Научная статья на тему 'Государственные корпорации в экономике России: цели создания и экономические условия деятельности'

Государственные корпорации в экономике России: цели создания и экономические условия деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1965
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИИ / PUBLIC CORPORATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INVESTMENT / GOVERNANCE / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломакина Ю. М., Морозова Е. В.

В статье рассмотрены цели и экономические условия деятельности Государственные корпорации в экономике России. Установлено, что экономическая целесообразность создания госкорпораций обусловлена необходимостью диверсификации и повышения научно-технологического потенциала отечественной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC CORPORATIONS IN THE RUSSIAN ECONOMY: THE ESTABLISHMENT AND ECONOMIC CONDITIONS OF THE

The article describes the objectives and economic conditions of the Public Corporation in the Russian economy. It was established that the economic feasibility of a state-owned corporations due to the need to diversify and enhance scientific and technological capacity of the domestic economy.

Текст научной работы на тему «Государственные корпорации в экономике России: цели создания и экономические условия деятельности»

6. Противоречие связанное с необходимостью рыночного ценообразования и использованием монопольного положения госкорпораций при установлении цен на конечную и промежуточную продукцию вне связи с реальными затратами и рыночной конъюнктурой. Заложенная правительством РФ методология равнодоходнос-ти при поставке продукции монополистами на внешний и внутренний рынки позволяет использовать затратный метод ценообразования с учетом непрозрачной отчетности и неконтролируемого уровня рентабельности. Это оборачивается серьезными погрешностями при оценке эффективности госкорпораций и существенно сказывается на эффективности внедрения новейших инновационных разработок. Даже в развитых странах (Германия) осуществляется контроль над неоправданным завышением цен на электроэнергию и газ, а также контроль за продажей продуктов. Электроэнергетические и газовые концерны не имеют право устанавливать на свою продукцию цены, несоразмерно превышающие размеры действительных производственных затрат10.

В условиях кризиса государство может и обязано контролировать цены и финансовые потоки крупных монополий, включая госкорпорации, но в РФ этого пока не происходит.

7. Противоречие, связанное с необходимостью повышения производительности труда, конкурентоспособности товаров и отсутствием стимулов для решения этой проблему у госкорпораций.

В большинстве развитых странах рост производительности труда объяснялся конкуренцией, возникшей вследствие прихода на рынок новых предприятий с новыми идеями и подходами. Поэтому госкорпорации, должны стать субъектами последовательных действий по привлечению малого и среднего, бизнеса к интеграции, кооперации и участию в инновационных разработках.

Одновременно снижение технологического потенциала госкорпораций, потеря их способности к адаптации к новым технологическим разработкам неизбежно ведет к ухудшению позиций на рынке и, в стратегическом плане, к снижению объемов продаж с очевидным неблагоприятным исходом. Только сильная заинтересованность госкорпораций в инновациях, с одной стороны, и зависимость от них, - это с другой, может сформировать и обеспечить функционирование системы непрерывного воспроизводства инноваций, теснейшую и эффективную связь между сферами производства и научно-технической деятельности11 .

Таким образом, несмотря на множество противоречивых мнений взглядов, госкорпоративная форма хозяйствования представляется вполне перспективным инструментом экономического развития страны в целом. Однако Государство, выбирая в качестве объекта ускоренного развития определенную область деятельности, чаще всего не заинтересовано в немедленной отдаче. Цель государства состоит в том, чтобы избранная сфера существовала и в дальнейшем могла развиваться самостоятельно. Тем не менее, при реализации данной идеи необходимо свести к минимуму риски, обусловленные несовершенством законодательства о госкорпорациях и российскими реалиями.

Литература:

1. Артемьев И.Р. Рынки технологии в мировом хозяйстве. -М.: Наука, 1992. - с. 36.

2. Грико Н.П. Роль государственных корпораций в экономической стратегии России // Экономика и управление. - 2009. - № 2.

- С. 25-28.

3. Казак А.Ю., Оганян М.Ш. Российские государственные корпорации: сущность, риски при осуществлении деятельности и пути их минимизации //Успехи современного естествознания. -2009. - № 5. - С. 35-36.

4. Попадюк Т.Г. Государственная инновационная политика России как императив обеспечения конкурентоспособности страны в условиях глобализации // Журнал об инновационной деятельности Инновации. - 2008. - № 10. - С. 112-116.

