Научная статья на тему 'Институты ответственности за преступления террористической направленности. Законодательные и правоприменительные аспекты'

Институты ответственности за преступления террористической направленности. Законодательные и правоприменительные аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГРОЗА / МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акопян Регина Майисовна

В современных условиях терроризм стал неотъемлемой частью современного общества и практически встроился в мировой механизм жизнедеятельности. Ни в одной стране мира человек не может ощутить полную безопасность, а риск и угроза определяют постоянное развитие правовых условий и методов противодействия. Распространение террористической угрозы в современном мире значительным образом усугубилось в эпоху массового распространения сетевых технологий. Интернет значительным образом упростил возможности распространения идей деструктивной направленности и сформировал возможности удаленного влияния на умы пользователей. Не поддается сомнению, что ответственность за преступления террористической направленности должна стать предметом обсуждения и регулирования не только специалистов-законодателей национального уровня, но и международного. Именно совместные проекты правовых систем различных государств, должны стать фундаментом укрепления антитеррористической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институты ответственности за преступления террористической направленности. Законодательные и правоприменительные аспекты»

Институты ответственности за преступления террористической направленности. Законодательные и правоприменительные аспекты

Акопян Регина Майисовна,

аспирант, кафедра уголовного права и криминологии, Кубанский государственный Университет, regina.akopyan.1984@bk.ru

В современных условиях терроризм стал неотъемлемой частью современного общества и практически встроился в мировой механизм жизнедеятельности. Ни в одной стране мира человек не может ощутить полную безопасность, а риск и угроза определяют постоянное развитие правовых условий и методов противодействия. Распространение террористической угрозы в современном мире значительным образом усугубилось в эпоху массового распространения сетевых технологий. Интернет значительным образом упростил возможности распространения идей деструктивной направленности и сформировал возможности удаленного влияния на умы пользователей. Не поддается сомнению, что ответственность за преступления террористической направленности должна стать предметом обсуждения и регулирования не только специалистов-законодателей национального уровня, но и международного. Именно совместные проекты правовых систем различных государств, должны стать фундаментом укрепления антитеррористической деятельности.

Ключевые слова: терроризм, правовые условия, регулирование, ответственность, угроза, меры воздействия и пр.

Длительное время террористическая угроза, не воспринималась как риск мирового масштаба. Нельзя не вспомнить, как террор, развернувшийся в России, на волне Чеченских событий был воспринят в ряде стран победившей демократии. Лидеры террористов воспринимались во многих странах как лидеры демократических преобразований и даже с почетом встречались лидерами различных государств: например правительство Чеченской республики в изгнании, во главе с Ахмедом Закаевым, который продолжает активно давать интервью западной прессе. Человек, который по многих стоял за захватом заложников, в «Норд-Осте», и Беслане, имел связь с одиозными лидерами, такими Басаев и Хаттаб активно поддерживается со стороны западных средств массовой информации.

Многие политики США и Европы стали активно вступать в диалог о мерах по снижению террористической угрозы после того, как данная проблема назрела и у них. точкой отсчета активизации анти-терростической ориентации стали события в США в 2001 году.

В современном мире каждое государство вынуждено уделять проблеме террора все больше внимания с каждым годом, координировать свои усилия в этой сфере с другими странами. Международный терроризм в последние годы набирает силу, проявляет себя в военных конфликтах на территории ряда стран, ведет подрывную деятельность на территории многих государств, постоянно напоминает о себе терактами, в которых страдают и гибнут тысячи невинных граждан.

Открытое проявление агрессии в современном мире может привести к крайне негативным последствиям не только для какого - то отдельного государства, но и угрожает всему человечеству. Учитывая это эффективным становится такая форма выражения своих интересов как экстремизм. Объектами действия экстремизма могут быть: отдельные люди, группа, политические системы, промышленные сооружения, оборона, сфера культуры.

Экстремизм - это всегда идеологизированная агрессия. В современном мире экстремизм во всем многообразии его форм, таких как политический и религиозный экстремизм, нацизм и терроризм, становится не только сопутствующим элементом происходящих ныне и ожидаемых в будущем изменений,

X 2

СО

0

сч

01

но и превращается в достаточно действенный фактор окружающей нас реальности [1].

