Научная статья на тему 'Закупочная деятельность компаний телекоммуникационной отрасли в условиях импортозамещения'

Закупочная деятельность компаний телекоммуникационной отрасли в условиях импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / PROCUREMENT / МОДЕЛЬ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROCUREMENT MODEL / РЫНОК ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ / TELECOMMUNICATIONS INDUSTRY / СОТОВЫЕ ОПЕРАТОРЫ / MOBILE NETWORK OPERATORS / ИМОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проценко И.О., Кулиш М.С.

Телекоммуникационная отрасль обладает рядом особенностей, которые определяют стратегию управления закупками предприятий данного сектора. В настоящее время телекоммуникационная отрасль в России характеризуется высоким уровнем импортозависимости. В данной статье особенности закупочной деятельности будут рассмотрены через призму импортозависимости отрасли, так как введение санкций в отношении российских компаний может негативно повлиять на динамику и уровень технологического развития национальной телекоммуникационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Telecommunications industry has some characteristics, which define strategy of management of purchases of the enterprises of this sector. The Russian telecommunications industry`s import-dependent. Article showcases procurement process features and figures negatively effect of sanctions on the technological development level of national telecommunication infrastructure.

Текст научной работы на тему «Закупочная деятельность компаний телекоммуникационной отрасли в условиях импортозамещения»

И. О. Проценко, М. С. Кулиш

ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Аннотация

Телекоммуникационная отрасль обладает рядом особенностей, которые определяют стратегию управления закупками предприятий данного сектора. В настоящее время телекоммуникационная отрасль в России характеризуется высоким уровнем им-портозависимости. В данной статье особенности закупочной деятельности будут рассмотрены через призму импортозависимости отрасли, так как введение санкций в отношении российских компаний может негативно повлиять на динамику и уровень технологического развития национальной телекоммуникационной инфраструктуры.

Ключевые слова

Закупки, модель закупочной деятельности, рынок телекоммуникаций, сотовые операторы, имортозамещение.

I. O. Protsenko, M. S. Kulish

PROCUREMENT OF TELECOMMUNICATIONS COMPANIES IN IMPORT SUBSTITUTION CONDITIONS

Annotation

Telecommunications industry has some characteristics, which define strategy of management of purchases of the enterprises of this sector. The Russian telecommunications industry's import-dependent. Article showcases procurement process features and figures negatively effect of sanctions on the technological development level of national telecommunication infrastructure.

Keywords

Procurement, procurement model, telecommunications industry, mobile network operators, import substitution.

Телекоммуникационная отрасль обладает рядом характеристик, которые определяют стратегию управления закупками предприятий данного сектора. Отраслевые особенности оказывают влияние на состав поставщиков, капиталоемкость производства, сеть сбыта, цикл планирования закупочной деятельности и т. д.

В настоящее время телекоммуникационная отрасль в России характеризуется высоким уровнем импортозави-симости (доля зарубежного телекомобо-рудования по некоторым оценкам колеблется от 80 до 98 %). Рассмотрим

особенности закупочной деятельности через призму импортозависимости отрасли, так как введение санкций в отношении российских компаний может негативно повлиять на динамику и уровень технологического развития национальной телекоммуникационной инфраструктуры.

Можно выделить следующие характеристики, влияющие на закупочный процесс.

1. Государственное регулирование деятельности. Все операторы мобильной связи в своей деятельности руководствуются ФЗ «О связи» № 126 от

07.07.2003, и для оказания телекоммуникационных услуг необходимо получение специальной лицензии. Особенно стоит отметить, что при получении лицензии на компанию накладываются следующие обязательства и ограничения:

1) лицензия не бессрочна и имеет территориальные ограничения;

2) необходимо строго соблюдать дату начала предоставления услуг согласно лицензии;

3) компания, получившая лицензию, должна обеспечить своим абонентам: доступ к сети, беспрерывную передачу голосовой и неголосовой информации независимо от местоположения абонента, возможность соединения с абонентами фиксированной (общего пользования) связи, информационно-справочное обслуживание, возможность круглосуточного вызова экстренных служб;

4) предоставление услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соблюдение правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия;

7) в ходе торгов на получение соответствующих лицензий могут быть наложены дополнительные обязательства в форме: строительства дополнительных объектов связи, увеличения зоны покрытия, гарантирования определенного уровня инвестиций в отрасль;

8) ваимодействие в случае проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Наглядным примером влияния данного фактора на закупочную деятельность является результат получения лицензии LTE. В рамках конкурса разыгрывались четыре федеральных лота, в составе которых были две полосы радиочастот шириной 7,5 МГц, диапазон 2,5-2,69 разыгрывался на безкон-курсной основе. Победителем по первому лоту стал Ростелеком, по второму лоту — МТС, по третьему — Мегафон, по четвертому — ВымпелКом. В соот-

ветствии с конкурсными условиями оказание услуг должно было начаться с июля 2013 г., а полное развертывание сети должно будет завершиться к 2019 г. Таким образом, уровень ежегодных капиталовложений (общий срок действия — 7 лет) в развитие инфраструктуры у каждого победителя должен составить 15 млрд рублей. Соответственно, закупочному подразделению необходимо было обеспечить своевременное проведение мероприятий для выполнения обязательств.

