Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / СУБСИДИИ / ИНВЕСТИЦИИ / СИСТЕМА ОМС / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смышляев Алексей Викторович, Мельников Юрий Юрьевич, Платонова Наталья Игоревна

В настоящее время охрана здоровья страны является одним из приоритетов государственной политики в социальной сфере, что ярко продемонстрировано в «майских» указах Президента РФ от 2012 и 2018 гг. Финансирование здравоохранения же является важнейшим инструментом государственного регулирования данной сферы общественной жизни. В статье анализируются основные задачи и направления развития государственной поддержки системы здравоохранения за последние годы. Что позволило также выявить наиболее острые проблемы. Данная работа может быть полезна для выработки предложений совершенствования соответствующего законодательства в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смышляев Алексей Викторович, Мельников Юрий Юрьевич, Платонова Наталья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING AS AN INSTRUMENT OF STATE REGULATION OF NATIONAL SYSTEM OF HEALTH CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Today the health care is one of the most important issue for state social policy. We may see it also in the “May Decrees” of the President of the Russian Federation of 2012 and 2018. Health care finance is the most effective instrument of state regulation of this sphere. This article is to analyze the goals and tendencies of state funds that helps to underline the problems that the state faces. This research may be helpful for formulating the proposal to improve the legislation in the sphere of health care system.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

9. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04)

9.1. ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смышляев Алексей Викторович, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник

Место работы: ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

alexeysmishlyaev@yandex. ru

Мельников Юрий Юрьевич, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник

Место работы: ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

melnikoff16@mail.ru

Платонова Наталья Игоревна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры правовых основ управления Факультета управления и политики Место работы: МГИМО МИД России

platonovani@gmail.com

Аннотация: в настоящее время охрана здоровья страны является одним из приоритетов государственной политики в социальной сфере, что ярко продемонстрировано в «майских» указах Президента РФ от 2012 и 2018 гг. Финансирование здравоохранения же является важнейшим инструментом государственного регулирования данной сферы общественной жизни. В статье анализируются основные задачи и направления развития государственной поддержки системы здравоохранения за последние годы. Что позволило также выявить наиболее острые проблемы. Данная работа может быть полезна для выработки предложений совершенствования соответствующего законодательства в данной области.

Ключевые слова: здравоохранение, финансирование, субсидии, инвестиции, система ОМС, государственный бюджет.

FINANCING AS AN INSTRUMENT OF STATE REGULATION OF NATIONAL SYSTEM OF HEALTH CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Smyshlyaev Alexey V., PhD in Medicine, Leading researcher

Work place: Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russia Federation

alexeysmishlyaev@yandex.ru

Melnikov Yuri Yu., PhD in Medicine, Leading researcher

Work place: Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russia Federation

melnikoff16@mail.ru

Platonova Natalia I., PhD in law, Lecturer of the Department of legal bases of management Faculty of management and policy Work place: MGIMO of the MFA of Russia

platonovani@gmail.com

Annotation: today the health care is one of the most important issue for state social policy. We may see it also in the "May Decrees" of the President of the Russian Federation of 2012 and 2018. Health care finance is the most effective instrument of state regulation of this sphere. This article is to analyze the goals and tendencies of state funds that helps to underline the problems that the state faces. This research may be helpful for formulating the proposal to improve the legislation in the sphere of health care system.

Keywords: heal care, financing, subsidies, investments, system of OMS, state fund.

Помимо этого, Правительство РФ рассматривало вопрос о повышении финансирования системы здравоохранения в конце 2017 года. Так, нынешний глава Счетной Палаты РФ (А.Л. Кудрин) предложил в 2017 году повысить финансирование здравоохранения к 2024 года на 0,7-0,8% ВВП. Согласно плану Правительства, в рамках реализации программы «Развитие

здравоохранения» финансирование отрасли в 2017 года должно было вырасти на 14%, что составило более 300 млрд. руб. Помимо этого, это отражено в бюджете на 2017 года (и плановый период 2018 и 2019 гг.). В перспективе на 2018-2019 гг. планируется повысить расходы из федерального бюджета

Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО

Платонова Н. И. УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ

на нужды здравоохранения на 18,3%, что может составить около 460 млрд. руб. [Лазарева А.Н., Мельник И.А., 2018: 158].

