Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА'

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / МОНИТОРИНГ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОН / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карвицкая Галина Владиславовна, Мишакова Надежда Анатольевна, Перекатиева Татьяна Александровна

Цель исследования - оценка экономического потенциала муниципальных образований для выявления проблемных областей развития в рамках включения муниципальных образований Рязанской области в реализацию проекта "Большое золотое кольцо". Научная новизна заключается в определении взаимовлияния и взаимозависимости элементов экономического потенциала и его туристской составляющей. Приводятся результаты анализа конкретных показателей, фиксируемых официальной статистикой, который позволил охарактеризовать современное состояние потенциала агломерации и определить проявившиеся негативные тенденции; рассматривается возможный вклад туристской отрасли в более полную реализацию экономического потенциала и обеспечение экономического роста в исследуемых муниципальных образованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC POTENTIAL OF THE TERRITORY AND DEVELOPMENT OF TOURISM

The purpose of the study is to assess the economic potential of municipalities to identify problem areas of development as part of the inclusion of municipalities of the Ryazan region in the implementation of the Big Golden Ring project. The scientific novelty consists in determining the mutual influence and interdependence of the elements of the economic potential and its tourist component. The results of the analysis of specific indicators recorded by official statistics are presented, which made it possible to characterize the current state of the agglomeration potential and identify the negative trends that have emerged; the possible contribution of the tourism industry to a more complete realization of the economic potential and ensuring economic growth in the studied municipalities is considered.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА»

нии государственной программы Самарской области "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области" на 2014- 2024 годы". Цлектронный ресурс]. URL: https://d ос s. с n td. г u/d ос u m е n t/464006629(дэта обращения: 22.1.10.2022).

10. Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 декабря 2021 года № 594-П "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа Югры "Современное здравоохранение". [Электронный ресурс]. URL: https:/ /docs.cnid.ru/documenT/578039892 {дата обращения: 31.10.2022).

11. Постановление правительства Ханты-Мансий-ского автономного округа - Югры от 31 октября 2021 года № 487-м "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры "Развитие гражданского общества". [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/ d ос u те nt/577930697 {дата обращения: 31.10.2022).

12. Региональный рейтинг третьего сектора "Реги-он-НКО" (2022 г.) [Электронный ресурс]. URL: https:// raex-rr.com/charity/russian_nko_ratings/ (Jiai п_region_raii п g_n ко(дэта обращения: 22.11.2022).

13. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни -2021. [Электронный ресурс]. URL: http:// vidi.rian.ru/ig/ratings/life„2021.pdf (дата обращения: 22.11.2022).

14. Сведения о деятельности социально ориен тированной некоммерческой организации (на основе формы 1COHKQ) [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1-sonko.htm! (дата обращения: 08.11.2022).

15. Федеральный закон от 05.12.2017 № 392-Ф3"0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг орга низациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы". [Электронный ресурс]. URL: - URL: hffps://docs.cntd.ru/document/555861277 (дата обращения: 29.10,2022)

16. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_d oc_L AW_8 824/ (дата обращения: oi.i 1.2022).

ECONOMIC POTENTIAL OF THE TERRITORY AND DEVELOPMENT OF TOURISM Kam'tskaya Galina Vladlslavovna, PhD of Economics, Associate Professor Miscakova Nadezhda Anatofyevna, PhD of Economics, Associate Professor Perekatieva Tatyana Aleksandrovna, PhD of Economics, Associate Professor Ryazan State University named after S.A, Yesenin, Ryazan

The purpose of the study is to assess the economic potential of municipalities to identify problem areas of development as part of the inclusion of municipalities of the Ryazan region in the implementation of the Big Golden Ring project. The scientific novelty consists in determining the mutual influence and interdependence of the elements of the economic potential and its tourist component. The results of the analysis of specific indicators recorded by official statistics are presented, which made it possible to c haracterize the current state of the agglomeration potential and identify the negative trends that have emerged; the possible contribution of the tourism industry to a more complete realization of the economic potential and ensuring economic growth in the studied municipalities is considered.

Keywords: investments; monitoring; municipality; region; tourism; tourist flow; statistical indicators; economic potential.

