Проблемы экономики и менеджмента
List of references:
1. Dyrdonova A.N. Methodic approaches to identification and evaluation of clusters in regional economics // Regional Economics: Theory and Practice. - 2010. - № 28 (163). - P.25-32.
2. Dyrdonova A.N. Evaluating the effectiveness of cluster formations: methodical approach / Regionologiya. - 2010. - № 4. - P.83-88.
3. Dyrdonova A.N. Theoretical basis for forming the cluster model of economic development in the region // Scientific and technical statements, StPTU. - 2009. - № 3 (79). - P.51-56.
4. Larionova N.A. Region's competitiveness in a globalizing economy. The region's economy: trends: a monograph. B.1 / under Society. Ed. OI Kirikova. Voronezh: Volgograd State Pedagogical University, 2006. - 182 p.
5. Official site of «Nizhnekamskneftekhim» [Electronic resource]. Mode of access: http://www.nknh.ru/.
Е.И. Кузина
ассистент,
ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
УСТОЙЧИВОЕ развитие сельских территории РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. Рассмотрены и проанализированы поселенческий потенциал области, отраслевая численность занятого населения, проведен мониторинг статистических данных социальной инфраструктуры села Рязанской области, уровня доходов, а также жилищного благоустройства, который показал негативное состояние сельских территорий Рязанской области по всем направлениям исследования. В связи с чем, в статье указаны меры, которые помогут выходу села из кризиса и переходу его в фазу устойчивого развития.
Ключевые слова: концепция, Рязанская область, сельское население, поселенческий потенциал, инвестиции, уровень жизни, социальная инфраструктура.
E.I. Kuzina, Ryazan State University named after S.A. Yesenin
SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RURAL TERRITORIES OF THE RYAZAN REGION
Abstract. In the article we have analyzed the settling potential of the region, the branch number of the employed population; we have researched the statistical data of the rural social structure of the Ryazan region. The income level and living conditions of the Ryazan region, which showed the negative condition of the rural territories in the Ryazan region in all the directions of our research. In connections with the above mentioned, we have worked out a set of measures that can help the rural areas to recover from the crisis and pass on to the phase of sustainable development
Keywords: conception, Ryazan region, rural population, setting potential, investments, standard of living, social infrastructure.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Данным постановлением поручено Минсельхозу России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции.
Разработка Концепции включает определение ключевых проблем развития сель-
№ 3 - 2011
49
Проблемы экономики и менеджмента
ских территорий, и выработка необходимых мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Реализация этих мер позволит вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности [1].
Территория всей Рязанской области составляет 39,6 тыс. кв. километров, 65,3 % которых - сельские территории. Как социально-территориальная подсистема общества сельские территории выполняют следующие важнейшие общенациональные функции:
- демографическая функция, которая направлена на увеличение демографического потенциала страны;
- трудоресурсная функция направлена на обеспечение села и городов рабочей силой;
- жилищная функция, которая направлена на размещение на сельских территориях жилых домов граждан села и граждан, имеющих доходное занятие в городе, а также на предоставление им в пользование объектов сельской социальной и инженерной инфраструктуры;
- социальный контроль над сельской территорией, который направлен на содействие органам государственной власти и местного самоуправления в обеспечении общественного порядка и безопасности на малолюдных территориях и в сельских поселениях [1].
Выполнение сельскими территориями основных функций является важнейшим условием для успешного социально-экономического развития региона и страны в целом.
Поселенческий потенциал Рязанской области насчитывает 2747 сельских населенных пунктов. Плотность сельского населения составляет - 11,6 человека на 1 кв. километр. Наиболее благоприятная ситуация складывается в районах, приближенных к областному центру, таких как Захаровский, Рыбновский и Старожиловский. Доступность транспорта и близость крупных административных центров позволяет сельскому населению формально оставаться постоянными жителями своих районов и одновременно трудиться в городах области и за ее пределами.
Доля трудоспособного населения в сельской местности области на протяжении последних двадцати лет продолжает уменьшаться и в 2010 году составила 185,2 тыс. человек или 54,1 % всего сельского населения. При этом более высокая доля трудоспособного сельского населения от общей ее численности сосредоточена в Рязанском районе - 17,8% Скопинском - 7,1%, Касимовском - 5,9% и Спасском районе -5,6%. Таким образом, около 37% трудовых ресурсов области сосредоточена в четырех районах области из 27. В то же время в таких районах как Кадомский, Пителин-ский, Ухоловский, Чучковский приходится всего только 5,2% всех трудовых ресурсов. В этой связи низкий уровень обеспеченности сельских поселений трудом тормо-
50
№ 3 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
зит эффективное развитие не только отрасли сельского хозяйства, но и развитие других отраслей, что ведет к дальнейшему росту безработицы на селе и вымиранию сельского населения [4].
