Научная статья на тему 'Конкуренция в инновационной экономике'

Конкуренция в инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1505
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкуренция / совершенная конкуренция / несовершенная конкуренция / эффективная конкуренция / инновация / инновационная экономика / транснациональные корпорации и банки / роль государства в инновационной экономике / competition / perfect competition / imper- fect competition / effective competition / innovation / in- novation-based economy / transnational corporations and banks / state participation in innovation-based economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимир Валерьевич Бубнов, Наталья Михайловна Дубинина, Сергей Владиславович Николаев

В статье освещены аспекты становления теории конкуренции. Проанализированы особенности конкурентной среды и конкурентного механизма в инновационной экономике. Изучено влияние конкуренции на поведение экономических агентов в инновационной хозяйственной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition in Innovation-Based Economy

The article is concerned with the aspects of the formation of the competitive theory. The article analyses the special features of the competitive environment and the mechanism of competition in an innovation-based economy. The authors have studies how competition influences economic agents’ behaviour in the innovation-based economic system.

Текст научной работы на тему «Конкуренция в инновационной экономике»

УДК 33 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10094

Конкуренция в инновационной экономике

Competition in Innovation-Based Economy

Владимир Валерьевич БУБНОВ,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры И-15 «Рекламы и связей с общественностью в высокотехнологичных отраслях» Института иностранных языков ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет) (МАИ)

E-mail: 79260683400@bk.ru

Наталья Михайловна ДУБИНИНА,

кандидат юридических наук, доцент

E-mail: nm_dubinina@mail.ru

Сергей Владиславович НИКОЛАЕВ,

студент 1-го курса очной формы обучения магистратуры финансового факультета ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

E-mail: nsv8719@bk.ru

Аннотация. В статье освещены аспекты становления теории конкуренции. Проанализированы особенности конкурентной среды и конкурентного механизма в инновационной экономике. Изучено влияние конкуренции на поведение экономических агентов в инновационной хозяйственной системе.

Ключевые слова: конкуренция, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, эффективная конкуренция, инновация, инновационная экономика, транснациональные корпорации и банки, роль государства в инновационной экономике

Abstract. The article is concerned with the aspects of the formation of the competitive theory. The article analyses the special features of the competitive environment and the mechanism of competition in an innovation-based economy. The authors have studies how competition influences economic agents' behaviour in the innovation-based economic system.

Key words: competition, perfect competition, imperfect competition, effective competition, innovation, innovation-based economy, transnational corporations and banks, state participation in innovation-based economy

Современный мир вошел в эпоху постиндустриальной экономики, когда сфера услуг стала играть решающую роль, при этом услуги понимаются широко: например, создание новых технологий в информационной сфере, появление новых идей в производстве. Услуги по передаче информации, как и многие другие, часто рассматриваются как самостоятельные отрасли экономики.

В современном мире активно появляются новые технологии, совершенствуются имеющиеся, появляются новые высокотехнологичные товары и услуги, что приводит к резкому изме-

нению сферы производства и жизнедеятельности человека. В связи с этим постиндустриальная экономика строится на непрерывном потоке инноваций, т.е. на постоянных нововведениях.

Под самой инновацией понимается «введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организация рабочих мест или внешних связей» [10].

Анализируя тенденции развития современной экономической системы, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

отмечает, что в современной глобальной экономике инновации затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, все составляющие хозяйственной системы.

Можно отметить, что совершенствование технологий есть результат конкурентной борьбы. Возникает вопрос: существует ли диалектическая взаимосвязь между инновационным развитием технологий и изменениями в конкурентном механизме современной экономики.

Теория конкуренции появилась в период становления современного капитализма. Важнейшим звеном ее становления явилась вышедшая в 1776 г. работа Адама Смита «Исследования о причине и природе богатства», но реально идеи конкуренции возникли раньше. Например, австрийский экономист Й. Шумпетер считает, что уже французский исследователь П. Буагильбер (1646—1714) описал конкуренцию как «упорядочивающий экономический принцип» [17]. Проблемы конкуренции и формирования рыночных цен были описаны в работах Д. Юма, Дж. Стюарта, Ф. Кенэ, А. Тюрго. В целом, как отмечает Ю.В. Тарануха, в трудах по экономике того времени механизм конкуренции рассматривался как первичное естественное состояние хозяйственной системы того времени и исходя из этого создавалась ее теория.

