Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В РЕГИОНЕ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ЭЛЕМЕНТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ / ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Перекатиева Т.А.

Одним из приоритетных направлений в экономической политике России является улучшение предпринимательского климата в регионах. В статье рассматриваются теоретические основы государственного управления предпринимательской средой на региональном уровне. Представлены механизм управления и модель системы управления. В основе формирования предпринимательской среды лежит создание благоприятных условий для функционирования предпринимательских структур. При этом основной результат, к которому стремятся органы власти субъекта Российской Федерации, - это повышение качества жизни населения и рост финансовых ресурсов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC BUSINESS ENVIRONMENT ADMINISTRATION IN THE REGION

One of the priorities of Russia's economic policy is to improve the entrepreneurial climate in the region. The paper examines the theoretical foundations of the state management of regional entrepreneurial management. The mechanism of control and model management systems are presented. At the heart of business environment development is the creation of favourable conditions for business structures. In this case, the main result sought by the authorities of the Russian Federation is to increase the quality of life and increase the financial resources of the region aspire.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В РЕГИОНЕ»

Т.А. Перекатиева, ассистент Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань

УДК 332.025; 334.012.64

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

СРЕДЫ В РЕГИОНЕ

Одним из приоритетных направлений в экономической политике России является улучшение предпринимательского климата в регионах. В статье рассматриваются теоретические основы государственного управления предпринимательской средой на региональном уровне. Представлены механизм управления и модель системы управления. В основе формирования предпринимательской среды лежит создание благоприятных условий для функционирования предпринимательских структур. При этом основной результат, к которому стремятся органы власти субъекта Российской Федерации, - это повышение качества жизни населения и рост финансовых ресурсов региона.

Ключевые слова: предпринимательская среда, элементы предпринимательской среды, источники формирования предпринимательской среды, государственное управление, методы и инструменты государственного регулирования в регионе.

T.A. Perekatiyeva

PUBLIC BUSINESS ENVIRONMENT ADMINISTRATION IN THE REGION

One of the priorities of Russia's economic policy is to improve the entrepreneurial climate in the region. The paper examines the theoretical foundations of the state management of regional entrepreneurial management. The mechanism of control and model management systems are presented. At the heart of business environment development is the creation of favourable conditions for business structures. In this case, the main result sought by the authorities of the Russian Federation is to increase the quality of life and increase the financial resources of the region aspire.

Key words: business environment, the elements of the business environment, sources of formation of the business environment, public administration, methods and instruments of state regulation in the region.

Новые экономические условия диктуют необходимость системного управления средой функционирования предпринимательских структур в регионе. Основными целями социально-экономического развития региона является рост качества жизни населения, а также создание условий для устойчивого развития экономики. Одно из направлений достижения этой цели - развитие предпринимательства и в первую очередь создание благоприятной предпринимательской среды.

Предпринимательство - движущая сила экономики. На развитие предпринимательства оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Они определяют формы, способы, а также возможность осуществления предпринимательской деятельности. Внутренние факторы отражают особенности конкретных форм предпринимательства, а внешние определяют условия осуществления предпринимательства. Взаимодействие этих факторов формирует предпринимательскую среду.

Проблема развития предпринимательской среды на региональном уровне рассматривается в трудах отечественных и зарубежных ученых: А.Н. Асаул, Ю.В. Тарануха, А.В. Бусыгин, Ф. Кот-лер, Г. Армстронг, В.А. Гневко, А.С. Нешитой. При этом в зарубежной литературе в основном используются понятия «среда организации», «деловая среда» и «окружение предпринимательской организации». По мнению большинства ученых, предпринимательская среда обеспечивает благоприятные условия развития предпринимательства, а государство определяет важнейшие параметры ее функционирования.

Однако, учитывая тенденцию к большему разграничению полномочий между федеральными и региональными органами власти по вопросам развития экономики региона и предпринимательства (№209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), создание благоприятных условий развития предпринимательской среды все в большей степени переходит на региональный уровень.

