Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА'

ПОВЫШЕНИЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишакова Н.А., Перекатиева Т.А.

Повышение научно-производственного потенциала региона и инновационной активности субъектов предпринимательства является одной из приоритетных задач развития экономики региона, способствует увеличению его конкурентоспособности. В статье выделены и проанализированы внешние условия, определяющие предпринимательскую среду региона, в числе которых - социальноэкономические, экологические, научно-технические, институционально-организационные, правовые, политические, культурные, географические. Выявлены и сгруппированы ресурсы для развития научно-производственного потенциала региона. На примере Рязанской области проведен анализ научнопроизводственного потенциала, определены основные проблемы, приводящие к снижению инновационной активности предприятий региона. Предложены основные направления повышения научнопроизводственного потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF RESEARCH AND PRODUCTION OPPORTUNITY OF THE REGION

Increasing of research and production opportunity of the region and the innovative activity of business entities is one of the priority tasks of the region's economy, which helps to increase its competitiveness. The paper identifies and analyzes the external conditions that define the business environment of the region, including socio-economic, environmental, scientific, technical, institutional and organizational, legal, political, cultural and geographical terms. It defines and groups resources for the development of research and production potential of the region. In case of the Ryazan region, scientific and industrial potential is analyzed, key issues, leading to a decrease of innovation activity of the enterprises of the region are found out. The main directions of research and industrial opportunities of the region are offered.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА»

Н.А. Мишакова, канд. экон. наук, e-mail: n.mishakova@rsu.edu.ru Т.А. Перекатиева, канд. экон. наук Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань

УДК 332.1; 331.108.2

ПОВЫШЕНИЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Повышение научно-производственного потенциала региона и инновационной активности субъектов предпринимательства является одной из приоритетных задач развития экономики региона, способствует увеличению его конкурентоспособности. В статье выделены и проанализированы внешние условия, определяющие предпринимательскую среду региона, в числе которых - социально-экономические, экологические, научно-технические, институционально-организационные, правовые, политические, культурные, географические. Выявлены и сгруппированы ресурсы для развития научно-производственного потенциала региона. На примере Рязанской области проведен анализ научно-производственного потенциала, определены основные проблемы, приводящие к снижению инновационной активности предприятий региона. Предложены основные направления повышения научно-производственного потенциала региона.

Ключевые слова: научно-производственный потенциал, инновационная активность, инвестиции, налоговое регулирование, конкурентоспособность территории, предпринимательская среда, инвестиционный потенциал.

N.A. Mishakova, Cand. Sc. Economics T.A. Perekatiyeva, Cand. Sc. Economics

INCREASE OF RESEARCH AND PRODUCTION OPPORTUNITY OF THE REGION

Increasing of research and production opportunity of the region and the innovative activity of business entities is one of the priority tasks of the region's economy, which helps to increase its competitiveness. The paper identifies and analyzes the external conditions that define the business environment of the region, including socio-economic, environmental, scientific, technical, institutional and organizational, legal, political, cultural and geographical terms. It defines and groups resources for the development of research and production potential of the region. In case of the Ryazan region, scientific and industrial potential is analyzed, key issues, leading to a decrease of innovation activity of the enterprises of the region are found out. The main directions of research and industrial opportunities of the region are offered.

Key words: research and production potential, innovative activity, investment, tax regulation, competitiveness of the territory, business environment, investment potential.

Конкурентоспособность территории зависит от экономического уровня развития субъектов предпринимательства. Кроме того, субъекты предпринимательства являются основными источниками дохода бюджета территории, поэтому в первую очередь должны быть обеспечены условия их комфортного существования. Необходимо создавать такие условия, которые, с одной стороны, не ущемляли бы экономических свобод предпринимателей, а с другой, - обеспечивали бы создание конкурентной среды и стимулировали к новаторству. Возможность для создания таких условий и контроль над соблюдением «правил игры» закреплена за государственными органами власти региона, которые могут воздействовать на субъекты предпринимательства через формирование предпринимательской среды.

