Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК ОДИН ИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ТЕРРОРИЗМА И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК ОДИН ИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ТЕРРОРИЗМА И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
212
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / СУБЪЕКТЫ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЕРБОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кобец Петр Николаевич

Отмечается необходимость усиления отечественной системы по информационному противодействию терроризму, разработки единой медиаполитики и окончательного формирования государственной политики в данной сфере. Подчеркивается важность международного сотрудничества, идеологической подготовки сотрудников силовых структур, постоянного мониторинга всех медиаресурсов в целях выявления нежелательного контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кобец Петр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION IMPACT AS ONE OF THE MODERN METHODS OF TERRORISM AND MEASURES TO COMBAT IT

The need to strengthen the capabilities of the domestic system for information counteraction to terrorism, the development of a unified media policy and the final formation of state policy in this area is noted. The importance of international cooperation, ideological training of law enforcement officers, constant monitoring of all media resources in order to identify inappropriate content is emphasized.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК ОДИН ИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ТЕРРОРИЗМА И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМ»

Кобец Петр Николаевич

Информационное воздействие

как один из современных методов терроризма

и меры борьбы с ним

Отмечается необходимость усиления отечественной системы по информационному противодействию терроризму, разработки единой медиаполитики и окончательного формирования государственной политики в данной сфере. Подчеркивается важность международного сотрудничества, идеологической подготовки сотрудников силовых структур, постоянного мониторинга всех медиаресурсов в целях выявления нежелательного контента.

Ключевые слова: информационное воздействие, информационное противоборство, противодействие терроризму, субъекты преступности, правоохранительные органы, информационная безопасность, вербовочная деятельность, информационная война, информационное пространство, международное сотрудничество.

Information impact as one of the modern methods of terrorism and measures to combat it

The need to strengthen the capabilities of the domestic system for information counteraction to terrorism, the development of a unified media policy and the final formation of state policy in this area is noted. The importance of international cooperation, ideological training of law enforcement officers, constant monitoring of all media resources in order to identify inappropriate content is emphasized.

Keywords: informational impact, informational confrontation, countering terrorism, crime subjects, law enforcement agencies, information security, recruitment, information war, information space, international cooperation.

В современном формирующемся информационном обществе международные террористические организации все чаще применяют в своей преступной деятельности новейшие технологии, создавая серьезную угрозу безопасности государств [1, с. 31]. Проявления международного терроризма следует рассматривать в рамках общемировой политической ситуации как начало эпохи «информационной войны».

Рассматриваемая тема нашла отражение в ряде работ отечественных и зарубежных исследователей. По мнению автора, особого внимания заслуживают работы таких ученых, как К.Р. Аветисян, И.В. Бочарников, И.А. Василенко, С.Н. Гриняев, В.А. Дергачев, С.А. Зелинский, С.А. Иванов, Б.Г. Койбаев, А.В. Крутских, В.В. Ломакин, В.А. Медведев, А.В. Манойло, В.Л. Петров, Н.Ф. Пономарев, Е.А. Рогашов,

B.И. Слипченко, А.А. Смирнов, И.Ю. Сундиев,

C.А. Чурилов, В.П. Федотов, С.О. Харламов, Я.С. Шатило, Л.А. Шелепин и др., характеризующих информационное общество в целом, конкретизирующих проблемы в сфере информационной и информационно-психологической безопасности, а также рассматривающих вопросы противодействия информационным террористическим угрозам, которые возникают в процессе информационной глобализации.

Указанные авторы анализируют проблемы информационного противодействия терроризму в сети Интернет, вербовочной деятельности международных террористических организаций, методы и средства информационной безопасности. При этом важно отметить, что часть работ имеет узконаправленный характер, поскольку вопросы, связанные с информационным противодействием терроризму, освещаются в них, как правило, фрагментарно.

