Научная статья на тему 'Эволюционная парадигма системы финансирования здравоохранения в Российской Федерации'

Эволюционная парадигма системы финансирования здравоохранения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ОДНОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юзвович Л.И., Юзвович А.В., Стукова Н.В.

Статья посвящена исследованию эволюционной парадигме системы финансирования здравоохранения в Российской Федерации. Трансформация системы финансирования здравоохранения не является самоцелью, а предполагает изучение накопленного опыта в данной сфере, как внутри страны, так и за ее пределами, с целью оптимизации системы финансового обеспечения здравоохранения. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе эволюционного развития системы финансирования здравоохранения в России. Методами научного исследования выступают приемы теоретического и эмпирического познания исторического развития российской системы финансирования здравоохранения. В заключении делаются выводы и обозначаются перспективы успешного бюджетностраховой модели финансирования здравоохранения в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTIONARY PARADIGM OF HEALTH FINANCING IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study of the evolutionary paradigm of the system of healthcare financing in the Russian Federation. The transformation of the system of health financing is not an end in itself, and involves the study of the accumulated experience in this field, both within the country and abroad, with the purpose of optimization of system of financial provision of health care. Subject of research are economic relations arising in the process of evolutionary development of the system of healthcare financing in Russia. Methods research are the methods of theoretical and empirical knowledge of the historical development of the Russian system of health financing. In the conclusion the author draws conclusions and highlights the prospects for a successful budgetinsurance model of financing health care in Russia.

Текст научной работы на тему «Эволюционная парадигма системы финансирования здравоохранения в Российской Федерации»

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Юзвович Л.И.

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита

Юзвович А.В. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, магистрант направления «Финансы и кредит»

Стукова Н.В. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, магистрант направления «Финансы и кредит»

THE EVOLUTIONARY PARADIGM OF HEALTH FINANCING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Yuzvovich L.I.

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin, Ekaterinburg, Professor, Department of Finance, money circulation and credit

Yuzvovich A. V.

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin, Ekaterinburg, graduate student of the direction "Finance and credit"

Stukova N. V.

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin, Ekaterinburg, graduate student of the direction "Finance and credit"

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию эволюционной парадигме системы финансирования здравоохранения в Российской Федерации. Трансформация системы финансирования здравоохранения не является самоцелью, а предполагает изучение накопленного опыта в данной сфере, как внутри страны, так и за ее пределами, с целью оптимизации системы финансового обеспечения здравоохранения. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе эволюционного развития системы финансирования здравоохранения в России. Методами научного исследования выступают приемы теоретического и эмпирического познания исторического развития российской системы финансирования здравоохранения. В заключении делаются выводы и обозначаются перспективы успешного бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения в России.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the evolutionary paradigm of the system of healthcare financing in the Russian Federation. The transformation of the system of health financing is not an end in itself, and involves the study of the accumulated experience in this field, both within the country and abroad, with the purpose of optimization of system of financial provision of health care. Subject of research are economic relations arising in the process of evolutionary development of the system of healthcare financing in Russia. Methods research are the methods of theoretical and empirical knowledge of the historical development of the Russian system of health financing. In the conclusion the author draws conclusions and highlights the prospects for a successful budget-insurance model of financing health care in Russia.

Ключевые слова: система финансирования здравоохранения, медицинское страхование, однока-нальное финансирование, подушевое финансирование.

Keywords: health financing system, health insurance, single-channel funding, funding per pupil.

Сегодня по всему миру главным вызовом системам здравоохранения является постоянный рост затрат на обеспечение системы здравоохранения. Основная проблема лежит в неравенстве

количества средств, необходимых для предоставления качественной медицинской помощи в полном объеме всем нуждающимся гражданам, и количеством средств, выделяемых для этого госу-

дарством. Если для стран с развивающейся экономикой характерны усилия для увеличения финансирования своих систем здравоохранения в денежном выражении, то реалии сегодняшнего дня в развитых странах - это борьба с постоянно увеличивающимися издержками здравоохранения. Возможные направления трансформации финансирования системы здравоохранения России рассмотрены в работах таких исследователей как Т.В. Акимова, С.А. Банин, Б.И., Каменев А.В., Омелья-новский В.В., Селезнева Е.В., Стародубов В.И., Улумбекова Г.Э., Фаррахов А.З., Шейман И.М., Шишкин С.В.

