Научная статья на тему 'Маркетинг территорий как современная концепция управления развитием муниципальных образований'

Маркетинг территорий как современная концепция управления развитием муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2151
1126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ / ПОТРЕБИТЕЛИ ТЕРРИТОРИИ / ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ / ФЛАГМАНСКИЕ ПРОЕКТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ МЕГАСОБЫТИЙ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ / MARKETING OF TERRITORIES / CONSUMERS OF TERRITORY / TOOLS OF MARKETING OF TERRITORIES / TERRITORIAL BRANDING / FLAGSHIP PROJECTS / ORGANIZATION OF MEGA-EVENTS / TERRITORIAL STRATEGIC MARKETING PLAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пфайфер Марина Риядовна

Рассмотрены аналитические и прикладные инструменты маркетинга территорий, которые могут быть использованы в решении проблем социально-экономического развития муниципальных образований органами местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Territorial Marketing as a Modern Concept of Municipalities' Development Management

This article examines the analytical and practical tools of territorial marketing which can be used in solving problems of the socio-economic development of the municipal local governments.

Текст научной работы на тему «Маркетинг территорий как современная концепция управления развитием муниципальных образований»

ББК 65.050.23

М.Р. Пфайфер

Маркетинг территорий как современная концепция управления развитием муниципальных образований

M.R. Pfaifer

Territorial Marketing as a Modern Concept of Municipalities’ Development Management

Рассмотрены аналитические и прикладные инструменты маркетинга территорий, которые могут быть использованы в решении проблем социально-экономического развития муниципальных образований органами местного самоуправления.

Ключевые слова маркетинг территорий, потребители территории, инструменты маркетинга территорий, территориальный брендинг, флагманские проекты, организация мегасобытий, стратегический маркетинговый план развития территории.

This article examines the analytical and practical tools of territorial marketing which can be used in solving problems of the socio-economic development of the municipal local governments.

Key words: marketing of territories, consumers of territory, tools of marketing of territories, territorial branding, flagship projects, organization of mega-events, territorial strategic marketing plan.

Современный этап развития муниципальных образований характеризуется отсутствием централизованного планирования и финансирования [1]. Другими словами, социально-экономическое развитие муниципального образования зависит только от инициативы его населения, хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления. Создание комфортных условий для жизни и обеспечение конкурентоспособности территории муниципального образования в глазах целевых групп потребителей должно стать важной задачей руководителей органов местного самоуправления, которую можно решить, используя инструментарий маркетинга территорий.

Профессор А.П. Панкрухин под маркетингом территории понимает «маркетинг, осуществляемый в интересах территории, ее внутренних и внешних субъектов, во внимании которых заинтересована данная территория» [2].

Для реализации маркетинга территорий, согласно мнению Ф. Котлера, нужно: принять маркетинговую политику и ее технологии местным сообществом; создать и управлять имиджем территории, учитывая ее специфические и уникальные характеристики. Кроме того, важно обеспечить эффективное взаимодействие между руководителями органов местного самоуправления, резидентами и бизнесом, а также наличие специализированной службы по продвижению территории, имеющей своих компетентных специалистов [3].

К мнению Ф. Котлера целесообразно добавить, что эффективно реализовать принципы территори-

ального маркетинга возможно при наличии ресурсного потенциала и финансовой поддержки местными предприятиями, исследовании рынка во внешней и внутренней среде территории, сегментации целевых потребителей, а также при измерении и оценке влияния маркетинговой политики на социально-экономическое развитие территории.

Российские города вступают в эпоху жесткой конкуренции между собой за трудовые ресурсы, инвестиции, предпринимателей, что невозможно без саморекламы, позиционирования в информационном пространстве, без конструирования привлекательного имиджа и положительной репутации. Всем вышеперечисленным можно управлять только с помощью маркетинга территорий.

В настоящее время можно привести в пример 10-15 российских городов, для которых маркетинг территорий становится идеологией развития [4]. Среди этих пионеров маркетинга есть два явных лидера, которые исключительно благодаря маркетинговым технологиям стали одними из самых популярных и привлекательных городов России - Великий Устюг и Мышкин.

