Научная статья на тему 'Импортозамещение в области телекоммуникационного оборудования: национальные интересы и безопасность'

Импортозамещение в области телекоммуникационного оборудования: национальные интересы и безопасность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2083
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / EQUIPMENT / СЕТИ СВЯЗИ / ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ / DEPENDENCE ON IMPORT / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / STRATEGIC INITIATIVES / ОГРАНИЧЕНИЕ ИМПОРТА / НЕДЕКЛАРИРОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / TELECOMMUNICATIONS / NETWORKS / IMPORT LIMITATION / UNDOCUMENTED FEATURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маннапов А.Р., Якубов Т.Я., Гаврилов А.В.

Цели/задачи. Основной целью статьи является выявление масштабов существующих угроз и проблем в области телекоммуникаций, а также привлечение внимания российских органов власти, бизнес-сообщества и общественности к важности и значимости решения вопросов перехода на отечественное телекоммуникационное оборудование. Методология. Методологической основой для данной работы явились обобщение и анализ материалов научных публикаций, сообщений средств массовой информации, сведений из сети Интернет и официальных государственных документов, а также системный и сопоставительный методы анализа. Авторы выявили значимые причины предпочтения потребителями телекоммуникационного оборудования зарубежного производства. В качестве иллюстрации негативного положения дел приведены примеры использования разнообразных программных и аппаратных «закладок», создания «экономических ловушек» для российских потребителей со стороны иностранных вендоров, отказов в поставках и сервисном обслуживании приобретенного оборудования для сетей связи. Результаты. Предложено принять решительные меры по отстаиванию национальных интересов в области связи, защите внутреннего рынка и поддержке российских разработчиков и производителей телекоммуникационного оборудования. Отмечено, что многие, введенные государством, механизмы и инструменты регулирования в области телекоммуникационного оборудования должным образом не работают. Предложен ряд стратегических инициатив системного характера, поддержанных со стороны органов власти и институтов развития РФ. В частности, авторы видят целесообразным серьезное ограничение (вплоть до полного запрета) использования телекоммуникационного оборудования иностранного происхождения при построении критически важных российских сетей. Приведена информация о научно-техническом заделе, потенциале и возможностях российских компаний, которые самостоятельно разрабатывают и производят современное конкурентоспособное телекоммуникационное оборудование. Даны некоторые практические соображения по импортозамещению в области телекоммуникационного оборудования в части разработки базовых платформ и формирования продуктовых линеек для решения задач модернизации и развития существующих сетей связи или строительства новых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import substitution of telecommunications equipment: national interests and security

Importance The main aim of the article is to determine the extent of the existing threats and challenges in telecommunications, and to attract attention of the Russian authorities, business community and public to an important and significant matter to start using national telecommunications equipment. Methods The methodological basis of the research relies upon generalization and analysis of scientific publications, mass media reports, information from the Internet and official public documents, as well as the systems and comparative analysis. We find out significant reasons why consumers prefer foreign telecommunications equipment. To illustrate the negative aspects of the situation, we refer to the use of various software and instrument ‘bugs’, creation of ‘economic traps’ for the Russian consumers by foreign vendors, refusal to supply telecommunications network equipment and maintain the purchased equipment. Results We suggest that decisive steps should be taken to support national interests in communications, protect domestic market, and support the Russian designers and manufacturers of telecoms equipment. The article points out that many mechanisms and regulatory tools the government adopted concerning telecommunications equipment did not function properly and duly. We propose a number of strategic systems initiatives supported by governmental authorities and institutions for development of the Russian Federation. For instance, we consider it is reasonable to substantially restrict (almost to ban) the use of foreign telecommunications equipment when building critically important Russian networks. The article presents information on scientific and technological groundwork, potential and capabilities of the Russian companies, which design and manufacture up-to-date and competitive telecommunications equipment using internal resources. We set out some practical considerations on import substitution in telecommunications in terms of designing basic platforms and forming product lines in order to solve issues of retrofitting and development of the existing telecommunications networks, and to construct new ones.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение в области телекоммуникационного оборудования: национальные интересы и безопасность»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

УДК 621.396:339.5

импортозамещение в области телекоммуникационного оборудования: национальные интересы и безопасность

а. р. маннапов,

кандидат технических наук,

начальник управления

по интеллектуальным активам

E-mail: amannapov@plgn.ru

оао «научно-производственное предприятие

«Полигон»,

Уфа, российская Федерация

т. я. якубов,

генеральный директор

оао «научно-производственное предприятие «Полигон»

E-mail: tyakubov@plgn.ru Уфа, российская Федерация

а. в. гаврилов,

заместитель генерального директора по развитию E-mail: agavrilov@plgn.ru оао «научно-производственное предприятие «Полигон»,

Уфа, российская Федерация

Цели/задачи. Основной целью статьи является выявление масштабов существующих угроз и проблем в области телекоммуникаций, а также привлечение внимания российских органов власти, бизнес-сообщества и общественности к важности и значимости решения вопросов перехода на отечественное телекоммуникационное оборудование.

Методология. Методологической основой для данной работы явились обобщение и анализ материалов научных публикаций, сообщений средств

массовой информации, сведений из сети Интернет и официальных государственных документов, а также системный и сопоставительный методы анализа. Авторы выявили значимые причины предпочтения потребителями телекоммуникационного оборудования зарубежного производства. В качестве иллюстрации негативного положения дел приведены примеры использования разнообразных программных и аппаратных «закладок», создания «экономических ловушек» для российских потребителей со стороны

иностранных вендоров, отказов в поставках и сервисном обслуживании приобретенного оборудования для сетей связи.

Результаты. Предложено принять решительные меры по отстаиванию национальных интересов в области связи, защите внутреннего рынка и поддержке российских разработчиков и производителей телекоммуникационного оборудования. Отмечено, что многие введенные государством механизмы и инструменты регулирования в области телекоммуникационного оборудования должным образом не работают.

Предложен ряд стратегических инициатив системного характера, поддержанных со стороны органов власти и институтов развития РФ. В частности, авторы видят целесообразным серьезное ограничение (вплоть до полного запрета) использования телекоммуникационного оборудования иностранного происхождения при построении критически важных российских сетей. Приведена информация о научно-техническом заделе, потенциале и возможностях российских компаний, которые самостоятельно разрабатывают и производят современное конкурентоспособное телекоммуникационное оборудование. Даны некоторые практические соображения по импортозамещению в области телекоммуникационного оборудования в части разработки базовых платформ и формирования продуктовых линеек для решения задач модернизации и развития существующих сетей связи или строительства новых.

