Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
709
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухина Н.Ю., Шабунько В.В., Крапивкин К.А.

Предметом рассмотрения в данной статье выступает конкуренция и её влияние на предпринимательскую деятельность. Конкуренцию можно назвать одним главным аспектов мирового экономического прогресса, затянутого многолетним процессом международных интеграций и глобализацией. На современном этапе развития явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость, недостаточный контроль за которой может приводить к негативным последствиям для всего мирового сообщества. Целью статьи является полное изучение сущности конкуренции в предпринимательской деятельности со всех сторон, определение ее значение для экономики, а также выявление и изучение ее основных виды. В работе рассмотрены возможные последствия западных санкций для российских предпринимателей. В статье изучено значение государственных институтов для здоровой и эффективной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MPACT OF COMPETITION ON BUSINESS ACTIVITIES

The subject of consideration in this article is competition and its impact on entrepreneurial activity. Competition can be called one of the main aspects of world economic progress, drawn out by the long-term process of international integration and globalization. At the present stage of development, the phenomenon of competition has acquired international and global significance, insufficient control over which can lead to negative consequences for the entire world community. The purpose of the article is to fully study the essence of competition in entrepreneurial activity from all sides, determine its significance for the economy, as well as identify and study its main types. The paper considers the possible consequences of Western sanctions for Russian entrepreneurs. The article explores the importance of state institutions for healthy and effective competition.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

EDN: PHVNIV

Н.Ю. Сухина - к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, nysukhina@gmail.com

N.Yu. Sukhina - Candidat of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Finance, Kuban State Technological University, Krasnodar;

В.В. Шабунько - обучающийся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, shabun1488@gmail.com,

V.V. Shabunko - student of accounting and finance faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar;

К.А. Крапивкин - обучающийся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, kert1s03@mail.ru,

K.A. Krapivkin - student of accounting and finance faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar.

ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ IMPACT OF COMPETITION ON BUSINESS ACTIVITIES

Аннотация. Предметом рассмотрения в данной статье выступает конкуренция и её влияние на предпринимательскую деятельность. Конкуренцию можно назвать одним главным аспектов мирового экономического прогресса, затянутого многолетним процессом международных интеграций и глобализацией. На современном этапе развития явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость, недостаточный контроль за которой может приводить к негативным последствиям для всего мирового сообщества. Целью статьи является полное изучение сущности конкуренции в предпринимательской деятельности со всех сторон, определение ее значение для экономики, а также выявление и изучение ее основных виды. В работе рассмотрены возможные последствия западных санкций для российских предпринимателей. В статье изучено значение государственных институтов для здоровой и эффективной конкуренции.

Abstract. The subject of consideration in this article is competition and its impact on entrepreneurial activity. Competition can be called one of the main aspects of world economic progress, drawn out by the long-term process of international integration and globalization. At the present stage of development, the phenomenon of competition has acquired international and global significance, insufficient control over which can lead to negative consequences for the entire world community. The purpose of the article is to fully study the essence of competition in entrepreneurial activity from all sides, determine its significance for the economy, as well as identify and study its main types. The paper considers the possible consequences of Western sanctions for Russian entrepreneurs. The article explores the importance of state institutions for healthy and effective competition.

Ключевые слова: конкуренция, предпринимательская деятельность, конкурентные преимущества.

Keywords: competition, entrepreneurial activity, competitive advantages.

В условиях глобализации экономические субъекты для поддержания своей жизнеспособности должны все время повышать свою эффективность, искать конкурентные преимущества, не бояться направлять средства на разработку новых технологий. В противном случае предпринимателю будет сложно бороться с динамичными и быстроразвивающимися конкурентами.

Конкуренция выполняет для экономики следующие задачи:

- определяет рыночные цены изготавливаемой продукции;

- регулирует цены, которые фирмы выставляют самостоятельно;

- контролирует миграцию денежных средств из одной отрасли в другую.