Стоит отметить, что Министерство здравоохранения РФ реализует ряд проектов, направленных на повышение удовлетворенности населения со стороны медицинских организаций. Целью одного из проектов («Бережливая поликлиника»), на который выделено в 2017 года около 90 млн. руб., является повышение степени удовлетворенности населения посещением амбулаторно-поликлинической учреждений государственной системы здравоохранения до 70% [Жерелина О.Н., Цокур Е.Ф., 2017: 72]. На сегодняшний момент в проекте учувствуют большинство субъектов РФ, что говорит о масштабировании идеи на всю страну. По плану Минздрава, в 2017 году проект должен был охватить более 2000 медицинских организаций [Хулукшинов Д.Е., 2016: 83]

Другой пример проект в сфере охраны здоровья граждан -«Укрепление здорового образа жизни», который призван стимулировать граждан вести здоровый образ жизни, а именно -отказаться от потребления табака, воздерживаться от чрезмерного употребления алкогольных напитков, использовать средства контрацепции для защиты от ЗППП (заболеваний передающихся половым путем) и т. д. Финансирование данного проекта составило в 2017 году около 400 млн. руб.

Не обошло внимание государства и кадровое обеспечение системы здравоохранения. Реализация проекта «Новые кадры современного здравоохранения» обошлось государственной казне в 2017 году в 1,5 млрд. руб., что имело своей целью -создание системы аккредитации для медицинских работников (создание платформы), закупка оборудования, программного обеспечения и много другого [Христюк А.В., 2017: 52].

Повышая расходы на общее финансирование отрасли, Правительство снижает ассигнования на развитие ряда направлений медицины. Так, на сферу «онкологии» (помощь онкологическим больным) расходы снизились в 2017 году с 800 млн. руб. до 58 млн. руб.

Резко увеличено финансирование высокотехнологической помощи, что несомненно будет способствовать развитию этого направления (с 0.7 млрд. руб. до 6.1 млрд. руб.) в 2017 году.

Стабильным остается финансирование на закупку лекарственных средств и иммунопрофилактику. В то время как программы по приобретению препаратов от ВИЧ-инфекции и программа «Семь нозологий» теряют с каждым годом ассигнования ( с 17,8 млрд. руб. до 16,9 млрд. руб. и с 43,6 млрд. руб. до 42,7 млрд. руб. соответственно). Финансирование противотуберкулезной отрасли остаётся относительно неизменном уровне - 3 млрд. руб./год.

Одной из основных тенденций в финансировании отечественного здравоохранения остается на протяжении последнего десятилетия - увеличение финансирования со стороны государства за счет всех уровней бюджетной системы РФ с увеличением роли системы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) [Богдан В.В., Жерелина О.Н., Тодрик В.В., 2018: 66]. Расходы бюджетной системы РФ на систему здравоохранения по данным Федеральной службы государственной статистики представлены в Таблице 1 [Данилов А.В., Гришина Л.А., 2018: 159].

Таблица 1

Расходы бюджетной системы РФ на систему здравоохранения по данным Федеральной службы государственной статистики._

ПОКАЗАТЕЛЬ 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

Общие расходы (млрд. руб.) в том числе: 2478,0 2895,7 2974,9 3274,9

Федеральный бюджет 405.1 357,7 309,7 315,9

Консолидированные бюджеты субъектов РФ 1034,6 1098,7 1154,7 1376,7

Бюджет ОМС 1038,3 1439,3 1510,5 1582,3

Проводя анализ представленных данных, можно сделать вывод, что доля бюджетных ассигнований (федеральный бюджет, консолидированный бюджет субъектов РФ) имеет тенденцию к снижению в то время, как «нагрузка» на фонды ОМС возрастает. Данную тенденцию можно охарактеризовать как переход от прямых бюджетных вливаний к распределению средств через специализированный фонд, что с одной стороны можно рассматривать как переход прогрессивной модели «одноканального» финансирования, но с другой, учитывая, что фонды ОМС не являются по своей сущности страховыми организациями, увеличивают «бюрократическую» нагрузку на отрасль. Увеличение финансирования через ОМС так же можно связать с тем, что внедрен единый порядок предоставления и использования субвенций из бюджетов ОМС параллельно с увеличением страховых взносов.