В отраслевой численности занятого населения доля работающих в сельском, лесном и рыбном хозяйствах сократилась с 19,1 процента в 2000 году до 10,1 процента в 2010 году, доля занятого населения в торговле выросла более чем на 34 процента, в финансово-управленческих видах деятельности - на 30 процентов, на транспорте и в связи - на 16 процентов [3].
В настоящее время в сельском хозяйстве Рязанской области реализуется 21 инвестиционный проект, что позволят дополнительно производить: 60 тыс. тонн молока, около 50 тыс. тонн мяса скота и птицы, до 100 млн штук яиц в год, а, следовательно, это позволит создать новые рабочие места и сократить безработицу.
Остается крайне низким уровень жизни сельского населения. Разрыв между городом и селом по уровню доходов увеличивается и составил в 2010 году 1212,6 руб., а среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве области составила 7687,0 рублей и практически остается на последнем месте среди основных видов экономической деятельности. Ниже уровня заработной платы работников сельского хозяйства остается только у работников образования, здравоохранения и службы социальных услуг. Таким образом, решение этой задачи позволит повысить заинтересованность сельского населения в повышении производительности труда [2].
Несмотря на то, что реализация ряда государственных мер по обеспечению социального развития села привела к оживлению жилищного строительства и обустройства сельских поселений. Объем выполненных работ по этому виду деятельности за 2010 года составил 2 924,6 млн руб. или 83,9% к уровню 2009 года, однако из общего объема жилых домов только 10,7% построены в сельской местности. Несколько лучше идет газификация сельских поселений, так 2010 год было построено 836 км газовых сетей, впервые природный газ «пришел» в 62 населенных пункта области. Уровень газификации на начало 2011 года в сельской местности составляет 68 %.
Однако качественного перелома в жизни сельских тружеников пока не произошло. Сокращения показателей социальной инфраструктуры на селе приостановить не удается. В 2010 году в Рязанской области закрыто 82 школы. Результатом такой политики является увеличение оттока сельских граждан в города и обезлюдение больших территорий. В связи с резким сокращением числа малобюджетных школ возникает необходимость в дополнительных транспортных средствах. Закрытие сельских школ может негативно сказаться и на здоровье детей.
Из-за недостаточных объемов строительства и курса на концентрацию сети объектов образования, здравоохранения и культуры, в условиях неразвитости дорожной
№ 3 - 2011
51
Проблемы экономики и менеджмента
сети, мобильных и дистанционных форм обслуживания снижается доступность для сельского населения образовательных, медицинских, культурных, торговых и бытовых услуг. Охват детей дошкольным воспитанием составляет 41 процент (по сравнению с 65 процентами в городской местности), обеспеченность сельского населения больничными койками остается крайне низкой на 10 тыс. жителей - 6,2 процентов.
Одна четвертая часть сельских населенных пунктов Рязанской области с численностью населения до 100 человек не охвачена ни стационарной, ни мобильной формой торгового обслуживания, бытовой сервис почти полностью разрушен. Остро стоит проблема обеспечения жителей сельских территорий питьевой водой, выбытие водопроводных сетей из-за плохого технического состояния опережает ввод. Около одной трети сельских поселений еще не имеют подъездов по дорогам с твердым покрытием.
Выход села из кризиса и переход в фазу устойчивого развития сельской территории предусмотрен правительственной Концепцией, которая позволит:
- разработать стратегию и эффективные механизмы осуществления программ устойчивого развития сельских территорий области;
- обеспечить доступ жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и повышения эффективности использования их труда;
- обеспечить развитие институтов гражданского общества в сельской местности и прежде всего местного самоуправления;
- разработать меры по научному и кадровому обеспечению устойчивого развития сельских территорий области.
Список литературы:
1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утв.распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 №2136-р
2. Рязанская область в цифрах. 2010: Стат.сб./ Рязаньстат. - Рязань, 2010 - 278 с.
3. Демографический ежегодник Рязанской области: Стат.сб./Рязаньстат. - Рязань, 2010 - 210 с.
4. Районы Рязанской области: Стат.сб./Рязаньстат.- Рязань, 2010 - 223 с.
List of references:
1. The concept of a sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period till 2020, it is confirmed by the order of the Government of the Russian Federation from 30.11.2010 №2136-r
2. The Ryazan region in figures. 2010: the statistical compilation / of Ryazanstat. - Ryazan, 2010 - 278 p.
3. A demographic year-book of the Ryazan region: statistical compilation/Rjazanstat. - Ryazan, 2010 -
210 p.
4. Areas of the Ryazan region: statistical compilation/Ryazanstat. - Ryazan, 2010 - 223 p.
52
№ 3 - 2011