ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РОСТА УРОВНЯ ДОХОДОВ РАБОТНИКОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
STATE STIMULATION OF GROWTH OF THE INCOME OF EMPLOYEES IN AGRICULTURE
А.В. ТИХОНОВА
младший научный сотрудник Института финансово -экономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
A.V. TIKHONOVA
junior researcher ofthe Institute of Financial and Economic Research ofthe Financial University under the Government ofthe Russian Federation
Научный руководитель: М.Р. Пинская - директор Центра налоговой политики и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., доцент.
Research supervisor: M.R. Pinskaya - Director of the Centre of Tax Policy and Tax Administration of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Dr. Sc. Econ., assistant professor.
Аннотация
В работе проведен экономико-статистический анализ оплаты труда в сельском хозяйстве: исследованы уровень и расслоение заработной платы в сельском хозяйстве, изучены основные тенденции изменчивости показателей рынка труда. На основе прове-
денного анализа автором разработаны практические рекомендации по повышению уровня доходов работников сельскохозяйственных организаций, направленные на рост человеческого капитала в отрасли.
Abstract
In the economic and statistical analysis of wages in agriculture performed: we examined the level and separation wages in agriculture, learned the basic trend variation of labor market indicators. Based on the analysis the author has developed practical recommendations for improving income level of workers of agricultural organizations, aimed at the growth of human capital in the industry.
Ключевые слова: оплата труда, доход, сельское хозяйство, стимулы.
Keywords: wages, income, agriculture, incentives.
Оплата труда в сельском хозяйстве: современное состояние. Современные экономические реалии выдвигают на первый план достижение устойчивого экономического роста практически во всех отраслях экономики. При этом одни отрасли и сектора находятся в относительно развитом состоянии, обладают устойчивым и эффективным механизмом существования, уровень развития других - оставляет желать лучшего. К группе вторых отраслей относится сельское хозяйство.
В процессе обеспечения устойчивого и, самое главное, эффективного развития отрасли, достижения расширенного воспроизводства, важную роль играют мотивация и совершенствование оплаты труда [1].
В целом отмечается положительная динамика наиболее существенных показателей экономического развития сельского хозяйства. С одной стороны, наблюдаются положительные тенденции в расширении производства продукции сельского хозяйства: овощей - на 19,2%, картофеля - на 9,4%, скота и птицы - на 82,5%, яиц - на 9,7%. За 7 лет выросли и показатели эффективности хозяйствования. С другой - сокращение коэффициента об-
новления техники, как следствие, ее общее моральное и физическое старение, при одновременном росте нагрузки на 1 трактор на 38,9% является одним из важнейших факторов, сдерживающих рост производительности труда в сельском хозяйстве.
Уровень заработной платы в сельском хозяйстве продолжает оставаться одним из самых низких в сравнении с другими отраслями экономики. По данным 2014 года, среднемесячная начисленная заработная плата составила по экономике в целом - 32 678 рублей, в сельском хозяйстве - 16 935 рублей (или 52% от среднего по стране уровня). Различия с отдельными отраслями экономики более существенны: оплата труда в сфере аграрного производства составляет 45,5% от оплаты труда в транспортной отрасли, 41,7% - добыче угля и торфа, 24,5% - финансовой деятельности, 22,3% - добыче сырой нефти природного газа. О степени различий в уровнях оплаты сельского труда и других отраслей экономики можно судить по распределению населения по размерам заработной платы. Если в целом по экономике ниже среднего заработка получают оплату труда 68,2% населения, в сельском хозяйстве эта цифра катастрофическая - 91,4%, при этом 60% работников сельского хозяйства получают заработную плату ниже среднего по отрасли уровня. Как следствие, в 2014 численность убывших работников из сельского хозяйства в процентах составила 12,4%, в то время как прибыло на работу только 8,4% от среднесписочной численности работников за аналогичный период времени.
