Научная статья на тему 'Исследование состояния и перспектив развития туристского потенциала Рязанской области'

Исследование состояния и перспектив развития туристского потенциала Рязанской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1085
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКСКУРСИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКСКУРСОВОДА / ЭКСКУРСИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ / ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / TOURISM / EXCURSIONPOTENTIAL / TOURISMPRODUCT / DOMESTICTOURISM / PROFESSIONALTOURGUIDE / SIGHTSEEINGOBJECTS / LOCALHISTORY / DIAGNOSTICSUPPORT / STUDENT / PROFESSIONALDEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кулакова Н.И.

Продвижение туристских ресурсов Рязанской области является одним из приоритетных направлений в сфере развития внутреннего и въездного туризма. В данной статье отражены основные перспективы развития туристско-экскурсионного потенциала Рязанской области, дается оценка возможности использования их для разработки новых экскурсионных маршрутов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS AND PROSPECTS INVESTIGATION OF THE DEVELOPMENT OF TOURIST POTENTIAL OF THE RYAZAN REGION

Promotion of touristres our cesof the Ryazan region is one of the priority directions in the sphere of development of domestic and in bound tourism. This article reflects the main prospects of development of tourist-excursion potential of the Ryazan region, assesses the possibility of the iruse for the development of new tourroutes.

Текст научной работы на тему «Исследование состояния и перспектив развития туристского потенциала Рязанской области»

УДК 796.5(471.313) КУЛАКОВА Н.И.

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра экономической и социальной географии и туризма, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань E-mail: n.kuIakova@rsu.edu.ru

UDC 796.5(471.313) KULAKOVA N.I.

Candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer of the Department of economic and social geography and tourism, Ryazan state University named after S.A. Yesenin,

Ryazan

E-mail: n.kulakova@rsu.edu.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

STATUS AND PROSPECTS INVESTIGATION OF THE DEVELOPMENT OF TOURIST POTENTIAL OF THE RYAZAN REGION

Продвижение туристских ресурсов Рязанской области является одним из приоритетных направлений в сфере развития внутреннего и въездного туризма. В данной статье отражены основные перспективы развития туристско-экскурсионного потенциала Рязанской области, дается оценка возможности использования их для разработки новых экскурсионных маршрутов.

Ключевые слова: туризм, экскурсионный потенциал, туристический продукт, внутренний туризм, профессиональная деятельность экскурсовода, экскурсионные объекты, историческое краеведение, диагностическое сопровождение, студент, профессиональное развитие.

Promotion of touristres our cesof the Ryazan region is one of the priority directions in the sphere of development of domestic and in bound tourism. This article reflects the main prospects of development of tourist-excursion potential of the Ryazan region, assesses the possibility of the iruse for the development of new tourroutes.

Keywords: tourism, excursionpotential, tourismproduct, domestictourism, professionaltourguide, sightseeingobjects, localhistory, diagnosticsupport, student, professionaldevelopment,

В настоящее время туризм выступает как перспективная отрасль экономики, так как социально - экономические позиции туризма быстро укрепляются. Начиная с 2010 года, доля туризма в мировой торговле составляет более 40% и на мировом рынке туристический продукт лидирует наравне с нефтью. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма, по исследованиям Росстата, составляет от 25% до 48%, в зависимости от региона. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса. В настоящее время используется до 10% мирового капитала. По прогнозам Всемирной туристической организации, к 2020 году Россия войдет в число 20 стран лидирующих по въездному туризму.

Продвижение туристического бренда «Рязань - березовый край» является одним из приоритетных направлений в сфере развития внутреннего и въездного туризма Рязанской области. Создание бренда является одним из первых шагов формирования имиджа территории как туристской дестинации. В настоящее время следует отметить незначительный вклад туризма в социально-экономическое развитие региона, поэтому исследование состояния регионального рынка является важной и актуальной задачей в первую очередь для представителей туриндустрии.