Как отмечают отечественные исследователи проблематики информационного воздействия, еще в древние времена неприятельские армии подвергались информационному воздействию, а первыми информационными атаками следует считать мифы. Для подрыва морального духа противников завоеватели перед началом своих походов вбрасывали информацию о том, насколько жестоки и непобедимы их войска, что оказывало сильнейшее психологическое воздействие на обороняющихся. Считается, что появление информационной войны как формы информационного воздействия обусловлено развитием общественных отношений, вобравших в себя весь накопленный в процессе рассматриваемого противоборства человеческий опыт [2, с. 45]. Среди средств, методов и способов информационной войны, по оценкам российских ученых, выделяется

10

как информация, так и информационное воздействие. Это войны новых типов, в которых информационные массивы являются оружием, а борьба ведется для целенаправленного изменения сознания общества [3, с. 126].

С позиции некоторых отечественных ученых, под информационной войной следует понимать противоборство в информационном пространстве в целях причинения ущерба информационной системе, инфраструктуре, процессам и ресурсам, политическим, экономическим, социальным системам, в том числе массовую психологическую обработку населения для дестабилизации общества и государства [4, с. 70]. Другие специалисты полагают, что «информационная война является формой информационного противоборства», а под информационным противоборством понимается «совокупность отношений информационной защиты и информационного соперничества» [5, с. 45]. В широком понимании «ведение информационных войн связано с процессами планомерного информационного воздействия на информационно-коммуникационную систему противника в целях создания необходимого информационного пространства для осуществления различного рода политических операций, гарантирующих обеспечение максимального контроля» [6, с. 70]. Отмечается, что «под информационной войной можно понимать новую форму борьбы двух и более сторон, и в этих процессах целенаправленно используются специальные средства и методы воздействия на информационные ресурсы» [7, с. 81]. Ряд исследователей полагает, что информационные войны следует рассматривать в качестве новых форм борьбы, суть которых -целенаправленное использование различных средств и методов влияния на информационные ресурсы противников и защиты собственных [4, с. 70].

Также важно отметить, что информационные войны могут иметь скрытый характер, при этом их основным содержанием становятся разведывательные и политико-психологические действия и меры, связанные с защитой собственной информационной безопасности [8, с. 5]. Отдельные отечественные авторы, среди которых С.Н. Гриняев, С.А. Модестов, М.А. Родионов, А.И. Цветков, уверены, что понятие «информационная война» в некоторой степени некорректно, правильнее рассматриваемое явление определять как информационную борьбу.

Представляется, что поиск существенных различий в указанных терминах («информационное противоборство», «информационная война», «психологическая война» и др.) лишен смысла, поскольку они описывают одни и те же процессы и явления. Отечественные

специалисты стараются сделать акцент на воздействующих инструментах - информации, информационных технологиях, информационных способах или же на объектах воздействия -психике, массовом сознании и др. По авторскому убеждению, такой подход к определению одного и того же явления допустим, так как данная терминология является неустоявшейся. Поэтому автор согласен с большинством исследователей, употребляющих понятия «информационное противоборство», «информационная война» и др., по сути, в качестве синонимов.

Как утверждают отечественные специалисты, непосредственно в информационном пространстве, прежде всего в сети Интернет, в условиях нового тысячелетия происходит основная деятельность террористических групп по информационному противоборству. Террористы активно осваивают информационную среду при помощи средств массовой информации и сети Интернет, распространяя террористическую идеологию, возбуждая социальную, расовую, религиозную и национальную рознь, подбирая в свои ряды кандидатов, окончивших интересующие террористов учебные заведения [9, с. 8]. Также осуществляется планирование, подготовка и координация при проведении террористических атак, сбор различных средств для ведения террористической деятельности. Важно отметить стремление террористов проводить террористические атаки в отношении критически важной информационной инфраструктуры (кибертеррористические угрозы). Их главная цель - как можно шире распространить среди общественности свою идеологию, оказывая психологическое воздействие не только на реальных, но и на потенциальных жертв, органы государственной власти, мировое сообщество, а также вовлечь в свои ряды новых членов [10, с. 34].