Международное осмысление и закрепление понятие экстремизма получило в 2001 году, Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом он был определён как «какое - либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе и организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них» [2]. Всплески экстремистских эксцессов возникали на протяжении всей человеческой истории.

Экстремистские действия беспощадно сопровождали беспощадные войны, которые непрерывно велись на Западе и на Востоке, безжалостную политику, которую проводили восточные деспотии. Западный абсолютизм и современные тоталитарные режимы. Достаточно вспомнить утонченную жестокость Чингисхана и Тамерлана, возводивших себе памятники в виде холмов, сложенных из черепов истребленного ими пленного населения; зверства германского фашизма, применившего газовые камеры и печи с целью массового уничтожения людей; атомные бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки, предпринятые Соединенными Штатами Америки. Многие экстремистские проявления в результате приводили к массовой гибели людей, разрушению государственных систем. Большое значение играет националистический экстремизм, который направлен на разжигание межнациональной и межконфессиональной розни, вражды, ненависти.

Чрезмерная актуализация на этнических, религиозных, культурных отличиях, а тем более на превосходстве одних над другими приводит не только к напряженности и конфликтам, но и требованиям автономии, сепаратизма и выхода из состава государства. Подобный экстремизм ведет к «обострению межнациональных отношений и является источником вражды и конфликтов между народами» [3], угрожает целостности государственных границ.

Современное общество само, в силу своей природы и тенденций в нем действующих, создает и поддерживает поле экстремизма и постоянно провоцирует его проявления. В заключении хотелось бы сказать, что экстремизм - это общепланетарное опасное явление. Его корни уходят в глубину веков, но современные условия развития общества позволяют ему принимать качественно новые формы

Современные государства обязаны защищать своих граждан, и потому борьба с международным терроризмом представляет собой важнейшую внешнюю функцию государства. Рассматриваемая внешняя функция государства базируется на международном и национальном законодательстве. Внешние функции государства - основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач, они связаны с отношениями данного государства с другими странами.

Рассмотрим содержание функции борьбы с международным терроризмом на примере Израиля и США. С момента своего создания в 1948 году Израиль столкнулся с угрозой вспышек террора различного типа. За последние шесть десятилетий Израиль создал мощные силы, эффективную разведку, новейшие технологии и различные другие меры безопасности для обеспечения безопасности нации на всех аренах. «Главными целями израильской стратегии борьбы с терроризмом являются предотвращение влияния террористов на национальную политику и сохранение психологической устойчивости гражданского населения». [4]

Контртеррористическая система Израиля в основном сосредоточена на превентивных ударах, сборе информации и недопущении проникновения палестинских лиц на суверенные территории Израиля и проведения насилия. Они также специализируются на уничтожении террористической инфраструктуры и уничтожении «команд» террористических групп. [5]

В1нормативную базу США против терроризма входят: Закон о борьбе с терроризмом в области биологического оружия 1989 года; Закон о борьбе с терроризмом Омнибуса 1995 года; закон США о борьбе с терроризмом и эффективную смертную казнь от 1996 года; Закон США о патриотизме 2001 года (в него был интегрирован Закон о борьбе с терроризмом); Закон о национальной безопасности 2002 года, паб. Ь. 107 - 296 и др. [6 и др.]

Международный опыт борьбы с терроризмом может быть использован и в России. Особенно ценным нам представляется практика израильских спецслужб, которые ведут превентивную борьбу с международным терроризмом. В Российской Федерации принят ряд законов, направленных на борьбу с терроризмом. В 2006 году Государственная дума приняла закон «О противодействии терроризму». [7] Невиданная для истории волна информатизации открыла для экстремистских сообщества новые средства вербовки людей в свои ряды и организации своей деятельности. Ввиду данных обстоятельств, в России в последние годы были приняты контрмеры, отразившиеся на российском законодательстве в виде Федерального закона от 06.07.2016 N 374 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму».

В России приняты отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», известного как «Пакет Яровой - Озерова» и в Федеральном законе от 29.07.2017 N 276 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который более как «закон о запрете анонимайзеров» в сети «Интернет»[8].