Регионы являются участниками межрегиональной и межстрановой конкурентной борьбы на рынке товаров, услуг, капитала. А региональная конкурентоспособность определяется как способность региона обеспечивать производство конкурентоспособных товаров и услуг в условиях эф -фективного использования факторов производства, создавать условия для устойчивого экономического роста в регионе, сохраняя (повышая) жизненный уровень населения, проживающего на территории [1].

Основная цель экономической политики государства на данный момент - это устранение дифференциации между регионами. При этом каждый регион самостоятельно формирует и реализует программные мероприятия, направленные на увеличение уровня экономического развития территории. В первую очередь состояние экономики региона зависит от степени развития субъектов предпринимательства на данной территории. Такая взаимосвязь осуществляется через предпринимательскую среду. Конкурентоспособность территории зависит от экономического уровня развития субъектов предпринимательства. Субъектами предпринимательской среды в регионе являются региональные и муниципальные органы власти, а также предпринимательские структуры любой организационно-правовой формы собственности.

Обобщая опыт отечественных и зарубежных ученых и учитывая особенности экономического развития территории, следует выделить внешние условия, определяющие предпринимательскую среду региона: социально-экономические, экологические, научно-технические, институционально-организационные, правовые, политические, культурные, географические. Рассматривая предпринимательскую среду региона, можно выделить основные элементы, ресурсы и источники предпринимательской среды (рис 1).

Рис. 1. Структура предпринимательской среды

Институционально-организационные условия предпринимательской среды в экономической литературе стали выделять относительно недавно. Они определяются состоянием основных институтов, обеспечивающих в регионе взаимосвязь различных видов деятельности, а также уровнем развитости инфраструктуры.

Д. Норт определяет институты как «правила игры» в обществе, т.е. созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, при этом он отмечает, что «институты играют более глубокую роль в обществе: они выступают фундаментальными факторами функционирования экономических систем в долгосрочной перспективе» [2].

Другой подход к определению институтов как собственно организаций (государство, правительство, фирмы), основателями этого направления являются Т. Веблен и У. Митчел. К институциональной среде можно отнести: субъекты хозяйственных отношений, действующие федеральное, региональное и местное законодательство, а также механизмы поддержки предпринимательства. Фактически институты являются ограничениями при принятии экономических решений.

На основе вышеизложенного можно говорить о том, что субъекты предпринимательства в период своей деятельности взаимодействуют с органами исполнительной власти, с государственными учреждениями, не имеющими распорядительных или контрольных функций; финансовыми институтами, коммерческими посредниками и организациями, удовлетворяющими локальные потребности хозяйствующих субъектов, а также их собственными корпоративными объединениями.

М.Г. Лапуста выделяет два элемента предпринимательской среды: организационно-хозяйственное новаторство и экономическая свобода, которую он определяет как ведущий элемент. Экономическая свобода означает, что всем гражданам гарантируется возможность полного использования своих способностей, личностных качеств, имущества для осуществления активной экономической деятельности [3].

Кроме этих двух элементов, по нашему мнению, целесообразно выделить и еще один - конкуренцию. Конкуренция, по сути, является условием предпринимательской активности, стимулом к непрерывному совершенствованию, регулятором отраслевых пропорций.

Ресурсами для развития предпринимательской среды будут служить: финансовые, материальные, нематериальные, трудовые, инвестиционные, инновационно-производственные и административные.

На основании того, что основным регулятором предпринимательской среды выступают региональные органы власти, по нашему мнению, следует определить источники формирования предпринимательской среды - это система институтов и потенциалов региона, позволяющая воздействовать на условия функционирования предпринимательских структур в регионе. К источникам формирования предпринимательской среды региона можно отнести: финансовый, инвестиционный, трудовой, научный, инновационный и материально-технический потенциалы, инфраструктуру экономики, институциональные преобразования, нефинансовые непроизводственные активы, структуру экономики региона, внешнюю экономическую деятельность. Систематизация основных показателей, относящихся к каждой из этих групп, позволит не только улучшить систему государ -ственного регулирования процессами развития предпринимательства, но и оценить степень воздействия формируемой предпринимательской среды на экономику региона.