В теоретической концепции А. Смита конкуренция рассматривается как необходимое условие свободного предпринимательства. В конкурентной борьбе, по мнению классика политэкономии, предприниматель действует в своих корыстных целях, но служит общему благу. Таким образом, появляется экономический человек, который вступает в конкурентную борьбу вследствие ограниченности благ. Это содержательная поведенческая сторона конкуренции, а причина ее возникновения — нарушение рыночного равновесия [12]. Принято считать, что невидимая рука — это и есть конкуренция, но это не более чем трактовка.

По А. Смиту, конкуренция возникает тогда, когда на рынке много участников, между ними нет сговора, в том числе о ценах, все знают конкурентные условия, имеют свободный доступ к разным сферам деятельности, есть возможность приспособиться к рыночным условиям [11].

Актуальность трактовки конкуренции А. Смитом неоднозначна в эпоху инновационной экономики. Безусловно, участниками рынка во многом движут корыстные интересы: получение прибыли, увеличение влияния на рынке и в политической жизни. Но эти процессы происходят на фоне стремления к объединению капиталов, процессов слияния и поглощений, что является

условием развития современного империализма. В экономической сфере решающее значение приобрели транснациональные корпорации и банки. Государства проводят внутреннюю и внешнюю политику в интересах ТНК. Примером может служить программа «Азиатская инициатива», разработанная Правительством Федеративной Республики Германия для содействия инвестициям немецких ТНК в азиатских странах. Другим примером поддержки национальных ТНК со стороны государства является принятие США санкционных мер в отношении зарубежных компаний, в том числе ТНК, которые соперничают с американскими фирмами как на внутреннем, так и на внешнем рынке [16].

Это позволяет сделать вывод о сокращении свободы конкурентной борьбы. В инновационной экономике становится меньше независимых участников рынка, происходит увеличение зависимости от крупного капитала государств, всех участников экономической системы. Объяснение данному явлению — высокая стоимость разработки и реализации инновационных проектов, финансирование которых возможно только при привлечении крупных капиталов, что обеспечивается в том числе путем слияний и поглощений. Снижение конкурентной борьбы наблюдается и в появлении все новых барьеров для входа на рынок.

При этом следует отметить подход французского экономиста, нобелевского лауреата М. Алле, который обращает внимание, что «конкурентная экономика — не образ реальности: она является системой отсчета, помогающей нам понять, в какой мере общество, где мы живем, не использует своих возможностей» [2]. М. Алле отмечает, что в современной экономике, где нет совершенной конкуренции, не достигается уровень экономического благосостояния. Неиспользованный потенциал экономики объясняет неполную занятость (безработицу), неполное использование производственных мощностей на предприятиях, недостаточную эффективность хозяйственной деятельности на уровне отдельной производственной единицы, что является результатом плохой организации экономической системы [1]. То есть проблема связана не с развитием империализма, а с необходимостью совершенствовать организацию экономической системы и повышать эффективность экономических единиц. В продолжение идей М. Алле следует отметить, что в инновационной экономике разработка теории конкуренции должна строиться с учетом ее несовершенного механизма.

Отметим, что в инновационной экономике теория А. Смита — это идеал, но реальность го-

ворит о возрастающей роли крупных участников рынка в современной глобальной экономике, отсутствии решающего влияния на тенденции развития мировой хозяйственной системы мелких предпринимателей, что еще раз подчеркивает несовершенство конкурентного механизма экономики эпохи инноваций. Подобные заключения характерны для многих представителей экономической мысли XX в., которые столкнулись с постоянным ростом инновационной составляющей (постоянными нововведениями) в экономике указанного столетия.

Например, Дж. Робинсон свой самый известный труд так и назвала «Экономическая теория несовершенной конкуренции». По ее мнению, совершенная конкуренция и монополия — только два полюса в системе конкурентных координат. В современной экономике конкуренция объясняется наличием у фирмы рыночной власти. Таким образом, можно говорить, что конкурентная борьба в инновационной экономике направлена на перераспределение власти на рынке с целью увеличения и доли рынка, и степени влияния на все институциональные составляющие национальных экономик и глобальной хозяйственной системы.