Если рассматривать более детально, то большую часть расходов уходит на финансирование специализированной медицинской помощи (медицинская помощь, оказываемая в стационарных условиях), наименьшая часть идет на скорую медицинскую помощь, хотя в динамике отмечается рост ее финансирования. Первичная медико-санитарная помощь, которая является базовой основой любой системы здравоохранения тратиться из года в год все больше и больше бюджетных средств (включая средства ОМС). Объемы финансирования государственной системы здравоохранения РФ в соответствии с данными Федеральной службой государственной статистики представлены в Таблице 2 [Беседовский С.Г., Жаркова Ю.С., Цой Р.А., Щемелев С.Н.,2018: 135-136].

Таблица 2

Объемы финансирования государственной _системы здравоохранения РФ_

Статья расходов (млрд. руб. в год) 2014 2015 2016 2017 Темп роста в период с 2014 по 2017 в %

Первичная медико-санитарная помощь 522 574 612 637 124,2

Специализированная медицинская помощь 827 889 952 989 120,1

Скорая медицинская помощь 99 108 113 120 122,5

Лекарственное обеспечение 151 153 162 168 112,3

В настоящее время большую часть расходов из консолидированного бюджета РФ уходит на стационарную медицинскую помощь (53,08%), в то время как на амбулаторно-поликлиническую - в 1,6 раз меньше (32,54%). На дневные стационары расходуется менее одного процента средства (0,53%). Видно, дисбаланс в расходовании средства между стационарной и амбулаторной помощью, что говорит о том,

что распределение государственных ассигновании не отражает современную тенденцию к увеличению (фокусированию) внимания и как следствие увеличение финансирования на первичную медико-санитарную помощь. Структура расходов на государственную систему здравоохранения в РФ в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики представлены на Рисунке 2 [Махнова H.A., 2018: 47].

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

Донорская кровь _ 2.91%

Санагорно-оздоровнтельн: помощь 6,55%

Скорая медицинская помощь 1,82%

Медицинская помощь в дневных стационарах

0,53%

Рисунок 2. Структура расходования средств на систему здравоохранения в РФ (2017).

В распределении бюджетных средств в отношении трат на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения большую роль играет доля федерального бюджета, в то время как в финансировании дневных стационаров эта роль возложен на консолидированные бюджеты субъектов РФ. Так же стоит отметить, что велика роль регионов в финансировании таких направлений здравоохранения как хранение и переработка донорской крови, скорая и стационарная медицинская помощь. В отношении санаторно-курортного дела и амбулаторной помощи напротив, доминирует федеральный бюджет в структуре расходов. Соотношения между расходования средств на систему здравоохранения в РФ между консолидированным бюджетом субъектов РФ и федеральным бюджетом РФ в 2017 представлены на Рисунке 3 [Жукова Н., 2018: 56].

Саштгарно-эппдемнологическое благополучие Заготовка, переработка, хранение донорской крови н ее компонентов Санаторно-оздоровцтельная помощь

Скорая медицинская помощь

Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов

Амбулаторная помощь

Стационарная медицинская помощь

0% 20« 40% 60% 8№Н 100"

ШКонсолидированные бюджеты субъектов РФ ■ федеральный бюджет

Рисунок 3. Соотношение расходования средств на систему здравоохранения в РФ между консолидированным бюджетом субъектов РФ и федеральным бюджетом РФ (2017).

Среди источников финансирования системы здравоохранения на протяжении новейшей истории России можно разделить на три основных: бюджеты всех уровней (федеральный, региональный бюджет), бюджеты ОМС (Федеральный фонд, Территориальные фонды ОМС) и иные источники (в т. ч. пожертвования, инвестиции и т. д.). Данные модели (формы) финансирования не существуют в «чистом» виде и поэтому стоит говорить о «смешанной» системе финансирования здравоохранения в РФ, хотя, безусловно, существует в ряде

направлении доминирующая роль того или иного источника [Камолов С.Г., Корнеева А.М., 2018: 100]. В настоящее время в РФ существует бюджетно-страховая модель финансирования системы здравоохранения [Даниелян М.Г., 2016: 546]. На Рис. 4 представлена схема источников финансирования в РФ.

Согласно 323-ф3, источником финансирования являются:

1. Средства бюджетов всех уровней;

2. Средства фондов ОМС;

3. Личные средства граждан, в т.ч. формат оформления полиса добровольного медицинского страхования;

4. Пожертвования.

1 J

Страховые | I Страховые

взносы ; ВЗНОСЫ

ОМС i дмс

Благотворительные взносы

Средства других отраслей

Иные источники, не запрещенные законодательством РФ

Рисунок 4. Источники финансирования здравоохранения в РФ.

