УДК 379.85:338.48
DOI: 10.18384/2310-7189-2019-2-115-131
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО ОПОРНОГО КАРКАСА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Александрова А. Ю, Сорокин Д. П.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация
Аннотация. Цель исследования - охарактеризовать развитие туристского опорного каркаса Рязанской области на протяжении последних 50 лет. Исследование опирается на системно-структурный анализ, пространственно-временной и пространственно-функциональный подходы. Дано авторское определение туристского опорного каркаса территории, рассмотрены способы классификации пространственных структур туризма, описывается полицентрическая иерархическая пространственная структура туризма Рязанской области. Исследование выявило ряд факторов, влияющих на туристский опорный каркас региона. Дан прогноз его развития. Анализ зарождения и текущего состояния, а также перспектив развития туристского опорного каркаса Рязанской области позволяют сделать вывод о его устойчивости. Результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования региональной политики в области туризма.
Ключевые слова: территориальный каркас, туристский опорный каркас, территориальная структура туризма, туристский маршрут, туристский поток, транспортный коридор, Рязанская область. ^HI^^^^^BHI^HI^^^^^^^H^^H^^^H^H
EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF TOURISM SUPPORT FRAMEWORK IN RYAZAN REGION
A. Aleksandrova, D. Sorokin
Lomonosov Moscow State University
Leninskie Gory 1, 119991 Moscow, Russian Federation
Abstract. The purpose of the research is to describe the tourism framework development of the Ryazan region during the last 50 years. The study is based on the system structural analysis, spatiotemporal and spatiofunctional approaches. The definition of the tourism support framework is presented, the ways of classifying tourism space structures are considered and the polycentric hierarchical structure of tourism space of the Ryazan region is described. The study revealed several factors that influence the tourism support framework in the region. The forecast of its development is presented. An analysis of the origin and current state, as well as the prospects for further development of the tourism support framework of the Ryazan region, allows us to conclude about its stability. The results can be used for further improvement of regional tourism policy.
Keywords: territorial framework, tourism support framework, spatial structure of tourism, central place, tourist flow, transport corridor, Ryazan region.
© CC BY Александрова А. Ю., Сорокин Д. П., 2019.
Viisy
Вводная часть: постановка проблемы
Туризм как социально-экономическое явление отличается неравномерностью развития в пространстве, возникающей под влиянием комплекса факторов, одним из которых является территориальная комбинация туристско-рекреационных ресурсов. Изучение территориальной структуры туризма и особенностей её развития в границах выбранного региона позволяет выделить не только причины территориальной дифференциации туристского спроса и туристского предложения, но и прогнозировать цепь последовательных решений для создания сравнительных преимуществ и воздействия на ключевые элементы туристской системы в конкретных районах для устранения территориальной неоднородности.
Основу территориальной структуры туризма образует туристский опорный каркас. Это наиболее устойчивая ее часть, но вместе с тем способная к динамичному саморазвитию. Туристский опорный каркас обеспечивает связность и целостность туристского пространства, а также достижение целевых индикаторов социально ориентированного пространственного развития. От конструкции опорного каркаса во многом зависит доступность туризма и степень вовлеченности населения в туристскую деятельность, конкурентоспособность туристской дестина-ции на внутреннем и международном рынках. Каркасная структура туризма входит в число базовых элементов гармоничного и устойчивого развития как цивилизационного императива.
Цель настоящего исследования -выявить особенности формирования
и эволюции туристского опорного каркаса Рязанской области как сравнительно нового объекта территориального планирования.
В качестве «полигона» исследования была выбрана Рязанская область, обладающая высоким туристско-ре-креационным потенциалом среди регионов Центральной России и активно его развивающая. В 2017 г. во Всероссийском рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития туризма область вошла в группу регионов с относительно высокими показателями и заняла 27 место1. Ежегодный туристско-экскурсионный поток в область превышает 1 млн поездок и демонстрирует положительную динамику (+10,6% за период 2014-2016 гг.)2, обусловливая рост значений других показателей развития туризма в области. Прямой вклад туризма в формирование валового регионального продукта Рязанской области невелик и составляет 5,0%, но по сравнению с другими субъектами ЦФО она выделяется по этому показателю, являясь лидером (сравним: в среднем по ЦФО - 1,0%) [4, с. 56]. По объему налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предприятий и организаций турин-дустрии Рязанская область уступает только Москве, Московской и Смоленской областям среди субъектов ЦФО [4, с. 58].
1 Рейтинг субъектов Российской Федерации по развитию туризма, 06.10.2017 / Министерство культуры Российской Федерации [сайт]. - URL: https://www.mkrf.ru/press/ news/reyting-subektov-rossiyskoy-federatsii-po-razvitiyu20171006160552/ (дата обращения: 21.03.2019).
2 По данным Федерального агентства по туризму: см. статистику на сайте организации (https://www.russiatourism.ru/contents/statistika).
V11V
Министерство культуры и туризма Рязанской области, местные власти уделяют большое внимание проблемам развития туризма. Они инициировали крупномасштабные туристские проекты, такие, как создание кластера «Рязанский», вхождение области в качестве пилотного региона в проект федерального брендового маршрута «Русские усадьбы», разработку концепции туристского освоения Мещеры и др. Все это вместе, а также возможность проведения полевых работ определило выбор Рязанской области в исследовательских целях.
