Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смышляев Алексей Викторович, Платонова Наталья Игоревна, Мельников Юрий Юрьевич

Здоровая нация есть основа развития государства. США занимает первое место в мире по объему финансирования системы здравоохранения. Однако эффективность системы охраны здоровья граждан уступает многим государствам Европы, в частности Германии, Франции и иным, учитывая несколько критериев, среди которых доступность медицинской помощи, показатели смертности, средней продолжительности жизни. Потому представляется интересным исследовать систему государственного регулирования здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смышляев Алексей Викторович, Платонова Наталья Игоревна, Мельников Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC HEALTH ADMINISTRATION IN THE UNITED STATES OF AMERICA

A healthy nation is the basis of state development. The United States ranks first in the world in terms of financing the health care system. However, the effectiveness of the system of protecting the health of citizens in Europe, in particular in Germany and France, provides for several criteria: indicators of mortality, average life expectancy. Because it is interesting to investigate the system of state regulation of health care.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ»

15. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)

15.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

Смышляев Алексей Викторович, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник

Место работы: ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

alexeysmishlyaev@yandex. ru

Платонова Наталья Игоревна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры правовых основ управления Факультета управления и политики Место работы: МГИМО МИД России

platonovani@gmail.com

Мельников Юрий Юрьевич, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник

Место работы: ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

melnikoff16@mail.ru

Аннотация: здоровая нация есть основа развития государства. США занимает первое место в мире по объему финансирования системы здравоохранения. Однако эффективность системы охраны здоровья граждан уступает многим государствам Европы, в частности Германии, Франции и иным, учитывая несколько критериев, среди которых доступность медицинской помощи, показатели смертности, средней продолжительности жизни. Потому представляется интересным исследовать систему государственного регулирования здравоохранения.

Ключевые слова: социальная политика, здравоохранение, государственное финансирование, медицинская помощь, право на охрану здоровья.

PUBLIC HEALTH ADMINISTRATION IN THE UNITED STATES OF AMERICA

Smyshlyaev Alexey V., PhD in Medicine, Leading researcher

Work place: Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russia Federation

alexeysmishlyaev@yandex.ru

Platonova Natalia I., PhD in law, Lecturer of the Department of legal bases of management Faculty of management and policy Work place: MGIMO of the MFA of Russia

platonovani@gmail.com

Melnikov Yuri Yu., PhD in Medicine, Leading researcher

Work place: Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russia Federation

melnikoff16@mail. ru

Annotation: A healthy nation is the basis of state development. The United States ranks first in the world in terms of financing the health care system. However, the effectiveness of the system of protecting the health of citizens in Europe, in particular in Germany and France, provides for several criteria: indicators of mortality, average life expectancy. Because it is interesting to investigate the system of state regulation of health care.

Keywords: social policy, health care, government funding, medical care, the right to health care.

Эффективность системы государственного управления системой здравоохранения зависит от ряда факторов. Как правило, говорят о необходимом объеме финансирования. Однако пример США показал, что этот фактор не является определяющим. Потому представляется интересным исследовать систему государственного регулирования здравоохранения в США, выявить особенности, проблемы и основные тенденции развития, для понимания ее сущности. Подобное исследование

может стать интересным при разработке предложений по совершенствованию соответствующей системы в России, а также иных актов, направленных на реализацию национального проекта «Здравоохранение».

В целом механизм государственного управления в сфере здравоохранения складывается в каждой стране в соответствии с ее укладом и традициями государственного устройства. Диапазон «инструментов» управления, которые обеспечивают

Проблемы экономики и юридической практики

функционирование сферы охраны здоровья граждан имеет яркую страновую принадлежность [R. Baldwin, C. Scott, C. Hood, 2018: 60]. Общими, как правило, являются цели, как ценностные ориентиры развития системы здравоохранения, к которым можно отнести следующие:

1. Совершенствование и улучшение ухода за пациентами (больными);

2. Улучшение профилактики и лечения в рамках конкретного человека и населения в целом;

3. Повышение качества и доступности медицинских услуг населению.

Для достижения вышеуказанных целей необходимо существование определенной структуры, каждый элемент которой находится во взаимосвязи с иным. Структура национальной системы здравоохранения США имеет сложную структура и осуществляется на двух уровнях [Бевеликова Н.М., 2011: 12]:

1. Федеральном;

2. Региональном (на уровне штата).

