Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
866
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономические ресурсы развития туризма / туристская инфраструктура / туристский кластер / региональное развитие / socio-economic resources for tourism development / tourism infrastructure / tourism cluster / regional development

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — И С. Шернина

В статье рассматриваются социально-экономические ресурсы, оказывающие влияние на развитие туризма в Рязанской области. Анализируются демографические, финансово-инвестиционные, материальные (материально-бытовые, инфраструктурные, транспортно-географические), информационные, трудовые и образовательные, организационно-управленческие ресурсы. Раскрываются стратегические направления использования социально-экономических ресурсов для наиболее эффективного развития индустрии туризма в регионе. Исследуются социально-экономические ресурсы и основные задачи развития туризма в разрезе муниципальных образований области, что позволяет повысить точность и результативность управленческих решений в сфере территориального планирования и развития сферы туризма, выявлять «точки роста» социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC RESOURCES FOR TOURISM DEVELOPMENT IN THE RYAZAN REGION

The article considers the socio-economic resources that have an impact on the development of tourism in the Ryazan Region. The demographic, financial and investment, material (material and household, infrastructure, transport and geographical), information, labour and educational, organizational and managerial resources are analyzed. The strategic directions of using socio-economic resources for the most effective development of the tourism industry in the region are disclosed. The social and economic resources and the main tasks of tourism development in the context of the municipalities of the region are studied, which makes it possible to increase the accuracy and effectiveness of management decisions in the field of territorial planning and tourism development, to identify “growth points” of the socio-economic development of the region.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 338.46

DOI: 10.24412/1728-323X-2021-1-55-60

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

И. С. Шернина, кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии и туризма, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, [email protected], Рязань, Россия

В статье рассматриваются социально-экономические ресурсы, оказывающие влияние на развитие туризма в Рязанской области. Анализируются демографические, финансово-инвестиционные, материальные (материально-бытовые, инфраструктурные, транспортно-географические), информационные, трудовые и образовательные, организационно-управленческие ресурсы. Раскрываются стратегические направления использования социально-экономических ресурсов для наиболее эффективного развития индустрии туризма в регионе. Исследуются социально-экономические ресурсы и основные задачи развития туризма в разрезе муниципальных образований области, что позволяет повысить точность и результативность управленческих решений в сфере территориального планирования и развития сферы туризма, выявлять «точки роста» социально-экономического развития региона.

The article considers the socio-economic resources that have an impact on the development of tourism in the Ryazan Region. The demographic, financial and investment, material (material and household, infrastructure, transport and geographical), information, labour and educational, organizational and managerial resources are analyzed. The strategic directions of using socio-economic resources for the most effective development of the tourism industry in the region are disclosed. The social and economic resources and the main tasks of tourism development in the context of the municipalities of the region are studied, which makes it possible to increase the accuracy and effectiveness of management decisions in the field of territorial planning and tourism development, to identify "growth points" of the socio-economic development of the region.

Ключевые слова: социально-экономические ресурсы развития туризма, туристская инфраструктура, туристский кластер, региональное развитие.

Keywords: socio-economic resources for tourism development, tourism infrastructure, tourism cluster, regional development.

Туристская отрасль является специфической отраслью экономики, включающей в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг, отдельных услуг туристам и продаже туристских товаров в ц елях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки) [1]. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закреплено определение понятия туристских ресурсов как природных, исторических, социально-культурных объектов, включающих объекты туристского показа, а также иных объектов, способных удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил [2].

Ресурсы развития туризма региона, на наш взгляд, понятие более широкое, чем туристские ресурсы и, помимо объектов туризма, включает условия, необходимые для обслуживания туристов, которые оказывают влияние на качество туристского продукта и его продвижения на рынке, эффективность развития туристской деятельности и формирование имиджа региона. Именно наличие ресурсов развития туризма, а не только отдельных туристских ресурсов (объектов) позволяет сформировать туристскую отрасль в регионе и получить мультипликативный эффект от ее развития.

Существует несколько классификаций туристских ресурсов, на основании которых все виды туристских ресурсов можно разделить на следующие группы: природно-климатические, историко-культурные и социально-экономические ресурсы [1].

