Научная статья на тему 'Государственное управление в сферах экономики, безопасности и образования'

Государственное управление в сферах экономики, безопасности и образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3292
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / MANAGEMENT / STATE / ECONOMY / SECURITY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсеньев Юрий Николаевич, Минаев Владимир Сергеевич, Алимов Марат Анверович

Исследуются аспекты государственного управления деятельностью общества по критериям эффективности и качества. Анализируются подходы, принципы, функции, методы и средства, их практическое применение и особенности реализации в деятельности российской власти и органов государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE ADMINISTRATION IN THE SPHERES OF ECONOMICS, SECURITY AND EDUCATION

The aspects of state management of the society's activity are investigated by the criteria of efficiency and quality. The approaches, principles, functions are analyzed. methods and means, their practical application.

Текст научной работы на тему «Государственное управление в сферах экономики, безопасности и образования»

THE ROLE OF SCIENTIFIC RESEARCH WORK OF STUDENTS IN THE PREPARATION OF MANAGERS AND ECONOMISTS

A.L. Sabinina, E.P. Mikhaleva

The requirements for the training of economic and managerial personnel in modern conditions are considered. Research elements are defined, the problem situations considered in educational and research activity of students are formulated. The efficiency of research work of students at department of the university is analysed.

Key words: research work of students, the scientific focused training, professionalism.

Sabinina Anna Lvovna, PhD. Doctor of Sciencetehn, Prof., Professor of the Department "Finance and Management», sabinina.anna@yandex.ru , Russia, Tula, Tula State University,

Mikhaleva Еlena Petrovna, PhD. tehn. Sciences, Assoc., Professor of the Department "Finance and Management», ep-mihaleva@yandex.ru , Russia, Tula, Tula State University

УДК 005.1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРАХ ЭКОНОМИКИ, БЕЗОПАСНОСТИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.Н. Арсеньев, В.С. Минаев, М.А. Алимов

Исследуются аспекты государственного управления деятельностью общества по критериям эффективности и качества. Анализируются подходы, принципы, функции, методы и средства, их практическое применение и особенности реализации в деятельности российской власти и органов государственного управления.

Ключевые слова: управление, государство, экономика, безопасность, образование.

Государственное управление (ГУ) как отрасль науки изучает группу социально-экономических процессов и явлений, их необходимые и существенные связи и отношения в сферах социального бытия и сознания. Анализу общих проблем государственного управления (правовое закрепление принципов государственного управления, система государственных органов, их административно-правовой статус, методы государственного управления и др.) посвящены труды многих отечественных ученых (Ананов И.Н., Бачило И.Л., Козлов Ю.М., Лазарев Б.М., Лунев А.Е., Пискотин М.И., Попов Л.Л. и др.).

Государственное управление исследуется с различных точек зрения и концепций, теорий правового или социального государства, способов

разделения властей, влияния на эту отрасль знания теорий синергетики, кибернетики, социологии, политологии, менеджмента [1-3, 7].

В функциях государства, основных направлениях внешней и внутренней деятельности государства раскрывается их активная служебная роль по отношению к обществу, многосторонняя практическая деятельность властей внутри страны и за рубежом. Государство через реализацию соответствующих функций объективирует присущие ему специфику и закономерности развития, динамику политико-рыночных, социально-экономических и духовных преобразований в жизни общества, исполняет свое социальное предназначение.

Если основные внутренние функции государства - экономическая, социальная, экологическая, фискальная, развития культуры, науки и образования, обеспечения безопасности государства, охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности и правопорядка, то его внешние функции - оборона страны; обеспечение международного мира и безопасности; сотрудничество и укрепление связей с другими странами. Деятельность государства по реализации своих функций ведется на основе разделения специфических форм государственной деятельности - законодательной, исполнительной (управленческой) и судебной.

