Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / SMALL BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / REGION / ECONOMY / STATE SUPPORT / DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красовская В.В.

В статье рассматривается развитие малого предпринимательства в Ленинградской области. Проводится исследование деятельности малого бизнеса в регионе и его успешности. Также определяются основные меры государственной и региональной поддержки. Выводы базируются на основании анализа статистических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Красовская В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE FUNCTIONING OF SMALL BUSINESS IN THE LENINGRAD REGION

The article deals with the development of small business in the Leningrad Region. The research of activity of small business in the region and its success is conducted. The main measures of state and regional support are also defined. The conclusions are based on the analysis of statistical data.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 334.7

Красовская В.В. студентка магистратуры факультет: «Экономика и финансы» Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации -северо-западный институт управления Россия, г.Санкт-Петербург ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: в статье рассматривается развитие малого предпринимательства в Ленинградской области. Проводится исследование деятельности малого бизнеса в регионе и его успешности. Также определяются основные меры государственной и региональной поддержки. Выводы базируются на основании анализа статистических данных.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, регион, экономика, государственная поддержка, перспективы развития.

Krasovskaya V. V.

graduate student faculty: «Economics and finance» Russian academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation -northwest institute of management Russia, Saint-Petersburg STUDY OF THE FUNCTIONING OF SMALL BUSINESS IN THE

LENINGRAD REGION

Annotation: the article deals with the development of small business in the Leningrad Region. The research of activity of small business in the region and its success is conducted. The main measures of state and regional support are also defined. The conclusions are based on the analysis of statistical data.

Keywords: small business, entrepreneurship, region, economy, state support, development prospects.

Крупный бизнес сделал ставку на производительность труда - при серьезном темпе роста и развитии он предлагает ограниченную численность рабочих мест. В то же время малое предпринимательство - это опора в обеспечении высокой занятости населения Ленинградской области. Задачей региональной власти является вовлечение граждан в малое предпринимательство, и это цель национального проекта - увеличение численности занятых в малом предпринимательстве.

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области представлено 1976 малых предприятий (таблица).

Таблица - Малые предприятия Ленинградской области [6]

Всего Юридических лиц Индивидуальных предпринимателей

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 1 976 1 754 222

Среднесписочная численность 59 990 54 441 5 549

сотрудников

Имеют признак "вновь созданные" 0 0 0

Участвуют в партнерской программе 0 0 0

Имеют в предшествующем 9 9 0

календарном году договор,

заключенный в соответствии с

Федеральным законом от 18 июля

2011 года N 223-ФЗ "О закупках

товаров, работ, услуг отдельными

видами юридических лиц"

Имеют в предшествующем периоде 21 18 3

контракт, который был заключен на

основании Федерального закона №

44-ФЗ "О контрактной системе в

сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и

муниципальных нужд"

Представляют информацию о 56 50 6

производимом субъектом малого бизнеса продукте

К 2024 году количество занятых в малом предпринимательстве региона должно вырасти на 37 тысяч человек. Увеличение будет составлять около 6 тысяч человек в год.

Структура оборота малых предприятий представлена на рисунке.

области, в % [9]

По итогу 2018 года фактический оборот организаций в сфере малого предпринимательства равнялся более 628,6 млрд рублей, а доля оборота данных организаций составила 25% от всех компаний и организаций в Ленинградской области. В 2018 году на поддержку бизнеса из бюджетной системы Ленинградской области направили 500 млн рублей. В 2019 году эта поддержка выросла до 650 млн рублей. Увеличиваются объемы субсидий для социальных предпринимателей, а в совокупность организаций, которые смогут получить такие субсидии, включены организации спортивной сферы.

Основным органом исполнительной власти Ленинградской области, реализующим правовые, экономические, социальные, информационные, консультационные, образовательные, организационные и иные мероприятия, связанные с обеспечением реализации цели, установленной законодательно в сфере развития малого бизнеса, в сфере потребительского рынка является Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка региона.

