Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

МАРКЕТИНГ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ / МАРКЕТИНГ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костенников Андрей Иванович

На данном этапе развития экономики, регионы вступают в достаточно сильную конкуренцию за приток рабочей силы, инвестиций, за открытие экологически безопасных производств на своей территории, все более острой проблемой становится улучшение имиджа той или иной территории. В данном случае инструментом решения обозначенных проблем выступает такой фактор, как маркетинг инфраструктуры. В статье обосновывается идея о том, что в современных условиях муниципальный маркетинг является действенным инструментом реализации программ социально-экономического развития локальных территорий; обозначены основные субъекты муниципального маркетинга, сформулированы его ключевые задачи, функции и принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE MARKETING AS ONE OF THE FACTORS OF DEVELOPMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF MUNICIPALITIES

At this stage of economic development, the regions are entering into a fairly strong competition for the influx of labor, investment, and the opening of environmentally friendly industries on their territory, and improving the image of a particular territory is becoming an increasingly acute problem. In this case, such a factor as infrastructure marketing acts as a tool for solving these problems. The article substantiates the idea that in modern conditions municipal marketing is an effective tool for implementing programs of socio-economic development of local territories; the main subjects of municipal marketing are identified, its key tasks, functions and principles are formulated.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

суда per вен ной статистики по Рязанской области. - Рязань: Рязаньстат, 2021. - URL: http:// Übrary.rsu.edu.ru/marc/Defauitasp/üiaTa обращения 22.09.2022).

5. Городские округа и муниципальные районы Рязанской области: статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Рязанской области. - Рязань: Рязаньстат, 2022. - URL: http:// I i Ьга г у. rs и. edu.ru/marc/De fault.а sp/Сдата обращения 18.11.2022)

6. Касимовский. Создание ту ристс к о- рекреационного кластера. - URL: https://td-osz.rn > good-luck ; turistsko-rekreacionnyi (Дата обращения 20. 09 2022 Г.)

7. Карвицкая Г.В., Эфендиев У.Н. Значение маркетинговых исследований для развития регионально туризма // Маркетинг и маркетинговые исследования - 2022. - №3. - С 248-256.8.

8. Печаткин ß. В. Инвестиционно-инновационное развитие регионов России: ключевые проблемы и направления их решения. // Экономическое возрождение России - 2013. - N»3 (37). - €.75-78,

INFRASTRUCTURE MARKETING AS ONE OF THE FACTORS OF DEVELOPMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF MUNICIPALITIES

Kostennikov Andrej tvanovich, Applicant, Department of Management and Marketing, Belgorod State National Research University, Belgorod

At this stage of economic development, the regions are entering into a fairly strong competition for the influx of labor, investment, and the opening of environmentally friendly industries on their territory, and improving the image of a particular territory is becoming an increasingly acute problem. In this case, such a factot as infrastructure marketing acts as a tool for solving these problems. The anide substantiates the idea that in modern conditions municipal marketing is an effective tool for implementing programs of socio-economic development of local territories; the main subjects of municipal marketing are identified, its key tasks, functions and principles ate formulated.

Keywords; territory marketing; infrastructure marketing; territorial development; marketing tools; municipal formation; socio-economic development of the region.

DO I 10.24923/2222-243X.2022-45.12

УДК 336,1 +339.138 ВАК РФ 5.2.3

& Косгенников AM, 2022

МАРКЕТИНГ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

На данном этане развития экономики, регионы вступают в достаточно сильную конкуренцию за приток рабочей сипы, инвестиций, за открытие экологически безопасных производств на своей территории, все более острой проблемой становится улучшение имиджа той или иной территории. В данном случае инструментом решений обозначенных проблем выступает такой фактор, как маркетинг инфраструктуры. В статье обосновывается идея о том, что в современных условиях муниципальный маркетинг является действенным инструментом реализации программ социально-экономического развития локальных территорий; обозначены основные субъекты муниципального маркетинга, сформулированы его ключевые задачи, функции и принципы. Ключевые слова; маркетинг территории; маркетинг инфраструктуры; территориальное развитие; маркетинговые инструменты; муниципальное образование; социально-экономическое развитие региона.

