72
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ
РУНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Елена Николаевна ГОРЛОВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
ВЛИЯНИЕ ПРАВА ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА РОССИЙСКУЮ ФИНАНСОВУЮ ПОЛИТИКУ
Статья посвящена вопросам влияния права ВТО на российскую финансовую политику. Исследуются обязательства, которые взяла на себя Россия в связи с вступлением в ВТО и их возможные последствия. Особое внимание уделено актуальным вопросам пересмотра тарифных обязательств России перед ВТО в контексте современного состояния мировой экономики и политики.
Ключевые слова: финансовая политика, экономическая политика, Всемирная торговая организация, таможенные пошлины, интеграция.
E. N. GORLOVA, Ph. D. (Law),
Associate Professor of the Financial Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
THE QUESTIONS OF LAW OF THE WORLD TRADE ORGANIZATION AND ITS INFLUENCE ON THE RUSSIAN FINANCIAL POLICY
The article deals with the questions of law of the World Trade Organization and its influence on the Russian financial policy. Labilities, which were assumed by Russia as a member of the WTO and their possible consequences are explored. Special attention is paid to the urgent problems of revision of custom liabilities of Russia as a member of WTO in the context of modern economics and politics. Keywords: financial policy, economic policy, World Trade Organization, custom duties, integration.
Финансовую политику можно подразделить на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия заключается в выработке основных направлений использования финансов, выборе форм и видов организации финансовых отношений. Финансовая тактика представляет собой решение конкретных экономических задач определенного этапа развития государства путем применения необходимых способов и форм финансовых связей1.
Финансовая политика тесно взаимосвязана с экономикой и может оказывать существенное влияние на нее, а также подвергаться обратному влиянию. Характерной чертой
1 Артемов Н. М. К вопросу о термине «финансовая политика» // Проблемы финансового права в условиях рынка в XXI веке : сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. О. Н. Горбунова. © Е. Н. Горлова, 2015 М. : ТК Велби, Проспект, 2005. С. 26.
в
'ШС&ТПлИМНК Горлова Е. Н.
Влияние права Всемирной торговой организации ^Х^Э
имени O.E. Кугафина (МГЮА) на Российскую финансовую политиКу
современной экономики является усиление интеграционных процессов, выражающееся в создании экономических и торговых союзов. Одним из таких союзов является Всемирная торговая организация (далее — ВТО), основанная 1 января 1995 г
Россия подала официальное заявление о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1993 году, а сам переговорный процесс о присоединении России к учрежденной взамен ГАТТ ВТО начался в июле 1995 года.
До 1998 года Рабочая группа по присоединению Российской Федерации к ВТО занималась ознакомлением с организацией российского внешнеторгового режима, которое проходило в форме изучения предоставленных Россией документов и нормативных правовых актов, описывающих режимы в охватываемых Соглашением о ВТО областях.
Представленные документы наглядно демонстрировали стремление нашей страны не только исполнять нормы Соглашения об учреждении ВТО, но и взять на себя обязательства перестроить экономику и денежно-кредитную политику. Так, на заседаниях Рабочей группы представители России заявляли, что «нынешняя экономическая политика Российской Федерации направлена, в частности, на "дебюрократизацию" экономики, в том числе, на устранение излишних и обременительных административных барьеров, усиление конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности страны, а также на достижение финансовой и денежной стабильности. Денежно-кредитная политика Российской Федерации направлена на создание сбалансированной денежно-кредитной системы, свободной от излишних ограничений для отечественных и зарубежных экономических операторов, и на создание благоприятных предпосылок для устойчивого и долгосрочного экономического развития»2.
Присоединение России к ВТО оформлено 16 декабря 2011 г подписанием Протокола о присоединении к Марракешскому Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (далее — Соглашение о ВТО).
Россия взяла на себя обязательства по приведению национального законодательства в соответствие с Соглашением о ВТО, а также по снижению тарифов и принятию иных мер для облегчения доступа иностранных товаров и услуг на свои рынки.