Следует согласиться с ведущими российскими экспертами в том, что сегодня наша страна сталкивается с серьезными угрозами, которые выражаются в целенаправленном информационном противоборстве со стороны международных террористических организаций [11, с. 112]. В сложившейся ситуации необходимо усилить возможности отечественной системы по информационному противодействию террору. Правоохранительным органам совместно с журналистским и экспертным сообществом следует дать новый импульс работе над проблемами информационного противоборства, при этом акцентируя особое внимание на важности постоянного мониторинга всех медиа-ресурсов в целях выявления нежелательного контента.

Также огромное значение имеет разработка единой медиаполитики информационного

11

противодействия терроризму и окончательное формирование государственной политики в данной сфере. Они должны строиться не только на антитеррористической пропаганде, но и на контрманипулятивных технологиях в социальных сетях. Требуется последовательная пропаганда против информационных и психологических атак международных террористов, разоблачающая их стратегию и тактику, характеризующая террористическую деятельность как преступную, направленную против всего общества.

К тому же необходимы правовые основы, регламентирующие взаимодействие средств массовой информации с правоохранительными и силовыми структурами [12, с. 598], так как международные террористы используют СМИ как инструмент достижения своих целей. Хорошим подспорьем для террористов являются трансграничные электронные СМИ, расширяющие их возможности по рекрутингу новых членов. Информационная террористическая деятельность постоянно развивается и совершенствуется, в том числе ее способы, методы, нетрадиционные информационные технологии по оказанию скрытого информа-ционно-манипуляторного психологического воздействия на население. И если в прошлом столетии основным требованием террористов было предоставление им денежных средств и транспорта, а также освобождение соратников по террористической деятельности из заключения, то сейчас первое требование, о котором они заявляют, - немедленная связь с ведущими телевизионными каналами и популярными журналистами для ведения переговоров, поскольку задачей информационного терроризма является не причинение ущерба интересам отдельной страны, а расширение своих политических, экономических и идеологических возможностей [13, с. 42].

Правоохранительным органам необходимо учитывать весь имеющийся потенциал информационного воздействия и ресурсы СМИ, а также наладить эффективное информационное обеспечение рассматриваемой деятельности при решении проблемных вопросов.

Усилившееся информационно-технологическое влияние террористов делает задачу информационного противодействия терроризму одной из приоритетных. Полагаем, что в целях информационного противодействия терроризму необходимо проводить мероприятия, которые должны блокировать возможности вербовщиков, агентов влияния и других членов террористических организаций по использованию сети Интернет. Требуются поступательные и комплексные действия, направленные на любые проявления террора, а также профилактическая работа. Системный подход должен за-

ключаться в непрекращающемся мониторинге социальных сетей, оказывающих негативное воздействие на общество.

Нельзя не согласиться с тем, что «осуществление информационного противоборства происходит при помощи специально созданных средств по информационному воздействию и проникновению в информационные системы» [14, с. 127]. Подобные средства отечественные и зарубежные специалисты называют информационным оружием. В качестве такого атакующего оружия террористами могут использоваться средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсифицированная информация, компьютерные вирусы, средства нейтрализации тестовых программ, ошибки, сознательно вводимые в программное обеспечение объекта.

Важно также отметить, что информационные ресурсы государства должны выступать ядром всей государственной информационной сферы, быть объединяющим началом национальной информационной системы, а информационная система должна помогать решению задач по защите интересов государства [15, с. 69].

Первостепенная роль в борьбе с терроризмом должна отводиться уполномоченным органам государственной власти и местного самоуправления, которые компетентны проводить необходимые мероприятия, а также негосударственным органам, объединениям и гражданам, оказывающим содействие уполномоченным органам [16, с. 165].

Также «следует продолжать работу, связанную с унификацией национальных законодательств в сфере борьбы с кибертерроризмом посредством разработки необходимых мер и подготовки предложений для создания международного акта по борьбе с терроризмом в рассматриваемой сфере; проводить работу по разграничению функционала и зон ответственности участников информационного противоборства терроризму, в необходимые сроки определять приоритеты по решению возникающих задач, устранять дублирование в рассматриваемой деятельности» [17, с. 50].