ОдноИ из актуальных проблем, связанных с реформированием государственной системы здравоохранения является переход к ее «одноканальному» (Рис. 5) способу финансирования через территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).

Основной принцип при «одноканальном» финансировании заключается в том, что основные средства на оплату медицинских услуг будут поступать через ОМС, а медицинские услуги будут оплачиваться по факту их предоставления с учетом конечного результата. Положительная сторона использования «одноканального» финансирования перед «многоканальным» представляется в том, что упрощается принцип оценки эффективности использования средств [Коробкова O.K., 2015: 71].

фонпСС

: Платежи ! за неработающее j население

Система социального страхования РФ

Федеральный фонд ОМС

Территориальные фонды ОМС (ТФОМСы)

Пенсионный ФОНД

Рисунок 5. Схема «одноканального» финансирования.

Применение нового подхода осуществляется на протяжении последних 8 лет, что привело в ряде случаев более прозрачным схемам расходования средств и осуществления государственных гарантий по всех территории РФ независимо от места

Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Платонова Н. И.

ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ

регистрации (места выдачи страхового полиса ОМС) гражданину России.

Введение «одноканального» финансирования, с одной стороны, и предоставления всем гражданам РФ единого страхового полиса ОМС, с другой стороны, является примером эффективного механизма реализации социальной функции государства в сфере охраны здоровья граждан, который позволяет получать бесплатную медицинскую помощь (ОМС) в рамках Программу государственных гарантий1 по всей территории страны. Новый подход в системе финансирования здравоохранения РФ имеет ряд преимуществ:

1. Связь между затратами и результатом («эффективность»);

2. Более независимый конкурс в распределении государственных закупок в сфере здравоохранения («справедливость») [Павлюк А.В. 2013: 22];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Наличии больших свобод в расходовании средств выделенных по средством ОМС и повышением ответственности за их использование («ответственность»);

4. Повышение роли страховых организаций, осуществляющих контроль за МО в части оплаты оказанных медицинских услуг («централизовалось»);

5. Более тесная взаимосвязь между оплатой и диагнозом2 (по средствам тарифов ОМС) («обоснованность»).

Несмотря на более прогрессивный подход «одноканальная» система не решает на сегодняшний день одну их главных проблем национальной системы здравоохранения - неравномерность обеспечения МО на территории РФ. «Финансирование» по результату деятельности, безусловно, далеко от принципов management by results3 Питера Дрюкера, но все же является шагом вперед к совершенствованию модели управления в здравоохранения. Но данный принцип показывает свою несостоятельность в регионах РФ с низкой плотностью населения и/или с населением преимущественно старшего возраста, где принцип вылечиваемости не может быть рассмотрен как главенствующий критерий при оценке качества оказываемой медицинской помощи [Камолов С.Г., 2008: 34]. Другой «слабой» стороной финансирования через фонды является «задержка» в выплате средств за оказанные услуги, что может создавать дополнительные проблемы для МО в части выплаты заработной платы, закупки оборудования и решение текущих хозяйственных нужд. Система движения финансовых средств в рамках «одноканального» подхода является достаточно сложной (см. Рисунок 6), что влечет за собой повышение «издержек» и «потерь». Учитывая что в настоящее время 58% медицинского оборудования используемых в государственной системе здравоохранения РФ подлежит замене (обновлению) и 44% МО нуждаются в капитальном ремонте помещений, возникает вопрос - сможет ли справиться государство с постав-

ленными задачами по модернизации с помощью «одноканального» подхода в финансировании.

Органы исполнительной власти (убьекта РФ

Плательщики страховых взносов (организации .111 и др .)

ФОМС

ТФОМС

Страховая медицинская организация

Медицинская организация

Пациент (физическое лицо)

I Субвенции

Договор офшансшом обеотечении ОМС

Договорив оказание и оплату медицинской ПОМОЩИ ПО ОМС

Медицин скан 7„луга

1 Постановление Правительства РФ от 10.12.2018 N 1506 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_313205/

2 Диагноз - заключение о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии и основанное на всестороннем систематическом изучении пациента.

3 Management by results (управление по результатам) - это особый подход к управленческим задачам, возникший с усложнением содержания и взаимосвязей процессов, осуществляемых внутри организаций, с многообразием их форм, интенсивности, в связи, с чем появилась потребность в их максимальной структуризации и использовании формализованных оценок.