Типизация регионов по уровню оплаты труда в сельском хозяйстве
Географическая протяженность, различия в природно-климатических и социально-экономических условиях ведения бизнеса определяют различия и в уровне оплаты труда работников сельского хозяйства между различными субъектами России. Считаем необходимым проведение экономико-статистического анализа с выявлением качественно-разнородных типов регионов по общим условиям формирования «стоимости» труда в сельском хозяйстве (таблица 1).
Таблица 1
Типизация регионов в сельском хозяйстве (по заработной плате)
Показатели Типические группы В среднем по России
Низшая Средняя Высшая
Количество регионов, шт 17 53 10 80
Среднемесячная заработная плата работающих в сельском хозяйстве, тыс. руб. 10987 17202 26811 16935
Среднемесячная заработная плата работающих в экономике 23417 28367 48598 32678
Просроченная задолженность по заработной плате в расчете на 1 работника, руб. 8779 16921 43393 14692
Уровень безработицы, % 8,24 5,48 2,33 5,16
Производительность труда, тыс. руб. 2174 1705 2347 1821
Фондовооруженность, тыс. руб. 1201 1849 4181 1915
Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг, % 2,10 14,20 24,87 15,33
Средний размер организации (по себестоимости продукции), млн руб. 666 195 294 184
Источник: составлено автором на основе данных ЕМ ИСС.
В процессе анализа нами сформированы 3 типических группы регионов по уровню заработной платы в сельском хозяйстве. Различия в показателе между типическими группами существенны: средняя заработная плата в высшей группе в 2,44 раза превосходит аналогичный показатель в низшей группе. Это объясняется региональным составом групп: в низшую группу вошли республики Северного Кавказа, в высшую - г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ленинградская и Московская области. В регионах высшей типической группы производительность труда больше, чем в низшей, на 8%. Во многом это обусловлено высокой фондовооруженностью (4181 тыс. руб. в расчете на 1 работника).
Предприятия высшей группы более эффективно ведут деятельность: рентабельность проданных товаров работ услуг практически в 12 раз больше аналогичной в низшей группе. Нами отмечена обратная связь с таким важным показателем, характеризующим рынок труда, как уровень безработицы. Чем он ниже, тем выше средний уровень оплаты труда в рассматриваемой отрасли. Однако с ростом заработной платы растет и просроченная задолженность в расчете на 1 работника.
Анализ динамики оплаты труда в сельском хозяйстве
Для оценки изменчивости разрыва в уровне заработной платы в сельском хозяйстве и других отраслях экономики ниже представлен динамический ряд средней начисленной заработной платы в расчете на 1 работника по сельскому хозяйству, а также по экономике в целом (рисунок 1).
0>46 0,49 0,49 0£1 0£1 0£1
0,00
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
I Среднемесячная заработная плата по экономике в целом, руб. ■ Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве, руб.
■Соотношение заработной платы в сельском хозяйстве к средней по экономике, доля
Рис. 1. Динамический ряд показателей среднемесячной заработной платы
Источник: составлено автором на основе данных ЕМИСС.
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в форме различных мероприятий государственных программ привела к некоторым положительным результатам: в частности, сокращается различие в уровне оплаты труда в сельском хозяйстве со средней по экономике. Если на момент начала действия Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» средняя заработная плата в сельском хозяйстве составляла
39% от общей средней, то к его окончанию этот показатель равен 41%, к окончанию первой Государственной программы по поддержке сельского хозяйства - 51%, а за время действия Госпрограммы 2013-2020 гг. вырос еще на 1%. Вместе с тем, различия остаются существенными.
Отмечается также положительная динамика по соотношению средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников сельскохозяйственных организаций: в 2011 году этот показатель составлял 9,1; в 2012 году - 8,7; в 2015 - 8,3.
Как было отмечено нами выше, размер заработной платы является индикатором и фактором такой важной производственной характеристики, как производительность труда. Для оценки степени влияния производительности труда на размер заработной платы мы считаем необходимым проведение анализа взаимосвязи данных показателей (2007-2014 год) (рисунок 2).
20 ооо
15 000 10 000 5 000
о
у = 1586,8х + 4155 R2 = 0,9962
у = 64,679х +116,82 R2 = 0,9283
г 800,00 600,00
■ 400,00
■ 200,00 0,00
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Среднемесячная фактическая начисленная заработная плата, руб.