Важное значение имеет идеологическая подготовка сотрудников силовых структур. Особая роль должна отводиться информационному обеспечению правоохранительных органов. Для этого следует «укреплять информационные ресурсы правоохранительных органов, повышать уровень подготовки кадрового потенциала, создавать в структуре правоохранительных органов службы и подразделения по противодействию информационным угрозам, укреплять все виды регионального и международного сотрудничества правоохранительных органов, создавать конструктивные модели тестирования, осуществлять верификацию

12

средств защиты различных компьютерных систем, при этом формировать доказательную базу их гарантированной защищенности, совершенствовать систему подготовки специалистов в сфере информационного противоборства терроризму» [18, с. 18].

Для успешного информационного противодействия терроризму необходимо четко определить показатели эффективности борьбы с ним: выявленные специалисты террористических организаций, занимающиеся информационным противоборством; размещенные материалы разъяснительного характера о борьбе с терроризмом; разъяснительные беседы на различных информационных интернет-ресурсах. Комплексная работа должна включать не только мониторинг и контроль, но и активное формирование мнения общественности, минимизирующее поддержку населением террористов.

Анализируя существующую практику и тенденции информационного противодействия

1. Кобец П.Н. Опыт и проблемы противодействия международному терроризму на объектах атомной энергетики // Научный портал МВД России. № 2(46). 2019. С. 29-39.

2. Шатило Я.С., Черкасов В.Н. Информационные войны // Информационная безопасность регионов. 2009. № 2(5). С. 44-51.

3. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М., 2007.

4. Крынина О.Ю. Дефиниции понятия «информационная война»: анализ российского и зарубежного опыта // Новые технологии. 2009. № 3. С. 68-70.

5. Рогашова Е.А. Информационная война начала XXI века: новое или абсолютно не забытое старое? // Симбирский научный вестник. 2011. № 1(3). С. 47-50.

6. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М., 2012.

7. Василенко И. Информационная война как фактор мировой политики // Государственная служба. 2009. № 3(59). С. 80-86.

8. Чурилов С.А. О необходимости консолидации в сфере информационного противоборства // Обзор НЦПТИ. 2012. № 1. С. 4-7.

9. Олейникова Е.А. Противодействие экстремизму в сети Интернет // Законность. 2016. № 5(979). С. 6-9.

10. Сундиев, И.Ю., Смирнов А.А., Костин В.Н. Новое качество террористической пропаганды: медиа-империя ИГИЛ // Информационные войны. 2015. № 1(33). С. 30-36.

11. Сидненко Г.Ф. Ггосударственная политика Российской Федерации в области инфор-

терроризму, можно говорить о формировании положительного воздействия на интернет-аудиторию. Кроме того, постепенно налаживается эффективное межведомственное внутригосударственное взаимодействие имеющихся служб и подразделений.

Важно подчеркнуть, что противостоять террористической пропаганде возможно, в том числе при помощи стабильной информационной политики. При этом остро ощущается потребность в межгосударственном сотрудничестве в сфере информационного противодействия международному терроризму. Для этого необходимо в первую очередь совершенствовать взаимодействие между странами - участниками Организации Объединенных Наций, государствами - участниками Содружества Независимых Государств, вовлекая в эту работу различные негосударственные и религиозные организации, а также Организацию Договора о коллективной безопасности.

1. Kobets P.N. Experience and problems of countering international terrorism at nuclear energy facilities // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 2(46). P. 29-39.

2. Shatilo Ya.S., Cherkasov V.N. Information Wars // Information security of the regions. 2009. No. 2(5). P. 44-51.

3. Manoilo A.V., Petrenko A.I., Frolov D.B. State information policy in the conditions of information and psychological war. Moscow, 2007.

4. Krynina O.Yu. Definitions of the concept of «information war»: analysis of Russian and foreign experience // New technologies. 2009. No. 3. P. 68-70.

5. Rogashova E.A. Information war of the beginning of the XXI century: new or absolutely not forgotten old? // Simbirsky Scientific Bulletin. 2011. No. 1(3). P. 47-50.

