Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №4, Том 10 / 2018, No 4, Vol 10 https://esj.today/issue-4-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/38ECVN418.pdf Статья поступила в редакцию 01.08.2018; опубликована 19.09.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Синица С. А. Государственная политика в сфере развития и регулирования телекоммуникационных услуг // Вестник Евразийской науки, 2018 №4, https://esj.today/PDF/38ECVN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Sinitsa S.A. (2018). State policy in the field of development and regulation of telecommunications services. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(10). Available at: https://esj.today/PDF/38ECVN418.pdf (in Russian)
УДК 33
Синица Сергей Александрович
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций
им. проф. М.А. Бонч-Бруевича», Санкт-Петербург, Россия
Доцент кафедры «ЭМИ» Кандидат экономических наук E-mail: sinica@sulus.ru
Государственная политика в сфере развития и регулирования телекоммуникационных услуг
Аннотация. Эффективное государственное регулирование телекоммуникационной сферы способствует ее развитию, благодаря формированию благоприятных условий для свободной конкуренции в отрасли, привлечению инвестиций для разработки новых технологий и модернизации инфраструктуры, повышению качества услуг для населения.
В статье проанализировано место Российской Федерации в мировом рейтинге по индексу развития информационно-коммуникационных технологий в 2017 г. и выявлено, что в основе столь низких значений данного показателя лежат проблемы, связанные с неэффективным регулированием государства телекоммуникационной отрасли. Автором рассмотрены основные нормативные документы и государственные органы, регулирующие отрасль. Путем систематизации различных исследований обозначены основные проблемы, касающиеся государственного регулирования, а именно: проблемы, связанные с законодательной сферой (наличие большого числа нормативно-законодательных документов, потеря многими нормативными документами актуальности, несвоевременное принятие ряда нормативно-правовых документов и др.); проблемы, связанные с экономической стороной развития рынка телекоммуникационных услуг (несовершенство государственной тарифной политики, отсутствие эффективного организационно-экономического механизма государственного регулирования сферы телекоммуникаций); проблемы, обусловленные разногласиями между различными органами власти, регулирующими деятельность телекоммуникационных компаний. Особое внимание автор уделил анализу Государственной программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)», принятой государством для развития сферы телекоммуникаций. В ходе ее исследования было выявлено, что, несмотря на заявленные регулирующими органами положительные результаты о ее выполнении в 2017 г., все же имеется значительное количество проблем, снижающих ее эффективность. По результатам исследования предложено ряд мер, направленных на повышение эффективности государственной политики в сфере регулирования и развития рынка телекоммуникационных услуг.
Вестник Евразийской науки 2018, №4, Том 10 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2018, No 4, Vol 10 https://esj.today
Ключевые слова: телекоммуникационная отрасль; государственное регулирование; государственная программа; инвестиции
На современном этапе постиндустриального развития мировой экономики ключевая роль отводится такому ресурсу производства, как информация. Немаловажное значение играет ее качество и скорость предоставления услуг телекоммуникационными предприятиями, что во многом обусловлено уровнем технологического развития страны, ее географическим положением, степенью государственной поддержки и регулирования отрасли.
На сегодняшний день Россия в мировом рейтинге развития информационно-коммуникационных технологий занимает 45 место из 176 (рис. 1).
Рисунок 1. ТОП-10 лидеров в мировом рейтинге по индексу развития информационно-коммуникационных технологий в 2017 г. (составлено автором по данным Центра гуманитарных технологий1)
1 Рейтинг стран мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] / Центр гуманитарных технологий, 2006-2018. [Офиц. сайт] URL: http://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict-development-index-info.
Страница 2 из 9
38ECVN418
В первой тройке лидеров - Исландия, Южная Корея и Швейцария, десятую позицию замыкает Япония. Одной из основных причин отставания России от мировых лидеров является неэффективность государственного регулирования рынка телекоммуникаций, что и актуализировало тему исследования.
Этапы развития сферы телекоммуникационных услуг в России рассмотрены в работах Д.В. Проскуры, Н.В. Проскуры, И.А. Стрелковой и др. Факторам, влияющим на развитие телекоммуникационного рынка в России, посвящены труды таких отечественных авторов, как: А.В. Нагирная, Б.А. Промыслов и др. Тем не менее, недостаточно раскрытой остается роль государства в развитии сектора телекоммуникационных услуг, что обусловило цель и задачи исследования.
Целью исследования является изучение роли государства в регулировании и развитии телекоммуникационного сектора в России.