Целью исследования стало выявление и анализ социально -экономических ресурсов, оказывающих существенное влияние на развитие туризма в Рязанской области. Социально-экономические ресурсы туризма определяются как совокупность объектов и явлений антропогенного характера, которые необходимы для наиболее эффективного развития индустрии туризма в регионе. К ним относятся: демографические, финансово-инвестиционные, материальные (материально-бытовые, инфраструктурные, транспортно-географические), информационные, трудовые и образовательные, организационно-управленческие. Основными критериями оценки социально-экономических ресурсов развития туризма в регионе выступают: транспортная доступность, комфортность и достаточность средств размещения, достаточность и разнообразие предприятий питания и развлекательно-зрелищных предприятий, комфортность и вместимость санаторно-курортных предприятий, информационная доступность, кадровый по-

№1, 2021

55

тенциал, обеспеченность материально-технической базы, инвестиционная привлекательность, доступность финансовых ресурсов, разнообразие туристского продукта, готовность населения потреблять местный туристский продукт, административное регулирование развития сферы туризма.

Рязанская область имеет благоприятное географическое положение и располагает необходимыми внутренними ресурсами и источниками роста экономики. Регион является центром европейской части России с развитой транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктурой. Экономика региона небольшая в сравнении с другими субъектами федерации, но она хорошо диверсифицирована и получает преимущества от близкого расположения к Москве, столице государства. В 2018 году область обеспечила 0,5 % суммарного объема ВРП Российской Федерации и 1,3 % суммарного объема ВРП регионов Центрального федерального округа. При этом на ее долю приходится 0,8 % населения страны. Уровень ВРП имеет устойчивую тенденцию к росту, в 2018 году он составил 371,9 млрд рублей, что почти на 51,8 % выше, чем в 2010 году [3, 4]. Душевой ВРП области в 2018 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 59 % и составил 383,1 тыс. руб. Этот показатель ниже среднего по РФ (578,7 тыс. руб.) и по ЦФО (747,5 тыс. руб.). По производству ВРП в расчете на душу населения Рязанская область занимает 9-е место среди регионов ЦФО и 52-е — среди субъектов Российской Федерации [3, 4].

Положительная динамика роста экономики Рязанской области отражена в повышении ее рейтинга в социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации по итогам 2019 года. Рейтинг строился на основании комплексного анализа социально-экономической ситуации в субъектах РФ по показателям: масштаба экономики, эффективности экономики, социальной сферы. Рязанская область занимает 43-е место среди субъектов РФ, интегральный рейтинг по итогам 2019 года увеличился незначительно, на 0,5 балла по сравнению с 2018 годом.

В экономике Рязанской области преобладает сектор услуг: 53,28 % произведенной в регионе добавленной стоимости в 2018 году. Опережающее развитие сектора услуг — один из важнейших резервов экономического роста Рязанской области. Самый значительный компонент ВРП — обрабатывающая промышленность (26 %); далее следуют торговля (15,8 %) и сельское хозяйство (8,49 %) [3]. Основную роль в развитии экономики составил рост промышленного производства, который способствовал увеличению налоговых отчислений.

По численности населения (1114,1 тыс. чел. на 2019 год) Рязанская область является относительно небольшим регионом нашей страны, занимая сорок четвертое место в России и одиннадцатое место среди областей Центрального экономического района. Доля ее в численности округа составляет 2,9 %. Доля городского населения составляет 72,1 % [3, 4]. Население области постоянно сокращается. Основной причиной сокращения численности населения в Рязанской области является отрицательный естественный прирост, что является результатом совокупного действия низкой рождаемости, высокой смертности и неблагоприятной возрастной структуры. Естественная убыль населения в 2018 году составила 6912 чел., что на 1684 чел. больше по сравнению с 2016 годом [4]. По демографическому прогнозу, рассчитанному Федеральной службы государственной статистики, к 2030 году численность населения Рязанской области уменьшится на 68 314 человек и составит 1 067 124 чел. Ожидаемая продолжительность жизни населения области по сравнению со средними по Российской Федерации растет опережающими темпами: за период с 2005 по 2018 год ожидаемая продолжительность жизни выросла на 8,7 лет (по России в целом — на 5,9 лет) и составила 72,84 года (28-е место в России) [3, 6].

Важное значение для развития туризма в регине имеет концентрация человеческого капитала. Уровень занятости в 2018 году составил 52,8 %, уровень безработицы — 4,2 %. Доля занятых с высшим образованием в области составляет в 30,3 %, что ниже среднероссийского значения — 33 %. Доля занятых горожан с высшим образованием в регионе 9,4 %, что ниже среднерегионального значения — 11,4 %. Регион занимает 40-е место по числу студентов на 1000 жителей — 27,5, тем не менее, это ниже среднероссийского уровня (33,5). Область занимает 38-е место по индексу человеческого развития — 0,872 (среднероссийский показатель — 0,902). Среднедушевые денежные доходы населения за 2019 год составили 26 886 руб., что на 24 % ниже среднероссийского значения. В рейтинге регионов России на основе данных официальной статистики по уровню заработной платы в 2019 году Рязанская область занимает 54-е место, 15,6 % составляет доля работающих с зарплатой ниже 15 тыс. руб., что выше среднероссийского показателя (11 %) [3, 4].

