УДК 330.341.1 О. А. Мазур
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОТНИКА
В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Товарное производство, допуская и предполагая планомерность внутри предприятия, является стихийным по форме своего движения. По мере развития товарного производства, капиталистической его формы, производства прибавочной стоимости происходит накопление капитала. Следовательно, идет концентрация производства и капитала.
Производство избыточной прибавочной стоимости стимулирует не только концентрацию, но и централизацию капитала, которая на определенном этапе приводит к возникновению монополий, а затем и к их преобладанию в экономике.
По мере монополизации производства, обмена и распределения расширяются масштабы планомерности внутри индивидуальных капиталов. Одновременно расширяются возможности монополизированных структур реализовать свое объективное стремление к безграничному увеличению. Объемы производства возрастают в небывалых доселе масштабах, не подчиняясь никакой силе, кроме силы накопления. Вместе с тем монополии способны еще в большей степени ограничивать цену рабочей силы, так как они, став основным потребителем рабочей силы, в значительной мере монополизируют и рынок труда. Закономерным становится уменьшение цены рабочей силы ниже ее стоимости, подобно тому, как монополии вынуждают продавать им сырье по цене ниже стоимости. Тем самым ограничивается платежеспособный спрос со стороны значительной части населения, что усугубляется монопольно высокими ценами на условия воспроизводства рабочей силы.
Неконтролируемый рост монополизированного производства при ограничении платежеспособного спроса работников неизбежно приводит к масштабным кризисам перепроизводства, наносящим ущерб общественным производительным силам.
Единственно возможным в рамках товарного производства разрешением противоречия общественного воспроизводства является подчинение функционирования индивидуальных капиталов потребностям общественного капитала в развитии производительных сил.
Олег Анатольевич МАЗУР — канд. экон. наук, научный руководитель Невинномысского института экономики, управления и права. Научные интересы — исследование воспроизводства совокупного работника, государственное регулирование экономики и общества, проблемы управления муниципальными образованиями и образовательными учреждениями. Автор 28 публикаций.
© О. А. Мазур, 2010
Влиянию крупнейших транснациональных монополий может быть противопоставлена только более мощная монополия — государство и надгосударственные институты, обладающие реальной властью.
Если государство взаимодействует и опирается на организованную работниками монополию — активные профсоюзы, то эффективность его воздействия на монополии, на всю экономику значительно возрастает. Деятельность Правительства Ф. Д. Рузвельта в США, Правительств Швеции, Великобритании, Франции, ФРГ доказала это на практике. Происходят внешне парадоксальные процессы — государство как совокупный капиталист, опираясь на профсоюзы, используя инструменты государственного принуждения, ограничивает деятельность капиталистических монополий в интересах этих же монополий. Парадокс лишь кажущийся. Законы движения капитала привели его на такой уровень, при котором его дальнейшее развитие возможно лишь в условиях государственного принуждения, привычно называемого регулированием. Без адекватного государственного регулирования стихийное движение транснациональных монополий приводит к саморазрушению капиталов и, что более важно, к разрушению производительных сил.
Регулирование общественного капиталистического воспроизводства основной своей целью имеет то же, что и индивидуальный капитал — увеличение капитала, но уже на новом качественном уровне, посредством развития общественных производительных сил при минимизации относительного перепроизводства и ущерба производительным силам, в том числе и рабочей силе.
Государственное регулирование появилось и развивается как инструмент реализации долгосрочных стратегических интересов капитала через подчинение им функционирования индивидуальных капиталов (имеющих свои краткосрочные интересы максимизации прибыли, в том числе путем ухудшения условий воспроизводства работников).
Естественным образом возникло и развилось противоречие движения монополистического капитализма как единство противоположных сторон: государства в качестве проводника интересов совокупного капитала и индивидуальных капиталов, мотивированных локальными интересами собственников. Государству необходимо реализовывать коренной интерес совокупного капитала, который состоит в обеспечении расширенного воспроизводства совокупного капитала. Если действия индивидуального капитала мешают этому, государство вынуждено заставлять отдельный капитал встраиваться в процесс расширенного воспроизводства совокупного капитала.