Наблюдается прямая зависимость между созданием благоприятной предпринимательской среды и повышением конкурентоспособности региона [1, 3, 4]. Традиционно выделяют внешние условия, определяющие предпринимательскую среду региона, - социально-экономические, экологические, научно-технические, институционально-организационные, правовые, политические, культурные, географические. Социально-экономические условия отражают состояние экономики региона и проходящих на его территории социальных процессов

и влияют на качество, объем, ассортимент выпускаемых предприятием продуктов (услуг). Культурные условия функционирования предпринимательской среды зависят от образовательного уровня населения региона, религиозных воззрений, нравственных и моральных норм, культурных традиций региона; влияют на культуру, деловую и профессиональную этику предпринимательской деятельности. Научно-технические условия характеризуют степень развития науки и техники на территории региона. Правовые условия определяют степень защищенности предпринимателя и уровень развития отношений собственности, а также гарантии их правовой защищенности. Политические условия характеризуют степень политической стабильности в регионе, отражают отношения законодательных и исполнительных органов власти региона к предпринимательской деятельности, определяют устойчивость принципов функционирования предпринимательства. Географические условия влияют на выбор отраслевой специализации субъекта предпринимательства с точки зрения снижения издержек производства. Экологические условия отображают взаимоотношения между природой и обществом. Институционально-организационные условия определяются состоянием основных институтов, обеспечивающих в регионе взаимосвязь различных видов деятельности, а также уровнем развитости инфраструктуры.

Создание научно-технических условий на территории любого субъекта Российской Федерации является одной из самых важных задач, стоящих перед государственными и муниципальными органами власти, от которой зависит степень развития науки и техники в регионе. Научно-технические условия характеризуются научно-производственным потенциалом региона (табл. 1).

Таблица 1

Ресурсы для развития научно-производственного потенциала региона

Научные и инновационные - Расходы на науку и научные исследования в процентах к ВРП. - Объем научно-технических работ. - Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки. - Удельный вес инновационной продукции в составе произведенной. - Число разработанных и число применяемых передовых технологий. - Удельный вес капитальных и текущих затрат предприятий на технические инновации в составе затрат на производство.

Инвестиционные - Объем инвестиций, в т.ч. и иностранных, в основной капитал на душу населения (чистые). - Объем инвестиций в основной капитал в процентах к ВРП. - Отраслевая структура инвестиций. - Удельный вес инвестиций по источникам финансирования. - Доля государственных инвестиций в развитии промышленности и других отраслей экономики.

Институциональные - Меры государственной поддержки предпринимательства. - Процентная доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике. - Число малых и средних предприятий. - Удельный вес продукции и услуг рыночного сектора по В ДС. Удельный вес продукции, основного капитала на предприятиях различных негосударственных форм собственности.

Источниками формирования внешних условий, на которые направлено управляющее воздействие органов власти, является совокупность экономических потенциалов территории, а ее основными элементами - экономическая свобода, конкуренция и новаторство.

По данным рейтингового агентства Интрефакс-ЭРА, Рязанская область по состоянию и развитию технического потенциала занимает 15-е место среди регионов ЦФО, по уровню технологического развития 12-е место. Следует отметить, что в Рязанской области достаточно равномерное распределение отраслей и секторов экономики в структуре валового регио-

нального продукта (ВРП). При этом наблюдается тенденция к увеличению доли организаций занятых в производственной сфере и сфере услуг.

С 2005 г. Рязанская область улучшила свою инвестиционную привлекательность благодаря росту промышленного производства, положительной динамике в агропромышленном секторе экономики и достижениям в социальной сфере. Однако кризис 2008 г. повлиял на приток инвестиций в область. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. объем инвестиций в основной капитал снизился почти на 29%. С 2010 г. наблюдается рост инвестиций на 6,7%, в 2012 г. -на 24% по сравнению с предыдущим годом. Только в 2011 г. величина инвестиций в основной капитал достигла уровня 2008 г. Объем иностранных инвестиций в экономику Рязанской области в 2012 г. увеличился по сравнению с 2009 г. и уменьшился по отношению к 2011 г., при этом не достигнув объемов 2007-2008 гг. Объем основных фондов региона увеличивается ежегодно примерно на 10%. Наибольшая часть пополнения основных фондов осуществляется в таких отраслях, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, обрабатывающие производства. Результатом отсутствия четкой инвестиционной политики у большинства хозяйствующих субъектов, явилось увеличение износа основных фондов до 52,3% в 2012 г. При этом удельный вес полностью изношенных основных фондов составляет 15,9%. Наибольшая изношенность основных фондов в строительстве 59,7%, на транспорте и в связи - 58,1%. По износу основных фондов Рязанская область занимает 19-е место в России.