В Рассмотренный закон предполагает внесение изменений в ряд законодательных актов РФ, начиная с закона о федеральной службе безопасности, заканчивая законом о территориальной юрисдикции флотских военных судов. В «Пакете Яровой» интересна часть, отвечающая за регулирование

телекоммуникационных сетей в рамках России. При реализации данной части закона предполагается создание на территории России огромных хранилищ данных, в рамках которых провайдеры будут обязаны хранить информацию о всех передачах данных на территории России в течение полугода, а данные о факте коммуникации в течение 3 лет, с возможностью предоставления к ней удаленного доступа правоохранительным органам[9].

Мы можем согласиться, что данные меры могут ускорить работу правоохранительных и следственных органов в противодействии террористическим и другим преступным группировкам, предоставив им доступ ко всем файлам, переданным в рамках сети за 6 месяцев, а также данные о фактах соединений между точками сети за 3 года. Несомненно, указанная информация будет крайне ценна для процесса расследования преступлений, поиска всех участников преступных сообществ и соучастников преступлений. [9]

Тем не менее, положения данного закона почти сразу вызвали резкую критику в профессиональном техническом сообществе России, ведь реализация ряда положений данных проектов потребует гигантских расходов, учитывая тот факт, что представленные проекты несут в себе ряд проблем, ставящих под сомнение целесообразность затраченных средств. В качестве одной из проблем предлагаемого законодателем представляются огромные объёмы шифрованных данных, простое хранение которых не несёт в себе пользы, без расшифровки, поскольку даже получение информации из всех сообщений в России, не гарантирует получение ключей и паролей ко всем зашифрованным данным. Данный факт порождает дополнительную проблему по дешифровки каждого файла переданного по сети и попавшего в хранилища, а также время, потраченное на его дешифровку.

Дополнительно можно предположить, что с ростом контроля сети, Сравнивая стоимость реализации данного закона с существующим бюджетом России, мы не можем не отметить, что согласно части 02 Приложения 15 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2017 год и на 64 плановый период 2018 и 2019 годов» расходы на национальную оборону в 2017 году составят 1 021 135 782 800(один триллион двадцать один миллиард сто тридцать пять миллионов семьсот восемьдесят две тысячи восемьсот) рубле. На данном фоне нетрудно заметить значимость суммы реализации «Пакета Яровой» и в очередной раз поднять вопрос о его эффективности. При рассмотрении данного вопроса, требуется учесть и тот фактор, что эффективность данного проекта ставится под сомнение профессиональным 1Т сообществом, и уже в 2016 году еще до принятия рассматриваемого законопроекта некоторыми специалистами предлагались решения по обходу мер, предлагаемых данным законом. При учете постоянного ускорения роста технологического развития и грамотности пользователей, мы можем прогнозировать возникновение всё новых способов ано-нимизации. [10]

Представляется проблематичным и внедрение и реализация закона, запрещающего использование технологий - анонимайзеров на территории РФ. Положения данного закона запрещают владельцам информационных ресурсов под угрозой блокировки предоставлять доступ к VPN сервисам, использование информационных сетей, программного обеспечения и других систем, обеспечивающих обход государственной блокировки Интернет - ресурсов.

Положительными факторами данного закона, несомненно, является сокращение доступа рядовых пользователей сети Интернет к ресурсам, заблокированным государственными органами РФ и открытость поведения пользователей, что неизбежно снизит объемы распространяемой в сети запрещенной информации. Но идеальные с точки зрения права нормы, также несут в себе проблемы технической реализации и эффективности. Рассматриваемые меры направлены на провайдеров, но полностью не учитывают технологии обхода пользователей, такие как Tor, P2P и другие технологии, не зависящие от провайдеров.

Необходимо учесть и тот фактор, что предпринятые государством меры могут привести к массовому использованию все новых технологий шифрования, соединения и обхода блокировок в среде рядовых вполне честных и легальных пользователей, учитывая уровень правового нигилизма последних. Появления указанного фактора вполне логично создаст дополнительные проблемы в расследовании преступлений и предотвращении терактов, ввиду необходимости оперативно расшифровывать огромные объемы информации, что потребует расхода дополнительных ресурсов.