На федеральный уровне задачами в сфере управления здравоохранением могут быть названы такие, как [Health United States, 2018: 125]:

1. Выработка политики в сфере охраны здоровья граждан;

2. Осуществление финансирования [Князев О.А. 2018: 672];

3. Охрана общественного здоровья населения, профилактики и лечение;

4. Сбор и анализ данных о функционировании системы здравоохранения;

5. Непосредственное регулирование предоставления услуг.

Штаты же осуществляют непосредственную работу по реализации вышеуказанных целей и задач. Однако, обладая определенной долей самостоятельности, зачастую штаты действуют по - разному, что приводит к несогласованности и затрудняет развитие системы здравоохранения, основанной на принципе «доступности». Так, например, в США отсутствует единая система лицензирования деятельности в области здравоохранения. Напротив, каждый штат выдает самостоятельно лицензии медицинским учреждениям. В большинстве случаев, необходимым условием для лицензирования является аккредитация учреждения в Joint Commission. Данная организация есть некоммерческая американская организация, которая аккредитует более 21 000 организаций и программ здравоохранения США. Большинство правительств штатов США признают аккредитацию Совместной комиссии условием лицензирования для получения возмещений Medicaid и Medicare.

Интересен и тот факт, что в США имеет место значительное включение частных медицинских учреждений в системы здравоохранения. При этом на них, как и на государственных лечебных организациях лежит обязанность обеспечения доступной и качественной медицинской помощи.

Говоря о государственном управлении здравоохранения отдельного внимания заслуживает вопрос системы органов власти, призванных осуществлять управленческие и контрольные функции в сфере здравоохранения. Так, федеральным исполнительным органом в сфере здравоохранения и социальной службы является - United States Department of Health and Human Services (далее - HHS). Возглавляет HHS секретарь департамента здравоохранения (министр), который входит в состав Кабинета министров. Руководитель HHS подотчетен Сенату. HHS имеет территориальные органы в каждом штате, уполномоченные проводить государственную политику в сфере здравоохранения, а также осуществлять обратную связь с феде-

ральным органом. Иными словами, территориальные подразделения HHS обязаны предоставлять информацию о текущем положении дел в регионах в отношении благополучия здоровья населения и уровню социального обеспечения. В HHS непосредственной задачей по обеспечению медицинской помощи занимается United States Public Health Service (USPHS).

HHS реализует масштабные государственные программы по обеспечению качества и доступности медицинской помощи лицам, проживающих в США, такие как Medicare (страхование здоровья пожилых и инвалидов), Medicaid (страхование здоровья малообеспеченных), Nurse Home Visitation (защита здоровья матери и ребенка), Head Start (дошкольное образование). Помимо этого, HHS реализует более трехсот программ в области здоровья граждан, таких как научные и социальные исследования в области общественного здоровья и здравоохранения, профилактика различных заболеваний, иммунизация населения, обеспечение безопасности пищевых продуктов, контроль за качеством лекарственных средств, совершенствование информационных технологий [Артемова П.В., Камо-лов С.Г. 2017: 47], телемедицины, лечение и профилактика болезней зависимости (наркомания, алкоголизм, лудомания и т.д.), превенция агрессивного поведения в отношении детей в быту (несовершеннолетних), социальное обеспечение пожилого населения (в т. ч. обеспечение продуктами питания - доставка, покупка), медицинское обслуживание коренного населения (индейцы), подготовка при чрезвычайных ситуациях, а так же проводит различные религиозные и общественные инициативы [Ayres I., Braithwaite J., 2017: 14].

HHS подведомственны: сеть National Institutes of Health (NIH) - научно-исследовательских институтов здравоохранения выполняющий функция развития и контроля медицинской науки, Food Drug Administration (FDA) - управление по качеству продуктов и питания, и медикаментов выполняющее надзорную функцию и государственные госпиталя, оказывающие медицинскую помощь населению. HHS тесно взаимодействует с министерствами (департаментами, агентствами), которые имеют смежные функции, например, United States Department of Labour и United States Environmental Protection Agency.

Нельзя не отметить и иные службы, входящие в систему здравоохранения США, курирующие определённый сектор медицинской (гигиенической) службы [Walt G., Gilson S., 2016: 365]. В частности:

- служба по общественному здоровью (public health) и профилактике неинфекционных заболеваний (non-communicable diseases - NCD), на которую возложена функция надзора над экологическо-эпидемиологической обстановкой;

- служба плановой амбулаторной помощи, специализирующееся на оказании медицинской помощи по предотвращению неотложных и экстренных случаев, а также курации пациентов после лечения в госпиталях.