В условиях постиндустриальной экономики любая хозяйственная структура не может эффективно развиваться, не используя в той или иной степени инновационные технологии. Наличие и степень доступности таких технологий, возможности их применения на практике формируют научно-технические условия для ведения производственной деятельности.

Доля предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, составила 7,0%, осуществляющих технологические инновации - 5,8%, организационные и маркетинговые инновации - 3,8%. Число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в 2012 г. увеличилось по сравнению с 2009 г., но не достигло пока докризисного уровня. При этом объем затрат на технологические инновации не только увеличился, но и превысил показатель 2008 г. на 22%. В 2011 г. наблюдается снижение внутренних затрат на научные исследования и разработки по отношению к 2010 г., а в 2012 г. наметился рост данного показателя. При этом в среднем следует отметить их положительную динамику (рис. 1).

Рис. 1. Внутренние затраты на научные исследования и разработки

Основным результатом научной деятельности является создание и патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. В 2012 г. было подано 210 заявок, в 2011 г. - 236 заявок, в 2009 г. - 261 заявка, для сравнения: в 2005 г. подано 307 заявок. Однако соотнести текущие затраты на научные исследования и разработки и количество выданных патентов в этом же году достаточно сложно, поскольку реальные результаты по тому или иному направлению деятельности могут быть получены через несколько лет.

На 2011 г. предприятиями Рязанской области используется 1032 вида передовых технологий. При этом на территории региона с 2000 г. их создано менее 1%. Затраты на техно-

логические инновации предприятий региона не являются стабильными, между тем с 2003 г. наблюдается их увеличение (рис. 2).

7000 6000 ^ 5000 & 4000 « 3000 3 2000 1000 0

Объем инновационных товаров, работ, услуг

Затраты на

технологические

инновации

И-1-1-1-1-1-г

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

год

Рис. 2. Динамика объема инновационных товаров, работ, услуг и затрат на технологические инновации в Рязанской области

Развитие бизнеса непосредственно связано со степенью развитости производственной и непроизводственной инфраструктуры. Говоря о производственной инфраструктуре, следует отметить, что Рязанская область имеет развитую транспортную инфраструктуру. По ее территории проходят магистральные железные дороги и две федеральные автомобильные дороги. В регионе развита сеть автомобильных дорог областного значения. На 2012 г. общая протяженность автомобильных дорог составила 9151,9 км.

Несмотря на определенные положительные изменения в предпринимательском климате региона, остается нерешенным целый ряд проблем, сдерживающих развитие бизнеса.

Основной проблемой для отраслей народного хозяйства региона является достаточно низкая инвестиционная активность. На текущий период региональными органами власти созданы оптимальные условия для ведения инвестиционной деятельности на территории региона. Основные инвестиции хозяйствующие субъекты направляют на приобретение машин, оборудования и транспортные средства, однако основной проблемой остаются достаточно низкие объемы активных инвестиций. В связи с чем наблюдается низкая конкурентоспособность производимых товаров.

Недостаток финансовых ресурсов не позволяет проводить значительного обновления производственных технологий. В структуре привлеченных инвестиций бюджетные средства составляют 23,1%, кредитные ресурсы 15,1%.

При наличии необходимого научного потенциала в Рязанской области наблюдается очень низкая инновационная активность. Кроме того, в регионе расположено более 600 крупных и средних предприятий и организаций и около 90 малых предприятий, способных выпускать высокотехнологичную продукцию. Однако, по данным Рязанского центра статистики, около 1% предприятий региона в 2012 г. осуществляли научные исследования и разработки. Таким образом, в области удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров по обрабатывающим производствам составляет 3,5%, в целом по России - 4,8%. Доля инновационных товаров в общем объеме на предприятиях, производящих электрооборудование, электронное и оптическое оборудование, т.е. по определению работающих в инновационной сфере, составляет 16,8%.

