Научная статья на тему 'Направления модернизации системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в России'

Направления модернизации системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ САМОРАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / BUSINESS ACTIVITY / POTENTIAL OF SELF-DEVELOPMENT OF ENTERPRISE STRUCTURE / SYSTEM OF STATE REGULATION OF BUSINESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блудов Андрей Михайлович

Рассматриваются вопросы модернизации системы государственного регулирования предпринимательской деятельности на основе критического анализа применяемых в мировой и отечественной социально-экономической практике подходов к его осуществлению с целью формирования в современной России экономически активного, социально-ответственного предпринимательского сектора. Несмотря на значительное внимание, которое уделяется проблеме государственного регулирования предпринимательской деятельности в российской и зарубежной науке и практике, вопросы учета имеющегося потенциала саморазвития предпринимательских структур при осуществлении модернизации системы государственного регулирования предпринимательской деятельности практически не затрагиваются. При этом потенциал саморазвития предпринимательской структуры представлен как единство статических (совокупность имеющихся ресурсов, обеспечивающих простое воспроизводство на основе применения экстенсивных факторов и методов управления) и динамических составляющих (возможности и целевые ориентации, которые организация накапливает, пополняет, восстанавливает, преобразует и реализует на протяжении всего периода своего функционирования с целью получения экономического и социального результата). Потенциал саморазвития предпринимательской структуры находится в постоянном движении и изменении, поскольку зависит от объективного и субъективного, возможного и действительного развития организации, в т. ч. от деятельности государства. В данном контексте насущной методической проблемой является оценка результативности принимаемых государством мер, а также вопросы преодоления несовершенства технологий и механизмов государственного регулирования, в т. ч. необходимость корректировки и реализации в целях повышения социальной и экономической роли предпринимательства. В статье обосновано, что модернизация системы государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает и формирование биполярной среды развития российского предпринимательства, и создание институциональных условий для реализации потенциала саморазвития предпринимательских структур в форме экономической и социальной ответственности, и разработку системы оценки эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности как инструмента ее корректировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF MODERNIZATION OF SYSTEM OF STATE REGULATION OF BUSINESS ACTIVITY IN RUSSIA

The questions of modernization of system of state regulation of business activity on the basis of the critical analysis applied in world and domestic social and economic practice of approaches to its implementation for the purpose of formation in modern Russia economically active, social and responsible business sector are considered. Despite considerable attention which is paid to a problem of state regulation of business activity in the Russian and foreign science and practice the questions of the accounting of available potential of self-development of enterprise structures at implementation of modernization of system of state regulation of business activity practically aren't raised. Thus, the potential of self-development of enterprise structure is presented as unity static (set of the available resources providing simple reproduction on the basis of application of extensive factors and methods of management) and dynamic components (opportunities and target orientations which the organization accumulates, fills up, restores, will transform and realizes throughout the entire period of the functioning for the purpose of receiving economic and social result). Potential of self-development of enterprise structure is in continuous movement and change as depends on objective and subjective, possible and valid development of the organization, including on state activity. In this context, a pressing methodical problem is the assessment of productivity of measures taken by the state, and also questions of overcoming of imperfection of technologies and mechanisms of state regulation, including need of adjustment and realization for increase of a social and economic role of business. In article it is proved that modernization of system of state regulation of business activity assumes also formation of the bipolar environment of development of the Russian business, and creation of institutional conditions for realization of potential of self-development of enterprise structures in the form of economic and social responsibility, and development of the system of an assessment of efficiency of state regulation of business activity as instrument of its adjustment.

Текст научной работы на тему «Направления модернизации системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в России»

УДК 330

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

© Андрей Михайлович БЛУДОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, e-mail: tmbtsumen@rambler.ru

Рассматриваются вопросы модернизации системы государственного регулирования предпринимательской деятельности на основе критического анализа применяемых в мировой и отечественной социально-экономической практике подходов к его осуществлению с целью формирования в современной России экономически активного, социально-ответственного предпринимательского сектора.