Ключевая задача государственного регулирования сферы телекоммуникационных услуг заключается в создании благоприятных условий, обеспечивающих эффективную конкуренцию на рынке связи, развитии новых услуг, повышении качества оказываемых услуг, создании результативной системы универсального обслуживания и предоставлении обществу равного доступа к телекоммуникационным услугам, информационным ресурсам, защита интересов населения и государства [10].
Макаров В.В. выделяет три группы методов государственного регулирования телекоммуникационного рынка:
• правовые (формирование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность рынка);
• организационные (совершенствование организационной структуры и системы управления, организация процесса между сетевого взаимодействия);
• экономические (разработка тарифов, оказание инвестиционной поддержки, формирование конкуренции в сфере телекоммуникаций путем использования антимонопольной политики и др.) [6].
В основе нормативной базы, регулирующей деятельность телекоммуникационного сектора лежат такие законы, как Федеральный закон «О связи» (регулирует, как административные, так и частноправовые вопросы деятельности субъектов рынка телекоммуникаций), Закон «О естественных монополиях» (основная задача - регулирование деятельности поставщиков услуг и контроль тарифов на рынке телекоммуникаций), Закон «О почтовой связи» (регулирует отношения в сфере почтовой связи), Закон «О средствах массовой информации» (направлен на регулирование услуг связи для целей телерадиовещания, условий пользования услуг связи со стороны вебсайтов), Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (регулирует порядок блокировки операторами связи ресурсов в сети Интернет и ее снятии и др.) [3].
В свою очередь рынок телекоммуникационных услуг регулируется Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральным агентством по информационным технологиям, Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовым коммуникациям, Федеральным агентством связи, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой [9].
Среди основных проблем, касающихся государственного регулирования, исследователи выделяют [2; 4; 5; 8; 10]:
• наличие большого числа нормативно-законодательных документов создает много трудностей в ходе строительства, модернизации и развития инфраструктуры рынка телекоммуникационных услуг;
• потеря многими нормативными документами актуальности, что обусловлено высокими темпами развития телекоммуникационной сферы;
• несвоевременное принятие ряда нормативно-правовых документов негативно влияет на развитие рынка телекоммуникационных услуг;
• несовершенство государственной тарифной политики, не позволяющей включать затраты на капитальные вложения в стоимость оказываемых услуг, снижает темпы развития отрасли и уровень проникновения связи в отдаленные районы РФ;
• отсутствие эффективного организационно-экономического механизма государственного регулирования сферы телекоммуникаций;
• трудности при оформлении прав на объекты телекоммуникационной инфраструктуры в необходимые сроки, что повышает юридические и финансовые риски и снижает инвестиционную привлекательность отрасли;
• несогласованность позиций по поддержанию отечественных производителей телекоммуникационного оборудования между Министерством связи, Министерством торговли, Министерством экономического развития и Министерством финансов, что существенно замедляет сроки согласования проектов.
Для развития рынка телекоммуникационных услуг правительством в 2014 г. была разработана Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 гг.)», приоритеты которой определены Стратегией развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг. (2017 г.), Стратегией развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г. (2013 г.), Стратегией научно-технологического развития РФ (2016 г.), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. и др. актами.
Ключевая роль государственной программы заключается в повышении качества работы и жизни населения, увеличении потенциала экономики государства благодаря использованию телекоммуникационных и информационных технологий. 2 Структура программы состоит из 4 подпрограмм и 1 федеральной целевой программы, на результативность которых оказывают влияние различные риски (рис. 2).
2 Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020 годы) [Электронный ресурс] / Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Офиц. Сайт] URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/.
Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 гг.)»
Подпрограммы:
1. Информационно-телеко ммуникацио нная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе.
2. Информационная среда.
3. Безопасность в информационном обществе.
4. Информационное государство.
Федеральная целевая программа
5. Развитие
телерадиовещания РФ на 2009-2018 гг.
Цели
1. Обеспечение доступности услуг электросвязи, развитие федеральной почтовой связи, совершенствование способов управления использованием радиочастотного спектра, управление развитием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
2. Строительство, реконструкция и др. телерадиовещательных объектов, обеспечение доступа к электронным СМИ, участие РФ в мировом информационном пространстве, поддержание важных социальных проектов в СМИ, развитие отечественных информационных ресурсов.
3. Предупреждение информационных и технологических угроз для РФ за счет контрольной и надзорной функции, противодействие терроризму, развитие грид-технологий.