- Служба краткосрочной стационарной помощи;

- Служба по высокотехнологичной (высококвалифицированной) в техническом плане медицинской помощи в условиях стационара;

- Служба скорой медицинской помощи и иные.

Исследование системы государственного управления, невозможно не упомянув об уровнях оказания медицинской помощи. Прежде всего, речь идет об уровне врачей общей практики (general practitioner - GP), где пациенты «общаются» в врачам первого контакта (first line). На этом уровне оказывается первичная медико-санитарная помощь (primary health care) в амбулаторных условиях. При необходимости (специализированное лечение, консультация «узкого» специалиста,

дообследованние, верификация диагноза) пациент направляется на следующий уровень (second level), где помощь оказывается в стационарных условиях.

Еще одной особенностью системы здравоохранения США является разнообразие типов медицинских организаций. В зависимости от источников их финансирования можно провести следующую классификацию (Рис. 1):

1. Government hospitals (государственные больницы), где основным источником формирования бюджетов являются средства государственного бюджета [Павлюк А.В. 2013: 12]. Такие учреждения действуют в отношении социально значимых болезней (туберкулез, онкология, психиатрия и т. д.) у определённых категорий граждан (инвалидов, ветеранов, военных и гражданских служащих).

2. Non-profit hospitals (некоммерческие больницы), создаваемые по решению органов власти штатов или местными властями в целях максимального охвата и обеспечения населения медицинской помощью [Камолов С.Г., Павлюк А.В. 2017: 175]. Со стороны государства такие типы учреждение поддерживаются исключительно косвенными формами финансирования, такими как, например, предоставления налоговых льгот и преференций.

3. Privately owned for-profit hospitals (коммерческие больницы) являются в полном смысле этого слова коммерческими организациями нацеленными на систематическое извлечение прибыли. Основным источником финансирования, соответственно, может быть назван доход от предпринимательской деятельности, в данном случае-оказание медицинских услуг.

19%

profit

Не менее важный вопрос, стоящий перед государством - это создание системы и обеспечение ее должного функционирования - подготовки квалифицированных кадров. В США до-волно сложная, многоэтапная система образования - подготовки кадров - в сфере здравоохранения [Legido-Quigley H., McKee M., Nolte E., Glinos I., 2018: 42]. Прежде всего, отметим «Pre-med», как первую «ступень», которая включает в себя обучение по программе бакалавриата в направлении естественных наук (химия, биология, физика). Учебные завадения, осуществляющие подготовку соответствующих специалистов подлежат обязательной аккредитации со стороны государства. Следующим этапом является Medical School (общая врачебная подготовка), которая включает в себя теоретическую и практическую подготовку, длительностью в четыре года. При поступлении предусмотрен экзамен - Medical College Admission Test (MCAT). Помимо экзамена учитывается участие в волонтерских

организациях, опыт работы, личный вклад в социальную защиту населения и многое другое. Подготовка (обучение) состоит из двух этапов длительность каждого два года: «доклинический» этап, включающий в себя изучение базовых предметов медицины и итоговый экзамен и «клинический» этап, включающий в себя обучение на базе госпиталей по различным профилям и направлениям [Жерелина О.Н., Цокур Е.Ф. 2017: 75]. По итогам общего обучения выпускники получают М.Р. (Medic-inae Doctor), которая не дает права ведения самостоятельной лечебной деятельности, однако позволяет продолжить обучение в рамках «Residency» (практика), которая включает в себя практическую подготовку в крупных госпиталях страны (обучающие больницы). Длительность курса может варьироваться в зависимости от программы от трех до шести лет [Камолов С.Г. 2009: 185]. По окончанию резидентуры происходит сдача экзамена, выдача лицензии (State License) и рабочая виза для ведения медицинской практики. Помимо резиден-туры существует интернатура, которая служит альтернативой в связи с тем, что поступление в резидентуру может быть крайне сложным. Интернатура - традиционное постдипломное врачебное образование в США постепенно утрачивает популярность. Программа длится год и позволяет получить лицензию практикующего врача в большинстве штатов. Нередко в интернатуру идут те, кто не прошел в резидентуру, используя этот год для дополнительной подготовки [Костен-ников М.В., Куракин А.В. 2014: 50].