Несмотря на значительное внимание, которое уделяется проблеме государственного регулирования предпринимательской деятельности в российской и зарубежной науке и практике, вопросы учета имеющегося потенциала саморазвития предпринимательских структур при осуществлении модернизации системы государственного регулирования предпринимательской деятельности практически не затрагиваются. При этом потенциал саморазвития предпринимательской структуры представлен как единство статических (совокупность имеющихся ресурсов, обеспечивающих простое воспроизводство на основе применения экстенсивных факторов и методов управления) и динамических составляющих (возможности и целевые ориентации, которые организация накапливает, пополняет, восстанавливает, преобразует и реализует на протяжении всего периода своего функционирования с целью получения экономического и социального результата). Потенциал саморазвития предпринимательской структуры находится в постоянном движении и изменении, поскольку зависит от объективного и субъективного, возможного и действительного развития организации, в т. ч. от деятельности государства. В данном контексте насущной методической проблемой является оценка результативности принимаемых государством мер, а также вопросы преодоления несовершенства технологий и механизмов государственного регулирования, в т. ч. необходимость корректировки и реализации в целях повышения социальной и экономической роли предпринимательства.

В статье обосновано, что модернизация системы государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает и формирование биполярной среды развития российского предпринимательства, и создание институциональных условий для реализации потенциала саморазвития предпринимательских структур в форме экономической и социальной ответственности, и разработку системы оценки эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности как инструмента ее корректировки.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность; потенциал саморазвития предпринимательской структуры; система государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Предпринимательство представляет собой сложное социально-экономическое явление, охватывающее все сферы национальной экономики и устойчиво взаимосвязанное с социокультурными, политическими институциональными процессами в обществе. При этом по мере усложнения системы хозяйственных связей, развития производительных сил и производственных отношений, усложнения системы отношений собственности, развития рыночных отношений и наращивания темпов научно-технического прогресса происходит усложнение и расширение представлений о предпринимательстве и предпринимательской деятельности.

При рассмотрении предпринимательской деятельности как объекта государственного

регулирования необходимо отметить, что она выступает как результат единства институциональных условий и имеющегося ресурсного потенциала предпринимательских структур (рассматриваемого в широком смысле). Причем несоответствие институциональных условий, формируемых государством, имеющемуся ресурсному потенциалу предпринимательских структур (отражающему уровень развития человеческого капитала, уровень инновационности, состояние материальных ресурсов и т. п.) приводит к невыполнению предпринимательством своей социальноэкономической роли как подсистемы национального хозяйства.

Соответственно, целевой установкой трансформации системы государственного

регулирования предпринимательской деятельности выступает формирование институциональных условий для повышения экономической и социальной ответственности бизнеса, как отражения его роли в развитии национальной экономики.

Государственное регулирование предпринимательства - это способ поиска оптимального баланса в процессе соотношения производительных сил и производственных отношений с целью сохранения господства рыночного механизма.

Эволюция механизма государственного регулирования предпринимательства объективно обусловлена развитием производительных сил и в этом смысле необратима. Но в таком многообразном и противоречивом механизме экономические аспекты теснейшим образом связаны с политическими и социальными [1].

В современных российских условиях государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется без учета специфических особенностей функционирования предпринимательских структур в различных сегментах национальной экономики и на конкретных территориях, что приводит к размыванию финансовых средств, снижению результативности принимаемых мер.

Модернизация системы государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает реализацию биполярного подхода, сущность которого состоит в разработке многоуровневой системы дифференциации государственного регулирования предпринимательской деятельности в соответствии с двумя «полюсами» их функционирования на каждом уровне.