DO I 10.24923/2222-243X.2022-45,11

УДК 332.1:379.8S ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ

И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

Цель исследования - оценка экономического потенциала муниципальных образований для выявления проблемных областей развития в рамках включения муниципальных образований Рязанской области в реализацию проекта "Большое золотое кольцо". Научная новизна заключается в определении в за имовлияния и взаимозависимости элементов экономического потенциала и его туристской составляющей. Приводятся результаты анализа конкретных показателей, фиксируемых официальной статистикой, который позволил охарактеризовать современное состояние потенциала агломерации и определить проявившиеся негативные тенденции; рассматривается возможный вклад туристской отрасли в более полную реализацию экономического потенциала и обеспечение экономического роста в исследуемых муниципальных образованиях.

Ключевые слова: инвестиции; мониторинг; муниципальное образование; регион; туризм; туристский поток; статистические показатели; экономический потенциал.

О Карвицкая Г.В., 2022 ФМишакова H.A., 2022 ФПерекагиева Т.А.,2022

Введение

В условиях обострения международной напряженности, возрастания макроэкономической нестабильности и неопределенности экономика регионов страны и их муниципальных образований сталкивается с серьезными экономическими трудностями. Это настоятельно требует поиска резервов социально-экономического развития. Одним из таких резервов выступает региональный туризм.

В качестве объекта анализа в статье выступают два муниципальных образования Рязанской области: городской округ Касимов и Касимовский муниципальный район. Потребность подобного анализа актуализируется в связи с включением Рязанщины в проект туристического маршрута "Большое Золотое кольцо" (июнь 2021 г.). Выбор приведенных выше муниципальных образований связан с их уникальными аттрактивными характеристиками, а также реализацией проекта туристско-рекреационного кластера "Касимовский". Касимовский край является жемчужиной Мещеры, здесь наблюдается причудливое сочетание русской и татарской культур, православной и мусульманской религий, а город Касимов включен в список 41 исторического поселения Российской Федерации.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) проанализировать основные показатели элементов экономического потенциала муниципальных образований и современное состояние их туристического сектора; 2) выявить возможности социально-экономического развития муниципальных образований сточки зрения усиления их туристической привлекательности; 3) определить проблемы и факторы, сдерживающие развитие туризма на территории соответствующих муниципальных образований.

Для осмысления взаимовлияния экономического потенциала и туристического комплекса территорий в статье применяются следующие методы исследования, статистический и маркетинговый анализ, экспертные оценки, эмпирические наблюдения.

Теоретической базой исследования послужили публикации ученых, исследующих проблемы региональной экономики и территориального маркетинга: Д.В. Визгалова, АЛ. Панкрухина, Д.П. Фролова, С.К. Волкова, В.В. Печаткина и др.

Основная часть

Реализация проекта "Большое Золотое кольцо" предполагает решение регионами и соответствующими муниципальными образованиями целого ряда задач: развития межрегиональной маршрутной сети, туристской и сопутствующей инфраструктуры, привлечения частных инвестиций, создания общего качественного туристического пространства на территориях-участниках агломерации [3]. Решение этих задач требует серьезной работы в области исследования экономического потенциала территорий и его туристской составляющей, выявления точек притяжения туристов, инвесторов и бизнеса, наличия и качества инфраструктуры, вариантов удобной логистики, уровня деловой активности и влияния предпринимательского сообщества на ситуацию на рынкетрудатер-риторий-участников проекта.

Экономический потенциал региона, согласно формулировке В.В. Печаткина, представляет собой "совокупность имеющихся в наличии и возможных для мобилизации ресурсов региона, необходимых для его развития при условии максимального их использования" [8,75], Рассмотрениетуризма как фактора развития территории (региона, города, муниципального образования) предполагает глубокое осознание того, что туристский сектор функционирует не

Г\! СМ О

Г\! Л О. иэ га

о г

Ё

67

КАРВИЦКАЯ Галина Владиславовна, кандидат экономических наук, доцент

МИШАКОВА Надежда Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент

ПЕРЕКАТИВ В А Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент

Рязанский государственный университет имени С. А, Есенина, Рязань

автономно, а в определенной экономической и социокультурной среде. В связи с этим нам представляется необходимым определить взаимное влияние состояния базовых элементов экономического потенциала территории и ее туристского комплекса. Совокупный потенциал демонстрирует общую картину социально-экономического развития территории, а учитываемые официальной статистикой существенные показатели могут служить как положительными, так и отрицательными маркерами для развития регионального туризма.

Система элементов экономического потенциала муниципальных образований представлена на рисунке 1.