Конкуренция представляет собой соперничество между различными участниками экономический отношений за ресурсы в виде сырья, рабочей силы, капиталов и рынков сбыта. Если посмотреть более глобально, то конкуренция присутствует везде, где осуществляют свою деятельность экономические субъекты, причем это касается и плановой и рыночной экономики. В условиях рыночной экономики ограниченные ресурсы распределяется на основе свободных торгов, при плановой экономике конкуренция происходит на внеэкономическом поле. На рисунке 1 приведены виды конкуренции.

Рисунок 1 - Виды конкуренции

Согласно экономической теории приемлемой считается совершенная конкуренция, в условиях которой субъекты малы по масштабам всего рынка и не могут влиять на условия покупки и продажи товаров. В таком случае хозяйствующие субъекты должны оптимизировать свою деятельность, увеличивать свою эффективность, чтобы удовлетворить максимальные потребности покупателей по минимальным ценам. Таким образом появляется замкнутый круг, в котором борьба за клиентов заставляет компанию развиваться.

Однако, совершенная конкуренция не достижимый уровень в реальной экономике. Поэтому в реальной экономике существует ещё одно понятие несовершенная конкуренция - состояние рынка, при котором отдельные предприятия могут сами влиять на ценообразование товаров или услуг для покупателей. Несовершенная конкуренция делится ещё на: чистую монополию, монополистическую конкуренция и олигополия.

Монополией выступает такой тип рынка, при котором одна компания производит и реализует товар многочисленным потребителям. Чистый монополист полностью контролирует предложение и цену товара. Монополия делится на искусственную монополию, естественную монополию и моноп-сонию. Типичными примерами монополии могут выступать организации водоснабжения, коммунальные предприятия.

Естественная монополия - имеет в своей собственности трудновоспроизводимые ресурсы (нефть, газ) или даже целые отрасли инфраструктуры (железные дороги). Государство нередко выступает в роли данного монополиста при продаже некоторых видов деятельности или при реализации товаров.

Искусственная монополия - это союз нескольких предприятий, которые при создании получают монополистические выгоды.

Монополистическая конкуренция - это тип рынка, когда множество производителей продают дифференцированный товар. Дифференцированный товар обладает некоторыми уникальными чертами, высоко ценящийся у потребителей.

Олигополия - тип рынка, при котором несколько фирм контролируют большую часть рынка.

Участников конкурентных отношений называют субъектами, которых делят на:

- продавцов или хозяйствующих субъектов, то есть индивидуальных предпринимателей и предприятий всех форм собственности, которые осуществляют деятельность, приносящую доход;

- покупатели товаров или услуг.

Конкурентные отношения могут подвергаться влиянию органов местного самоуправления, ЦБ РФ, Государственных внебюджетных фондов и федеральных органов исполнительной власти. Эффективная конкуренция возможна только при слаженной работе этих органов.

Таблица 1 - Сравнительный анализ совершенной и несовершенной конкуренции

Линии сравнения Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия

Число фирм Очень много Много мелких Несколько Одна

Тип товаров Одинаковые изделия Разные изделия сходного назначения Одинаковые или различные изделия сходного назначения Уникальный товар, нет замен

Контроль над ценой Практически отсутствует Некоторый, но в узких рамках ограничен Ограниченный взаимной зависимостью Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену

Условия вхождения в отрасль Очень легкие, нет препятствий Достаточно легкие Существенные препятствия Нет вхождений

Пример отраслей Сельское хозяйство, бытовые услуги Розничная торговля, забегаловки и рестораны Услуги сотовой связи, производство автомобилей Электроэнергетика

Таким образом, главное отличие совершенной конкуренции от несовершенной в том, что в первом случае игроки рынка не могут устанавливать комфортные для себя цены. При несовершенной конкуренции подобные возможности есть у отдельных предприятий, являющихся монополистами, либо у большинства - если рыночный сегмент не насыщен.

Безусловно, предпринимательская деятельность - это достаточно рискованный вид деятельности, который априори не может существовать без конкуренции. Продукт или услуга компании, выходящие на рынок, должны обладать какими-либо преимуществами относительно своих конкурентов, чтобы покупатель выбрал именно их. Это заставляет участников рынка находиться в постоянном движении.

