Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ENTREPRENEURSHIP / GOVERNMENT / STATE REGULATION / SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бесчаснов Ю.В., Коркина И.А., Теркун А.С.

В статье рассматривается вопросы государственного управления и государственного регулирования предпринимательской деятельности. Авторами статьи особое внимание уделяется малому и среднему бизнесу, его среде и влиянию государственных инструментов и механизмов на результативную деятельность хозяйствующих субъектов. В заключение статьи даются краткие выводы и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бесчаснов Ю.В., Коркина И.А., Теркун А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE MANAGEMENT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE MARKET CONDITIONS

The article deals with issues of public administration and state regulation of business activities. The authors of the article pay special attention to small and medium-sized businesses, their environment and the impact of state instruments and mechanisms on the performance of economic entities. In conclusion, the article provides brief conclusions and recommendations.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 351/354

Бесчаснов Ю.В. студент магистратуры кафедра экономики и финансов

Коркина И.А. студент магистратуры кафедра экономики и финансов

Теркун А.С. студент магистратуры кафедра экономики и финансов АНОО ВО Краснодарский кооперативный институт (филиал)

Российский университет кооперации Россия, г. Краснодар ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ Аннотация. В статье рассматривается вопросы государственного управления и государственного регулирования предпринимательской деятельности. Авторами статьи особое внимание уделяется малому и среднему бизнесу, его среде и влиянию государственных инструментов и механизмов на результативную деятельность хозяйствующих субъектов. В заключение статьи даются краткие выводы и рекомендации.

Ключевые слова: предпринимательство, государственное управление, государственное регулирование, малый и средний бизнес

Beschasnov Yu.V.

Master student of the Department of Economics and Finance, Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian

University of Cooperation Russia, Krasnodar Korkina I.A.

Master student of the Department of Economics and Finance, Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation

Russia, Krasnodar Terkun A.S.

Master student of the Department of Economics and Finance, Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation

Russia, Krasnodar

STATE MANAGEMENT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE MARKET CONDITIONS Annotation. The article deals with issues of public administration and state regulation of business activities. The authors of the article pay special attention to small and medium-sized businesses, their environment and the impact of state instruments and mechanisms on the performance of economic entities. In conclusion, the article provides brief conclusions and recommendations.

Keywords: entrepreneurship, government, state regulation, small and medium business

Предпринимательство играет важную роль в формировании и социально-экономическом развитии страны, региона. Предпринимательство в России отличается спецификой и особенностями, которые необходимо учитывать при формировании государственной политики и механизмов государственно-частного сотрудничества. Решение таких ключевых экономических и социальных вопросов как: пополнение государственного бюджета, борьба с безработицей, доставка и продажа продукции в трудно отдаленных районах (регионах), удовлетворение населения в производстве товаров, особо остро это касается товаров импортозамещения и многое другое - возможно лишь во взаимодействии с организациями малого и среднего бизнеса. [5, С. 4].

В Советском Союзе управление распределением продукции осуществлялось государственными структурами, и зачастую инструменты управления - пренебрегались, а конкуренция отсутствовала вообще. В качестве примеров можно привести: Пример 1. Затраты на рекламу «Аэрофлота» - кроме данной организации авиаперевозчиков - не было. Пример 2. Получение кредитных средств - было невозможным, кроме Государственного банка СССР не было других альтернатив. Пример 3. Отсутствие значительной доли товаров первой необходимости (мясо, туалетная бумага, ) и лимитирование отдельных видов товаров и услуг (продукты питания выдавались по натуральным величинам (грамм, кг. и т.д.) на одного человека или семью; чтобы купить автомобиль, необходимо было встать в очередь и объяснить необходимость данной покупки и т.д.). Многие другие примеры [5, С. 5-6].

Эффективная деятельность предпринимательских структур напрямую зависит от конкурентной среды сложившейся в государстве. Одним из условий результативной деятельности муниципальных образовании, регионов и страны в целом является здоровая конкуренция на рынке товаров, работ, услуг, а также организации и предприятии осуществляющие посредническую деятельность между производителями и конечным пользователями продукции.

Следует отметить, что организации-производители встают перед выбором прибегнуть к реализации продукции к организациям посредникам, которые и будут взаимодействовать с конечными потребителями или организовывать и планировать собственную сбытовую и маркетинговую деятельность. Первое условие - организации посредники могут также прибегать к посредническим услугам сторонних организаций - удлиняется цепочка реализации продукции, что как правило, влияет на конечную стоимость товара или услуги. Иметь собственную сеть распространения и реализации продукции это большие затраты (транспортировка, складские помещения, торговые павильоны (магазины), оплата маркетологам,

менеджерам отдела продаж, мерчандайзерам и т.д.), что могут позволить себе, как правило крупные и/или средние организации.