Особо следует остановиться на развитости инфраструктуры, которая обеспечивает становление в регионе новых форм хозяйствования, усиливает межотраслевое взаимодействие, а также повышает конкурентоспособность региона. Через инфраструктуру органы власти региона могут воздействовать на субъекты предпринимательства. В связи с большой экономической дифференциацией субъектов Российской Федерации состояние инфраструктурного обеспечения различно. Возникает необходимость индивидуального подхода к совершенствованию инфраструктуры региона.

Формирование региональной инфраструктуры инновационного развития должно содержать в своей основе неоинституциональную концепцию, сформулированную О. Уильямсоном. Целью инфраструктурного обеспечения должно являться создание управленческих структур, адаптированных под региональную специфику, обеспечивающих экономию на трансакционных издержках

[4].

Современная система управления формированием предпринимательской среды должна отвечать следующим требованиям: способствовать развитию конкурентоспособных предпринимательских структур; обеспечивать развитие инфраструктуры предпринимательской среды; соответствовать общегосударственной стратегии управления; иметь четкие результативные показатели экономики при развитии предпринимательской среды; интегрировать различные экономические интересы разных видов предпринимательских структур; стимулировать и поддерживать развитие приоритетных отраслей экономики; содействовать развитию предпринимательства в регионе.

Один из принципов построения системы управления - принцип иерархии. Система управления является многоуровневой, сохраняя при этом единство и целостность. Поэтому каждый уровень власти имеет свои полномочия в рамках управления экономикой.

В основе управленческих решений региональных органов государственной власти лежит нацеленность на создание дееспособного, эффективного регионального социоэкономического пространства. При этом главным результатом деятельности исполнительных органов власти региона необходимо считать достижение определенных социально-экономических показателей [5].

Государственное управление представляет собой управление экономикой со стороны государственных законодательных, исполнительных, судебных органов, осуществляемое в интересах страны и народа, охватывающее в основном экономическую стратегию и политику, выработку и контроль за соблюдением общих норм и правил хозяйствования, а также управление объектами государственной собственности, государственным сектором экономики [6].

Большинство ученых, анализируя методы управления, основываются на классификации, данной А. Файолем, и выделяют организационные (административные), экономические и правовые методы. Одновременно следует отметить, что в научной литературе единое мнение по построению системы управления формированием предпринимательской среды не сформировано.

По мнению автора, модель системы государственного управления формированием предпринимательской средой региона представляет собой совокупность методов и инструментов управления, результативных параметров функционирования предпринимательской среды, структур

Рис.2. Модель системы управления формированием предпринимательской среды в регионе

Она позволяет говорить о комплексном подходе к формированию предпринимательской среды на уровне региона. В качестве субъектов государственного управления на уровне региона кроме законодательных и исполнительных органов власти представляется целесообразным выделить и контрольные органы, поскольку действия именно этих органов зачастую становятся определяющими при развитии предпринимательских структур. К объектам государственного управления следует отнести субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства, функционирующие в регионе, а также социально-экономические процессы, протекающие на данной территории.

Субъекты государственного управления

Рис. 3. Механизм управления формированием предпринимательской среды региона

Механизм управления системой базируется на инструментах управления и раскрывает процессы воздействия на предпринимательскую среду (рис. 3). Сам по себе механизм управления является замкнутым, динамичным процессом. Кроме того, данный механизм, приводящийся в действие органами регионального управления, зависит от особенностей развития территории и при-

меняемой региональной политики. Управление, с одной стороны, осуществляется органами региональной власти в зависимости от стратегии и программ регионального развития, с другой - на основе откликов системы. На принимаемые управленческие решения оказывают влияние ресурсы, необходимые для формирования предпринимательской среды. Ресурсы являются теми исходными данными, которые позволяют выбирать те или иные инструменты управления. Субъекты управления по средствам инструментов формируют источники предпринимательской среды, которые в свою очередь воздействуют на условия предпринимательской среды.