КОСТЕННИКОВ Андрей Иванович, соискатель кафедры Менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный национальный исследова тельский университет, Белгород

Введение

В современных условиях территории городов федерального значения, сельских или городских поселений, городские округа или муниципальные районы, несмотря на то, что являются объектами управления "на местах", выступают также и в качестве равноправных субъектов рыночных отношений. Они конкурируют друг с другом за привлечение рабочей силы, туристов, инвестиции, за субвенции со стороны государства. Актуальность проблемы определяется, в частности, реализацией Федерального закона №131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В этой связи остро стоит задача, решение которой позволит добиться повы-

шения эффективности и результативности управления на муниципальном уровне.

Современная концепция территориального управления строится на принципах маркетингового подхода и опирается на использование рыночных инструментов в управления инфраструктурным развитием муниципальных образований (МО). Муниципальное управление призвано создавать необходимые и достаточные условия для формирования, развития и реализации потенциала личности, домохо-зяйств, предпринимательства, муниципального хозяйства и так далее, адекватно при этом реагируя на изменения внутренних факторов, развивая собственный потенциал муниципалитета, нивелируя последствия своих слабых сторон, учитывая угрозы и возможности, исходящие из внешнего окружения. Маркетинг инфраструктуры можно представить как вид маркетинга территории, целью которого является повышение степени цивилизованности проживания местного населения, развития бизнес-среды и системы хозяйствования на данной территории как долгосрочного конкурентного преимущества территории.

Методы

В связи с постоянной конкуренцией в борьбе за помощь и поддержку от вышестоящих уровней власти, за кадры, ресурсы и инвесторов органы власти на местном уровне все чаще прибегают к маркетингу как к действенному инструменту управления локацией и ее инфраструктурным развитием. 8 некоторых научных работах можно увидеть утверждение, что в основу маркетинга территории заложен классический маркетинг товаров и услуг, поэтому его можно применять без учета специфики территории, но это не так. Для более полного понимания особенностей применения территориального маркетинга на уровне муниципального управления необходимо понимать его специфику.

Существует множество подходов к определению "маркетинга территорий". Это словосочетание считается основным в вопросе актуализации позиционирования и продвижения муниципального образования. При этом в зависимости от рассматриваемой территории, данное понятие можно конкретизировать. Так, Филип Котлер, известный во всем мире экономист и маркетолог, основоположник маркетинга территорий, определяет его как "инструмент стратегического развития территории и наиболее комплексного решения её проблем, а его предназначение -усиление способности адаптации территориального сооб-

щества к рыночным изменениям, наращивание возможностей, увеличение жизненной силы сообщества (а не только улучшение имиджа и продвижение территории)". По его мнению, стратегическое планирование должно осуществляться совместно с жителями, представителями бизнеса и органами местного самоуправления территории.

Основатель Гильдии маркетологов в России, теоретик и инноватор маркетинга А.П. Панкрухин уточнил важную особенность: "Маркетинг территорий - это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также тех внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория".

В силу того, что понятие "территории" достаточно широкое: это может быть страна, регион, местность, в отечественных публикациях обособляется понятие "муниципального маркетинга". Так, в частности, под которым понимают "систему управления, направленную на изучение и учет спроса, предложений и требований рынка для более обоснованной ориентации органов местной власти на удовлетворение потребностей жителей муниципального образования в товарах и услугах промышленной и непроизводственной сферы" [1 ]

Проанализировав смысловое содержание категории "маркетинг территорий", можно сказать, что во всех рассмотренных случаях, несмотря на разность в определениях, речь идет о принятии конкретных мер для удовлетворения потребностей жителей и остальных заинтересованных сторон по обеспечению комплексного развития территории с учетом ее специфики с помощью формирования комфортной среды для жизни и ведения предпринимательской деятельности.

При применении инструментов маркетинга муниципального образования необходимо учитывать интересующихся территорией субъектов, причем как внутренних, так и внешних. Внутренние субъекты территории нацелены на благоприятное развитие места своей жизнедеятельности и бизнес среды, так как именно от этого зависит и их личное благосостояние. Что же касается внешних субъектов (пользователей инфраструктуры муниципального образования), то они заинтересованы в развитии территории исключительно для того, чтобы иметь выгоду, в том числе как возможность "вывезти" за пределы данной территории часть этого благополучия: природные и интеллектуальные ресурсы, продукты труда дешевой рабочей силы, возможности реализации финансовых средств и др.

