УДК 657:631.115
В. И. Шевелёв, И. Н. Шевелёва
УЧЁТ И АУДИТ ОПЛАТЫ ТРУДА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева»
V. I. Shevelev, I. N. Sheveleva ACCOUNTING AND AUDIT OF PAYMENT IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Kurgan State Agricultural Academy by T. S. Maltsev»
Рассмотрена роль оплаты труда во взаимоотношениях работника и работодателя, анализируется ее уровень в сельском хозяйстве. Обоснована необходимость в обязательном или инициативном аудите оплаты труда. Определены задачи, источники информации для аудиторов и типичные нарушения в учете оплаты труда в сельскохозяйственных организациях.
Ключевые слова: оплата труда, учет, аудит, сельскохозяйственная организация.
Examined the role of wages in the relationship of the employee and the employer, analyzing its level in agriculture. The necessity of a mandatory audit initiative or pay. The tasks, the sources of information to auditors and typical violations accounted for wages in agricultural organizations.
Keywords: wages, accounting, auditing, agricultural
organizations
Виталий Игнатьевич Шевелёв
Vitaliy Ignatjevich Shevelev кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
Россия, 641300, Курганская область, Кетовский район, с. Лесниково, КГСХА E-mail: [email protected]
Ирина Николаевна Шевелёва
Irina Nikolaevna Sheveleva кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Введение. Одной из важнейших составляющих учета в каждой сельскохозяйственной организации является оплата труда, которая связана не только с интересами работников и работодателей, но и с налогообложением. Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет оплату труда как систему отношений связанных с обеспечением установления и осуществления руководством организации выплат членам коллектива за выполнение ими должностных обязанностей [1].
Вопросы учета и аудита оплаты труда актуальны для сельскохозяйственных организаций так, как заработная плата:
• одна из статей затрат в составе себестоимости сельскохозяйственной продукции;
• основание для исчисления налога на доходы физических лиц и страховых взносов во внебюджетные фонды: ПФ РФ (16 %), ФФОМС (2,3 %), ФСС (1,9 %);
• потенциальный источник штрафных санкций, судебных разбирательств при неправильном исчислении ее размера, увеличивающий прочие расходы;
• основа стимулирования роста производительности труда;
• элемент мотивационного механизма трудовой деятельности;
• доход работников, который способствует формированию потребительского спроса и воздействует на развитие экономики;
• вид выплаты организации, в котором должны быть реализованы в равной степени интересы работника и работодателя.
Методика. Для обоснования выдвинутых в статье положений применены аналитический и статистический методы, позволившие изучить вопросы в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Результаты. Современная экономическая ситуация в аграрном секторе Курганской области требует новых подходов к организации оплаты труда, выбору ее форм и систем. Приведенные в таблице данные свидетельствуют о низком уровне оплаты в данной отрасли, что делает ее непривлекательной для высококвалифицированных работников. В 2010 г. заработная плата в сельском хозяйстве Зауралья составила около 62 % от ее уровня в целом по экономике.
До 2006 г. величина оплаты труда работников, занятых в сельскохозяйственном производстве была ниже величины прожиточного минимума, и только
Вестник Курганской ГСХА № 2, 2012 Экономика и организация АПК 31
Таблица - Среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве и величина прожиточного минимума в Курганской области
Годы Среднемесячная заработная плата, р. Заработная плата в сельском хозяйстве к заработной плате в целом по экономике, % Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения, р. Заработная плата в сельском хозяйстве к величине прожиточного минимума, %
в целом по экономике в сельском хозяйстве
2000 1461,9 723,9 49,5 1136,3 63,7
2005 5691,5 2446,1 43,0 2880,8 84,9
2006 7295,6 3394,1 46,5 3223,8 105,3
2007 8883,1 4390,1 49,4 3672,8 119,5
2008 11327,1 6150,6 54,3 4549,3 135,2
2009 11942,0 7146,7 59,8 4598,0 155,7
2010 13227,9 8188,9 61,9 5471,5 149,7
Источник: Статсборники «Социально-экономическое положение Курганской области» за 2006 и 2011 гг.
с 2006 г. она стала превышать его. Данная ситуация свидетельствует о том, что руководству необходимо использовать такие подходы к организации оплаты труда, которые, с одной стороны, стимулировали бы высокопроизводительный труд работников, а с другой, способствовали повышению эффективности работы хозяйств.
Уровень оплаты труда должен устанавливаться исходя из общих принципов определения материального вознаграждения в организации. При этом необходимо исходить из того, чтобы заработная плата была достойной, обеспечивала нормальное воспроизводство рабочей силы, стимулировала работников. Кроме того, требуется установление правильного соотношения между тарифной и надтарифной частями материального вознаграждения. В целом же доход работника должен включать в себя следующие элементы: оплата по тарифным ставкам и окладам; доплаты (за продукцию, работу в ночное время, за совмещение профессий); надбавки (классность, звание, стаж непрерывной работы); премии (качество продукции, экономия материальных затрат на единицу продукции, сверхплановое производство); отпускные; социальные выплаты (питание во время работы, страхование жизни работников, отложенная заработная плата (пенсии), выплаты, связанные с временной нетрудоспособностью и в связи с материнством); доходы от участия в собственности организации.