С нашей точки зрения «Пакет Яровой» в случае его соблюдения и должной реализации, перекроет лишь один из существующих каналов связи террористических организаций. Экономические проблемы реализации данного проекта при существующих рисках его функционирования также ставят под сомнение целесообразность его реализации. Постоянный рост объемов информации в рамках сети, что логично может увеличить и объемы зашифрованных данных, приведут к дополнительным расходам по его функционированию, что также порождает проблемы его эффективности.

Запрет в России технологий анонимайзеров также не представляется достаточно эффективным, ввиду недостаточно высокого уровня правосознания большинства наших сограждан и членов профессионального IT сообщества, которые просто могут его не воспринять всерьез. Более того, принятие подобных законов интернет - сообщество по большей части воспринимает как наступление на его права, а не как способ защиты прав. Учитывая тот факт, что способы обхода государственных блокировок, сокрытия и шифрования данных от сохранения в рамках «Пакета Ярово-вой», появляются в сети еще до принятия законов (как это было с «Пакетом Яровой»). Мы логично можем прогнозировать высокую вероятность появления новых способов анонимизации лиц, новых

X 2

00

0

сч

W

01

технологий обхода блокировок и сокрытия факта соединения и передачи данных в рамках сети, еще более сложную для блокировки и отслеживания со стороны государственных органов. Данные тенденции создают также и дополнительные сложности по поиску и отслеживанию террористов, ведь среди сокрытых данных будет всё сложнее выявлять коммуникации террористических организаций, а также нелегальные материалы.

Закрытие сетевых каналов передачи данных не исключает использования спутниковых технологий и других способов передачи данных без использования Интернета, в том числе путем передачи цифровых носителей (примеры которых уже существуют в ряде государств), а также традиционных бумажных объектов. Отдельной проблемой неэффективности создаваемых государством мер противодействия, рассчитанных на широкий круг непрофессиональных лиц, представляется высокий уровень финансирования террористических организаций, который, несомненно, обеспечивает им доступ к высокоуровневым специалистам и самому современному оборудованию. Это в свою очередь порождает возможность эффективного обхода государственных мер противодействия и в очередной раз поднимает вопрос эффективности рассмотренных в статье законопроектов.

С целью реализации рассмотренных в нашей статье альтернативных мер мониторинга сетей и поиска преступников в киберпространстве, предполагаем нужным создание в России единого учреждения по мониторингу анонимных сетей, созданию системы узлов слежения за данными сетями и созданию модифицированных программ -анонимайзеров для внедрения в сетевое пространство с целью потенциального доступа правоохранительным органам.

В борьбе с идеологией терроризма актуальным является повышение качества мероприятий по противодействию ей [11]. Важно обеспечение, с одной стороны, предметности, с другой - содержательности и целенаправленности деятельности по разоблачению, компрометации и дискредитации террористических идеологий.

Эффективность деятельности по борьбе с экстремистскими и террористическими идеологиями может быть достигнута глубоким анализом антигуманной сущности этих идеологий [12]. Для этого необходимо проведение комплексных научных исследований. Необходимо выяснение содержания и особенностей, социально - политической направленности экстремистских и террористических идеологий.

Повышение эффективности противодействия идеологии терроризма связано с выяснением и нейтрализацией предпосылок, условий и технологий ее распространения [13]. Необходима оптимизация деятельности по вскрытию механизмов разработки и пропаганды идеологии терроризма. Необходимо выявление субъектов, средств и каналов ее распространения среди различных групп населения [14]. В этом контексте требуется отслеживание лиц, пропагандирующих идеологию терроризма различными способами.

Необходим мониторинг использования сетей массовых коммуникаций, Интернета и накопление доказательных материалов для пресечения их деятельности [15]. Необходима защита объектов, особенно критической инфраструктуры, от террористических посягательств. Одновременно нуждается в активизации процесс дальнейшего нормотворчества по отдельным актуальным вопросам противодействия терроризму. Желательно уточнение ряда положений и норм уголовного законодательства, касающихся финансирования террористической деятельности [16].