Обсуждение

Смысловое отображение и комплексность понятия "маркетинг инфраструктуры" (МИ) как фактора развития конкурентных преимуществ муниципальных образований может быть раскрыто следующим образом (рис. 1):

МИ как продуктивная форма интеграции запросов и интересов субъектов систему маркетинга территорий ориентированных нэ реализацию собственных интересов, связанных с производительным и эффективным использованием человеческого потенциале муниципального

образования. 5 том чиспе е части привлечения дефицитных факторов и ресурсов

НИ как концепция конкурентного позиционирования муниципального образования в борьбе за получение преимуществ ресурсного характера, связанных с привлечением и удержанием вы с о ко мобильных и высокопроизводительных трудовых и предпринимательских ресурсов

ММ как специализированный целевой инструментарий, способный обеспечить активизацию региональной инвестиционно-инфраструктурной деятельности, а также ее использование в стимулировании трудовых, предпринимательских и демографических процессов на уровне

муниципалитета

МИ в составе системы стратегического управления региональной экономикой, подразумевающий привлечение и использование внешних для муниципального образования ресурсов всех видов в первую очередь человеческих на основе формирования и продвижения имиджа территории как нематериального маркетингового актива

МИ как инициация, продвижение и сопровождение региональных инвестиционно-инфраструктурных инициатив социальной направленности как ключевого компонента инвестиционного портфеля муниципального образования

МИ как использование факта их наличия и использования как элемента конкурентного

позиционирования имиджа муниципалитета направленного на инициацию потребительского

поведения субъектов маркетинга территорий - домохозяйств - резидентов и потенциальных

мигрантов

Рисунок 1 ■ Комплексность понятия инфраструктуры" [2]

маркетинг

Рассматривая отечественную практику управления социально-экономическим развитием муниципальных образований, можно заметить, что в основном всё сводится к выполнению следующих функций:

- планирование достижения важных показателей для развития территории;

- организация деятельности, мотивация и координация органов власти для достижения поставленных целей;

- контроль за эффективностью реализации запланированных мероприятий в рамках развития инфраструктурных компонентов территории.

Тем не менее, рыночная экономика внесла в эту последовательность действий некоторые коррективы. Теперь для успешного функционирования территории необходимо учитывать как внутренние потребности, так и перспективные тенденции развития рассматриваемого места. Местное население, общественные организации, государство, предприятия и инвесторы оказывают существенное влияние на дальнейшее существование локальной территории. Именно поэтому маркетинг территорий, как креативная и результативная технология муниципального управления, в

последнее время стал пользоваться особой популярностью среди глав муниципальных образований.

Пользователями инфраструктуры муниципальных образований выступают многочисленные субъекты, которых можно условно объединить в укрупненные группы участников (рис. 2). Из-за разницы внутренних и внешних интересов возникает необходимость и в разных подходах к каждому из субъектов.

Каждый из выше представленных субъектов имеет свои экономические интересы на конкретной территории: для жизни, для ведения бизнеса, для целей туризма,получения образования и других инициатив. Поэтому руководству муниципальных образований важно регулярно анализировать эти цели для того, чтобы понимать, в каком направлении необходимо работать и за счет чего развивать имеющуюся инфраструктуру.

Субъекты маркетинга территорий

_Т ~

Основные

"Соучастники"

Л

Производители Покупатели и

и поставщики потребители

товаров работ товэроЕ

и услуг работ и услуг

Огргэны власти

.

СМИ

Общественность

Рисунок 2 - Пользователи инфраструктуры муниципальных образований

В качестве объектов муниципального маркетинга выступают многие "организационные моменты", которые можно обособить в следующие инфраструктурные блоки (рис.3).

проблемы социально-экономического развития муниципальных образований

возможные сценарии социально-экономического развился муниципальных образований

поиск рыча го е правового воздействия на процесс привлечения инвестиции в муниципальные образования

Рисунок 3 - Объекты муниципального маркетинга

К числу ключевых задач муниципального маркетинга можно отнести следующие - на рисунке 4.

Для того чтобы обозначенные задачи муниципального маркетинга были успешно решены, необходима реализация ниже представленных функций (рис 5).

