Научная статья на тему 'Государственные корпорации в России: хотели как лучше, а получилось?'

Государственные корпорации в России: хотели как лучше, а получилось? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1047
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / КОРРУПЦИЯ / СТАТУС РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ / STATUS OF GOVERNMENT CORPORATIONS' EMPLOYERS / CRITERIA OF EFFICIENCY IN GC'S ACTIVITY / GOVERNMENT CORPORATION / CORRUPTION / SUITABILITY OF GOVERNMENT CORPORATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Первухин А. С., Фадеев А. В.

Рассматривается институт государственных корпораций в Российской Федерации. Приводится определение, причины создания, общие черты в законодательном регулировании и виды госкорпораций. Изучаются примеры существующих государственных корпораций за рубежом и мнения относительно целесообразности продолжения их деятельности в России. Исследуется законодательство о на предмет коррупционности госкорпораций. Формулируются предложения по приведению института государственных корпораций в Российской Федерации в соответствие с международно-правовыми стандартами их работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT CORPORATIONS IH RUSSIA: WANTS THE BEST BUT WHAT HAS GOTTEN?

The institution of Government Corporations (GC) in Russian Federation is examined. The article deals with a definition, reasons of creation, and basic characteristics in law-control, and types of Government Corporations. Examples of foreign GC and views of development of GC in Russia are studied. Laws about GC are examined in the subject of corruption. In conclusion of the article the author gives some suggestions for adjusting GC in Russia in accordance with international law standards.

Текст научной работы на тему «Государственные корпорации в России: хотели как лучше, а получилось?»

Берн, Ш. Гендерная психология. - СПб.; М., 2001. Butler J. Gender Trouble. - NY, London: Routledge, 1990. Gilligan C. in a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990.

Eagly, A.H., Karan, S.J., Makhijani, M.G. Gender and effectivenes of leaders: A meta-analysis // Psychol. Bull. 1995. - V. 117. - № 1.

Walsh, M.R. (ed.). The psychology of women. Ongoing debates. New Haven; London: Yale Univ. Press, 1987.

© Бушуева Н.В., 2010

А.В. Фадеев А.С. Первухин

ГОСУДАРСТВЕННыЕ КОРПОРАцИИ В РОССИИ:

хотели как лучше, а получилось?

ФАДЕЕВ Александр Владимирович - соискатель ученой степени кандидата юридических наук ВНИИ МВД РФ, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Омского государственного университета им. Достоевского (e-mail: fadeev-omsk@ rambler.ru)

ПЕРВУХИН Александр Сергеевич - заместитель начальника ГУВД Свердловской области, начальник штаба (e-mail: [email protected])

Аннотация: Рассматривается институт государственных корпораций в Российской Федерации. Приводится определение, причины создания, общие черты в законодательном регулировании и виды госкорпораций. Изучаются примеры существующих государственных корпораций за рубежом и мнения относительно целесообразности продолжения их деятельности в России. Исследуется законодательство о на предмет коррупционности госкорпораций. Формулируются предложения по приведению института государственных корпораций в Российской Федерации в соответствие с международно-правовыми стандартами их работы. Ключевые слова: государственная корпорация, коррупция, статус работников государственных корпораций, критерии эффективной деятельности государственных корпораций, целесообразность существования государственных корпораций.

Термин «корпорация» происходит от латинского «corporatio» (объединение, сообщество) и означает одну из форм монополистического объединения группы людей одной профессии, одного сословия.

В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом «О некоммерческих организациях»1 государственные корпорации (ГК) -это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. ГК создается на основании федерального закона. ГК в Российской Федерации создавались:

в период наибольшего подъема экономики (исключение- составляет госкорпорация « Агентство по страхованию вкладов»);

как альтернатива государственному присутствию в экономике; как переходная к приватизации государственной собственности структура;

с целью ускорения реализации государственных решений, в сравнении с ОАО и другими юридическими лицами с государственным присутствием; с целью увеличения эффективности государственного управления. В России функционируют семь государственных корпораций: «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), «Российская корпорация нано-технологий» (Роснанотех), «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (Олимпстрой), «Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции» (Ростехнологии) и «Государственная корпорация по атомной энергии» (Росатом).