Материалы и методы
Для достижения поставленной цели был использован комплекс как общенаучных, так и специальных методов, в том числе историко-географический, картографический, социологический. Особое значение имели системно-структурный, пространственно-временной и пространственно-функциональный подходы.
В исследовании использованы данные государственной статистики туризма, сведения мониторинга развития туризма профильных ведомств, материалы официальных туристских порталов, каталоги турфирм Рязанской области. Важная информация была получена в ходе полевых исследований с выездом авторов на место, визуальным осмотром основных элементов туристского опорного каркаса Рязанской области и фиксацией туристско -экскур сионных потоков. Социологическая составляющая исследования представлена серией экспертных интервью с ведущими специалистами региональной туристской администрации, предприятий и орга-
низаций туриндустрии Рязанской области.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых. Начало теоретическому осмыслению территориальной дифференциации географического пространства было положено немецким экономистом И. Тюненом, а позднее развивалось в исследованиях В. Кристаллера, который рассматривал периферийные районы с позиций организации отдыха населения [1, с. 182-183], и А. Леша. В классическом виде центро-периферическая модель в экономической географии была разработана Дж. Фридманном. Примерно в то же время шведский географ Т. Хе-герстранд опубликовал теорию диффузии инноваций.
Проблемами оптимизации территориальной структуры занимались известные отечественные экономгео-графы. Основы научной концепции опорного каркаса были заложены в трудах Н. Н. Баранского, Н. Н. Коло-совского, Ю. Г. Саушкина, В. П. Макса-ковского и др. Большой вклад в исследование территориальных структур внес И. М. Маергойз.
Позднее появились частные отраслевые теории пространственной дифференциации. В отечественной рекреационной географии - это учение о территориальной рекреационной системе [12] и концепция «поляризованного ландшафта» [11]. За рубежом в период 1960-1980-х гг. был создан целый ряд концепций территориальной организации туризма Н. Лейпнера, С. К. Кемпбелла, Д. С. Мерсера, Ж. М. Мио-сека, Ж. О. Ж. Лундгрена, Ж. Каза и др. [3, с. 43-64]. Для всех вышеперечисленных концепций было характерно
применение системно-структурного и антропоцентрического подходов.
В конце XX в. получает развитие теория опорного каркаса территории; появляются научные работы об опорном каркасе расселения, экологическом, транспортном, историко-культурном каркасах. Внимание ученых привлекает туристский (туристско-рекреа-ционный) опорный каркас. В трудах отечественных и зарубежных ученых рассматриваются его модели, в том числе в рамках современной концепции мобильности или в контексте территориального планирования [17; 18 и др.], типы каркаса [10 и др.], основные элементы [5; 9; 14; 15 и др.], факторы развития, соотношение с другими видами опорных каркасов территории, в частности экологическим [6 и др.], приводится сравнительный анализ форм опорного каркаса разных видов туризма [2 и др.], предлагаются методики разработки туристского опорного каркаса территории и методы анализа пространственного развития туризма [13; 16 и др.].
Результаты и их обсуждения
В статье под туристским опорным каркасом территории понимается иерархическая совокупность ее туристских центров и туристских маршрутов, создающих пространственно-организованную инфраструктуру для рационального развития туристской индустрии в конкретном регионе, включая нивелирование сильных внутрирегиональных различий по целевым показателям (количество туристских прибытий, коллективных средств размещения, туристско-информационных центров, специалистов в сфере туризма, качество туристских услуг и др.).
Туристский опорный каркас является своеобразным «скелетом» туристского района, в то время как остальная, второстепенная в туристском плане территория - «ткань» района, которая одновременно служит резервом для развития каркаса. Туристский опорный каркас описывается в составе пяти элементов [8, с. 27].
1. Опорные точки, или точки роста, образующие основу каркаса. Они расположены в местах с оптимальным сочетанием различных видов ресурсов и условий развития туризма. Среди опорных точек выделяются ядра каркаса - главные центры туризма в исследуемом регионе.
2. Зона пригородного отдыха, в которой отдыхают жители городов и создана для этого вся необходимая туристская инфраструктура. Она имеет выраженные пики посещаемости, приходящиеся на выходные дни.
3. Сеть туристских маршрутов -очень важный элемент, объединяющая структура всего туристского каркаса территории. Это текстура туристского района, определяющая его туристскую освоенность, транспортную доступность, плотность объектов туристского внимания.
4. Транзитные коридоры - элемент, выполняющий транспортную функцию. К ним относятся различные транспортные магистрали (автодорожные, железнодорожные, водные и воздушные), обеспечивающие транзит грузов и пассажиров.
5. Перспективная территория, где в ближайшее время будет создана точка роста. Данный элемент является переходным звеном от «ткани» района к его «каркасу». Перспективная территория выделяется на основе выгодной комбинации
туристско-рекреационных ресурсов и хорошей транспортной доступности в совокупности с наличием устойчивого спроса на туристские услуги.