обеспечение роста результативности оказания муниципальных услуг и реализации программ муниципального развития

формирование научных основ для выработки стратегии н тактических действий по управлению муниципальным образованием согласно потребностям его граждан

обеспечение массовой поддержки населения органами МО. организация роста доверия к политике муниципальных власгай и активного участия населения в реализации

муниципальных программ____

формирование ими джэ муниципального образов э ни я и органов муниципального

управления

формирование инвестиционного логенциэпэ муниципального образования

оптимизация управ пен час ко го процесса муниципальным образованием и так дапее

Рисунок 4 - Ключевые задачи муниципального маркетинга [3]

аналитическая

■ анализ рыночных возможностей те рейтер пи изучение ее маркетинговой среды, оценка конкурентоспособности, анализ «троса на собственные ресурсы, сегментирование рынка потребителей вувоц целевых сегментов и имици о ни ро ва ни е retip итори и на рынке «мест»

организационная

• стратегическое планированиа развитиитерритории муниципагьного образования формирование плана мероприятий в соответствии с результатами маркетинговых исследований, атаоквйснтрогъ за их реализацией

/правленческая

■ реализация ппана маркетинга, учитывая территориальный продукт ассортимент, количествен качество ресурсов территории), его цену распределение (географическое положение территории, тр а импортное согощечие современные ИТ) продвижение (рекламная и PR кампании)

информационная

■ формирование системы маркетиковы* коммуникаций между различными с.вьектэмт маркетинга территорий муницилальногооЭДэзовэния

озшестбеннэя

• развитие территории муниципального образования, повышение значимости ее роли е регионэ. улучшение качества жизни населения муниципалитета

Рисунок 5 ■ Функции маркетингового инструментария для развития инфраструктуры муниципального образования

Реализация данных функций должна осуществляться исходя из соблюдения следующих принципиальных положений (рис. б).

Принципы

* осуществление тщательного учета потребностей населения муниципального образования функционирующих на его территории хозяйствующих субъектов внешних потребителей

■осуществление сбора сведений относительно динамики состояния муниципального рынка ■учет интересов государства в отношении развития муниципального образования ■формирование условии обеспечивающих адагттацию муниципальной экономики квнешней среде

• создание привлекательного имиджа муниципального образования и лоббирование его интересов на федеральном региональном и муниципальном уровнях

Практическая реализация принципов муниципального маркетинга позволяет' ■ отразить специфику методов маркетинга для конкретной территории:

•предусмотреть ориентацию упраепяющей подсистемы при решении любых задач на внешних и внутренних логребитепей.

-обеспечить достижение долгосрочной цепи социально-экономического развития муниципального образования

Рисунок 6 - Основополагающие принципы муниципального маркетинга и значение соответствия им

Муниципальный маркетинг в зависимости от сферы его осуществления можно условно разделить на две основные разновидности: тот маркетинг, который реализуется на террито-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рии муниципального образования и за его пределами, а также тот, который осуществляется только на территории конкретного муниципального образования (рис. /). Эти два типа муниципального маркетинга имеют несколько отличающуюся направленность воздействия на конечных пользователей инфраструктурных преимуществ муниципального образования. — Как мы видим, маркетинг инфраструктуры муниципальных образований можно рассматривать как достаточно сложную, но в то же время достаточно эффективную систему и рыночный механизм со своим набором функций, задач, принципов, методов. В целом он представляет собой процесс управления развитием территории муниципального образования, которая в свою очередь включает в себя следующую последовательность мероприятий:

- анализ возможностей рынка;

- выбор конкретных рынков, на которые непосредственно будет направлен маркетинг;

- разработка маркетинговой стратегии;

- реализация маркетинговой стратегии;

- мониторинг за исполнением маркетинговой стратегии.

Необходимо также отметить, что маркетинг территорий муниципального образования представляет собой циклическую модель последовательных следующих действий (рис. 8),

Подход к рассмотрению и восприятию территориального маркетинга как цикла наиболее логичен, так как, по сути, он представляет собой комплекс возобновляющихся процессов, где каждый шаг основывается на предыдущем и должен быть подкреплен соответствующим набором ресурсов и компетенций ответственных за развитие инфраструктуры МО органов.

Г\!

г\; О

Г\! _Й Cl иэ

со

^

ф

о г

S

75

1. Осуществляется на территории муниципального образования и за его пределами

•Ориентирован на внешних субъектов, призван формировать опрос на ресурсный потенциал муниципалитета, привлечение инвестиций квалифицированных кадров, потребителей туристических услуги так далее Призван обеспечивать формирование положительного имиджа МО и его продвижение, обеспечивать развитие зтого муниципального образования в интересах его населения.