Актуальным является вопрос о выработке единообразного понимания терроризма в законодательстве, регулирующем борьбу с терроризмом, противодействие ему. Для современной терроло-гии особое значением имеет проблема обеспечения противостояния идеологического напора. Эффективно противостоять терроризму можно только одним способом - совершенствованием борьбы с его идеологией.

Подводя итоги, следует отметить, что проблема терроризма на рубеже XX - XXI веков приобрела угрожающие масштабы. Терроризм становится поистине глобальной проблемой современности. Можно говорить об информационном факторе воздействия террористов на социум, что создает в массах ощущение серьезной угрозы с их стороны. СМИ регулярно сообщают миллионам людей о все новых и новых террористических актах. Атмосфера страха, насаждаемая террористами в обществе, порождает рост агрессивности и насилия.

Ответственность за терроризм, который является мировой угрозой, должна быть основана на принципах международного осуждения и общих методах наказания. Ответственность за террористический акт не может быть смягчена по признаку уровня террористического охвата. Ответственность должна наступать за террористическое действие, ставшее предметом риска для мирных граждан. Мировая правовая система должна обеспечивать эффективность наказания террористов, независимо от их национальной принадлежности и заявленных целей.

Литература

1. Бадушева Д.А. Уголовно - правовая характеристика преступлений против общественной безопасности, связанных с устрашением населения и оказанием воздействия на принятие решения органами власти : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / Бадушева Деля Антоновна. - Ростов - на - Дону, 2010. - 27 с.

2. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001)//Консультант Плюс//Режим доступа:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba 5е=1МТ&п=10208#044785808402104443//Дата обращения: 22.11.2018

3. Пиджаков А.Ю. Борьба с политическим терроризмом и экстремизмом. СПб, 2003 - с.91

4. Aravind Adarsh. A critical analysis of Israel's counter - terorrism strategy. 2016 // http: //

foreignpolicynews.org / 2016 / 08 / 08 / a - critical -analysis - of - israels - counter - terorrism - strategy //(Дата обращения 18.11.2018).

5. Asaf Zussman and Noam Zussman, "Assassinations: Evaluating the Effectiveness of an Israeli Counterterrorism Policy Using Stock Market Data", 2016.//(Дата обращения 18.11.2018).

6. Закон о борьбе с терроризмом в области биологического оружия, 1989; 1 Закон о борьбе с терроризмом Омнибуса, 1995

7. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-ФЗ (последняя редакция 18.04.2018)//Консультант Плюс//Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_588 40//Дата обращения: 22.11.2018

8. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон О противодействии терроризму и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 06.07.2016 N 374-ФЗ//Консультант Плюс//Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201 078/Дата обращения: 22.11.2018

9. Кобец П.Н. Некоторые современные тенденции, связанные с проявлением терроризма: природа и причинный комплекс. Российский следователь. № 18. 2017. С. 53 - 56.

10.Кобец П.Н. О современных информационных технологиях, используемых экстремистскими группировками, и необходимости противодействия ки-берпреступности. Вестник развития науки и образования. № 6. 2016. С. 4 - 9.

11.Рост объема информации - реалии цифровой вселенной // Технологии и средства связи, # 1, 2013 год. URL:http: // www.tssonline.ru / articles2 / fix - corp / rost - obema - informatsii - - realii - tsifrovoy -vselennoy (Дата обращения: 21.11.2018 года).

12.Семь самых богатых террористических группировок в мире. URL:http: // www.vestifinance.ru / articles / 44210 (Дата обращения: 20.11.2018 года).

13.Шевченко Е.С. Актуальные проблемы расследования киберпреступлений // Эксперт - криминалист, 2015, N 3 // Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс» (Дата обращения: от 21.11.2018 года).

14.Виграйзер А. Глубже, чем ты думаешь. // URL:https: // lenta.ru / articles / 2016 / 06 / 20 / deepstalking / (Дата обращения: 15.11.2018 года).

15.Кобец П.Н. Анализ природы терроризма и его детерминирующих факторов в условиях середины второго десятилетия XXI столетия. // Полицейская деятельность. — 2016. - № 6. - С.596 - 602

16.Жаворонкова Т.В. Использование сети Интернет террористическими и экстремистскими организациями // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 3. С. 30 - 36

Institutions of responsibility for crimes of a terrorist orientation.

