Научная статья на тему 'Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России в свете норм и требований ВТО'

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России в свете норм и требований ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
774
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЭД / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимошкина Е. А.

В статье исследуются проблемы трансформации внешнеэкономической деятельности России после вступления страны в ВТО, что требует изменения форм и методов государственного регулирования ВЭД, поскольку предстоит снижение ввозных пошлин и ограничение господдержки ряда отраслей, а также инструментов поддержки, не противоречащих общепринятым нормам мировой торговли, и поддержки отечественных производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России в свете норм и требований ВТО»

УДК 339.9:338.242.4:339.54:061.1(100)

Тимошкина Е.А.,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации; студентка 5 курса факультета «Государственное и муниципальное управление»

(Российская Федерация, г. Орел)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В СВЕТЕ НОРМ И ТРЕБОВАНИЙ ВТО

В статье исследуются проблемы трансформации внешнеэкономической деятельности России после вступления страны в ВТО, что требует изменения форм и методов государственного регулирования ВЭД, поскольку предстоит снижение ввозных пошлин и ограничение господдержки ряда отраслей, а также инструментов поддержки, не противоречащих общепринятым нормам мировой торговли, и поддержки отечественных производителей.

Ключевые слова: государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, формы и методы ВЭД, Всемирная торговая организация.

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений — мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира, а правительства стран стремятся их регулировать.

В России используются следующие формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД):

• тарифное регулирование;

• нетарифное регулирование;

• валютное регулирование;

• особые экономические зоны;

• защита внутреннего рынка.

В последнее время в Российской Федерации реализуется Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности», которая нацелена на большую интеграцию страны в мировое хозяйство.

Контролируют и регулируют ВЭД следующие органы государственной власти:

• Минэкономразвития России;

• Минпромторг России;

• Минфин России;

• Федеральная Таможенная служба России;

• Центробанк России;

• Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);

• Россельхознадзор;

• Роспотребнадзор;

• Ростехрегулирование;

• Ространснадзор.

Среди условий вхождения страны в ВТО следует отметить снижение ввозных таможенных пошлин и ограничение господдержки ряда отраслей, что может привести к росту конкурентоспособности иностранных товаров. В целом после завершения переходных периодов для либерализации доступа на рынок, которые составляют 2 — 3 года, а по наиболее чувствительным товарам — 5 — 7 лет, снижение средневзвешенной ставки импортного тарифа составит по промышленным товарам три процентных пункта, по сельскохозяйственным товарам — 4,4 процентных пункта. Около 30 процентов ставок будут снижены не более чем на пять процентных пунктов1.

В частности, снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства с 15 процентов до 6,5 — 5 процентов в течение переходного периода и одновременно опережающими темпами будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции (до 2 — 3 процентов).

В течение трех лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику, снизившись с 15 процентов, останутся на уровне 7 — 9 процентов.

В отношении транспортных средств уровень тарифов на момент присоединения к ВТО вернулся к "докризисному" со-

стоянию российского тарифа периода до 2009 года. На новые легковые автомобили произойдет снижение пошлины с 25 процентов до 15 процентов в течение семи лет. Причем снижение происходит в основном в течение последних трех лет, что, с одной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потребителей, с другой — позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в России.

В документах по ратификации договоренностей о вступлении России в ВТО был зафиксирован переходный период, в течение которого могут сохраняться противоречащие правилам ВТО элементы режима "промышленной сборки" автомобилей и автокомпонентов, что является беспрецедентным в истории ВТО. Переходный период истекает 1 июля 2018 года, когда подавляющее большинство инвесторов выйдут на полную окупаемость инвестиционных проектов и начнут получать чистую прибыль на вложенные инвестиции.

Российская политика в области ценообразования на энергоносители должна после присоединения России к ВТО обеспечивать покрытие затрат и получение дохода российскими производителями и поставщиками природного газа. Они должны действовать на основании коммерческих соображений. При этом эти правила не касаются поставок газа некоммерческим потребителям газа, в отношении которых Российская Федерация сохраняет право применять такое регулирование цен на природный газ, которое будет обеспечивать социально-экономические цели и задачи России. То есть обязательства в ВТО соответствуют действующему законодательству и практике.

Государственная программа РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности» призвана усилить позиции наших экспортеров и инвесторов в условиях работы в ВТО2. Однако участники ВЭД ожидают всей полноты комплексных мер, в частности развития транспортной инфраструктуры на стратегических направлениях.

Российскую экономику сегодня можно вполне уверенно охарактеризовать как

№ 4 2013 г.

121

достаточно открытую. Экспорт товаров и услуг в 2012 году составил почти $600 млрд.

- около 30% ВВП.

В то же время по уровню открытости она в полтора-два раза уступает таким странам, как Германия или Великобритания. В крупных экономиках Европы торговля товарами и услугами находится на уровне 60- 100% ВВП. Но дело не только в объемных показателях. Выход на экспортные рынки критически важен для целого ряда промышленных отраслей. Такие высокотехнологичные сферы, как, например, авиастроение, электроника, атомная промышленность, принципиально не могут развиваться, находясь в границах национальных рынков, поскольку точка безубыточности выпуска продукции этих отраслей, как правило, в разы превышает объемы внутреннего спроса3.

Очевидно, что реализация госпрограммы окажет стимулирующее воздействие на российских экспортеров товаров высокого передела.

