. 51-52.

10. Lyabakh, A.Yu., Kozyreva, A.A. Social networks as an instrument of influence on political conflicts // GosReg: state regulation of public relations. 2015. No. 1(11). P. 4.

11. Kozyreva, A.A. Social networks in Russia: is a new political institution developing? //GosReg: state regulation of public relations. 2014. No. 1. P. 3.

12. Bocharnikov, I.V. Information counteraction to terrorism in modern conditions // Problems of security. 2013. No. 3. P. 2-3.

13. Kobets, P.N. Features of cybercrime during the COVID-19 pandemic: state and further forecast// Scientific Notes of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. Vol. 6, No. 2(12). P. 173-178.

14. Puyu, A.S. Philosophy of manipulation and technology "public relations" // Rational choice in politics and management. St. Petersburg, 1998.

15. Military Doctrine of the Russian Federation [Electronic resource]: approved by the President of the Russian Federation on Dec. 25, 2014 No. Pr-2976. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LA W_172989/7327668c04c0470317b 26d354e36cb828a4af319/

16. Manoilo, A.V. State information policy in special conditions. Moscow, 2003.

31

15. Военная доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 25 дек. 2014 г. № Пр-2976. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17 2989/7327668c04c0470317b26d354e36cb828a4 af319/

16. Манойло А.В. Ггосударственная информационная политика в особых условиях. М., 2003.

17. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М., 2012.

18. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 дек. 2016 г. № 646. Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс».

20. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 5 окт. 2009 г. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

21. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: утв. Президентом РФ 28 нояб. 2014 г. № Пр-2753. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

22. Есаулов В. Т. Противодействие информационным угрозам как важное направление политики национальной безопасности Российской Федерации // Власть. 2009. № 12. С. 69-72.

23. Кобец П.Н. Совершенствование мер, осуществляемых органами внутренних дел в сфере информационно-психологического противодействия терроризму // Юридическая психология. 2021. № 3. С. 28-31. DOI 10.18572/2071-1204-2021-3-28-31.

24. Рустамова Л. Р. СМИ и Интернет: проблема использования в террористических целях // Национальная безопасность / nota bene. 2019. № 6. С. 81-92. DOI: 10.7256/24540668.2019.6.31561.

17. Panarin, I.N. Mass media, propaganda and information wars. Moscow, 2012.

18. On the National Security Strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. Dec. 31, 2015 No. 683. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

19. On the approval of the Doctrine of information security of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. Dec. 5, 2016 No. 646. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

20. The concept of countering terrorism in the Russian Federation: approved by the President of the Russian Federation on Oct. 5, 2009. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

21. Strategy of countering extremism in the Russian Federation until 2025: approved by the President of the Russian Federation on Nov. 28, 2014 No. Pr-2753. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

22. Esaulov, V.T. Countering information threats as an important direction of the national security policy of the Russian Federation // Power. 2009. No. 12. P. 69-72.

23. Kobets, P.N. Improvement of measures implemented by internal affairs bodies in the field of information and psychological counteraction to terrorism // Legal psychology. 2021. No. 3. P. 28-31. DO110.18572/2071-1204-2021-3-28-31.

24. Rustamova, L.R. Mass media and the Internet: the problem of use for terrorist purposes // National Security / nota bene. 2019. No. 6. P. 81-92. DOI: 10.7256/2454-0668.2019.6.31561.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кобец Петр Николаевич, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России; e-mail: pkobets37@rambler.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

P.N. Kobets, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Chief Researcher, National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: pkobets37@rambler.ru

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.