Комитет ответственен за осуществление в Ленинградской области следующих региональных проектов:

1. «Совершенствование условий ведения предпринимательской деятельности».

2. «Расширение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию».

3. «Акселерация субъектов малого и среднего бизнеса» [7].

Представленные проекты обеспечивают осуществление целей,

критериев и результатов, прописанных в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Национальный проект включает в себя совокупность мер в сфере совершенствования предпринимательского климата в Российской Федерации. По результату осуществления национального проекта планируется увеличение доли субъектов малого бизнеса в ВВП до 32,5 %, рост численности занятых в сфере малого бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек, а также увеличение доли экспорта субъектов малого бизнеса в общем экспортном объеме до 10 % [2].

В 2019 году на осуществление региональных проектов, обеспечивающих достижение цели проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусмотрены финансы в размере 201,7 млн рублей. В том числе 135,1 млн рублей из федерального бюджета и 66,6 млн рублей из бюджета Ленинградской области. Ключевые условия достижения поставленной цели - улучшить предпринимательский климат и популяризовать предпринимательство.

В 2019 году в Санкт-Петербурге по адресу пр. Энергетиков д. ЗА был открыт центр «Мой бизнес». Здесь предприниматели Ленинградской области будут получать финансовые, консультационные, образовательные услуги всех организаций поддержки малого бизнеса, входящих в состав Фонда поддержки предпринимательства и промышленности Ленинградской области. Открытие «единого окна» для малого предпринимательства - это дополнительная мера для улучшения предпринимательского климата. В Ленинградской области уже ввели двухлетние налоговые каникулы для индивидуального предпринимателя, упростили налоговую отчетность, в пилотном режиме осуществляется специальный налоговый режим для самозанятого населения, на льготных условиях обеспечивается доступ к государственному и муниципальному имуществу [10].

При учете ориентиров государственной политики, развитие субъектов малого предпринимательства в регионе реализуется через прикладной инструментарий проектного и программного управления сферой:

1. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Ленинградской области от 01.08.2017 № 387-р.

2. Региональные проектные технологии - «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», «Популяризация бизнеса» и другие.

3. Подпрограмма «Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка» государственной программы «Стимулирование экономической активности Ленинградской области», утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 № 394.

Расширенная программа поддержки малого бизнеса в регионе включает не только финансовый инструмент помощи, но и сопровождение стартапов. В течение 5 лет Ленинградская область намерена обучить финансовой грамотности и основам ведения предпринимательства почти 7 тысяч человек (речь идет о начинающих предпринимателях и физических лицах).

По сведениям Фонда поддержки предпринимательства Ленинградской области, на сегодняшний день в регионе успешно осуществляют деятельность 17 бизнес-инкубаторов. Предприниматель может получить консультацию по ведению предпринимательства, финансовой поддержке, пройти необходимый обучающий курс. На основе бизнес-инкубатора действуют семинары, профориентационный тур для школьников, коворкинг. Организациям малого бизнеса также предоставляют помещения для развития предпринимательства [10].

Региональное правительство хочет продолжать оказывать активную поддержку малому бизнесу. Осуществление комплексных программных мероприятий в сфере содействия в создании собственного бизнеса и развития института наставничества реализуется в проекте «Популяризация предпринимательства».

Одна из задач, поставленная в данном проекте - значительно увеличить численность занятых в малых организациях. Запланировано, что в течение пяти лет регион сможет привлечь к участию в мероприятиях и непосредственно созданию предпринимательства более 45 тысяч человек. Например, если в 2019 году должно быть создано 138 малых организаций, то в 2024 году — 953 новых субъектов предпринимательства. Главным образом, это получатели стартовых субсидий, а также участники программы Корпорации МСП «Азбука предпринимателя» и курсов «Введение в предпринимательство» [7].

Ленинградская область сохранила все меры поддержки и увеличила финансирование сферы малого предпринимательства. В субъекте создали Фонд поддержки предпринимательства и промышленности Ленинградской области, который делает акцент на банковскую поддержку, микрофинансовые организации и обучение. В 2019 году в регионе будет запущена программа бизнес-акселерации совместно с бизнес-школой «Сколково».

