Научная статья на тему 'Инвестирования различных государственных корпораций в национальной экономике'

Инвестирования различных государственных корпораций в национальной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСКОРПОРАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ АКТИВЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО / STATE CORPORATION / INDUSTRIAL ASSETS / THE STATE-OWNED PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майшев В. Г.

Порядок и процедуры функционирования госкорпорации к настоящему моменту достаточно отработаны, фонд осуществляет деятельность в «штатном» режиме, принимает участие в реализации антикризисных мер, несмотря на значительный объем используемых для этих целей средств, едва ли существенным образом влияет на выполнение фондом профильных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENTS OF VARIOUS STATE CORPORATIONS IN NATIONAL ECONOMY

Order and procedures of functioning of state corporation by the present moment are fulfilled enough, the fund carries out activity in «a regular» mode, participates in realisation of anti-recessionary measures, despite significant volume of means used for these purposes, hardly probable essentially influences fulfillment by fund of profile functions.

Текст научной работы на тему «Инвестирования различных государственных корпораций в национальной экономике»

ИНВЕСТИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ экономике

Майшев В.Г., соискатель ФГУП «Стандартинформ»

Порядок и процедуры функционирования госкорпорации к настоящему моменту достаточно отработаны, фонд осуществляет деятельность в «штатном» режиме, принимает участие в реализации антикризисных мер, несмотря на значительный объем используемых для этих целей средств, едва ли существенным образом влияет на выполнение фондом профильных функций.

Ключевые слова: госкорпорация, промышленные активы, государственное имущество.

INVESTMENTS OF VARIOUS STATE CORPORATIONS IN NATIONAL ECONOMY

Mayshev V., FSOU «Standartinform», the competitor

Order and procedures of functioning of state corporation by the present moment are fulfilled enough, the fund carries out activity in «a regular» mode, participates in realisation of anti-recessionary measures, despite significant volume of means used for these purposes, hardly probable essentially influences fulfillment by fund ofprofile functions.

Keywords: state corporation, industrial assets, the state-owned property.

В настоящее время риски, связанные с дальнейшим развитием деятельности корпорации, представляются нам относительно низкими. Госкорпорация «Олимпстрой». Практическое функционирование данной госкорпорации, по сути, началось после того, как правительство России в конце декабря 2007 г. утвердило Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, а также определило размер имущественного взноса Российской Федерации в госкорпорацию1.

В настоящее время «Олимпстрой» активно реализует Программу строительства: проводит землеотвод, проводит конкурсы и тендеры, осуществляет процедуры, связанные с выкупом и изъятием объектов недвижимости и земельных участков, заключает договора на строительство объектов, организует публичные мероприятия, в том числе общественные слушания.

Пожалуй, наиболее заметными событиями в деятельности госкорпорации до сих пор являлись смена ее президента2 (связанная, по мнению некоторых экспертов, с отставанием от графика строительства олимпийских объектов3), расширение состава наблюдательного совета корпорации4, а также увеличение имущественного взноса Российской Федерации в корпорацию для финансирования мероприятий программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. Примечательно, что такое увеличение осуществлялось дважды с интервалом менее двух месяцев: в начале ноября 2008 г. - на 25,2 млрд. руб. (или примерно на 16%)5, в конце декабря того же года - на 61,2 млрд. руб. (на 34%)6. В последнем случае обращает на себя внимание не только существенный как в абсолютном, так и в относительном выражении объем дополнительно выделяемых ресурсов, но и разнонаправленность вносимых изменений в финансовый план: если на период с 2008 по 2010 г. предусмотрено увеличение финансирования, то на 2011 г. - некоторое уменьшение. При этом, по за-

верению представителей правительства РФ и самой госкорпорации, увеличение вклада Российской Федерации в «Олимпстрой» является плановым и связано с переходом от стадии экспертизы проектов к строительству.