Целевую аудиторию посещений Рязанско области

составляют туристы в составе экскурсионных групп, индивидуальные туристы, экскурсанты, в том числе школьники, пассажиры круизных тепорходов, курсирующих ро Оке. участники культурных, спортивных и деловых мероприятий [2. с. 17].

В рязанскую область преимущественно приезжают жители Москвы и Подмосковья, Ленинградской, Воронежской, Нижегородской, Липецкой, Тульской, Тамбовской областей.

Наибольшее количество иностранных посетителей (около 20 тыс. человек в год), по данным Управления федеральной миграционной службы по Рязанской области, составляют гости из Германии, Китая. Вьетнама, США, Италии, Турции, Чехии, латвии, Франции и ряда других стран [2. с. 18]. (Приложение 1).

Повышение значимости туризма в условиях перехода к инновационной экономике обуславливает необходимость поиска принципиально новых возможностей для развития региона, выделения перспективных видов с учетом региональных особенностей, которые на основе интенсивного использования имеющегося туристского потенциала могут стать источником увеличения поступлений от туризма. Города области как туристские центры дают возможности для развития, прежде всего, познавательного, событийного, делового и культурно-

© Кулакова Н.И. © Kulakova N.I.

го туризма. Но не всегда они обладают всеми необходимыми для создания туристского продукта ресурсами, такими как историко-архитектурные и социально - культурные объекты, а также объектами туристского показа, удовлетворяющими потребности туристов.

Новизна данного направления обусловлена противоречием между наличием в Рязанской области богатейшего туристского потенциала и недостаточным его научным обоснованием и механизмом применения.

Во-первых, федеральная программа в сфере туризма не в состоянии учесть специфику российских регионов. которые отличаются чрезвычайным разнообразием традиций, ремеслами и промыслами. Во-вторых, для региона необходимо разработка собственной политики в области туризма, которая позволит самостоятельно решить широкий круг социально-экономических проблем.

С помощью туризма можно преодолеть неравномерность развития отдельных районов внутри региона за счет привлечения инвестиций, улучшения инфраструктуры. С помощью сувенирной продукции поддерживать местную промышленность, активизируя спрос на товары местных производителей. [7. с.64-68]

В документах Правительства РФ и в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» неоднократно подчеркивается необходимость проведения целенаправленной экскурсионной работы. влияющей на образовательный процесс [8. с.54]

Сегодня все образовательные организации регулярно проводят экскурсии и другие виды выездных занятий. Однако планируя занятия, педагоги не всегда имеют четкие цели и прописанный маршрут. Лица, ответственные за экскурсионные и выездные мероприятия с учащимися, как правило, при выборе туристско-экскурсионных программ исходят из личного опыта и бюджета. Это значительно снижает качество и эффективность турист-ско- экскурсионной деятельности. [3. с. 117]

Специалисты в области туриндустрии отмечают, что популярность малых городов России у иностранных туристов ничтожна мала. Исключение составляют две области: Владимирская и Ярославская, а основной поток приходится на Москву и Санкт-Петербург.

Популярность российской глубинки зависит от умелой маркетинговой политики, при которой в провинцию можно направить пусть и небольшие, но стабильные потоки туристов - любителей российской старины, истории и провинциального колорита. Для этого нужны, в первую очередь, интересные интерактивные мероприятия связанные с тем или иным местом, в одном случае, возрожденные, в другом, придуманные легенды.

На наш взгляд. Рязанская область, находящаяся в непосредственной близости от столицы, обладает огромным культурно-историческим потенциалом.

В настоящее время «Рязанским брендом» местные власти считают родину С. Есенина село Константиново. Предложение новых экскурсий, направленных и способных занять свою, пусть и небольшую нишу, будет способствовать, во-первых, привлечению туристов, а во-вторых, созданию положительного образа турист-

ской местности, носящей имя Рязанская область.