Задачи государственного регулирования и развития предпринимательства сводятся к созданию институциональных условий для реализации потенциала саморазвития предпринимательских структур. Исходя из принципа биполярности, в соответствии с которым целесообразность и форма государственной поддержки регулирования определяется только стратегическими и социальными приоритетами развития национального хозяйства (сфер предпринимательской деятельности, таких как оборонная сфера, социально-культурная и т. д.), предложен соответствующий алгоритм привлечения и отбо-

ра предпринимательских структур для оказания им государственной поддержки (рис. 1).

Ключевыми принципами реализации данного алгоритма выступают:

- согласованность национальных стратегических приоритетов и потребностей территории (имеется в виду непротиворечивость формирования состава структур из сфер предпринимательской деятельности, определенных на федеральном уровне в качестве стратегически важных и социально-значимых, и сфер, которым на региональном уровне будет оказываться поддержка со стороны органов власти);

- сочетание социальной необходимости и экономической целесообразности (имеется в виду оптимальность определения форм и масштабов компенсаций для тех предпринимательских структур, которые возьмут на себя социальную нагрузку на территории);

- единство финансовых потребностей бизнеса и перспективных возможностей (имеется в виду выбор формы государственной поддержки в случае, если данная сфера предпринимательской деятельности является значимой для территории).

Этапами реализации алгоритма являются:

1) выявление сфер деятельности территории, требующих развития путем активизации в них предпринимательской деятельности;

2) определение специфики предпринимательской деятельности в интересующей сфере (необходимость формирования новых структур; целесообразность поддержки функционирующих структур; необходимость формирования инфраструктуры предпринимательской деятельности);

3) определение форм государственной поддержки (реализация программ финансирования, инвестирование под государственные гарантии, реализация механизма государственно-частного партнерства);

4) формирование механизма контроля и оценки результативности предпринятых мер.

В рамках решения задачи контроля над результативностью реализации государственной политики в сфере регулирования и поддержки предпринимательской деятельности необходимо создать соответствующую систему оценки результативности государственного регулирования предпринимательской деятельности, где ключевыми элементами станут:

Создание четких правовых рамок реализации государственной политики поддержки предпринимательства (реализации механизма государственно-частного партнерства; налогового стимулирования; страхования рисков и предпринимательской ответственности)

--------------У///ШШЛ----------------------

I

Определение приоритетов развития национального хозяйства

Определение стратегически-важных и (или) социально-значимых сфер национального хозяйства

Определение масштабов и форм государственного участия в поддержке определенных сфер предпринимательства: освобождение от налогов; гарантии по кредитам и займам; страхование ответственности бизнеса и т. д.

тДА

Оценка соответствия инфраструктурного обеспечения задачам устойчивого развития предпринимательского сектора

Разработка и реализация проектов по созданию и развитию инфраструктуры на определенной территории

ф

е

д

е

-р-

а

л

ь

н

ы

й

у

р

о

в

е

н

ь

и

Оценка тенденций и уровня развития предпринимательства (реализации предпринимательскими структурами потенциала саморазвития) и его соответствие потребностям территории и задачам федерального уровня

ДА

нет ■

нет

Определение наличия потребностей бизнеса в поддержке на основе мониторинга бизнес-проектов

нет

:да

Определение сфер деятельности, необходимых к развитию на территории

Выявление наличия стратегически-важных и социально-значимых сфер, непривлекательных для бизнеса

нет

Определение соответствия уровня конкурентоспособности ■ структур параметрам федерального уровня

ДА ДА кг 1 ■

к ■: ■: ■ ■л г \ ■:■: ■

нет

Оценка предпринимательской деятельности в интересующей сфере

Поддержка функционирующих структур в виде предоставления гарантий по кредитам и займам; страхование ответственности бизнеса и т. д.