Исполнительная деятельность представляет основанную на законах реализацию исполнительно-распорядительных функций в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.п. Кроме своего содержания, государственное управление отличается от законодательной и судебной деятельности еще тем, что осуществляется органами исполнительной власти [2], которые издают подзаконные нормативные правовые акты, направленные на реализацию своих функций. Органы исполнительной власти и должностные лица выполняют законодательные и иные нормативные правовые акты, ведут выдачу документов, удостоверений, разрешений на производство и регистрацию какой-либо деятельности и др. В установленных законом случаях сотрудники этих органов могут осуществлять принудительные действия, а в особых случаях физическую силу и оружие.

Принципы ГУ (рис. 1) закреплены во многих федеральных законах, других нормативно-правовых актах. Они отражают объективные закономерности, существенные аспекты организации, требования, предъявляемые к синтезу, организации аппарата управления, его подразделений, способам выполнения ими функций управления, влияние на формы, методы, структуру, кадры и процесс управления. Большинство принципов ГУ закреплено в форме правовых норм, но ряд принципов (гуманизм, справедливость) не закреплен законодательством, поэтому идеи социальной справедливости и гуманизма должны пронизывать всю исполнительную дея-

тельность субъектов управления. Можно выделить три взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта ГУ: онтологический (генезис принципов, их взаимосвязи с природой, сущностью отражаемых закономерностей, отношений и взаимосвязей), гносеологический (анализ сути, логики, структуры принципов) и методологический (роль принципов в научно-прикладной деятельности общества в сфере ГУ).

Рис. 1. Принципы государственного управления (ПринГУ): Аспекты ГУ - онтологический (Онтол), гносеологический (Гнос), методологический (Метод); общие принципы - информационной достаточности (ИнфДс), системности (Сист), объективности (Объек), обратной связи (ОбрСв); частные принципы - в конкретных сферах деятельности и объектах управления (КонОб); организационно-технологические принципы (Орг.-техн) - единоначалия (Един), конкретности (Конк), сочетания единоначалия и коллегиальности (СЕд-Кол), иерархичности (Иерар), отраслевые (Отрас) и территориальные (Террит).

ГУ как одна из форм государственной деятельности отличается своим содержанием, формами, методами и органами управления, от которых исходит. Каждая из форм ГУ с учетом свойственных ему способов и средств служит целям реализации функций государства. В [3] принципы ГУ подразделяются:

- на общие (принципы системности, объективности, обратной связи, информационной достаточности);

- частные (принципы в подсистемах и сферах общества - экономической, социально-политической и др.);

-организационно-технологические (принципы единоначалия, иерархичности, конкретности и т.п.).

Классификация ГУ как юридической категории включает [2]:

- общие принципы (социально-правовые, реализуемые в управлении независимо от уровня и местонахождения органа ГУ) - объективность, эффективность, сочетание централизации и децентрализации, законность и дисциплина;

- организационные принципы, состоящие из групп - отраслевой, территориальный (линейный, функциональный, двойного подчинения); рациональное распределение полномочий между субъектами ГУ, их ответственность за результаты своей работы; сочетание единоначалия и коллегиальности.

Выделяют 10 существенных черт и особенностей ГУ как вида государственной деятельности и юридической категории [2]:

1) один из видов государственной деятельности, имеющий непосредственный характер, в рамках которого реализуется исполнительная власть, причем все органы исполнительной власти являются субъектами ГУ;

- непосредственно организующая деятельность по исполнению задач и функций государства (жизнедеятельность отдельных людей и коллективов, а также материальные объекты), осуществление как внешних, так и внутренних исполнительных и распорядительных функций;

2) юридически-властная деятельность, осуществляемая в административном, т.е. во внесудебном порядке (его субъекты осуществляют нормативно-определенные задачи и функции путем использования государственно-властных полномочий, которыми они наделены законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ);

3) подзаконная деятельность (закон определяет ее цели, задачи, служит базой для определения функций и полномочий субъектов ГУ);

4) деятельность, осуществляемая специальными субъектами управления (Правительство РФ и другие органы исполнительной власти), для которых исполнение - основной признак ГУ, как самостоятельного вида государственной деятельности;

5) основные сферы жизни общества -

а) экономика (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, строительство, коммуникации, охрана и защита окружающей среды и природных ресурсов, торговля, финансы, кредит, внешнеэкономическая деятельность, таможенное дело);

6) социально-культурная (наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита);

в) административно-политическая (оборона, национальная безопасность, внутренние дела, юстиция, внешняя политика);

г) области ГУ конкретными объектами - оборона, промышленность, транспорт, связь, здравоохранение и др.