Эти обязательства можно разделить на 4 группы:
1. Снижение ставок импортных пошлин и импортных квот. Согласно отчету Рабочей группы по вступлению России в ВТО, средневзвешенная импортная ставка сократится с 10 до 7,8 %. При этом, по данным Минэкономразвития России, снижение среднеарифметического значения импортной ставки составит 3,6 процентных пункта (с 12,9 до 9,2 %), а средневзвешенной ставки — 4,7 процентных пункта (с 11,9 до 7,1 %). В любом случае оно составит около 30 % и коснется всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетического природного сырья, где конкуренция с импортом России не грозит
2. Снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам. Количественные ограничения на импорт, такие как квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или же другие требования или ограничения, которые не подтверждены ВТО и не проводятся под ее провизией, должны ^ быть исключены без возможности введения повторно. Кроме этого, Россия принимает на к себя обязательства по облегчению допуска иностранных компаний на рынок по 116 из 155 н секторов услуг и
3. Сокращение экспортных пошлин. Россия обязалась снизить ставки примерно 5 на 700 товарных позиций. Нефтегазовый экспорт при этом не будет затронут, а максималь- ä ный эффект будет достигнут для черных и цветных металлов, где экспортные ставки сни- s зятся до 0 %. m
m
2 Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой ор- é
ганизации // URL: http://wto.wtcmoscow.ru/about_wto/wto/russia_commitments/ НАУК1
СИТНИК
74 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ /^З^ерситета
имени O.E. Кутафина(МГЮА)
4. Обязательства по реформированию законодательства и системы государственного управления. Российское законодательство за период переговоров по ВТО постепенно приводилось в соответствие с нормами организации. Тем не менее некоторые обязательства еще не полностью выполнены, в частности в сфере реформирования системы государственных закупок, транспарентности нормативных правовых актов, ответственности за дискриминацию иностранных организаций и т.д.3
Последствия выполнения принятых Россией обязательств оцениваются неоднозначно. Ряд специалистов указывают на преимущества интеграции России в глобальные экономические и торговые отношения.
Так, Д. К. Лабин отмечает, что присоединение России к Соглашению о ВТО соответствует современной экономической политике России, направленной на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и международную торговлю, и способствует решению таких задач, как:
— содействие модернизации, индустриализации и инновационному развитию российской экономики;
— получение недискриминационных, наиболее благоприятных условий доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки;
— развитие экспортных возможностей российских поставщиков и диверсификация структуры российского экспорта;
— обеспечение защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО;
— снижение социальной напряженности в российском обществе4.
Оценивая указанные доводы с точки зрения современного состояния российской экономики и законодательства в сфере финансово-правового регулирования внешней торговли, можно выявить их полную или частичную несостоятельность. Сырьевой характер экономики во многом определяет в настоящее время структуру российского экспорта. Кроме того, лишь малая часть производимой в России продукции является востребованной и конкурентоспособной на зарубежных рынках. Напротив, выполняя обязательство перед ВТО, государство создает условия для захвата отечественного рынка зарубежными компаниями и вытеснения российских производителей. До вступления России в ВТО пошлины и квоты были эффективным барьером от указанных негативных последствий. Введение экономических санкций против России продемонстрировало, что членство в ВТО не является гарантией получения наиболее благоприятных условий доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки — напротив, в условиях политического противостояния международные экономические институты выступают одним из эффективных орудий холодной войны.
Полагаем, что заслуживает пристального внимания позиция скептиков, прогнозирующих негативные изменения в структуре российской экономики.
Так, В. М. Шумилов обращает внимание на следующие негативные последствия, которые могут возникнуть в отдельных секторах экономики:
1) снижение ставок таможенных пошлин в металлургической отрасли может привести к росту импорта и потере российскими заводами 5 млрд долл. выручки;
2) пошлины в самолетостроении угрожают выпуску российских авиалайнеров;
3) уменьшение ставок пошлин в автомобилестроении может повлечь наводнение рынка дешевой китайской техникой;
3 По данным аналитического центра «ВТО-ИНФОРМ». 11Р1_: http://wto-inform.ru/upload/brochure/ brochure_wto.pdf.
4 Лабин Д. К. Вопрос о присоединении России к Соглашению об учреждении ВТО // Междуна-
родное экономическое право : учеб. пособие / кол. авторов ; под ред. А. Н. Вылегжанина. М. : КНОРУС, 2014. Гл. 5.16. С. 126.
в
ШШЖ Горлова Е. Н.
УНИВЕРСИТЕТА Влияние права Всемирной торговой организации
имени о.Е.кугафина(мгюА) на Российскую финансовую политику
4) тарифные квоты на свинину и живых свиней могут понизить эффективность российских предприятий в свиноводстве вдвое, а сроки окупаемости повысить до 8 лет и более;
5) снижение ввозных пошлин на рис может привести к спаду российского производства риса5.
Таким образом, возросшая вовлеченность России в глобальные экономические процессы все чаще проявляет свои негативные черты. Как отметил председатель Правительства России Дмитрий Медведев, отчитываясь перед депутатами Государственной Думы о работе Правительства за 2013 г, были выявлены «самые уязвимые места нашей экономики, те структурные и институциональные ограничения, которые копились в нашей экономике на протяжении десятилетий». Среди них были названы недостаточная диверсификация экономики, низкая инвестиционная активность, не отвечающее современным требованиям качество институтов и государственного управления.
Вместе с тем председатель Правительства РФ отметил, что работа в рамках ВТО в 2013 г. не повлекла негативных последствий в сельскохозяйственном секторе: государственная поддержка сектору составила 200 млрд руб., нормы, установленные доктриной продовольственной безопасности, были перекрыты по ряду видов продукции6.
Необходимо отметить, что нормы Соглашения о ВТО в большинстве своем рассчитаны на постепенное изменение национальных пошлин, льгот и квотирования в течение многих лет — установлены переходные периоды для так называемой гармонизации тарифов, а также исключения с ограниченным сроком действия (например, относительно участия иностранных лиц в системе государственных закупок). В связи с этим в настоящее время нельзя однозначно оценивать влияние права ВТО на российскую экономику, необходимо оценивать экономические последствия в долгосрочной перспективе.
