УДК 334.021
Кострикова Юлия Александровна
аспирант кафедры экономики и управления в связи Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОЗДАНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДКИ
Kostrikova Yulia Aleksandrovna
PhD student, Economics and Telecommunications Management Department, Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of
Telecommunications
STATE REGULATION OF TELECOMMUNICATIONS BY MEANS OF ELECTRONIC INDUSTRY-SPECIFIC TRADING PLATFORM
Аннотация:
В статье проанализированы текущая ситуация и меры государственного регулирования телекоммуникационной отрасли. Предложен новый организационно-экономический механизм государственного регулирования телекоммуникаций при помощи создания отраслевой электронной площадки и пояснена его целесообразность.
Ключевые слова:
государственное регулирование телекоммуникаций, отечественный производитель, управление качеством, электронная отраслевая торговая площадка, вэб-приложение.
Summary:
The article analyses the current state and the measures of state regulation of the telecommunications industry. The author suggests a new economic management mechanism of state regulation of the telecommunications industry by the creation of an electronic platform, which reasonability is justified.
Keywords:
state regulation of telecommunications, domestic producer, quality management, electronic industry-specific trading platform, web-application.
Развитие телекоммуникационного рынка - основа для построения инновационной экономики, так как данный сегмент национальной экономики является базовым при формировании пятого технологического уклада и основой для шестого. Доля проникновения пятого уклада в экономику РФ составляет лишь 10 % [1], а доля предприятий НИОКР в телекоммуникациях - 1,76 % [2].
Если рассматривать телекоммуникационный рынок как сумму взаимосвязанных секторов вне зависимости от специфики продукции, можно выделить главных игроков - изготовителей телекоммуникационного оборудования, поставщиков и потребителей телекоммуникационных услуг и государство. Сектор производства телекоммуникационного оборудования является основой всего телекоммуникационного рынка, поскольку производство услуг происходит на базе оборудования.
По оценкам аналитиков, на данный момент около 90 % оборудования закупается за рубежом, общий объем импорта составляет более 300 млрд р. в год. По ряду внешних и внутренних факторов сектор производства телекоммуникационного оборудования в России находится в плохом состоянии. Изначально отрасль неудачно пережила перестройку, затем оказалась не в лучшем состоянии из-за вступления РФ в ВТО.
С экономической точки зрения данный сектор характеризуется большим объемом капиталовложений при низкой скорости их возврата, поэтому инвестиционно непривлекателен. Также существует проблема взаимосвязанных отраслей, в частности слабой отечественной компонентной базы. Следовательно, телекоммуникационный рынок самостоятельно не может совершить резкий скачок в развитии.
Ускорить развитие отрасли и укрепить слабый сектор производства телекоммуникационного оборудования возможно при использовании мер государственного регулирования. Проанализируем реализуемые на данный момент методы регулирования отрасли. Существуют три вида взаимосвязанных способов государственного регулирования телекоммуникаций: технические, правовые и организационно-экономические [3].
Телекоммуникационный рынок представлен практически всеми существующими видами собственности. В отношении предприятий всех форм собственности широко используются технические и правовые методы. Организационно-экономические способы регулирования телекоммуникаций применяются в основном для государственных компаний, являющихся монополистами в сфере телекоммуникационных услуг. Меры государственного регулирования телекоммуникаций отражаются на потребителях лишь косвенно.
Проанализируем меры поддержки отечественной телекоммуникационной промышленности, реализуемые сегодня. На данный момент Минкомсвязь активно прорабатывает политику поддержки отечественного производителя. Первоначально акцент делался на секторе программного обеспечения, но после внесения законодательной инициативы и запрета использования иностранного оборудования связи для государственных и муниципальных нужд проблемам телекоммуникационной промышленности стали уделять должное внимание. Предлагаются разные инициативы -от уменьшения размера взносов в фонд ликвидации цифрового неравенства для операторов, применяющих отечественное оборудование, до предоставления дотаций изготовителям. К сожалению, позиция Минкомсвязи в отношении реализации мер по поддержке российского производителя телеком-оборудования не согласуется с позицией Минпромторга, Минэкономразвития и Министерства финансов [4]. Поэтому все проекты находятся на длительной стадии согласования.
По указанию Минпромторга в «Ростехе» разработана концепция тестовой площадки для российского телекоммуникационного оборудования на базе ОАО «Ростелеком». Статус отечественного оборудования может получить образец, сделанный целиком из местных комплектующих, прошитый с помощью отечественного программного обеспечения [5]. Минпромторг совместно с «Ростехом» и «Ростелекомом» создает испытательную площадку для российского оборудования связи в целях проверки качества и сертификации. Подход Минпромторга направлен на повышение качества оборудования, но не на увеличение объемов производства.