5. Рой О.М., Денинг Е.Н. Роль частно-государственного партнерства в развитии сферы высоких технологий // Инициативы XXI века, 2009. - № 4. - С. 49-53.

6. Сильвестров С., Зельднер А. Государственные корпорации России в условиях кризиса: опыт, проблемы, риски Вестник Института экономики РАН. - 2009. - № 3. - С. 7-16.

7. Соболев В. Принципы структуризации ресурсов государственной корпорации «Ростехнологии» и ее формирование как целостной производственно-экономической системы // Транспортное дело России. - 2009. - № 5. - С. 37-41.

8. Шилин А.Н. Основные направления и тенденции развития государственных корпораций // Транспортное дело России, 2009. -№ 3. - С. 116-118.

9. Germany Contract Russia, 2008. Февраль. - С. 13.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ: ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ломакина Ю.М., к.э.н., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

Морозова Е.В., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье рассмотрены цели и экономические условия деятельности Государственные корпорации в экономике России. Установлено, что экономическая целесообразность создания госкорпораций обусловлена необходимостью диверсификации и повышения научно-технологического потенциала отечественной экономики.

Ключевые слова: государственные корпорации, инновационное развитие, инвестиции, государственное управление, функции.

PUBLIC CORPORATIONS IN THE RUSSIAN ECONOMY: THE ESTABLISHMENT AND ECONOMIC CONDITIONS OF THE

Lomakina Y., Ph.D., applicant, STANDARTINFORM, FSUE Morozova E., applicant, STANDARTINFORM, FSUE

The article describes the objectives and economic conditions of the Public Corporation in the Russian economy. It was established that the economic feasibility of a state-owned corporations due to the need to diversify and enhance scientific and technological capacity of the domestic economy.

Keywords: public corporations, innovative development, investment, governance, functions.

В современной экономической теории сформировалось пред- нию действия рыночного механизма, а прямое его вмешательство

ставление о государстве как о субъекте, ответственном за создание снижает эффективность использования ресурсов и отдаляет эконо-

и соблюдение «правил игры» на рынке. Рынок обеспечивает эф- мику от состояния наиболее эффективного их распределения1.

фективное распределение ресурсов и производство товаров, а го- Современный финансовый кризис вскрыл уязвимость простых

сударство выступает как надрыночный субъект, время от времени с либеральных подходов. Ситуация на мировых финансовых и то-

помощью краткосрочных конъюнктурных мер корректирующий варных рынках, отражающая негативный внешний фон (банкрот-

провалы рынка. Роль государства при этом сводится к поддержа- ство одного из крупнейших американских инвестиционных банков

1 Олейник А.Н. Институциональная экономика. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 26-31.

Мировая экономика

Рис. 1. Динамика ВВП мировой и российской экономики, %

Lehman Brothers, поглощение Merrill Lynch коммерческим банком, национализацией двух ведущих ипотечных агентств США и др.), способствовала обвалу на российском рынке акций, а также введению Федеральной службой по финансовым рынкам таких беспрецедентных мер, как закрытие российских бирж ММВБ и РТС в сентябре-октябре 2008 г. ввиду панических настроений на биржах2.

В условиях мирового финансового кризиса российская финансовая система, при активной поддержке государства, продемонстрировала свою устойчивость, но, тем не менее, не избежала снижения темпов роста ВВП (рис. 1).

В 2000-2007 годах среднегодовые темпы роста России составили около 7,0 % против 4,0 % мира в целом, 2,5 % - США, 2,0 % -Еврозоны, 1,7 % - Японии, 3,3 % - Бразилии, хотя уступали Китаю

- 9,9 %. Экономический рост повысил долю России в глобальной экономике с 2,2 % до 2,9 %. В результате развитие национального хозяйства России характеризовалось более высокими темпами роста как по сравнению с экономически развитыми странами мира, так и по сравнению с большинством стран с сопоставимым уровнем благосостояния (таблица 1).

Развитие экономики в 2000-2007 годах было неравномерным, которое определялось изменением влияния различных факторов. Наиболее существенным было состояние внешнеэкономической конъюнктуры.