Неоднократно можно было слышать, что двадцать первый век называют веком информационных технологий. И действительно, можно заметить, как ежегодно компьютеризация все больше проникает в повседневный быт людей. Если раньше было трудно представить, что, имея телефон без кнопок, мы сможем заказывать еду, оплачивать банковские счета или же разговаривать по видеосвязи с человеком, которой находится на другом конце планеты, то сегодня это реальность. К такому прогрессу привела именно конкуренция.

Еще одним примером, когда конкуренция сказалась на функционировании организаций может послужить банковский сектор экономики. Можно ежедневно наблюдать, как увеличивается доля безналичных платежей и переводов. Это заставляет банки адаптироваться к новой реальности и вносить изменение в ход своей деятельности, открывая новые подразделения и отделы. Если несколько лет назад основной деятельностью Сбербанка было оказание финансовых услуг, то сегодня это полноценная экосистема, включающая много систем и отделов, такая диверсификация позволяет банку занимать передовое место в финансовом секторе государства и получать все большую прибыль.

У конкуренции, как и у любого другого предмета, есть позитивные и негативные черты.

Таблица 2 -Позитивные и негативные составляющие конкуренции

Позитивные черты конкуренции Негативные черты конкуренции

Способствуют снижению затрат для потребителей Постоянное разорение многих товаропроизводителей

Создает возможность выбора товара или услуг для потребителей Возможно использование нечестных методов борьбы

Ограничивает возможность монополизации, мешает возникновению монополий, которые поднимают цены и снижает качество Высокие затраты на рекламу, которые ложатся на потребителей

Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки, конкуренты стремятся не уступать друг другу, чтобы не потерять потенциальных покупателей Чрезмерная эксплуатация ресурсов (экологические нарушения)

Способность внедрению технических достижений в производство, что способствует улучшению качества продукции -

Исходя из данных таблицы, можно прийти к выводу, что для благотворного влияния конкуренции на предпринимательскую деятельность, необходимо грамотное вмешательство государства в первую очередь на законодательном уровне. Преобладание государственной собственности может привести к тому, что в управлении организации окажутся некомпетентные люди, негативный результат деятельности которых отрицательно скажется на всеобщем прогрессе.

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридического или физического лица, направленная на систематическое получение прибыли.

Предприниматель получает прибыль при:

- пользовании имуществом;

- продаже изделий;

- оказании услуг.

Можно определить роль и значение предпринимательской деятельности в современной экономике. В первую очередь это:

- основа реального развития национального экономического сектора;

- создание условий для открытия новых перспективных секторов экономики, современных видов производств и избавление от старых видов;

- улучшение национальной экономики путем развития международных отношений с зарубежными компаниями, способствуя ввозу и вывозу капитала.

Выделяют признаки предпринимательской деятельности:

- независимость и самостоятельность хозяйствующего субъекта;

- личная экономическая заинтересованность и ответственность;

- новый инновационный подход;

- наличие риска.

Предпринимательство может быть различных видов:

- производственное предпринимательство - деятельность, заключающаяся в изготовление продукции, услуг или товаров, с целью их продажи для дальнейшего получения денег. Оно является основным видом предпринимательской деятельности, ведь именно в этой сфере происходит производства товаров массовой потребности и продукции производственно-технического назначения. Главный минус этого вида в том, что он не приносит так быстро прибыль как другие виды;

- коммерческое предпринимательство представляет собой торгово-обменные операции и товарно-денежные отношения. Коммерческое лицо покупает товар у других лиц и перепродаёт его, а прибыль составляет разница между ценой покупки и ценой продажи товара;

- финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства, однако предметом торговли выступают валюта, акции, ваучеры, облигаций и другие ценные бумаги;

- страховое предпринимательство - вид предпринимательства, в котором страховщик (предприниматель) обязуется за определенную плату страхователю покрыть часть убытков за ущерб имущества, ценности, здоровье в случае непредвиденного неблагоприятного случая;

- посредническое предпринимательство предполагает, что предприниматель не производит товар и не перепродает его, а выступает в роли посредника между покупателем и продавцом;

- консультационное предпринимательство выражается предоставлением услуг потребителю по обеспечению необходимой информации для принятия экономических обдуманных управленческих решений.