Несмотря на ставшие уже традиционными разговоры о диверсификации экономики, нефтегазовый сектор на внешние рынки отправляет около половины своего выпуска, сырьевые отрасли - около четверти. При этом экспорт несырьевых товаров составляет только 8% в общей структуре российского экспорта, а машиностроения — порядка 5%. К 2018 году долю несырьевого экспорта опять же планируется увеличить. И, согласно новой госпрограмме, весьма значительно - в полтора раза, доведя ее до 12%, в том числе машиностроительного экспорта - до 8%. К этому же периоду число организаций-экспортеров должно вырасти примерно вдвое

- не менее одной организации-экспортера на каждую сотню зарегистрированных компаний.

Сегодня решение данных задач ограничивают длительные и дорогостоящие административные и таможенные процедуры. Так, согласно опросам Всемирного банка, российский экспортер в среднем затрачивает 21 день на прохождение экспортно-импортных процедур. К примеру, в Сингапуре на это уходит пять дней, в Корее и Германии — до семи, в Бразилии — 13

дней, в США — не более шести. При этом количество документов, необходимых для экспорта, в России составляет восемь, в Сингапуре, США и Германии — четыре, в Корее — три4.

Улучшать ситуацию будут, с одной стороны, за счет бюджетного финансирования таможенной деятельности, а с другой — путем упрощения административных и таможенных процедур. Объем финансовых ресурсов на период с 2013 по 2018 год составит 422 млрд. рублей, из них примерно половина предусмотрена до 2015-го, при этом порядка 88% от этой суммы составляют расходы на обеспечение таможенной деятельности. Основные мероприятия системы затрагивают всю сферу таможенной деятельности, включая полномасштабный переход на межведомственное электронное взаимодействие, отказ при декларировании товаров от дублирования электронных документов бумажными, сокращение сроков осуществления таможенных операций в пунктах пропуска и качественное совершенствование системы управления рисками. В результате к 2018 году страна должна выйти на лучшие мировые показатели, в два-три раза сократив количество документов, уменьшив время и издержки предпринимателей, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

Роль каждой страны в ВТО при формальном всеобщем равенстве часто зависит от ее экономической мощи. Для масштабов российской экономики, по оценке аналитика инвестиционного холдинга «Финам» Антона Сороко, ориентировочные показатели, озвученные в госпрограмме, выглядят вполне реалистичными и достижимыми к 2018 году. Но вместе с тем повышение доли экспорта несырьевых товаров и продукции машиностроения — это вопрос не самого ближайшего времени, поскольку для достижения поставленных целей требуются масштабные инвестиции в реальный сектор, а также повышение конкурентоспособности и улучшение инвестиционного климата в стране. Очевидно, что улучшение условий ведения внешнеэкономической деятельности необходимо, но трудноосуществимо без комплексного подхода к решению этих задач.

Библиографический список

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» // Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 378-р [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://www.ved.gov.ru/vnesheconom/ export_regulation/state_program/

2. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Знание, 2007. - 258 с.

3. Перепелица Оксана. ВЭД для ВТО [Текст] // Россия в ВТО: стратегия успеха от 7.052013 г. Режим доступа — http://wto. wtcmoscow.ru/novosti/933

4. Последствия присоединения России к ВТО [Электронный ресурс] /ВТО-информ, М., 2012. Режим доступа — http://wto-inform. ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf

Bibliography

1. The State Program of the Russian Federation "Development of foreign trade activities" // Approved. Order of the Government of the Russian Federation on March 18, 2013 № 378 — p [electronic resource]. Access mode — http://www.ved.gov.ru/vnesheconom/ex-port_regulation/state_program/

2. Pokrovsky V.V. The organization and regulation of foreign economic activity. — M.: Knowledge, 2007. - 258 p.

3. Perepelitsa Oksana. FEA for the WTO [Text] // Russia in the WTO: a strategy for success, from 7.052013g. Access mode — http://wto.wtcmoscow.ru/novosti/933

4. The consequences of Russia's accession to the WTO [electronic resource] / WTO -inform, M., 2012. Access mode — http:// wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_ wto.pdf

1 Последствия присоединения России к ВТО[Электронный ресурс]/ВТО-информ. — М., 2012. Режим доступа — http://wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf

2 Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» // Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 378-р [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://www.ved.gov.ru/vnesheconom/export_regulation/ state_program/

3 Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности.[Текст]/ В.В, Покровская. — М.: Знание, 2007. — 258 с.

4 Цит. по: Перепелица Оксана. ВЭД для ВТО[Текст]// Россия в ВТО: стратегия успеха от 7.052013 г. Режим доступа — http://wto.wtcmoscow.ru/novosti/933

Timoshkina E.A., e-mail: vestnik.gmu@yandex.ru

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation and a 5-year student of the faculty "State and Municipal Management" (Russian Federation, Orel)

STATE REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE LIGHT OF RUSSIAN STANDARDS AND REQUIREMENTS WTO

This article investigates the problem of transformation of Russian foreign trade after the country's accession to the WTO, which requires changes in the forms and methods of state regulation of foreign trade, as will reducing import duties and restriction of state a number of industries, as well as support tools, which do not contradict the generally accepted norms of international trade and domestic support.

Key words: state regulation of foreign economic activity, forms and methods of foreign trade, the World Trade Organization.

№ 4 2013 r.

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.