В рамках программы развития малого и среднего предпринимательства Рязанской области, реализуемой Министерством экономического развития и торговли Рязанской области, предусмотрены средства на развитие малого и среднего бизнеса в области инноваций. Министерством промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области реализуется долгосрочная целевая программа «Научно-техническое и инновационное развитие Рязанской области на 2012-2014 годы». Однако на текущий момент можно говорить о недостаточно развитой системе взаимодействия между различными элементами предпринимательской среды, способствующей увеличению научно-производственного по-

тенциала в регионе. Кроме того, возникает необходимость развития инфраструктуры содействия инновационной активности предпринимательских структур.

Наличие крепких устойчивых связей между предпринимательскими структурами является основным условием наиболее эффективного функционирования предпринимательской среды. Взаимодействие между малыми и средними предприятиями чаще всего осуществляется на основе делового сотрудничества в поле продавец - покупатель. Однако взаимодействие между малым, средним и крупным бизнесом может быть более сложным. Так, на основе японского опыта можно говорить о возможности партнерских отношении на основе производственных связей, определяемых головными фирмами, или опыта США, когда крупные компании выступают инвесторами по отношению к малым и средним производственным и научным предприятиям.

Опыт развития предпринимательства в зарубежных странах показывает, что само по себе развитие малого и среднего предпринимательства, например, связанного с осуществлением научной деятельности, достаточно проблематично без должной поддержки со стороны крупного бизнеса.

Возникновение взаимосвязей между предпринимательскими структурами в пределах одного рынка возможно, однако в конечном счете наблюдается поглощение более мелких игроков. Поэтому государство должно создавать условия, способствующие образованию устойчивых деловых связей между крупным, малым и средним бизнесом.

Таким образом, рассматривая механизм функционирования предпринимательской среды, мы определили государство как основного регулятора внешних условий. При этом его функции как участника данного процесса не ограничиваются обеспечением благоприятного климата для бизнеса и одновременно включают формирование взаимосвязей между субъектами предпринимательства в соответствии со стратегией экономического развития региона. При этом приоритетным направлением должно оставаться создание соответствующей инфраструктуры предпринимательской среды, которая может функционировать таким образом, чтобы обеспечивалась обратная связь между предпринимателями и государством. Зарубежный опыт показывает, что данная связь обеспечивается как через общественные организации, так и через государственные институты. В сложившихся экономических условиях необходимо отдельное внимание уделить созданию инфраструктуры содействия развитию предпринимательства и организации взаимосвязей между элементами данной инфраструктуры.

Одновременно следует отметить, что экономический потенциал Рязанской области позволяет активно развивать наукоемкие производства, а также малое предпринимательство в научной сфере. На территории Рязанской области сосредоточено достаточно большое число крупных предприятий радиоэлектронной промышленности. Однако крупные производители не заинтересованы в осуществлении инвестиций в малые инновационные предприятия, что и является тормозящим фактором. Частично проблемы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса решает Рязанский региональный центр субконтрактации, созданный на базе Гарантийного фонда Рязанской области.

Говоря о производственной инфраструктуре Рязанской области, следует отметить, что в регионе идет активное строительство новых и реконструкция старых автомобильных дорог, а также строительство логистических комплексов. В регионе имеются достаточные для организации производства энергетические и водные ресурсы. Однако состояние непроизводственной структуры требует более детального внимания со стороны государственной власти региона, несмотря на то, что за последние четыре года достигнуты значительные успехи.

Общей проблемой для всех отраслей экономики является слабая информационная и сетевая поддержка. Рассматривая информационные потоки, стоит отметить, что инициатором обмена информацией выступает предприниматель, а не государство. В регионе нет достаточно удобной для бизнеса информационной среды. В связи с этим поиск необходимой информации, в том числе о деятельности различных структур поддержки, требует больших трансакционных и временных издержек.

С целью развития инновационного предпринимательства в регионе в 2011 г. принята долгосрочная целевая программа «Научно-техническое и инновационное развитие Рязанской области на 2012-2014 годы». Ответственность за ее реализацию возложена на Министерство промышленности и наукоемких технологий Рязанской области. Финансирование мероприятий Программы осуществляется в полном объеме из областного бюджета. В рамках основных мероприятий программы планируется: развитие нормативного правового обеспечения инновационной деятельности; способствование инициации и привлечению инновационных проектов; формирование системы информационного обеспечения поддержки инновационной деятельности и ее популяризации.