7) управление на основе отраслевого и межотраслевого принципов;

8) централизованное руководство при общей, специальной и отраслевой координации, общих правилах и нормативах, непрямых связях объекта и субъекта управления или как оперативное непосредственное управление с прямыми связями органа и объекта управления;

9) с учетом структуры процесса - последовательное управление субъектами с применением ряда процедур (стадий, циклов, фаз) в рамках административных стандартов и регламентов, в т.ч.:

- разработка и принятие управленческих решений, направленных на исполнение предписаний закона, установление основных правил, нормативов в сфере управления, основных направлений работы и т.п. (организуется функционирование системы управления, определяется статус участников управленческих отношений);

- исполнение принятого решения (реализация предписаний, оперативное регулирование текущих управленческих связей, корректировка решений, оперативное распорядительство и др.);

- проверка исполнения принятого решения (контроль исполнения);

10) юридическое правоприменение, административное правотворчество, административная юрисдикция (правоохранение) при издании органами управления юридических актов на основе и во исполнение закона.

Два элемента характеристик ГУ отвечают целям (исполнение) и средствам достижения (распоряжение), служащие базой в определении ГУ как исполнительно-распорядительной деятельности. В целом ГУ имеет как исполнительский, так и юридически-властный (распорядительный) характер. Исполнительская деятельность - административная деятельность, предусматривающая подчинение объекта управленческих отношений их субъекту. Управленческие отношения являются отношениями субординационными, властно-организационными и распорядительными.

Таким образом, ГУ как вид государственной деятельности выступает организующей, юридически-властной и подзаконной деятельностью органов со стороны исполнительной власти и прочих государственных органов, практическим исполнением субъектами управления норм законодательства при реализации своих полномочий с соблюдением возложенной ответственности.

Сущность исполнительно-распорядительной деятельности состоит в исполнении законов и других правовых актов органов государственной власти. Исполнение - основной признак ГУ как самостоятельного вида государственной деятельности, подразделяющегося на категории:

- социальное управление (деятельность всего государства по упорядочению общественных отношений);

- организационная деятельность (обеспечение условий для успешной реализации функций любым органом или организацией);

- ГУ как деятельность, ведущаяся в масштабе государства специальными субъектами - органами государственного управления.

В зарубежных странах ГУ имеет свою специфику. Так, в ФРГ административное и публичное управление тесно связаны и рассматриваются как деятельность и функция системы органов, организованной государством. По Конституции ФРГ административная деятельность присуща пяти ступеням: 1) органы федерации; 2) земельные административные органы; 3) администрации округов, находящихся под контролем правительства земель; 4) администрации районов и городов на уровне районов; 5) администрации общин. Действия (акты) вышеназванных органов, имеющие общее нормативное значение, представляют собой источники права.

В современной России действуют Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты, многие из них заимствованы за рубежом и не учитывают российских обычаев, традиций, менталитета народов (эта практика «законотворчества» успешно продолжается поныне). Эволюция видов государственного, государственно-административного и административного управления шла с учетом воззрений кибернетики, социологии и менеджмента.

Кибернетический подход к анализу ГУ развивался с 60-х гг. ХХ в. на базе математического аппарата, математической логики и теории функций. Кибернетика, интегрировав важнейшие достижения теории автоматического регулирования, информатики, многих иных сфер научного знания (контроля, приема, хранения и обработки информации в сложных динамических системах), в исследовании управления на высоком уровне абстракции, особое значение придавала принципам, закономерностям и связям множества элементов, входящих в единую целостную систему, а также процедурам и алгоритмам управления. При этом под управлением в широком смысле понималось целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления для создания эффективно функционирующих систем на основе информационных связей и отношений в целях приведения объекта или процесса в упорядоченное конечное (желаемое) состояние. Выделялись следующие типы систем:

- технические (энергосистемы, ЭВМ, станки, роботы, технологические процессы);

- социально-экономические (отрасли, производственные и обслуживающие предприятия);

- организационные (участие трудовых коллективов в управлении крупными объектами).