Рис. 2. Динамика показателей сельского хозяйства (2007-2014 гг.)
Источник: составлено автором на основе данных ЕМИСС.
Получена следующая модель регрессии: у=1876,9+23,09*х. Она проверена на отсутствие ложной корреляции (корреляции динамики), автокорреляции остатков, значима в целом (значимость F менее 0,05), а также значимы отдельные ее параметры (согласно ^тесту). Связь между исследуемыми показателями очень сильная, при этом 97,5% изменчивости среднемесячной начисленной заработной платы объясняется изменчивостью производительностью труда в сельском хозяйстве. Данная модель использована нами для определения прогнозного средней заработ-
ной платы в сельском хозяйстве: 4155+1586,8*10=20 023 руб. Интервальная оценка прогноза показала, что при уровне производительности труда работника 764 тысячи рублей средний уровень заработной платы в сельском хозяйстве в 2016 году составит от 17 870 до 22 176 тысяч рублей.
Разработка предложений по стимулированию роста уровня доходов работников в сельском хозяйстве
Для построения рациональной системы инструментов воздействия на доходы работников в сельском хозяйстве важно учитывать следующие принципы:
- направленность на повышение не только собственно размера заработной платы, но и общего уровня доходности в сельском хозяйстве, которое может быть достигнуто за счет роста доходов и компенсации государством части расходов (предоставление «скрытых» доходов) работников и работодателей;
- предоставление стимулов должно осуществляться, главным образом, за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так как уровень доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет обеспечить рост заработной платы работников за счет собственных средств.
Исходя из установленных принципов, можно предложить следующий перечень преференций, способствующих росту доходов работников сельскохозяйственных организаций (таблица 2). При этом мы не затрагивали вопросы о приобретении жилья в сельской местности, так как мероприятия в данной части уже проводятся в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.
Под «трудовыми» стимулами мы понимаем дополнительные надбавки в основной заработной плате работников сельского хозяйства, которые предполагается закрепить в качестве обязательной нормы в рамках Трудового кодекса Российской Федерации, а именно:
- профессиональные надбавки за тяжелые условия труда в сельском хозяйстве (25 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда);
Таблица 2
Направления государственного стимулирования роста доходов работников сельскохозяйственных организаций
Объекты Доходы Расходы
Субъекты СХО, ИП, К (Ф) Х Работники СХО, ИП, К (Ф) Х СХО, ИП, К (Ф) Х Работники СХО, ИП, К (Ф) Х
«Трудовые» стимулы -субсидирование затрат по оплате труда, в части: - профессиональных надбавок за тяжелые условия труда; - надбавок за стаж работы в отрасли. - профессиональные надбавки за тяжелые условия труда; - надбавки за стаж работы в отрасли - снижение тарифов страховых взносов для субъектов сельского хозяйства на ОСН и ЕСХН - установление необлагаемого минимума по НДФЛ для работников сельского хозяйства Фискаль-ные льготы
Образовательные льготы - субсидирование (компенсация) расходов на обучение сотрудников организации - обучение за счет работодателя в высших и средне-специальных учебных заведениях
Коммунальные льготы - предоставление льгот по коммунальным платежам (газ, свет, вода)
Источник: составлено автором.
- надбавки за стаж работы в сельском хозяйстве (для общего суммарного стажа работы в сельском хозяйстве: 5 лет - 10% тарифной ставки; 10 лет - 15%; 15 лет - 20%; 20 лет - 25% тарифной ставки; 25 и более лет - 30%).
Ввод в обязательную практику данных законодательных норм позволит повысить размер заработной платы, однако в условиях низкорентабельного производства осуществить такой рост за счет средств работодателей будет крайне проблематично. Поэтому мы предлагаем ввести новый вид субсидий - компенсация затрат по оплате труда. При этом важно учитывать, что безусловное субсидирование может привести к финансовому иждивенчеству, поэтому в основу принципа возмещения затрат на оплату труда должна быть положена эффективность, а именно - производительность. Кроме того, следует учитывать, что дополнительной нагрузкой на организацию ложатся начисляемые на заработную плату страховые взносы, которые составляют 30,4% в общей совокупности уплачиваемых налогов и сборов [2]. Следовательно, субсидирование должно включать в себя не только компенсацию товаропроизводителям собственно начисленных надбавок (предлагаемых автором), но и соответствующую им сумму страховых взносов.