В регионе особенно активно поддерживаются представители малого предпринимательства, и предприниматели-женщины не исключение. В подтверждение этого около 300 женщин-предпринимателей Ленинградской области встретились на конференции «Женский Бизнес Драйв». Конференция

стала финальным этапом образовательной бизнес-программы «Хочу, могу, делаю!», где участвовали около 150 женщин-предпринимателей. Такое обучение организовали в регионе в первый раз в рамках регионального проекта «Популяризация предпринимательства» и национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [8].

Заметим, что на сегодняшний день социально ориентированных малых организаций в Ленинградской области действительно становится больше. В 2019 году программа поддержки женского бизнеса в области получила особенно активное развитие. На субсидии социальным предпринимателям, большинство из которых - женщины, правительство Ленинградской области направило 15 млн рублей.

В малом предпринимательстве женщин меньше, чем мужчин. Однако в социальном предпринимательстве они, конечно, монополисты. В числе «женских» организаций не только социальные предприниматели, но и разные производства, которые специализируются на выпуске сувенирной продукции, деревянных изделий, швейной продукции. Существуют «женские» организации по производству продуктов питания, перерабатывающие производства. Все они завоевывают рынок вместе с «мужскими» организациями, и порой это у них получается лучше.

В Ленинградской области малые предприятия дают более четверти внутреннего регионального продукта региона, обеспечивая 25% совокупной выручки (практически 630 млрд рублей) всех ее строительных, перерабатывающих, транспортных, торговых и общепитовских предприятий. На малые предприятия приходится более 8% несырьевого экспорта области, тогда как 10-процентная составляющая - отличный показатель.

Соперничать с крупными предприятиями по налоговым отчислениям малые организации, безусловно, не могут, но это от них и не требуется. Малые бизнес-единицы должны создавать новые рабочие места, это главная их задача. А стало быть - основной критерий выполнения «предпринимательского» национального проекта.

Каждый год численность занятых на таких предприятиях жителей области должна увеличиваться на 6 тысяч человек, что немало. Однако альтернативы этому нет, потому что крупный бизнес если и создает рабочие места, то не слишком заметно. Регион часто сталкивается с ситуацией: открывается производственная площадка с объемами инвестиций в десятки миллиардов рублей, а осуществляют деятельность там двести-триста работников.

Когда по ряду направлений объем субсидирования малому бизнесу из федеральной казны сократился, Ленинградская область, одна из немногих в Российской Федерации, не потеряла лидирующих позиций. В целом на развитие бизнес-структур областная власть направляет на сегодняшний день около 650 млн рублей ежегодно, из которых практически 50%, свыше 260 миллионов, это прямое субсидирование, а остальные деньги - в основном,

кредитно-гарантийные «пособия» (рассчитываются на поручительство власти при пользовании заемными средствами) начинающим организациям [7].

Причем процент таких займов - возвратных и тех, которые не требуется отдавать, - в регионе постоянно увеличиваются. Появляются и новые, напрямую не связанные с денежными средствами, формы государственной поддержки. Это налоговые выплаты по упрощенной системе налогообложения, понижение цены патентов по 61 виду деятельности, льготные арендные ставки, двухлетние налоговые каникулы, совершенствование системы закупок при помощи открытия электронного магазина и др.

Ну и, конечно, субсидии лизинговым организациям, которые позволяют организации покупать оборудование и технику на более выгодных условиях. Преимущества такой помощи, одной из самых востребованных, смогли оценили около 80 субъектов малого бизнеса Ленинградской области. Из областного бюджета на эти цели направили около 50 млн рублей.

Особое внимание в Ленинградской области уделяется общественно значимым направлениям деятельности предпринимателей. На компенсацию расходов владельцам частных детсадов, а также организациям, создающим рабочие места для инвалидов и действующим в сфере социальной защиты, из областного бюджета два года подряд уходит 15 миллионов рублей.