Предпринимательские структуры региона функционируют в сложившихся под влиянием данного процесса условиях. В результате управленческие решения, принимаемые органами власти региона, должны приводить к развитию предпринимательских структур региона.

С точки зрения функционирования системы законодательные и исполнительные органы власти региона в той или иной мере воздействуют на формирование инфраструктуры предпринимательской среды. Эффективность таких воздействий определяется исходя из динамики результативных показателей, отклика системы, позволяющих более точно подойти к процессу управления и стратегического планирования на региональном уровне, а также изменению качества жизни населения и финансовых ресурсов региона. В результате происходят корректировка стратегии и программ регионального развития, изменение наличных ресурсов, а следовательно, и инструментов управления. Сложность данного механизма заключается в том, что принимаемые решения должны предугадывать изменения мировой конъюнктуры.

Особо следует выделить такой ключевой элемент системы управления, как инфраструктура предпринимательской среды. Формирование, развитие и функционирование инфраструктуры обусловливаются внутрирегиональной политикой, конкретными условиями и рыночными требованиями, сформировавшимися в регионе.

В проводимых исследованиях под инфраструктурой предпринимательской среды понимается совокупность институтов и элементов, обеспечивающих перераспределение трудовых, финансовых, сырьевых, информационных и интеллектуальных ресурсов.

Таким образом, в формировании предпринимательской среды региона основную роль играют органы власти субъекта Российской Федерации. Под предпринимательской средой региона следует понимать совокупность условий и источников их формирования, влияющих на создание и развитие предпринимательских структур региона. Система управления средой - это совокупность институтов, методов и инструментов управления источниками формирования условий предпринимательской среды на основе результативных параметров. При этом организация системы управления строится на основе комплексного подхода, учитывающего специфику региона и инновационный путь развития экономики.

Библиография

1. Региональная статистика: учебник / под ред. Е.В. Заровой, Г.И. Чудилина. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 624 с.:ил.

2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики: пер. с англ. А.Н. Нестеренко / Предисл. и науч. редактирование Б.З. Мильнера. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

3. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник - М.: ИНФРА-М, 2011. - 608 с.

4. Уильямсон О. Экономические институты капитализма / Науч. редактирование и вступит. ст. канд. экон. наук В.С. Катькало; пер. с англ. - СПб.: Лениздат; SEV Press, 1996. - 702 с.

5. Миролюбова Т.В. Государственное управление развитием экономики региона: кластерный подход: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 [место защиты: Высш. шк. приватизации и предпринимательства]. - М., 2009.

6. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 384 с.

Bibliography

1. Regional statistics: textbook / Ed. by E.V. Zarova, G.I. Chudilina. - M.: Finansy i statistika, 2006. -

624p.: ill.

2. Nort D. Institutes, institutional changes and economy functioning. Transl. from English by A.N. Nesterenko. Preface and scientific ed. by B.Z. Milner. Fund of the economic book of «NACHALA». - M., 1997.

3. LapustaM. G. Business: textbook /M. G. Lapusta - M.: INFRA-M, 2011. - 608 p.

4. Williamson O. Economic institutes of capitalism. Transl. from English. - SPb.: Lenizdat; SEV Press, 1996. - 702 p.

5. Mirolyubova T.V. Public administration by development of economy of the region: Cluster approach: Abstract of Diss. D. Sc. Econ.: 08.00.05. - M., 2009.

6. Raizberg B.A. Public economic and social processes administration: Textbook. - M.: INFRA-M, 2010.

- 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.