Госкорпорация «Ростехнологии»

Развитие деятельности госкорпорации в значительной мере было связано с расширением и диверсификацией ее имущественного комплекса за счет разного рода промышленных активов:

• практически одновременно с созданием госкорпорации было принято решение о передаче ей 100% акций ОАО, создаваемого на базе ФГУП «Рособоронэкспорт»7;

• в конце мая 2008 г. также было решено передать находящиеся в федеральной собственности крупные пакеты акций трех авиакомпаний для учреждения ОАО «ЭйрЮнион» совместно с группой сторонних инвесторов8;

• в начале января 2009 г. президент РФ отменил ранее принятое решение о внесении переданных ГК «Ростехнологии» акций авиакомпаний в уставный капитал ОАО «ЭйрЮнион», а также передачу крупных пакетов акций еще трех авиаперевозчиков9;

• в июле 2008 г. было принято решение о передаче корпорации пакетов акций 183 акционерных обществ, создаваемых путем преобразования ФГУПов, 243 существующих акционерных обществ, а также 2 совместных предприятий с участием Российской Федерации в капитале10 (большинство указанных предприятий и обществ представляют различные отрасли оборонной промышленности; кроме того, ряд организаций относится к сфере внешнеэкономической деятельности, науки, машиностроения, металлургии, авиаперевозок, а также представляет непроизводственную сферу11 );

• в середине января было решено передать ГК «Ростехнологии» 18,83% акций ОАО «АвтоВАЗ», находящихся в хозяйственном ведении компании «Рособоронэкспорт»12 (последняя, заметим,

1 Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 991 (в редакции постановления Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 443) «О Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта».

2 Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. № 509-р президентом госкорпорации назначен В.В. Колодяжный.

3 Например: Бутрин Д., Ребров Д., Сборов А.. «Олимпстрой» дожил до перестройки // Коммерсантъ. От 18 апреля 2008 г. № 66.

4 Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2008 г. № 1091-р.

5 Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2008 г. № 807.

6 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 1086.

7 Указ Президента РФ от 26 ноября 2007 г. № 1577.

8 Указ Президента РФ от 26 мая 2008 г. № 853. Заметим, что решение о создании ОАО «ЭйрЮнион» было принято еще в первой половине 2007 г. - Указ Президента РФ от 28 апреля 2007 г. № 570.

9 Указ Президента РФ от 4 января 2009 г. № 28.

10 Указ Президента РФ от 10 июля 2008 г. № 1052.

11 Примечательно, что в первоначальной редакции список компаний, подлежащих включению в состав корпорации, содержал около 250 наименований, затем их количество возросло примерно до 500, однако на этапе межведомственных согласований ряд компаний был исключен из списка, в частности, «Уралвагонзавод» - крупнейший производитель гражданской и военной техники. См., например: Киселева Е., Грицкова А. «Ростехнологии» встают на рельсы. // Кооммерсантъ, от 28 января 2008 г. - № 11; Киселева Е., Янбаева Р., Грицкова А. От «Ростехнологий» отцепляют вагоны. // Коммерсанть, от 3 апреля 2008 г. - № 55; Киселева Е., Грицкова А., Лантратов К. Триллионная технология. // Коммерсантъ, от 24 апреля 2008 г. - № 70.

12 Указ Президента РФ от 13 января 2009 г. № 53. Заметим, что документ также предусматривает исключение одного предприятия из перечня ФГУПов, преобразуемых в акционерные общества, 100% акций которых затем подлежат передаче ГК «Ростехнологии».

продолжает функционировать в форме ФГУПа, несмотря на принятое более года назад решение об акционировании).

В феврале 2009 г. процесс передачи промышленных активов продолжился уже на региональном уровне - в соответствии с заключенным соглашением о сотрудничестве между ГК «Ростехнологии» и правительством Татарстана в корпорацию будут внесены принадлежащие Республике Татарстан пакеты акций 5 предприятий радиоэлектронной сферы13.

Необходимо отметить, что наряду с безвозмездным получением промышленных активов корпорация также осуществляла их приобретение за счет собственных средств: в конце 2008 г. ГК «Ростехнологии» приобрела 25,1% акций компании WiMax Holding Ltd, являющейся единственным владельцем WiMax-оператора «Скар-тел»14. Сумма сделки, по оценкам15, составила не менее 75 млн. долл.

Наряду с масштабным увеличением производственных активов данная госкорпорация также была наделена в отношении дочерних компаний дополнительными функциями, в числе которых организация выполнения государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и мобилизационного плана, федеральных целевых программ и программ военно-технического сотрудничества, а также реструктуризация дочерних компаний, создание на их основе интегрированных структур. Кроме того, были установлены дополнительные полномочия наблюдательного совета, среди которых:

• утверждение программ деятельности и реформирования организаций госкорпорации;

• утверждение по согласованию с правительством РФ программы отчуждения находящихся в собственности госкорпорации акций организаций и холдинговых компаний;

• утверждение системы показателей эффективности управления организациями госкорпорации16.