Расширенное воспроизводство совокупного капитала основывается на расширенном воспроизводстве производительных сил: средств производства и рабочей силы. Следовательно, государству, выполняющему стратегическую задачу воспроизводства капитала, необходимо обеспечивать развитие работника. Государству, совокупному капиталу объективно выгодны увеличение заработной платы до уровня стоимости рабочей силы, полная занятость, улучшение условий труда, повышение квалификации и универсализация рабочей силы, сохранение здоровья работников, увеличение рождаемости и уменьшение смертности, т. е. расширенное воспроизводство работника.
В структуре интересов индивидуального капитала вышеназванное — лишь подчиненная тенденция. Его доминирующий интерес состоит в максимизации собственного роста, в том числе за счет минимизации заработной платы, экономии на условиях труда, сокращении рабочих мест, повышении интенсивности труда, минимизации выплат в бюджет, необходимых для содержания социальной инфраструктуры. Государство обязано и вынуждено бороться с негативными интересами индивидуальных капиталов
ради стратегического интереса совокупного капитала, способствуя разрешению противоречия воспроизводства работника, состоящего в единстве тенденций его развития и деградации.
Противоречие государства и индивидуальных капиталов проникает в само государство. Свое основное предназначение современное государство вынуждено продвигать, преодолевая сопротивление тех элементов государственного аппарата, которые в силу различных причин (коррумпированности, личной унии, заинтересованности, некомпетентности) содействуют реализации негативных интересов индивидуальных капиталов. Неэффективное воспроизводство совокупного отечественного капитала, ухудшение воспроизводства работника являются свидетельством того, что на протяжении почти двух десятилетий верх в Российском государстве в основном одерживает несвойственная современному государству негативная тенденция приверженности интересам отдельных индивидуальных капиталов.
Для позитивного разрешения противоречия государства и индивидуальных капиталов необходимо обеспечить преобладание положительного разрешения противоречия внутри самого государственного управления. Продвижение интересов индивидуальных капиталов посредством госаппарата основывается на стихийно воспроизводимой рынком личной, групповой заинтересованности его сотрудников в успехах роста той или иной корпорации. В этих условиях реализация коренного интереса государства происходит бессистемно, непоследовательно, стихийно, как реакция на произошедшие серьезные аварии, протестные выступления работников, природные катаклизмы. Такой подход не способен обеспечить главенство государственных интересов.
Государственные служащие должны быть мотивированы государственным интересом. Их материальное и должностное положение должно зависеть от того, насколько они реализуют государственный интерес. Для того чтобы государственные служащие следовали этому интересу, для начала они должны его знать. То есть государственный интерес должен быть сформулирован на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Противоречие государства и индивидуального капитала, пронизывающее общественную систему, действия каждого государственного, муниципального служащего, должно в большинстве своем разрешаться в пользу государства. Для этого существует, но слабо используется целый арсенал средств — материальные, моральные, карьерные стимулы, декларирование доходов и расходов, государственный и общественный контроль и принуждение. Но без единой государственной программы, формулирующей государственный интерес и задающей цели и средства его достижения, большинство государственных служащих вольно или невольно будут склоняться к продвижению локальных интересов тех или иных капиталов. В этих условиях будет работать вхолостую любая система стимулирования и контроля государственных служащих.
Коренной интерес современного государства (расширенное воспроизводство совокупного капитала, предполагающее расширенное воспроизводство работников), сознательно заданный как стратегическая цель, получает тем самым преимущество перед локальными интересами индивидуальных капиталов. Этот коренной интерес является и интересом каждого индивидуального капитала, кровно зависимого от государства, от сохранности совокупного капитала как предпосылки существования всякого капитала, от существования самого капиталистического способа производства. Следовательно, сознательное выявление и выдвижение коренного интереса как стратегической цели государства способно мобилизовать индивидуальные капиталы на реализацию той части их интересов, которая исходит из коренных, стратегических. Это значительно усиливает перспективы
борьбы с негативными интересами индивидуальных капиталов как на уровне предприятия, так и во всем обществе.