Дж. Робинсон обращает внимание, что в результате несовершенной конкуренции фирмы договариваются между собой, в том числе о ценах, ограничивают доступ посторонних организаций в отрасль, в результате чего появляется дискриминация в ценах. Все это позволяет уводить хозяйственную систему от состояния идеального устройства, что рождает необходимость государства вмешиваться в экономику с помощью налоговой и бюджетной политики. Но даже при совершенной конкуренции невозможно максимально удовлетворить потребности, поэтому «наш мир монополий вовсе не имеет такого совершенного образца, с которым можно было бы конкурировать» [9]. В современной инновационной экономике сохраняется по-прежнему указанная тенденция: отсутствует идеал в виде совершенной конкуренции, что приводит к новому подходу в поддержании конкуренции на рынке. Например, учитывая, что в глобальной экономике не задействованы все ресурсы, для снижения уровня безработицы (повышения уровня занятости трудовых ресурсов), поддержания социальной стабильности, государство осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса, формируя для них благоприятную конкурентную среду. Можно сказать, что в эпоху инновационной экономики возрастает роль государства в поддержании и развитии конкуренции как механизма, который обеспечивает большую вовлечен-

ность ресурсов в хозяйственные процессы. Само государство становится элементом, который участвует в конкурентной борьбе (борьба за ресурсы, в том числе финансовые, участие в инновационных проектах и т.п.), одновременно осуществляя функции по регулированию и определению векторов развития конкуренции в инновационной экономике.

Концепция Дж. Робинсон отличается от взглядов Э. Чемберлина, который не рассматривает связь между эффективностью и функционированием рынка. Э. Чемберлин полагал, что конкуренция — это динамичный процесс, где фирма обретает временную монополию, создавая уникальную продукцию, и возникает конкуренция, отличная от чистой. Под чистой он понимает конкуренцию, где производитель не имеет контроля над ценой. Монополистическая конкуренция ведет к продуктовому разнообразию [15]. По Э. Чемберлину, фирма — проводник хозяйственной системы, которая пытается завоевать конкурентные преимущества.

В развитие теории Э. Чемберлина можно отметить, что в инновационной экономике конкуренция является элементом, который заставляет фирмы постоянно совершенствовать продукцию, обновлять продуктовый ряд. В целом, идея имеет рациональное зерно, однако полная власть монополиста приводит к появлению Х-неэффек-тивности (теория Х. Лайбенстайна), когда при ликвидации конкурентов устраняется атмосфера постоянной борьбы за потребителя. Поэтому вместо развития инноваций фирма начинает создавать внешние люксовые товары, позиционируя их как новые инновационные разработки.

Снижать влияние Х-неэффективности в инновационной экономике, возрождая конкуренцию в современной мировой хозяйственной системе, позволяет борьба ТНК на олигопольном рынке. Если товар интересен и потенциально может принести прибыль, то появятся новые решения, которые разрушают монополию, возникшую в результате инноваций.

Примером может служить конкурентная борьба между производителями операционных систем для смартфонов. В 2007 г. после появления операционной системы iOS корпорации Apple, которая имела коммерческий успех, были ускорены работы по созданию альтернативной операционной системы (дифференцированного товара). Компании, решившие конкурировать с Apple, создали стратегический альянс Open Handset Alliance, который уже в 2008 г. представил конкурирующую разработку — Android. В 2010 г. в продолжающуюся конкурентную борьбу вступили новые

игроки — компания Microsoft: была представлена операционная система Windows Phone 7. Однако в 2017 г. компания Microsoft заявила о прекращении работ по дальнейшему развитию данного инновационного проекта [4; 5].

В конкурентную борьбу ТНК постоянно вмешиваются государства. Например, США пытаются всеми силами ограничить роль китайской инновационной корпорации Huawei в рамках глобальной экономики. Можно говорить, что в инновационной хозяйственной системе конкурируют не только фирмы, но и государства, где расположены материнские компании ТНК, что является одной из тенденций развития конкуренции на современном этапе.