В настоящее время выделяется четыре основных типа туристского опорного каркаса территории (рис. 1):
- ленточный, или линейный, когда явное ядро каркаса отсутствует, а каждая опорная точка - центр туризма, где типичным примером могут служить курорты вдоль побережья;
- звёздочно-радиальный, когда существуют ярко выраженный центр прибытий и ряд опорных точек, расположенных в разных направлениях от него;
- радиально-кольцевой, который представляет собой более развитую модель звёздочно-радиального каркаса, когда между второстепенными центрами туризма, расположенными вокруг ядра, возникают транспортные коридоры и формируются дополнительные туристские маршруты;
- рассредоточенный, или каскадный, в котором существующие туристские центры представляют одинаковый интерес для посетителей, но при этом отсутствует выраженный центр прибытий, сформирована развитая сеть транспортных коридоров и разнообразных туристских маршрутов.
12 3 4
Рис. 1. Типы туристских опорных каркасов
1 - ленточный, 2 - звёздочно-радиальный, 3 -радиально-кольцевой, 4 - рассредоточенный.
Проведенное исследование позволило выделить «центральные места» и сеть главных туристских маршрутов Рязанской области. В качестве главных критериев использовались посещаемость дестинации, наличие знаковых достопримечательностей, устойчивых туристских потоков, а также хорошая логистика. Формирование современного туристского опорного каркаса Рязанской области рассматривается на протяжении 50 лет, что позволило выделить в его истории несколько этапов.
Массовый туризм в регионе начал развиваться с 60-х гг. ХХ в. В это и последующие десятилетия особой популярностью пользовался туристский маршрут Москва-Константи-ново-Рязань. Сформировавшийся к 70-м гг. ХХ в. туристский опорный каркас Рязанской области относился к первому, линейному типу. Его основу составляли три точки роста: Рязань, Константиново (Рыбновский район) и Солотча (административно относится к Рязани). Основными объектами посещения в Рязани в рассматриваемое время были Рязанский кремль, получивший статус историко-архитектур-ного музея-заповедника в 1968 г., мемориальный музей-усадьба академика И. П. Павлова и Рязанский областной художественный музей. В с. Констан-тиново в 1965 г. открылся музей-заповедник поэта С. А. Есенина, ставший точкой притяжения туристов с культурно-познавательными целями. Со временем «Есенинская Русь» превратилась в основной туристский бренд Рязанщины. Курортный поселок Со-лотча, расположенный в 20 км от Рязани на противоположном берегу Оки в живописном сосновом бору, был центром пригородного отдыха с развитой
\\V9j
инфраструктурой (санатории, дома отдыха, детские лагеря).
В последующие десятилетия вплоть до конца 80-х гг. в Рязанской области наряду с культурно-познавательным туризмом развивались активные формы путешествий. Туристские маршруты включали сплавы по мещёрским рекам (Ока, Пра, Мокша) и озёрам (Шотерха, Белое), а также длительные пешие переходы с остановками в турбазах, приютах или палатках1. Все основные природоориентированные
маршруты были приурочены к двум особо охраняемым природным территориям: Окскому государственному природному биосферному заповеднику и национальному парку «Мещёрский». С развитием сети туристских маршрутов происходили изменения в туристском опорном каркасе Рязанской области (рис. 2). От линейного типа он постепенно переходил на новый уровень, приобретая черты звез-дочно-радиальной структуры с выраженным центром прибытий - Рязанью.
Рис. 2. Туристский опорный каркас Рязанской области на конец 80-х гг. ХХ в.
В 90-е гг. в условиях глубокой об-
1 Туристские маршруты: Сб. маршрутов советов по туризму и экскурсиям: Справочник / Сост. В.С. Качанов. М.: Профиздат, 1990. С. 41-42.
щественно-политической трансформации России внутренний туризм в стране пришел в упадок. Развитие его территориальной структуры, в част-
ности в Рязанской области, остановилось. Туристское пространство начало сжиматься. Многие туристские маршруты перестали существовать из-за падения реальных доходов населения и платежеспособного спроса на внутренние туристские услуги.
Новый подъем внутреннего туризма в регионе начался, по некоторым оценкам, в 2003-2004 гг. С 2002 по 2017 гг. количество лиц, размещенных в коллективных средствах размещения Рязанской области, возросло примерно в 4 раза. Региональная власть стала уделять большое внимание развитию туризма, который был признан приоритетной отраслью экономики.
На фоне общих положительных изменений происходило усложнение туристского опорного каркаса Рязанской области. Основным фактором его развития была и остается транспортная доступность, подведение транспортных путей к знаковым туристским достопримечательностям, как, например укладка качественной асфальтированной дороги от трассы М5 «Урал» до городища Старой Рязани в 2018 г.
В последнее время в Рязанской области появились новые точки роста благодаря действию других, дополнительных факторов: созданию частных музеев, возрождению монастырей, строительству туристско-рекреацион-ных кластеров, проведению крупных событийных мероприятий.
Первый частный музей (музей самоваров в Касимове) был открыт в Рязанской области в 2007 г. Это стало важным моментом в развитии инициатив на местах. За последние 10 лет их число значительно увеличилось. В основном они концентрируются в двух городах: Рязани (пряничная галерея,
музей рязанского леденца, музей ёлочной игрушки и др.) и Касимове (музей колоколов, самоваров, бабочек и стрекоз), обеспечивая дополнительный приток туристов и экскурсантов.
