ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ, ТЕРРОРИЗМ, НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 323 (470) ББК 66.3
© 2022 г. Топилина Анна Васильевна,
доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД России, кандидат философских наук, доцент. Тел.: + 7 908 186-86-92.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ИДЕОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ БОРЬБЫ С ФАЛЬСИФИКАЦИЯМИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
В статье предпринимается попытка концептуализации понятия «идеологическая безопасность». Автор выделяет данное явление из структуры информационной безопасности, обозначая его специфику. Анализируются усилия правового характера, предпринимаемые Правительством и Президентом Российской Федерации по регулированию общественных отношений в области идеологической безопасности, а также указывается на необходимость сочетания правовых методов с неправовыми, заключающимися в изменении качества и содержания преподавания гуманитарных дисциплин, позволяющих формировать идеологию и бороться с фальсификациями истории.
Ключевые слова: идеологическая безопасность, информационная безопасность, идеология, фальсификация истории, история России, гуманитарное образование.
Topilina Anna Vasilievna - Associate Professor, the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines,
the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Philosophy, Associate Professor.
ISSUESS OF LEGAL PROVISION OF NATIONAL SECURITY IN THE SPHERE OF IDEOLOGY
THROUGH THE FIGHTAGAINST FALSIFICATIONS OFTHE RUSSIAN HISTORY
The article attempts to conceptualize the concept of «ideological security». The author distinguishes this phenomenon from the structure of information security, indicating its specifics. The article analyzes the legal efforts made by the Government and the President of the Russian Federation to regulate public relations in the field of ideological security. At the same time, it is pointed out that it is necessary to combine legal methods with non-legal ones, which consist in changing the quality and content of teaching humanities, allowing to form an ideology and fight against falsifications of history.
Keywords: ideological security, information security, ideology, falsification of history, history of Russia, humanitarian education.
Российская гуманитарная общественность проявила озабоченность процессами, связанными с перекраиванием общественного сознания, происходящими в России. Еще до событий на Украине в 2013-2014 гг., продемонстрировавших, как антироссийские ангажированные фальсификации истории могут радикально изменить общественное сознание целого поколения, ряд ученых и общественных деятелей начали бить тревогу, обращая внимание на экспоненциальный рост негативной информации о России и ее истории. В 2009 г. указом Президента России Дмитрия Медведева была создана Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам страны. Комиссия была представлена специалистами из самых
разнообразных отраслей: историками, представителями законодательной власти, общественными деятелями, журналистами, но спустя три года была распущена вследствие низкой результативности.
Президент РФ Владимир Путин также обратил внимание на множественность подходов к изучению отечественной истории и в 2013 г. предложил создать единый учебник истории России [1], который отражал бы государственную позицию в отношении событий и фактов, что и было реализовано в 2016 г.
В сентябре 2020 г. в составе Следственного комитета было создано отделение по расследованию преступлений, связанных с реабилитацией нацизма и фальсификацией истории Отечества. Целью является предотвра-
щение искажения исторических фактов о Великой Отечественной войне. Также главой СКР Александром Бастрыкиным был создан Штаб для архивных и поисковых работ в рамках борьбы с фальсификацией истории и реабилитацией нацизма [2].
Апофеозом законодательных мер, предпринимаемых Российской Федерацией, стало внесение изменений в Конституцию РФ, сделавших акцент на традиционных ценностях и го-сударствообразующей роли русского народа, а также вносимые на протяжении ряда лет поправки в федеральные законы, касающиеся борьбы с иностранными агентами [3].
Научная мысль также активно участвует в процессах укрепления государственной идентичности, регулярно проводятся конференции, выходят статьи и монографии, посвященные теме борьбы с фальсификациями истории и защите национальной безопасности в идеологической сфере.
Однако терминологический аппарат данного направления научных исследований остается непроработанным, а отдельные соображения, высказываемые учеными, носят стихийный характер. Безопасность государства в области идеологии, как мы видим из приведенных выше попыток законодательного регулирования данной сферы, представляет собой проблемное поле, нуждающееся в совместной работе законодателей и ученых.
Идеологическая безопасность.
В Указе Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [7] сформулированы основные понятия и направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Несомненно, данный документ отражает актуальные потребности и цели развития современного российского общества, однако содержащиеся в нем положения недостаточно репрезентативны с точки хранения ключевых моментов, относящихся к идеологической безопасности или безопасности в сфере идеологии.
В то же время в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [8] можно найти разделы, в которых в неявной форме говорится об информационной безопасности в сфере идеологии, однако формулировка понятия «идеологическая безопасность» или «национальная безопасность в сфере идеологии» отсутствует. Таким образом, в российском законодательстве институт ин-
формационной безопасности поглощает институт идеологической безопасности. Однако обеспечение национальной безопасности в сфере идеологии, исходя из мероприятий, предпринимаемых правительством и Президентом Российской Федерации, должно быть выделено в отдельную сферу и оформлено законодательно.