С 1999 года по 2002 год происходило восстановление роста экономики, за счет низкого курса рубля, расходами на оплату труда, энергию и транспорт. Низкие издержки и наличие свободных производственных мощностей позволили существенно увеличить рентабельность обрабатывающих отраслей. Благоприятно также сказались меры по сокращению налогового бремени на высокотехнологичный сектор экономики и частичный перенос налоговой нагрузки на экспортно-сырьевой сектор. Одновременно восстанавливались доходы населения. Начался инвестиционный рост экономики. В 2000 году рост инвестиций достиг 17,4 %, превысив на 7,4 % рост ВВП.

Однако во второй половине 2001 года циклический спад в экономике ведущих зарубежных стран привел к сужению внешнего

спроса и, как следствие, к относительному ухудшению внешних условий для российских производителей. Увеличение физического объема экспортных поставок в 2001 году замедлилось в три раза. Поэтому рост экономики поддерживался за счет сохранявшегося расширения внутреннего спроса. В результате рост ВВП замедлился с 10 % в 2000 году до 5,1 % в 2001 году и до 4,7 % в 2002 году. А с середины 2002 года российская экономика, опираясь на расширяющийся внешний спрос, ускорила свое развитие, и в 2003 году производство ВВП выросло на 7,3 процента.

В 2002-2007 годах основой экономического роста являлась экспортно-сырьевая модель воспроизводства. В 2002-2004 годах она характеризовалась форсированным наращиванием физических объемов энерго-сырьевого экспорта (углеводородного сырья), а в 2005-2007 годах устойчивым ростом цен на нефть и газ и, как следствие, высокой динамикой доходов от экспорта.

Кризисные явления стали дополнительным катализатором по переходу Российской Федерации к инновационному типу экономического роста, означающему усиление зависимости его темпов и качества от информационных ресурсов, результатов научных исследований, повышения качества образования и воспроизводства человеческого потенциала, реализации стратегических долгосрочных инновационных программ, способствующих радикальным научно?технологическим преобразованиям.

Принципиальным отличием последних стало то, что, инновационному вектору развития в нашей стране (по крайней мере, на уровне стратегических планов) стало уделять значительно большее внимание. В 2009 г. была сформирована Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России, задачами которой являются рассмотрение вопросов государственной политики в области модернизации и технологического развития, определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования, а также координация деятельности органов исполнительной власти в этой сфере. В качестве основных направлений «технологического прорыва» были выбраны следующие направления4 :

• энергоэффективность и энергосбережение;

Таблица 1. Динамика валового внутреннего продукта по некоторым странам мира (в % к предыдущему году) 3

Страна Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

США 3,7 0,8 1,6 2,5 3,6 2,9 2,8 2,0 1Д -2,4

Япония 2,9 0,2 0,3 1,4 2,7 1,9 2,0 2,3 -0,7 -5,0

Бразилия 4,3 1,3 2,7 1,1 5,7 3,1 3,9 5,6 5,1 -1,5

Россия 10,0 5,1 4,7 7,3 7,2 6,4 7,7 8,1 5,6 -7,9

Китай 8,4 8,3 9,1 10,0 10,1 10,4 11,7 13,0 9,0 8,7

Индия 5,4 3,9 4,5 6,9 7,9 9,2 9,8 9,4 7,3 6,8

2 Экономико-политическая ситуация в России. Сентябрь 2009 года. - М.: ИЭПП, 2009. - С. 53.

3 Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов / Материалы официального сайта Минэкономразвития России (http://www.economy.gov.ru).

4 Официальный сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://kremlin.ru, 18 июня 2009 г.

Таблица 2. Государственные корпорации Российской Федерации

Наименование Год созда- ния Цель Силы и средства

ГК «Агентство по страхованию вкладов» 2004 Отвечает за работу государственной системы страхования вкладов граждан в банках

ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» 2006 Возрождение отрасли, выпуск новых самолетов Пакеты акций «Сухой», Ильюшин», Туполев», «Иркут» и т. д.

ГК «Ростехнологии» 2007 (на ос-но- ве«Росо борон- экспор- та» Содействие разработке, производству и экспорту российской высокотехнологичной промышленной продукции, поддержка на внешнем и внутреннем рынке ее разработчиков и производителей. ВАЗ, Оборонпром (вертолето-строение), группа компаний РусСпецСталь и др.