Согласно законодательству РФ все возможные доплаты и поощрения оговариваются в коллективном договоре и в положении об оплате труда. Только пятая часть сельскохозяйственных организаций Курганской области заключает коллективные договоры. При этом они носят формальный характер и содержат стандартный перечень статей, регламентированных ТК РФ.
Учет заработной платы ведется в соответствии с Налоговым и Трудовым кодексами, нормативными актами и инструкциями, планом счетов бухгалтер-
ского учета. На счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» обобщается информация о расчетах с работниками организации по оплате труда, а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации. Аналитический учет по счету 70 ведется по каждому работнику.
Любая проверяемая аудитором организация, осуществляющая выплаты дохода своим работникам, несет обязанности налогового агента, следовательно, она исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ. При получении доходов в натуральной форме налоговая база должна быть исчислена по рыночной стоимости товаров, работ, услуг. Стандартные налоговые вычеты с 1 января 2012 года предоставляются работникам на одного ребенка 1400 рублей, на второго - 1400 рублей, на третьего и следующих - 3000 рублей до того месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит сумму 280000 рублей. Одиноким родителям стандартный налоговый вычет производится в двойном размере.
Повышение требований к достоверности и четкости информации, используемой для принятия управленческих решений руководством сельскохозяйственных организаций, выявило потребность в обязательном или инициативном аудите расчетов по оплате труда. Аудит оплаты труда носит комплексный характер и включает выполнение следующих задач:
- соблюдение требований законодательных и нормативных актов о труде, наличие системных документов, связанных с оплатой труда. Источники информации для аудиторов: трудовые договоры, коллективный договор, трудовые книжки, приказы о приеме на работу, личные карточки, штатное расписание, график отпусков, приказы о предоставлении отпуска, приказы о прекращении действия трудовых договоров, локальные нормативные акты организации (положение по оплате труда, по премированию и пр.);
- соблюдение требований федерального законо-
дательства в отношении работников - иностранных граждан. Иностранные граждане, прибывшие в РФ из стран СНГ в безвизовом режиме, получают разрешение на работу самостоятельно. Организация, взявшая на работу такого иностранца, обязана в течение трех дней уведомить об этом региональное управление Федеральной миграционной службы, орган занятости населения и налоговый орган по месту своего учета, а при необходимости продлить срок его миграционного учета, так как разрешение на работу действует в течение трех месяцев;
- правильность начислений заработной платы и удержаний из нее. Источники информации: карточка счета 70, локальные нормативные акты организации, трудовые договоры, коллективный договор, штатное расписание, табели учета рабочего времени, расчетные и расчетно-платежные ведомости, расчетные листки, лицевые счета работников;
- соблюдение требований гражданского законодательства при заключении с физическими лицами гражданско-правовых договоров. Источники информации: гражданско-правовые договоры с физическими лицами; акты выполненных работ; карточка счета 70;
- своевременность осуществления выплат по оплате труда и депонирования невыплаченных в срок сумм. Источники информации: карточки счетов 70 и 76-4 «Расчеты по депонированным суммам»; платежные и расчетно-платежные ведомости; расходные кассовые ордера;
- ведение аналитического учета расчетов по оплате труда, правильность отражения данных в бухгалтерской отчетности. Источник информации: ведомость аналитического учета по счету 70 [2].
Сформулировав задачи проверки, аудитор приступает к выбору аудиторских процедур, которые будут применяться при проверке, определяет их вид, объем и способ применения (рисунок).
Аудиторские процедуры
Просмотр документов Сравнение документов Опрос работников Аналитические процедуры
Рисунок - Аудиторские процедуры при аудите оплаты труда
Типичные ошибки и нарушения, выявляемые аудиторами при аудите оплаты труда в сельскохозяйственных организациях:
- отсутствие обязательных системных документов, связанных с оплатой труда; несоответствие формы и содержания системных документов установленным требованиям; несоблюдение условий труда, предусмотренных ТК РФ;
- несоответствие договоров требованиям ГК РФ;
- несоответствие начисленной заработной платы или стимулирующих выплат условиям трудовых договоров и действующим в организации положениям об оплате труда и материальном стимулировании; неправильное начисление доплат, установленных Трудовым кодексом; неправильное исчисление среднего заработка, а также причитающихся работникам компенсаций;
- недепонирование невыданной заработной платы на счете 76-4.
По результатам проведенной аудиторской проверки выявляется качество информации, которая может быть использована для анализа системы оплаты труда, развития социальной инфраструктуры в организации и воспроизводства рабочей силы.
Выводы. Выбор сельскохозяйственной организацией той или иной формы и системы оплаты труда зависит от многих факторов, но в любом случае выбранная система должна отражать стоящие перед ней стратегические цели, учитывать традиции, а также находящиеся в ее распоряжении ресурсы и материальные интересы работников. Для бухгалтера важно не только правильно отразить расчеты по оплате труда в бухгалтерском учете, но и рассчитать сумму, причитающуюся каждому работнику, а также своевременно удержать из заработной платы обязательные и иные вычеты.
Список литературы.
1 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации: постатейный, науч.-практический. / Ананьева К. Я. (рук. авт. коллектива и отв. ред.) [и др.] - М.: Издательство «Омега - Л», 2007. -912 с.
2 Кочинев Ю. Ю. Аудит: теория и практика. - СПб.: Питер, 2010. - 448 с.