Заслуживает внимания также развитие взаимоотношений между ГК «Ростехнологии» и государством в финансовой сфере. Госкорпорация неоднократно предпринимала попытки получить бюджетные ресурсы либо право участвовать в их распределении, как правило, мотивируя это тем, что управление обширной совокупностью разнородных предприятий, многие из которых к тому же от отягощены немалым грузом проблем, требует дополнительных ресурсов и «рычагов»:

весной 2008 г. руководство ГК «Ростехнологии» выступило с инициативой наделить госкорпорацию полномочиями распорядителя и получателя бюджетных средств, а также государственного заказчика в отношении гособоронзаказа и 6 ФЦП - проект соответствующего постановления был внесен корпорацией в правительство РФ17. Однако данный акт не был принят, главным образом из-за возражений Федеральной антимонопольной службы, суть которых заключалась в том, что корпорация в этом случае будет одновременно выступать и в роли собственника предприятий, и в качестве органа власти, заказывающего у них продукцию за государственный счет;

• в конце октября 2008 г. группой депутатов в Государственную Думу был внесен законопроект, в частности, предусматривавший наделение ГК «Ростехнологии» полномочиями распорядителя и получателя бюджетных средств (а также правами собственника в отношении имущества ФГУПов, подлежащих включению в корпорацию, до момента их акционирования)18, который, впрочем, не прошел и первое чтение;

• в декабре 2008 г. имущественный комплекс ГК «Ростехнологии» пополнился довольно значительным объемом денежных средств - в соответствии с внесенными месяцем ранее поправками в закон о бюджете правительством РФ было принято решение о внесении в корпорацию в качестве имущественного взноса Российской Федерации 1,5 млрд. руб.19;

• в январе 2009 г. корпорация обратилась в Минэкономразвития России с ходатайством о предоставлении очень значительных объемов финансовой поддержки: 262 млрд. руб., из которых 151 млрд. - в виде денежных средств, 111 млрд. - в форме госгаран-тий20 . Третьим ключевым направлением деятельности ГК «Ростехнологии» в прошедший период (помимо концентрации производственных и финансовых активов) стало содействие развитию включенных (либо только подлежащих включению) в состав корпорации предприятий путем привлечения инвесторов, создания стратегических партнерств, реализации антикризисных мер, а также в некоторых случаях формирование новых бизнесов:

• в конце 2007 г. корпорация подписала меморандум о взаимопонимании с компаниями Troika Capital Partners и Renault21, а в феврале 2008 г. - заключила соглашения, участниками которых помимо названных компаний являлись ФГУП «Рособоронэкспорт», ОАО «АвтоВАЗ», Группа компаний «Тройка Диалог». Эти документы были посвящены вопросам стратегического партнерства между компаниями Renault и «АвтоВАЗ», в рамках которого предусматривалось приобретение Renault у группы компаний «Тройка Диалог» 25% акций ОАО «АвтоВАЗ». В октябре 2008 г. ГК «Ростехнологии», Группа компаний «Тройка Диалог», компания Renault и ОАО «АвтоВАЗ» подписали соглашение акционеров, направленное на согласование действий сторон при принятии решений22 ;

• в конце июня 2008 г. было объявлено о намерении госкорпорации создать совместно с ОАО «АвтоВАЗ» и компанией «Тройка Диалог» холдинг по выпуску автокомпонентов23;

• в августе 2008 г. Группа компаний Pirelli и ГК «Ростехнологии» при поддержке правительства Самарской области подписали соглашение, в соответствии с которым будет создано совместное предприятие по производству автомобильных шин24. Совокупный объем вложений в проект должен составить 300 млн. евро25;

• в декабре 2008 г. немецкий автомобильный концерн Daimler AG, ОАО «КамАЗ», ГК «Ростехнологии» и Группа компаний «Тройка Диалог» подписали соглашение, определяющее условия эксклюзивного стратегического партнерства и принципы сотрудничества, в соответствии с которым Daimler AG приобретает у Группы компаний «Тройка Диалог» 10% акций ОАО «КамАЗ» за 250 млн. долл.26;