Ключевые слова: телекоммуникационное оборудование, сети связи, импортозависимость, импортозамещение, информационная безопасность, национальные интересы, стратегические инициативы, ограничение импорта, недекларированные возможности

Введение

По оценкам специалистов, в настоящее время доля импортной техники в российских сетях электросвязи превышает 90%1 [5, 19]. При этом даже собираемые на территории нашей страны информационно-коммуникационные системы (в том числе обеспечивающие информационную безопасность) почти целиком создаются на зарубежной электронной компонентной базе [14].

Ежегодный объем закупок телекоммуникационного оборудования (ТКО) в России в предыдущие годы оценивался более чем в 300 млрд руб.2 [17]. Учитывая высокую девальвацию рубля в конце 2014

1 Проект Федерального закона «О внесении изменения в ст. 12 Федерального закона «О связи». URL: http://asozd2c. duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/B0AD3A480282BE4843257 C7C005B2CB8/$FILE/449120-6.PDF?OpenElement.

2 Там же.

г. и доминирование импорта телекоммуникационного оборудования, можно утверждать, что сейчас потенциальная рыночная потребность в таком оборудовании, выраженная в рублевом эквиваленте, значительно увеличилась.

Информационно-телекоммуникационные сети нашей страны построены в основном на оборудовании американской компании Cisco. Кроме того, определенная доля импорта приходится на средства связи других иностранных производителей (из США, КНР, Франции, Германии, Японии, Канады, Швеции, Голландии).

У отечественных потребителей (как корпоративных, так и государственных) за многие годы работы с зарубежными компаниями, производящими оборудование связи, сложились с ними достаточно устойчивые деловые и партнерские отношения. Это стало возможным в том числе и потому, что некоторые заинтересованные страны (особых успехов в этом добились США, КНР и Германия) оказывали России и другим развивающимся государствам определенную «помощь» в создании, развитии и поддержке телекоммуникационной инфраструктуры, основанной на соответствующем оборудовании связи. В итоге «за счет активного участия зарубежных фирм в процессе информатизации органов государственной власти и силовых ведомств практически все информационные ресурсы страны... оказались под контролем соответствующих иностранных структур» [5, с. 10; 19].

Как известно, телекоммуникационное оборудование иностранного происхождения используется во многих российских госучреждениях, крупных компаниях и силовых ведомствах (Минобороны России, МВД РФ и др.), включая линии связи для передачи данных, составляющих государственную тайну. А.И. Наговицын с сожалением констатирует, что российские заказчики слишком уж «увлеклись закупками импортного телекоммуникационного оборудования... Хотя по всем нормам и правилам все средства связи на территории одной страны должны быть отечественными и должны обеспечивать информационную и техническую совместимость» [19].

На взгляд авторов, такое положение дел обусловлено многими факторами, включая исторические причины, коррупционную составляющую, мощнейшее лоббирование интересов зарубежных производителей телекоммуникационной аппаратуры, нежелание изменять принятые корпоративные стандарты в области ИКТ-инфраструктуры,

неосведомленность о существовании импортозамещающей продукции. В ряде случаев речь идет об элементарном попустительстве, безразличии и недальновидности представителей некоторых органов власти и менеджмента компаний в отношении своих сетей связи и передачи данных.

Угрозы информационной безопасности России

А. Клепов справедливо отмечает, что «в XXI веке решающим фактором сохранения целостности и независимости страны является ее способность эффективно противостоять информационным войнам» [14]. Известно, что ведение информационной войны включает блокировку определенных информационных ресурсов, перехват, изменение, искажение, подмену, порчу и удаление ценной информации, нарушение функционирования различных систем, навязывание определенной идеологии, культуры и стандартов в чьих-либо интересах и многие другие способы.

Не секрет, что многие иностранные компании, работающие в телекоммуникационной сфере, сотрудничают с разведывательными службами своих стран. В результате такой совместной деятельности во многих телекоммуникационных устройствах появляются специальные «закладки» - приспособления для прослушивания телефонных переговоров, дешифраторы данных и др.

Спецслужбы иностранных государств используют различные способы получения несанкционированного доступа к сетям связи для ведения информационной войны, шпионажа и совершения кибератак, о чем неоднократно сообщалось в СМИ [1, 4]. То, что в оборудовании компаний Cisco, Huawei и Juniper используются специальные программные и аппаратные «закладки», предназначенные для перехвата данных и контроля за работой оборудования, уже известно3 [25]. Эти «жучки» созданы таким образом, чтобы они могли продолжать свою работу после перезагрузки и даже обновления прошивки оборудования. Еще о нескольких случаях кибершпионажа и кибератак можно прочитать в статье [19], где описываются весьма показательные примеры об обнаруженных недокументированных «закладках» в аппаратуре и программном обеспечении компании Ericsson и в программном обеспечении Сгурto AG, рассказывается о многочисленных

3 Первоначально эти данные были опубликованы 30.12.2013 в германском журнале «Шпигель».

случаях отключения электросвязи в преддверии и во время военных конфликтов, а также приводятся сведения о прослушивании разговоров и утечке конфиденциальной информации из административного комплекса ОАО «Газпром», технически обеспеченного коммутационным оборудованием концерна Siemens (который исторически сотрудничает с германской федеральной службой разведки). Также недавно стало известно [4], что спецслужбе Великобритании Government Communications Headquarters (GCHQ), занимающейся радиоэлектронной разведкой и решением вопросов информационной защиты органов власти и вооруженных сил, удалось успешно взломать маршрутизаторы Cisco, заставив проходящий через них международный трафик выборочно идти через центр пассивного сбора информации GCHQ.

Можно еще долго приводить примеры выявленных «бэкдоров» (программ-шпионов) в программных и аппаратных средствах иностранных производителей оборудования связи, случаях кибератак и шпионажа посредством телекоммуникационного оборудования, содержащего так называемые неде-кларированные возможности. Хотя вполне очевидно, что многие случаи так и не стали достоянием широкой общественности.

Решить проблему «закладок» во многом можно путем самостоятельной разработки и производства программно-аппаратных средств связи отечественными компаниями (которым доверяет общество, государственные, силовые и бизнес-структуры), а также за счет использования открытых программных кодов4.

Однако еще одну реальную опасность здесь создает неразвитость отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ). Дело в том, что установить различные «закладки», в том числе технологические, возможно не только в готовое оборудование связи, но и в микросхемы зарубежного производства. С их помощью также можно обеспечить контроль за информацией, причем, как отмечается в [14], выявление подобных технологических «закладок» в микросхемах является чрезвычайно сложной задачей. Добавим к этому, что еще сложнее такие «закладки» заблокировать на программном уровне, хотя такой опыт уже имеется.