Доля инвестиций от ВРП сократилась с 35,5 % в 2008 г. до 16,4 % в 2018 г., что ниже среднероссийского значения — 23,2 %. Регион отличает высокая доля инвестиций в основной капитал, направленных на технологическую модернизацию производств — 40,8 % [3, 4]. Ключевые инвестиции в развитие Рязанской области — отечествен-

ные средства, иностранных инвестиций практически нет.

С 2011 года в Рязанской области реализуется инвестиционный проект по созданию туристско-рекреационного кластера «Рязанский» в рамках федеральной ц елевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)». Строительство комплекса современной инфраструктуры велось на территории трех муниципальных образований: г. Рязани, Рязанском и Рыбновском районах. За это время построены семь туристических комплексов, с возможностью организации семейного и активного отдыха, деловых мероприятий. По данным Министерства культуры и туризма Рязанской области, общий объем инвестиций в объекты кластера составил более 4 млрд руб., из которых 77 % — средства частных инвесторов, 23 % — средства федерального и областного бюджетов. На сегодняшний день функционируют загородные комплексы: «Окская жемчужина», «В некотором царстве», «Экопарк «Поляны», два городских отеля: «Старый город» и «Амакс» [5, 6].

С 2019 по 2025 год ведется реализация проекта по созданию туристско-рекреационного кластера «Касимовский». Кластер охватывает территории два муниципальных образования: город Касимов — одно из 44 исторических поселений федерального значения, и Касимовский район — территория рязанской Мещеры, которые представляют собой уникальный комплекс культур -но-исторических и природных ресурсов.

В 2020 году создан проект эколого-туристско-го кластера «Паустовский», вышедший в финал Всероссийского конкурса проектов по созданию туристско-рекреационных кластеров на особо охраняемых природных территориях. Кластер предусматривает развитие двух основных территорий: национального парка «Мещерский» и природного заказника «Солотчинский природный парк».

По обеспеченности транспортной инфраструктурой (отношение длины авто и железных дорог к численности населения, площади и объему грузов) Рязанская область занимает 26-е место, по плотности автомобильных дорог с твердым

Таблица 1

Стратегические направления использования социально-экономических ресурсов для развития туризма в Рязанской области

Социально-экономические ресурсы развития туризма

Стратегические направления использования социально-экономических ресурсов

для развития туризма

Информационные ресурсы

Трудовые и

образовательные

ресурсы

Инвестиционно-

финансовые

ресурсы

Материальные ресурсы

Организационно-

управленческие

ресурсы

Инфраструктура туризма

Внедрение системы навигации и ориентирующей информации. Развитие сети туристических информационных центров. Внедрение цифровых продуктов для туристов (аудиогиды, приложения). Увеличение присутствия информационных материалов о туристских возможностях Рязанской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая развитие регионального туристского портала, системы современных сервисов (мобильные приложения). Организация и проведение имиджевых мероприятий с участием российского и международного туристического сообщества (бизнеса, средств массовой информации). Участие в международных и российских туристских выставках и других мероприятиях, направленных на продвижение региона.

Создание модели подготовки (переподготовки) кадров по индивидуальным заказам работодателей с учетом потребности регионального туристского рынка. Повышение качества туристского обслуживания: внедрение региональных стандартов гостеприимства, проведение обучающих мероприятий, проведение профессиональных конкурсов.

Внедрение системы субсидирования и грантовой поддержки проектов в сфере туризма. Улучшение инвестиционного климата. Реализация кластерного подхода (пример лучшей практики — кластер «Рязанский»).

Развитие системы гостевых д омов (в рамках развития сельского туризма). Совершенствование и диверсификация регионального туристского продукта: расширение предложений в сегменте культурно-познавательного, рекреационного, санаторно-оздоровительного туризма. Создание и развитие турпродукта в сегменте детского, медицинского, делового, экологического, гастрономического, сельского, военно-технического туризма. Развитие этнографического туризма (центры народных художественных промыслов и ремесел). Организация и проведение событийных мероприятий.