За последние 20 лет на территории региона наблюдается массовая реституция религиозных объектов. Верующим были возвращены многие православные церкви и монастыри (Иоанно-Богословский, Спасо-Преоб-раженский Пронский, Успенский Вы-шенский, Солотчинский Рождества Богородицы монастырь и др.), Ханская мечеть в Касимове, римско-католический храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Рязани и др. Некоторые из подобных объектов стали настоящими центрами туризма, куда приезжают, помимо многочисленных паломников, туристы и экскурсанты с религиозно-познавательными целями.
Еще один фактор, способный трансформировать туристский опорный каркас, - создание туристско-рекреа-ционных кластеров. В 2011 г. Рязанская область вошла в числе первых пяти пилотных регионов в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» с проектом туристско-рекреационного кластера «Рязанский». Его реализация позволит нарастить емкость номерного фонда более чем на 1000 единиц и дополнительно разместить 112,7 тыс. туристов. Ожидается, что объем туристского потока увеличится в 1,5-2 раза. Будет создано 1200 новых рабочих мест1.
Реализация подобного масштабного проекта побудила начать разработку ещё одного туристско-рекреационного
1 См. на сайте Федерального агентства по туризму (https://www.russiatourism.ru).
V12y
кластера «Касимовский». Решение о его создании было принято в 2018 г., и в том же году проект был запущен. В рамках муниципально-частного партнёрства началась реставрация одного из культурно-исторических объектов Касимова - усадьбы Кастровых. После завершения работ там будет размещаться гостинично-ресторанный комплекс. Планируется, что к концу 2025 г., когда кластер будет введен в эксплуатацию, туристско-экскурсион-ный поток в город достигнет не менее 270 тыс. человек1.
Сильное воздействие на формирование и развитие туристского опорного каркаса территории оказывает проведение массовых событийных мероприятий. В Рязанской области многие из них организуются в знаковых туристских дестинациях, тем самым превращая их в полифункциональные центры и укрепляя опорные точки каркаса. Например, в Рязани регулярно проходят благотворительный праздник «Летний день в Кремле», фестиваль кукольных театров, международный форум древних городов и др. В Константинове - традиционный Всероссийский есенинский праздник поэзии. В Касимове - открытый фестиваль народного творчества «Золотая ладья» и татарский праздник «Сабантуй». В Рыбновском районе - межрегиональный военно-исторический фестиваль «Битва на Воже», гастрономический фестиваль «Малина» и др. Во многом благодаря им в сознании
1 Создание туристско-рекреационного кластера «Касимовский» (I этап), 2018 г.: презентация проекта на сайте Министерства культуры и туризма Рязанской области. - URL: https:// gubernator.ryazangov.ru/upload/iblock/f14/ Prezentatsiya_TRK_Kasimovskiy.pdf (дата обращения: 17.03.2019).
туристов формируется представление об этих территориях как о «центральных местах» в туристском пространстве региона.
Перенимая инновации, менее известные территории также используют событийные мероприятия для привлечения туристов. Например, успешной практикой можно считать проведение Всероссийского фестиваля народного творчества, посвященного композитору А. П. Аверкину, в г. Сасове и Международного кузнечного фестиваля «Секреты средневековых мастеров» в Старожиловском районе. В перспективе при регулярном и частом проведении событийных мероприятий в течение года на этих и других территориях Рязанской области могут появиться новые точки роста.
В результате действия комплекса факторов за последнее время в туристском опорном каркасе Рязанской области произошли глубокие изменения. Ленточный тип каркаса сменился на более развитый звёздочно-радиаль-ный (рис. 3).
В современном каркасе есть явно выраженное ядро - областной центр г. Рязань. Она включается в подавляющее большинство туристских маршрутов в регионе, а также межрегиональные маршруты. Рязань является лидером по туристской посещаемости в области. В 2017 г. она приняла 614,4 тыс. туристов и экскурсантов (без учета посетителей событийных мероприятий), или около 41% от общего объема туристско-экскур сионного потока2.
2 Доклад на заседании Координационного совета по развитию туризма при Правительстве Рязанской области / Министерство культуры и туризма Рязанской области. Рязань, 2018. С. 3.
Нац. парк «Мещерский»
На Москву
Л
О ядра каркаса
о опорные точки 1 уровня
о опорные точки 2 уровня
о опорные точки 3 уровня
□ ООПТ
Транспортные коридоры
t а важнейшие
* ■ fc важные
значимые
Рис. 3. Современный туристский каркас Рязанской области
Высокая концентрация посетителей в областном центре во многом объясняется тем, что город является многофункциональным транспортным узлом. Рязань находится на крупнейших автомобильных и железнодорожных магистралях Европы, имеет оборудованный речной порт, который используется при перевозке пассажиров на круизных и прогулочных речных маршрутах по р. Оке. Через Рязань проходит 125 маршрутов междугородного и пригородного автобусного сообщения, в том числе 14 межобластных маршрутов1. Основными
1 Унифицированный туристский паспорт региона (Рязанская область). Рязань: Министерство культуры Российской Федерации,
точками въезда в Рязанскую область по железной дороге являются вокзалы «Рязань-1» и «Рязань-2». По данным ООО «РЖД» на 2017 г., пассажиропоток на железнодорожных вокзалах Рязани составил 259,2 тыс. человек в месяц2. Особенно улучшилось железнодорожное сообщение Рязани с Москвой, генерирующей основные туристские потоки в область, с началом использования экспресс-поезда.