ГК «Роснанотех» 2007 Развитие фундаментальной науки и завоевание лидирующих позиций на рынке нанотехнологической продукции. Пока доля России на этом рынке (по оценкам, в 2015 г. может достигнуть оборота в 1,5 трлн. долл.) мизерна Начальный взнос государства -130 млрд. руб

ГК «Росатом» 2007 Обеспечить ядерную составляющую Вооруженных Сил, «продавать» больше АЭС за границу, реализовывать программу развития атомной энергетики России. Все российские ядерные активы - атомные станции, секретные научные институты, военные заводы, месторождения урана, предприятия по переработке и обогащению.

ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 2007 Финансовая поддержка регионов для расселения аварийного и ветхого жилья, реформа ЖКХ. Начальный взнос бюджета -240 млрд. руб

ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности 2007 Повышение конкурентоспособности экономики России, содействие российским проектам за рубежом, поддержка экспорта российских товаров и услуг, поддержка малого и среднего предпринимательства. Создан на основе Внешторгбанка

ГК «Олимпстрой» 2007 Управление строительством олимпийских и сопутствующих объектов в Сочи До 2014 г. будет выделено более 300 млрд. руб

ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» 2007 Развитие судостроения Пакеты акций конструкторских бюро и судостроительных и судоремонтных заводов.

• ядерные технологии;

• космические технологии, в том числе инфраструктура передачи всех видов информации;

• медицинские технологии, включая диагностическое оборудование и лекарственные средства;

• стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения.

В контексте модернизации и технологического развития основные акценты сделаны на стимулирование бизнеса к инновационной деятельности, совершенствование работы институтов развития и технического регулирования.

Новый тип экономического роста, в основе которого лежит

процесс формирования инновационной экономики, предполагает радикальную модернизацию технологического базиса общественного воспроизводства и предъявляет новые требования к условиям, обеспечивающим реализацию инновационных процессов5: проведение правительством РФ активной промышленной политики, ориентированной на серьезную государственную поддержку развития высокотехнологичных отраслей и производств;

создание организационных и экономических условий для расширения масштабов фундаментальных научных исследований и их трансформации в серийное производство;

обеспечение необходимых институциональных условий (новых организационных форм хозяйственной деятельности, механизмов реализации инновационных процессов, источников их финансиро-

5 Ширяева Р. Государственные корпорации в системе управления госсобственностью // Вестник Института экономики РАН, 2008. - №

4. - С. 137-151.

Таблица 3. Имущественный взнос Российской Федерации при создании и развитии деятельности государственных корпораций

Имущество, переданное РФ государственным корпорациям, иные доходы Средства из федерального бюджета РФ Средства из Стабфонда РФ

Банк развития и внешнеэкономической деятельности

1. Банка внешнеэкономической деятельности СССР. 180 млрд р. 180 млрд Р-

2. В федеральной собственности акции ОАО «Российский банк развития».

3. Акции ЗАО «Государственный специализированный экспортноимпортный банк»

4. Добровольные имущественные взносы и пожертвования.

5. Иное имущество РФ по решению Правительства РФ

6. Доходы, получаемые от деятельности Внешэкономбанка.

Российская корпорация нанотехнологий

1. Добровольные имущественные взносы и пожертвования, а также другие законные поступления 130 млрд р. 30 млрд р.

2. Доходы, получаемые от деятельности корпорации

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

1. Доходы, получаемые Фондом от размещения временно свободных средств 240 млрд р.

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта

1. Имущество, полученное в результате выполнения государственных контрактов, заключенных в рамках федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)». В денежной форме - из федерального бюджета, а также иные бюджетные ассигнования

2. Иное имущество, находящееся в федеральной собственности на основании решения Правительства РФ

3. Добровольные имущественные взносы и пожертвования

4. Доходы, получаемые от деятельности корпорации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии»

1. 100 % акций ОАО, создаваемого посредством преобразования ФГУПа «Рособоронэкспорт».

2. Иное имущество, передаваемое корпорации в ходе осуществления ее деятельности

3. Доходы, получаемые корпорацией от использования своего имущества и осуществляемой деятельности

4. Регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от организаций, акции (доли) которых находятся в собственности корпорации

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом

1. Находящиеся в федеральной собственности акции ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс» Из федерального бюджета, выделяемые корпорации на реализацию мероприятий, предусмотренных программой деятельности корпорации на долгосрочный период.