6. Panarin I.N. Media, propaganda and information wars. Moscow, 2012. P. 223.

7. Vasilenko I. Information War as a factor of world politics // Public service. 2009. No. 3(59). P. 80-86.

8. Churilov S.A. On the need for consolidation in the field of information confrontation // Overview of the National Center for Information Counteraction to Terrorism and Extremism in the Educational Environment and the Internet. 2012. No. 1. P. 4-7.

9. Oleinikova E.A. Countering extremism on the Internet//Leisure. 2016. No. 5(979). P. 6-9.

10. Sundiev I.Yu., Smirnov A.A., Kostin V.N. The new quality of terrorist propaganda: Media Empire IHIL // Information wars. 2015. No. 1(33). P. 30-36.

11. Sydnenko G.F. State policy of the Russian Federation in the regional confrontation of terrorism // Modern right. 2015. No. 4. P. 106-113.

13

мационного противоборства терроризму // Современное право. 2015. № 4. С. 106-113.

12. Кобец П.Н. Анализ природы терроризма и его детерминирующих факторов в условиях середины второго десятилетия XXI столетия // Полицейская деятельность. 2016. № 6. С. 596-602.

13. Бочарников И.В., Лемешев С.В. Об основных направлениях совершенствования политики противодействия информационным угрозам в Российской Федерации // Безопасность России - 2011: Экспертно-аналитиче-ское обозрение. М., 2010. С. 36-50.

14. Расторгуев С. П. Формула информационной войны. М., 1999.

15. Кобец П.Н. Создание препятствий по финансированию террористических сетей -основа борьбы с проявлениями современного терроризма // Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий: сб. науч. ст. по итогам VIII Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 15-16 авг. 2021 г. М., 2021. С. 67-69.

16. Алехин И.А., Чесноков И.А. Педагогическая идентификация рисков информационной безопасности обучающихся // Мир образования - образование в мире. 2014. № 3. С. 161-168.

17. Кобец П.Н. Актуальные проблемы борьбы с финансированием международной террористической деятельности // Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий: сб. науч. ст. по итогам IX Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 15-16 сент. 2021 г. М., 2021. С. 49-51.

18. Сативалдыев Р.Ш. Деятельность правоохранительных органов в условиях новых информационных вызовов и угроз // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. 2017. № 2(34). С. 11-20.

12. Kobets P.N. Analysis of the nature of terrorism and its deterministic factors in the middle of the second decade of the XXI century // Police activity. 2016. No. 6. P. 596-602.

13. Bocharnikov I.V., Lemeshev S.V On the main directions of improvement of the policy of countering information threats in the Russian Federation // Safety of Russia - 2011: expert and analytical review. Moscow, 2010. P. 36-50.

14. Rastorguev S.P. Formula of the information war. Moscow, 1999.

15. Kobets P.N. Creating obstacles to financing terrorist networks - the basis of the fight against the manifestations of modern terrorism // The world in the era of globalization of the economy and the legal sphere: the role of biotechnology and digital technologies: coll. of sci. articles on the basis of the VIII International sci. and practical conf., Moscow, Aug. 15-16, 2021. Moscow, 2021. P. 67-69.

16. Alekhin I.A., Chesnokov I.A. Pedagogical identification of the risks of information security of students // The world of education - education in the world. 2014. No. 3. P. 161-168.

17. Kobets P.N. Actual problems of combating the financing of international terrorist activities // The world in the era of globalization of the economy and the legal sphere: the role of biotechnologies and digital technologies: coll. of sci. articles on the results of the IX International sci. and practical conf., Moscow, Sept. 15-16, 2021. Moscow, 2021. P. 49-51.

18. Sativaldyev R.Sh. The activities of law enforcement agencies in the context of new information challenges and threats // Proceedings of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan. 2017. No. 2 (34). P. 11-20.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кобец Петр Николаевич, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России; e-mail: pkobets37@rambler.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

P.N. Kobets, Doctor of Law, Professor, Chief Researcher, All-Russia Scientific-research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail:pkobets37@rambler.ru

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.