Еще один подход к изучению конкуренции — концентрация отраслевого рынка — был предложен Дж. Бэйном и Э. Мейсоном. Конкуренция определяется не участниками конкурентной борьбы, а концентрацией рынка [12]. Этот механизм можно применять и для оценки уровня конкуренции в инновационной экономике. Исходя из него, можно объяснить тенденцию вмешательства государств в конкурентную борьбу в инновационной экономике. Чем выше степень влияния национальных ТНК в мировом хозяйстве, тем выше конкурентные позиции стран, где расположены материнские компании ТНК.

Дж.М. Кларк предпринял попытку использовать теорию А. Смита в условиях империализма. ТНК и ТНБ, как его движущая сила, на сегодняшний день являются крупнейшими институциональными элементами инновационной составляющей хозяйственной системы. Дж.М. Кларк предложил термин «работающая конкуренция», под которой он понимал состояние рынка, обладающего монопольными признаками. В этих условиях конкуренция работает тогда, когда на рынке нет господствующей фирмы, нет дискриминирующих ограничений, нет препятствий для проникновения на рынок новых участников, мобильны ресурсы [18; 19]. Таким образом, можно говорить, что в инновационной экономике большое внимание уделяется поведению участников рынка, именно оно трансформирует рыночную структуру.

В развитие идей Дж.М. Кларка выступили Г. Демсец, У. Баумолей, Дж. Панзар, Р. Вил-лиг. Они отмечали, что даже при небольшом количестве участников рынка возможна конкуренция, а само поведение объясняется поддержанием устойчивости отраслевого рынка за счет неизменности числа его участников. Фирмы-новички могут попасть на рынок, который обладает высоким потенциалом получения прибыли. Свобода рынка определяется тем, что нет диск-

риминации в виде издержек при проникновении на него. Выход же с рынка сдерживает безвозвратные издержки — потери в случае прекращения деятельности на рынке [20; 3]. Теория неоднозначна. В инновационной экономике не так много рынков с низкими барьерами для входа. Олигопольные фирмы продолжают защитить себя от новых соперников в инновационную эпоху.

Важное место в эволюции взглядов на конкуренцию принадлежит Й. Шумпетеру и неоавстрийской школе.

Й. Шумпетер полагал, что конкурентоспособность начинается с действий предпринимателей-инноваторов, которые способствуют появлению новых технологий, товаров. Й. Шумпетер считал, что совершенная конкуренция для современного общества не желательна. Обществу нужны все более дорогостоящие НИОКР, а это возможно только при слиянии капиталов с крупными корпорациями [8].

Австрийский экономист обращает внимание, что конкуренция — это меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, технологии, новые сегменты. В его понимании конкуренция — процесс «созидательного разрушения». Инновация — это альтернатива развития. Конкуренция находит лучшие альтернативы. В этом — содержание конкуренции, поэтому она представляет собой борьбу альтернатив, а проводником является предпринимательство, функция которого — создавать новое (товары, методы производства, рынки сбыта, ресурсы, механизмы управления). Инновации меняют способ производства бесповоротно.

Конкуренция, по Й. Шумпетеру, не оптимизирует производственные ресурсы, а обеспечивает поступательное развитие технологий, а следовательно, ведет к появлению новых товаров, нового качества продукции. Совершенная конкуренция тормозит сверхприбыли, а поэтому является препятствием для экономического прогресса. Поэтому монополия может служить условием экономического развития.

Й. Шумпетер не анализирует совершенную и несовершенную конкуренцию. В его понимании конкуренция может быть эффективной и неэффективной. Эффективная конкуренция — та, что ведет к инновациям, которые улучшают технологии и товары. Неэффективная конкуренция, наоборот, оказывает негативное влияние на инновации. Й. Шумпетер считает, что инновация станет рутинным процессом в обществе, предприниматели-новаторы заменятся наемными работниками, что может сделать предпринимательство излишним и представляет собой опасность.

Таким образом, Й. Шумпетера условно можно считать основателем подхода к изучению конкуренции в эпоху нововведений, для которой характерно слияние капиталов, преобладание крупных фирм на рынке. Для оценки конкуренции в инновационной экономике необходимо изучать эффективность, т.е. насколько участники рынка готовы к совершенствованию производства, применению новых технологий и другим действиям, характеризующим рынок нововведений.