В этой связи можно утверждать, что даже телекоммуникационное оборудование российского

4 Выявление самомодифицирующихся программных кодов, являющихся результатом полиморфного программирования, представляет собой нетривиальную задачу даже для сообщества программистов-энтузиастов.

происхождения (разработанное и произведенное в РФ), которое имеет в своем составе иностранные сверхбольшие интегральные схемы (СБИС)5, не может полностью гарантировать потребителям защиту от несанкционированных действий в отношении передаваемой информации. В частности, министр связи и массовых коммуникаций РФ Н.А. Никифоров отметил, что разоблачения Э. Сно-удена в 2013 г. и публичные заявления американских спецслужб об усилении слежки за Россией в 2014 г. серьезно поставили вопрос доверия зарубежному программному обеспечению и оборудованию [6].

Кроме того, следует упомянуть и о возможных манипуляциях иностранных специалистов в ходе сервисного обслуживания сетей связи и телекоммуникационного оборудования, которые могут подорвать конфиденциальность передаваемых сведений и информационную безопасность.

Такое положение дел наносит непоправимый вред безопасности России как в ближнесрочной, так и в стратегической перспективе. Построение отечественных сетей связи на основе зарубежного оборудования делает нашу страну уязвимой и может позволить потенциальному противнику в определенный момент осуществить «информационное вторжение» в целях нарушения систем жизнеобеспечения (электро-, газо-, водоснабжение), систем управления и связи, движения транспорта, срыва финансовых операций и осуществления других деструктивных действий, о которых говорится в статье [5]. Особо следует подчеркнуть, что при нынешнем положении дел в критический момент всю российскую связь можно «уронить» практически сразу [19].

По всей видимости, мало еще кто в полной мере осознал, что сложившаяся к текущему моменту ситуация потенциально может привести к практически полной потере контроля и управляемости национальных информационно-телекоммуникационных сетей. Это, в свою очередь, повлечет за собой не только снижение обороноспособности страны до критически опасного уровня, но и весьма серьезные и даже катастрофические последствия для всей экономики России6.

5 Полностью отказаться от иностранной ЭКБ в настоящее время не представляется возможным, так как аналоги большинства СБИС в России не производятся, а в тех редких случаях, когда производятся, их стоимость существенно превышает зарубежные образцы.

6 Проект Федерального закона «О внесении изменения в ст. 12 Федерального закона «О связи». URL: http:// asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/B0AD3A480282 BE4843257C7C005B2CB8/$FILE/449120-6.PDF?OpenElement.

-14 (299)

Экономическая и технологическая зависимость России

Конечно, сказанное характеризует всю серьезность информационных угроз, но дело здесь не только в информационной безопасности. Помимо описанных проблем, зарубежные поставщики телекоммуникационного оборудования, образно выражаясь, подсадили наше государство «на экономическую иглу». Покупая зарубежное оборудование связи, российские заказчики подчас одновременно получают и дорогостоящее сервисное обслуживание [27]. В отдельных случаях цена послепродажного обслуживания может многократно превышать стоимость самого оборудования связи. Последнее же зачастую продается с большой скидкой или на условиях льготного кредитования с рассрочкой7.

Оборудование зарубежных компаний поставляется и реализуется в России через местные представительства, филиалы и многочисленных дистрибьюторов. Некоторые зарубежные компании дабы создать иллюзию учета российских интересов реализуют хитроумные стратегии проникновения на российский рынок телекоммуникационного оборудования через создание совместных предприятий [13, 18].

При проведении тендеров нередки случаи включения в конкурсную документацию спецификаций, однозначно определяющих необходимое заказчику телекоммуникационное оборудование конкретного зарубежного производителя [13, 17], что заведомо исключает возможности конкуренции со стороны отечественных компаний.

В связи с обострением отношений между Россией и странами Запада и введением экономических санкций в отношении нашей страны особо проявились вопросы технологической зависимости, когда некоторые зарубежные фирмы отказались поставлять производственное оборудование, микросхемы и технологии отечественным компаниям и осуществлять техническую поддержку уже внедренных систем [17, 21]. Ситуацию осложняет и стремительная девальвация рубля, начавшаяся в IV квартале 2014 г. Зарубежное телекоммуникационное оборудование, равно как и электронная компонентная база, значительно выросли в цене в пересчете на российские рубли, а значит, следует ожидать повышения стоимости услуг операторов связи и в текущем году.

7 В качестве примера можно привести китайские банки, предоставляющие льготные кредиты покупателям в любой стране мира при закупке телекоммуникационного оборудования производства КНР [13].

- 2015-

Стратегические инициативы

В связи с изложенным можно констатировать, что вопросы обеспечения информационной безопасности, а также устранения технологической и экономической зависимости от иностранных компаний становятся сегодня особенно актуальными. Именно поэтому авторы считают, что следует принять дополнительные и весьма решительные меры по отстаиванию национальных интересов в области связи, защите внутреннего рынка и развития национальной экономики, а также по поддержке российских разработчиков и производителей телекоммуникационного оборудования.

Различные предложения по поддержке и развитию производства российского телекоммуникационного оборудования публиковались, обсуждались и направлялись в соответствующие органы власти и управления учеными, руководителями и специалистами неоднократно [2, 8, 13], но в большинстве случаев они не были услышаны и приняты. Отчасти это связано с объективными причинами (отсутствием достаточной глубины проработки, обоснованности, системности), но многие из предложенных мер действительно были бы эффективными и оказали благоприятное влияние на развитие производства российского телекоммуникационного оборудования, многократно окупая понесенные затраты и потраченные усилия.

В начале 2014 г. ОАО НПП «Полигон»8 выступило с рядом стратегических инициатив системного характера, которые включали предложения по развитию инновационной инфраструктуры в отрасли, поддержке разработчиков и производителей российского телекоммуникационного оборудования, ограничению импорта средств связи иностранного происхождения, стимулированию внутреннего спроса и экспорта российского оборудования для построения сетей связи. Данные предложения были поддержаны Минкомсвязи России.

Кроме того, некоторые из предложенных сотрудниками «Полигона» инициатив вошли в состав системного проекта9 «Развитие производства телекоммуникационного оборудования средними компаниями» [24], который был одобрен 8 апреля

8 URL: http://plgn.ru.

9 Согласно принятому в АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» подходу, к системным проектам относятся те, которые направлены на решение масштабных, системных проблем, устранение которых создает возможность для дальнейшего развития целых отраслей и экономики РФ.