В кризисной ситуации, возникшей в 2014 г, российская финансовая политика остро нуждается в усовершенствовании. В сентябре 2014 г руководитель Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров предложил инициировать переговоры по изменению тарифных обязательств России перед ВТО в сторону повышения импортных пошлин по ряду товаров, чтобы обеспечить дополнительную защиту российским производителям в рамках концепции импортозамещения. Было предложено повысить пошлины до «уровня связывания», то есть до максимально возможных ставок, оговоренных в рамках соглашения о присоединении к ВТО. Одновременно на отдельные виды сырья и комплектующих, необходимые для выпуска финальных образцов промышленной продукции, пошлины могут быть, наоборот, снижены. В качестве еще одной меры предлагалось скорректировать программу государственных закупок, введя запрет на часть иностранных товаров для компаний с государственным участием, а также расширив номенклатуру товаров, подпадающих под запреты и ограничения на приобретение импорта для государственных и муниципальных нужд7.
28 января 2015 г состоялось заседание подкомиссии по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции под председательством министра экономразвития Алексея Улюкаева. На мероприятии присутствовали члены подкомиссии — представители ^
Минпромторга, Минсельхоза, Минюста, ФАС и аппарата Правительства. Подкомиссия приняла к
ряд решений, направленных, как гласит пресс-релиз, на стимулирование экономического роста, н
поддержку отдельных отраслей экономики, снижение стоимости на внутреннем рынке продук- и
S "0
--5
5 Шумилов В. М. Право Всемирной торговой организации (ВТО) : учебник для магистров и аспи- s рантов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. С. 180-181. ^
6 Анохин П. Экономический курс правительство менять не будет, но скорректирует // Россий- к ская Федерация сегодня. № 8. Апрель. 2014. С. 13-15. О
7 URL: http://www.rgwto.com/archive.asp?id=61980&full_mode=1. НАУК1 3/2015
>
76
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
В
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина(МГЮА)
ции и усиление рыночных позиций продукции российского производства8. В действительности были снижены или обнулены ввозные таможенные пошлины на ряд товаров. Предполагается, что снижение издержек российских компаний будет стимулировать экономический рост
Таким образом, одним из основных ориентиров современной финансовой политики является уменьшение или прекращение таможенно-тарифного регулирования без замены его какими-либо разрешенными способами нетарифного регулирования. В то же время изменения в финансовой политике демонстрируют, что в современных условиях добиться массового импортозамещения в короткие сроки невозможно, следовательно, протекционистские меры не являются эффективным инструментом регулирования экономики.
Другим направлением реформирования финансовой политики является усиление государственной поддержки частного капитала: кредитных организаций, сырьевых компаний. «На смену защите отечественного производителя приходит защита отечественных транснациональных производителей, обеспечение их интересов. Пограничные и внутренние барьеры, контроль за технологиями и охрана интеллектуальной собственности, конкуренция и доступ на рынки других стран становятся важными инструментами продвижения отечественных компаний и повышения их конкурентоспособности»9.
Полагаем данную позицию государства неоправданной, поскольку крупные компании в условиях кризиса могут самостоятельно обеспечить свою стабильность, в то время как не обладающие большим капиталом компании и индивидуальные предприниматели действительно нуждаются в государственной поддержке.
Как справедливо отмечает профессор Е. Ю. Грачева, в условиях рынка государству необходимо сохранить свое социальное предназначение, что должно быть выражено в его экономической политике, направленной на обеспечение национальных интересов, социальных программ. Забвение этих интересов ведет к злоупотреблениям, коррупции и создает угрозу национальной безопасности страны в целом10.
К сожалению, так называемая антикризисная программа Правительства РФ на 2015 год11 в основном ориентирована на интересы кредитных организаций, потребности военно-промышленного комплекса и отдельных узких групп субъектов.
Среди принимаемых Правительством РФ мер, непосредственно затрагивающих государственное регулирование экономики в тех сферах, на которые распространяются ограничения ВТО, можно отметить следующие:
1. Введение ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, при наличии 2 и более заявок на поставку товара российского производства (в сфере лекарственных средств) и на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Предоставление в 2015 году дополнительных средств федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства — до 50 млрд рублей.
Полагаем, что введение указанных мер может, с одной стороны, осложнить взаимоотношения России с ВТО, а с другой — оказать негативное воздействие на отдельные сектора российской экономики и снизить уровень жизни россиян.
URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/2015012802.
Владимир Мау, Алексей Улюкаев. Контуры новой экономической политики // URL: http:// economy.gov.ru/minec/press/interview/20l50126.
Грачева Е. Ю. Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов в условиях рынка // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2014. № 4. С. 21.
Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р // URL: http://government.ru/media/ files/7QoLbdOVNPc.pdf.
10