Рисунок 6. Схема движения «финансовых» потоков при «одноканальном» финансировании.

Новая подход в финансировании здравоохранения предполагает оплату расходом медицинским организациям (далее -МО) в соответствии с качеством и объёмом оказанных медицинских услуг. Мотивация руководителей МО в предоставлении обоснованных медицинских услуг в надлежащем качестве становиться более явной. По сути дела, эффективность оценивается по соотношении качества/объема/средств на каждую конкретную услугу, что вносит больше ясности для сотрудника фонда ОМС, как представителя организации, которая осуществляет финансирование, так и конечного потребителя услуги - пациента. Хотя заинтересованность пациента здесь опосредованная или даже гипотетическая. Это связан с тем, что фонды существуют по принципу «общего котла» и невозможно определить доли каждых участников [Карепина О.И., Меликсе-тян С.Н., 2017: 43]. Исходя их этого, пациента в большинстве случаев можно исключить их лиц, мотивированных контролировать расходование средств из фондов ОМС. Система не предусматривает какого-либо влияние на расходование средств со стороны застрахованного лица (пациента). Страховая модель здравоохранения по форме, на деле является «бюджетной» моделью, что сводит роль фондом ОМС к регулированию финансовых потоков, направленных государством на поддержку сферы охраны здоровья граждан.

Ввиду ограничения финансирования отрасли через бюджеты субъектов РФ, осуществляется структурные изменения с целью слияния «потоков» денежных вливаний и их кумуляция в фондах ОМС. Изменения «рычага» финансирования здравоохранения - это, прежде всего, изменение одного из ключевых механизмов государственного регулирования отрасли в целом. Повышения эффективность данного механизма заключается в изменении подходов к обеспечению медицинских организаций (далее - МО) не по смете, а по объемам оказанных медицинских услуг. Другими словами - цель реформы заключается в стремлении государства оплачивать фактически оказанные услуги населению со стороны МО. Несмотря на оправданное внедрение «одноканального» финансирования с точки зрения совершенствования механизма управления системой здравоохранения, МО сталкиваются с рядом проблем:

1. Не учитываются различия качества медицинских услуг;

2. Стоимость использования оборудования;

3. Квалификация врачей;

4. Система оплаты не дает возможности аккумулироваться денежные ресурсы через систему ОМС, которые могли быть потрачены на развитие и совершенствование;

5. Существующая система не «мотивирует» руководителей МО развивать вверенные им учреждения;

6. Переход на «подушевнее» финансирование и обеспечения объема выполненных услуг приводит к «неравенству» субъектов РФ в части окупаемости медицинской помощи на одного гражданина.

7. Стоимость услуг (согласно тарифу ОМС) не учитывает специфику субъекта РФ, его уровень жизни, среднюю заработную плату и т. д;

8. Система оплаты услуг через ОМС не способно оценить «реальную» стоимость лечения в части высокоспециализированной (высокотехнологичной) помощи или, например, в отношении онкологических пациентов.

Для государственной системы здравоохранения одной из главных задач является обеспечение доступности и качества медицинской помощи. Переход от «бюджетно-страховой» системы к «страховой» («одноканальной») имеет ряд стратегических преимуществ, но в то же время обнажает дисбаланс между обязательствами (гарантиями) со стороны государства и объемом финансовых средств [Андреева О.В., Самойлова К.Н., Такмазян А.С., 2016: 92]. Программа государственных гарантий призвана обеспечить минимальную потребность населения в медицинской помощи, но финансирование исключительно по «страховой» модели, повышает риск недостаточной реализации данной программы. Учитывая дисбаланс в уровне социально-экономического развития среди субъектов РФ, следует понимать, что равновесие в системе здравоохранения региона можно будет достичь только по средствам «смешанного» финансирования [Меликсетян С.Н., 2016: 52-53].

Согласно Всемирной организации здравоохранения, эффективность системы здравоохранения можно оценивать как удовлетворительную, если доля ее финансирования составляет не менее 6% от ВВП. В РФ этот показатель не превышает в настоящее время более 4%, что ставит страну на 71-е в мире по финансированию и на 130-е место в мире по эффективности здравоохранения. Это говорит о том, что при нынешней экономической системе не может быть удовлетворительного здравоохранения по определению [Павлюк А.В. 2017: 496]. Недостаток финансирования необходимо компенсировать, повышая эффективность расходования имеющихся средств и привлечения инвестиций.