Рязань специализируется на культурно-познавательном туризме. Основной туристско-экскурсионный поток в город, как и прежде, формирует
2016. С. 18.
2 По данным сайта компании ОАО «РЖД». - URL: http://www.zd-media.ru/statistika/
V123y
Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, который в 1995 г. был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и в 1998 г. перешел в федеральное подчинение1. Он ежегодно принимает около 200 тыс. посетителей2. Наряду с Рязанским кремлем все чаще в туристские программы включается посещение других областных, муниципальных, ведомственных и частных музеев города, отличающихся большим тематическим разообразием.
Рязань располагает сравнительно развитой туристской, в частности гостиничной, инфраструктурой. За последние годы в городе существенно улучшилась туристская навигация, появились многочисленные указатели и информационные стенды. В 2014 г. открылся туристско-информацион-ный центр. В 2018 г. Министерством культуры и туризма Рязанской области была подготовлена заявка на включение города Рязани в национальный проект «Золотое кольцо».
Помимо Рязани в звездочно-ра-диальном каркасе Рязанской области имеются и другие ядра, но второго и более низкого порядков.
Вторым по значимости ядром в туристском опорном каркасе Рязанской области является с. Константиново (Рыбновский район). Оно расположено в 25 км от трассы М5 «Урал» и в 20 км от ж/д станции Рыбное. Дорога, соеди-
1 Информация с сайта Рязанского исто-рико-архитектурного музея-заповедника. -URL: http://ryazankreml.ru/ (дата обращения: 17.03.2019).
2 Унифицированный туристский паспорт региона (Рязанская область). Рязань: Мини-
стерство культуры Российской Федерации, 2016. С. 450.
няющая Константиново с Рыбным и федеральной автотрассой, с асфальтированным покрытием была отремонтирована в 2017 г. На р. Оке в с. Кон-стантиново - пристань, к которой причаливают круизные и прогулочные суда. На территории музея-заповедника организована парковка. Маршрут следования к достопримечательности снабжен информационными знаками системы туристской навигации. Таким образом, дестинация имеет хорошую транспортную доступность.
Основную туристскую достопримечательность с. Константиново -Государственный музей-заповедник С. А. Есенина ежегодно посещают свыше 300 тыс. человек, и по этому показателю он занимает одно из первых мест среди музеев-заповедников России3. В последние годы Константиново активно диверсифицирует туристский продукт. Наряду с литературным туризмом развивается событийный, гастрономический.
Сочетание большого потока посетителей и туристского-рекреацион-ных ресурсов обусловило появление рядом с с. Константиново двух новых опорных точек в туристском каркасе. Паломников и туристов с религиозно-познавательными целями привлекает один из древнейших монастырей Руси, известный с XII в., - Свято-Иоанно-Богословский монастырь, расположенный в с. Пощупово. Посетители с культурно-познавательными целями заезжают в с. Новосёлки в родовой дом-музей оперных певцов братьев Пироговых. Наиболее часто турфир-
3 Информация с сайта Государственного музея-заповедника С. А. Есенина. - URL: http://www.museum-esenin.ru/ (дата посещения: 19.03.2019).
мы предлагают автобусные групповые туры по Есенинским местам продолжительностью 2 дня/1 ночь: Рязань
- Константиново - Пощупово или Рязань - Спас-Клепики - Константиново
- Пощупово.
Новое ядро второго порядка в туристском опорном каркасе Рязанской области недавно образовалось в с. Поляны (Рязанский район), рядом с которым возведены объекты турист-ско-рекреационного кластера «Рязанский», в частности развлекательный комплекс «В некотором царстве...» и гостинично-развлекательный комплекс «Окская жемчужина». На территории последнего, представляющей большой загородный парк отдыха с арт-зонами, озером и пляжем, разместились единственный в стране отель с собственным лунапарком и один из крупнейших круглогодичных аква-парков России1. Дестинация имеет хорошую транспортную доступность и расположена всего в 10 км от областного центра по асфальтовому шоссе. Это ядро туристского опорного каркаса находится в зоне пригородного отдыха и рассчитано на краткосрочный прием посетителей из Рязани на выходные дни. Благодаря его появлению увеличилась посещаемость Рязанского района, который в 2017 г. принял 211,1 тыс. человек2.
Сохраняет значение как опорная точка туристского каркаса Рязанской области курортный поселок Солотча (с 2004 г. городской микрорайон Рязани)3.
1 Информация с сайта «Окская жемчужина». - URL: https://www.oksgem.ru/ (дата посещения: 19.03.2019).
2 Данные мониторинга на сайте Министерства культуры и туризма Рязанской области. -URL: http://ryazantourism.ru/.