2. Находящиеся в федеральной собственности акции открытых акционерных обществ по перечню, утверждаемому Президентом РФ

3. Имущественные комплексы федеральных государственных унитарных предприятий по перечню, утверждаемому Президентом РФ

4. Закрепленное на праве оперативного управления за ФГУ, передаваемые по перечню, утверждаемому Президентом РФ

5. Закрепленное на праве оперативного управления за «Росатомом»

6. Добровольные отчисления и пожертвования, а также доходы, получаемые от деятельности корпорации, средства специальных резервных фондов корпорации и имущество, созданное за их счет

7. Иное находящееся в федеральной собственности имущество на основании решения Правительства РФ

вания) для осуществления крупномасштабных, долгосрочных, «прорывных» проектов, ориентированных на радикальное изменение структуры общественного производства в направлении преодоления ее сырьевого характера;

обновление системы институтов, которые регулируют отношения государственной собственности и ее взаимодействие с субъектами негосударственной собственности в интересах преодоления их несоответствия новым тенденциям технологического развития.

Современная структура экономики России пока не обеспечивает условий для активного экономического роста и не ориентирована на инновационное развитие. Вследствие этого экономическое развитие подвержено конъюнктурным колебаниям. По-прежнему в российской экономике отсутствуют инновационные «лидеры» в ведущих отраслях, а внутренний спрос не служит демпфером для амортизации критических ситуаций. Финансовые расходы госу-

дарства, и его попытки использования целевых программ и проектов размывают» имеющийся ресурсный потенциал, не позволяет целенаправленно и планомерно решать жизненно важные для страны проблемы. Из-за расхождений стратегических интересов государства (национальные интересы) и интересов акционерных обществ (достижение максимальной прибыли) контроль за деятельностью акционерных обществ с преобладающим государственным влиянием не позволяет оказывать серьезное влияния на темпы решения многих важных проблем модернизации.

Это противоречие смягчается созданием государственных корпораций, особенно на первых этапах становления ведущих отраслей, способных удовлетворить внутренний спрос и обеспечить выход на мировой рынок.

Словосочетание «государственная корпорация», несет в себе экономический смысл «корпорация, которой владеет государство».

В англоязычном понимании этого термина - «Stateowned corporation» - означает предприятие, государственной формы собственности (акционерное общество, 100% акции которого принадлежат государству)6. Согласно ст. 7 федерального закона «О некоммерческих организациях», государственная корпорация - это не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая Российской Федерацией (особым федеральным законом) для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Мировая практика показала, что корпорация является одной из эффективных форм организации и самоорганизации крупного ка-питала7. Правительства большинства стран мира путем создания госкорпораций решали вопросы создания высокотехнологичной экономики, телекоммуникационного сектора и восстановления промышленности кризисов и войн. Среди наиболее известных госкорпораций того времени следует отметить: Британская газовая корпорация, Национальный угольный совет, Центральный совет по выработке электричества8.

Структура, состав и специализация корпораций весьма разнообразны. Основным общим признаком этих объединений является то, что базу для их формирования и развития составляет крупный капитал, поскольку без концентрации финансового и промышленного капиталов в масштабах, достаточных для успешной конкуренции на мировом рынке, подъем российской экономики и достижение целей преобразований государства практически невозможны. Это обусловлено тем, что только крупное финансово-промышленное объединение с существенными ресурсами обладает наибольшей жизнестойкостью, имеет преимущества в саморазвитии, в том числе при вступлении в любую, даже капиталоемкую отрасль.

Создания государственных корпораций в России берет свое начало при подготовке закона о страховании вкладов с 1999 г. Для Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое позже было переименованного в Агентство по страхованию вкладов из-за его специфических функций на тот момент по российским законам не подходила ни одна из существовавших форма собственности. В настоящее время государственные корпорации получили достаточно широкое распространение (таблица 1)9 .

В 2007-2009 гг. происходило динамичное развитие созданных госкорпораций, расширение масштабов и направлений их деятельности. Целесообразность использования государственных корпораций, как организационно-правовую форму, было обусловлено необходимостью упрощения процедуры, сокращением сроков и расширением возможных направлений реструктуризации активов в некоторых отраслях экономики. Практически все государственные корпорации были сформированы за счет имущественного взноса Российской Федерации (табл. 3)10.

Тем не менее, реально оценить их влияние на исходную ситуацию в российской экономике не просто. Методы статистического учета размеров госсектора различны в различных ведомствах.