• в июле 2008 г. ГК «Ростехнологии» и холдинг «Металлоинвест» подписали соглашение, предусматривающее создание совместного предприятия по освоению крупнейшего в мире Удоканско-го месторождения меди27. Доля госкорпорации в создаваемом предприятии должна составить не менее 25%. В настоящее время ГК «Ростехнологии» и холдинг «Металлоинвест» рассматривают возможность объединения своих металлургических активов28 ;

• в сентябре 2008 г. в ответ на кризисную ситуацию, в которой оказалось ОАО «ЭйрЮнион», ГК «Ростехнологии» выдала авиаальянсу финансовые гарантии на сумму 100 млн. долл.29. Примерно тогда же госкорпорацией совместно с властями Москвы и Красноярского края по согласованию с правительством РФ было принято решение создать новую объединенную авиационную компанию «Авиалинии России» на базе ОАО «ЭйрЮнион», а также ряда других авиакомпаний30, при этом контрольный пакет акций компании «Авиалинии России» будет принадлежать госкорпорации «Ростех-нологии»31 в ноябре 2008 г. ГК «Ростехнологии» и итальянский концерн Finmeccanica заключили соглашение о совместной деятельности по созданию ряда предприятий в сфере производства компонентов из композиционных материалов (углеволокна)32 ;

• в декабре 2008 г. госкорпорацией начата работа по созданию холдинга в оптической отрасли - ОАО «НПК «Оптические системы и технологии», - который объединит 20 предприятий33

Таким образом, к настоящему времени в деятельности госкорпорации прослеживаются две взаимосвязанные линии: расширение состава активов, получение дополнительных функций, полномочий и реализация на этой основе мер по формированию производственных холдингов, стратегических альянсов, созданию новых бизнесов. Масштабы и направления дальнейшего расширения деятельности данной госкорпорации характеризуются высокой степенью неопределенности.

Госкорпорация «Росатом»

Госкорпорация была призвана заменить собой орган государственной власти - Федеральное агентство по атомной энергии, поэтому отправной точкой в ее деятельности как самостоятельного субъекта следует считать упразднение данного агентства и передачу его функций госкорпорации. Соответствующее решение было принято в марте 2008 г. - спустя почти 4 месяца после официального создания корпорации34.

Важной целью ее деятельности наряду с осуществлением функций органа государственной власти является также управление государственным имуществом. Решение о передаче корпорации первой «группы» государственных активов было принято в начале февраля 2008 г.35 - еще до ликвидации профильного федерального агентства. Затем одновременно с упразднением агентства было принято решение о передаче госкорпорации акций 5 акционерных обществ, а также права осуществлять от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества сотни ФГУПов.

Принципиально важным шагом на пути развития деятельности госкорпорации стало принятие в сентябре 2008 г. программы ее деятельности на долгосрочный период (2009-2015 гг.)36 . Значимость данной программы обусловлена тем, что наряду с общими целями, задачами и направлениями деятельности госкорпорации она определяет также конкретный перечень мероприятий и объемы бюджетного финансирования каждого из них.

В целом данная корпорация де-факто является не столько хозяйствующим субъектом, сколько органом государственной власти. Поскольку профильная сфера деятельности корпорации, ее долгосрочные цели и задачи представляются четко определенными, мы оцениваем перспективы развития деятельности данной корпорации как хорошие.

Интенсивность процесса создания в 2007 г. разнородных корпораций породила ощущение в различных властных элитах, что данное направление государственной политики может быть существенно расширено. Это повлекло формирование множества предложений по созданию новых корпораций, привело к существенному усилению соответствующего лоббирования. Так, в конце 2007 г. Министерство транспорта выступило с инициативой создания государственной корпорации «Автодор» для выполнения функций общенационального оператора федеральной дорожной сети (организация ремонта и содержание дорог федерального значения, а также привлечение инвесторов для строительства новых платных ав-тотрасс)37 . Примерно тогда же руководство Росрыболовства объявило о планах создания государственной корпорации «Росрыбф-лот» и передачи ей 27 рыболовных судов38 . В 2008 г. рассматривалась возможность создания государственной корпорации для организации передачи неиспользуемых государственных земель под жилищное строительство39 . Также в СМИ сообщалось о предложениях сформировать госкорпорации по закупке лекарств, экспорту зерна, оказанию услуг страхования и др.

К середине 2008 г. поток инициатив по формированию новых госкорпораций практически иссяк. Большая часть предлагавшихся ранее проектов и инициатив была отклонена, некоторые же струк-

туры было решено создать в иных организационно-правовых формах («Росрыбфлот» и «Росавтодор» - в форме ОАО, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства - в форме фонда40 ).