Следует разделить понятия «информационная безопасность» и «идеологическая безопасность». Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5] определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления», а информационные технологии как «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов». Таким образом, информация рассматривается как статическое явление, по поводу которого могут возникать общественные и имущественные отношения. В то же время идеология -это особый вид информации, который имеет не статический характер сообщения фактов, а динамическое свойство, связанное с интерпретацией изложенных фактов. В этом случае требуется сформулировать отдельное определение и вывести законодательные формы регулирования этого специфического рода отношений.
Доктрина информационной безопасности, утвержденная указом Президента от 05.12.2016 № 646 [8], дает следующее определение: «Информационная безопасность Российской Федерации (далее - информационная безопасность) - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства». При этом формулируется следующее определение угроз информационной безопасности: «Угроза информационной безопасности Российской Федерации (далее - информационная угроза) - совокупность действий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере».
С одной стороны, нельзя отрицать, что в тексте Доктрины информационной безопасности РФ содержится в неявной форме указание на защиту граждан от неправомерного и негативного использования информации, с другой - в тексте Доктрины слово «идеология» упоминается всего дважды и исключительно в связи с пропагандой экстремистской идеологии.
Более того, проведенный текстологический анализ содержания законов и законодательных актов РФ показал, что понятие «идеология» не имеет законодательного закрепления. Будучи упомянутым в Конституции РФ (в ФЗ от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» и ряде других документов), этот термин нигде точно не определен, что также создает трудности в определении и законодательном закреплении понятия «идеологическая безопасность».
Отталкиваясь от определения, данного в Кратком философском словаре [12], идеологию можно рассматривать как «систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений».
Несомненно, идеология, являясь информацией, в то же время имеет весьма специфичный характер, связанный с изменчивостью и ангажированностью, неопределенностью и фактической неверифицируемостью. В таком случае с учетом указанных характеристик можно определить идеологическую безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних информационных влияний, оказывающих негативное и искажающее воздействие на представления о государственно-территориальной целостности, суверенитете, истории государства, социально-политической структуре общества, межнациональных отношениях, а также о месте и роли государственной власти.
Важно понимать, что оценивать качество информационного воздействия на идеологию (негативное, позитивное или нейтральное) можно, только имея дело со сформированной идеологической системой.
Правовое обеспечение идеологической безопасности.
Прежде чем формулировать способы обеспечения идеологической безопасности, необ-
ходимо установить род угроз, которым подвергается национальная безопасность в сфере идеологии, чтобы адресно применять меры воздействия.
К первой группе относятся угрозы, связанные с вмешательством зарубежных и российских негосударственных организаций во внутриполитические дела России, а также создание негативного антироссийского информационного потока. Для нейтрализации данного типа угроз в РФ применяется Закон «Об иностранных агентах» [4], обязывающий физических лиц и организации, получающих частичное или полное финансирование из-за рубежа и участвующих в политической жизни, регистрироваться в качестве иностранного агента и размещать соответствующий логотип.
Вторая группа представлена угрозами, связанными с разжиганием конфликтов, обострением противоречий, а также созданием на территории России религиозных сект деструктивного толка, групп самоубийц и других организаций, которые оказывают негативное воздействие на психику человека, особенно подростка.
Сложность в работе с данным типом угроз представляет сам их характер, который является сложнодоказуемым и, соответственно, тяжело поддающимся правовому регулированию. Закон «О религиозных организациях», принятый в 1996 г., отражал потребности того периода, когда число религиозных сект в Российской Федерации превышало все разумные пределы. Это было вызвано объективными причинами: после развала Советского Союза люди потеряли опору в жизни и искали поддержку в различных формах религиозного сознания. Однако современные религиозные секты имеют цель не только обогатиться, как это было в 1990-х гг., но и дестабилизировать государство.
В 2002 г. был принят Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [6], в котором указываются два основных направления противодействия экстремистской деятельности: принятие профилактических мер, а также выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.
Однако содержание той или иной общественной деятельности зачастую с трудом поддается однозначной оценке. Кроме того, закрепленная конституционно демократия
значительно осложняет работу с содержательной частью информационного потока. В частности, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) налагает запрет на доступ к тем или иным информационным ресурсам, но для этого должны быть очень веские основания, связанные с нарушением закона.
В начале статьи перечислен ряд законов, которые эффективно работают на защите идеологических интересов Российской Федерации, однако в том, что касается профилактики, более эффективными являются неправовые методы.
Неправовые методы обеспечения идеологической безопасности.
В свое время Отто фон Бисмарк говорил: «Войны выигрываются и проигрываются за школьными партами». А у китайцев есть пословица: «Если вы хотите победить врага -воспитывайте его детей».
В последние десятилетия много сказано о кризисе в идеологии и воспитании молодежи. На базе партии «Единая Россия» созданы организации, точечно в школах существуют молодежные объединения и патриотические клубы, однако любая деятельность оценивается не по масштабу предпринятых усилий, а по результату, который демонстрирует, что историческая подготовка современных школьников оказывается удручающе низкой. По заявлению главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, более трети школьников, выбравших историю для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, не знают даже ключевых событий отечественной истории [10]. Надо полагать, что школьники, которые не изучали историю углубленно для сдачи экзаменов, не знают ее вовсе.