2 Маркетинг осуществляемый только на территории муниципального образования

■Данный вид деятельности направлен на обеспечение становления и развития на территории муниципального образования цивилизованных рыночных отношений, маркетингового подхода к использованию инфраструктурных преимуществ муниципального образования

Рисунок 7 - Подвиды муниципального маркетинга

Определение целей муниципального маркетинга Проведение

маркетинговых исследований

Формирование Определение

внешних и параметров

внутренних те ppiTrapn аль но го

потребностей продукта

Разработка Разработка Ситуационный Планирование действий для продвижения на рынке

концелции развития стратегии маркетинга —? анализ позиционирования

Рисунок 8 - Циклическая модель муниципального маркетинга [4]

При реализации действий, входящих в циклическую модель, важным моментом является проведение ЗУТОТ-анализа муниципального образования, который предусматривает последовательное прохождение 4 этапов (рис. 9):

1. Осуществление свора сведений относительно социапьно-зкономдаескою состояния муниципального образования и процессов, которые протекают на ею территории

2 Осуществление построения матрицы SWOT-анэпиза в разрезе слабы< и сильны*сторон муниципального oí рэзоеэния. ею возможностей и угроз

вательные, культурные, медицинские, туристические учреждения и другие. Все они заинтересованы в привлечении "потребителей" на территорию и в максимальном их удержании за счет увеличения уровня лояльности и приверженности.

Применение маркетинга территории в местном управлении основывается на том, что социально-экономическое развитие муниципального образования осуществляется за счет повышения привлекательности территории в целом, развития отдельных ее сегментов, таких как природно-ресурсный, финансовый, трудовой, культурный, инвестиционный, инфраструктурный потенциал и так далее. Можно сказать, что маркетинг территорий представляет собой достаточно сложный комплексный процесс, направленный на развитие конкурентных, а главное уникальных преимуществ для создания благоприятного образа территории.

3 Выявление отЕета на то. какие факторы обладаюттенденциям и взаимного у сил ения: сочетание сильных сторон и возможностей развития МО; сочетание сильных сторон и гроз для развития МО; сочетание ела6ых сторон« возможности развития 1.10: сочетание слабых сторон и -грозы развития МО

4. Еыявление возможных зон стратегического развития МО. Осуществляется аосграгироЕзниеогзон взаимной нейтрализации выявляются факторы имеющи^уизкуй вероятность реализации В отношении взаимод :.'.г,'зз.-;"_-;!х и вэаимоосла_бляоиишйакгоров разрабатываются меры реализации

Рисунок 9 - Этапы проведения ЗШОТ-анализа муниципального образования

На основе результатов БУТОТ-анализа разрабатывается стратегия маркетинга инфраструктуры, и в случае ее успешной реализации может быть получен запланированный социально-экономический эффект для муниципального образования. Немаловажным при использовании маркетинговой стратегии в управлении развитием муниципального образования является ориентация на определенные целевые рынки: жителей территории, приезжих, внешние рынки, отрасли экономики, инвесторов и т.д. При изучении участников рынка важно знать не только о покупателях, но и продавцах территориального продукта. Это могут быть: органы местного самоуправления, представители бизнеса, общественных организаций, местные СМИ, образо-

Результаты Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации по состоянию на 1 января 2022 г. представлено на рисунке 10. Очевидно, что в нашей стране достаточно большое количество муниципальных образований в каждом федеральном округе - 19675 единиц. Обязательными атрибутами каждого муниципального образования являются принадлежащая только ему муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления; присущие лишь этому муниципалитету инфраструктура, ресурсы, возможности, уникальное торговое предложение и своя целевая аудитория. Увеличить число лояльных пользователей инфраструктуры конкретного муниципального образования возможно и целесообразно за счет умелого применения маркетингового инструментария.