Региональная программа по развитию туризма, которая на данном этапе начинает формироваться, предусматривает мероприятия, направленные на расширение вовлеченных в эту сферу бизнес-структур. А другие мероприятия ориентированы на укрепление фермерского хозяйства и оздоровление сельскохозяйственной кооперации.

Все представленные мероприятия являются следствием того, что по итогам 2018 года Ленинградская область вошла (по версии Министерства экономического развития Российской Федерации) в топ-20 самых продвинутых регионов России в сфере малого предпринимательства. Регион намерен подняться на верхние ступени этого рейтинга, создавая для предпринимателей малого бизнеса новые программы и мероприятия.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Малый бизнес Ленинградской области является динамично развивающимся направлением. Для предпринимателей в регионе создаются все условия для эффективного развития своего дела. Однако, невзирая на все реализующиеся программы, существуют следующие проблемы в развитии малого бизнеса Ленинградской области:

— недостаточный уровень квалификации сотрудников;

— инфраструктурные ограничения, связанные с недостаточным развитием транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры;

— относительно невысокая доступность финансовых ресурсов для субъектов малого бизнеса;

— уменьшение потенциала социально-экономического развития отдельных муниципалитетов в регионе из-за оттока трудоспособных граждан из мест проживания к местам приложения труда, в том числе, расположенным в городе Санкт-Петербурге;

— большая оплата аренды для земельных участков;

— недобросовестная конкуренция и другие.

Для того, чтобы повысить эффективность развития малого бизнеса в регионе, предлагается следующие мероприятия:

1. Упрощение процедуры доступа субъекта малого бизнеса к использованию недвижимости.

2. Устранение административных барьеров в сфере подключения объекта к инженерно-техническому обеспечению.

3. Реализация риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

4. Популяризация интерактивных сервисов с целью взаимодействия между предпринимателями и государственной властью и местным самоуправлением.

5. Вовлечение в малый бизнес представителей социально-незащищенных слоев населения и молодых людей, популяризация семейного и молодежного бизнеса.

6. Создание рыночных ниш для малого бизнеса и развитие конкуренции на локальных рынках. Если конкретнее, то необходимо осуществлять содействие в продвижении продукции субъектов малого бизнеса региона на товарные рынки при помощи расширения малоформатных торговых форм. Также требуется поддерживать субъекты малого бизнеса, связанные с ремеслом и народным художественным промыслом (содействовать в продвижении производимой ими продукции на внутренние и внешние рынки). Не стоит забывать о развитии и поддержке субъектов малого бизнеса - сельскохозяйственных кооперативов.

Использованные источники:

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, №31, ст.4006.

2. Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. Национальный проект, утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, 24.12.2018 №16.

3. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области до 2030 года. Распоряжение Правительства Ленинградской области от 01.08.2017 №387-р (ред. от 10.05.2019)// Вестник Ленинградской области, 02.08.2017.

4. Малое предпринимательство в экономике территорий: монография / К.А. Гулин и др.; под. науч. рук. К.А. Гулина. - Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2017. - 128 с.

5. Сорокина Л.А. Менеджмент в малом бизнесе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 142 с.

6. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс] URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 16.10.2019).

7. Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области. [Электронный ресурс] URL: http://small.lenobl.ru (дата обращения: 16.10.2019).

8. Конференция «Женский Бизнес Драйв» прошла в Ленобласти. Санкт-Петербургские ведомости. [Электронный ресурс] URL: https://spbvedomosti.ru/news/financy/konferentsiya-zhenskiy-biznes-drayv-proshla-v-lenoblasti/ (дата обращения: 16.10.2019).

9. Малый бизнес Ленинградской области: цифры и факты. [Электронный ресурс] URL: http://lenoblinvest.ru/malyj-biznes/gid-po-malomu-i-srednemu-biznesu/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo (дата обращения: 16.10.2019).

10. Фонд поддержки предпринимательства и промышленности Ленинградской области. [Электронный ресурс] URL: http://fpplo.ru (дата обращения: 16.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.