В настоящее время набирает большую популярность экскурсионное направление связанное с проектом реконструкции городища «Старая Рязань». Проект му-зеефикации городища предполагает две части: первая -это бережное строительство музейных павильонов, предусматривавших создания у туристов впечатления об уникальности городища, а так же реставрацию усадьбы местного купца Стерлигова в г. Спасск-Рязанском (недалеко от археологического заповедника). В данной усадьбе планируется построить экспозицию музея, рассказывающую не только об истории Старой Рязани, но и о самих раскопках. В новой экспозиции предполагается поместить большое количество экспонатов, найденных на городище, здесь же должна разместиться постоянная база археологической экспедиции. Для показа туристам открывают фундаменты трех каменных храмов - Успенского, Спасского и Борисоглебского соборов.

Вторая часть программы ориентирована на элементы анимации. Данное направление предполагает не созерцательное, а непосредственное участие туриста в той или иной программе. Городище Старая Рязань дает такие возможности для интерактивной формы организации одной из программ.

На городских валах планируется восстановить фрагменты деревянных укреплений с городскими воротами и подъемным мостом через ров. В проекте предусматривается восстановление древних улиц по реконструкции археологов, историков, архитекторов. Предполагается реконструировать жилища горожан с хозяйственными постройками, а также мастерские ремесленников. Работы включат в себя постройку макета мастерской, домницы для варки железа, воссоздание инструментария мастера, где ту ристы могли бы не только наблюдать за процессом изготовления ремесленных изделий, но и принять в нем участие.

В настоящее время, с использованием исторических «декораций» на территории Старой Рязани проходит театрализованное представление литературной повести «О разорении Рязани Батыем». Это позволяет всем присутствующим окунуться в печальные события 1237 года. Все эти мероприятия проходили в рамках I регионального и сто р и ко - пат р истине с ко го праздника «Старая Рязань». Городищу Старая Рязань, как экскурсионному объекту, уделяется большое внимание со стороны министерства по культу ре и туризму Рязанской области, как связующему звену героической истории Рязани с войной 1812 года и с героическими событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 года.

Современным брендом Рязани стали слова «Никто кроме нас», так как именно в Рязани находится единственное в стране училище Воздушно-десантных войск.

5 декабря 2015 года Рязани было официально присвоено звание «Город воинской доблести». Присвоение почетного звания - это вклад в дело сохранения исторической правды о великом подвиге народа во время Великой Отечественной войны и в дело воспитания

подрастающего поколения горожан на героическом примере отцов и дедов.

Ранее звание «Город воинской доблести» было присвоено городам Скопин и Михайлов. Около 70 тысяч уроженцев Рязанской земли за боевые подвиги были награждены орденами и медалями. Из них около 300 человек стали Героями Советского Союза. Данный факт стимулирует создание новых экскурсионных маршрутов направленных на патриотическое воспитание студентов и школьников, например таковым является автобусно-пешеходный маршрут «Их именами названы улицы Рязани».

Еще одним Рязанским брендом являются «космические» и просветительские идеи Н.Ф. Федорова. К.Э.Циолковского, В.Ф. Уткина. Этим землякам, открывшим дорогу к звездам, способствовавших открытию новых путей для понимания места и роли человека во вселенной, мы обязаны названием бренда «Рязанская колыбель космонавтики». В их честь воздвигнуты памятники и обеслиски, названы улицы города. Многие космонавты побывали на рязанской земле [6. с.27]

В Рязанской области насчитывается более 800 памятников архитектуры. Среди них особое место занимают усадьбы с конными дворами в селах Красном, Кирицы, поселке Старожилово. а так же исторические производственные постройки, образующие промыш-ленно - усадебные комплексны в селе Истье, поселке Гусь-Железный. Сынтул. Елатьма [9. с. 10].

Интересен для туристов и город Скопин. Им нравится наблюдать за рождением глиняных шедевров и самим участвовать вмастер - классах и интерактивных программах, реализуемых на базе фабрики «Скопинская керамика».