<

О =п

гп

§

§

и

X

о

У-

о

П

&

X

О

О)

т

5

S

о

X

о

о

Производственный

Трудовой

Финансовый

Инвестиционный

Предпринимательский

Рисунок 1 - Структура экономического потенциала территории

Таблица 1 - Экономический потенциал региона (муниципального образования) и его ключевые показатели

№ п/п Вид потенциала Показатели

1 Производственный потенциал • численность предприятий в динамике; • объемы реализованной продукции; • доля убыточных предприятий и доля вновь создаваемых предприятий в их общей численности.

2 Трудовой потенциал • динамика численности населения, в том числе трудоспособного; • баланс притока и оттока жителей; • доля занятого населения в общей численности трудоспособного населения; • коэффициент демографической нагрузки (доля людей младше и старше трудоспособного возраста).

3 Финансовый потенциал • величина, темпы роста и структура доходной базы территории; • соотношение собственных доходов муниципального образования (налоговых и неналоговых поступлений) и безвозмездных поступлений из других источников; • поступления доходов в виде налога на доходы физических лиц, а также от предпринимателей, находящихся на специальных налоговых режимах.

4 Инвестиционный потенциал • динамика объема инвестиций; • структура инвестиций по источникам и отраслям

5 Предпринимательский потенциал • количество малых и средних предприятий; • численность и доля занятых в этой категории предприятий; • отраслевая структура малого бизнеса.

При проведении анализа был сделан акцент только на ключевых показателях, показываю-

щих общую картину и уровень экономического развития территории, способствующих выявлению проблемных областей и барьеров для развития регионального туризма (табл. 1).

Производственный потенциал территорий. Уровень экономического развития территории зависит, прежде всего, от показателей функционирования предприятий, расположенных в её границах. Так, показатель объема реализованной продукции за период с 2016 по 2020 годы по г. Касимову вырос на 10%, а по Касимовскому муниципальному району снизился на 1 б%, в том числе в области обрабатывающего производства этот показатель по г. Касимову вырос на 15,7%, а по Касимовскому муниципальному району снизился почти на 40% [4]. Количество убыточных предприятий в течение этих пяти лет существенно увеличивалось, а их доля в общей численности предприятий варьировала в следующих диапазонах: по городу Касимову - от 45% до 30,8%, по Касимовскому муниципальному району - от 25% до 30,8%. В 2020 году на всей территории Касимовского района зафиксировано 30,8% убыточных предприятий. За период с 2013 по 2020 годы по городу Касимову численность предприятий снизилась с 581 до 434 единиц, по Касимовскому муниципальному району -с 551 до 271 единиц. Только за последние три года в г. Касимове с рынка ушло 84 предприятия с частной формой собственности, а по Касимовскому муниципальному району - 35 предприятий [4]. Не вызывает сомнения, что степень развитости производственного потенциала оказывает серьезное влияние на человеческие ресурсы.

Трудовой потенциал и человеческие ресурсы муниципальных образований. Изменение численности населения исследуемых муниципальных образований как базы трудового потенциала показывает в последние годы выраженный отрицательный тренд, что отражено на рисунке 2.

По графику видно, что за период с 2010 по 2020 гг. общая численность населения г. Касимова снизилась на 4931 человека (снижение 15%), Касимовского муниципального района - на 4133

человека (снижение 14%). При этом численность трудоспособного населения г. Касимова за период с 2010 по 2020 гг. снизилась на 4548 человек (минус 23,1 %) и в 2020 году составила 15121 человек, Касимовского муниципального района - снизилась на 3387 человек (минус 22,1 %), и в 2020 году - составила 11923 человека. Средний удельный вес трудоспособного населения в Касимове составил 52,8% к общей численности населения, в Касимовском муниципальном районе - 48,0% [1; 2; 4].

мм маю 11000 ЗОЮ 28000 26000 ЭММ 11000 20000

Рисунок 2 ■■ Динамика численности населения муниципальных образований с 2010 по 2020 годы, человек

Среднесписочная численность работников г. Касимова за период с 2010 по 2020 снизилась на 4356 человек: с 10665 человек до 6309 (снижение составило 41%). Аналогичный показатель Касимовского муниципального района имел положительную тенденцию, и за десятилетний период увеличился на 1038 человек (рост составил 27%). Однако за 2020 год по сравнению с 2019 годом здесь произошло снижение на 478 человек, что, скорее всего, связано с последствиями пандемии [1; 2]. Причем эта тенденция слабо компенсируется миграционными процессами. Так, число выбывших лиц стерриторий по каждому из двух муниципальных образований за последние шесть лет ежегодно стабильно варьируется от600 до 800 человека численность прибывших имеет больший диапазон колебаний: от 300 до 1000 человек [4].