Любой управленческий процесс предусматривает: необходимость создания и функционирования целостной системы; целенаправленное воздействие на систему для достижения упорядоченности отношений и связей, выполнения поставленной задачи; наличие субъекта и объекта управления как непосредственных участников процесса; информацию, как главное связующее звено всех участников управления; наличие иерархии в

структуре управления; использование различных форм подчинения объекта управления субъекту на основе различных приемов, способов и средств управления.

Под влиянием идей кибернетики и социологии выработан термин «социальное управление» - один из видов управления, воздействующий на сознание, волю и поведение человека (объектами при этом служат социальная организация общества, присущие ей структура и социальные процессы). Признаками социального управления служат:

1) наличие коллективной деятельности людей (субъекты в социальном управлении - люди, их группы, государство и его органы, а объекты управления - человеческие коллективы и отдельные индивиды);

2) главное назначение социального управления - упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности через их организованность;

3) виды социального управления - управление в сфере человеческой деятельности, общественными отношениями и процессами, поведением трудовых коллективов, отдельных людей и организаций (деятельность людей протекает в сферах производства и потребления материальных и интеллектуальных благ, социально-политической, этической, идеологической, культурной, семейной и др.);

4) регулятор поведения людей - властно-волевой характер, включая принуждение и иные методы.

5) сущность социального управления - управление в абстрактном понятии (функция, процесс в конкретной сфере, организации или органе управления), а его содержание - упорядоченные общественные отношения, регулирование, организация функционирования, социального порядка. В этих случаях объектом управления выступают социально-волевые связи, поведение и действия человека. Однако человек является и субъектом социального управления, в его качестве выступают как отдельные личности, так и государственные, международные или общественные организации.

В 70-е гг. ХХ в. проблемы социального управления исследовались с позиции системного подхода, главной идеей которого являлся анализ государственных проблем в конкретной сфере деятельности с позиции организационной системы, характеризуемой определенной целостностью целей и задач всех уровней организации управления. Под управлением организационной системой понималась система управления определенного организационного уровня, реализующая различные функции в объеме, необходимом и достаточном для обеспечения задач управления в требуемом объеме, при следующих основных признаках:

- целостность (принципиальная невозможность сведения свойств системы к совокупности свойств составляющих ее элементов по закону синергии);

- взаимозависимость каждого свойства от его месторасположения в системе и проявления своих свойств во взаимодействии с внешней средой;

- структурность (обусловленность поведения не так поведением отдельных элементов системы, как свойств ее элементов в совокупности);

- иерархичность (каждый элемент направляется интерактивным качеством, обеспечивающим системное взаимодействие этих элементов).

Сформированная теория и практика административного управления послужила ядром административной науки на базе комплексных междисциплинарных исследований и знаний на стыке права и менеджмента, политологии, социологии, общей теории организации. Она стала основой управленческих знаний и образовательных программ для обучения студентов вузов и профессиональной переподготовки государственных служащих с учетом специфики внешней среды и характера ее воздействия. Система государственно-административного управления реализует задачи управления государственной социально-экономической и политико-культурной сферами на основе необходимых финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов по реализации деятельности и принятию легитимных политических решений. ГУ с точки зрения кибернетики - часть социального управления процессами специфического воздействия управляющих подсистем на управляемые подсистемы в составе биологических, технических или социальных систем. Особенность ГУ - системный охват всего общества, включая экономику, социальную сферу, культуру, образование и др., с обеспечением упорядочения, организации и функционирования всей системы общественных отношений в соответствии с закономерностями существования и развития общества. Управление всеми этими сферами осуществляет государственно-административный аппарат, как интегрирующая часть государства. Органы государственного управления действуют по поручению и от имени государства, которое наделяет их властными полномочиями для достижения поставленных перед ними целей. Властные полномочия воплощаются в их компетенциях, определяемых законами и прочими нормативными актами. К субъектам государственного управления в рамках кибернетического подхода относятся не только глава государства и органы исполнительной власти, но и органы законодательной и судебной власти.