Коренной интерес совокупного капитала реализуется как в долгосрочном измерении, так и в каждый данный момент времени. Возрастание индивидуального капитала за счет работников в долгосрочной перспективе оборачивается против этого капитала из-за ухудшения качества рабочей силы. Следовательно, оформление достижения стратегической цели в виде долгосрочной программы развития общества позволит эффективнее подчинить действия индивидуальных капиталов не только государственной стратегической цели, но и их собственным долгосрочным интересам.
Ухудшение условий воспроизводства работников подрывает возможности развития общественного и индивидуальных капиталов в долгосрочной перспективе. Следовательно, стратегической целью государственного регулирования является содействие нормальному воспроизводству работников, учитывая как то, что рабочая сила составляет основу производительных сил, так и то, что заработная плата является влиятельной частью платежеспособного спроса.
В той мере, в какой государственное регулирование способствует позитивному разрешению противоречия воспроизводства совокупного работника, оно стимулирует все общественное воспроизводство капитала. В той же мере, в какой отсутствует данное государственное регулирование (или оно противодействует разрешению противоречия воспроизводства работников), происходит обострение кризиса экономики, наносится ущерб производительным силам и, следовательно, общественному и индивидуальному капиталу.
Утверждение в 2008 г. Правительством РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. стало серьезным шагом в направлении сознательного разрешения противоречия движения и общественного капитала, и совокупного работника. В данной Концепции поставлены стратегические задачи увеличения продолжительности жизни, ускорения обновления основного капитала, роста производительности труда и располагаемых доходов населения почти в 2,5 раза, кратного увеличения расходов на здравоохранение, образование, культуру, жилищное строительство [1].
Вместе с тем без создания на базе Концепции и выполнения единой долгосрочной программы развития России стратегические задачи достигнуты не будут. Многочисленные нескоординированные отраслевые, региональные, «целевые» и иные программы и «проекты» способны лишь частично разрешить локальные задачи по причине рассредоточения материальных и финансовых ресурсов, отсутствия единой стратегии социального программирования и концентрации средств на ключевых направлениях.
В настоящее время отсутствует единая долгосрочная программа общественного развития России. Разработка проекта такой программы, его широкое обсуждение, принятие программы Федеральным собранием Российской Федерации создадут не только условия выхода страны из кризиса, но и основу модернизации экономики и общества.
На базе долгосрочной (не менее 15 лет) программы общественного развития России должна быть сформирована пятилетняя программа, конкретизирующая параметры и средства реализации долгосрочной программы. В свою очередь, пятилетняя программа развития России станет основой для создания бюджетов всех уровней. При реализации данного подхода отпадет потребность в формировании трехлетних бюджетов. Бюджет, являясь детальным финансовым планом государства, оказывается не способным заменить единую программу развития страны. В течение даже одного года властным органам
приходится под давлением объективных обстоятельств многократно вносить изменения в бюджет. За три года количество данных изменений может исчисляться десятками, что отрицательно скажется на стабильности финансовой системы страны. Действие единой программы в сочетании с обоснованным ею годовым бюджетом создает нормальные условия для развития экономики и общества.
Все ныне существующие проекты, программы, стратегии и т. д. должны стать не более чем предпрограммными документами. Только после попадания их параметров в единую программу они получают право на финансирование.
На основе долгосрочной и среднесрочной программ развития страны должны формироваться соответствующие региональные программы.
Долгосрочный характер программы общественного развития России обусловлен продолжительностью цикла обновления производительных сил страны, прежде всего сроками подготовки рабочей силы, а также моментом совпадения долгосрочных целей движения общественного капитала и совокупного работника.
Создание и, главное, выполнение единой долгосрочной программы общественного развития России создаст необходимые условия позитивного движения совокупного капитала, способствуя обновлению производительных сил общества, разрешению противоречия воспроизводства совокупного работника.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.government.ru (дата обращения: 15.11.2009).
Статья поступила в редакцию 6 сентября 2010 г.