Отметим бесспорность идей Й. Шумпетера, что инновация есть результат конкуренции. Постоянное совершенствование технологий, товаров, услуг — результат конкурентной борьбы в эпоху инновационного империализма.

Л. Мизес и Ф. Хайек продолжили изучение роли предпринимателя и человеческой деятельности в целом на развитие рынка и конкуренции. Л. Мизес ввел понятие парксиологии — науки о человеческой деятельности. Деятельность предпринимателя — разумная и творческая воля. Она всегда рациональна. Участники рынка в инновационной экономике всегда действует в личных целях, но их деятельность затруднена неполной информацией, поэтому большое значение в развитии конкуренции имеют распространение информации, обучение новому знанию. Суть конкуренции — «децентрализованное планирование множеством отдельных лиц» [13]. Конкурентные рынки позволяют лучше передавать и использовать существующую информацию для научных свершений, что поддерживает эволюцию, основой которой является конкуренция [14].

Ф. Хайек обращает внимание, что конкуренция должна работать эффективно, но государство не должно вмешиваться в рыночный механизм, так как это может привести к ограничению действенности конкуренции [13]. Конкурентный порядок — свобода предпринимательства. Современные реалии позволяют говорить, что в инновационной экономике возрастает роль государств, которые пытаются увеличить свое влияние на мировой арене путем воздействия на конкурентный порядок. Следовательно, конкурентный механизм должен быть адаптирован к функционированию в постоянном взаимодействии с государственной системой.

Л. Мизес отрицает само понятие свободной конкуренции, так как ресурсы ограничены и к ним свободного доступа быть не может. Монополия всегда относительна и совместима с рынком [6].

Таким образом, можно сказать, что меняется понимание конкуренции. Теперь она рассматривается как инструмент борьбы за новшества, как движущая сила инновации. Монополия естественна, она играет позитивную роль, так как в инно-

вационной экономике является проводником нововведений. Олицетворением естественной монопольной борьбы с использованием новых идей (от технологий производства до сбыта готовой продукции) является крупный бизнес и транснациональные корпорации. Для инновационной экономики монополии случайны, с течением времени они трансформируются в олигополии.

Моделированию процессов динамической конкуренции в инновационной экономике посвящены работы Р. Нельсона и С. Уинтера, которые исходят из того, что функции конкуренции заключаются в поиске новых технологических решений, имитации их. Это ведет к разнообразному поведению фирм и является источником эволюционного процесса. Выживают те фирмы, которые сделали более правильный выбор.

По мнению Р. Нельсона и С. Уинтера, фирмы могут моделировать два процесса поведения: новаторство и имитацию. Каждая модель поведения связана с издержками на научные и опытно-конструкторские разработки.

НИОКР ведут к изменению издержек производства: чем крупнее и масштабнее фирма, тем дешевле производство. Со временем наряду с ростом фирм будут наблюдаться рост объемов выпуска и снижение цен при ситуации, которую раньше бы назвали несовершенной конкуренцией (небольшое число крупных фирм на рынке).

В рыночной борьбе может победить как фирма-новатор, так и фирма-имитатор. Вторая побеждает, если имитация стала более результативной. Но в любом случае можно говорить о тенденции концентрации: чем результативнее нововведение, тем больше преимуществ, тем выше концентрация. Это также происходит с фирмами-имитаторами: чем сложнее технология, которую использует фирма, тем крупнее предприятие. Нововведение рождает рыночную власть и ставит дополнительные барьеры для входа на рынок, поэтому в эпоху инноваций, где возрастает роль НИОКР, концентрация рынка будет увеличиваться [7].

Таким образом, в инновационной экономике конкуренция остается механизмом реализации корыстных интересов участников рынка. Для современного этапа характерно господство крупного бизнеса, поэтому понятие совершенной конкуренции смитовского типа в полном объеме не применимо.

Конкуренция в инновационной экономике является несовершенной в связи с объективной тенденцией — концентрацией капиталов, что необходимо для решения крупных технологических проблем. Сами инновационные разработки способствуют формированию временной монопо-

лизации рынка, однако в условиях прибыльности инновационных разработок появляются имитаторы, что возрождает конкурентный механизм.