нет

Определение наличия предпринимательских структур для поддержки стратегически важных и социально-значимых сфер

нет

Реализация механизма ГЧП

ДА

ДА

Необходимость формирования новых структур путем выдачи займов с отсрочкой платежа

ДА

нет

Оценка результативности системы государственной поддержки на основе формирования системы объективных показателей

ДА

Оценка результативности функционирования предпринимательских структур на определенной территории и уровня реализации ими потенциала саморазвития

Достижение соглашения с предпринимательскими структурами о поддержке и развитии страте-гически-важных и социальнозначимых сфер на основе освобождения от уплаты части налогов, соизмеримой с произведенными затратами

ДА

нет

нет

и

в

Рис. 1. Алгоритм привлечения и отбора предпринимательских структур для оказания им государственной помощи

1) принципы построения независимой системы оценки государственного регулирования предпринимательской деятельности, в т. ч.:

- многоуровневости - данные макроуровня, подготавливаемые Федеральной службой государственной статистики, должны прямо или косвенно подтверждаться результатами международных исследований и независимыми исследованиями открытой отчетности хозяйствующих субъектов;

- полноты - формирование комплексной системы показателей, отражающих результативность государственного регулирования предпринимательской деятельности, сформированной с учетом мирового опыта и опыта независимых аналитических агентств;

- автономности - независимость Федеральной службы государственной статистики и ее региональных органов от органов исполнительной власти;

- проверяемости - открытость первичных данных, характеризующих государственное регулирование предпринимательской деятельности;

- ответственности - закрепление конкретных форм и механизмов наказания для представителей региональных органов Федеральной службы государственной статистики и представителей исполнительной власти за искажение информации;

- открытости - прозрачность процедур и инструментов формирования системы оценки государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также процесса их реализации;

2) объект - Федеральная служба государственной статистики, осуществляющая сводку и группировку данных, характеризующих результативность государственного регулирования предпринимательской деятельности, сформированных на местном, региональном, национальном и международном уровнях;

3) субъекты - предпринимательские структуры и показатели, характеризующие реализацию ими своего экономического и социального потенциала развития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) инструментарий - совокупность показателей, характеризующих результативность государственного регулирования предпринимательской деятельности, и способов

их получения. В данном контексте следует отметить, что:

- на международном уровне в настоящее время широко известен рейтинг по индексу комфортности ведения бизнеса - Doing Business, составляемый Всемирным банком и анализируемый в аналитических докладах. Для решения задачи оценки результативности государственного управления рекомендуется: во-первых, инициировать необходимость проведения международных рейтингов стран по уровню результативности государственного управления; во-вторых, отражать в составе статистических показателей Российского статистического ежегодника (Раздел 12. Предприятия и организации: деловая активность организаций) место России в международных рейтингах по благоприятности ведения бизнеса;

- на национальном уровне целесообразна инициация проведения исследований независимыми рейтинговыми агентствами и составления национальных рейтингов регионов, территорий по уровню результативности управления в них; по уровню комфортности в них ведения бизнеса, с размещением в официальных изданиях результатов исследования;

- на уровне регистрации предлагается включить в состав показателей, учитываемых и публикуемых Федеральной службой государственной статистики в официальных ежегодниках, показатели, характеризующие эффективность государственной поддержки стратегически важных и социально-значимых предпринимательских структур и характеризующие результативность реализации предпринимательскими структурами своего потенциала саморазвития.

Кроме того, модернизация системы государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает решение проблем реинтеграции российской экономики, становления контуров ее расширенного воспроизводства за счет активизации инновационных процессов в национальном хозяйстве, создания условий для развития человеческого капитала и роста социального потенциала общества как главных элементов нематериального богатства экономики. Необходимо продолжение деятельности по снижению административного давления на бизнес через работу областной межведом-

ственной комиссии по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, областного координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства, проведение «круглых столов» с контролирующими органами; усиление информационной поддержки предпринимателей в связи с работой регионального портала малого и среднего бизнеса [2, с. 125].

Предполагается также реализация мер, направленных на обеспечение наращивания экономической составляющей потенциала саморазвития предпринимательских структур и создание условий для полноценной реализации его социальной составляющей. Потенциал саморазвития предпринимательской структуры представляет собой единство статических (совокупность имеющихся ресурсов, обеспечивающих простое воспроизводство на основе применения экстенсивных факторов и методов управления) и динамических составляющих (возможности и целевые ориентации, которые организация накапливает, пополняет, восстанавливает, преобразует и реализует на протяжении всего периода своего функционирования с целью получения экономического и социального результата).