Организация взаимодействия с субъектами индустрии гостеприимства на базе АНО «Центр развития туризма». Анализ и м ониторинг состояния туристской отрасли: разработка концепций развития туризма проведение исследований, социологических опросов, мониторинга.

Развитие туристской инфраструктуры и комфортной туристской среды. Развитие круизной инфраструктуры и придорожного сервиса. Благоустройство туристских маршрутов, развитие маршрутной сети, в том числе велосипедных и пешеходных маршрутов. Создание инфраструктуры экологического и активного туризма

Таблица 2

Социально-экономические ресурсы и основные направления развития туризма

Рязанской области

Экономические зоны

Состав муниципальных образований

Социально-экономические ресурсы для развития туризма

Основные задачи и направления развития туризма

Пристоличная

Юго-западная транзитная

Северная туристическая

г. Рязань,

Захаровский,

Рыбновский,

Рязанский

районы

г. Скопин, Кораблинский, Милославский, Михайловский, Пронский, Ряжский, Скопинский, Старожиловс-кий районы

г. Касимов,

Касимовский,

Клепиковский,

Спасский

районы

Экономики преимущественно ориентированы на рынок Рязани и Москвы. Обеспеченность материально-технической базы. Достаточно развитая социальная сфера (образование, здравоохранение, физкультура, культура). Наличие средних специальных и высших образовательных учреждений по подготовке кадров для туристско-рекреаци-онной деятельности. Сформирован ту-ристско-рекреационный кластер «Рязанский». Хорошо развита сфера услуг, ориентированная на транзитные потоки (гостиницы, торговые заведения, рестораны и т. д.). Развиты услуги в сфере развлечений. Развита транспортная инфраструктура. Инвестиционная привлекательность. Доступность финансовых ресурсов. Разнообразие туристского продукта.

Недостаточная обеспеченность материально-технической базы. Инвестиционная привлекательность центров художественных промыслов (Скопинская керамика, Михайловское кружево). Преимущества транспортно-географи-ческого положения на магистрали «Каспий». Развита сфера услуг, ориентированная на транзитные потоки (гостиницы, торговые заведения, рестораны и т. д.).

Благодаря расположению на севере области, в бассейне реки Оки имеются водно-болотные и лесные ландшафты, которые особенно привлекательны для туристов, имеют инвестиционную привлекательность. Средняя обеспеченность материально-технической базы. Развита сфера услуг, ориентированная на транзитные потоки (гостиницы, торговые заведения, рестораны и т. д.). Наличие малых исторических городов способствует развитию туристического комплекса. Формирование туристско-рекреационного кластера «Касимовский». Проект эколого-туристского кластера «Паустовский».

Развитие культурно-познавательного, делового, экологического, археологического туризма, детского, событийного, круизно-го, гастрономического, медицинского, сельского (агротуризма). Сохранение объектов культурного наследия, историко-гра-достроительной среды. Развитие туристического кластера, организация и проведение форумов, конференций и деловых мероприятий. Создание условий для развития фермерских хозяйств в Захаровском р-не, в том числе развитие агротуризма. Строительство гостиничной инфраструктуры, кемпингов. Продвижение музея-заповедника С. А. Есенина в с. Константиново.

Продвижение изделий гончарного производства и керамики на российский и мировой рынки. Развитие туристской инфраструктуры, расширение видов туризма. Развитие транспортной инфраструктуры. Развитие экологического, культурно-познавательного, паломнического, исторического, этнографического, событийного и сельского туризма, развитие экстремальных видов спорта, спортивного туризма, водного туризма. Поддержка объектов историко-культурного наследия, народных промыслов.

Развитие транспортной и социальной инфраструктуры. Реализация туристического потенциала города Касимов и Касимовского района, создание музейного пространства с объектами культурного наследия, ландшафтами, развитие имеющихся и создание новых туристических маршрутов. Разработка и продвижение лечебно-оздоровительного туризма (на базе санаториев). Развитие деревянного зодчества, поддержка объектов историко-культурного наследия. Разработка инвестиционных проектов, привлечение инвестиций в туристическую инфраструктуру для активного отдыха (тропа Паустовского). Развитие Национального парка «Мещерский» как центра экологического туризма. Развитие отдельных видов туризма (паломнический, гастрономический, активный), поддержка объектов истории и культуры («Городище Старая Рязань»), усадьбы фон Дервиза с. Кирицы. Продвижение бренда родины космонавтики и Музея К. Э. Циолковского.