Финансовый потенциал территории. Оценка динамики развития любой территории в значительной мере отражается в величине, темпах роста и структуре ее доходной базы. Анализ показал, что доходы бюджетов муни-

ципальных образований Касимовского района показывают положительную динамику. За период с 2016 по 2020 год темпы их роста по двум муниципальным образованиям составили около 150%. Однако данный положительный эффект достигнут не за счет увеличения доходной базы территорий, а за счет безвозмездных поступлений из других источников И; 2; 4]. При этом темпы роста собственных доходов муниципальных образований находятся на достаточно низком уровне. В то же время растет доля в их бюджетах безвозмездных поступлений денежных средств (см. табл. 2).

Как видно из данных статистической отчетности, наибольший удельный вес в собственных доходах бюджетов муниципальных образований составляет налог на доходы физических лиц, положительная динамика наблюдается по поступлению налога на имущество физических лиц. Что касается доходной базы от земельного налога и малого предпринимательства, находящегося на специальных налоговых режимах, то она имеет весьма скромную долю и развивается недостаточно стабильно.

Таблица 2 - Удельный вес безвозмездных поступлений денежных средств в консолидированные бюджеты муниципальных образований Касимовского района за период 2016=2020 годы

Анализ инвестиционного потенциала муниципальных образований также не показывает устойчивой тенденции к его росту. Положительная динамика объема инвестиций в 2020 году по сравнению с 2013 годом обеспечивается за счет предприятий Касимовского муниципального района. По предприятиям, расположенным в городе Касимове, устойчивой тенденции к росту не наблюдается (рис.3).

При рассмотрении предпринимательского потенциала территории была выявлена тен-

31БВ4

»10 К>» »15 ЛИ 6 2017 2019 »И)

■ Городской округ город Касимов и на сим о не ки А мунн цивильный район

Муниципальные образования Касимовского района Показатели удельного веса безвозмездных поступлений денежных средств в консолидированные бюджеты муниципальных образований,%

2016 2017 201 а 2019 2020

Городской округ город Касимое Рязанской области 67,2 75,6 76,7 80,0 63,2

Касимовский муниципальный район Рязанской области 45,4 54,4 55,6 42,6 59,6

<

о

х

<т>

70

денция к существенному снижению числа субъектов малого и среднего предпринимательства, которое как в городе, так и в районе в 2020 году уменьшилось по сравнению 2015 годом: по г. Касимову - на 137 единим, по Касимовскому муниципальному району - на 67 единиц [1,2],

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

»14 2015 2016

# Городской округ ГОРОД КЛСИИ*

2017 2018

V ККИМОККНЙ

Рисунок 3 - Инвестиции в основной капитал

по муниципальным образованиям с 2013-2020 годы, тыс. руб.

На фоне снижения численности малого и среднего бизнеса сокращается численность и доля работников в соответствующей сфере предпринимательства. Наиболее существенное снижение этой доли наблюдается по Касимовскому муниципальному району - с 63,6% до 38%; несколько меньше по г. Касимову - с 28,6% до 25%. При этом большее количество предприятий приходится на розничную торговлю - более 30 % и перевозку грузов и пассажиров - более 20 % [1; 2]. Не вызывает сомнения, что развитие туристской инфраструктуры позволит привлечь туристов, что приведет к увеличению спроса на сувенирную продукцию, услуги транспорта, гостиничных комплексов, общественного питания, обороты розничной торговли динамики основных показателей.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ экономического потенциала показал, что существует тесная взаимозависимость его элементов^ фактически все приведенные показатели в целом свидетельствуют о неблагоприятных, тревожных трендах. Так, отрицательная динамика числа предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, незначительные темпы роста объемов реализованной продукции, рост доли убыточных предприятий, стагнация темпов роста собственной доходной базы и дру-

гие выявленные нами тенденции свидетельствуют о не способствующей успеху предпринимательской среде, сложившейся в данной агломерации. Отток населения указывает, скорее всего, на его неудовлетворенность социально-экономическими условиями жизни.

Следует отметить, что недавно опубликованные официальные статистические данные за 2021 год в целом подтверждают выявленные нами тенденции динамики основных показателей. Так, продолжает сокращаться население обоих муниципальных образований: на 679 человек в г.Касимове и на 463 человека в Касимовском муниципальном районе; остается высоким удельный вес безвозмездных поступлений денежных средств в бюджеты муниципальных образований: по г. Касимову -82%, по Касимовскому муниципальному району - около 59%. Зафиксированное снижение среднесписочной численности работников по Касимовскому муниципальному району продолжилось и в 2021 году [5].