Стратегия поступления в резидентуру начинается в отправке заявок (включая CV) от поступающих в госпиталя. Далее, госпиталь самостоятельно проводит отбор резидентов и приглашает их на собеседование. Интересно отметить, что в США предусмотрена некоторая «образовательная квота» в объеме 25% для иностранных студентов. В данном случае можно говорить о существовании определенных управленческих механизмов для развития высококвалифицированной миграции [Богдан В.В., Урда М.Н. 2017: 60]. Ведь подобные льготы предусматриваются лишь на третьем этапе образования. Таким образом, принимаются обучающиеся, получившие медицинское образование в своей стране и готовые продолжить обучение в США. Учитывая высокие требования для абитуриентов, подобная система позволяет привлечь наиболее подготовленных и квалифицированных людей.

И, наконец, Fellowship (клиническая аспирантура), которая включает в себя заключительный этап медицинского образования - получение «узкой» специальности (гериатрия, онкология, пульмонология, кардиология и т. д.).

Еще один аспект, заслуживающие внимания - это стратегии государственного управления в сфере здравоохранения.

Во-первых, отметим «Administrative command system and direct control» (прямой административно-командный контроль). Данная стратегия предусматривает отведение главной роли государству в регулировании общественных отношений в сфере оказания медицинских услуг населению. Формами такого регулирования выступает: лицензирование, контроль за соблюдением стандартов лечения, аттестация медицинских работников и другое.

Во-вторых, «Metaregulation» (метарегуляция). Данная стратегия заключается в контроле над сферой здравоохранения, инициированной, например, по жалобам граждан. По результатам проверок могут применяться меры юридической ответственности [Жерелина О.Н., Кириллова Е.А. 2017: 84].

Проблемы экономики и юридической практики

В-третьих, «Self-regulation and voluntariness» (добровольная саморегуляция). Данная стратегия заключается в саморегуляции членов добровольно организованных групп на уровне профессиональных ассоциаций путем стандартизации, принятия кодексов и правил участия. Основной принцип участия в данных объединениях - желание следовать общим обязательствам добровольна во имя «общего блага». Этот механизм реализуется через добровольную аккредитацию учреждений медицинского профиля, экспертизу, использование протоколов, целевых и контрольных критериев эффективной работы.

И, наконец, в-четвертых, «Market-based mechanisms» (рыночный подход). Данная стратегия основана на общих принципах рыночной конкуренции, который можно применить к государственному сектору. Механизм ее реализации заключается в стандартизации, финансовом поощрении, управление через заключение контрактов, внедрение показателей эффективности.

Указанные механизмы не исключают друг друга и используются в США с достаточной долей эффективности в зависимости от видов медицинской помощи, административно-территориального расположения учреждения, законодательство штата и религиозно-расового аспекта [American Life. URL: http://americalife.org/medicina-v-ssha].

Указанные стратегии нельзя отнести в взаимоисключающим категориям, хотя стоит заметить тот факт, что чаще встречаются смешанные виды с акцентов на тот или иной компонент. Любые национальные системы здравоохранения используют эти механизмы в различной степени [Павлюк А.В. 2017: 180]. Поэтому очевидно, что отрасль охраны здоровья граждан (здравоохранение) и социальная зашита населения чаще всего в США управляются за счет механизмов саморегуляции и добровольного участия, что включает в себя обязательную аккредитацию медицинских учреждений, использование стандартизации в лечебном и непрерывном образовательном процессе, а так же оценку деятельности по средствам эффективных (целевых) индикаторов (показателей). Метарегуляция используется в таких случаях как внешний контроль (ревизия), оценка произошедших инцидентов (поступивших жалоб), привлечение омбудсменов. Рыночные механизмы не часто используются в «чистом» виде, управление подобными средствами применяется в контактировании или компенсационных (дополнительных) финансовых выплат. Прямой административно-командный механизм используется в США в части выдачи лицензий на профессиональный вид деятельности, хотя основная «доминанта» контроля над профессиональной практикой лежит на сертификации и экспертизе (экспертной оценке). Выбор того или иного вида управленческого механизма зависит от культурно-управленческого контекста [The Law Commission. Adult social care., 2011: 96].