Сложившаяся ситуация в сфере российского здравоохранения, когда расходы на здравоохранение для обеспечения населения доступной и качественной медицинской помощью явно недостаточны, усугубляется малой эффективностью расходов, чему способствует отсутствие установленных на законодательном уровне конечных результатов деятельности, которые должны быть достигнуты субъектами институциональной структуры отрасли.

В связи с этим основной целью научной статьи является исследование исторических аспектов развития системы финансирования здравоохранения в Российской Федерации, выявление на этой основе проблем и определение направлений ее трансформации.

Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось в конце XVIII - начале XIX веков.

В конце 1842 г. петербургские газеты опубликовали небольшое объявление, которое, по сути, положило начало обязательному медицинскому страхованию. Благодаря задумке полиции даже малоимущие петербуржцы смогли получать медицинскую помощь в больницах. Исторически так сложилось, что вопросами здравоохранения в стране занималась полиция. Больницы для бедных, которые были далеки от самоокупаемости, являлись обузой для полицейского ведомства. В итоге было найдено единственное казавшееся верным решение — собирать с населения незначительную плату, дающую право на дальнейшее «бесплатное» лечение. В объявлении, опубликованном в газетах, содержался призыв ко всем гражданам, зарегистрированным по 4-му и 5-му разрядам (лакеям, кучерам, плотникам, мостовщикам, дворникам, каменщикам, землекопам, печникам), уплатить по 60 копеек серебром. Деньги взимались раз в год. За эту плату указанные категории получали право лечиться в городских больницах. Петербуржцы других категорий — приказчики, буфетчики, повара, садовники, — взнос не платили. Сбор за них платили их работодатели, а самим гражданам ставился штамп в паспорте о том, что сбор уплачен.

Вскоре страховой сбор был поднят до 1 рубля, а также было постановлено взимать дополнительный сбор с хозяев-нанимателей, равный 1 рублю. Кроме того, было решено, что отныне сбор будет распространяться на все категории горожан по принципу: «пусть богатый, который лечится у

частного врача, все равно платит за бедного». Поборам подверглись и все приезжие дворяне и купцы. Вывод 1870 г. звучал так: «Лица, уплатившие по принадлежности означенные сборы, приобретают для себя и семейств своих право на бесплатное лечение в городских больницах».

В 60-х годах XIX века на вновь созданных капиталистических предприятиях стали учреждаться первые товарищества и кассы взаимопомощи. Принятый 6 марта 1861 года Закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах», впервые ввел элементы обязательного страхования в России. Членами товариществ становились все работающие, за счет обязательных вычетов из их заработной платы (в размере 2 - 3%) и паритетных взносов заводоуправлений, формировались страховые фонды [1, с. 141]. За счет средств фондов выплачивались пособия по болезни, а также пенсии инвалидам, вдовам и сиротам.

Не смотря на то, что в дореволюционной России большинство населения составляло крестьянство, живущее в деревнях, основные действия государства были направлены на предотвращение эпидемий в крупных городах.

Уже во второй половине XIX века в России формируется система фабрично-заводской медицины. В связи с эпидемией холеры «Высочайшим повелением» от 1866 года предписывается хозяевам фабрик и заводов отводить и оборудовать помещения с целью оказания медицинской помощи или строить больницы из расчета 1 койка на 100 работающих с бесплатным лечением. Обязанность по финансированию фабрично-заводская медицины была возложена на владельцев, уровень оказываемой медицинской помощи был крайне низок.

После реформ Александра II 1864 года, в сельских районах были организованы медицинские организации (земская медицина), обслуживавшие беднейшее население. Основным источником финансирования таких организаций являлось налогообложение населения. Земская медицина, основанная на принципах бесплатного централизованного предоставлении медицинских услуг всем гражданам, послужила основополагающей базой для советской медицинской системы.