Система здравоохранения имеет ряд проблем, связанных с устаревшей материально-ресурсной базой, морально и физически устаревшей медицинской техникой, решение которых невозможно при использовании финансирования через ОМС. Решение этих задач возможно при привлечении дополнительных инвестиций со стороны негосударственных организаций и/или частных лиц, а также через межсекторальное взаимодействие (ГЧП).

Следует учитывать негосударственные источники финансирования, такие как государственное (муниципальное) - частное партнерство, концессионное соглашение и т.д. Государство имеет возможность сделать сферу здравоохранения более инвестиционно-привлекательной, что позволит мобилизовать дополнительные ресурсы для модернизации здравоохранения. Использование инструментов бизнес-управления, можно достичь более высокой конкурентоспособности, что позволит МО государственной системы привлекать средства не только из ОМС, но и иных источников (добровольное страхование, прямые хозрасчеты).

Финансирование через фонды ОМС это, по сути, финансирование через бюджет, но через уполномоченный орган, что не меняет суть системы здравоохранения. Она существует за счет государства. Фонд нужен лишь для того, чтобы контролировать эффективность расходования средств. Переход от «бюджетно-страховой» модели к «страховой» существует на бумаге, но по сути меняется только механизм распределение бюджетных средств. Страховая часть была «сформирована» в 90-е как дополнение к уже существующей бюджетной модели финансирования системы здравоохранения, но по сегодняшний день так и не стала ее полноценным компонентом.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,87%.

Список литературы:

1. Андреева О.В., Самойлова К.Н., Такмазян А.С. Актуальные вопросы внедрения и развития преимущественно одноканальной модели финансирования медицинских учреждений // Финансовые исследования. 2016. № 2 (47). С. 89-98.

2. Богдан В.В., Жерелина О.Н., Тодрик В.В. К вопросу об унификации законодательства о страховании государственных служащих: частноправовые и публично-правовые начала // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 6. С. 66-70.

3. Беседовский С.Г., Жаркова Ю.С., Цой Р.А., Щемелев С.Н. Проблемы финансирования бюджетных учреждений здравоохранения // Финансовые исследования. 2018. № 2. С. 129-137

4. Даниелян М.Г. Анализ источников финансирования здравоохранения на современном этапе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6. С. 545-548

5. Данилов А.В., Гришина Л.А. Новые аспекты финансирования в сфере здравоохранения // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2018. № 2. С. 159-160.

6. Жерелина О.Н., Цокур Е.Ф. Участие государства в гражданских правоотношениях // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 72-76. Жукова Н. Финансирование здравоохранения в РФ: проблемы и перспективы материалы круглого стола. // Финансирование здравоохранения. 2018. - №2. - С. 53-58.

7. Камолов С.Г. Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики // Власть. 2008. № 12. С. 34-38.

8. Камолов С.Г., Корнеева А.М. Технологии будущего для «умных городов» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 2. С. 100-114.

9. Карепина О.И., Меликсетян С.Н. Развитие государственного финансового контроля в сфере здравоохранения // Финансы и кредит. 2017.№30.С. 33-49.

10. Коробкова О.К. Управление медицинскими услугами на основе одноканального финансирования системы здравоохранения // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. №4. С. 69-73.

11. Лазарева А.Н., Мельник И.А. Анализ и оценка современной системы финансирования здравоохранения в РФ // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2018. № 7-1. С. 155-160.

12. Махнова Н.А. Модели управления финансовыми потоками в сфере здравоохранения и их особенности // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления. 2018. - №2. - С. 45-52.

13. Меликсетян С.Н. Финансовый аспект реализации концепции социального государства в России //Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. №20. С.46-60.

14. Павлюк А.В. Государственное регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 496-508.

15. Павлюк А.В. Административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ: автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2013. С. 22.

Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО

Платонова Н. И. УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ

16. Пахомова Н.М., Камолов С.Г. Особенности городов федерального значения: пробелы законодательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 93-96.

17. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю. Правовые аспекты защиты чести, достоинства и деловой репутации врача в отношении публикаций в сети интернет персональных данных в общем доступе // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 783-787.

18. Фактор А.М., Камолов С.Г., Никандрова А.А. Человеческие ценности в цифровую эпоху // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2018. Т. 6. № 2 (21). С. 86-103.