2014 г. на заседании наблюдательного совета АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) под председательством В.В. Путина [9]. Согласно протоколу заседания наблюдательного совета было принято решение оказать содействие малым и средним российским компаниям, производящим телекоммуникационное оборудование, в сотрудничестве с крупными компаниями с государственным участием.

Благодаря информационной и административной поддержке со стороны АСИ в настоящее время уже ощущается позитивный эффект от этой совместной работы.

Разработчики и производители российского ТКО

Распоряжением Правительства РФ от 31.05.2010 № 858-р Минпромторгу России совместно с Минэкономразвития России было поручено разработать и утвердить параметры, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию может быть присвоен статус российского, а также методику определения значений этих параметров и порядок присвоения данного статуса.

Конкретные параметры, при соблюдении которых оборудованию может быть присвоен статус «телекоммуникационного оборудования российского происхождения», перечислены в совместном приказе10 Минпромторга и Минэкономразвития России № 1032/397. В 2013 г. в этот приказ были внесены необходимые изменения11.

Для получения статуса «оборудование российского происхождения» уровень локализации

10 Об утверждении параметров, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, методики определения значений параметров, в соответствии с которыми телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, порядка присвоения телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и ежегодного подтверждения такого статуса: приказ Минпромторга России от 17.08.2011 № 1032, Минэкономразвития России № 397.

11 О внесении изменений в приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.08.2011 № 1032/397: приказ Минпромторга и Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 1675/628.

-14 (299) - 2015-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorities and security

производства телекоммуникационного оборудования на территории РФ должен соответствовать или превышать установленные для конкретного вида оборудования значения, компания-производитель должна являться налоговым резидентом РФ с не менее чем 50% долей государственной собственности и/или собственности граждан РФ. При этом компания-производитель должна обладать правами на конструкторскую документацию (с литерой О1) и программное обеспечение, используемые в телекоммуникационном оборудовании, в объеме, достаточном для производства, модернизации и развития. Кроме того, компания-производитель или ее российские партнеры должны иметь научно-производственную базу для организации производства, гарантийного и послегарантийного обслуживания, а также осуществлять на территории РФ полный цикл сборки печатных плат и финишную сборку телекоммуникационного оборудования. Также межведомственный экспертный совет при Минпромторге России принимает во внимание объем производства телекоммуникационного оборудования и участие его производителя в конкурсах (аукционах, торгах) на поставку оборудования. Минпромторг России регулярно размещает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о телекоммуникационном оборудовании, получившем данный статус, и его производителе.

К настоящему времени статус российского на свою продукцию получили лишь несколько предприятий [20]: ООО «Т8», ОАО НПП «Полигон», ОАО «Супертел», ЗАО «НПФ «Микран», ЗАО «НПП «Цифровые технологии», ОАО «МАРТ», ЗАО «РОН-Телеком», ОАО «БЭТО» и Ленинградское отделение ЦНИИС. Как следует из материалов презентации АПЭАП [2], большинство заявок было отклонено по причине отсутствия прав на программное обеспечение, используемое в телекоммуникационном оборудовании.

К сожалению, данный статус не дает никаких фактических преимуществ российским производителям телекоммуникационного оборудования, хотя в очень многих странах местные производители и их потребители имеют существенные преференции и другие меры поддержки.

граммно-аппаратных средств, предпочитая оборудование отечественного производства [16, 19].

В интересах обеспечения национальной безопасности России авторам также видится целесообразным ограничение (вплоть до полного запрета) использования телекоммуникационного оборудования иностранного происхождения при построении сетей органов государственной власти всех уровней, силовых и ведомственных структур, государственных корпораций и предприятий, а также хозяйственных обществ.

Подобные действия уже практикуются за рубежом. Например, в 2013 г. США ввели запрет на закупку китайского телекоммуникационного оборудования (производства компаний Huawei и 2ТЕ) для своих ведомств и правительственных организаций [3]. При этом американские власти рекомендовали местным компаниям также воздержаться от приобретения телекоммуникационного оборудования из КНР. Кроме того, было принято решение отстранить упомянутые компании от любых сделок по слияниям и поглощениям в США. Принятые меры стали логичным следствием многочисленных обвинений китайских производителей в шпионаже и киберата-ках [15, 31]. И здесь уже не так важно, было ли это действительно реакцией на угрозу национальной безопасности или просто лоббированием интересов американских производителей телекоммуникационного оборудования. В любом случае от данных запретов Соединенные Штаты только выиграли. Надо сказать, что существенные ограничения на деятельность иностранных производителей ввели также Великобритания, Австралия, Индия и некоторые другие страны.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 установлен «запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории РФ отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков»12. Однако, как пока-

Необходимость ограничения импорта ТКО

Многие промышленно развитые страны, сознавая угрозу для своих информационных ресурсов, отказываются от использования импортных про-

12 Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства: постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224.

-14 (299) - 2015-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorities and security

зывает реальная практика, не все руководствуются этим документом.

Законопроект, согласно которому иностранное оборудование может использоваться на территории РФ в сетях связи всех форм собственности только в том случае, если аналогичное оборудование связи российского производства отсутствует, был предложен в начале 2014 г. [12, 26]. В нем приводится ряд условий, одновременное соблюдение которых требуется для того, чтобы отнести оборудование связи к категории российского производства. Согласно этому законопроекту, производитель оборудования должен быть налоговым резидентом РФ и исключительным собственником прав на схемотехническое решение и конструкторскую документацию, использовать микропрограммы с открытым исходным кодом или те, на которые обладает исключительными правами, использовать открытую операционную систему и быть исключительным собственником программ-приложений и их текстов, запускаемых на оборудовании13. Несмотря на свою актуальность и насущную необходимость, к настоящему моменту этот закон до сих пор не доработан и, соответственно, не принят.

С учетом текущих поручений Правительства РФ по разработке программы импортозамещения для предприятий ОПК России, осуществляемой Минкомсвязи и Минпромторгом России, авторы считают целесообразным установить запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных видов телекоммуникационного оборудования, происходящего из иностранных государств. Прецедент уже имеется - 14 июня 2014 г. было утверждено постановление14 Правительства РФ № 656 аналогичного содержания на отдельные виды товаров машиностроения.