По нашему мнению, при управлении развитием муниципального образования необходимо определение оптимального, а именно

необходимого и достаточного набора функций территориальной маркетинговой инфраструктуры, которая перераспределяется среди организаций разных форм собственности и отраслевой принадлежности, среди населения и

Заключение

Подводя итог сказанному отметим, что маркетинг инфраструктуры - это вид маркетинга территории, цель которого заключается в повышении цивилизованности проживания, в повышении качества жизни населения, в росте притягательности территории для бизнеса. Достижение вышеуказанной цели должно рассматриваться, с одной стороны, как долгосрочное конкурентное преимущество территории, а с другой - какзакрепленная уникальная ценность последней. Мы придерживаемся мнения, что успешность маркетинга инфраструктуры определяет привлекательность имиджа территории, обеспечивает её устойчивость, привлекает внешние инвестиции, наращивает хозяйственный потенциал, укрепляет интеграционные и кооперационные связи, расширяет зону трансляции региональных достижений и инициатив. Иными словами, на территории должно быть удобно жить, цивилизованно работать и развиваться.

В настоящее время маркетинг инфраструктуры является достаточноперспективной и все чаще используемой концепцией маркетинга территорий (страны, региона, муниципального образования), которая ориентирована на создание стратегических конкурентных преимуществ и их монетизацию на основе фор-

органов местной власти. Устойчивое улучшение качества жизни, хозяйствования и экономической активности будут способствовать развитию территории и улучшению ее имиджа и инвестиционной привлекательности.

мирования и использования в экономике территории высокопроизводительного человеческого и предпринимательского капитала, способного внести положительный вклад в ее развитие. Территории, заинтересованные в поступательном и устойчивом социально-экономическом развитии, могут и должны использовать инструментарий маркетинга инфраструктуры для актуализации своего ресурсного потенциала и прорывного роста показателей функционирования региональных экономических систем.

Литература:

1. Kazakov М., Giadiíin V., Mirokhina A., Drannikova Е„ Narozhnaya G. System diagnostics and monitoring of socio-economic and tourist potential of peripheral territories of the region // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. T, 9. № 2 (26). - C. 283-290.

2. Iludenko V.A., Popova T.S., Udovik E.E. inctionmg of HCC: industry dynamics and state support for activities for the sustainable development of the regions of the Russian Federation // В сборнике: Cooperation and Sustainable Development. Conference proceedings. Cham, 2022.-C. 1509-1515.

3. Анохин E.8. Роль и значение муниципального маркетинга в развитии российских городов // Проблемный анализ и государстеенно-управленческое проектирование. - 2013. - Т. 6, - № 6. - С. 137 145. - EDN RTHILR.

4. Боталова М.Е. Использование социально-инф-раструктурных возможностей региона в марке-

Таблица - Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации [22]

Муниципальные образования

Всего в том числе

Муниципальные Муниципальные Городские округа Городские округа с внутригородским Внутригородские районы Внутригородская Городские поселения Сельские поселе-

районы округа делением территория города федерального значения ния

Российская 19675 1544 180 608 4 23 267 1307 15742

Федерация

Центральный федеральный 3902 343 20 140 146 331 2922

округ

Северо-Западный федеральный 1319 133 28 38 111 188 821

округ

Южный 1972 157 42 10 96 1667

федеральный

округ

Северо-Кавказский 1417 ВВ 16 за 1 3 28 1242

федеральный

округ

Приволжский федеральный 4886 346 71 102 2 13 266 4086

округ

Уральский федеральный 1196 В4 8 110 1 7 69 917

округ

Сибирский федеральный 3145 246 20 71 160 3145

округ

Дальневосточный федеральный 1838 147 17 66 169 1439

округ

тинговом позиционировании и продвижении территории Белгородской области // Экономика и предпринимательство. - 2021, - № 7 (132). -С 376-386.

5. Боталова М.Е. Исследование эффективности маркетиигово-функциональмого сопровождения проектов реновации и создания новых социаль-н о-и н фра структурных мощностей е Бея юроде кой области // Экономика и предпринимательство. -2021. - № 7 (132). - С 998-1006.

6. Боталова М.Е. Обоснование методов развития социальной инфраструктуры в контексте задачи выравнивания региональной дифференциации / /Экономические исследования.-2018.- № 1. - С. 2.

7. Боталова М. Е. Инструментарий маркетинга инфраструктуры и Возможности его модернизации: основные формы, специфика и эффективность / М. Е. Богалова // Экономические науки. - 2021. -№200. - С. 32-42. - D0! 10.14451/1.200,32. - EDN QBJ0XN.