Таким образом, основные мероприятия программы направлены на поиск идей и их рекламу с целью привлечения инвестиций. При этом в рамках данной программы не предусмотрено какое-либо государственное финансирование наиболее значимых бизнес-идей, нет мероприятий, связанных с развитием сотрудничества между малым, крупным и средним бизнесом в области инноваций.

В рамках Программы научно-технического и инновационного развития Рязанской области мероприятия по информационной поддержке предпринимательства предусмотрены и финансируются в объеме 6,9% от общего объема финансирования Программы в 2012 г. и около 1,2% в 2013-2014 гг.

Таким образом, проводя анализ существующих в Рязанской области долгосрочных целевых программ, стоит отметить достаточно низкий уровень затрат на организацию консультационного и информационного обеспечения субъектов предпринимательской среды.

Действующая с 2012 г. программа «Повышение инвестиционного потенциала Рязанской области в 2012-2014 годах» направлена на привлечение отечественных и иностранных инвесторов на территорию региона.

Усиление роли государственных органов власти в формировании научно-производственного потенциала возможно за счет налогового регулирования, одним из инструментов которого являются налоговые льготы [1, 2]. Соответственно применение данного механизма необходимо предусмотреть не только с точки зрения инвестиционной привлекательности региона, но и в рамках усиления взаимодействия между малым, средним и крупным бизнесом в области научных исследований и разработок. Наибольшие возможности для региональных органов власти представляет налог на прибыль организаций.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (п. 2, подп. 4, 5 ст. 262 НК РФ) стоимость работ по договорам с контрагентами на проведение НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) включается в затраты для целей налогообложения после подписания акта приема-передачи. И это должно стимулировать крупные предприятия заказывать НИОКР у субъектов малого и среднего бизнеса, находящихся на упрощенной системе налогообложения.

Однако в рамках регионального законодательства целесообразно предусмотреть дополнительные меры стимулирования таких отношений на территории Рязанской области. Данную функцию могут выполнять налоговые льготы в виде снижения ставки по налогу на прибыль, полученную предприятием-заказчиком, расположенным на территории области, в результате реализации продукции, произведенной на основе результатов НИОКР, проведенных контрагентами, на определенный срок. При этом контрагентами должны являться малые и средние предприятия, также расположенные на территории региона. Кроме того, если малые и средние предприятия, выполняющие НИОКР по контрагентским договорам с предприятиями крупного бизнеса, резидентами региона, находятся на основной системе налогообложения, то необходимо также предусмотреть возможность снижения ставки по налогу на прибыль по результативным договорам. Результативными должны признаваться такие НИ-ОКР, по которым подписан акт приема-передачи и оформлен факт интеллектуальной собственности. Обобщая вышесказанное, выделим основные проблемы и меры по усилению роли государства в повышении научно-производственного потенциала территории (табл. 2).

Таблица 2

Проблемы и меры по усилению роли государства в формировании предпринимательской среды территории

Проблемы Пути усиления государственного управления формированием предпринимательской среды

Сбыт готовой продукции. Организация информационной поддержки предприятий, осуществляющих научные исследования и разработки.

Недостаточность собственных средств организаций. Низкая доступность внешних финансовых ресурсов. Более активное применение таких мер государственной поддержки как государственный кредит и гарантии. Венчурное государственное финансирование инновационных проектов. Формирование государственного бюро кредитных историй, организаций получателей различных видов государственной финансовой поддержки.

Нехватка квалифицированного персонала. Стимулирование диалога между работодателями и учебными заведениями региона, в том числе через создание специализированных учебных программ и дополнительных курсов в соответствии с требованиями работодателя. Смешанное финансирование данных программ.

Неразвитость инфраструктуры предпринимательской среды. Изменение системы управления формированием предпринимательской среды. Применение комплексного подхода к управлению формированием предпринимательской среды региона. Создание специализированного структурного государственного подразделения.

Низкий уровень сотрудничества между малым, средним и крупным бизнесом. Стимулирование взаимодействия между субъектами малого, среднего и крупного бизнеса: - усиление деятельности Центра субконтрактации в регионе; налоговое стимулирование через применение льгот по налогу на прибыль организаций в части средств, зачисляемых в областной бюджет.