Государственное регулирование в сфере здравоохранения в США играет важную «медиаторную» роль. Использование в управлении различных моделей (в т. ч. сочетанных) с упором на рыночно-ориентированные цели в социальной сфере, подчеркивают неолиберальную модель экономики страны в целом. Система управления сферой охраны здоровья граждан имеет сложную децентрализованную плюралистическую структуру. Полномочия между федеральным центром и штатами разграничены, на каждый уровень возложен круг обязанностей и полномочий. Штаты и местные органы имеют достаточную автономию в принятии решений, что отражается в их функции влиять на законодательную базу, принципы регу-

ляции отрасли, а так же на право иметь собственные источники финансирования согласно конституции США [R. Saltman, R. Busse, E. Mossialos, 2016: 90].

Контроль за медицинской деятельность возложен как на местные, так и на центральные органы власти. Они устанавливают правила и нормы в данном направлении, но все же стоит говорить что на ряду с этим указанная функция возложена на различные профессиональные ассоциации, лиги, союзы. Оценка деятельности носит зачастую добровольный характер, нежели обязательный. Это связано с тем, что учреждения стремятся к признанию на «рынке», что повышает их конкурентно способность через контроль качества (сертификацию, ранжирование).

Правоприменитель часто сталкивается с проблемой несогласованности законодательства между федеральным центром и штатов, их избыточности или недостаточности. Существуют законодательные акты, которым более ста лет, что говорит о том, что в целом законодательная база США «устарела». Ввиду выраженной децентрализации системы управления здравоохранением, обновление законодательства является подчас крайне тяжелой и малореализуемой задачей. Некоторые законы были написаны в те времена, когда такие понятия как «эпидемиология», «медицинская статистика» это в самом начале своего развития. Помимо этого, сложность в реализации политики заключается в большой доле неправительственных госпиталей (больниц, офисов GP и т. д.), где большую роль играют механизмы метарегулирования и добровольной саморегуляции. Это затрудняет своевременное внедрение инновационных технологий в здравоохранение со стороны государства. Сложная многоступенчатая система медицинского образования создает необходимый профессиональный «фильтр», но то что законодательно предусмотрено резервирование квот для иностранцев (25%), отражает «эмиграционный» характер государства в целом. Система здравоохранения в США носит так же «консервативный» характер, не склонный к абсорбции новых веяний науки. Можно говорить, что она носит характер «демократичности», что ярко выражено например на возможности выбирать руководителей органов власти в сфере здравоохранения. Такая особенность национальной системы здравоохранения США с одной стороны расценивается как положительное свойство, благодаря чему система способна сохранять внутренние традиции и ресурсы независимо от установленного политического курса правительства, с другой, является препятствием для своевременного внедрения новых подходов в управлении и внедрении новых технологий. Оценка эффективности здравоохранения, которая 10-15 лет назад была «удовлетворительной», а настоящее время может быть поставлена под сомнение. Существует большой разрыв между передовыми госпиталями США и «рядовыми» региональными некоммерческими медицинскими организациями, что отражает «мультиуровневый» и «мультисоциальный» характер американского общества. Государственное регулирование здравоохранения в США должно быть направлено на сбалансированный уровень оказания медицинских услуг в целом по стране, повышение качества и доступности в регионах (прежде всего со стороны стоимости услуг).

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,39%.

Список литературы:

1. Административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.14 / Павлюк Альберт Валентинович; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т]. - Москва, 2013. - 22 с.

2. Актуальные проблемы корпоративного управления: отечественная практика и зарубежный опыт: монография / отв. ред. О.А. Князев — Москва: ИД «Международные отношения», 2018. — 866 с. : табл. ил.

3. Артемова П.В., Камолов С.Г. Информационные технологии для государственных служащих. Москва, 2017.

4. Бевеликова Н.М. Правовое обеспечение реформ здравоохранения: опыт Китая, России, США // Медицинское право. 2011. № 3. с. 7-17

5. Богдан В.В., Урда М.Н. К вопросу о миграционном законодательстве в России // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 60-63

6. Жерелина О.Н., Кириллова Е.А. Институт юридической ответственности государства // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 6. С. 80-84.

7. Жерелина О.Н., Цокур Е.Ф. Участие государства в гражданских правоотношениях // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 72-76

8. Камолов С.Г. Ипотечное жилищное кредитование в России в условиях экономического кризиса // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 6. С. 184-195.

9. Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С.174-177

10. Костенников М.В., Куракин А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // NB: Административное право и практика администрирования. 2014. № 2. С. 40-63.

