(©
Бадрянова И.А., Никонова Е.А., Рыженкова Е.М.
Студент Института экономики управления и прикладной информатики ФГБОУ ВО Иркутский государственный аграрный университет имени А. А. Ежевского
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
АПК
Аннотация
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Ключевые слова: государство, регулирование цен, АПК, экономическая система, цена, качество товаров и услуг.
Keywords: state regulation of prices, agriculture, economic system, price, quality goods and services.
В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством
определенных функций в экономике не подвергается сомнению.
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина -меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности [1].
С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся новые идеи экономического либерализма, которые впервые обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли огромное число поклонников [2].
Согласно исследованию А. Смита, рыночная система способна к саморегулированию, главным рычагом ее является личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная двигающая сила экономического развития. Одной из основных идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, и поэтому рынку должна быть предоставлена полная свобода
[3].
Есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это так называемые общественные товары т.е. товары и услуги, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя контроль об их
© Бадрянова И.А., Никонова Е.А., Рыженкова Е.М., 2016 г.
производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции. К тому же механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т. е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.
Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи [4], выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.
Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике [5]. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.
В настоящее время в РФ отсутствует система принятия решений в области государственного ценового регулирования. главный недостаток этой системы - цены формируются без учета интересов участников рыночных отношения отрасли, а лишь на основе мнения правительственных ведомств. Основные направления государственного регулирования цен в России определены Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [6]. Рычагами прямого ценового регулирования в российской экономике являются установление предельных максимальных уровней цен, ценовых коэффициентов, пределов оптовых и розничных торговых надбавок. Их использование, как свидетельствует практика, сдерживает рост цен, но представляет угрозу финансовому состоянию производителей, то есть вызывает противоречия между субъектов регулирования.
В агропромышленном комплексе нет четко организованного механизма ценообразования, поэтому все производители стараются закупить сырье по минимальной стоимости. Регионы стараются ввести собственное ценовое регулирование, что наносит существенный вред развитию сельскохозяйственному производству.
Правительство РФ не предпринимает должных мер по повышению конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя и по защите его от монополистического диктата, что дает преимущество крупным зарубежным предприятиям на российском рынке, и, соответственно, ведет к разрушению отрасли АПК в России.
Литература
1. Антипина О.В., Прокопьева А.В. Применение кредитной формы финансирования в организации производственных процессов // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 5 (100). С. 172-177.
2. Нечаев А.С., Антипин Д.А. Совершенствование финансового инструментария для стимулирования инновационной деятельности предприятий // монография / Иркутский государственный технический университет. Иркутск, 2013.
3. Нечаев А.С. Инновационный подход к формированию инвестиционного кредита // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2009. № 1-1 (22). С. 146-150.
4. Прокопьева А.В. Обоснование единой классификации инновационного риска // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 2.
5. Серова Е., Янбых Р. Государственные программы поддержки сельскохозяйственного кредита в переходных экономиках. // Вопросы экономики, № 11, 2014, с. 127-136.
6. Хорохорин А. О проблемах функционирования АПК и путях их решения. // Экономист, № 9, 2015, с.88-92.