На современном этапе развития Россия столкнулась с уникальным для своей истории случаем, когда отказ сотрудничества многих государств заставляет трансформировать собственную экономику. Проведение специальной военной операции на территории Украины вызвало разрыв многих связей, которые на протяжении нескольких лет строились с международными партнерами в условиях глобализации. Безусловно, изоляция от зарубежных стран в краткосрочной перспективе сильно ударит по местным предприятиям, которые имели тесные отношения с иностранными компаниями.

В сложившейся ситуации большие задачи будут ставиться перед национальными предпринимателями и компаниями, которые в условиях изолированности от западных партнеров должны будут развивать новые производства, модернизировать старое оборудование и искать новых партнеров. От того как государство будет поддерживать отечественных предпринимателей, сможет выстроить эффективную конкурентную среду для осуществления предпринимательской деятельности будет зависеть дальнейший прогресс и развитие страны.

В ближайшие годы стоит ожидать значительной переориентации российской экономики на азиатские страны. Большим плюсом является сотруднические отношения с дружественным Китаем, готовым выкупать большую долю российского сырья, от которого отказываются западные страны.

Несмотря на сильное давление на экономику со стороны ЕС и США, российская экономика при грамотной политике импортозамещения, должной поддержке пострадавших отраслей и налаживанию новых торговых отношений со странами Азии имеет все шансы в будущем стать сильнее и увеличить свое политическое влияние на международной арене, стать более конкурентоспособной.

Источники:

1. Адаменко А.А. Актуальные вопросы построения эффективной структуры управления компанией / А.А. Адаменко, Д.В. Петров, Е.А. Черкалин // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 32 (6). - С. 17-22.

2. Адаменко А.А. Разработка инструментов поддержки внутренней конкуренции в кластерных образованиях с участием субъектов малого и среднего бизнеса / А.А. Адаменко, Е.Н. Клочко, А.В. Петух. - British Journal for Social and Economic Research. - 2018. - Т. № 1.-С. 23-35.

3. Аджиева А. И. Основные принципы долгосрочного планирования конкурентоспособности компании / А. И. Аджиева, З. И. Кап-пушев // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 6(47). - С. 362-366.

4. Марамыгин М.С. Понятие и экономическая сущность конкуренции на рынке финансовых услуг / М.С. Марамыгин, Е.В. Стрельников // Известия Уральского государственного экономического университета, 2018. No 5 (17). С. 120-126.

5. Хорольская, Т. Е. Подходы к предотвращению угроз финансовой безопасности на микроуровне / Т. Е. Хорольская, С. Р. Натхо, Б. М. Мусаева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 39(1). - С. 319-324.

References:

1. Adamenko A.A. Topical issues of building an effective company management structure / A.A. Adamenko, D.V. Petrov, E.A. Cherkalin // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 32 (6). - S. 17-22.

2. Adamenko A.A. Development of tools to support internal competition in cluster formations with the participation of small and medium-sized businesses / A.A. Adamenko, E.N. Klochko, A.V. Rooster. - British Journal for Social and Economic Research. - 2018. - V. No. 1. -S. 23-35.

3. Adzhieva A. I. Basic principles of long-term planning of the company's competitiveness / A. I. Adzhieva, Z. I. Kappushev // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 6(47). - S. 362-366.

4. Maramygin M.S. The concept and economic essence of competition in the financial services market / M.S. Maramygin, E.V. Strelnikov // Proceedings of the Ural State University of Economics, 2018. No 5 (17). pp. 120-126.

5. Khorolskaya, T. E. Approaches to the prevention of threats to financial security at the micro level / T. E. Khorolskaya, S. R. Natkho, B. M. Musaeva // Natural Humanitarian Research. - 2022. - No. 39(1). - S. 319-324.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.