Позднее в России возникла и стала развиваться, по аналогии с европейскими странами, общественная система страхования ремесленников и наемных рабочих. Основным учреждением страхования в этой системе становятся страховые (больничные) кассы. Первая больничная касса на территории России была создана в 1859 году при рижской фабрике «П.Х. Розенкранц и Ко».

В 1912 году III Государственной думой принимается Закон о страховании рабочих на случай болезни и от несчастных случаев, который предусматривает обязательное медицинское страхование работающих и охватывающий около 20 процентов работающих по найму. На предприятиях с численностью работающих не менее 200 человек учреждалась больничная касса, которая и являлась органом страхования. Управление больничной

кассой осуществлялось общим собранием - высшим органом управления, и правлением - исполнительным органом, в состав которого входили представители рабочих и предпринимателей. Источников пополнения средств служили взносы работающих и их нанимателей. Кассами заключались договоры с больницами, а также могли создаваться собственные больничные учреждения.

В 1914 году в России была создана первая кассовая больница при Тульских меднопрокатных и патронных заводах. Больничные кассы подчинялись губернским страховым присутствиям, которые возглавлялись губернатором или градоначальником. Страховые присутствия подчинялись Российскому страховому совету.

В 1917 году, после прихода к власти Временного правительства в результате Февральской революции, было разработано «Положение об изменении правил об обеспечении рабочих на случай болезни». Кроме того, 25 июля 1917 года был принят новый Закон о медицинском страховании, который предусматривал расширение круга застрахованных по обязательному страхованию. Однако реформы Временного правительства остались нереализованными, в связи с Октябрьской революцией 1917 года.

30 октября 1917 года Народным комиссариат труда объявляет страховую программу Советского правительства, в которой декларируется «полное социальное страхование»» на началах централизации. Был принят ряд декретов «О передаче больничным кассам лечебных учреждений» от 14 ноября 1917 г., «О страховых присутствиях и страховом совете» от 29 ноября 1917 г. и другие. В соответствии с декретами начинается создание так называемой «рабочей страховой медицины» под контролем Народного комиссариата труда. За короткий период времени была создана система лечебных учреждений больничных касс, где застрахованные могли получить квалифицированную медицинскую помощь.

В июле 1918 года был создан Народный комиссариат здравоохранения, что привело к разделению системы здравоохранения на две составляющие. Первая - рабочая страховая медицина -подчинялась Народному комиссариату труда, вторая - советская медицина - созданная на основе земской и городской медицины, была в подчинении Народного комиссариата здравоохранения.

Такая система просуществовала недолго и 18 февраля 1919 г. Советом народных комиссаров было принято постановление «О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному комиссариату здравоохранения». С этого момента существует единая общегосударственная «советская медицина».

В период НЭПа (новой экономической политики) в 1921 - 1929 год, в соответствии с принятыми Советом народных комиссаров постановлениями, возродилось обязательное социальное страхование. Страховые средства стали дополнительным источником финансирования здравоохра-

нения, государственное финансирование осталось основным источником оплаты медицинских услуг.

Одновременно с ликвидацией НЭПа медицинское страхование как таковое было упразднено, сохранились лишь его отдельные элементы в виде санаторно-курортного лечения под эгидой профсоюзов и отдельных видов оздоровительной и профилактической работы на промышленных предприятиях.

Таким образом, до начала 90-х годов прошлого века в стране существовала единая общегосударственная система здравоохранения, которая финансировалась за счет средств государственного бюджета.