2. Длительный цикл планирования на фоне постоянно изменяющихся технологий. Телекоммуникационная отрасль непосредственно связана с технологиями оказания услуг связи, которые и влияют на всю закупочную деятельность. Доля прямых закупок в данной отрасли достигает 80 %, из которых больше половины приходится на закупку оборудования и его поддержку. Стоит отметить, что в существующей практике при покупке оборудования связи используются модели оценки стоимости владения, горизонт планирования которых достигает пяти лет. Это связано с тем, что основная доля затрат зачастую приходится не на стоимость самого оборудования, а на стоимость его модернизации и обслуживания. Но несмотря на то что компании данного сектора стараются спрогнозировать свои затраты на долгосрочный период, технологии в данном секторе меняются стремительно, что вынуждает компании обладать высокой адаптивной способностью к изменению предпочтений спроса на рынке. Соответственно, закупочные подразделения должны не только быстро реагировать на данные изменения, но и предугадывать их при планировании своей деятельности, так как промедление при закупке оборудования нового поколения может привести к оттоку абонентов из компании из-за ухудшения качества подачи сервиса и потери конкурентного преимущества.

3. Рынок поставщиков телекоммуникационного оборудования. Данный рынок характеризуется не только наличием ограниченного числа вендоров (Cisco, NSN, Ericsson, Alcatel, ZTE), но и тем, что после продажи оборудования данные компании проводят политику «монополии» в дальнейшем обслуживании и поддержании работоспособности. Поэтому операторы связи несут значительные затраты на обслуживание и модернизацию своего оборудования, так как это возможно сделать только у одного поставщика, что приводит к отсутствию конкуренции и трудоемкому управлению стоимости. Таким образом, закупочному подразделению необходимо при закупке оборудования учитывать и закреплять максимальный объем услуг, который потребуется в рамках жизненного цикла оборудования. Кроме того, операторы связи объединяются путем реализации таких программ, как Ran Sharing (совместное использование инфраструктуры связи сотовыми компаниями, включая активное оборудование). Также одним из вариантов решения проблемы становится стратегическое партнерство. К примеру, в 2014 г. МегаФон заключил семилетнее соглашение со шведским вендором Ericsson. Контракт касается развития и модернизации телекоммуникационной инфраструктуры, его сумма не разглашается.

4. Высокая импортозависимость отрасли. На рынке телекоммуникационного оборудования не представлены отечественные производители ввиду стагнации данной отрасли на протяжении последних десятилетий. В 2014 г. рассматривался законопроект, предлагающий включить в закон «О связи» приоритезацию покупки оборудования связи российского производства. Цель данного законопроекта заключалась в стимуляции закупок отечественного оборудования операторами связи. Стоит отметить, что даже в случае принятия данного законопроекта Государствен-

ной Думой он был бы неисполним — из-за отсутствия российских аналогов.

Данный законопроект был не первой попыткой создать условия по налаживанию производства на территории России. В 2010 г. Госкомиссия по радиочастотам обязала применять российское оборудование для строительства сетей связи (критерием признания оборудования российским является условие сборки на территории РФ) для возможности получения некоторых радиочастот. В частности, Ростелеком не смог выполнить данные условия использования полученных частот, но планирует увеличить долю закупок у отечественных производителей до 30 % в 2015 г.

В 2014 г. руководитель Объединенной приборостроительной корпорации (входит в РосТех) объявил о создании единого центра компетенций в области разработки телекоммуникационного оборудования для снижения риска создания сборочного производства иностранных компаний и гарантирования создания действительно российского производства. Данные действия оправданы тем, что связь является стратегической отраслью для поддержания обороноспособности государства.

Если учесть, что в гражданском сегменте сети уже построены и полностью интегрированы, а совместимость отечественного и импортного оборудования (в том числе и технических решений) практически невозможна, то использование разрабатываемого российского оборудования будет возможно только для создания интегрированной сети связи государственных органов (не планируется присоединение к сетям общего пользования). Соответственно, проблема высокой доли импортных закупок для сотовых операторов сохранится и в будущем.