4. Развитие информационного общества и электронного правительства, повышение качественного уровня государственного управления путем создания и введения современных информационных технологий, оказание услуг на основе информационных технологий в медицине, образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, науки и культуры, поддержание проектов в регионах в отрасли информационных технологий.
5. Модернизация инфраструктуры телерадио-вещательных сетей, перевод государственных сетей на цифровые технологии, обеспечение населения в регионах цифровым эфирным телерадиовещанием и др.
Риски, влияющие на эффективность реализации программы (макроэкономические; финансовые; социальные; кадровые; управленческие риски)
_1_
Оценка эффективности реализации программы
- оценивание уровня достижения целевых значений показателей подпрограмм;
- оценка уровня реализации государственной программы;
- оценка уровня финансирования реализации государственной программы.
Рисунок 2. Структура и цели государственной программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)» (составлено автором)
По результатам 2017 года эффективность их реализации оценивается ее исполнителями на высоком уровне, за исключением первой подпрограммы «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», эффективность которой была средней3.
Тем не менее, можно выделить ряд проблем, снижающих, на наш взгляд, результативность данной программы в 2017 г.:
• из 107 запланированных мероприятий было выполнено 105, то есть степень реализации мероприятий составила 98,1 %. Отклонение было обусловлено не
3 Уточненный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы) [Электронный ресурс] / Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Офиц. Сайт] URL: http://minsvyaz.ru/uploaded/files/otchet-za-2017-god.pdf.
выполнением всех мероприятий по подпрограмме «Информационное государство» где было реализовано 58 мероприятий из 60 (или 96,7 %);
• из 124 запланированных контрольных событий было выполнено 112, то есть степень реализации мероприятий по контролю составила 90,3 %;
• не были достигнуты целевые значения по следующим показателям: доля домохозяйств, которые имеют доступ к сети Интернет в общем числе домашних хозяйств (76,3 % против 83 % запланированных); динамика производительности труда в сфере связи (99,2 % против 106 % по плану); удельный вес заграничных и национальных паспортов нового поколения в общем числе выданных заграничных и гражданских паспортов (59,3 % против 76,2 % по плану и 52 % против 55 %, соответственно); доля средств бюджета во внутренних расходах на НИОКР (0,02 % против 0,08 %); доля жителей РФ, не охваченных региональным телевизионным вещанием (1,7 % против 1,8 %);
• невозможно оценить эффективность реализации ряда показателей, таких как: уровень минимальной доступности универсальных услуг связи среди регионов РФ; удельный вес организаций, которые использовали меры защиты информации, передаваемой в пределах глобальных сетей; удельный вес документооборота с помощью электронных носителей между органами государственной власти; доля государственных органов, использующих цифровую подпись и др.;
• в разрезе регионов наблюдались существенные диспропорции в развитии. Так, по показателю удельный вес населения, которые пользуются государственными и муниципальными услугами в электронном виде, плановые показатели (60 %) превысили только Центральный, Южный и Приволжский федеральные округа;
• фактический уровень финансирования, в целом по программе, был превышен на 4 %, по сравнению с запланированным, и составил 118, 298 млн руб. против 113,803 млн руб. Перерасход бюджетных средств наблюдался по таким подпрограммам, как: «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» (превышение плановых показателей финансирования на 11 %); «Информационная среда» (на 9 %); «Безопасность в информационном обществе» (на 7 %)4.
Таким образом, с целью повышения эффективности государственной политики в сфере регулирования и развития рынка телекоммуникационных услуг целесообразно предпринять следующие меры:
• разработать методику оценки потенциала роста сетевой инфраструктуры с учетом региональных черт и сформировать комплексную систему планирования и контроля в региональном разрезе [7];
• постоянно наращивать объемы инвестиций в данный сектор со стороны государства и создание благоприятных условий для привлечения частных, как иностранных, так и национальных инвесторов, что позволит приблизить Россию к мировому уровню развития рынка телекоммуникаций [1];
4 Уточненный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы) [Электронный ресурс] / Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Офиц. Сайт] URL: http://minsvyaz.ru/uploaded/files/otchet-za-2017-god.pdf.