Как выразительно отметил в этой связи А.И. Наговицын, «допускать телекоммуникационный импорт на стратегические объекты и на сети связи силовых структур - преступление! Тех, кто не хочет думать о безопасности (в т.ч. информационной) и продолжает проталкивать импорт,

13 Проект Федерального закона «О внесении изменения в ст. 12 Федерального закона «О связи». URL: http:// asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/B0AD3A480282 BE4843257C7C005B2CB8/$FILE/449120-6.PDF?OpenElement.

14 Об установлении запрета на допуск отдельных видов

товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: постановление Правительства РФ от 14.06.2014 № 656.

можно сравнить разве что с кончеными наркоманами - знают, что приближают свой конец, но продолжают колоться» [19].

Авторы уверены, что принятие мер по ограничению импорта телекоммуникационного оборудования будет способствовать повышению информационной безопасности страны, снижению ее экономической и технологической зависимости, защите внутреннего рынка и развитию национальной экономики, а также поддержке российских производителей телекоммуникационного оборудования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текущее состояние дел в области импортозамещения ТКО

Следует признать, что дело Сноудена сыграло на руку отечественным разработчикам и производителям средств связи15, а также вендорам из Китая и стран Юго-Восточной Азии [11]. В результате некоторые отечественные производители телекоммуникационного оборудования продемонстрировали высокие темпы роста своего бизнеса; одновременно с этим продажи западных вендоров сократились [21].

В свете обострения отношений нашей страны с США и странами Евросоюза и введением экономических санкций вопросы импортозамещения, обеспечения информационной, экономической и технологической безопасности России, в особенности на предприятиях ОПК, госсектора, а также организаций - операторов персональных данных, приобрели в последнее время особую актуальность.

На пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 23 мая 2014 г. Президент РФ В.В. Путин поставил задачу импортозамещения как важнейшего элемента технологического перевооружения российской промышленности [23]. В своем послании Федеральному Собранию РФ 4 декабря 2014 г. он также декларировал, что «разумное импортозамещение -это наш долгосрочный приоритет, независимо от внешних обстоятельств. Более того, программы импортозамещения должны работать на создание в России массового слоя производственных компаний, способных быть конкурентными не только внутри страны, но и на международных рынках» [22].

15 Специалисты даже ввели для этого явления соответствующий термин - «синдром Сноудена» [21].

Директор недавно созданного Фонда развития промышленности М. Рогачев высказался еще более эффектно: «Мы должны заниматься не просто импортозамещением, а импортоопережением, разрабатывать и внедрять те технологии, которые замещают не сегодняшний импорт, а тот, который нам понадобится завтра» [10].

Таким образом, сложившаяся политическая и экономическая ситуация стимулирует спрос на отечественные решения, особенно при построении критически важных информационно-коммуникационных систем. В частности, ОАО «Ростелеком» объявило, что собирается использовать в своих сетях до 30% телекоммуникационного оборудования российского происхождения [7, 28]. Другие операторы связи также в целом поддерживают инициативу импортозамещения (и не только на словах).

Вопреки сложившемуся мнению о существенной отсталости российской радиоэлектронной промышленности (см., например, мнения некоторых экспертов в [7, 11]) в настоящее время в нашей стране существуют и ведут бизнес несколько компаний, которые самостоятельно разрабатывают и производят современное конкурентоспособное телекоммуникационное оборудование16. Эти компании сумели за годы своего существования сформировать ряд уникальных для российских условий компетенций. В частности, у этих компаний установлены долгосрочные партнерские отношения с рядом мировых лидеров по производству микросхем, которые открыли доступ к самым передовым технологиям, позволяющим разрабатывать и производить телекоммуникационное оборудование, отвечающее современным требованиям. В номенклатуре российских производителей широко представлены мультиплексоры, медиаконверторы, устройства доступа, коммутаторы и маршрутизаторы Ethernet и т.д. Ассортимент производимой ими продукции перекрывает значительную долю типов устройств, используемых сегодня в российских сетях связи.

Такие компании, как ООО «Т8», ОАО НПП «Полигон», ЗАО «НПФ «Микран» и некоторые другие, являются предприятиями «полного цикла» (от разработки до производства и гарантийного обслуживания) и собственниками всей необходимой для постановки продукции на производство документации (конструкторской, технологической, программной, эксплуатационной и ремонтной). Это позволяет осуществлять передачу техничес-

16 Что интересно, в основном это малые и средние частные компании, а не государственные предприятия.

кой документации и постановку на производство импортозамещающего телекоммуникационного оборудования на любом из российских заводов-изготовителей на условиях лицензирования интеллектуальной собственности.

В частности, компания ОАО НПП «Полигон» имеет многолетний успешный опыт реализации проектов по разработке широкой линейки сложной телекоммуникационной аппаратуры и организации ее серийного производства (в том числе в рамках кооперации с отечественными и зарубежными компаниями) [29, 30]. Разрабатываемые НПП изделия могут являться составляющим звеном при создании ведомственных систем управления со специальными программными и аппаратными возможностями. Тематика НИОКР, проводимых ОАО НПП «Полигон», охватывает все сегменты рынка телекоммуникационного оборудования - от решений для операторов связи до ведомственных и промышленных применений. Средняя продолжительность НИОКР по группам изделий составляет 12-18 мес., опытно-конструкторские работы с учетом заделов по видам изделий составляют 8-12 мес. Модификация выпускаемого оборудования под специфические требования заказчика не превышает, как правило, 4-6 мес.

К настоящему времени на предприятии освоены и реализованы в оборудовании такие современные технологии, как Ethernet switching, TDM over Ethernet/IP/MPLS, Multiservice (TDM+Packet) over fiber, SDN, NFV, реализованы интерфейсы 10G и 40G Ethernet. Специалистами компании разработано, протестировано и успешно используется в собственных изделиях большое количество IP Core для FPGA, позволяющих решать широкий спектр задач. Среди реализованных IP Core такие, как «Модель мультисервисного асинхронного мультиплексора ввода-вывода с поддержкой различной топологии сети и эффективными механизмами отказоустойчивости», «Модуль промышленного коммутатора Ethernet для ответственных индустриальных/специальных применений с поддержкой на аппаратном уровне протоколов с нулевым временем сходимости (HSR, PRP)», модули различных интерфейсов - GMII, RGMII, SGMII, QSGMII, XAUI, RXAUI, PCI, PCIe, E1, E2, E3 и т.д. Данные модели легко интегрируются с процессорными модулями традиционных и «экзотических» архитектур: x86, ARM, MIPS и т.д. Полностью освоенный маршрут проектирования (DesignFlow) позволяет импле-ментировать RTL-модели компании в конкретные кристаллы исходя из поставленной задачи.

