УДК 343.35
НОВЫЕ ПРИЗНАКИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Н.В. Бугаевская
Рассматриваются особенности законодательной регламентации признаков должностного лица с учетом изменений и дополнений УК РФ, касающихся организационно-правовых форм органов и учреждений, где лица могут исполнять организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Указывается на особенности квалификации коррупционных преступлений должностных лиц государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям.
Ключевые слова: должностные лица, государственные корпорации, государственные компании, акционерные акции, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, муниципальным образованиям.
Долгое время с момента принятия УК РФ 1996 г. понятие специального субъекта коррупционных преступлений - должностного лица - не подвергалось изменениям. Под ним традиционно понимались лица, которые представляли государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, выполняя в них организационно -распорядительные и административно-хозяйственные функции. Федеральным законом от 1.12.2007 № 318-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ...» [2, ст. 8] впервые с 1996 г. в ряду учреждений, где могут осуществлять свою деятельность должностные лица, добавились государственные корпорации. На основании ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная корпорация - это не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая Российской Федерацией на основе имущественного взноса и создаваемая для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [1, ст. 7.1]. Данный вид юридических лиц, в отличие от других, создается и действует на основании федерального закона, то есть не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 Гражданского кодекса РФ. Имущество государственных корпораций передается государством, за счет чего формируется уставный капитал. «Передача государством имущества в собственность государственных корпораций не преобразовывает государственную собственность в частную. Данное имущество остается государственной собственностью и находится одновременно у двух собственников - самого государства и государственной корпорации» [11, с. 115].
Таким образом, правовой статус государственных корпораций определен как статус публично-правовой организации, которая создается для определенной цели. Например, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» [3, ст. 2,3]
106
осуществляет свою деятельность в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности, путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной деятельности. Российская корпорация нанотехнологий [4, ст. 2,3] действует в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. Государственные корпорации управляются с участием Президента РФ, Председателя правительства РФ, которые напрямую назначают руководство и принимают, контролируют отчеты о ее деятельности.
Нормативное закрепление вида деятельности корпораций обозначается либо как функции, либо как полномочия. Так, государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» [5, ст. 2] является неким гибридом органа исполнительной власти и коммерческой организации, так как одновременно является органом управления использованием атомной энергии, осуществляя государственное управление в данной сфере, и осуществляет производство, передачу, распределение и реализацию электрической и тепловой энергии, а также оказание связанных с этим услуг (выполнение работ); организацию производства технологического оборудования для объектов, связанных с добычей, хранением, транспортированием (перевозкой), переработкой и использованием ядерных материалов и радиоактивных веществ и т.д.
Налицо публичный характер деятельности государственных корпораций. В связи с этим важно подчеркнуть, что работники государственных корпораций не являются государственными служащими, тем не менее, делегирование им полномочий государственного управления позволяет причислять их к должностным лицам, что и подчеркнуто в измененном примечании 1 к ст. 285 УК РФ. При этом это субъекты потенциально опасного сегмента экономики и управленческой деятельности, так как государственные корпорации наделены нормотворческими, надзорными, контрольными, правоприменительными функциями. В результате осуществления данных видов деятельности должностные лица государственных корпораций подвержены рискам злоупотреблений, связанных с выведением активов из подконтрольных организаций, позволяющих превращать государственную собственность в свою личную [14, с. 36-38].
Федеральным законом от 13.07.2015 № 265-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определение субъекта коррупционного преступления в УК РФ снова было дополнено [7, ст. 1]. Теперь должностными лицами признаются также лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в
государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Это коренной перелом в понятии должностных
лиц, так как ранее названные субъекты считались лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих организациях по признаку исполнения ими функций в юридических лицах, основной целью деятельности которых является получение прибыли, минуя признак принадлежности собственности публичным образованиям (государству и субъектам РФ).
Данная тенденция назревала давно. Еще 15 лет назад в Федеральной целевой программа по усилению борьбы с преступностью на 1999 -2000 года, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.03. 1999, одной из задач была названа такая как внесение изменений и дополнений в УК РФ в части признания руководителей государственных и муниципальных предприятий, а также представителей государства в акционерных обществах открытого типа должностными лицами [10]. В публикациях многих исследователей данная идея находила поддержку. Так, Н. Егорова отмечала, что общественно опасные деяния «директорского корпуса» государственных и муниципальных предприятий следует отнести к злоупотреблениям в сфере публичных интересов и рассматривать в рамках главы 30 УК РФ, расценивая их в качестве должностных лиц [12, с. 10]. И. Камынин также полагал, что руководитель унитарного предприятия в силу его подконтрольности государственным органам и органам местного самоуправления как собственникам имеет особый статус «государственного или муниципального служащего, но никак не лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой организации» [13, с. 26].
Несмотря на это, только в период экономического кризиса в виду усиления непосредственного участия государства в экономических отношениях данная тенденция, наконец, нашла отражение в законе. То есть, если ранее управленческий персонал государственных и муниципальных предприятий должен был нести ответственность за коррупционные преступления по ст. 201, 204 УК РФ, то теперь он может привлекаться по статьям главы 30 УК РФ. Приходится констатировать, что законодатели, редактируя УК РФ, постепенно отказываются от дифференциации субъектов коррупционных преступлений на должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих организациях, пренебрегая гражданско-правовой классификацией юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Основным становится критерий управления государственной или муниципальной собственностью.