3 Постановление Рязанской областной
Это «ворота» в Мещеру, где природная составляющая стала определяющей в формировании туристского центра [7]. Как популярное место отдыха она была известна с XIX в. Позднее Солотча превратилась в курорт с развитой лечебно-диагностической базой. На современном этапе функция места продолжает меняться. Сегодня Солотча, оставаясь известным курортом, все чаще включается в туристские маршруты культурно-познавательной и религиозной тематики, например Рязань - Солотча (однодневная экскурсия) или Рязань-Солотча-Спас-Клепики-Касимов (2 дня/1 ночь). В Солотче сохранилась старинная деревянная застройка. Здесь бывали и подолгу жили В. В. Вересаев, К. Г. Паустовский, А. П. Гайдар, А. А. Фадеев, К. М. Симонов, А. И. Солженицын и др. Основные достопримечательности Солотчи, осмотр которых входит в туристско-экскурсионные программы, - действующий Солот-чинский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы (XIV в.) и музей известного художника-гравера И. П. Пожалостина.
По туристскому маршруту на север региона расположена важная точка роста в туристском пространстве Рязанской области - г. Спас-Клепики. Он известен как вторая, духовная родина С. А. Есенина (сохранилась школа, в которой учился поэт). Но большинство туристов приезжают в Спас-Клепики с иной мотивацией, а именно посетить находящийся рядом национальный парк «Мещерский», пройти по эко-
Думы от 22 сентября 2004 года № 799-III «Об исключении из учетных данных административно-территориального устройства Рязанской области курортного поселка Солотча города Рязани». - URL: http://docs.pravo.ru/document/ view/11603646/ (дата обращения: 21.03.2019).
V12V
логическим маршрутам, сплавиться по лесным рекам (р. Пра) и озёрам. Город расположен на пересечении автомобильных трасс Р105 Москва-Егорьевск-Касимов и Р123 Рязань-Спас-Клепики, по которым проходят большие туристские потоки. Всего Клепиковский район за 2017 г. посетило 46,6 тыс. туристов и экскурсантов1.
0 Касимове как об опорной точке в туристском каркасе Рязанской области много было сказано выше. Остается подчеркнуть, что эта туристская дестинация отличается особым динамизмом развития. Со временем более комплексной становится ее туристская специализация. Приоритетными видами туризма являются культурно-познавательный на базе Касимовского историко-культурного музея-заповедника и ряда частных музеев города, а также событийный, особенно в последние годы. К перспективным видам туризма можно отнести круизный, экскурсионный религиозной тематики, детский, гастрономический, а также семейный отдых выходного дня.
В 2016 г. было разработано 11 новых туристских маршрутов по городу продолжительностью 1-2 дня и налажено сотрудничество с турператорами для их реализации2. Предлагаются как прямые автобусные экскурсионные туры из Рязани в Касимов, так и с более насыщенной программой, например Рязань-Солотча-Спас-Клепики-Гусь-Железный-Касимов (2 дня/1 ночь). Посещение Касимова включено в про-
1 Данные мониторинга на сайте Министерства культуры и туризма Рязанской области. -URL: http://ryazantourism.ru/.
2 Данные с портала Городского округа города Касимова. - URL: http://gorod-kasimov.ru/ economy/socialeconomy/kultura/ (дата посещения: 20.03.2019).
граммы межрегиональных автобусных туристских маршрутов, например, Коломна - Рязань - Гусь-Железный - Касимов - Муром - Нижний Новгород
- Гороховец - Владимир - Боголюбо-во - Суздаль, а также круизных маршрутов, например, Нижний Новгород
- Муром - Касимов - Рязань - Кон-стантиново - Москва. В 2016 г. Касимов посетили около 70 тыс. туристов и экскурсантов, которые стали дольше задерживаться в нем3.
К менее значимым опорным точкам современного туристского каркаса Рязанской области относятся пгт Ши-лово (21 тыс. посетителей в 2017 г.), г. Скопин (18,3 тыс.), г. Шацк (11 тыс.), п. Выша, г. Михайлов, пгт Старожило-во, городище Старая Рязань, а также Окский государственный природный биосферный заповедник с музеем К. Э. Циолковского в с. Ижевском4.
По экспертным оценкам, уже в ближайшее время (через 5-8 лет) туристский опорный каркас Рязанский области может изменить конфигурацию и стать радиально-кольцевым (рис. 4). Между второстепенными опорными точками, расположенными вокруг ядра, возникнут транспортные коридоры и сформируются дополнительные туристские маршруты. Появление нового типа каркаса обусловлено глубокими переменами в туристском спросе, его индивидуализацией и соответствует главной тенденции развития туристской деятельности -переходу от массового группового к дифференцированному туризму. Уже сегодня Туристско-информационный
3 Там же.
4 Данные мониторинга на сайте Министерства культуры и туризма Рязанской области. -URL: http://ryazantourism.ru/.
Нац. парк «Мещерский»
О 10 20 40 60
О ядра каркаса
о опорные точки 1 уровня
о опорные точки 2 уровня
о опорные точки 3 уровня
□ ООПТ
Транспортные коридоры
t а важнейшие
* ■ fc важные
значимые
Рис. 4. Прогноз развития туристского опорного каркаса Рязанской области
центр Рязанской области предлагает экскурсионные маршруты по области c более широким перечнем объектов туристского интереса, рассчитанные в первую очередь на индивидуальных посетителей, в том числе с использованием мобильных приложений1.