Тем не менее в сентябре 2008 г. Минфин России выступил с инициативой о создании государственной корпорации «Российское финансовое агентство» для управления средствами Фонда национального благосостояния41 . Предполагалось, что министерство внесет соответствующий законопроект в правительство РФ в октябре 2008 г. По замыслу авторов документа, некоторой частью средств фонда будут управлять отбираемые государственной корпорацией специализированные управляющие компании, тогда как остальные средства будут находиться под контролем Центрального банка РФ в государственных ценных бумагах42 . Однако до конца 2008 г. законопроект в правительство РФ внесен не был.

В начале 2009 г. в СМИ вновь появилась информация о том, что правительство РФ планирует рассмотреть законопроект о создании государственной корпорации «Российское финансовое агентство». На сей раз сообщалось, что документ уже разработан и отправлен на согласование в министерства и ведомства, а его обсуждение в правительстве РФ намечено на начало марта. Предполагается, что корпорация будет управлять средствами Фонда национального благосостояния (около 2,5 трлн. руб.), а также, возможно, иными финансовыми активами государства: Резервным фондом (около

4 трлн. руб.), пенсионными накоплениями (350 млрд. руб.), внешним и внутренним долгом (2,4 трлн. руб.). В начальный период своей деятельности корпорация должна будет привлекать для управления переданными ей средствами профессиональных управляющих, причем как российских, так и, возможно, зарубежных. Со временем, как предполагается, корпорация сможет вкладывать средства самостоятельно в соответствии с утвержденной государством инвестиционной декларацией.

По словам представителя Минфина России, создание госкорпорации - лучший способ передать средства в эффективное управление и при этом сохранить государственный контроль над ними.

13 http://www.rostechnologii.ru/upload/984/RT+tatarsnan%2010%2002%202009%201.pdf.

14 http://www.rostechnologii.ru/upload/742/Yota_RT.pdf.

15 См., например: Малахов А. «Ростехнологии» стали высокими. // Коммерсантъ, от 11 ноября 2008 г. - №2 204 (2041).

16 Указ Президента РФ от 10 июля 2008 г. № 1052.

17 См., например: Киселева Е., Грицкова А., Лантратов К. Триллионная технология // Коммерсантъ. 24 апреля 2008 г. № 70.

18 Проект Федерального закона № 118175-5 «Об особенностях передачи имущественного взноса Российской Федерации государственной корпорации «Ростехнологии» и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной корпорации «Ростехнологии».

19 Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. № 1847-р.

20 Киселева Е. «Ростехнологии» отказались от бюджетных денег. // Коммерсантъ, от 12 февраля 2009 г. - № 25.

21 http://www.gzt.ru/auto/2007/12/08/205926.html.

22 http://www.lada-auto.ru/cgi-bin/pr.pl?id=0&id_article=40267&prev=1.

23 http://www.rostechnologii.ru/upload/57/pr_015.pdf.

24 http://www.rosbalt.ru/2008/08/05/510397.html.

25 http://www.interfax.ru/business/news.asp?id=44017.

26 При этом в случае положительных результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «КамАЗ» в 2012 г. Daimler AG должен будет выплатить еще 50 млн. долл. http://www.rosbalt.ru/ 2008/12/12/602667.html.

27 http://www.rosbalt.ru/2008/07/18/505433.html. По условиям соглашения совместное предприятие создается в случае победы Михайловского ГОКа (предприятие входит в состав холдинга «Металлоинвест») в конкурсе на разработку Удоканского месторождения. В сентябре 2008 г. комбинат был объявлен победителем данного конкурса.

28 http://www.mc.ru/page.asp/news/nw/news_id/2145.

29 http://www.rian.ru/economy/20080905/150997652.html.

30 ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии» и «Владивосток-авиа». http:// www.rostechnologii.ru/arch1.shtml.

31 При этом планируется, что в перспективе у ГК «Ростехнологии» останется только блокирующий пакет, а остальные акции будут проданы на рынке. http://www.ma-journal.ru/news/57297/.

32 http://www.akm.ru/rus/news/2008/november/06/ns_2520270.htm.

33 http://www.mashportal.ru/company_news-13826.aspx.

34 Указ Президента РФ от 20 марта 2008 г. № 369 «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

35 В соответствии с нормой закона «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2008 г. № 116-р предусмотрена передача госкорпорации 100% ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс».