К ним, на наш взгляд, можно причислить и государственную компанию «Российские автомобильные дороги», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». ГК частично подлежат законодательному регулированию: на них не распространяется действие пп 3, 5, 7, 10 и 14 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», регламентирующих порядок контроля деятельности некоммерческих организаций и действие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»2;

имущество ГК формируется за счет имущественного взноса Федерации; федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления не вправе вмеши-

1 См.: Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.

2 См.: Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.

ваться в деятельность ГК, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

на конкурсной основе определяется аудиторская организация и размер ее вознаграждения за оказанные услуги;

органами управления ГК являются наблюдательный совет, правление и генеральный директор.

Зарубежные ГК создаются на временной или постоянной основе в сферах, где государство отказалось от прямого воздействия на экономику. Они контролируются президентами или парламентами. В разных странах их количество различно. В США насчитывается 18 ГК, включая Федеральную тюрьму Industries1. ГК в основном независимы, имеют свой порядок отчетности и показатели результативности своей деятельности. Расходование бюджетных средств ГК в США контролируется специальным органом, аналогичным Счетной палате РФ.

Государственные корпорации имеются в Великобритании, Индии, Италии, Канаде, США, Южной Корее, Малайзии, на Филиппинах, в Австралии. В состав госкорпораций этих стран входят: ГК общественного телевизионного и радиовещания, развития пассажирских железнодорожных перевозок (Канада, США, Южная Корея), по страхованию депозитов (США, Канада, Южная Корея), по стимулированию частных инвестиций в зарубежные страны (Италия, Малайзия, США, Филиппины), по кредитованию сельхозпроизводителей: Австралия, США.

Созданы и существуют ГК по развитию энергетики, нефтегазовой промышленности, почтовой связи, аэропортов, банковской сферы, ипотеки.

27 марта 2008 г. в Совете Федерации Федерального Собрания РФ был организован «круглый стол» на тему «Государственные корпорации в современной России: пути совершенствования на Филиппинах, в Австралии законодательного обеспечения». Его участники анализировали законодательство, регламентирующее деятельность ГК. Парламентарии отметили что, существуют противоречия в нормативно-правовой базе. К ним, в частности, они отнесли следующее:

на ГК «Росатом», помимо хозяйственной, возложена функция нормативного регулирования, надзора и контроля, не предусмотренная для негосударственных юридических лиц;

необходимость разработки критериев оценки эффективности деятельности ГК, а также разработки и принятия федерального закона, устанавливающего единый правовой режим для ГК.

1 Federal Government Corporations: an Overview. CRC Report for Congress/ By C.Ronald. Moe andR Kevin. - Kosar, 2006.

целесообразность трансформации ГК в ОАО со 100-процентным государственным участием, для наиболее эффективного управления доверенной им государственной собственностью.

18 мая 2009 г. был подписан Указ Президента РФ № 560, в соответствии с которым граждане, претендующие на замещение и замещающие должности руководителя ГК, заместителя руководителя и члена правления на постоянной основе, обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, предусмотренным для должностей федеральной государственной службы1.

Тревожный звонок для российских ГК прозвучал, 7 августа 2009 г., когда Президент РФ поручил Генеральной прокуратуре РФ и Контрольному управлению президента провести комплексную проверку деятельности ГК для решения вопроса о дальнейшей перспективе данной организационно-правовой формы. Результаты проверки были оглашены 10 ноября 2009 г.2:

установлены факты невыполнения возложенных законом на ГК функций и задач, несоответствие деятельности ГК целям, сформулированным в федеральном законе об их создании, а также факты нецелевого и неэффективного использования ГК имущества и финансовых средств, переданных им государством («Роснанотех», Внешэкономбанк, «АСВ», «Олимп-строй»), формального отношения членов наблюдательных советов к участию в их работе;

выявлены факты незаконного распоряжения переданным ГК имуществом. В связи с неправомерным отчуждением имущества, находящегося в пользовании подведомственных ГК «Ростехнологии» предприятий, возбуждено 22 уголовных дела, в том числе по фактам злоупотребления полномочиями и преднамеренного банкротства;

из-за отсутствия в законодательстве о ГК ограничений для их служащих, механизма урегулирования конфликта интересов допускается принятие решений, принимаемых в интересах служащих ГК либо аффилированных с ними структур («Роснанотех»), устанавливаются недостаточно обоснованные расходы на оплату труда, выплату необоснованных премий;

на ГК не распространяются требования законодательства о государственных закупках товаров, работ и услуг, оплачиваются значительные

1 Указ Президента РФ от 18 мая 2009 года № 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Российская газета. - 2009. - 20 мая. - № 4913.