Так, по данным Росстата, доля государственных и муниципальных предприятий в их общем числе неуклонно снижается и составляет в настоящее время не более 9%. Однако размеры госсектора при этом все еще весьма значительны: на его долю приходится 33% работающего населения, а на бюджет приходится 51% инвестиций. В основной капитал (в 2007 г., например, бюджет выделил на формирование уставного капитала госкорпораций 640 млрд.

руб.). Из статистической отчетности Министерства финансов следует, что бремя государства постоянно возрастает.

Если в 2003 г. доля государственных расходов в ВВП составляла 31%, то в 2007 г. - уже 40%. Доля государства в ряде ключевых отраслей остается очень высокой. Контролируемый государством Газпром добывает 90% газа в стране, а государственные нефтяные компании добывают 43% отечественной нефти. В целом за период 2001?2007 гг. доля государства в отраслях ТЭК возросла с 10?15% до 40?45%. Сейчас авиастроение на 90% находится под контролем госкомпаний (в 2003 г. - 30%), автомобилестроение - на 30%. На госкомпании приходится половина авиаперевозок.

Контролируемым госбанкам принадлежат 50% активов банковской системы страны. Полностью государственной пока остается атомная энергетика11 . Вследствие благоприятной конъюнктуры, государство аккумулировало значительную для экономики сумму денег. Если данные накопления полностью не пойдут на поддержку экономики в период кризиса, то наиболее рациональным представляется вложение данных средств в инновационное развитие и диверсификацию промышленности. Это позволит обеспечить в будущем достигнутые темпы роста экономики вне зависимости от цен на сырье на мировых товарных рынках.

Общий объем инвестиций в госкорпорации до 2010г. составит около 1 трлл. руб., притом, «Ростехнологии», «Росатом» и «АСВ» функционируют без привлечения средств из федерального бюджета. Выделенная сумма денег будет направлена на модернизацию российской экономики и поддержку бизнеса. Однако в эту сумму не входят средства, переданные Банку развития на антикризисные мероприятия (450 млрд. руб.)12.

Существующие вопросы формирования государственных корпораций и правовые нормы, регулирующие их функционирование, по-прежнему являются наиболее активно обсуждаемой проблемой в последнее время. При этом, оценки роли и значения госкорпораций диаметрально противоположны. Существует мнения, что госкорпорации излишне увеличивают роль государства и его участие в экономике (это противоречит рыночным принципам регулирования экономики). Другие, наоборот, считают, что это один из способов разгосударствления российской экономики, который ослабляет государство.

Причины такого разброса мнений заключаются в следующем13 .

Во-первых, тем, что их создание сопровождается изъятием из государственной собственности и передачей в собственность госкорпораций большого массива государственных материальных и финансовых активов. Это приводит к существенной трансформации отношений государственной собственности, последствия которой неопределенны, и поэтому трудно предсказуемы и необъективны.

Во-вторых, существенной причиной столь разнящихся друг от друга мнений является нечеткость, размытость и даже противоречивость правовых норм, регулирующих их создание и функционирование.

Отдельные авторы считают, что, создавая государственные корпорации, государство фактически возвращается к управлению стратегическими процессами в экономике и высокодоходными отраслями предпринимательской деятельности. Это позволяет обеспечить равноправное участие государства в управлении хозяйственной деятельностью14, способствует созданию оптимальной моде-

6 Барышева Г.А., Бондарь Т.В. Государственная корпорация как новый институт реализации государственной собственности // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 2. - С. 135-138.

7 Давыденко А.С. Субъекты корпоративного управления инновационной деятельностью в высокотехнологичных отраслях промышленности // Транспортное дело России, 2009. - № 1. - С. 54-57.

8 Казак А.Ю., Оганян М.Ш. Российские государственные корпорации: сущность, риски при осуществлении деятельности и пути их минимизации //Успехи современного естествознания. - 2009. - № 5. - С. 35-36.

9 Клочай В. В. Теория и практика функционирования государственных корпораций в российской экономике. - М.: «Анкил», 2009 г. - 216 с

10 Барышева Г.А., Бондарь Т.В. Государственная корпорация как новый институт реализации государственной собственности // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 2. - С. 135-138.