36 Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2008 г. № 705 «О Программе деятельности государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 гг.)».

37 Киселева Е., Екимовский А. Минтранс вышел на большую дорогу. // Коммерсантъ, от 27 сентября 2007 г. - № 176.

38 http://www.newsru.com/finance/26sep2007/fisch.html

39 Иваницкая Н. Земельная госкорпорация. // Ведомости, от 4 июня 2008 г. - № 101.

40 Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

41 Примечательно, что ранее данное министерство воздерживалось от предложений по созданию госкорпораций.

42 http://www.minfin.ru/ru/official/index.php?id4=6545.

Таблица 1.5. Общая классификация государственных корпораций44

Г осударственные корпорации России Повод консолидации активов

ГК «Агентство по страхованию вкладов» Финансовые гарантии

ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Инновации, производство

ГК «Ростехнологии» Инновации

ГК «Роснанотех» Инновации

ГК «Росатом» Производство

ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Реформы отрасли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности Финансовый механизм

ГК «Олимпстрой» Проектное финансирование

ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Инновации, производство

ГК «Росрыбфлот» Инновации, реформы отрасли

В то же время эксперты оценивают данную инициативу неоднозначно. Ряд из них полагает, что формирование новой финансовой корпорации позволит передать ей избыточные функции Центробанка и Внешэкономбанка, тогда как другие считают данный шаг в условиях кризиса, как минимум, преждевременным43 . Проведенный анализ основных направлений и особенностей процесса становления и развития государственных корпораций позволяет отметить следующее.

В большинстве случаев практическое функционирование государственных корпораций по решению возложенных на них задач началось с существенным «запозданием» (от нескольких месяцев до года) - до этого происходил процесс формирования и согласования различных документов, определяющих их деятельность, осуществлялись иные необходимые подготовительные мероприятия. Тем не менее, к настоящему моменту можно говорить о том, что все без исключения корпорации прошли подготовительную стадию и приступили непосредственно к решению своих основных задач. В действиях некоторых корпораций отчетливо прослеживается стремление к наращиванию активов (финансовых или промышленных) и к получению дополнительных полномочий, что может повлечь за собой негативные последствия, такие как усиление нерационального вмешательства государства в экономику, ухудшение бизнес-климата, особенно в условиях недостаточно четкой регламентации деятельности корпораций, их задач и функций.

По мере усиления влияния финансового кризиса некоторые из государственных корпораций все более активно привлекаются к реализации разного рода антикризисных мер, а, например, для Внешэкономбанка данное направление деятельности фактически уже стало приоритетным. При этом масштабное использование госкор-

пораций в качестве антикризисных инструментов не может не сказаться отрицательно на эффективности осуществления ими своих «профильных» функций.

В конце 2007 г. - начале 2008 г. среди отдельных представителей исполнительной и законодательной власти возникла определенная «эйфория» по поводу государственных корпораций и их возможного потенциала в решении ряда серьезных проблем социально-экономического развития, что привело к возникновения большого числа предложений по созданию таких структур. К середине 2008 г. угрозы продолжения массового создания государственных корпораций и перехода данного процесса на уровень регионов отступили. Однако разразившийся финансовый кризис вновь пробудил предметный интерес властных структур к данному инструменту государственной политики.

На сегодняшний день участие государства в стратегически важных отраслях экономики посредством создания государственных корпораций является одной базовых тенденций развития национальной экономики России. В то же время, целесообразно определить, каким образом формирование государственных корпораций оказывает влияние на процесс формирования инновационной инфраструктуры. Для этого, по нашему мнению, целесообразно рассмотреть для решения какой макроэкономической или социальной задачи создается государственная корпорация (таблица 1.5).

Таким образом, можно заключить, что большинство государственных корпораций созданы для решения проблем интенсификации инновационной деятельности в конкретных отраслях, что способствует эффективному формированию инновационной инфраструктуры как в рамках отдельных отраслей, так и в рамках всей национальной экономики России.

43 См. например: Иваницкая Н., Письменная Е., Желобанов Д. Главный по триллионам // Ведомости, от 13 января 2009 г. - № 3; Афанасьева Т. Минфину и ЦБ урежут полномочия. // Российская газета, от 14 января 2009 г. - № 4826.

44 Построено автором на основании обобщения открытой информации о деятельности государственных корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.