11. Медицина в США [Электронный ресурс] // American Life. URL: http://americalife.org/medicina-v-ssha/ (дата обращения: 01.02.2019).

12. Павлюк А.В. Административно-правовое регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 5. С. 178-182.

13. Пахомова Н.М., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Особенности городов федерального значения: пробелы законодательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 93-96.

14. Ayres I., Braithwaite J. Responsive regulation: Transcending the deregulation debate. New York: Oxford University Press, 2017. p. 13-17.

15. Health United States, 2018. With Special Feature on Socioeconomic Status and Health. Washington, DC, U.S. Government Printing Office, 2018. 583 p.

16. Kozhokin E.M., Zherelina O.N. The nation at the change of epochs. Russian state and society at the turn of the XX century // Journal of Constitutional History. 2017. Т. 33. № 1. С. 67-80.

17. Legido-Quigley H., McKee M., Nolte E., Glinos I. Assuring the quality of healthcare. Copenhagen, 2018. p. 37-43

18. R. Baldwin, C. Scott, C. Hood. A reader on regulation. Oxford: Oxford University Press, 2018. - p. 53-70.

19. R. Saltman, R. Busse, E. Mossialos. Regulating entrepreneurial behaviour in US health care systems. Buckingham : Open University Press, 2016. - P. 86-92.

20. The Law Commission. Adult social care. London: The Law Commission, 2011. - P. 91-98.

21. Voronkova O.Y., Zadimidchenko A.M., Goloshchapova L.V., Polyakova A.G., Kamolov S.G., Akhmetshin E.M. Economic and mathematical modeling of regional industrial processes // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 4. С. 268-279.

22. Walt G., Gilson S. Reforming the health sector in developing countries: the central role of policy analysis // Health Policy Plan. — 2016. — № 9 (4). — P. 353-370.

РЕЦЕНЗИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на статью «Государственное управление в сфере охраны здоровья граждан в Соединенных Штатах Америки» ведущего научного сотрудника ЦНИИОИЗ МЗ РФ, канд. мед. наук Смышляева А.В., доцента кафедры государственного управления и права МГИМО МИД РФ канд. юрид. наук. Платонова Н.И., ведущего научного сотрудника ЦНИИОИЗ МЗ РФ, канд. мед. наук Мельникова Ю.Ю. Актуальность научной статьи «Особенности государственного управления в сфере охраны здоровья граждан в Соединенных Штатах Америки» состоит в том, функция государства в настоящее время подвержено изменению в связи с глобальными мировыми тенденция, такие как расширение границ, глобализация рынка услуг и труда, расширение ИТ-технологий и т. д. Все это обнажило проблемы государственного регулирования в США. Децентрализованная система управления, которая является «классическим» примером «стабильной» системы, на практике оказывается ригидной и не гибкой. Нововведения и модернизация законодательства является крайне трудной задачей для такого рода систем. Эволюция контроля с децентрализации к централизации - необходимость, с которой сталкивается США в настоящее время. Усиление роли и функций органов исполнительной власти на местах, устранения «неравенства» в медицинских организациях и расширение доступности медицинской помощи для населения - главные цели для правительства США в ближайшие десятилетия.

К предмету исследования авторы относят механизмы реализации государственного управления в США. Название статьи и ее содержание полностью совпадают. Авторы использовали общетеоретический метод исследования нормативно-правовых ресурсы регулирующие вопросы государственного управления в сфере здравоохранения в США, материалы научно-практических конференций по теме исследования, научные труды, опубликованные в рецензируемых изданиях по вопросам фундаментальных и прикладных исследований в области теории и практики управления здравоохранением.

Научная новизна заключается в анализе текущей ситуации в системе здравоохранения и сопоставление правовых, социальный и управленческих механизмов реализации государственного механизма контроля в сфере здравоохранения. Авторы оценили слабые стороны механизма реализации профилактических мер в существующей модели.

Аннотация работы достаточно информативна и отражает сущность научной статьи. Авторы продемонстрировали хорошие навыки работы с открытыми источниками данных, умение детально анализировать проблемы и делать соответствующие выводы. Выводы и суждения авторов будут интересны читателям связанных с управленческой деятельностью в сфере здравоохранения в зарубежных странах.

Доцент Кафедры государственного управления МГИМО МИД России

Павлюк А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.