Большой популярностью пользуются поломниче-ские туры, их привлекают Свято -Иоанно Богословский монастырь, Солотчинский Рождества Пресвятой богородицы монастырь. Свято-успенский Вышинский монастырь.

В 2010, 2012 и 2014 году были проведены мониторинговые исследования на предмет узнаваемости экскурсионных объектов Рязанской области среди приезжающих на экскурсии туристов. Было опрошено около 500 человек.Респондентам были предложены фотографии с видами на тот или иной экскурсионный объект, нужно было назвать данный объект и сказать где он расположен. Были выбраны наиболее часто цитируемые экскурсионные объекты: Рязанский Кремль (№ 1), Музей академика И.П. Павлова (№ 2), Музей космонавтики в с. Ижевское (№ 3), Музей братьев Пироговых (№ 4) и Окский биосферный заповедник (№ 5). (Приложение 2)

Мониторинг показал, что интерес к мало известным

объектам, таким как музей братьев Пироговых, возрос посте того, как на его базе министерства по культуре туризму стали проводить «Фестиваль Малины». Почти 78% опрошенных туристов, посетивших Рязань в 2010 году родиной К.Э. Циолковского считает г. Калугу. В 2012 году, после того как страна отметила 50-е полета Ю. Гагарина в космос, на вопрос «Какая связь между Рязанской областью и Э.К. Циолковским» правильно отвечали уже более 50% респондентов.

В 2012 и 2014 годах среди жителей Рязани был проведен опрос на тему посещаемости экскурсионных объектов Рязанской области. Было опрошено 300 человек. Были выбраны следующие объекты: Рязанский Кремль (№ 1), Музей И.П. Павлова (№ 2), Минарет в Касимове (№ 3), Музей братьев Пироговых (№ 4) и Старожиловкий конезавод (№ 5). (Приложение 3)

В настоящее время экскурсия составляет важную часть образовательного процесса не только в общеобразовательной, но и высшей школе. Экскурсоводы и гиды - визитная карточка города, региона, страны. От них во многом зависит, как туристы воспринимают посещаемые места, захотят ли приехать сюда еще раз. И работа экскурсовода, являющегося здесь лицом области, играет здесь не последнюю роль. Цель дисциплины «Технология и организация экскурсионных услуг» -дать студентам теоретические и практические знания по подготовке, провидению экскурсии с любой категорией туристов [4. с.96].

Сегодня туристу мало купить просто тур и получить оплаченное обслуживание. Ему необходимо иметь возможность пользоваться дополнительными услугами, в том числе иуслугами экскурсовода [5. с.114].

В настоящее время туристические фирмы стремятся удовлетворить все запросы клиентов, предлагая новые программы обслуживания, в которых учитываются вкусы, привычки и пожелания клиентов.

Исследование туристско-экскурсионного потенциала Рязанской области предусматривает его мониторинг, систематизацию, привязку к образовательному процессу и создание на его основе программ для профессионального роста студента, методических рекомендаций для кураторов и преподавателей вузов по использованию туристско-экскурсионного потенциала Рязанской области, выдвижение на основе выявленных данных научно-обоснованных предложений по совершенствованию высшего профессионального образования.

Результаты исследования проблемы найдут свое отражение в научно-практических рекомендациях для туристических агентств Рязанской области, профессорско - преподавательского состава вузов, кураторов и учителей школ, монографии и учебных статьях.

Библиографический список

1. АксеновВ.В. Дорогамииспытаний. М.: Вече. 2009 320 с.

2. Князева U.C. ТуристическиересурсьшпотокивРязанскойобласти // Материалы 2-ймежрегиональнойнаучно-практичекойко нференциисмеждународнымучастием,29 сентября2015г. С.16-21.

3. Кулакова H.H. Экскурсионная работа как фактор стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников. Сборник материалов IV международной научно-практической конференции. Москва.2014 г. С.117 - 120.