Слабая информационная и сетевая поддержка. Низкий уровень доступности информации. Увеличение доли финансирования в общем объеме финансирования по мероприятиям, предполагающим информационную поддержку.

Таким образом, комплексный подход к управлению формированием предпринимательской среды видится в создании структуры, координирующей действия всех ее участников. Необходимо более активно осуществлять консультативную, правовую и информационную поддержку предпринимательства, а также обеспечить взаимодействие между крупным, средним и малым бизнесом. Кроме того, усиление роли государственных органов власти в формировании среды возможно за счет более активного применения механизма налогового регулирования.

Применение механизма налогового регулирования предоставит возможность стимулировать крупные хозяйствующие субъекты к привлечению в качестве контрагентов при выполнении научно-исследовательских разработок предприятия малого и среднего бизнеса.

Библиография

1. Авдийский В.И. Современная налоговая политика как инструмент обеспечения инновационного развития российской экономики [Текст] // Налоговая политика Российской Федерации: роль и значение в преодолении последствий мирового финансового кризиса: сб. нау. тр. - М.: Финансовый университет, 2011 - С. 19-24.

2. Налоговый потенциал региона: методология оценки и эффективность реализации: монография / под ред. проф. Л.Р. Слепневой. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. - 196 с.

3. Бургонов О.В., Кошелева Т.Н. Методологические подходы к механизму инновационного роста малого предпринимательства в процессе формирования национальной инновационной системы // Экономика и управление. -2012.-№ 2.-С. 72-77.

4. Лыкова Л.Н. Российская налоговая система: возможности поддержки инновационного развития // Налоговая политика Российской Федерации: роль и значение в преодолении последствий мирового финансового кризиса: сб. науч. тр. - М.: Финансовый университет, 2011. - С. 161-167.

5. Рязанская область в цифрах. 2011: стат. сб. / Рязаньстат. - Рязань, 2011. - 283 с.

6. Рязанская область в цифрах. 2012: Стат. сб. / Рязаньстат. - Рязань, 2012. - 384 с.

7. Рязанская область в цифрах. 2013: Стат. сб. / Рязаньстат. - Рязань, 2013. - 285 с.

8. Управление инновационным развитием региона: коллективная монография. - СПб.: Изд-во СПб. акад. управления и экономики, 2009. - 360 с.

9. Федосова Р., Родионов Е., Пименов С. и др. Организационное поведение: теория, практика, инновации: монография / под ред. проф. Р.Н. Федосовой. - Владимир: Собор, 2009. - 188 с.

Bibliography

1. Avdiysky V.I. Modern tax policy as instrument of ensuring innovative development of the Russian economy // Tax Policy of the Russian Federation: the role and importance in overcoming the consequences of the global financial crisis: a collection of scientific works. - M.: Financial university, 2011. - P. 19-24.

2. Tax potential of the region: an assessment methodology and effectiveness of implementation: the monograph / Ed. by prof, of L.R. Slepneva. - Ulan-Ude: ESSUTM, 2012. - 196 p.

3. Burgonov О. V., Kosheleva T.N. Methodological approaches to the mechanism of growth of innovative small businesses in developing a national innovation system // Economics and Management. - 2012 -N2.-P. 72-77.

4. Lykova L.N. Rossiyskaya The Russian tax system: opportunities to support innovative development // Tax Policy of the Russian Federation: the role and importance in overcoming the consequences of the global financial crisis: a collection of scientific papers. - M.: Financial university, 2011 - P. 161-167.

5. Ryazan region in figures. 2011: Stat. Book / Ryazanstat. - Ryazan, 2011. - 283 p.

6. Ryazan region in figures. 2012: Stat. Book / Ryazanstat. - Ryazan, 2012. - 384 p.

7. Ryazan region in figures. 2013: Stat. Book / Ryazanstat. - Ryazan, 2013. - 285 p.

8. Management of innovative development of the region: collective monograph. - SPb.: Publishing house of the St. Petersburg academy of management and economy, 2009. - 360 p.

9. Fedosova R., Rodionov E., Pimenov S. et al. Organizational behavior: theory, practice, innovations: the monograph / Ed. by prof. R.N. Fedosova. - Vladimir: Cathedral, 2009. - 188 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.