В то же время все школьники проводят большую часть жизни на платформах социальных сетей, где становятся потребителями информационного потока, не проходящего практически никаких фильтров. Несмотря на все усилия Роскомнадзора и отдельных ведомств, в том числе технический контроль, полностью следить за информацией, поступающей к школьникам, невозможно.
Единственным эффективным усилием в данном направлении будет контрпропаганда или формирование четкой картины исторического прошлого нашей страны и позитивного представления о настоящем.
Игорь Валентинович Бочарников, доктор политических наук, ветеран Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, в статье о противодействии фальсификациям российской истории, написанной для научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности, предлагает реализовывать политику контрфальсификации, которая будет решать ряд задач, главной из которых является отказ от колониальной модели обучения обществоведческим наукам, представляющей Россию и ее историю в негативном свете [9].
Особое внимание необходимо уделить подготовке учителей истории. Не секрет, что многие современные вузы являются рассадниками либеральных идей, особенно это касается гуманитарных специальностей. Журналисты, философы, историки, выходящие из стен известнейших вузов, симпатизируют Западу, стремятся подражать прозападным настроениям и получать гранты зарубежных организаций. В данном направлении Правительством Российской Федерации уже несколько лет проводятся меры по реализации отечественных грантовых программ. Однако необходимо увеличить количество и размер грантов, чтобы талантливые молодые люди понимали, что существует возможность жить достойно, реализуя национальные интересы своей Родины, а не политически ангажированные проекты, как это было в 1990-2000 гг. с номинантами Фонда Сороса и других организаций, признанных сегодня иностранными агентами.
Таким образом, защита идеологической безопасности выстраивается по нескольким линиям:
- правовое обеспечение идеологической безопасности включает в себя ряд законов, законодательных актов и инициатив, направленных на защиту идеологических интересов России;
- неправовые методы обеспечения идеологической безопасности, представляющие собой содержательную работу по противостоянию фальсификациям истории, а также улучшению и изменению качества подготовки и мотивации преподавателей гуманитарных дисциплин.
Необходимо отметить, что в настоящее время в Российской Федерации проводится большой спектр мер по обеспечению идеологической безопасности, хотя данный
термин не концептуализирован. Автор предлагает усилить работу в сфере неправовых методов обеспечения национальной безопасно-
Литература
1. URL: https://ria.ru/20140116/989593 596.html (дата обращения: 22.01.2022).
2. URL: https://nic-pnb.ru/analytics/o-protivode-jstvii-falsifikatsii-istorii-rossii/ (дата обращения: 21.01.2022).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении доктрины информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
9. URL: https://rusrand.ru/docconf/ideologija-kak-faktor-gosudarstvennoj-uspeshnosti-sravnitel-nyj-istoricheskij-stranovyj-analiz (дата обращения: 02.02.2022).
10. URL: https://tass.ru/obschestvo/7070620 (дата обращения: 03.02.2022).
11. URL: https://iz.ru/1061269/2020-09-16/v-rossii-sozdan-shtab-po-borbe-s-falsifikatciei-istorii-i-reabilitatciei-natcizma (дата обращения: 10.01.2022).
12. Краткий философский словарь / под ред. А. Алексеева. М., 2021.
13. Лещев Е.Н., Харитонова Н.И. Фальсификация истории как угроза национальной безопасности России: политический аспект // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Том 11. № 6.
14. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/ 145661/ (дата обращения: 17.01.2022).
сти в сфере идеологии, поддержав их при помощи правовых механизмов.
Bibliography
1. URL: https://ria.ru/20140116/989593 596.html (date of access: 22.01.2022).
2. URL: https://nic-pnb.ru/analytics/o-protivode-jstvii-falsifikatsii-istorii-rossii/ (date of access: 21.01.2022).
3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993 with the changes approved in a nationwide vote 01.07.2020) // Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
4. On nonprofit organizations: feder. law dated 12.01. 1996 № 7-FL (latest revision) // Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
5. Federal law «On information, information technologies and information protection» dated 27.07.2006 № 149-FL (latest revision) // Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
6. On countering extremist activity: feder. law. d. 25.07.2002 № 114-FL (latest revision) // Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
7. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 № 400 // Access from the legal reference system «Consultant-Plus».
8. On the approval of the doctrine of information security of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation dated 05.12.2016 № 646 // Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
9. URL: https://rusrand.ru/docconf/ideologija-kak-faktor-gosudarstvennoj-uspeshnosti-sravnitel-nyj-istoricheskij-stranovyj-analiz (date of access: 02.02.2022).
10. URL: https://tass.ru/obschestvo/7070620 (date of access: 03.02.2022).
11. URL: https://iz.ru/1061269/2020-09-16/v-rossii-sozdan-shtab-po-borbe-s-falsifikatciei-istorii-i-reabilitatciei-natcizma (date of access: 10.01.2022).
12. A short philosophical dictionary / Ed. by A. Alekseev. Moscow, 2021.
13. Leshchev E.N., Kharitonova N.I. Falsification of history as a threat to Russia's national security: a political aspect // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2016. Vol. 11. № 6.
14. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/ 145661/ (date of access: 17.01.2022).