В этих не слишком позитивных для исследуемых муниципальных образований условиях особое значение приобретает поиск резервов их экономического роста. Одним из таких резервов можно считать ставку на туристическую отрасль. Развитие туристического бизнеса, безусловно, создает предпосылки для стабильного экономического развития территории, повышения финансовых возможностей территориальных органов власти и, как следствие, создания комфортной городской среды. Однако перечисленные выше негативные тенденции в настоящее время выступают в качестве факторов его сдерживания (ограниченные возможности благоустройства территории, ремонта ветхих зданий и объектов культурного достояния и пр.), С другой стороны, именно повышение внимания к туризму может привлечь на территорию средства федеральных программ, внебюджетные инвестиции, повлечь за собой развитие смежных и сопутствующих отраслей, а значит, переломить выявленные отрицательные тенденции.

Анализ и оценка туристского потенциала Касимовского туристско-рекреационного кластера включают такие пять компонентов, как объекты показа (притяжения), туристская ин-

фраструктура (средства размещения, объекты питания, наличие автозаправок, банков, банкоматов, парковок и пр.); объем и структура инвестиций (финансирование), информационное обеспечение, потенциал развития малого и среднего предпринимательства.

Данная агломерация в настоящее время используется для таких разных видов туризма, как активный, экологический, культурно-познава-тельный, лечебно-оздоровительный, паломнический, событийный и др. Среди наиболее значимых объектов: промышленно-усадебный комплекс предпринимателей баташевых - конец XV!!! в), Храм Живоначальной Троицы, один из самых необычных православных храмов России (1802-1868 гг., р. п. Гусь-Железный), сам город Касимов как туристский объект. Объектами показа здесь выступают площадь Соборная, где сосредоточена большая часть купеческих усадебных комплексов, мечеть с минаретом (XV -Х!Х вв.), историко-культурный музей-заповедник, один из старейших музеев Рязанской области, размещенный в бывшем доме купца Алянчикова, целый комплекс замечательных частных коллекций музея "Русский самовар", музея колоколов, квартиры-музея "Бабочки и Стрекозы" и пр.

В муниципальных образованиях создана современная система средств размещения. Так, на территории всего Касимовского района находится 9 гостиниц с количеством номеров/ мест 123/250, 2 санатория - 141 /263, 6 баз отдыха - 96/296. К началу 2021 в г. Касимове реа-лизовывались инвестиционные проектов общим объёмом инвестиций 477,63 млн рублей, из 11 - объекты социального, культурного и бытового назначения. Только по национальному проекту "Культура" инвестиции составили 11,84 млн руб., в частности, произведено благоустройство сквера им. A.C. Пушкина с объемом инвестиций 5,3 млн руб. [6].

Как видим, туристский потенциал территории весьма значителен. Он привлекает ежегодно тысячи туристов из Рязанской области и других регионов России. Заметим, что увеличению туристского потока будет способствовать возобновление после пандемии речных круизов по маршруту Москва - Рязань - Константинове - Касимов с соответствующими экскурсионными программами. Однако говорить о высокой узнаваемости бренда Касимов даже в сопредельных регионах не приходится, а значит, потенциал роста контингента туристов по-прежнему весьма велик. На наш взгляд, повышение туристской привлекательности

Касимовского кластера требует серьезной работы по его продвижению в информационном пространстве региона и страны с использованием самых разных приемов и каналов коммуникаций.

Развитие туризма должно стать фактором, способствующим более полной реализации экономического потенциала территории. Мы полагаем, что для понимания значения и вклада туризма в развитие территории, а также выявления определяющихтрендов целесообразно регулярно проводить мониторинг таких показателей в динамике, как:

- объем годового туристско-экскурсионно-го потока;

- объем внебюджетных инвестиций;

- количество создаваемых рабочих мест;

- влияние туристского потока на оборот розничной торговли (сопоставление прироста потока с приростом оборота);

- влияние туристского потока на оборот общественного питания (сопоставление прироста потока с приростом оборота);

- рост среднегодового коэффициента загрузки номерного фонда гостиниц и других средств размещения и пр. [7, 255],

Таким образом, проведенное нами исследование выявило взаимное влияние экономического и туристского потенциалов, определило круг назревших проблем и возможностей в развитии данных территорий. Реализация этих возможностей требует разработки и активного осуществления всеми заинтересованными сторонами (органами региональной и местной власти, компаниями туристического и смежного бизнеса, общественными организациями) в пределах их компетенции необходимых мер по совершенствованию и корректировке деятельности по развитию туризма на территории.