8. Воронов A.A., Гарьковенко В.Э., Каминская Е.А. Пути мобилизации институционального фактора малого и среднего бизнеса в развитии РЭС Краснодарского края // Экономика устойчивого развития. - 2018. - № 3 (35). - С 229-239,

9. Воронов A.A., Глухих Л.В., Сенюк С.А. Организа ция воспроизводственного процесса основных производственных фондов {на примере Краснодарского края) // Практический маркетинг. - 2008. - N" 5 (135).-С 8-19.

10. Воронов A.A., Ерок АД, Штезель А.Ю. Локальные рынки: маркетинг и стратегия. - Краснодар, ККИ РУК, 2019.- 161 с.

11. Казаков М.Ю. Барьеры в...коридорах власти особенности взаимодействия бизнеса и власти на современном этапе // Российское предпринима тельство. - 2008. - № 2-1. - С. 34-41.

12. Казаков М.Ю. Инфраструктурное обеспечение пространственного развития территорий реги она в координатах модели "центр-периферия" // Экономика и предпринимательство. - 2013. - Na 1 (30).-С. 96-100.

13. Карашш В.Э. Малый и средний бизнес как значимый институциональный фактор развития эко-

номических систем современных российских регионов // Экономика устойчивого развития, -2019.-№М (37). - С 150-155.

14. Каргашов К.А., Макаренко А.И., Гарьковенко 83. Малый и средний бизнес Краснодарского края: экономико-правовые аспекты // Экономика устойчивого развития. - 201 jfe- N» 2 (34). -С. 158-165.

15. Л а и pu ней ко Н. А. Формирование и оценка региональной инвестиционной политики / H.A. Лав рииенко, Н. А. Монахова, Т. С. Степченко // Экономика устойчивого развития. - 2018. - №1(33). -С 145-156. - EDN YVETIW.

16. Ломовцева O.A., Тхориков Б.А. Методологические аспекты реализации мониторинга s системе индикативного управления организациями социальной сферы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология.-2017.-Т. 19,- №2 (39).-С. 76-87.

17. Ломовцева O.A., Тхориков Б.А. Смена парадигмы лидерства - морально-этические вызовы современности // Инновационное управление персоналом: сб. материалов кадрового форума. -2019.-С. 52-58.

18. Ломовцева O.A., Тхориков Б.А., Герасименко O.A. Стратегическое предпринимательство: стар-тап на платформе социальной ценности продукта // Вестник МГПУ. Серия: Экономика, - 2020. -N-1 (23). - С. 47-62.

19. Маркетинг в России на рубеже веков: реалии, проблемы, перспективы / С.М. Гзиус, C.H. Рындин, Е.С. Алехина и др. - М.: Дашков и К, 2011. - 328 с.

20. Степченко Т.С. Аспекты восприятия обществен ностью процессов развития атомной энергетики (на примере "РОАЭС") // Практический маркетинг.

- 2014. - № 7 (209). - С. 35-40.

21. Управление территориями в конкурентной рыночной среде : учебное пособие / В.А. Руденко, Т.С. Попова, П.В. Горлачев [и др.]. - Краснодар : Индивидуальный предприниматель Кабанов Виктор Болеславович (Издательство "Новация"), 2021.

- 270 С. - ISBN 978-5-00179-056-3, - EDN FR LUT,

22. https://rosstat.gov.ru/opendata/7708234640-rtu mberofm un i cl pa litîes 2021 /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

NEW AND CHANGES IN ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING IN2023 Megaeva Svetlana Vladimimvna, PhD of Economics, Associate Professor Bratkova Valeria Valentinovna, PhD of Sociological sciences, Associate Professor

North-Caucasus Institute (branch), Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Pyatigorsk

Loseva Alia Sergeevna, Associate Professor, Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk

The purpose of the study is to consider the main changes in accounting and tax legislation that will come into force on January 1, 2023. The scientific novelty lies in assessing the impact of the main changes in the field of accounting and tax accounting on the organization of the accounting process and the formation of accounting policies of organizations. Based on the results of the study, FS8U 14/2022 mis considered, which will come into effect from the reporting for 2024, but organizations can apply it earlier; amendments to budget accounting, as well as changes in the tax accounting of organizations related to the formation of the tax base for income tax, value added tax, property tax, personal income tax, insurance premiums are analyzed, changes are considered within the framework of special tax regimes.

Keywords; intangible assets; electronic document management; income tax; value added tax; insurance premiums; persona! income tax; property tax; land tax.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.