Государственное финансирование социальных расходов, включая здравоохранение, осуществлялось преимущественно путем формирования так называемых общественных фондов потребления, которые представляли собой специфический способ распределения той части национального дохода, которая предназначалась для удовлетворения текущих потребностей населения сверх оплаты по труду. Характерной чертой советской медицины являлась ее профилактическая направленность, которая проявлялась в развитии сети лечебно-профилактических, оздоровительных учреждений, а также проведении массовых оздоровительных и спортивных мероприятий. В связи с чем, расходы были объединены в одно направление - «расходы на здравоохранение и физическую культуру». Абсолютная сумма расходов на здравоохранение и физическую культуру увеличивалась год от года. Если в 1955 г. расходы на это направление составляли 2,9 млрд р, то в 1960 г. - 5,1, в 1965 г. - 7,0, а в 1970 г. - 9,9, а в 1985 г. - уже 17,5 млрд р [2, с.525-530].

Государственный бюджет являлся основным источником финансирования расходов на здравоохранение являлся. Кроме средств государственного бюджета на финансирование здравоохранения направлялись ресурсы из бюджета государственного социального страхования. На долю расходов за счет этого источника приходилось 45% всех рас ходов на здравоохранение и физическую куль туру из ОФП. Кроме того, для финансирования привлекались ресурсы предприятий и организаций, колхозов и профсоюзов, их доля в общей структуре расходов на здравоохранение составляло в 70-е годы 10%.

Принцип бесплатности советского здравоохранения не запрещал предоставление части медицинских услуг на платной основе, но более 96% всех услуг оказывались населению страны бесплатно.

В СССР на здравоохранение выделялось примерно 3,0 % ВВП, что было значительно ниже, чем в развитых странах Запада. К примеру, в 1985 году Великобритании этот показатель составлял 6,5%, а в США-12,9% [3, с.5-16].

Распад Советского Союза привел к децентрализации системы здравоохранения. В конце восьмидесятых - начале девяностых годов прошлого века, с началом экономических реформ, связанных

с изменением форм собственности и появлением предпринимателей, использующих наемный труд, возникает потребность в реформировании системы, в возрождении института медицинского страхования.

Медицинское страхование введено с 1 января 1993 года в соответствии с принятым 28 июня 1991 года Верховным Советом РСФСР Законом РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» [4], который предусматривал новую бюджетно-страховую модель финансирования здраво-охранения.

С ее созданием в финансировании здравоохранения появился дополнительный источник -средства государственного внебюджетного Фонда обязательного медицинского страхования. Соглас-

но утвержденной «Программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью» [5] был сохранен перечень видов медицинской помощи, который сложившийся в дореформенный период. Также были установлены показатели размеров медицинских услуг, которые должны финансироваться государством в форме государственных закупок товаров, работ и услуг.

Можно выделить несколько эволюционных этапов развития финансирования здравоохранения с начала перехода на рыночную экономику (рисунок 1). Стоит отметить, что обязательное медицинское страхование - наиболее динамично развивающийся сектор в сфере финансирования здравоохранения.

1991-1993 •Создание системы обязательного медицинского страхования у

1995 •Программа ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения)

2006 •Национальный проект "Здоровье"

2011 •Модернизация здравоохранения

2011-2013 •Региональные программы модернизации здравоохранения

2013-2015 •Переход на одноканальное финансирование •Введение единого подушевого финансового норматива в ОМС •Переход на оплату законченного случая на основе КСГ (клинико-статистических групп) в ОМС

Рис. 1. Эволюция финансирования здравоохранения в 1991-2015 гг. [5-11]

С 1 января 2005 года, согласно Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ [12], территории РФ была начата реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). По замыслу разработчиков, данная система должна была обеспечить централизованный контроль за снабжением льготников (14,7 млн. чел.) лекарствами и эффективное расходование выделенных государственных средств (бюджет программы ДЛО на 2005 г. составил 50,8 млрд. р). Кроме того, с помощью программы предполагалось ликвидировать существенные различия в обеспечении льготников лекарствами в разных регионах России.

С 1 января 2006 года стартовала программа по повышению качества медицинской помощи — национальный проект «Здоровье». Основными направлениями проекта являются следующие:

- развитие первичной медико-санитарной помощи (включая подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров, увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи», дополнительная диспансеризация работающего населения, профилактика ВИЧ-

инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных, укрепление материально-технической базы диагностической службы амбу-латорно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций и

др);

- обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью (включая увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи, строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовку высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала для этих центров).