11 Дерябина М. Государственные корпорации как форма стратегических прорывов в российской экономике // Вестник Института экономики РАН, 2008. - № 3. - С. 74-85.

12 Казак А.Ю., Оганян М.Ш. Российские государственные корпорации: сущность, риски при осуществлении деятельности и пути их минимизации // Успехи современного естествознания. 2009. - № 5. - С. 35-36.

13 Ширяева Р. Государственные корпорации в системе управления госсобственностью // Вестник Института экономики РАН, 2008. -№ 4. - С. 137-151.

14 Иванюк И.И., Каминский В.Д., Герасимов Ю.Н., Корнеев А.С. Государственная корпорация как инструмент освоения континентального шельфа Российской федерации // Закон и право. - 2008. - № 3. - С. 8-10; Семенов А.В., Серегина Т.А. Особенности правового положения государственной корпорации // Право и экономика. - 2008. - № 2. - С. 3-9.

ли управления включенным в хозяйственный оборот государственным имуществом15.

С позиции Г.Б. Козаевой государство в Российской Федерации является крупнейшим собственником, поэтому вынуждено вступать в гражданско-правовые отношения, при этом обладает особым статусом. Госкорпорация является особым субъектом в условиях действия принципа о равноправии субъектов и автономии воли абсолютно всех субъектов, обладает правоспособностью «не тождественной правоспособности других субъектов»16. Таким образом, государство создает для себя особый правовой режим участия в гражданско-правовых отношениях посредством создания государственных корпораций.

Ряд авторов полагают; что основной целью создания госкорпораций является плавный способ национализации экономики17. Другие их называют «черными дырами», не контролируемыми государством и провоцирующими развитие коррупции18. Большинство государственных корпораций создаются в тех отраслях национальной экономики, в которых государство видит необходимость интенсификации инновационной деятельности и готово финансировать развитие конкретной отрасли в направлении внедрения нововведений и повышения конкурентоспособности. По классификации специалистов Института экономики переходного периода государственные корпорации для целей реализации инвестиционной стратегии подразделяются следующим образом19:

государственные институты развития. К таким институтам развития относятся Внешэкономбанк, с определенными допущениями ГК «Роснанотех». Первая корпорация ориентирована на компенсацию «провалов» рынка при четком определении областей и направлений ее деятельности. Эти области не пересекаются со сферами, где существует достаточная предпринимательская инициатива и условия справедливой конкуренции. Вторая корпорация компенсирует «провалы» рынка государства (восполняет недостаточно эффективную административную систему);

агенты Правительства РФ по выполнению определенных функций. К таким агентам можно отнести ГК «Олимпстрой», Фонд содействия реформированию ЖКХ (в определенной мере). Данные корпорации по сути выполняют отдельные, операционные функции государственного управления, посколь^ для них определенны временные параметры в течение которых ими должны быть решены поставленные задачи. По своему статусу данные корпорации не полностью автономны в системе государственного управления (по отношению к правительству), чем государственные институты развития. Создание Фонда содействия реформированию ЖКХ обусловлено необходимостью перехода к инновационному типу экономического роста в связи с угрожающей ситуацией состояния жилищного фонда страны. Данное обстоятельство оправдывает необходимость создания более благоприятных, по сравнению с обычными, организационных и экономических условий для ликвидации аварийного и ремонта ветхого жилья. Однако не следует ожидать существенного сокращения аварийного и ветхого жилья в России. Поскольку внесенного уставного капитала (240 млрд. руб.) хватит только на удовлетворение 7% потребности в обновлении действующего жилого фонда и цели создания данной корпорации не исчерпываются решением острых жилищных проблем. Предполагается, что данная корпорация будет использоваться Министерством регионального развития (Минрегион) для административного давления на регионы с целью ускорения процесса коммерциализации ЖКХ и ускорения перевода на коммерческую основу системы предоставления коммунальных услуг населению. При этом получить необходимые средства из фонда смогут только те регионы которые продемонстрируют высокую степень готовности к ускорению реформирования, обеспечат привлечение к управлению жилым фондом частных компаний, а также сократят участие муниципалитетов в их уставном капитале. К 2011 г. доля коммерческих услуг должна быть доведена в регионах?получателях средств фонда до 80%.