5. Рост давления со стороны зарубежных акционеров и регулирования зарубежных рынков ценных бумаг. Акции компаний «Билайн» и «МТС» успешно

торгуются на нью-йоркской фондовой бирже. Согласно законодательству США, данный рынок является регулируемым, и на нем предъявляются определенные требования к компаниям-эмитентам. Вышеизложенные факты привели к распространению таких процедур, как процедуры комплаенса (соответствие внешним правилам и внутренним процедурам контроля). Главная задача комплаенса — это построение системы управления правовыми рисками. Так как закупки происходят в правовом поле и затрагивают взаимоотношения с внешними контрагентами и государственными органами, то особое внимание в данных процедурах уделено регулированию закупочной деятельности, что приводит к дополнительному объему работы для подразделения закупок компаний и удлиняет время, необходимое для выбора поставщика, за счет проведения дополнительных проверок и оценок риска взаимодействия.

6. Высокая доля услуг в объеме закупаемых номенклатур. Так как готовым продуктом для данной отрасли является оказание услуг связи, то и для его создания привлекаются значительные нематериальные ресурсы. Чуть менее половины всего объема закупок приходится на выбор поставщиков различных услуг, начиная от 1Т и заканчивая рекламой. При этом текущая теория организации закупок направлена на закупку товаров, которую невозможно применить к закупке услуг. Во-первых, если при закупке товаров исходными данными являются конкретные характеристики, то при закупке услуг функциональная дирекция предоставляет техническое задание, которое зачастую обладает признаками субъективизма. Во-вторых, если предлагаемые товары можно протестировать в рамках квалификации, то услуги оценить заранее невозможно. В-третьих, ценообразование услуг и товаров полностью отличается.

7. Минимизация складских запасов. Так как в телеком-секторе нет непо-

средственного производства, то создание запасов не обладает практическим смыслом. Акционеры предъявляют повышенные требования к оборачиваемости капитала, что вынуждает закупочные подразделения к четкому планированию и к поиску альтернативных решений (поставка оборудования / материалов на объект, ответственное хранение у поставщика после производства и т. д.).

8. Большая территория оказания услуг. Оказание услуг связи происходит непосредственно путем строительства базовых станций. Для обеспечения максимального покрытия базовые станции должны быть расположены на определенном расстоянии. В связи с этим базовые станции могут быть расположены и внутри городов, и в горах, и в степях и др. Для организации строительства необходимо поставить на объект оборудование и материалы, а ввиду обширности географии и разнородности климатических условий возникают сложности доставки в части оптимального выбора способа поставки, исполнения договорных обязательств в части сроков и др.

На организацию закупочной деятельности оказывает влияние множество факторов. Введение санкций и падение курса рубля подчеркнули высокий уровень импортозависимости в данной отрасли. Операторы сотовой связи столкнулись не только с низким уровнем конкуренции поставщиков высокотехнологичного оборудования связи и программного обеспечения, но и со значительным ростом капитальных затрат ввиду падения курса национальной валюты. Для создания условий развития отечественного производства в условиях сложившейся политической и экономической ситуации государственное регулирование будет только ужесточаться, причем ожидается наложение финансового бремени по агрегированию инвестиционного потока и дополнительных требований к использованию оборудования на операторов сотовой связи.

Библиографический список

1. Кобылко, А. А. Рынок телекоммуникационных услуг в России: проблемы и перспективы развития. Центральный экономико-математический институт РАН (Москва) [Электронный ресурс]. — URL : http://www. econorus.org/c2013/fi les/kt8o.doc (Дата обращения: 28.05.2015).

2. Шестинский, Е., Тюрин, С. Российский рынок телекоммуникаций: динамика роста // Торгово-промышленные ведомости [Электронный ресурс]. — URL : http://www.tpp-inform.ru/analytic_ journal/3451.html (Дата обращения: 30.09.2014).

3. О связи : [Федеральный закон Российской Федерации № 126-ФЗ от 07.07.2003 (ред. от 21.07.2014)] [Электронный ресурс]. — URL : http://www.consultant.ru.

4. О техническом регулировании : [Федеральный закон Российской Федерации № 184-ФЗ от 27.12.2002 (ред. от 23.06.2014)] [Электронный ресурс]. — URL : http://www.consultant.ru.

Bibliographic list

1. Kobylko, A. A. Market of telecommunication services in Russia: problems and prospects of development. Russian Academy of sciences central economic-mathematical institute (Moscow) [Electronic resource]. — URL : http://www.econorus.org/c2013/files/ kt8o.doc (Date of access: 28.05.2015).

2. Shestinskiy, E., Tyurin, S. Russian market of telecommunications: dynamics of growth // Commerce and industry sheets [Electronic resource]. — URL : http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/ 3451.html (Date of access: 30.09.2014).

3. About communication : [Federal law of Russian Federation № 126-FZ from 07.07.2003 (ed. from 21.07.2014)] [Electronic resource]. — URL : http://www.consultant.ru.

4. On technical regulation : [Federal law of Russian Federation № 184-FZ from 27.12.2002 (ed. from 23.06.2014)] [Electronic resource]. — URL : http://www.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.