Окончание табл. 2

Экономические зоны

Состав муниципальных образований

Социально-экономические ресурсы для развития туризма

Основные задачи и направления развития туризма

Южная аграрная

Восточная транзитная

Восточная

Александро-

Невский,

Сапожковский,

Сараевский,

Ухоловский

районы

г. Сасово,

Путятинский,

Сасовский,

Чучковский,

Шацкий,

Шиловский

районы

Ермишинский, Кадомский, Пителинский районы

Достаточно высокий сельскохозяйственный потенциал. Наиболее выгодные условия для развития интенсивного сельского хозяйства. Сфера услуг слабо развита. Недостаток средств размещения и предприятий питания. Отсутствие привлекательных инвестиционных проектов

Выгодное расположения вблизи трассы «Урал» и железной дороги. Отсутствие привлекательных инвестиционных проектов. Средняя обеспеченность объектами торговли, общественного питания, а также сети объектов оказания услуг, в т. ч. гостиничной сетью. Слабое развитие туристской инфраструктуры.

Слабо развитые районы, удаленные от Рязани и других крупных центров, с низкой плотностью населения и автодорог. Необходима поддержка малых форм хозяйствования. Перспективно развитие туризма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие инфраструктуры для туризма и производства продуктов питания. Развитие придорожной торговли, средств коллективного размещения и кемпингов. Развитие активного туризма. Развитие оздоровительного туризма, продвижение санаторных услуг с использованием лечебной грязи, разработка троп здоровья.

Развитие экскурсионных программ (промышленный, исторический и другие виды туризма). Развитие охоты и рыболовства, привлечение инвестиций в гостиничную инфраструктуру. Развитие экологического, событийного, этнографического, паломнического, культурного туризма агротуризма. Создание объектов придорожной инфраструктуры вдоль федеральной трассы М5 «Урал». Популяризация и формирование новых туристических м аршрутов; развитие археологических экскурсий, экспедиций, продвижение бренда Шиловского района как родины Евпатия Коловрата на федеральном уровне.

Развитие паломнического, культурно-религиозного, сельского, этнографического, активного туризма. Строительство центра лыжной подготовки. Поддержка объектов историко-культурного наследия. Развитие активного туризма, охоты, рыболовства. Поддержка художественного промысла «Кадомский вениз».

покрытием 264,3 км на тыс. кв. км (61,1 для России) — 35-е место [3]. Через территорию Рязанской области проходят две автомагистрали федерального значения (М5 и М6), две железные дороги, а также протекает судоходная река Ока [5]. Одной из проблем развития транспортной сети области является качество автомобильных дорог. На территории Рязанской области существует ряд районов, где качество автомобильных дорог можно оценить как неудовлетворительное, что существенно снижает имидж региона.

По показателю коллективных средств размещения в Рязанской области лидирует Рязанский район, в котором сосредоточено 30 объектов данного типа. Нужно отметить, что из 30 объектов средств размещения 21 находится в административном центре района и области — г. Рязани. Обеспечен данным показателем и Касимовский район — 16 объектов коллективных средств размещения [7]. Относительно развитыми можно назвать Рыбновский, Клепиковский, Спасский и

Сасовский районы. Все остальные районы существенно отстают по данному показателю. Связано это с экономическим развитием районов, удаленностью их от административного центра и отсутствием спроса на данные направления. Одной из проблем развития туризма является недостаточное количество средств размещения туристского класса с современным уровнем обслуживания. Динамика свидетельствует о заметном росте гостиничной сферы. По данным Министерства культуры и туризма Рязанской области, численность коллективных средств размещения увеличилась в 2018 году по сравнению с 2012 годом на 25 % [6]. Частично минимизировать сдерживающие факторы развития туризма позволило использование кластерного подхода к созданию туристской инфраструктуры. Одной из проблем развития туризма является неравномерное распределение предприятий питания по территории области. В структуре общественного питания преобладают рестораны, кафе и бары, на долю кото-

рых приходится 77 %, из них более 90 % расположены в областном центре. Малое количество объектов питания в муниципальных районах оказывает негативное воздействие на развитие туризма [8].

В экономико-управленческом аспекте ресурсы территории должны использоваться для решения важных задач социально-экономического развития региона. Основные стратегические направления использования социально-экономических ресурсов для развития туризма в Рязанской области представлены в таблице 1.

Для анализа социально-экономических ресурсов развития туризма по экономическим зонам Рязанской области использованы основные положения Стратегии социально-экономического развития Рязанской области до 2030 г. [6] (табл. 2).