Компаративистский опыт развитых стран демонстрирует нам, что организации малого и среднего бизнеса, играют важную роль в национальной экономике государства и их доля в валовом внутреннем продукте страны составляет более 50-60%.

Среднее и малое предпринимательство является и производителем продукции и зачастую, является посредником между крупными предприятиями и конечным потребителем. Причем независимо будь то государственная, частная или смешанная собственности. Именно предприятия малого и среднего бизнеса, в основном, аккумулируют важнейшие этапы воспроизводственного процесса национальной экономики. В качестве частного примера актуальности роли малого и среднего предпринимательства в национальной экономике можно привести следующее: «Финансирование, ну допустим, государственных продуктовых магазинов во многих хуторах, селах просто не прибыльно, как следствие эту нишу занимает малый бизнес» [7, С. 925].

Следовательно, существует проблема инфраструктурного взаимоотношения государственных контрольных структур и малых, средних хозяйствующих субъектов[7, С. 928].

Именно поэтому действенная система государственного управления и государственного регулирования, должна быть, ориентирована на создание эффективной и результативной деятельности организации предпринимательства в целом и субъектов малого и среднего бизнеса в частности, а также развития здоровой конкуренции на рынке товаров и услуг - является одним из стратегических направлений развития социально-экономического развития Российской Федераций.

В нормативных документах и научной литературе зачастую понятия предпринимательство, бизнесмен и коммерсант, считаются тождественными, однако разберемся более детально (рис. 1).

Также следует отметить, что в Федеральной службе государственной статистики до 2013 г. использовались группировки - предприятия промышленности - предприятия добывающей и предприятия перерабатывающей промышленности, предприятия химической промышленности и т.д. Однако, в Гражданском кодексе Российской Федерации понятия предприятие или фирмы отсутствует - есть организации. Поэтому в настоящее время понятия предприятие и фирмы используются экономистами, законодателями лишь как тождество для не повторения организации по несколько раз - «масло, масляное».

Предприниматель

Бизнесмен

Коммерсант

Одна из главных фигур

в инфраструктуре рыночных отношений. Связана данная деятельность с постоянным материальным риском при организации нового

предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях неопределенности рынка.

-Л- X-

Субъект рыночных отношений, деловая активность которого связана

с наличием капитала (не только в денежной форме) и направлена на решение задач, связанных с осуществлением операций

обмена товаров и услуг между уже существующими рыночными структурами

при использовании сложившихся в практике форм и методов свободной хозяйственной (экономической) деятельности.

Является самостоятельным экономическим субъектом рыночных отношений. Его специализация связана уже с существующими в условиях рынка посредниками. Удовлетворяет потребности, как общества в целом, так и конкретной личности в частности

Рис. 1. Фигуры, осуществляющие деятельность в рыночной

экономике [6, С. 33].

Предпринимательство и бизнес взаимосвязаны между собой, но как мы уже поняли, являются разными понятиями. Бизнес более общее понятие процесса создания новой (прибавочной) стоимости, прибыли (финансового результата) предпринимателя. В процессе бизнеса используется уже имеющаяся этому времени идея, патент, собственное изобретение предпринимателя. С другой стороны в уже готовом, функционирующем бизнесе постоянно должны применяться новые технологии, более эффективные способы организации бизнеса [4, С. 10-11].

Резюмируя вышесказанное, отметим, что предприниматель - это новатор, создатель новых идей технологий, а бизнесмен - это собственник, управленец и организатор. Соответственно, предпринимательство является инфраструктурой бизнеса и основой его развития. Поэтому различия понятий малого предпринимательства и малого бизнеса связанно именно с тем, что первое является создание чего-то нового, а бизнес это постоянное использование новаторских идей предпринимательства [5, С. 32].

Существенные изменения в развитие малого и среднего бизнеса произошли в 24.07.2007 г., связанно это с появлением Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской федерации» [2]. В последней редакции и изменениях данного закона от 31.12. 2017 г. в 1 п. в статье 4 к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством России, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы,

крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Но организационно-правовые формы малого и среднего предпринимательства мы с Вами разберем в следующем параграфе «Преимущества и недостатки различных форм организации бизнеса».

В таблице 1 представлены критерии отнесения организации к малому и среднему предпринимательству в Российской Федерации на начало 2018 г.

Исходя из изменений в правовых нормах, Федеральная налоговая служба создала единый реестр предприятий малого бизнеса, ознакомиться с которым можно на официальном сайте налоговой инспекции. Данный реестр формируется на основании данных единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), деклараций, отчете о среднесписочной численности и других показателей. Всем вышеуказанным лицам налоговые инспекторы разослали письма (письмо от 18.08.2016 № 14 -2-04/0870) с разъяснениями формирования реестра с учетом новых критериев отнесения предприятий к малому бизнесу в своем.