В 2008 году в нацпроект «Здоровье» дополнительно были включены мероприятия, направленные на снижение смертности:

- совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (включая оснащение муниципальных учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом и медицинским оборудованием);

- совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями (включая создание региональных сосудистых цен-

92

тров, развитие новых высоких медицинских технологий).

В 2009 году в национальный проект «Здоровье» были включены новые направления:

- формирование у россиян здорового образа жизни (включая масштабную информационную кампанию, направленную как на борьбу с алкоголизмом и курением, и на формирование здорового образа жизни);

- снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза (включая внедрение современных методов диагностики и профилактики туберкулеза, лечения и реабилитации больных).

В 2006 году на реализацию проекта было выделено 78,98 млрд руб., за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. На реализацию мероприятий проекта в

2007 году выделялись денежные средства в объеме 131,3 млрд руб. Расходы по проекту составили в

2008 году 145,8 млрд руб. В 2009-2012 гг. реализация национального проекта «Здоровье» предусматривало финансирование в размере 676,8 млрд руб.

В 2008 году Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия долгосрочного развития России до 2020 года (Стратегия 2020) [14]. В рамках Стратегии 2020, в число приоритетных направлений развития системы здравоохранения включена модернизация, которая предусматривает:

- внедрение современных стандартов оказания медицинской помощи;

- увеличение заработной платы работников здравоохранительной отрасли;

- капитальный и текущий ремонты медицинских учреждений;

- укрепление материально-технической базы;

- развитие информационных технологий (включая ведение электронного документооборота и медицинских карт, введение электронной записи на прием к врачу через Интернет).

Двухлетняя программа модернизации российского здравоохранения была принята Правительством Российской Федерации в конце 2010 года и начала реализовываться в 2011 году [13]. На региональном уровне были разработаны и реализованы территориальные программы модернизации здравоохранения.

Согласно результатов проверок Счетной палаты за период 2011-2013 гг. кассовое исполнение данной программы за счет средств федерального бюджета и бюджета ФОМС совокупно составило 694 млрд руб., что составило 98% от предусмотренного на эти цели финансирования. Более 52 процентов средств было направлено на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений [15].

С 2013 года осуществляется поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи, включая высокотехнологичные, через систему обязательного медицинского страхования. При одноканальной системе финансирование учреждений по смете

заменяется финансированием за объемы оказанных услуг, то есть за непосредственные результаты деятельности. Появляется возможность размещать государственный (муниципальный) заказ в любых учреждениях здравоохранения для решения проблем медицинских округов или межрайонных центров независимо от территориального размещения. Отсутствие казначейского исполнения дает руководителям больше свободы в расходовании средств, увеличивая при этом их ответственность. Одноканальное финансирование здравоохранения позволяет оптимизировать организацию медицинской помощи и развивать приоритетные направления, такие как: совершенствование амбу-латорно-поликлинической помощи, внедрение оплаты медицинской помощи по законченному случаю, оказание медицинской помощи по принципу врача общей практики. Следовательно, внедрение преимущественно одноканального финансирования должно привести к более рациональному использованию имеющихся финансовых ресурсов.

В 2013 году внедрен принцип финансирование амбулаторно-поликлинической помощи за счет подушевого финансирования, при котором деньги из территориального фонда ОМС выделяются с учетом численности населения, закрепленного за поликлиникой. Единый подушевой норматив ежегодно устанавливается на федеральном уровне. С целью учета региональные особенностей применяется коэффициент дифференциации к нормативу. Средний подушевой норматив в 2013 году составил 11,6 тысячи рублей на человека. Благодаря переходу на единый подушевой норматив с учетом дифференциации по регионам, все территориальные программы ОМС стали бездефицитными по отношению к единому нормативу. Кроме того, значительно, более чем в 2 раза с 2011 года, сократились различия в стоимости медицинской помощи одного и того же вида.