Встроенное программное обеспечение изделий создано на основе дистрибутива GNU/Linux собственной разработки, обеспечивающего оптимальный баланс функциональности и требований к аппаратным ресурсам. Использование существующих свободных реализаций необходимой функциональности позволяет существенно сократить затраты на разработку программного обеспечения.

Предприятие также имеет опыт разработки радиоэлектронной аппаратуры для особых условий эксплуатации (на железнодорожном или морском транспорте, в авиационной технике, в энергетике и др.), где имеются агрессивные среды и особые механические (вибрация, удары) и тепловые нагрузки. Производимая ОАО НПП «Полигон» продукция позволяет уже сегодня на 30% перекрыть по ассортименту типов устройства операторского класса, используемые на российских сетях связи.

Заключение. Импортозамещение ТКО как технологическая задача

Современный рынок профессионального телекоммуникационного оборудования можно условно разделить на две части: операторский (Carrier/Service Provider/Telecom) и промышленный (Industrial). В данном контексте не рассматриваются такие сегменты рынка телекоммуникационного оборудования, как Enterprise, SMB, SOHO. Дальнейшее деление происходит уже по средам передачи (Optical, Wireless, Circuit) и базовым технологиям (xWDM, xDSL, Packet Data и т.д.). Общее количество необходимых базовых изделий (по группам и по видам) для решения задачи импортозамещения составляет не более 60-70 единиц (коммутаторы, маршрутизаторы, мультиплексоры и т.д.).

Для полноценной реализации задачи импор-тозамещения в определенных сегментах рынка телекоммуникационного оборудования сейчас требуется разработать 20-30 базовых платформ (по технологиям) и сформировать продуктовые линейки (в ассортименте) для решения практических задач модернизации и развития существующих сетей или строительства новых. Данный подход позволит сократить и унифицировать номенклатуру как готовых изделий, так и электронной компонентной базы.

По оценкам авторов, насыщение российского рынка телекоммуникационного оборудования продукцией отечественной разработки и производства до относительной доли в 75-80% возможно осуществить в течение пяти-шести лет при стабильном

и адекватном государственном финансировании НИОКР в течение двух-трех лет. Также в первые два года потребуется создать новые, модернизировать и расширить существующие производства и обеспечить масштабное применение разработанных образцов отечественного телекоммуникационного оборудования. В этом случае через три-четыре года следует ожидать существенного роста ассортимента и масштабов производства отечественного оборудования связи.

Важно отметить, что самостоятельно проведя полный цикл НИОКР и владея полным комплектом конструкторской документации на телекоммуникационное оборудование, можно будет рассчитывать на высокую степень обеспечения информационной безопасности российских сетей связи.

Главное здесь - не упустить момент ни для органов власти, ни для российских компаний. Только приняв продуманные и последовательные меры по поддержке отечественных разработок и производства телекоммуникационного оборудования, можно будет рассчитывать на кардинальное изменение ситуации в отрасли. В противном случае главными выгодоприобретателями в сложившейся ситуации окажутся вендоры из Китая и стран Юго-Восточной Азии.

Сегодня обеспечение информационной безопасности - это императив успеха и устойчивого развития в современном глобальном мире. Сети связи, построенные на телекоммуникационном оборудовании российского происхождения, позволят выполнить это требование.

Список литературы

1. Американская разведка «взломала» компьютеры Минобороны РФ. URL: http://rosbalt. m/main/2014/01/15/1221086.html.

2. Аппалонова С.А. Формирование рынка и меры поддержки для отечественных производителей как основные шаги программы импортозаме-щения (о выполнении совместного приказа МПТ и МЭР № 1032/397). URL: http://pcweek.ru/gover/it-independence/materials/07-appalonova.pdf.

3. Барак Обама запретил НАСА и другим ведомствам покупать оборудование из Китая. URL: http://cnews.ru/top/2013/03/29/barak_obama_zapretil_ nasa_i_drugim_vedomstvam_pokupat_oborudovanie_ iz_kitaya_524119.

4. Британская спецслужба научилась шпионить через роутеры Cisco и пыталась взломать продукты «Касперского». URL: http://cnews.ru/

top/2015/01/16/britanskaya_specsluzhba_nauchilas_

shpionit_cherez_routery_cisco_i_pytalas_vzlomat_

produkty_kasperskogo_591671.

5. Буренок В. Новые технологии и новые войны // Защита и безопасность. 2011. № 58. С. 8-11.

6. Глава Минкомсвязи предложил Apple и SAP раскрыть свои исходные коды российским государственным специалистам. URL: http://minsvyaz. ru/ru/news/index.php?id_4=44747.

7. День импортонезависимости. URL: http:// comnews.ru/node/88790.

8. Докучаев В.А. Анализ состояния российских предприятий - производителей телекоммуникационного оборудования (по состоянию на IV квартал 2009 г.) // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2010. Т. 4. № 7. С. 72-76.

9. Заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив, 8 апреля 2014 г. URL: http://kremlin.ru/news/20737.

10. Импортозамещение или импортоопе -режение? URL: https://ras.ru/news/shownews. aspx?id=f2cf88f1-3835-4dfb-ae2b-f9c852b4c4d7.

11. «Импортозамещение» с восточным акцентом... URL: http://crn.ru/numbers/spec-numbers/detail. php?ID=98996.

12. Иностранное оборудование связи в России могут запретить в июле. URL: http://lenta. ru/news/2014/04/15/zakonooborudovanie.

13. Калигин А. Производственная необходимость // Стандарт. 2014. № 5. С. 62-69.

14. Клепов А. Криминал и информация правоохранительных органов. URL: http://proza. ru/2010/04/27/1147.

15. Конгрессмены предлагают запретить деятельность Huawei и ZTE в США. URL: http://forbes. ru/news/156241-komitet-kongressa-ssha-predlagaet-zapretit-deyatelnost-v-strane-huawei-i-zte.

16. Кушнарев Н.А. Концепция развития российского рынка телекоммуникационного оборудования // Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения. 2009. Т. 9. № 3. С. 159-162.

17. Литягин П.Е. Вызов отечественному производителю и разработчику. URL: http://mirtelecoma. ru/magazine/elektronnaya-versiya/853.

18. МордвиноваД.Л. Совместные предприятия: привлекательность проникновения на российский рынок телекоммуникационного оборудования как результат нового законодательного требования // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 2. С.82-85.

19. Наговицын А.И. За гранью информационной безопасности // Защита и безопасность. 2010. № 52. С.21-23.