Централизованные работы по сбору, обработке, анализу и корректировке экономической информации в отрасли и взаимосвязанных сферах не проводятся. Решением вопроса могло бы стать долгосрочное экономическое планирование посредством использования метода МОБ Леонтьева. Однако в силу сложности сбора данных от производителей телекоммуникационного оборудования и компонентной базы задача является сложно реализуемой. В Минкомсвязи внесли предложение обязать всех отечественных операторов связи предоставлять планы годовой закупки оборудования, тем не менее такая задача предполагает необходимость проработки каналов сбыта.
Управленческие инновации являются толчком для технологических [6]. Одним из возможных решений может стать организационно-экономический механизм, реализуемый при помощи вэб-приложения, который позволит регулятору активно формировать рынок. Предлагается создать электронную торговую площадку, где регулятор сможет повышать объемы и качество производства телекоммуникационного оборудования.
Попытки создать отраслевую электронную торговую площадку предпринимались несколько лет назад (е^е!есот), однако частная инициатива в рыночных условиях не возымела успеха, так как российское оборудование не отвечало рыночным условиям (цена - качество). Реализация данного проекта посильна и выгодна регулятору, поскольку он в состоянии организовать процесс взаимодействия и контролировать его. Концепция отраслевой торговой электронной площадки в е^е!есот ставила перед собой цель получения прибыли, а задачей государственного органа является всестороннее развитие отечественной отрасли.
В рамках механизма для предприятий, работающих в сфере телекоммуникационных услуг, необходимо сформировать отчет по статье «планируемые закупки оборудования» с указанием спецификации, объема и стоимости планируемой закупки. Для компаний, работающих в сфере производства телекоммуникационного оборудования, нужно подготовить калькуляцию себестоимости затрат на изготовление, включающую спецификацию комплектующих, конечную стоимость и спецификацию готового товара. Также предлагается привлечь к использованию приложения производителей комплектующих для телекоммуникационного оборудования и ведущие отечественные научные центры отрасли. Цели электронной отраслевой площадки приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Организационно-экономические цели
отраслевой электронной торговой площадки
Участник рынка Отечественный поставщик телеком-услуг Отечественный производитель телеком-оборудования Отечественный производитель компонентной базы Научный центр Инвестор
Цель Наладить закупки Наладить каналы сбыта и закупок комплектующих Наладить каналы сбыта Получить средства для разработок Найти интересные проекты
Минимизировать макроэкономические риски Найти инвесторов - Внедрить массовую технологию -
- Найти разработчиков, купить патент - -
Цена не является единственным критерием конкурентоспособности. Акцент при выборе всегда остается на качестве товара. Система оценки услуги в приложении и получение производителем сертификата качества продукции позволят сделать оборудование более конкурентоспособным.
При помощи данного приложения можно легко наладить сбытовые каналы посредством организации и оптимизации взаимодействия, а значит - найти возможности для увеличения объемов производства. В нестабильных внешнеэкономических условиях отечественные операторы получают доход в национальной валюте, а ведут расчет за покупку оборудования в иностранной, подверженной резким курсовым скачкам. Из-за роста курса доллара стоимость зарубежных комплектующих увеличилась примерно в 2,5 раза и фактически сравнялась с таковой российских комплектующих. Благодаря сложившейся экономической ситуации отечественные комплектующие стали более конкурентоспособными по цене.
Рассмотрим, за что платит конечный пользователь сегмента b2c в общем виде, не учитывая распределение стоимости услуг в тарифном плане:
Су = С зоП + Соу + П + Н,
где Cу - стоимость услуги;
Сзо - стоимость закупки оборудования, фиксированная цена в долларах;
п - курс доллара;
Соу - себестоимость оказания услуг (остальные статьи затрат);
П - прибыль оператора;
Н - налоги.
Средний ARPU за 2014 г. составлял около 330 р., а за 2015 - около 400 р. Курс доллара на 31 декабря 2014 г. - 56 р., а на длинные выходные 2016 - 73 р. За год цены на услуги связи возросли на 15 %, что объясняется повышением уровня цен на закупку оборудования. Доходы граждан за год сократились примерно на 10-15 %, поэтому спрос на услуги связи снизился в среднем на 3-5 %.
На сегодня отечественные операторы сотовой связи обслуживают около 220 млн абонентов [7]. Согласно данным Минэкономразвития, индекс потребительских цен по разделу «услуги» за 2015 г. составил 109 %. Рассчитаем потери для общества от использования иностранного оборудования в 2015 г. в сегменте оказания услуг сотовой связи физическим лицам (таблица 2).