В 2014 году Правительством РФ утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [9]. Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учёта расходов федерального бюджета), составляют: в 2015 г. — 11599,1 рубля (что на 1304,7 рубля или 12,3% больше, чем в 2014 г.); в 2016 г. — 12215,8 рубля, в 2017 г. — 13379,6 рубля. Из них на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счёт субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования: в 2015 г. — 8260,7 рубля, в 2016 г. — 8727,2 рубля, в 2017 г. — 9741,2 рубля.

В 2013-2014 годах в пилотном режиме начался переход на оплату стоимости лечения в круглосуточных и дневных на основе клинико-статистических групп (КСГ). Аналогичная система фиксированной оплаты «за законченный случай» госпитализации существует во многих странах мира. Оплата по КСГ означает, что больница получает усредненную оплату за лечение пациента с

определенным диагнозом. В одну КСГ внесены близкие по затратности лечения патологии (все диагнозы содержатся в своде Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Продолжительность пребывания больного в отделении не регламентируется. По расчетам Минздрава, переход на оплату по КСГ приведет к увеличению доступности медицинской помощи за счет снижения длительности пребывания в стационаре и сокращению времени ожидания госпитализации. В среднем на госпитализацию пациента в стационар в 2015 выделялось около 20-22 тысяч рублей. С 2016 года перейти система оплаты на основе КСГ должна распространиться на всю страну.

Таким образом, система финансирования здравоохранения в России уходит корнями в середину XIX века и менялась одновременно с экономической и политической обстановкой в стране. Созданная в начале 1990-х годов система обязательного медицинского страхования как ответ на изменившиеся политические и экономические условия, сегодня - наиболее динамично развивающийся сектор системы финансирования здравоохранения в РФ. Стоит отметить, что постреформенной России государство уделяет большое внимание здравоохранению, включая его финансирование. За счет государственных источников были реализованы различные проекты, направленные на улучшение оказания медицинской помощи: национальный проект «Здоровье», программа модернизации здравоохранения. В настоящее время для РФ характерно применение бюджетно-страховой модели. В то же время законодательством о здравоохранении закреплено приоритетное направление по переходу на социально-страховую модель, что потребовало модификации механизма финансирования современной медицинской помощи, при которой достигается финансовая устойчивость, высокая эффективность и социальная направленность системы охраны здоровья населения.

Литература

1. Ашмарина С. В. Страхование рабочих Урала накануне Первой мировой войны//Рабочий класс и рабочее движение России: История и современность/под ред. А. В. Бузгалина, Д. О. Чура-кова, П. Шульце. Москва: Слово, 2002. - С. 141.

2. Иванова Г.М. Финансовая политика в социальной сфере в СССР в 1950-1970-е гг.//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - Выпуск № 3-2. - С. 525-530.

3. Фаррахов А. З., Омельяновский В. В. Проблемы формирования модели финансового обеспечения национальной системы здравоохране-ния//Финансовый журнал. - 2015. - № 1 (23). - С. 516.

4. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О медицинском страховании граждан в РСФСР» от

28.06.1991 № 1499-1 (принят Верховным Советом РСФСР 28.06.1991).

5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» от 11.09.1998 № 1096 (действующая редакция).

6. Постановление Правительства Российской Федерации «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год» от 21.10.2011 № 856.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Постановление Правительства Российской Федерации «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и

2015 годов» от 22.10.2012 № 1074.

8. Постановление Правительства Российской Федерации «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и

2016 годов» от 18.10.2013 № 932.

9. Постановление Правительства Российской Федерации «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и

2017 годов» от 28.11.2014 № 1273.

10. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» от 04.10.2012 № 1006.

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования» от 28.02.2011 № 158н.

12. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 № 122-ФЗ (принят ГД ФС РФ 05.08.2004, действующая редакция).

13. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.11.2010, действующая редакция).

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 г. № 1662-р.

15. Официальный статистический сборник Федеральной службы государственной статистки. Платное обслуживание населения в России. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 14.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.