Политологический подход развивали ученые И.А. Василенко, Д. Вильсон, Д. Гринвуд, Р. Грегори и др. Объектом теории государственного и административно-государственного управления у них выступала административно-государственная деятельность, как процесс достижения национальных целей и задач через государственные организации, а ее предметом - научное обоснование процесса достижения оптимального государственного управления путем организации. Административно-государственное управление - осуществление государственной политики через исполнение государственных решений, способ управления «сверху

вниз», а государственное администрирование - деятельность профессиональных государственных служащих по реализации социальной политики.

Подход к ГУ с позиции организации управленческой деятельности и менеджмента учитывал положения теории научного управления производством, заложенные еще ее основоположниками (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон и др.). Их стремление создать универсальные принципы управления обусловило:

- разработку рациональной системы управления организацией с учетом основных функций бизнеса (производство, финансы, маркетинг и т.д.);

- синтез структуры организации и управления персоналом на базе принципов А. Файоля, применяемых в управлении, включая единоначалие, централизацию, разделение труда, дисциплину, инициативу, корпоративный дух и т.п.

Современный менеджмент, как научное управление, - это:

1) функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разных организациях, включая государственные органы;

2) область знания, помогающего осуществить эту функцию, разработку ряда проблем, в т.ч. организацию руководства коллективом и процесса управления, методы и модели принятия решений и управления, обеспечение эффективности деятельности организации;

3) сложная система, интегрируемая из различных подсистем и элементов (организационная система управления аппаратом, система методов управления, система технологии и техники управления, система управленческой документации и информации);

4) формы управленческой деятельности - правовые, посредством которых фиксируются управленческие решения и действия, и организационные по реализации коллективных или индивидуальных действий (оперативно-организационные и материально-технические операции).

Стадиями управленческой деятельности выступают: анализ и оценка управленческой ситуации; прогнозирование, моделирование необходимых и возможных действий по сохранению и преобразованию состояния управленческой ситуации в субъекте или объекте управления; разработка предполагаемых правовых актов, реализация организационных мероприятий; принятие правовых актов и осуществление организационных мероприятий; организация исполнения принятых решений; контроль выполнения и оперативное информирование; обобщение исполненной управленческой деятельности и оценка новой результирующей управленческой ситуации.

Многоаспектный подход к анализу сущности ГУ, как виду социального управления, предложен Ю.Н. Стариловым, Ю.А. Тихомировым и др. В широком смысле под управлением они понимали организацию общественных связей, под объектом управления - все общество, а под социаль-

ным управлением, или управлением обществом, - целенаправленное организованное воздействие на сферы общественной жизни, социальные процессы. Управление государством, государственными делами - целенаправленное организованное воздействие государства и его институтов на сферы государственной жизни для их изменения в соответствии с целями государственной политики. Государственное управление ими рассматривается двояко: в широком смысле, как сфера организующей и распорядительной деятельности государственных органов, а в узком смысле, как деятельность органов исполнительной власти, собственно аппарата управления. Администрирование - управленческая деятельность в организациях, учреждениях, предприятиях. Ю.Н. Старилов выделял три типа управления по назначению, качественной специфике и интенсивности производимых управленческих функций и операций:

- механическое техническое (техника, машины, технологии и производственно-технологические процессы);

- биологическое (процессы жизнедеятельности живых организмов);

- социальное (общественные процессы, люди и организации).

С позиции системности ГУ - чрезвычайно сложная динамическая система, каждый элемент которой производит, передает, воспринимает, преобразует регулирующие воздействия так, что они упорядочивают общественную жизнь, способствуют достижению поставленных целей, качественной реализации задач и управленческих функций, связи воедино субъектов и объектов посредством управляющих воздействий (прямых и обратных связей). Тогда ГУ в широком смысле - регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных, законодательных, исполнительных, судебных органов), а в узком смысле - административная деятельность органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительных органов государства на уровне РФ и ее субъектов. Тогда административное право рассматривает ГУ лишь в узком понимании (практическая деятельность Президента и Правительства РФ, центральных органов федеральной исполнительной власти). К органам исполнительной власти, реализующим функции управления, относятся органы местного самоуправления, местная администрация, ее органы и структурные подразделения.