Наращивание экономической составляющей потенциала саморазвития предпринимательских структур предполагает: со-

вершенствование технологической и институциональной среды национального хозяйства; развитие интеграционных связей предпринимательских структур кластерного типа; формирование комплексной системы страхования; проведение неоиндустриализации крупных предпринимательских структур; снижение прямых социальных обременений предпринимательства; полноценную реализацию кадрового потенциала, направленную на обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала.

Создание условий для полноценной реализации социальной составляющей потенциала саморазвития предпринимательских структур включает: закрепление положи-

тельного бренда российского предпринимательства как внутри страны, так и на мировой арене хозяйственных связей; развитие

взаимовыгодного сотрудничества в системе «федеральный центр - муниципалитет -предприниматель - работник», ориентированного на решение задач комплексного социально-экономического развития территорий; формирование морально-этических ориентиров развития российского предпринимательства как основы мобилизации его внутреннего потенциала.

Таким образом, модернизация системы государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает изменение идеологии и принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности, в основу которого положено ценностное целеполагание государственного регулирования и избирательность государственной поддержки как основы повышения ее эффективности. Комплексная модернизация системы государственного регулирования предпринимательской деятельности позволит:

- сформировать биполярную среду развития российского предпринимательства, в рамках которой форма государственного регулирования определяется стратегическими и социальными приоритетами развития национального хозяйства;

- создать институциональные условия для реализации потенциала саморазвития предпринимательских структур в форме экономической и социальной ответственности;

- разработать систему оценки эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности как инструмента ее корректировки.

1. Соловьева О.А. Предпринимательство как объект государственного регулирования // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3 (257). Управление. Вып. 7. С. 9-22.

2. Колесниченко Е.А., Смольянинова Е.Г. Стратегия развития предпринимательства на региональном уровне: тенденции реализации // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 5-6. С. 125.

Поступила в редакцию 28.08.2013 г.

UDC 330

DIRECTIONS OF MODERNIZATION OF SYSTEM OF STATE REGULATION OF BUSINESS ACTIVITY IN RUSSIA

Andrey Mikhailovich BLUDOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of History, Associate Professor, Associate Professor of Public and Municipal Administration Department, e-mail: tmbtsumen@rambler.ru

The questions of modernization of system of state regulation of business activity on the basis of the critical analysis applied in world and domestic social and economic practice of approaches to its implementation for the purpose of formation in modern Russia economically active, social and responsible business sector are considered.

Despite considerable attention which is paid to a problem of state regulation of business activity in the Russian and foreign science and practice the questions of the accounting of available potential of self-development of enterprise structures at implementation of modernization of system of state regulation of business activity practically aren't raised. Thus, the potential of self-development of enterprise structure is presented as unity static (set of the available resources providing simple reproduction on the basis of application of extensive factors and methods of management) and dynamic components (opportunities and target orientations which the organization accumulates, fills up, restores, will transform and realizes throughout the entire period of the functioning for the purpose of receiving economic and social result). Potential of self-development of enterprise structure is in continuous movement and change as depends on objective and subjective, possible and valid development of the organization, including on state activity. In this context, a pressing methodical problem is the assessment of productivity of measures taken by the state, and also questions of overcoming of imperfection of technologies and mechanisms of state regulation, including need of adjustment and realization for increase of a social and economic role of business.

In article it is proved that modernization of system of state regulation of business activity assumes also formation of the bipolar environment of development of the Russian business, and creation of institutional conditions for realization of potential of self-development of enterprise structures in the form of economic and social responsibility, and development of the system of an assessment of efficiency of state regulation of business activity as instrument of its adjustment.

Key words: business activity; potential of self-development of enterprise structure; system of state regulation of business activity.

б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.