В инновационной экономике, которая в основном представлена олигополиями, наблюдается неполная занятость ресурсов. В этом проявляется несовершенство конкуренции, но можно говорить о ее эффективности. Используемые ресурсы позволяют создавать технологии, товары, услуги, которые все больше удовлетворяют возрастающие потребности покупателей.

Несовершенство современной конкуренции пытается сгладить государство. Его роль уникальна. С одной стороны, государство участвует в конкурентной борьбе, с другой стороны, ее регулирует. В регулировании конкуренции государство сталкивается с противоположными задачами — усилить конкуренцию внутри страны с целью роста занятости, повышения уровня жизни населения; снизить конкурентное влияние иностранных фирм. Решая эти задачи, государство поощряет самозанятость, малый и средний бизнес, развернутый внутри страны, создает условия для повышения конкурентоспособности ТНК и ТНБ, материнские компании которых расположены на ее территории, одновременно создает преграды для развития иностранного бизнеса, в том числе ТНК и ТНБ.

В инновационной экономике меняется понятие естественной монополии. Часть отраслей, где конкуренция отсутствовала и была минимальной, стала олигопольной (например, связь).

Инновационная экономика породила новые отрасли, в которых в период их становления была эффективная конкуренция как фирм, обладающих крупными ресурсами, так и относительными новичками рынка (например, создание поисковых машин в сети Интернет).

Конкуренция в инновационной экономике продолжает оставаться диалектической основой хозяйственного развития. Она продолжает способствовать эффективному использованию ресурсов путем создания новых технологий, благ, которые все больше удовлетворяют потребности экономических агентов. Эффективная конкуренция в период инновационной экономики не означает полную занятость ресурсов, так как реализуется механизм несовершенной конкуренции. Понимая неизбежность олигополизации рынков глобальной инновационной экономики, государство пытается минимизировать негативное воздействие несовершенной конкуренции путем регулирования политэкономических процессов.

Список литературы

1. Алле М. Условия эффективности в экономике. М.: НИЦ «Наука для общества», 1998.

2. Алле М. Экономика как наука. М.: Наука для общества, РГГУ, 1995.

3. Баумоль У.Дж. Состязательные рынки: мятеж в теории структуры отрасли// Вехи экономической мысли. Т.5. СПб, 2003. [Электрон. ресурс] // URL: http://analyticalschool.org/ milestones-of-economic-thought/VEHI5_Baumol. pdf (дата обращения: 14.04.2019).

4. Зобнин Е. Наглядная история развития трех главных ОС мобильного рынка [Электрон. ресурс] // URL: https://xakep.ru/2014/09/25/ios-android-wphone-history/ (дата обращения:14.04.2019).

5. Кодачигов В. Microsoft официально сообщила о «смерти» Windows Phone // URL: https:// www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/10/09/ 737133-microsoft-otkazivaet (дата обращения: 14.04.2019).

6. Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М.: Экономика, 2000.

7. Нельсон P.P., Уинтер СДж. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002.

8. Пармененков К.Н. Управление процессом развития конкуренции и монополизации в условиях повышения конкурентоспособности России. М.: ИНФРА-М, 2019.

9. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986.

10. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. ОЭСР, статистическое бюро Европейских сообществ. М.: Государственное учреждение «Центр исследований и статистики науки» (ЦИСН), 2010.

11. Стиглер Дж.Дж. Совершенная конкуренция: Исторический ракурс// Теория фирмы. Вехи экономической мысли. Вып. 2. СПб.: Экономическая школа, 1995.

12. Тарануха Ю.В. Конкуренция: система и процесс. М.: Дело и Сервис, 2012.

13. Хайек ФА Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000.

14. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М.: Новости, 1992.

15. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996.

16. Шимаи М. Государство и транснациональные компании [Электрон. ресурс] // URL: http:// vasilievaa.narod.ru/10_4_99.htm (дата обращения: 14.04.2019).

17. Шумпетер Й. История экономического анализа. СПб.: Экономическая школа, 2004. Т. 1.

18. Clark J.M. Toward a Concept of Workable Competition // American Economic Review. 1940. Vol. 30. №№ 2.

19. Clark J.M. Competition as a Dynamic Process. Washington: Brookings Institution, 1961.

20. Demsetz H. Why regulates utilities? // Journal of law and economics. 1968. Vol. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.