В целом анализ трудов российских ученых позволил выделить ряд подходов к сущности ГУ с исследованием ее в трех значениях:

1) с позиции юридической науки - как одну из форм государственной деятельности, сущность которой состоит в практическом исполнении определенными государственными органами законов, реализации функций государства (при этом ГУ носит государственно-властный характер, субъекты ГУ во исполнение законов реализуют полномочия, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами);

2) с позиции кибернетики и социологии, политологии и связей с

общественностью - как взаимодействие субъектов и объектов социального управления на основе прямых и обратных связей; целенаправленное организованное воздействие государства и его институтов на сферы государственной жизни для их упорядочения и совершенствования адекватно целям государственной политики; как управляющее воздействие всего государства на общество в целях упорядочения социальных систем, обеспечения их функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития общества;

3) с позиции организации управленческой деятельности, теории научного управления и менеджмента - как государственный менеджмент и управление коллективами в четырех главных аспектах организации управленческой деятельности - планирование, организация, руководство и контроль.

В заключение отметим следующее:

1. Управление имеет ряд значений: направление хода движения; руководство, направление деятельности кого-либо или чего-либо; деятельность органов власти. Управлять - означает направлять, руководить, распоряжаться.

2. Управление или ГУ, в частности, - не одинаковые понятия для разных по сущности процессов, имеющих самостоятельное значение в научно-теоретическом и практическом плане:

- управление в кибернетическом смысле - это взаимодействие субъектов и объектов в природе и технике через механизмы прямых и обратных связей;

- управление обществом, или социальное управление, - это воздействие государства и его институтов на общество;

- управление деятельностью, направленной на организацию деятельности коллектива, как менеджмент, - одна из форм управления государственной деятельностью; управление исполнительной деятельностью государственных органов, реализация их компетенций для исполнения положений законов определенными государственными органами;

- ГУ в широком смысле - управление государством, всей его деятельностью по организующему воздействию на общественные отношения, а в узком смысле - организация управленческой деятельности государственного аппарата.

В демократическом, социальном и правовом государстве исполнительная власть самостоятельна и обладает мощным потенциалом. Исполнительную власть и ГУ можно охарактеризовать как сущность и содержание: ГУ представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть, сущность которой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

состоит в организующем и распорядительном характере. ГУ служит содержанием деятельности органов исполнительной власти, функционирование которых носит непосредственно практико-деятельностный характер при реализации функций государства во многих сферах: политической, хозяйственной, социальной, культурной, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обороны, безопасности государства и общества (таблица).

Основные свойства законности государственного управления

Термин Семантика термина

1 2

Законность Точное и единообразное понимание и исполнение Конституции РФ, законов всеми ОИВ и должностными лицами, а также лицами, к которым обращены требования субъектов управления. Обязанность каждого субъекта управления действовать строго в пределах своей компетенции, а также в адекватности законодательству любых актов управления

Свойства законности Верховенство закона, реальность, единство, недопустимость противопоставления законности и целесообразности

Верховенство закона Закон играет главенствующую роль. Государственное управление осуществляется на основе и во исполнение закона. Все подзаконные акты субъектов государственного управления должны соответствовать закону. При неадекватности акта управления закону он должен быть отменен или приведен в соответствии с законом

Реальность законности Достижение фактического исполнения норм законов в управленческой деятельности

Единство законности Единое понимание и применение закона на всей территории, на которую он распространяет свое действие (федеральный закон -на территории России, закон субъекта РФ - на территории соответствующего региона)

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности В рамках закона должны выбираться наиболее целесообразные и оптимальные решения в сфере управления, в т.ч. государственного управления, Закон в процессе управления нельзя корректировать в угоду целесообразности, а изменить его можно лишь путем законотворческой процедуры

Государственный контроль обеспечения законности Способ обеспечения законности, при котором уполномоченные государственные органы, должностные лица на основе определенных приемов и способов выясняют, не допущены ли подконтрольными, обычно соподчиненными, органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности. При выявлении нарушений принимаются меры к их устранению, восстановлению прав, привлечению виновных должностных лиц к ответственности

Сущность государственного контроля Проверка соблюдения законности ОИВ, должностными лицами, обеспечения целесообразности и эффективности деятельности

Окончание табл.