4. Кулакова H.II. Разработка экскурсионной программы «Космические тропы Рязанского края»/ Материалы конкурсаиннова-ционных проектов преподавателей и сотрудников РГУ имени С.А. Есенина Рязань: РГУим. С-А. Есенина, 2012 С. 27 - 31.

5. Кулакова Н.И. Экскурсионная деятельность студентов как одна из форм подготовки профессионалов туриндустрии» / Материалы II Международной научно-практической конференции «Образование и наука в современных условиях» Чебоксары, 2015. С. 96- 100.

6. КулаковаН.П. Экскурсиякакоднаизформорганизацииучебнойдеятельностистудентов/МатериальйУВсероссийскойнаучно-пракгическойконференции. Воронеж, 2013. С.112 - 120.

7. Кулакова Н.П., Новицкая А.С. Перспективы развития туристско-экскурсионного потенциала Рязанской области. // Материалы 2-й межрегиональнойнаучно-практичекой конференции с международным участием, 29 сентября 2015 г. С. 64 - 68.

8. Распоряжение правительства РФ от 31 мая 2014 года № 941-р «Об утверждении развития туризма в Российской Федерациидо 2020 года» 115 с.

9. Туристический кластер «Рязанский» [Электронный ресурс]: официальный туристический портал Рязанской области. -Режим flocTyna:http://ryazaiitourism.ra/forinvestors/claster

References

1. Aksenov V. V. On the way of testing. Moscow: Veche. 2009. 320 p.

2. Knyazeva I. S. Tourism resources and flows in the Ryazan region// Proceedings 2of nd inter-regional scientific-practical conference with international participation, September 29, 2015. Pp. 16-21.

3. Kulakova N.I. Excursions as a factor of stimulating of educational-cognitive activity of students. Proceedings of the IV international scientific-practical conference. Moscow. 2014. Pp. 117 - 120.

4. Kulakova N.I. Excursion activity of students as a form of preparation of professionals of tourist industry" / Materials of the II International scientific-practical conference "Education and science in modem conditions" Cheboksary, 2015. Pp. 96 - 100.

5. Kulakova N.I. Tour as a form of organization of educational activity of students/ Materials of IV all-Russian scientific-practical conference Voronezh, 2013. Pp. 112 - 120.

6. Kulakova N.I. Development of the excursion program "Cosmic trails of the Ryazan region'YMaterials of the contest of innovative projects of teachers and staff of RSU named afer S. A. Yessenin - Ryazan: RSU them. For S. A. Yessenin, 2012. Pp. 27 - 31.

7. Kulakova N.I., Novitskaya A. S. Prospects of development of tourist-excursion potential of the Ryazan region. // Proceedings of the II Inter-regional scientific-practical conference with international participation, September 29,2015. Pp. 64 - 68.

8. The decree of the RF government of 31 May 2014 № 941-R «On approval of the tourism development in the Russian Federation until 2020» Pp. 115

9. Tourism cluster «Ryazan» [Electronic resource]: official tourist portal of the Ryazan region. - Mode of access:

Приложение 1. Структу pa in рпогока в Рязанскую область в 2015 году

1 5% ч% 10% '"-V4, ^^^^ познавательный тур И IM ■ Лечебно-оздоровительный ^В туризм

■ Активный гуризм

А

В 15% ж 60% ВВ ■ профессионал ыно-^^Г деловой туризм

Я Кг ЛИ1 ИОЗ'НО- поломнический туризм

Приложение 3. Результаты могниторинга посещаемости экскурсионных объектов в Рязанской области

□ 20LZ

□ 201.4

№1

№2

№3

№4

№5

Приложение 2. Результаты мониторинга у знаваемости экскурсионных объектов в Рязанской области

100 1 90 80 -\ 70 60 50

40 -| 30 20 10 0

□ 2010 □ 2012 □ 2014

№1

№2

№3

№4

№5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.