20. Оборудование Т8, «Микран» и «Полигон» получило статус отечественного. URL: http://biz. cnews.ru/news/top/index.shtml?2014/01/29/558435.

21. Павлова Л. Инфобезопасность эпохи санкций // ИнформКурьер-Связь. 2014. № 11. С. 18-19.

22. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, 4 декабря 2014 г. URL: http://kremlin.ru/news/47173.

23. Предложения по импортозамещению для российских предприятий. URL: http://it-world.ru/ categories/releases/63177.html.

24. Развитие производства телекоммуникационного оборудования средними компаниями. URL: http://asi.ru/projects/9616.

25. Раскрыт список «жучков» АНБ США для техники Cisco, Huawei и Juniper. URL: http://cnews. ru/top/2014/01/10/raskryt_spisok_zhuchkov_anb_ ssha_dlya_tehniki_cisco_huawei_i_juniper_foto_ 556040.

26. Российским компаниям могут запретить покупать иностранное оборудование связи при наличии отечественных аналогов. URL: http://biz. cnews.ru/news/top/index.shtml?2014/02/12/560302.

27. «Ростелеком» заручится поддержкой Cisco. URL: http://comnews.ru/node/89364.

28. «Ростелеком» покупает российское. URL: http://comnews.ru/node/87786.

29. Якубов Т.Я. Мы все разрабатываем сами // Первая миля. 2011. Т. 23. № 2. С. 2-9.

30. Якубов Т.Я. Современные концепции разработки оборудования: от системной модели до микросхем. Подход компании «НПП «Полигон» // Первая миля. 2011. Т. 25. № 4. С. 8-13.

31. Huawei уходит из США. URL: http:// vestifinance.ru/articles/26804.

National Interests: Priorities and Security National Interests

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

IMPORT SUBSTITUTION OF TELECOMMUNICATIONS EQUIPMENT: NATIONAL INTERESTS AND SECURITY

Al'bert R. MANNAPOV, Tagir ya. YAKUBOV, Andrei V. GAVRILOV

Abstract

Importance The main aim of the article is to determine the extent of the existing threats and challenges in telecommunications, and to attract attention of the Russian authorities, business community and public to an important and significant matter to start using national telecommunications equipment. Methods The methodological basis of the research relies upon generalization and analysis of scientific publications, mass media reports, information from the Internet and official public documents, as well as the systems and comparative analysis. We find out significant reasons why consumers prefer foreign telecommunications equipment. To illustrate the negative aspects of the situation, we refer to the use of various software and instrument 'bugs', creation of 'economic traps' for the Russian consumers by foreign vendors, refusal to supply telecommunications network equipment and maintain the purchased equipment. Results We suggest that decisive steps should be taken to support national interests in communications, protect domestic market, and support the Russian designers and manufacturers of telecoms equipment. The article points out that many mechanisms and regulatory tools the government adopted concerning telecommunications equipment did not function properly and duly. We propose a number of strategic systems initiatives supported by governmental authorities and institutions for development of the Russian Federation. For instance, we consider it is reasonable to substantially restrict (almost to ban) the use of foreign telecommunications equipment when building critically important Russian networks. The article presents information on scientific and technological groundwork, potential and capabilities of the Russian companies, which design and manufacture up-to-date and competitive telecommunications equipment using internal resources. We set out some practical considerations on import substitution in telecommunications in terms of designing basic platforms and forming product lines in order to solve issues of

retrofitting and development of the existing telecommunications networks, and to construct new ones.

Keywords: telecommunications, equipment, networks, dependence on import, import substitution, information security, national interests, strategic initiatives, import limitation, undocumented features

References

1. Amerikanskaya razvedka vzlomala komp 'yutery Ministerstva Oborony RF [American intelligence service cracked computers of the RF Ministry of Defense]. Available at: http://rosbalt.ru/main/2014/01/15/1221086. html. (In Russ.) (accessed 15.01.2014)

2. Appalonova S.A. Formirovanie rynka i mery podderzhki dlya otechestvennykh proizvoditelei, kak osnovnye shagi programmy importozameshcheniya (o vypolnenii sovmestnogo prikaza MPT i MER № 1032/397) [Formation of the market and measures to support domestic producers, as basic steps of the import substitution program (on the implementation of Joint Decree of Ministry of Industry and Trade and Ministry of Economic Development № 1032/397)]. Available at: http://pcweek.ru/gover/it-independence/materials/07-appalonova.pdf. (In Russ.)

3. Barak Obama zapretil NASA i drugim ve-domstvam pokupat' oborudovanie is Kitaya [Barack Obama prohibited NASA and other agencies to buy equipment from China]. Available at: http://cnews. ru/top/2013/03/29/barak_obama_zapretil_nasa_i_dru-gim_vedomstvam_pokupat_oborudovanie_iz_kitaya_ 524119. (In Russ.) (accessed 29.03.2013)

4. Britanskaya spetssluzhba nauchilas' shpionit' cherez routery Cisco ipytalas' vzlomat' produkty Kasper-skogo [The British intelligence service learnt spying through Cisco routers and tried to crack Kaspersky Lab products]. Available at: http://cnews.ru/top/2015/01/16/ britanskaya_specsluzhba_nauchilas_shpionit_che-rez_routery_cisco_i_pytalas_vzlomat_produkty_kasper-skogo_591671. (In Russ.) (accessed 16.01.2015)

5. Burenok V. Novye tekhnologii i novye voiny [New technologies and new wars]. Zashchita i bezopasnost' = Protection and Security, 2011, no. 58, pp. 8-11.

6. Glava Minkomsvyazi predlozhil Apple i SAP raskryt' svoi iskhodnye kody Rossiiskim gosudarst-vennym spetsialistam [The Minister of Telecom and Mass Communications suggested Apple and SAP to disclose source codes to Russian government specialists]. Available at: http://minsvyaz.ru/ru/news/index. php?id_4=44747. (In Russ.) (accessed 29.06.2014)

7. Den' importonezavisimosti [The Day of independence on import]. Available at: http://comnews. ru/node/88790. (In Russ.) (accessed 28.11.2014)

8. Dokuchaev V.A. Analiz sostoyaniya rossiiskikh predpriyatii - proizvoditelei telekommunikatsion-nogo oborudovaniya (po sostoyaniyu na IV kvartal 2009 g.) [The analysis of the condition of the Russian manufacturers of telecommunication equipment (as of Q4 2009)]. T-Comm: Telekommunikatsii i transport = T-Comm: Telecommunications and Transport, 2010, vol. 4, no. 7, pp. 72-76.