1 2

Принципы государственного контроля 1. Законность. 2. Объективность. 3. Независимость. 4. Гласность. 5. Экономичность. 6. Сохранение государственной и иной тайны

Виды государственного контроля 1. Внешний (контроль осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства) и внутренний (контрольные органы входят в ведомственную систему). 2. Общий (охват всей деятельности проверяемого органа) и специальный (проверка ведется по определенным вопросам)ю

Виды контроля в государственном управлении Контроль, осуществляемый: а) Президентом РФ (президентский); б) органами законодательной власти (парламентский); в) Счетной палатой РФ (контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая, информационная и иная деятельность); г) Правительство РФ, ФОИВ и ОИВ субъектов РФ; д) судебный контроль в государственном управлении (Конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды)

Надзор как способ обеспечения законности Постоянное систематическое наблюдение специальных государственных органов за деятельностью органов управления, должностных лиц и граждан в целях предупреждения и выявления нарушений законности

Виды надзора 1. Прокурорский надзор (за исполнением законов ФОИВ и ОИВ субъектов РФ, органами местного самоуправления, контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций). 2. Административный надзор в отношении: 1) неопределенного круга физических и юридических лиц за соблюдением ими определенных правил, например, пожарной безопасности; 2) определенного круга граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам, например, правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, должностными лицами, ответственными за сохранность и использование радиоактивных материалов, средств цветного копирования; 3) некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы, со стороны органов внутренних дел и уголовно-исполнительных инспекций в отношении осужденных к наказанию в виде ограничения свободы

В последние годы появился системно-синергетический подход к государственному управлению [4], который предоставляет новые возможности и позволяет по-иному взглянуть на его принципы, функции, методы и средства.

Список литературы

1. Административная реформа в России: научно-практическое пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: Норма. 2006.

2. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М.: Норма. 2008.

3. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Государственное управление и исполнительная власть. М.: Норма: ИНФРА-М. 2011. 320 с.

4. Управление, государственное управление: сущность и особенности. Арсеньев Ю.Н. [и др.]. М.-Тула: Изд-во ТулГУ. 2017. 280 с. (в печати).

5. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Исследование стратегий обучения государственных и муниципальных служащих на основе синергетики и теории управления // Проблемы и перспективы современной науки: XVII Междунар. науч.-практ. конф. М.: "ISI-journal" ЦНС «Международные научные исследования». 2017 (в печати).

6. Инновации в экономике, управлении, образовании: состояние дел, проблемы, методы решения: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.Н. Арсеньева, Т.И. Разумовской. М. - Тула: Изд-во ТулГУ. 2016. 294 с.

7. Государственная кадровая политика и экономика образования: менеджмент качества и знаний, инновации, эффективность, безопасность, риски: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.Н. Арсеньева, Т.И. Разумовской. М. - Тула: Изд-во ТулГУ. 2017. 294 с.

Арсеньев Юрий Николаевич, д-р техн. наук, проф., акад. arsenev.45@mail.ru, Россия, Тула, Тульский филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации,

Минаев Владимир Сергеевич, канди. техн. наук, доц., Россия, Тула, Тульский филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации,

Алимов Марат Анверович, аспирант, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации

STATE ADMINISTRATION IN THE SPHERES OF ECONOMICS, SECURITY AND EDUCATION

Yu.N. Arsenyev, V.S. Minaev, M.A. Alimov

The aspects of state management of the society's activity are investigated by the criteria of efficiency and quality. The approaches, principles, functions are analyzed. methods and means, their practical application.

Key words: management, state, economy, security, education.

Arsenyev Yurji Nikolaevich, doctor of technical Sciences, arsenev.45@mail.ru, Russia, Tula, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tula Branch,

Minaev Vladimir Sergeevich, Candidate of Technical Science, docent, Russia, Tula, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tula Branch,

Alimov Marat Anverovich, postgraduate, Russia, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.