Возмещение части затрат на оплату труда в виде начисленных надбавок за тяжелые условия работы в сельскохозяйственном производстве предполагает наличие определенных условий, при выполнении которых организация получит субсидии:
- не снижение среднемесячной начисленной заработной платы одного работника по сравнению с предыдущим годом;
- не снижение производительности труда, определяемой как отношение выручки организации к среднесписочной численности работников.
Дополнительно отметим, что исключением для невыполнения представленных условий будет признаваться сокращение показателей урожайности в растениеводстве и продуктивности в животноводстве в случае наступления чрезвычайных обстоятельств (засуха, наводнение, пожар, вспышки инфекционных заболеваний растений и животных, военные действия) более чем на 20% по сравнению с предыдущим периодом.
Применение фискальных инструментов позволит повысить размер оплаты труда, фактически выплачиваемой работнику; а также высвободить часть денежных средств работодателей за счет снижения налоговой нагрузки для возможного их вложения в производство с целью повышения эффективности деятельности.
Повлиять на уровень дохода работников сельского хозяйства возможно за счет изменения налога на доходы физических лиц и обязательных страховых взносов. На наш взгляд, перспективным, с точки зрения его имплементации к отечественной практике [3], является использование необлагаемого минимума, так как это позволит не просто сократить разрыв в оплате труда с другими отраслями, но и фактически увеличить доходы населения, занятого в сельскохозяйственном производстве. В связи с этим мы считаем рациональным ввести необлагаемый минимум по НДФЛ в размере 10000 рублей. Другим, наиболее тесно связанным с НДФЛ, обязательным платежом являются страховые взносы, с целью снижения фискальной нагрузки на товаропроизводителей предлагаем сократить тариф страховых взносов до 20% организациям, занимающимся сельскохозяйственным производством (согласно закону «О сельскохозяйственной кооперации»), с отчислением всей суммы в Пенсионный Фонд России.
Образовательные льготы направлены на сокращение (компенсацию) личных расходов работников сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством. Данное направление особенно актуально в условиях перехода на инновационное производство, так как внедрение новых технологий, распространение новых сортов растений и пород животных требует наличия достаточных знаний, постоянного совершенствования имеющихся навыков и опыта. Именно от наличия квалифицированных кадров во многом зависит рост объемов и эффективности производства в сельском хозяйстве и, как следствие, рост заработной платы в отрасли. По данным статистики, выпуск рабочих, служащих и специалистов по сельскохозяйственным профессиям в период с 2005 по 2012 год сократился на 36,7%, в том числе с начальным профессиональным образованием - на 47%, средне-специальным образованием - 40%,
высшим - 13,1%. Данная тенденция проявляется на фоне низкой престижности работы в сельском хозяйстве в кругах общества, а также набирающей обороты платности образования.
Целесообразно ввести льготу в форме компенсации работодателем - сельскохозяйственным товаропроизводителем стоимости обучения своих работников в высших и средне-специальных учебных заведения при получении первого образования соответствующего уровня по аграрным специальностям. С учетом того, что средняя начисленная заработная плата в сельском хозяйстве в 2014 году составила 16 935 рублей, а средняя стоимость обучения по сельскохозяйственным профессиям в этот же период - 46 712 рублей, среднегодовые затраты на получение высшего профессионального образования для работника сельскохозяйственной организации составят 26,4% от фактически выплаченной заработной платы (к текущему использованию у работника остается лишь 10 814 рублей). В некоторых регионах России среднемесячная стоимость (3893 рубля) обучения немногим превосходит размер заработной платы. Для решения данной проблемы мы предлагаем в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» ввести основное мероприятие «Рост уровня квалификации работников сельского хозяйства», которое предполагает субсидирование (компенсация) расходов организации на обучение работников.