Таблица 2 - Расчет потерь в сегменте оказания услуг физическим лицам
от использования зарубежного оборудования
Год оказания услуг Фактическая стоимость, млн р. Расчетная стоимость с использованием ИПЦ, млн р. Потери, млн р.
2014 72 600 - -
2015 88 000 79 134 8866
Потери сегмента сотовой связи от импорта оборудования за 2015 г. только в сегменте b2c -8866 млн руб. Курсовая разница переложена на абонента. Для сравнения 15 000 млн р. в год поступает в фонд универсальных услуг связи в качестве налогов от операторов. Минимизировать финансовые риски от проведения валютных расчетов можно только при использовании специальных видов договоров, позволяющих дождаться относительно низкого значения курса доллара. Данный финансовый механизм нестабилен.
Импортозамещение в сложившейся ситуации является необходимостью, не только увеличивающей надежность российских сетей связи, но и ведущей к минимизации финансовых рисков. Предложенный организационно-экономический механизм электронной торговой площадки привлекателен и для поставщиков услуг, и для производителей оборудования. В сравнении с экономико-математическим моделированием и субсидированием электронная отраслевая торговая площадка на основе вэб-приложения - более свободный механизм, при минимуме затрат создающий естественную конкурентную среду.
Реализация приложения в качестве проекта регулятора позволит получать данные о закупках в автоматизированном режиме, а также поможет отслеживать изменения конъюнктуры рынка и законодательно корректировать состояние секторов. Привлечение научных центров даст возможность связать университеты и предприятия НИОКР, не обладающие достаточно большими мощностями и капиталом, с производственными предприятиями и инвесторами в целях внедрения разработанных инноваций.
Включение в схему инвесторов поможет находить средства для реализации интересных производственных проектов и развития мощностей, что позволит регулятору уменьшить объемы субсидирования.
Разработка вэб-приложения в тестовом режиме в обобщенном виде выполнена в рамках диссертационного исследования. Для полноценной подготовки в целях использования предлагается создание малого инновационного предприятия на основе кафедры экономики и управления в связи Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича.
Ссылки:
1. Каблов Е.Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2010. № 4.
2. Соколов А. Имитация инноваций: Россия отстает даже от развивающихся стран [Электронный ресурс]. URL: http://top.rbc.ru/economics/17/10/2013/882656.shtml (дата обращения: 11.03.2016).
3. Макаров В.В. Телекоммуникации России: состояние, тенденции и пути развития : монография. М., 2007. 296 с.
4. Макаров В.В. Обеспечение конкурентоспособности оператора связи путем инновационного развития // Электросвязь. 2011. № 9. С. 30-33.
5. Кантышев П. Льготы для пользователей отечественного оборудования связи не согласованы [Электронный ресурс] // Ведомости. 2015. 2 сент. URL: http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2015/09/22/609614-lgoti-dlya-polzovatelei-otechestvennogo-oborudovaniya-svyazi-ne-soglasovani/ (дата обращения: 11.03.2016).
6. Разработана концепция тестовой площадки для отечественного телеком-оборудования [Электронный ресурс]. URL: http://www.rspectr.com/news/koncepciya-testovoi-ploschadki-telekom-oborudovaniya/ (дата обращения: 11.03.2016).
7. Макаров В.В. Телекоммуникации России ...
References:
1. Kablov, EN 2010, 'The sixth technological order', Science and Life, no. 4.
2. Sokolov, A 2013, Imitation Innovation: Russia lags behind even developing countries, retrieved 11 March 2016, <http://top.rbc.ru/economics/17/10/2013/882656.shtml>.
3. Makarov, VV 2007, Telecommunications of Russia: status and trends and ways of development: monograph, Moscow, 296 p.
4. Makarov, VV 2011, 'Competitiveness operator through innovative development', Telecommunications, no. 9, p. 30-33.
5. Kantyshev, P 2015, 'Benefits for domestic communications equipment users are not consistent', Vedomosti, 2 September, retrieved 11 March 2016, <http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2015/09/22/609614-lgoti-dlya-polzovatelei-otech-estvennogo-oborudovaniya-svyazi-ne-soglasovani/>.
6. A test site concept for the domestic telecom equipment 2016, retrieved 11 March 2016, <http://www.rspectr.com/news/kon-cepciya-testovoi-ploschadki-telekom-oborudovaniya/>.
7. Makarov, VV 2007, Telecommunications of Russia: status and trends and ways of development: monograph, Moscow, 296 p.