Заключение и выводы
Исследование туристского опорного каркаса Рязанской области на протяжении более чем полувековой истории, с середины 60-х гг. ХХ в. по настоящее время, позволяет констатировать его устойчивость. С начала массового ту-
1 Информация с официального туристического портала Министерства культуры и туризма Рязанской области - Туристского информационного центра Рязанской области «Туризм и отдых в Рязанской области». - URL: http://www. ryazantourism.ru.
ризма в регионе сложилась пространственная организация туристской деятельности линейно-узлового типа. Особенность ее формирования состояла в том, что этому не предшествовал начальный этап, когда на территории обычно появляются центры развития туризма, изолированные друг от друга. Вместе с тем за прошедшие десятилетия не произошло ее трансформации и в новые сетевые формы.
Тем не менее рост масштабов туристской деятельности в регионе сопровождался изменениями в ее пространственной организации. Развитие туристского опорного каркаса шло от простого типа - ленточный к более сложным - звездочно-радиальный, а в перспективе радиально-кольцевой. «Входными воротами», туристским ха-
V127y
бом регионального уровня является Рязань, которая принимает и организует туристские потоки, перераспределяя туристов и экскурсантов по территории области в зависимости от их мотиваций.
Современный этап характеризуется появлением новых туристских центров и маршрутов в Рязанской области благодаря увеличению инвестиций в туризм, активности туристских администраций в области и на местах, государственной поддержке малого предпринимательства как основы туристского бизнеса. Туристское пространство, со временем все более связное и целостное, расширяется преимущественно в юго-восточном и
южном направлениях. Отмечается изменение не только пространственных форм, но и специализации туристской деятельности, которая становится комплексной, с комбинированием разных видов туризма.
Выявленный туристский опорный каркас позволяет наглядно представить популярные дестинации и определить проблемные участки, где необходимо провести соответствующие мероприятия, чтобы обеспечить динамическое равномерное развитие туризма на территории всей Рязанской области.
Статья поступила в редакцию 12.04.2019
ЛИТЕРАТУРА
1. Апостолов Н. Географията на туризма - един век развитие и достижения. Варна: Наука и икономика, 2013. 472 с.
2. Ашугатоян С. Г. Эволюция территориальной организации въездного и внутреннего туризма в Турции: дис. ... канд. геогр. наук. М., 2018. 205 с.
3. География туризма: учебник / Под ред. А. Ю. Александровой. М: КНОРУС, 2016. 592 с.
4. Зырянов А. И. Систематизация туристских таксонов // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2014. № 3. С. 16-22.
5. Кириллова С. А. Эволюция пространственного каркаса: от экономического к туристическому опорному каркасу // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. Серия: Экономика и управление народным хозяйством. 2010. Т. 14. № 5 (40). С. 225-232.
6. Кривцов В. А., Водорезов А. В., Тобратов С. А. Ландшафты Рязанской области: учеб. пособие. Рязань: Рязанский гос. ун-т, 2018. 208 с.
7. Липец Ю. Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства: учеб. пособие для вузов. М.: ГИЦ Владос, 1999. 400 с.
8. Муравьева М. В. Культурно-исторический каркас как основа территориальной организации туристской деятельности на территории Рязанской области // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2008. № 2 (19). С. 131-138.
9. Пирожник И. И. Стадиальность формирования рекреационного пространства и региональная структура туристского рынка Беларуси // Туризм и гостеприимство. 2015. № 2. С. 38-53.
10. Родоман Б. Б. Поляризованная биосфера: сборник статей. Смоленск: Ойкумена, 2002. 336 с.
11. Теоретические основы рекреационной географии / Отв. ред. В. С. Преображенский. М.: Наука, 1975. 223 с.
12. Федорова Т. А. Туристский каркас территории СЗФО [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. - URL: http://science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=19773 (дата обращения: 14.03.2019).
Vi2s;
13. Яковлева С. И. Каркасные модели в региональных схемах территориального планирования // Псковский регионологический журнал. 2013. № 15. С. 15-25.
14. Guedesa A. S., Jiménez M. I. Spatial patterns of cultural tourism in Portugal // Tourism Management Perspectives. 2015. Vol. 16. P. 107-115. DOI: 10.1016/j.tmp.2015.07.010
15. Hall C. M. Spatial analysis: A critical tool for tourism geographies // Wilson J., ed. The Routledge Handbook of Tourism Geographies. London: Routledge, 2012. Р. 163-173.
16. Pearce D. G. Frameworks for Tourism Research. Oxford - Cambridge: CABI, 2012. 210 p.
17. Spatial patterns of tourist flow: problems and prospects / Zhong Shi-en, Zhang Jie, Han Guo-sheng, Wang Lan, Zhang Hong-lei // Human Geography. 2010. Vol. 25. P. 31-36. DOI: 10.1016/j.proenv.2012.01.297
18. Wang D.-g., Niu Y., Qian J. Evolution and optimization of China's urban tourism spatial structure: A high speed rail perspective // Tourism Management. 2018. Vol. 64. P. 218-232. DOI: 10.1016/j.tourman.2017.08.010
REFERENCES
1. Apostolov N. Geografiyata na turizma - edin vek razvitie i dosti-zheniya [The Geography of Tourism - a century of development and achievements]. Varna, Nauka i ikonomika Publ., 2013. 472 p.