В свою очередь, создание государственной корпорации «Олимпстрой», связано с форс-мажорными обстоятельствами, обусловленными необходимостью ускоренного строительства олимпийских объектов. При этом ей предоставлены специальные налоговые льготы, такие как освобождение от налога на прибыль, налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость, транспортного налога, а также от

таможенных платежей;

«квазиминистерства». К числу «квазиминистерств» следует отнести госкорпорацию «Росатом», наделеную функциями государственного ведомства и владеющей пакетами акций, имущественными комплексами организаций своей отрасли. Участниками данной группы также являются «Объединенная авиастроительная корпорация» и «Объединенная судостроительная корпорация». Для данной группы характерны финансирование своей деятельности на основе получения субсидий федерального бюджета и отсутствие существенного первоначального денежного взноса;

«квазихолдинги». К «квазихолдингам» относятся те корпорации, чей потенциал определяется контролем над производственными активами (в разных формах). Данные корпорации наделены отдельными (как правило, содействующими) функциями в рамках реализации государственной политики. Главным условием для включения в данную категорию является прямое пересечение отдельных функций корпорации с областью деятельности входящих в ее состав зависимых или аффилированных компаний. К данной группе можно отнести государственную корпорацию «Ростехнологии» (с допущениями), которая ориентирована на управление контролируемыми компаниями, их реструктуризацию и формирование интегрированных структур. Несмотря на то, что данная корпорация является отдельным субъектом реализации государственной политики, тем не менее, она не имеет полновесного комплекса значимых функций государственных органов управления.

Таким образом, практически все госкорпорации выполняют конкретную инновационную или инвестиционную роль, как в масштабах всей экономики, так и в масштабах отдельной высокотехнологической отрасли. Рассмотрение целей формирования госкорпораций указывает на то, что их создание является экономически оправданным и своевременным при условии существенного расширения масштабов их финансирования и изменения их правового статуса в направлении расширения их самостоятельности. Экономическая целесообразности создания госкорпораций (за исключением строительства олимпийских объектов) обусловлена крайней запущенностью ситуаций с диверсификацией отечественной экономики, состоянием научно-технологического потенциала и состоянием жилищного фонда.

Литература:

1. Барышева Г.А., Бондарь Т.В. Государственная корпорация как новый институт реализации государственной собственности // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 2. - С. 135-138.

2. Дерябина М. Государственные корпорации как форма стратегических прорывов в российской экономике // Вестник Института экономики РАН, 2008. - № 3. - С. 74-85.

3. Давыденко А.С. Субъекты корпоративного управления инновационной деятельностью в высокотехнологичных отраслях промышленности // Транспортное дело России, 2009. - № 1. - С. 54-57.

4. Иванюк И.И., Каминский В.Д., Герасимов Ю.Н., Корнеев А.С. Государственная корпорация как инструмент освоения континентального шельфа Российской федерации // Закон и право. - 2008.

- № 3. - С. 8-10.

5. Казак А.Ю., Оганян М.Ш. Российские государственные корпорации: сущность, риски при осуществлении деятельности и пути их минимизации // Успехи современного естествознания. -2009. - № 5. - С. 35-36.

6. Козаева Г.Б. Государственная корпорация как одна из форм участия государства в гражданско-правовых отношениях // Закон и право. - 2008. - № 5. - С. 32-33.

7. Клочай В. В. Теория и практика функционирования государственных корпораций в российской экономике. - М.: «Анкил», 2009 г. - 216 с.

8. Олейник А.Н. Институциональная экономика. - М.: ИНФ-РА-М, 2000. - С. 26-31.

9. Семенов А.В., Серегина Т.А. Особенности правового положения государственной корпорации // Право и экономика. - 2008.

- № 2. - С. 3-9.

10. Ширяева Р. Государственные корпорации в системе управления госсобственностью // Вестник Института экономики РАН, 2008. - № 4. - С. 137-151.

15 Мореева С. Государственные корпорации. - URL: http://www.yurclub.ru.

16 Козаева Г.Б. Государственная корпорация как одна из форм участия государства в гражданско-правовых отношениях // Закон и право. - 2008. - № 5. - С. 32-33.

17 Зюзев А. Сколько денег «съедят» госкорпорации? // Комсомольская правда. - 2007. - 7 сент.

18 Интервью М. Делягина, директора Института проблем глобализации. - URL: http:// www.svobodanews.ru.

19 Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 29) - М.: ИЭПП, 2007, 657 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.