9. Zasedanie nablyudatel'nogo soveta Agentstva strategicheskikh initsiativ, 8 aprelya 2014 g [Meeting of the Agency for Strategic Initiatives Supervisory Board, April 8, 2014]. Available at: http://kremlin.ru/ news/20737. (In Russ.) (accessed April 8, 2014)

10. Importozameshchenie ili importoope-rezhenie? [Import substitution or running ahead of import?]. Available at: https://ras.ru/news/shownews. aspx?id=f2cf88f1-3835-4dfb-ae2b-f9c852b4c4d7. (In Russ.) (accessed 20.10.2014)

11. [Import substitution with the Eastern accent]. CRN IT-Biznes, 2014, no.6. (In Russ.) Available at: http://crn.ru/numbers/spec-numbers/detail. php?ID=98996.

12. Innostrannoe oborudovanie svyazi v Rossii mogut zapretit'v iyule [Foreign communication equipment may be banned in Russia in July]. Available at: http://lenta.ru/news/2014/04/15/zakonooborudovanie. (In Russ.) (accessed 15.04.2014)

13. Kaligin A. Proizvodstvennaya neobkhodimost' [An operational need]. Standart = Standard, 2014, no. 5, pp. 62-69.

14. Klepov A. Kriminal i informatsiya pravo-okhranitel'nykh organov [Crime and information of law enforcement agencies]. Available at: http://proza. ru/2010/04/27/1147. (In Russ.)

15. Kongressmeny predlagayut zaptetit' deyatel'-nost'Huawei i ZTE v SShA [Members of the Congress propose to ban operations of Huawei and ZTE in the USA]. Available at: http://forbes.ru/news/156241-

komitet-kongressa-ssha-predlagaet-zapretit-deyat-elnost-v-strane-huawei-i-zte. (In Russ.) (accessed 08.10.2012)

16. Kushnarev N.A. [The concept for development of the Russian market of telecommunications equipment]. Fundamental'nye problemy radioelektronnogo priborostroeniya [Proc. Sci. Conf. INTERMATIC-2014]. Moscow, Moscow State Institute of Radioengineering, Electronics and Automation Publ., 2009, vol. 9, no. 3, pp. 159-162.

17. Lityagin P.E. Vyzov otechestvennomu proiz-voditelyu i razrabotchiku [A challenge to domestic producers and designers]. Available at: http://mirtelecoma. ru/magazine/elektronnaya-versiya/853. (In Russ.)

18. Mordvinova D.L. Sovmestnye predpriyatiya: privlekatel'nost' proniknoveniya na rossiiskii rynok telekommunikatsionnogo oborudovaniya kak rezul'tat novogo zakonodatel'nogo trebovaniya [Joint ventures: attractive aspects of introduction of telecommunication equipment to the Russian market as a result of new legislative requirements]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad, 2013, no. 2, pp. 82-85.

19. Nagovitsyn A.I. Za gran'yu informatsionnoi bezopasnosti [Beyond the information security]. Zashchita i bezopasnost' = Protection and Security, 2010, no. 52, pp. 21-23.

20. Oborudovanie T8, Mikran i Poligon poluchilo status otechestvennogo [T8, Mikran and Poligon equipment was awarded the status of domestic equipment]. Available at: http://biz.cnews.ru/news/top/index. shtml?2014/01/29/558435. (In Russ.) (accessed 29.01.2014)

21. Pavlova L. Infobezopasnost' epokhi sankt-sii [Information security in the era of sanctions]. InformKur 'er-Svyaz' = InformCourier-Communica-tions, 2014, no. 11, pp. 18-19.

22. Poslanie Prezidenta Federal 'nomu Sobraniyu, 4 dekabrya 2014 [Presidential Address to the Federal Assembly of December 4, 2014]. Available at: http:// kremlin.ru/news/47173. (In Russ.)

23. Predlozheniyapo importozameshcheniyu dlya Rossiiskikh kompanii [Proposals on import substitution for the Russian companies]. Available at: http://it-world. ru/categories/releases/63177.html. (In Russ.) (accessed 21.07.2014)

24. Razvitie proizvodstva telekommunikatsionnogo oborudovaniya srednimi kompaniyami [Development of telecommunications equipment production by medium-sized companies]. Available at: http://asi. ru/projects/9616. (In Russ.)

25. Raskryt spisok 'zhuchkov' ANB SShA dlya tekhniki Cisco, Huawei i Juniper [The list of the US NSA bugs uncovered in relation to Cisco, Huawei and Juniper]. Available at: http://cnews.ru/top/2014/01/10/ raskryt_spisok_zhuchkov_anb_ssha_dlya_tehniki_ cisco_huawei_i_juniper_foto_556040. (In Russ.) (accessed 10.01.2014)

26. Rossiiskim kompaniyam mogut zapretit' pokupat' inostrannoe oborudovanie pri nalichii otechestvennykh analogov [Russian companies may face a ban to buy foreign equipment when there are domestic analogues]. Available at: http://biz.cnews.ru/ news/top/index.shtml?2014/02/12/560302. (In Russ.) (accessed 12.02.2014)

27. Rostelekom zaruchitsya podderzhkoi Cisco [Rostelecom secures the support of Cisco]. Available at: http://comnews.ru/node/89364. (In Russ.) (accessed 12.01.2015)

28. Rostelekompokupaet Rossiiskoe [Rostelecom buys the Russian equipment and technologies]. Available at: http://comnews.ru/node/87786. (In Russ.) (accessed 03.10.2014)

29. Yakubov T.Ya. My vse razrabatyvaem sami [We develop everything ourselves]. Pervaya milya = Last Mile, 2011, vol. 23, no. 2, pp. 2-9.

30. Yakubov T.Ya. Sovremennye kontseptsii razrabotki oborudovaniya: ot sistemnoi modeli do mikroskhem. Podkhod kompanii NPP Poligon [Modern concepts for equipment design: from a model to a microchip. The approach of NNP Poligon]. Pervaya milya = Last Mile, 2011, vol. 25, no. 4, pp. 8-13.

31. Huawei ukhodit iz SShA [Huawei is leaving the United States]. Available at: http://vestifinance.ru/arti-cles/26804. (In Russ.) (accessed 24.04.2013)

Al'bert R. MANNAPOV

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Scientific-Production Enterprise Polygon, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation amannapov@plgn.ru

Tagir ya. Yakubov

Scientific-Production Enterprise Polygon, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation tyakubov@plgn.ru

Andrei V. GAVRILOV

Scientific-Production Enterprise Polygon, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation agavrilov@plgn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.