Legislative and law enforcement aspects Hakobyan R.M.

Kuban State University

In modern conditions, terrorism has become an integral part of modern society and practically integrated into the world mechanism of life activity. In no country in the world can a person feel complete security, and the risk and threat determine the continuous development of legal conditions and methods of counteraction. The proliferation of the terrorist threat in the modern world has significantly aggravated in the era of mass distribution of network technologies. The Internet has greatly simplified the possibilities of spreading ideas of a destructive orientation and has shaped the possibilities of remote influence on the minds of users. There is no doubt that the responsibility for crimes of a terrorist nature should be the subject of discussion and regulation not only of professional legislators at the national level, but also international. It is joint projects of legal systems of various states that should become the foundation for strengthening anti-terrorism activities. Keywords: terrorism, legal conditions, regulation, responsibility, threat,

measures of influence, etc. References

1. Badusheva D.A. Criminal - legal characteristics of crimes against

public safety, associated with the intimidation of the population and the impact on the decision-making authorities: dissertation dis. ... Candidate of Law Sciences: 12.00.08 / Badusheva Del Antonovna. - Rostov - on - Don, 2010. - 27 p.

2. Shanghai Convention on the Suppression of Terrorism, Separatism

and Extremism "(concluded in the city of Shanghai on 06/15/2001) // Consultant Plus // Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req = doc & base = INT & n = 10208 # 044785808402104443 // Call Date: 11/22/2018

3. Jackets A.Yu. The fight against political terrorism and extremism. St.

Petersburg, 2003 - p.91

4. Aravind Adarsh. Israel's counter-terorrism strategy. 2016 // http: //

foreignpolicynews.org / 2016/08/08 / a - critical - analysis - of -israels - counter - terorrism - strategy // (circulation date 11.11.2018).

5. Asaf Zussman and Noam Zussman, "Assassinations: Evaluating the

Israeli Counterterrorism Policy Using Stock Market Data", 2016.// (Contact Date 11/18/2018).

6. The Law on Combating Terrorism in the Field of Biological Weapons,

1989; 1 Omnibus Anti-Terrorism Act, 1995

7. Federal Law "On Counter-Terrorism" dated March 6, 2006 No. 35-FZ

(last revised on 04/18/2018) // Consultant Plus // Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840 // Call Date : 11/22/2018

8. Federal Law "On Amendments to the Federal Law On Counter-

Terrorism and Certain Legislative Acts of the Russian Federation Regarding the Establishment of Additional Measures to Counter Terrorism and Ensure Public Security" of 07/07/2016 N 374-03 // Consultant Plus // Access Mode: http : //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201078/Date date: 11/22/2018

9. Kobets P.N. Some current trends associated with the manifestation

of terrorism: the nature and causal complex. Russian investigator. No. 18. 2017. pp. 53 - 56.

10. Kobets P.N. On modern information technologies used by extremist groups, and the need to counter cybercrime. Bulletin of the development of science and education. № 6. 2016. P. 4 - 9.

11. The growth of information - the realities of the digital universe // Technologies and communications, # 1, 2013. URL: http: // www.tssonline.ru / articles2 / fix - corp / rost - obema - informatsii - -realii - tsifrovoy - vselennoy (Revised: 11/21/2018).

12. Seven richest terrorist groups in the world. URL: http: www.vestifinance.ru / articles / 44210 (Revised: 11/20/2018).

13. Shevchenko E.S. Actual problems of investigating cybercrime // Expert - criminalist, 2015, N 3 // Access from sprav. - the legal system "Consultant Plus" (Circulation date: dated 21.11.2018).

14. Vigraiser A. Deeper than you think. // URL: https: // lenta.ru / articles / 2016/06/20 / deepstalking / (Revised: November 15, 2017).

15. Kobets P.N. Analysis of the nature of terrorism and its determining factors in the mid-second decade of the XXI century. // Police activities. - 2016. - № 6. - C.596 - 602

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Zhavoronkova T.V. The use of the Internet by terrorist and extremist organizations // Bulletin of the Orenburg State University. 2015. № 3. P. 30 - 36

//

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.