Исследование социально-экономических ресурсов в разрезе муниципальных образований позволяет повысить точность и результативность управленческих решений в сфере территориального планирования и развития сферы туризма, выявлять «точки роста» социально-экономического развития региона.

Библиографический список

1. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография. Книга 34 / Н. А. Бай-болтаева, С. В. Буйко, Л. В. Верещагина и др. / под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. — 192 с.

2. Федеральный закон № 132-Ф3 от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 25.01.2021).

3. Региональная статистика. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https:// rosstat.gov.ru/regional_statistics (дата обращения: 28.01.2021).

4. Рязанская область в цифрах. 2019: Крат. стат. сб. / Рязаньстат. — Рязань, 2019. — 182 с.

5. Рязань туризм. Унифицированный туристический паспорт Рязанской области. [Электронный ресурс]. URL: http:// ryazantourism.ru/files/Tourpasport.pdf (дата обращения: 28.01.2021).

6. Стратегия социально-экономического развития Рязанской области до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: https:// mineconom.ryazangov.ru/direction/economy/proekt_strategii.pdf (дата обращения: 25.01.2021).

7. Ружинская Л. А. Оценка и тенденции развития туризма в Рязанской области // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. — 2019. — № 1 (62). — С. 104—110.

8. Кочергин Б. К., Шернина И. С. Оценка культурно-исторического потенциала и развития культурно-познавательного туризма в Рязанской области / Тенденции и проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства: материалы 7-й Межрегион. науч.-практ. конф., Рязань, 2020. — C. 93—97.

SOCIAL AND ECONOMIC RESOURCES FOR TOURISM DEVELOPMENT IN THE RYAZAN REGION

I. S. Shernina, Ph. D. (Geography), Associate Professor at the Department of economic and social geography and tourism,

Ryazan State University named after S. A. Yesenin, [email protected], Ryazan, Russia

References

1. Problemy' e'konomiki i upravleniya predpriyatiyami, otraslyami, kompleksami: monografiya. Kniga 34. Pod obshh. red. S. S. Chernova. [The issues of economy and management of enterprises, industries, complexes: monograph. Book 34. Under the Ed. By S. S. Chernova]. Novosibirsk. Izdatel'stvo CzRNS, 2017. 192 p. [in Russian].

2. Federal'ny'j zakon № 132-FZ ot 24.11.1996 Ob osnovax turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii [Federal Law No. 132, dated 24.11.1996 "On the Fundamentals of Tourism Activities in the Russian Federation]. Electronic resource available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ date of access: 25.01.2021 [in Russian].

3. Regional'naya statistika. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Regional statistics. Federal State Statistics Service]. Electronic resource available at: https://rosstat.gov.ru/regional_statistics, date of access: 28.01.2021. [in Russian].

4. Ryazanskaya oblast' v cifrax. 2019: Krat. stat. sb. Ryazan'stat. [The Ryazan Region in figures]. Ryazan, 2019. 182 p. [in Russian].

5. Ryazan' turizm. Unificirovanny'j turisticheskij pasport Ryazanskoj oblasti [Ryazan tourism. Unified tourist passport of the Ryazan Region]. Electronic resource available at: http://ryazantourism.ru/files/Tourpasport.pdf, date of access: 28.01.2021 [in Russian].

6. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Ryazanskoj oblasti do 2030 g. [Strategy for the socio-economic development of the Ryazan Region until 2030]. Electronic resource available at: https://mineconom.ryazangov.ru/direction/economy/ proekt_strategii.pdf, date of access: 25.01.2021 [in Russian].

7. Ruzhinskaya L. A. Ocenka i tendencii razvitiya turizma v Ryazanskoj oblasti [Assessment and trends in the development of tourism in the Ryazan region]. Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S. A. Esenina. 2019. No. 1 (62). P. 104—110 [in Russian].

8. Kochergin B. K., Shernina I. S. Ocenka kul'turno-istoricheskogo potenciala i razvitiya kul'turno-poznavatel'nogo turizma v Ryazanskoj oblasti [Assessment of cultural and historical potential and development of cultural and cognitive tourism in the Ryazan Region]. Tendencii i problemy' razvitiya industrii turizma i gostepriimstva: materialy' 7 Mezhregion. nauch. konf. [Trends and problems of tourism and hospitality industry development: Proceedings of the 7th interregional scientific conf]. Ryazan, 2020. P. 93—97 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.