Таблица 1 - Критерии отнесения организации к малому и среднему предпринимательству в России (на начало 2018 г.)* [8]_

Максимальный Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

предел значений Микро- Малые Средние

предприятия предприятия предприятия

Предельные значения «доход, полученный

от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего 120 млн. рублей 800 млн. рублей 2 млрд рублей

предпринимательства [3]

Предельные значения средней численности работников [2]. от 1 до 15 от 16 до 100 от 101 до 250 включитель но

Суммарная доля участия в уставном

капитале (%):

- отечественные юридические лица; 25 25 25

- иностранные юридические лица и

организации, которые не являются субъектами малого и среднего 49 49 49

предпринимательства [2]

* При определении категории субъекта малого или среднего предпринимательства применяется наибольшее значение из этих значений

Категория субъекта малого бизнеса может измениться, если в течение 3-х лет подряд предельные значения критериев дохода и численности работников будут выше или ниже установленных. Это значит, что статус субъекта малого предпринимательства сохранится, даже если для средних, малых предприятий и микропредприятий критерии будут превышены в течение года или двух лет. В 2016 г. малыми предприятиями признавались

созданные индивидуальные предприниматели и организации, чья выручка и численность сотрудников не превышали лимитов в течение 2013-2015 гг.

К сектору малого бизнеса может быть отнесено и акционерное общество, если оно соответствует требованиям ст. 4 закона № 209-ФЗ. Для акционерных обществ, критерии определяющий принадлежность к малому предприятию - это доход, а также численность работников, соответствующих тем же лимитам, что и для остальных организаций [2].

Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-ФЗ обязательному аудиту, в частности, подлежат (ст. 5 закона № 307-ФЗ) [1]: все акционерные общества, организации, чья выручка без налога на добавленную стоимость (НДС) за предшествующий отчетному году не превысила 400 млн руб., либо сумма активов по балансу на 31 декабря предыдущего года превысила 60 млн руб.

Малые предприятия, критерии в 2017 г. которых соответствуют перечисленным, проходить аудит обязаны.

В целом отметим, что государство с помощью законодательного поля в целом и снижением налоговых выплат в частности, может повлиять на легализацию предпринимательской деятельности.

В последнее время наблюдается положительная тенденция в области послаблений предпринимательству (налоговые каникулы, программы поддержки и новые критерии о предельных значениях для малого и среднего предпринимательства). Однако, позитивные моменты в области законодательства и увеличение поддержки государством предпринимательства России были вызваны объективными и востребованными факторами (причинами). На данное послабление способствовало существенная отрицательная динамика развития малого и среднего бизнеса в последние годы, связанная в основном с высокой инфляцией, снижением покупательской способностью, геополитической обстановкой и финансово-экономической нестабильностью в стране.

На наш взгляд данная ситуация и потребовало от государства кардинальных мер развития российского предпринимательства в целом (табл. 2).

Таблица 2 - Количество и доля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по критериям и округам в России (по состоянию на 10.11.2018 г.) [8]__

Феде Юридические лица Индивидуальные предприниматели

р. округ а Организации

Микро (ед. / в %) Малое (ед. / в %) Средне е Всего Микро (ед. / в %) Малое (ед. / в %) Среднее (ед. / в %)

ЦФО 857 860 (90,9) 81 608 (8,4) 7 365 (0,7) 946 833 894 582 6 330 82

СЗО 340 194 29 228 2 220 371 324 761 2 420 27

(90,6) (8,62) (0,78) 642

НАО 339 (86,7) 47 (12) 5 (1,3) 391 1023 13 -

ЮФ О 186 730 (90,9) 17 291 (8,4) 1 421 () 205 442 152 525 827 9

СКФ О 42 891 (90) 4 358 (9,1) 428 47 677 604 432 6 421 78

ПФО 419 090 (90,4) 41 325 (8,9) 3 265 463 680 281 795 2 729 32

УФО 210 773 (91,5) 18 169 (7,9) 1 455 230 397 379 182 3 799 50

СФО 285 255 (91,6) 24 137 (7,75) 1 834 311 226 149 692 1 659 19

ДФО 98 490 (91,4) 8 625 (8) 607 107 722 501 399 3 595 27

РФ 2 441 283 (90,9) 224 741 (8,37) 18 595 (0,64) 3 288 368 27 780 324

2 684 619 (100%) 3 316 472 (100%)

2 684 619 (44,73%) 3 316 472 (55,27%)

6 001 091 (100%)

На рис. 2, представлена роль малого и среднего бизнеса в решении социально-экономических вопросах государства.

Роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии страны

Создание валового внутреннего продукта страны

Устранение безработицы в государстве

Усиление конкуренции на рынке товаров и услуг

Один из источников доходов государства

Развитие инновационного потенциала экономики

Развитие финансово-денежной и кредитной системы страны

Ускоренное освоение инвестиций

Формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг стимулирует развитие более гибких и мобильных организационно-производственных структур

Решение проблем в области обеспечения отдельных территории необходимой продукцией (товаров, услуг)

Сглаживание колебаний экономической конъюнктуры, обеспечивающие особый механизм сбалансирования спроса и предложения

Другие важные социально-экономические задачи страны

Рис. 2. Роль малого и среднего бизнеса в решении социально-экономических вопросов государства Все вышесказанное, позволяет сделать вывод о том, что роль малого и среднего предпринимательства - значима и существенна. Однако, в последнее время наблюдается снижение количества организаций среднего и малого уровня, лишь количество микропредприятий увеличилось. Также уменьшается общая численность занятых людей в малом и среднем предпринимательстве, что влияет на уровень безработицы страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да, сегодня присутствует много программ и задач от департаментов и министерств, способствующих расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам, осуществляемым государственными компаниями и инфраструктурными монополиями; совершенствованием нормативно-правового регулирования в сфере приватизации недвижимого имущества малыми и средними предприятиями и регулирование отношений в данной сфере; упрощением требований к ведению бухгалтерского и статистического учета субъектами малого предпринимательства и т.д.

Поэтому государством создается сеть инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах, которая включает в себя: бизнес-инкубаторы; микрокредитные организации;

многофункциональные центры для бизнеса; промышленные, индустриальные, агропромышленные парки; региональные центры инжиниринга; техпопарки; фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств); центры инноваций социальной сферы; центры кластерного развития; центры народно-художественного промысла; центры поддержки экспорта; центры сертификации, стандартизации и т.д.; частные промышленные парки; центры поддержки предпринимательства; электронные сервисы помощи предпринимателям и т.д.

На наш взгляд для эффективного государственного управления предпринимательской деятельности в рыночных условиях необходимо решение следующих основных проблем:

- дальнейшее совершенствование законодательства в предпринимательской среде и деятельности организации - понятный и простой способ взаимодействия хозяйствующих субъектов с государственными надзорными органами. Причем постоянные изменения в законодательном предпринимательском поле, лишь подорвут на наш взгляд инфраструктурное доверие к государственным органам власти. Поэтому изменения должны носить методологический и системный подход во взаимосвязи с «попутными» изменениями во всех нормативных документах.

- развитие государством инфраструктуры для устранения постоянных дополнительных затрат хозяйствующими субъектами.

- устранение природно-сырьевой зависимости бюджета России и переориентация на рыночную экономику и эффективность использования имеющихся ресурсов.

- развитие конкурентоспособности отечественных производителей

- повышение уровня благосостояние российских граждан и на этой основе увеличение покупательской способности и кругооборота в экономике.

- устранение проблемы в кадровом обеспечении государства, регионов и организаций.

- многое другое.

Кроме того, для развития молодежного предпринимательства, его популяризации среди школьников и поддержки инновационного творчества детей, в том числе для их профессиональной реализации, Министерством выделяются субсидии на создание Центров молодежного инновационного творчества [8].

На наш взгляд следует вспомнить примеры из Советского времени. В Советском союзе, существовало множество различных кружков, и в каждом городе был свой ДЮТ (дом юного творчества). Однако, упор делался на техническую и творческую составляющую, что требует в настоящее время внедрение (прививание) и экономическое понимание процессов

хозяйственной деятельности субъектов экономики [7, С. 926].

Среднее и малое предпринимательство является и производителем продукции и зачастую, является посредником между крупными предприятиями и конечным потребителем. Причем независимо будь то государственная, частная или смешанная собственности. Именно предприятия малого и среднего бизнеса в основном аккумулируют важнейшие этапы воспроизводственного процесса национальной экономики.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-307/st5.html

2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _52144/08b3ecbcdc9a360ad1dc 31415 06328886703356/

3. Постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 04.04.2016 №265 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document /cons doc LAW 196415/

4. Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. С. 10-11.

5. Карташов К.А. Малый и средний бизнес: экономический и управленческий аспекты: учебное пособие / К.А. Карташов, А.А. Бухтаяров, В.Э. Гарьковенко, Д.В. Ванюхов, Н.А. Монахова, П.В. Горлачев; под общ. ред. К.А. Карташова. - СПб.: ООО «ИД Сатори». - 2018. - С. 4-6, 32.

6. Карташов К.А. Менеджмент: учебное пособие / К.А. Карташов, А.Е. Ероян, Н.А. Овчаренко, Н.Ш Чич; под общ. ред. К.А. Карташова. - М.: «Новое время», 2015. - С.33.

7. Карташов К.А., Сотская Т.В., Кунаковская И.А. Российское малое и среднее предпринимательство в современных рыночных условиях // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. -№ 1 (Ч.8) 2018. - С. 925-929.

8. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Малый и средний бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru /minec/activity/sections/smallBusiness/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.