19. Христюк А.В. Изменение в порядке финансирования медицинских организаций // Экономист лечебного учреждения. 2017. № 11. С. 49-57.

20. Хулукшинов Д.Е. Современное состояние системы здравоохранения России: вопросы формирования и проблемы развития // Экономические науки. 2016. №5. С. 79-84

21. Kozhokin E.M., Zherelina O.N. The nation at the change of epochs. Russian state and society at the turn of the XX century // Journal of Constitutional History. 2017. Т. 33. № 1. С. 67-80.

22. Nigamaev A.Z., Gapsalamov A.R., Akhmetshin E.M., Prodanova N.A., Savchenkova D.V. Transformation of the tax system during the middle ages: the case of Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 3. С. 242-253.

23. Sharafutdinov R.I., Gerasimov V.O., Akhmetshin E.M., Yumashev A.V., Luzina T.V. Inclusive growth index assessment in the regions of the Volga federal district of the Russian Federation // В сборнике: Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020 Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference (IBIMA). 2018. С. 3890-3902.

24. Usenko L.N., Bogataya I.N., Bukhov N.V., Kuvaldina T.B., Formation of an integrated accounting and analytical management system for value analysis purposes // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № S1. С. 63-71.

25. Voronkova O.Y., Zadimidchenko A.M., Goloshchapova L.V., Polyakova A.G. Economic and mathematical modeling of regional industrial processes // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 4. С. 268-279.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Финансирование как инструмент государственного управления национальной системы здравоохранения в Российской Федерации» ведущего научного сотрудника ЦНИИОИЗ МЗ РФ, канд. мед. Наук Смышляева А.В., ведущего научного сотрудника ЦНИИОИЗ МЗ РФ, канд. мед. наук Мельникова Ю.Ю., доцента Кафедры правовых основ управления МГИМО МИД РФ канд. юрид. наук. Платоновой Н.И.

Актуальность научной статьи «Финансирование как инструмент государственного управления национальной системы здравоохранения в Российской Федерации» состоит в том, для государственной системы здравоохранения одной из главных задач является обеспечение

доступности и качества медицинской помощи, что не реализовано в полной мере, в соответствии с «майскими» указами Президента РФ, в настоящее время.

Переход от «бюджетно-страховой» системы к «страховой» имеет ряд стратегических преимуществ, но показывает обнажает дисбаланс между обязательствами со стороны государства и объемом финансовых средств. Эффективность системы здравоохранения можно оценивать как удовлетворительную, если доля ее финансирования составляет не менее 6% от ВВП. В РФ этот показатель не превышает в настоящее время более 4%, что говорит о том, что при нынешней экономической системе не может быть удовлетворительного здравоохранения по определению. Государство может сделать сферу здравоохранения инвестиционно-привлекательной, что позволит мобилизовать дополнительные ресурсы для модернизации здравоохранения. Финансирование через фонды по сути является финансирование через бюджет. Переход от «бюджетно-страховой» модели к «страховой» существует на бумаге.

Название статьи и ее содержание полностью совпадают. Авторы использовали общетеоретический метод исследования материалов представленных на официальным сайтах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органов исполнительной власти Российской Федерации, а так же нормативно-правовые ресурсы регулирующие вопросы охраны здоровья населения в Российской Федерации, материалы научно-практических конференций по теме исследования, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области управления здравоохранением, опубликованные в рецензируемых изданиях по вопросам фундаментальных и прикладных исследований в области теории и практики управления в здравоохранении.

Научная новизна заключается в анализе текущей ситуации в системе здравоохранения сквозь призму современных методов управления предоставлением медицинских услуг, которые отвечают требованиям времени. Авторы проанализировали слабые стороны существующей системы управления и выделил ключевые принципы, позволяющие совершенствовать модель здравоохранения. Так же, авторы приводят примеры механизмов реализации современных подходов в управлении в Российской Федерации.

Аннотация работы достаточно информативна и отражает сущность научной статьи. Авторы продемонстрировали хорошие навыки работы с открытыми источниками данных умение детально анализировать проблемы и делать соответствующие выводы.

Аргументированные выводы и содержательные суждения авторов будут интересны широкому кругу читателей, вовлеченных в процесс управления здравоохранением.

Доцент кафедры государственного управления

МГИМО МИД России, канд. юрид. наук

Павлюк А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.