2 См.: Госкорпорация на доверии // Российская газета. - 2009. - 11 ноября. -№ 5035.

расходы сторонних организаций и физических лиц по выполнению услуг, входящих в обязанности сотрудников ГК.

В своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ довольно пессимистично отозвался о перспективах ГК. «Я считаю эту форму в современных условиях в целом бесперспективной. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе, там, где нам это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам»1.

Государственная корпорация, как организационно-правовая форма представляет интерес для решения социально-экономических задач. Институт ГК доказал свое право на существование за рубежом. В то же время в Российской Федерации он столкнулся с главным препятствием для своего существования - коррупцией. Сумеют ли ГК доказать свое право на жизнь, покажет время. На наш взгляд, привести институт ГК в России в соответствие с международно-правовыми стандартами их существования могли бы следующие меры:

урегулирование статуса работников ГК, не подпадающих под действие ФЗ «О противодействии коррупции», так как большинство его норм относится к государственным и муниципальным служащим и равных им по статусу сотрудников правоохранительных органов, судей и работников прокуратуры2. Ущерб от их коррупционных правонарушений может в разы превышать ущерб, нанесенный действиями рядового государственного служащего. Необходимо также определить критерии оплаты труда работников ГК;

принятие базового для всех создаваемых ГК федерального закона, определив в нем требования к обоснованию создания ГК, единые критерии эффективности их деятельности и отчетности перед государством за использование переданного имущества и денежных средств, а также время существования, в зависимости от поставленных задач;

распространение на ГК норм законодательства о размещении заказов для государственных нужд и урегулирования конфликта интересов, а также ввести понятие сделок с заинтересованностью и крупных сделок.

Список литературы

Башкирцев, А.С. Госкорпоративное обострение // Без темы. - 2009. -№ 1 (11).

Госкорпорация на доверии // Российская газета. - Центральный выпуск. - 2009. - 11 ноября. - № 5035 (211).

1 Послание Федеральному Собранию Президента РФ // «Российская газета -Неделя. - 2008. - 6 ноября. - № 4787.

2 ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ // Российская газета. - 2008. - 30 декабря. - № 266.

Представление И.А.Ильина о будущем государственном устройстве России 157

Лазарев, В.В. Внешнеторговое право. - 2006. - № 2 Симачев, Ю., Кузык, М. Создание государственных корпораций как значимый инструмент институциональной политики в 2007 г. / Российская экономика в 2007 г. Тенденции и перспективы. - Вып. 29. - М.: ИЭПП, 2008.

Federal Government Corporations: an Overview. CRC Report for Congress/ By C. Ronald. Moe and R .Kevin. - Kosar.2006.

© Фадеев А.В., 2010 © Первухин А.С., 2010

М.А. Дубинина

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И.А.ИЛьИНА О будущем ГОСУДАРСТВЕННОМ устройстве РОССИИ

ДУБИНИНА Мария Анатольевна - аспирантка кафедры политологии и политического управления РАГС, главный консультант Управления делами Президента Российской Федерации (e-mail: [email protected])

Аннотация. Рассматриваются представления русского философа И.А.Ильина о будущем государственном устройстве России. Раскрывается суть так называемого «третьего пути» как синтеза лучшего в монархии и демократии.

Ключевые слова: государственная власть, национальное государство, национализм, правосознание, национальная диктатура.

Значительное место в своем творчестве послевоенного периода И.А.Ильин уделил анализу проблем России - ее прошлого, современного ему настоящего и возможных путей будущего развития. Размышляя о будущем русского государства, Ильин неизменно выводил его из прошлого и настоящего своего Отечества.

Лейтмотивом убеждений Ильина является уникальность государственного опыта России. Он призывает строить Русское государство, исходя только из ее собственного опыта, отвергнув любое преклонение перед зарубежными авторитетами, любое заимствование, любые советы заграничных «доброжелателей». «Мы должны понимать и помнить, что всякое давление с Запада, откуда бы оно ни исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не интерес русского народа, а интерес давящей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.