Вместе с тем утверждение, что управленческий персонал государственных и муниципальных унитарных предприятий имеет полномочия публично-правовой характера, довольно спорно. Характер решаемых задач, объем предоставленных прав свидетельствует о том, что данные лица могут исполнять обязанности, связанные как с управлением людьми, так и с управлением имуществом. Так, например, руководитель государственного унитарного предприятия имеет право: распоряжаться имуществом предприятия в установленных пределах; заключать договоры, в том числе трудовые; выдавать доверенности; открывать в банках расчетные и другие счета;
утверждать штатное расписание предприятия; применять к работникам предприятия меры дисциплинарного взыскания и поощрения. Противоправная управленческая деятельность руководящего состава унитарных предприятий в сфере кадровой и имущественной политики наносит ущерб законных интересам отдельных производственных единиц, то есть преимущественно отношениям в сфере экономики, а не в сфере государственной власти, интересов государственной и муниципальной службы.
Государственные компании также определяются как публично-правовые юридические лица. В соответствии с ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная компания это некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления [1, ст. 7.2]. Как и госкорпорация, она создается на основании федерального закона. В целом правовой статус государственных корпораций и государственных компаний очень схож. Например, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственная компания «Российские автомобильные дороги» - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной компании [6, ст. 1-5]. Она действует в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления, а также в целях поддержания в надлежащем состоянии и развития сети автомобильных дорог государственной компании, увеличения их пропускной способности, обеспечения движения по ним, повышения качества услуг, оказываемых пользователям автомобильными дорогами государственной компании, развития объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог государственной компании.
Еще одной организационно-правовой формой юридических лиц, где могут исполнять свои обязанности должностные лица в соответствии с изменениями, внесенными в УК РФ, является акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Например, ОАО «Русгидро», ОАО «Газпром», ОАО РЖД, ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» и некоторые другие являются компаниями с существенной долей государственного участия, более пятидесяти процентов акций. Некоторые из них имеют особый статус стратегических акционерных обществ, как акционерное общество «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» [9, ст. 1-3], открытое акционерное общество научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» [8, ст. 1-3].
Таким образом, следует подчеркнуть, что лица, выполняющие
организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных компаниях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых находится у государства и муниципальных образований, являются должностными лицами и в случае совершения коррупционных преступлений не могут теперь нести ответственность по статьям главы 23 УК РФ, а напротив, должны привлекаться к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292) и по другим статьям главы 30 УК РФ.
Список литературы
1. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. 15 января. № 3. Ст. 145.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»: федеральный закон от 1.12.2007 № 318-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. 3 декабря. № 49. Ст. 6079.
3. О Банке развития: федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. 28 мая. № 22. Ст. 2562.
4. О Российской корпорации нанотехнологий: федеральный закон от 19.07.2007 № 139-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. 23 июля. № 30. Ст. 3753.
5. О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»: федеральный закон от 1.12.2007 № 317 -ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. 3 декабря. № 49. Ст. 6078.
6. О государственной компании «Российские автомобильные дороги: федеральный закон от 17.07.2009 № 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 2009. 20 июля. № 29. Ст. 3582.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: федеральный закон от 13.07.2015 № 265-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. 20 июля. № 29 (часть I). Ст. 4391.
8. Об открытом акционерном обществе «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»: указ Президента РФ от 27.08.2007 № 1102 // Собрание законодательства РФ. 2007. 3 сентября. № 36. Ст. 4364.
9. Об акционерном обществе «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз - Антей»: указ Президента РФ от 05.02.2015 № 56 // Собрание законодательства РФ. 2015. 9 февраля. № 6. Ст. 942.
10. О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы: постановление Правительства РФ от 10.03.1999 № 270 // Собрание законодательства РФ. 1999. 22 марта. № 12. Ст. 1484 (Утратило силу).
11. Богданов Е. Правовой режим имущества государственной корпорации // Хозяйство и право. 2008. № 5.
12. Егорова Н. Субъект преступлений против интересов службы //
Законность. 1998. №4.
13. Камынин И. Статус руководителя унитарного предприятия // Законность. 2000. № 10.
14. Талапина Э.В. Государственная корпорация как новый субъект права // Законы России. 2009. № 2. С. 36-38
Бугаевская Наталья Валентиновна, канд. юрид. наук, доц., преподаватель Учебного центра УФСИН России по Тульской области, [email protected], Россия, Тула.
NEW SIGNS OFFICIALS N. V. Bugaevskaya
In article features of legislative regulation of signs officials are considering changes and amendments of the criminal code, concerning organizational-legal forms of agencies and institutions where persons can perform organizational-administrative and administrative-economic functions. Indicated especially qualified corruption offences of officials of public corporations, public companies and joint stock companies, controlling stake in which belongs to Russia, subjects of Russia and municipal formations.
Keywords: officials, public corporations, government companies, joint stock companies, controlling stake in which belongs to the state, municipalities.
Bugaevskaya NataVya Valentinovna, candidate. jurid. Sciences, Assoc., Teacher Training Center of the Federal Penitentiary Service of Russia for Tula Region, [email protected], Russia, Tula.
УДК 34.343
СЛЕДСТВЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
О.П. Виноградова
Рассмотрены различные научные взгляды на причины следственных ошибок, представленные в юридической литературе различных лет. На основе проведенного критического анализа научных исследований и следственной практики, сформулированы рекомендации по предотвращению возможных следственных ошибок при осмотре места происшествия, возникших на этапе предварительного расследования. Проанализированы объективные и субъективные причины следственных ошибок.
Ключевые слова: следственная ошибка, предварительное расследование, тактико-криминалистическая ошибка, технико-криминалистическая ошибка.
Совершенствование следственной и экспертной практики в современной России невозможно без новых научно обоснованных разработок, отвечающих