Литература:

Администрация муниципального образования

- Касимовский муниципальный район Рязанской области: официальный сайт. - Рязань. - URL: imps:/ /kasimov ryazangov.ru/(датаобращения:20.09.2022).

2. Администрация муниципального образования

- городской округ город Касимов Рязанской области: официальный сайт. - Рязань. - URL: https:/ /kasimovgorod.ryazangov.ru/ (дата обращения: 20.09.2022).

3. В Рязани стартовал инвестиционный форум "Здесь и сейчас" - URL: https:// in vest ryazan.ru > post (дата обращения 22.09.2022).

4. Городские округа и муниципальные районы Рязанской области: статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган федеральной службы го-

суда per вен ной статистики по Рязанской области. - Рязань: Рязаньстат, 2021. - URL: http:// Übrary.rsu.edu.ru/marc/Defauitasp/üiaTa обращения 22.09.2022).

5. Городские округа и муниципальные районы Рязанской области: статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Рязанской области. - Рязань: Рязаньстат, 2022. - URL: http:// I i bra г у. rs и. edu.ru/marc/ De fault, а $р/(дата обращения 18.11.2022)

6. Касимовский. Создание ту ристс к о- рекреационного кластера. - URL: https://td-osz.rn > good-luck ; turistsko-rekreacionnyi (Дата обращения 20. 09

2022 Г.)

7. Карвицкая Г.В., Эфендиев У.Н. Значение маркетинговых исследований для развития регионально туризма // Маркетинг и маркетинговые исследования - 2022. - №3. - С 248-256.8.

8. Печаткмн ß. В. Инвестиционно-инновационное развитие регионов России: ключевые проблемы и направления их решения. // Экономическое возрождение России - 2013. - N»3 (37). - €.75-78,

INFRASTRUCTURE MARKETING AS ONE OF THE FACTORS OF DEVELOPMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF MUNICIPALITIES

Kostennikov Andrej tvanovich, Applicant, Department of Management and Marketing, Belgorod State National Research University, Belgorod

At this stage of economic development, the regions are entering into a fairly strong competition for the influx of labor, investment and the opening of environmentally friendly industries on their territory, and improving the image of a particular territory is becoming an increasingly acute problem. In this case, such a factor as infrastructure marketing acts as a tool for solving these problems. The anide substantiates the idea that in modern conditions municipal marketing is an effective tool for implementing programs of socio-economic development of local territories; the main subjects of municipal marketing are identified, its key tasks, functions and principles are formulated.

Keywords; territory marketing; infrastructure marketing; territorial development; marketing tools; municipal formation; socio-economic development of the region.

DO I 10.24923/2222-243X.2022-45.12

УДК 336,1 +339.138 ВАК РФ 5.2.3

& Косгенников AM, 2022

МАРКЕТИНГ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

На данном этапе развития экономики, регионы вступают в достаточно сильную конкуренцию за приток рабочей сипы, инвестиций, за открытие экологически безопасных производств на своей территории, все более острой проблемой становится улучшение имиджа той или иной территории. В данном случае инструментом решения обозначенных проблем выступает такой фактор, как маркетинг инфраструктуры, В статье обосновывается идея о том, что в современных условиях муниципальный маркетинг является действенным инструментом реализации программ социально-экономического развития локальных территорий; обозначены основные субъекты муниципального маркетинга, сформулированы его ключевые задачи, функции и принципы. Ключевые слова; маркетинг территории; маркетинг инфраструктуры; территориальное развитие; маркетинговые инструменты; муниципальное образование; социально-экономическое развитие региона.

КОСТЕННИКОВ Андрей Иванович, соискатель кафедры Менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный национальный исследова тельский университет, Белгород

Введение

В современных условияхтерритории городов федерального значения, сельских или городских поселений, городские округа или муниципальные районы, несмотря на то, что являются объектами управления "на местах", выступают также и в качестве равноправных субъектов рыночных отношений. Они конкурируют друг с другом за привлечение рабочей силы, туристов, инвестиции, за субвенции со стороны государства. Актуальность проблемы определяется, в частности, реализацией Федерального закона №131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В этой связи остро стоит задача, решение которой позволит добиться повы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.