Идея предоставления коммунальных льгот для отдельных категорий граждан не является новой, так в отечественной практике уже предусмотрены данные преференции для педагогических работников, работников культурно-досуговой деятельности, библиотечных, музейных работников, врачей, социальных работников. Сами по себе коммунальные льготы являются одним из ряда стимулирующих инструментов, способствующих деурбанизации населения, так как применение такого рода льгот возможно только в случае проживания работников сельскохозяйственных организаций в сельской местности.
Внедрение в практику применения коммунальных льгот по своей сути может явиться одним из направлений первоочередной цели, утвержденной Концепцией устойчивого развития сельских
территорий Российской Федерации на период до 2020 года, -создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. Средняя стоимость коммунальных платежей в сельской местности для работников, не принадлежащих к льготным категориям, составляет в настоящий момент 1791,7 рублей. В соответствии с данной целью мы предлагаем освободить работников сельскохозяйственных организаций в сельской местности от 50% стоимости начисленных коммунальных платежей (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, плата за содержание и ремонт жилых помещений), вне зависимости от количества прописанных и фактически проживающих на территории жилой площади людей.
Таким образом, с учетом предоставления полного комплекса разработанных нами льгот, фактические располагаемые доходы работников сельского хозяйства увеличатся на 45,4% (18 821 рубль вместо 12942 рубля) без учета надбавок за стаж работы в сельском хозяйстве и экономии на расходах на образовательные услуги.
Библиографический список
1. Кузьмин В.Н. Оплата труда в сельскохозяйственных организациях: справочное пособие / В.Н. Кузьмин - Москва: Росин-формагротех, 2010. - 204 с.
2. Тихонова А.В. Налоговое регулирование аграрного сектора: оценка и проблематика / А.В. Тихонова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2014. - № 6 (98). -С. 25-34.
3. Пьянова М.В. Зарубежный опыт налогового стимулирования аграрного сектора экономики / М.В. Пьянова // Налоги и налогообложение. - 2009. - № 8. - С. 62-64.
4. Пинская М.Р. Налоговые инструменты институционализа-ции импортозамещения в сельском хозяйстве / М.Р. Пинская // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2015. - № 5 (27). - С. 72-79.
5. Зинченко А.П. Сравнительная оценка регионов России с неблагоприятными условиями ведения сельского хозяйства /
А.П. Зинченко, А.В. Уколова, В.В. Демичев // Экономика сельского хозяйства России. - 2013. - № 2. - С. 20-26.
Bibliographical list
1. Kuz'min V.N. Oplata truda v sel'skokhozyaistvennykh organi-zatsiyakh: spravochnoe posobie / Kuz'min V.N. - Moskva: Rosinfor-magrotekh, 2010. - 204 s.
2. Tikhonova A.V. Nalogovoe regulirovanie agrarnogo sektora: ot-senka i problematika / A.V. Tikhonova // Izvestiya Irkutskoi gosu-darstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikal'skii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava). - 2014. - № 6 (98). - S. 25-34.
3. P'yanova M.V. Zarubezhnyi opyt nalogovogo stimulirovaniya agrarnogo sektora ekonomiki / M.V. P'yanova // Nalogi i nalogoob-lozhenie. - 2009. - № 8. - S. 62-64.
4. Pinskaya M.R. Nalogovye instrumenty institutsionalizatsii im-portozameshcheniya v sel'skom khozyaistve / M.R. Pinskaya // Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal. -2015. - № 5 (27). -S. 72-79.
5. Zinchenko A.P. Sravnitel'naya otsenka regionov Rossii s ne-blagopriyatnymi usloviyami vedeniya sel'skogo khozyaistva / A.P. Zinchenko, A.V. Ukolova, V.V. Demichev // Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii. - 2013. - № 2. - S. 20-26.
Контактная информация
125993, ГСП-3, Москва, Ленинградский проспект, 49
E-mail: [email protected]
Contact links
125993, GSP-3, Moscow, Leningrad Prospect, 49
E-mail: [email protected]