Великий Устюг - это, как известно, «родина и официальная резиденция Деда Мороза», благодаря чему в зимний сезон приток туристов в город быстро растет

Основная маркетинговая идея Мышкина заимствована из его названия. Кампания по продвижению города началась с создания Музея Мыши - единственного в мире, что вскоре позволило горожанам провозгласить свой город «Мировой столицей Мыши». Турист-

ская привлекательность города за 2-3 года выросла в несколько раз. Позднее новым символом Мышкина объявлены валенки (открыт соответствующий музей, наряду с другими десятью музеями, действующими в городе). Летом 2008 г. в Мышкине состоялась XI международная конференция биологов - специалистов по грызунам.

В 2007 г. был организован первый в истории новой России проект, когда федеральное правительство занялось маркетингом одного конкретного города. Речь

идет о продвижении Сочи в качестве столицы зимних Олимпийских игр 2014 г.

Маркетинг территорий на уровне муниципального образования ценен не сам по себе, а как инструмент решения конкретных городских проблем. В представленной таблице систематизированы инструменты маркетинга территорий применительно к вопросам местного значения, использование которых позволит повысить эффективность деятельности руководителей органов местного самоуправления.

Инструменты маркетинга территорий в решении проблем социально-экономического развития

муниципального образования

Группы вопросов местного значения Инструменты маркетинга территорий

Инфраструктурное обеспечение и предоставление услуг населению (утверждение генеральных планов, схем территориального планирования: электро-, газо-, тепло- и водоснабжения населения; дорожная деятельность; транспортные услуги и обслуживание; услуги связи и общественного питания Разработка социально-экономической стратегии и маркетингового плана развития муниципального образования; осуществление выставочно-ярмарочной деятельности, проведение экономических и информационных форумов, симпозиумов, научнопрактических конференций, семинаров, развитие сайта органа власти

Охрана окружающей среды и благоустройство территории (охрана окружающей среды; благоустройство и озеленение территории) Разработка социально-экономической стратегии муниципального образования; проведение экологических форумов

Образование (предоставление бесплатного начального/основного/среднего образования; создание МОУ ВПО) Разработка социально-экономической стратегии муниципального образования; научно-практические конференции, форумы, круглые столы и другие презентационные мероприятия

Культура, досуг и рекреация (библиотечный фонд; организация досуга и услуги организации культуры; художественное творчество; объекты культурного наследия; обустройство мест массового отдыха; муниципальный архивный фонд; местные национальные культурные автономии; мероприятия по межнациональным отношениям; туризм; создание музеев) Разработка социально-экономической стратегии муниципального образования; формирование имиджа, бренда территории; организация различных праздников, мероприятий развлекательного характера, межэтнических фестивалей и т.п.

Здравоохранение и спорт (оказание первичной медицинской помощи; создание служб скорой медицинской помощи; развитие физкультуры) Разработка социально-экономической стратегии муниципального образования; активная рекламная кампания массового спорта; развитие лагерей отдыха и курортов

Социальная политика (работа с детьми и молодежью; общественные работы и занятость несовершеннолетних граждан; деятельность по опеке и попечительству) Разработка социально-экономической стратегии и маркетингового плана развития муниципального образования

Целесообразно обратить внимание, что в каждой рассмотренной группе вопросов местного значения в качестве маркетингового инструмента представлена разработка стратегии социально-экономического развития территории, которая должна базироваться как на программных документах, так и на использовании аналитических и прикладных маркетинговых инструментов развития территорий.

К аналитическим инструментам исследователи в области маркетинга территорий относят: анализ и выбор целевых рынков, площадок для размещения бизнеса, а также SWOT-, STEP-, PEST-, АВС-, САР-анализ, использование которых необходимо для исследования социально-экономической ситуации территорий.

В числе прикладных маркетинговых инструментов специалисты [2; 3] выделяют: разработку среднесроч-

ной стратегии и целевых программ развития территории; эффективное позиционирование территории; коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов; тактический маркетинг; сопровождение приоритетных для территории инвестиционных проектов.