2. Ashugatoyan S. G. Evolyutsiya territorial'noi organizatsii vezdnogo i vnutrennego turizma v Turtsii: dis. ... kand. geogr. nauk [The evolution of the territorial organization of inbound and domestic tourism in Turkey: PhD thesis in Geographic sciences]. Moscow, 2018. 205 p.
3. Aleksandrova A. Yu., ed. Geografiya turizma: uchebnik [The geography of tourism: Textbook]. Moscow, KNORUS Publ., 2016. 592 p.
4. Zyryanov A. I. [Systematization of tourist taxa]. In: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5: Geografiya [Bulletin of Moscow University, Geography series], 2014, no. 3, pp. 16-22.
5. Kirillova S. A. [Evolution of the spatial framework from the economic to tourism support frame]. In: Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo aviatsionnogo tekhnicheskogo universiteta [The Bulletin of Ufa State Aviation Technical University], 2010, vol. 14, no. 5 (40), pp. 225232.
6. Krivtsov V. A., Vodorezov A. V., Tobratov S. A. Landshafty Ryazanskoi oblasti: ucheb. posobie [Landscapes Ryazan region: Textbook]. Ryazan: Ryazanskii Gos. Univer. Publ., 2018. 208 p.
7. Lipets Yu. G., Pulyarkin V. A., Shlikhter S. B. Geografiya mirovogo kho-zyaistva: ucheb. posobie dlya vuzov [Geography of the world economy: Texbook for univer.]. Moscow, GITS Vla-dos Publ., 1999. 400 p.
8. Murav'eva M. V. [Cultural-historical frame as a basis for territorial organization of tourist activity on the territory of the Ryazan region]. In: Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S. A. Esenina [The Bulletin of Ryazan State University named for S. A. Yes-enin], 2008, no. 2 (19), pp. 131-138.
9. Pirozhnik I. I. [Staility of formation of recreational spaces and regional structure of the tourism market in Belarus]. In: Turizm i gostepriimstvo [Tourism and Hospitality], 2015, no. 2, pp. 38-53.
10. Rodoman B. B. Polyarizovannaya biosfera: sbornik statei [Polarized biosphere: Collection of papers]. Smolensk, Oikumena Publ., 2002. 336 p.
11. Preobrazhenskii V. S., ed. Teoreticheskie osnovy rekreatsionnoi geografii [The theoretical foundations of recreational geography]. Moscow, Nauka Publ., 1975. 223 p.
12. Fedorova T. A. [Tourist framework of the territory of the northwestern Federal district]. In: Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no. 1-2. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19773 (accessed: 14.03.2019).
Vrny
13. Yakovleva S. I. [Framework models in the regional territorial planning schemes]. In: Pskovs-kii regionologicheskii zhurnal [Pskov Regionology Journal], 2013, no. 15, pp. 15-25.
14. Guedesa A. S., Jiménez M. I. Spatial patterns of cultural tourism in Portugal. In: Tourism Management Perspectives, 2015, vol. 16, pp. 107-115. DOI: 10.1016/j.tmp.2015.07.010
15. Hall C. M. Spatial analysis: A critical tool for tourism geographies. In: Wilson J., ed. The Routledge Handbook of Tourism Geographies. London, Routledge, 2012, pp. 163-173.
16. Pearce D. G. Frameworks for Tourism Research. Oxford - Cambridge, CABI, 2012. 210 p.
17. Zhong Sh., Zhang J., Han G., Wang L., Zhang H. Spatial patterns of tourist flow: problems and prospects. In: Human Geography, 2010, vol. 25, pp. 31-36. DOI: 10.1016/j. proenv.2012.01.297
18. Wang D., Niu Y., Qian J. Evolution and optimization of China's urban tourism spatial structure: A high speed rail perspective. In: Tourism Management, 2018, vol. 64, pp. 218-232. DOI: 10.1016/j.tourman.2017.08.010
БЛАГОДАРНОСТИ
Авторы выражают глубокую благодарность заместителю министра культуры и туризма Рязанской области О. Н. Голевой за предоставленные первичные статистические материалы и программные документы в области туризма, а также всем экспертам, участвовавшим в опросе, за их любезную помощь.
ACKNOWLEDGMENT
The authors would like to express their deep gratitude to O.N. Goleva, the Deputy Minister of Culture and Tourism in the Ryazan region, for the primary statistical materials and tourism program documents. Many thanks go to the experts who participated in the survey for their kind assistance.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Александрова Анна Юрьевна - доктор географических наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: analexan@mail.ru
Сорокин Дмитрий Павлович - студент географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: fursovo2011@yandex.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Anna Yu. Aleksandrova - Doctor of Geography, PhD in economical sciences, professor at the Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: analexan@mail.ru
Dmitrij P. Sorokin - student, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: fursovo2011@yandex.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Александрова А. Ю., Сорокин Д. П. Зарождение и развитие туристского опорного каркаса Рязанской области // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2019. № 2. С. 115-131. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-2-115-131
FOR CITATION
Aleksandrova A., Sorokin D. Emergence and development of tourism support framework in Ryazan region. In: Bulletin of the Moscow Regional State University, Series: Natural Sciences, 2019, no. 2, pp. 115-131. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-2-115-131
Visy