Вестник Евразийской науки 2018, №4, Том 10 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2018, No 4, Vol 10 https://esj.today
• особое внимание, на наш взгляд, стоит уделить привлечению инвестиций в сферу телекоммуникаций в развивающихся регионах, с целью уменьшения территориальных диспропорций и повышения уровня доступности для населения к информационным технологиям;
• создать организационно-экономический механизм на базе использования электронной торговой площадки, что позволит государству повысить объемы и уровень качества производимого телекоммуникационного оборудования [4];
• усовершенствовать механизм по выдаче лицензий и распределению ресурсов с учетом рыночных требований, что позволит учесть интересы общества и остальных субъектов сферы телекоммуникационных услуг [10];
• уточнить показатели действующей государственной программы и усовершенствовать их целевые значения и методики оценки с учетом рыночной ситуации;
• исключить показатели, которые невозможно оценить;
• усовершенствовать организационные методы, касающиеся управления реализацией программы;
• пересмотреть ответственных исполнителей для избежания дублирования по одному и тому же мероприятию и исключения размывания ответственности за его исполнение;
• усилить контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных программою, с целью их выполнения в обусловленные сроки.
Подводя итог, отметим, что без эффективного государственного регулирования и поддержки, развитие рынка телекоммуникаций будет осуществляться медленными темпами, что существенно снизит доходы и конкурентоспособность страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрианов В. Современное состояние и перспективы развития связи и телекоммуникаций России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://viperson.ru/articles/vladimir-andrianov-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-svyazi-i-telekommunikatsiy-rossii (дата обращения 15.07.2018).
2. Гришанова Е.М., Краснослободцева Е.А. Нормативно-правовая база функционирования отрасли инфокоммуникаций // T-Comm - Телекоммуникации и Транспорт. - 2013. - № 12. - С. 38-40.
3. Дмитрик Н. Обзор законодательства Российской Федерации в сфере телекоммуникаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital. report/ict-zakonodatelstvo-rossii-obzor/ (дата обращения 18.07.2018).
4. Кострикова Ю.А. Государственное регулирование телекоммуникаций при помощи создания отраслевой электронной торговой площадки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-telekommunikatsiy-pri-pomoschi-sozdaniya-otraslevoy-elektronnoy-torgovoy-ploschadki (дата обращения 12.07.2018).
5. Макаров В.В. Обеспечение конкурентоспособности оператора связи путем инновационного развития // Электросвязь. - 2011. - № 9. - С. 30-33.
6. Макаров В.В. Телекоммуникации России: состояние, тенденции и пути развития / В В. Макаров. Монография. - М.: ИРИАС, 2007. - 296 с.
7. Промыслов Б.А. Технологические проблемы современной отрасли связи Российской федерации в переходный период // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 3. - С. 1-4.
8. Стрелкова И.А. Особенности развития российского рынка услуг связи и телекоммуникаций // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - № 1. - С. 126-129.
9. Трегуб И.В. Проблемы государственного регулирования телекоммуникационной отрасли // Современные технологии управления. - 2015. - №8 (56). - С. 1-6.
10. Улезлова Л.В. Регулирование отрасли связи и телекоммуникаций: состояние и перспективы развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ipi 1.ru/images/PDF/2017/87/regulirovanie-otrasli.pdf (дата обращения 12.07.2018).
Sinitsa Sergey Alexandrovich
St. Petersburg state university of telecommunications named after. prof. M.A. Bonch-Bruevich, Saint Petersburg, Russia
E-mail: sinica@sulus.ru
State policy in the field of development and regulation of telecommunications services
Abstract. Effective state regulation of the telecommunications sphere contributes to its development by creating favorable conditions for free competition in the industry, attracting investments for the development of new technologies and upgrading the infrastructure, improving the quality of services for the population.
In the article the place of the Russian Federation in the world rating on the index of development of information and communication technologies in 2017 were analyzed. The author found that such low values of this indicator are based on problems related to inefficient regulation of the state of the telecommunications industry. The author examined the main regulatory documents and government agencies that regulate the industry. By systematization of various studies, the main problems related to state regulation were identified. In particular, the author singled out: problems related to the legislative sphere (the existence of a large number of normative and legislative documents, the lack of relevance of many normative documents, the late adoption of a number of normative and legal documents, etc.); problems related to the economic side of the development of the telecommunications services market (imperfection of the state tariff policy, lack of an effective organizational and economic mechanism for state regulation of the telecommunications sphere); problems caused by disagreements between various authorities that regulate the activities of telecommunications companies.
The special attention author paid to the analysis of the State Program "Information Society (2011-2020)", adopted by the state for the development of telecommunications. In the course of her research, it was revealed that, despite the positive results announced by the regulatory authorities on its implementation in 2017, there are still a significant number of problems that reduce its effectiveness. Based on the results of the study, a number of measures aimed at improving the efficiency of state policy in the sphere of regulation and development of the telecommunications services market were proposed.
Keywords: telecommunication branch; state regulation; state program; investments.
38ECVN418