Данный список можно дополнить типичными для зарубежной экономической практики инструментами маркетинга территорий, которые еще не получили широкого распространения в России, но заслуживают определенного внимания: территориальный брендинг; реализация флагманских проектов на территории; организация мегасобытий; стратегический маркетинговый план развития территории; обеспечение эффективного дизайна с использованием технологий виртуальной реальности. Рассмотрим их более подробно.

Территориальный брендинг фактически является заявлением торговой марки территории, обеспечивающий индивидуальный образ, ее персональные характеристики в сознании целевых групп потребителей. Сила торговой марки такова, что для многих территорий их бренды и все, что с ними связано, по мнению американских маркетологов, стоят гораздо больше всех остальных материальных и нематериальных активов [3]. Разработкой бренда могут заниматься не только специалисты в этой области, но и само население (форум «Байкал project» в Иркутске).

Следующим инструментом являются флагманские (наиболее крупные, важные) проекты, которые, как и маркетинг, играют функциональную роль в создании имиджа территории. При этом инвестирование в престижные архитектурные конструкции и ландшафты также выступает инструментом и способом формирования имиджа территории, причем средства на реализацию данных проектов могут поступать как из федерального бюджета, так и от частных инвесторов. Флагманские проекты осуществляют значимые для территории функции (коммуникация, обмен знаниями и высокими технологиями, передовыми услугами и культурой), помимо архитектурных атрибутов, визуально-индивидуального характера местных зданий и сооружений, делают ее наиболее привлекательной для туристов и местных жителей (саммит АТЭС-2012 на острове Русский).

Мегасобытием считается мероприятие международного масштаба, действующее как интеллектуальная и экспертная площадка, на которой формируются новые подходы к выработке стратегических решений и сценариев развития территорий, механизмы согласования интересов и координации усилии органов власти, бизнес-сообщества и общественности в це-

лях повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности территории (зимние Олимпийские игры-2014 в Сочи).

Организацию мегасобытий целесообразно осуществлять по двум основным причинам. Во-первых, стратегия организации мегасобытий обеспечивает территорию современными объектами инфраструктуры, что влечет за собой повышение качества жизни населения, развитие бизнеса и индустрии туризма. Во-вторых, руководители органов местного самоуправления планируют проведение мегасобытий исключительно в стратегических целях, ориентируясь на продвижение своей территории как на муниципальном, региональном, так и международном уровнях.

Следующим маркетинговым инструментом является обеспечение эффективного дизайна с использованием технологий виртуальной реальности, что предполагает проведение анимационных презентаций зданий, сооружений и архитектурных ландшафтов, демонстрирующих при этом альтернативные ракурсы данных объектов при помощи неонового света. Реализация такого маркетингового инструмента требует не только затраты финансовых ресурсов, но и желания и интереса муниципалитетов в создании привлекательного облика города, поддержки служб жилищно-коммунального хозяйства.

Как полагают зарубежные исследователи [3], важным инструментом конкурентоспособности территории является ее стратегический маркетинговый план развития, включающий в себя этап определения имиджа территории как конечного продукта, определение потенциальных целевых рынков и выбор подходящих маркетинговых стратегий, тактик и альтернативных сценариев на каждом этапе (например, маркетинг города в рамках стратегического плана развития Санкт-Петербурга).

Таким образом, использование как аналитического, так и прикладного маркетингового инструментария является важнейшим стратегическим блоком, который целесообразно включить в стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования. Это, в свою очередь, будет способствовать определению оптимальных возможностей использования выявленных конкурентных преимуществ через эффективное применение маркетинговых инструментов, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, содействие развитию человеческого потенциала, улучшение координации деятельности органов федеральной, региональной и муниципальной власти, бизнеса, структур гражданского общества.

Библиографический список

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 (в ред. от 29.12.2010) // СПС Гарант [Электронный ресурс]. - URL: www.garant-park.ru/ present

2. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. - 3-е изд. -М., 2005.

3. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. - СПб., 2005.

4. Маркетинг города / Д.В. Визгалов. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.